УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


МВД и ОКЖ

 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


Рейтинг SIMPLETOP.NET


Яндекс.Метрика




Литвинов Н.Д. Криминологические проблемы борьбы с антигосударственным терроризмом в дореволюционной России, 1861-1917 гг.

Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08: М., 2000. 409 c.

 

Введение
Глава 1. Понятие антигосударственного терроризма и криминологическая характеристика его составляющих
§ 1. Государственная власть в пореформенной России и характеристика антигосударственного терроризма
§ 2. Социальные характеристики государства и их влияние на терроризм
§ 3. Территория как признак государства и пределы его функционирования. Территориальные характеристики терроризма

Глава II. Механизм развития антигосударственного террора

§ 1. Экстремистские идеи как основа развития антигосударственного терроризма и механизм их развития
§ 2. Механизм формирования субъектов антигосударственного террора

§ 3. Обеспечение деятельности организационно-террористических формирований
Глава III. Роль государства в борьбе с антигосударственным терроризмом
§ 1. Общегосударственные меры борьбы с антигосударственным терроризмом
§ 2. Развитие субъектов антитеррора
§ 3. Меры предупреждения терроризма
Заключение
Список использованных источников
Приложения

 

Введение

 

Актуальность темы исследования
В противоречивых условиях происходящих в России политикоэкономических и социальных преобразований началось возрождение и последующая активизация антигосударственного терроризма. Начавшись в форме захвата самолетов и заложников, террор в России очень быстро перерос в деятельность организационно-террористических и военно-террористических формирований, действующих на территории Северного Кавказа.
Правоохранительным органам и вооруженным силам России с трудом удается сдерживать волну антигосударственного террора. Захват заложников чеченскими террористами в 1995 году в г.Буденовске и в поселке Первомайском прошел успешно для террористов. На Северном Кавказе контртеррористические операции переросли затем в полнокровные военные столкновения с использованием авиации, бронетехники, артиллерии.
В настоящее время террор на территории России оказывает влияние на ее внутреннюю и внешнюю политику. Развитие антигосударственного терроризма не является «криминальным достижением» лишь России. На протяжении последних 200 лет антигосударственный терроризм становился все более распространенным универсальным криминальным способом решения политических и иных задач. Криминологический анализ происходящих в России политико-экономических, социальных и иных процессов позволяет выделить ряд факторов, способствующих развитию антигосударственного терроризма. Их сохранение позволяет сделать прогноз о том, что проблемы антигосударственного терроризма еще долгое время будут актуальны для России. К числу таких факторов, на наш взгляд, можно отнести следующие:
а) высокая результативность достижения цели с использованием форм и методов террора;
б) востребованность террора различными политическими, этническими, религиозными и иными субъектами, в том числе субъектами экономической деятельности;
4
в) дефункционализация государственной власти, недостаточно эффективная деятельность либо бездеятельность которой создают предпосылки для развития антигосударственного террора;
г) сепаратистские тенденции, проявляющиеся в деятельности руководителей отдельных субъектов федерации;
д) эрозия морально-политических, этических, правовых и иных норм в сознании многих людей и формирование у них криминальных (низменных) мотивационных установок (в том числе при участии СМИ);
е) доступность ранее закрытых специальных знаний, касающихся диверсионно-террористической деятельности;
ж) появление значительного числа лиц, обладающих знаниями и навыками совершения диверсионно-террористических актов;
з) проницаемость государственных границ и возможность перемещения на территорию России криминальных элементов из других стран;
и) появление новых специальных видов оружия, которое может применяться при совершении диверсионно-террористических актов.
Все это требует активной разработки проблем антигосударственного террора для эффективной борьбы с ним. Органичной частью этой проблематики является глубокое изучение вопросов борьбы с антигосударственным терроризмом в прошлом.
Состояние научной разработки проблемы
Уголовное законодательство Российской Федерации определяет терроризм как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» \ Закон РФ «О борьбе с терроризмом» значительно расширяет перечень преступлений, под-
1 Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. Ст. 205. М., 1998. С. 465.
5
падающих под понятие терроризма. Однако ни в Российской Федерации, ни в мире в целом нет правового понятия терроризма.
