УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


МВД и ОКЖ

 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Яндекс.Метрика




Бойко С.И., Петренко Н.И., Соколова В.И. Казанское губернское жандармское управление в 1880-1917 гг.: организация и деятельность в полиэтноконфессиональном регионе.

— Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2016.

 

Введение
Глава I. Организационные основы функционирования и ресурсное обеспечение Казанского губернского жандармского управления
1.1. Нормативно-правовые основы деятельности губернских жандармских управлений в 1880—1904 гг.: поиск путей повышения эффективности
1.2. Организация функционирования губернских жандармских управлений в 1905—1917 гг.
1.3. Кадровое и финансовое обеспечение деятельности Казанского ГЖУв 1880-1917 гг.
Глава II. Деятельность Казанского губернского жандармского управления в 1880—1917 г.
2.1. Исторические, этноконфессиональные и социально-политические особенности развития Казанской губернии в конце XIX — начале XX в.
2.2. Борьба с нарастающим социалистическим движением, обострение этнополитических процессов в 1880—1904 гг.
2.3. КГЖУ во время революционных событиях 1905—1907 гг. и в послереволюционный период: социальные, политические и этноконфессиональные составляющие противостояния
2.4. Особенности работы в годы Первой мировой войны
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

 

Введение

 

Государственное устройство любой страны предполагает наличие в системе правоохранительных органов специализированных структур, осуществляющих организацию и проведение политического розыска, наблюдение за политическими настроениями населения. Анализ их деятельности представляет значительный научный и прикладной интерес. Он позволяет оценить эффективность организации государственного аппарата и его способность противостоять как внутренним, так и внешним деструктивным воздействиям. До тех пор, пока внутренняя и внешняя политика в любой стране порождает среди определенных категорий населения радикальных оппонентов государственного строя, встающих не на демократический, а на противозаконный путь борьбы с ним, весь предшествующий опыт подобных противостояний может быть востребован и адаптирован к современным условиям. Строительство в России правового государства повышает актуальность этой проблемы, в том числе и с точки зрения изучения опыта работы отечественной политической полиции. При этом следует особо подчеркнуть важность учета региональных особенностей этой деятельности. Федеративное устройство в России в значительной мере уникально, поскольку в его основу положен этнический принцип. Существуют различные точки зрения на целесообразность подобного государственного устройства1, но, несомненно то, что страна накопила уникальный опыт совместного многовекового проживания народов, различающихся по принадлежности к различным культурным традициям, вероисповеданиям и т.д. В отличие от многих европейских стран, лидеры которых констатируют провал политики мультикультурализма, -4- в России успешно действуют принципы добрососедства, базирующиеся на историческом опыте, политической практике, учитывающей сложную этническую и конфессиональные структуры общества. Конечно, отечественная история дает примеры не только положительных практик в этой сфере. С этой точки зрения представляется безусловно важным изучить опыт региональных институтов Корпуса жандармов, действовавших в сложном полиэтничном и поликонфессиональном регионе, каким была Казанская губерния.
В России первым специализированным учреждением, ведавшим антигосударственными делами, был Преображенский приказ, учрежденный Петром I в 16862 для управления Преображенским и Семеновским полками, но с 1697 г. получивший исключительное право следствия и суда по политическим преступлениям. Параллельно с Преображенским приказом функционировала Тайная канцелярия (1718—1801 гг.) как орган политического сыска и суда (существовали под разными наименованиями). Наиболее известным органом борьбы с противниками самодержавия в дореволюционной истории Российской империи стал институт жандармов (1827—1917 гг.). В 1827 г. был создан Корпус жандармов при III отделении Собственной его императорского величества канцелярии (с.е.и.в.к.), с 1836 г. — Отдельный корпус жандармов, с 1880 г. — при Департаменте полиции Министерства внутренних дел.
В конце 1870-х гг. необходимость реформирования государственного устройства осознавалась многими видными представителями власти. В Верховную распорядительную комиссию, созданную в феврале 1880 г. под руководством графа М.Т. Лорис-Меликова поступали различные проекты переустройства правоохранительных органов3. В результате 6 августа 