В научной литературе как России, так и зарубежья до сих пор не разработано достаточно обоснованно само понятие терроризма. Принятие закона Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» практически не внесло ясности в понятие «терроризм», равно как и в определение мер борьбы с ним. В результате, как пишет Т. Боголюбова, «в настоящее время понятие терроризма получает все более широкое толкование, что не только не соответствует целям борьбы с терроризмом, но и может привести к серьезным нарушениям прав и законных интересов граждан, к нагнетанию атмосферы страха и истерии и... к эскалации насилия» \
Было бы неверным считать, что теоретические аспекты террора не рассматривались в научной литературе. Представители самых разных отраслей науки обращались к проблемам террора. Достаточно назвать таких ученых, как Ю.М.Антонян, С.Е.Вицин, В.С.Верещетин, К.К.Горяинов, А.И.Гуров, Ю.Н.Демидов, А.Э.Жалинский, И.Е.Задорожнюк, А.П.Исиченко, И.И.Карпец, С.Г.Келина, М.П.Киреев, В.С.Комиссаров, Л.В.Кондратюк, С.В.Кудрявцев, В.В.Лунеев, А.В.Наумов, К.Ф.Шеремет, С.А.Эфиров, К.Н.Салимов, В.И.Замковой и М.З.Ильчиков и другие.
Несмотря на участие таких крупных ученых в изучении проблем терроризма, разработка организационно-правовых проблем борьбы с ним сдерживается отсутствием понятийного аппарата, неразработанностью вопросов механизма террора и др. Например, в литературе встречается деление террора на государственный и антигосударственный, но не дается понятия и критериев отнесения террористических актов к тому или иному виду террора. Сложность выработки понятийного аппарата, классификации и механизма развития террора заключается еще и в том, что разрушение социалистической формации привело к обесценению многих научных работ советского периода. Поскольку Россия «возвращается» в капитализм, возрастает значимость исто-
1 Боголюбова Т. Борьба с терроризмом: уголовно-правовые проблемы // Уголовное право. 1999. № I. С. 39.
6
рического опыта борьбы с терроризмом в Российской империи. Это объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, сложилось мнение, что Россия является родиной политического террора \ Даже террористические акты чеченских боевиков объясняются наличием таких их российских предшественников, как И.Каляев, Б.Савинков. Это уже имеет принципиальное значение.
Во-вторых, в Российской империи террор, начавшись с единичных террористических актов, привел к массовому партийно-охлократическому террору, который стал одной из основных черт политического режима. Это заставляет очень внимательно отнестись к проблеме террора в наши дни.
В-третьих, исторические данные об антигосударственном терроре в Российской империи в результате изучения дают возможность объективно на научной основе выявить механизм развития террора, ибо есть и начало, и конец этого процесса.
В-четвертых, Российская империя накопила значительный опыт борьбы с террором, который до сих пор практически не изучен и мало освещен. В советское время авторы работ по этим проблемам в основном «восхищались» действиями террористов и критически оценивали борьбу государства с революционно-террористическим движением.
Необходимо отметить, что проблемы революционно-террористического движения в Российской империи довольно активно рассматривались в научной литературе. За годы советской власти проблемам деятельности организационно-террористических формирований различной политической «окраски» было посвящено много исследований. Деятельность органов внутренних дел по борьбе с терроризмом освещена в трудах таких видных ученых-правоведов, как Р.С.Мулукаев, В.М.Курицын, А.Я.Малыгин, И.В.Оржеховский и других. Однако они в основном исследовали органи-
1 См.: Манько А. Из истории терроризма в России // Российская Федерация. 1995. № 15. С. 38—41.
2 Революционное движение в России, возникшее в 1861 году, можно разделить на два вида, революционно-пропагандистское, связанное с распространением революционных идей и революционной литературы, и революционно-террористическое, выражавшееся уже в создании различного рода боевых подразделений и совершении террористических актов.
7
зационно-правовые аспекты деятельности органов внутренних дел в целом, не выделяя в достаточной мере проблемы борьбы с терроризмом. Исследования историков и юристов, затрагивающие проблемы деятельности полиции Российской империи по борьбе с революционнотеррористическим движением, в основном носили критический характер, в негативном свете оценивая борьбу с политической преступностью, в том числе в виде террористических актов.
При всей разносторонности и продуктивности исследований различного рода проблем деятельности органов внутренних дел, в настоящее время очень остро ощущается необходимость фундаментального, системного по своему характеру и концептуального по содержанию исследования широкого комплекса криминологических проблем, связанных с предупреждением террора в Российской империи.
Цели и задачи исследования
Научная цель исследования — системное изучение криминологических проблем борьбы с антигосударственным терроризмом в Российской империи. Прикладная цель — исследовать роль государства в зарождении и развитии антигосударственного террора и борьбе с ним; механизм появления и последовательного распространения среди широких слоев населения экстремистских идей, создания и деятельности террористических формирований; выработку государственных мер борьбы с преступностью. Для достижения этих целей поставлены и в процессе исследования решались следующие научноисследовательские задачи:
изучение государственно-правовых и криминологических аспектов терроризма в трудах русских и зарубежных ученых: Н.Н.Алексеева, С.А.Корфа, Н.И.Лазаревского, В.Ф.Дерюжинского, Г.Еллинека, В.М.Гессена и др., чьи работы получили значительное распространение в России;
рассмотрение проблемы государства и его составляющих (власть, территория, народ) с точки зрения функциональной значимости различных государственных институтов и их влияния на развитие террора;
8
исследование механизма зарождения и последовательного распространения экстремистских целеформирующих и организационно-объединяющих идей в различных социально-политических, экономических и иных условиях;
изучение механизма создания, организации и деятельности различного рода террористических формирований,
рассмотрение деятельности верховной государственной власти по выработке организационно-правовых мер борьбы с антигосударственным терроризмом;
оценка государственного механизма борьбы с терроризмом;
изучение основных направлений развития субъектов антитеррора;
обобщение опыта выработки мер предупреждения антигосударственного террора;
введение в научный оборот новой информации о криминологических проблемах развития антигосударственного терроризма в Российской империи и выработка нового взгляда на историю и механизм развития революционного террористического движения.
Особое значение имеют практические аспекты исследования. Ретроспективная оценка мер, вырабатывавшихся для борьбы с терроризмом в Российской империи, в условиях развивающегося капитализма дает возможность оценить возможность использования подобных мер в современных условиях.
Объект и предмет исследования
Необходимость рассмотрения широкого круга проблем, составляющих цели и задачи исследования, потребовала четкого определения объекта и предмета исследования, его методологии и логики, соответствующей эмпирической базы.
Объектом исследования является Российское государство и его деятельность по борьбе с терроризмом; содержание и виды предупреждения терроризма в дореволюционной России.
Предметом исследования стали Российское государство, его составные части, роль в появлении и развитии терроризма; механизм антигосударствен-
9
ного террора, криминологические проблемы борьбы с антигосударственным терроризмом в дореволюционной России (в период 1861—1917 гг.).
Методологическая база исследования представлена современными методами научного познания социальных явлений, методами анализа, синтеза, диалектическим, историческим. Логика их применения основана на попытке интегрировать методологические подходы различных дисциплин, таких как теория права и государства, история государства и права, криминология, конфликтология, к изучению процессов антигосударственного терроризма и выработки мер борьбы с ним.
Теоретической основой исследования послужили труды правоведов различных школ и направлений: Н.Н.Алексеева, С.А.Корфа, Г.Еллинека, Н.И.Лазаревского, В.М.Гессена, В.Ф.Дерюжинского, а также теоретиков антигосударственного террора П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева и других. В своих выводах и предложениях диссертант опирался на труды современных ученых, которые внесли значительный вклад в разработку теоретических аспектов террора и изучение истории органов внутренних дел по борьбе с терроризмом. В их числе такие ученые, как А.И.Алексеев, Ю.М.Антонян, А.В.Борисов, В.С.Ве-рещетин, А.И.Гуров, Ю.Н.Демидов, Р.И.Долгова, С.В.Дьяков, А.Э.Жшгинский, И.Е.Задорожнюк, И.Н.Зубов, И.И.Карпец, С.Г.Келина, М.П.Киреев, В.С.Ко-миссаров, А.Г.Корчагин, В.Н.Кудрявцев, Н.Ф.Кузнецова, В.В.Лунеев, А.Я.Ма-лыгин, Р.С.Мулукаев, А.В.Наумов, К.Ф.Шеремет, С.А.Эфиров, Р.А.Сабитов, К.Н.Салимов, Н.А.Стручков, Т.Е[.Радько, В.И.Замковой и М.З.Ильчиков и другие.
Эмпирическая база включает в себя:
а) прикладные результаты исследований, выполненных соискателем самостоятельно, а также совместно с другими в соответствии с планами работ Г осу дарственной Думы, ВНИИ МВД РФ, МВД РФ;

V
f*
ф
10
б) содержательный анализ законодательных и иных нормативных актов Российской империи, а также зарубежного законодательства конца XIX — начала XX века;
в) нормативная база и аналитические материалы МВД Российской империи и его структурных подразделений: Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов;
г) анализ деятельности идеологов революционно-террористического движения: П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева, В.И.Ленина, Г.В.Плеханова и других;
д) судебные документы рассматриваемого периода, связанные с революционно-террористическим движением;
е) мемуары и воспоминания самих участников революционнотеррористического движения;
ж) материалы средств массовой информации по исследуемой проблеме в рассматриваемый периода.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в юридической литературе предпринята попытка фундаментального, системного по характеру и концептуального по содержанию исследования государственно-правовых, историко-правовых и криминологических аспектов развития антигосударственного терроризма в Российской империи и выработки мер борьбы с ним.
Впервые рассматривается само понятие антигосударственного терроризма; характеристика государства и его роли в борьбе с терроризмом. Ранее в криминологической и теоретико-правовой литературе не показывался механизм развития антигосударственного террора, создания и деятельности террористических формирований. Большое внимание в исследовании уделяется анализу видов и механизма генерирования экстремистских идей, реализация положений которых невозможна в рамках существующего правового поля. Автор вводит в научный оборот значительный по объему понятийный аппарат, связанный с антигосударственным террором, с механизмом генерирования экстремистских идей, с механизмом создания и деятельности террористических формирований.
11
В исследовании показан механизм использования религиозных институтов в развитии террора на территории Российской империи; исследуется роль культуры в государственной жизни и ее влияние на размах террора; делается попытка оценки роли русской интеллигенции в развитии террора.
Проблема терроризма в современной России представлена качественно новым криминальным феноменом в развитии преступности. Терроризм из единичных актов превратился в деятельность военно-террористических формирований на территории Чечни, посягающую уже на территориальную целостность России.
За последние несколько лет в России разработан целый ряд законов, направленных в той или иной мере на борьбу с терроризмом. Основным из них является Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Однако теоретическая неразработанность многих положений, связанных с террором, значительно сдерживает выработку организационно-правовых мер борьбы с терроризмом. В этой связи значительно возрастает значимость исторического опыта дореволюционной России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Российская империя, представляя собой самодержавную монархию, формировалась как за счет саморазвития, так и путем присоединения территорий других этносов, административно-государственных образований, государств. То есть, самим механизмом формирования Российской империи создавались основы развития будущего сепаратизма и терроризма.
В Российской империи к концу XIX — началу XX века стали проявляться объективные процессы разрушения самодержавия, актуализировались проблемы перехода его к конституционной монархии. Самодержавный механизм государственной власти не смог выработать адекватных организационно-правовых мер противодействия террору, порожденных этими процессами.
2. Император как носитель верховной власти, наделенный законодательными, исполнительными и иными функциями, сосредоточивший верховное управление в своих руках, оказался неэффективным институтом власти.
12
Поэтому самодержавная власть, сам император, правящий дом, представители верховной власти стали притягательными объектами антигосударственного террора.
Вся государственная и политическая элита государства, будучи структурой «управления подчиненного», стала объектом антигосударственного террора. В то же время она не смогла эффективно реализовать предоставленные ей организационно-правовые полномочия для защиты самодержавия. Министры, генерал-губернаторы, наделенные большими полномочиями, не смогли обеспечить надлежащее противодействие распространению на территории России экстремистских идей, созданию и деятельности организационно-террористических формирований.
3. Отдельные составные части государства могут быть объектом либо целью антигосударственного террора, либо одновременно тем и другим. Выбор объектов террора и террористического акта определяется их местом в структуре государства. Необходимость достижения целей, вытекающих из экстремистских идеей, как правило, предполагает изменения во всем государстве (либо на части его территории) формы правления, изменения политического режима, системы нормативно-правового регулирования и др.
4. Масштабы проявления антигосударственного терроризма во многом определяются государственной властью, ее готовностью к регулированию политико-экономических процессов, выработке мер нормативно-правового и организационно-тактического противодействия террору. Государство не может не защищаться от антигосударственного террора. В целях своего самосохранения государство должно принимать необходимые организационноправовые меры противодействия террору. Нарастание антигосударственного террора должно повлечь за собой последовательное изменение и совершенствование нормативно-правовой базы борьбы с терроризмом; совершенствование организационно-структурного построения, форм и методов деятельности непосредственных субъектов антитеррора. Самодержавная монархия не смогла выработать и реализовать нормативно-правовые и иные адекватные характеру угрозы меры борьбы с терроризмом.
13
5. Антигосударственный терроризм тесно связан с социальными характеристиками государства, этническим составом населения, уровнем развития культуры страны и ее регионов, конфессиональной принадлежностью населения и позицией официальных религий.
6. Антигосударственный терроризм представляет собой регулируемый криминально-политический процесс, направленный на разрушение государства. В основе антигосударственного террора лежит экстремистская целеформирующая и организационно-объединяющая идея, которая целенаправленно внедряется в сознание значительного числа людей. Восприятие и востребованность идеи во многом зависит от социально-политического, социально-экономического, социально-культурного и иных характеристик общества.
7. Создание и деятельность террористических структур происходит в соответствии с определенными закономерностями, знание которых позволяет вырабатывать механизм противодействия террору. В Российской империи были использованы механизмы создания организационно-террористических формирований различной идеологической направленности: политические, этнонационалистические, религиозные, анархистские, которые можно назвать классическими.
8. Конкретные характеристики антигосударственного терроризма тесно связаны с формой государства, формой правления, формой государственного устройства, политическим режимом, геополитическим положением, географическими особенностями территории, социально-национальным составом населения, внутренней и внешней политикой, состоянием социальной среды разного уровня. Все эти факторы тесно связаны между собой и могут оказывать различное влияние на развитие терроризма.
Теоретическое значение диссертационного исследования
Проблемы, поднятые в диссертации, еще не были предметом комплексного исследования. В связи с этим объем, уровень и содержание поставленных задач позволяют считать данное исследование новым научным
14
направлением и определенным вкладом в развитие криминологии. Исследование определяется комплексной разработкой вопросов взаимосвязи характеристик государства и террора; механизма развития антигосударственного террора в Российской империи; выработкой соответствующего понятийного аппарата. Несмотря на то что исследование проводилось на исторических материалах, полученные результаты отражают объективный характер развития антигосударственного терроризма и могут быть использованы при анализе процессов развития антигосударственного террора в современных условиях. Кроме того, выработанный автором понятийный аппарат применим и для исследования современных проблем терроризма.
Практическая значимость исследования имеет комплексный характер. В научный оборот введены новые источники, которые значительно расширяют историко-правовую и информационную базу исследований. Внесен вклад в выработку понятийного аппарата антигосударственного террора. Полученные результаты могут быть использованы в учебно-научном процессе, при проведении криминологического анализа и прогноза развития антигосударственного терроризма в современных условиях; в разработке нового законодательства по защите государства от антигосударственного терроризма.
Апробация результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования использовались при разработке проекта федерального закона «О борьбе с терроризмом» в Государственной Думе Совета Федерации; проекта концепции о совершенствовании органов внутренних дел на транспорте; криминологических прогнозов развития антигосударственного терроризма в современной России; в процессе ведения международных переговоров, проводившихся Управлением международного сотрудничества МВД России, а также при разработке рабочей программы нового спецкурса «Террорология», внедренного в учебный процесс Воронежского института МВД России.
Результаты исследования также докладывались на международной научно-практической конференции в Санкт-Петербургской академии МВД Рос-
15
сии 25 июля 1997 г.; в Академии ФСБ России на научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы ФСБ России и МВД России с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией в современных условиях» в 1997 г.; на межведомственной научно-практической конференции в г. Ижевске «Актуальные проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия в условиях переходного периода» в 1998 г.; на семинаре-конференции в г. Якутске «Проблемы обеспечения безопасности на объектах транспорта и пути ее улучшения» 27 января 1998 г.; на международной научно-практической конференции в Санкт-Петербургском университете МВД России «МВД России — 200 лет» 28 мая 1998 года; на международной научно-практической конференции в Орловском институте МВД России 20 января
1999 г. «Правоохранительная деятельность на транспорте: итоги и перспективы»; на международной научно-практической конференции в С.-Петербургском университете МВД России: «Компьютерная преступность: состояние, тенденции и превентивные меры ее профилактики» 12 февраля 1999 г.; на заседании «круглого стола» в Институте научной информации по общественным наукам РАН 17 ноября 1999 г. «Информационные и интеллектуальные ресурсы в борьбы с международным терроризмом»; на III Всероссийской научнопрактической конференции в Воронежском институте МВД России 19 декабря 1999 г. «Организационно-правовые и информационно-технические проблемы обеспечения безопасности в современных условиях»; на второй епархиальной медико-педагогической конференции в Задонском монастыре «Миссия церкви на рубеже тысячелетий» 15 декабря 1999 г.; на научнопрактической конференции в институте международного права и экономики имени А.С.Грибоедова и ВНИИ МВД России «Проблемы борьбы с терроризмом» 21 марта 2000 г.; на межвузовской научно-практической конференции в Воронежском институте МВД России «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в современных условиях» 20 апреля 2000 г.; на международной научно-практической конференции «Россия, XXI век — антитеррор» 9 ноября
2000 г.; опубликованы в 34 научных трудах автора, в том числе в четырех монографиях, трех сборниках документов и материалов.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU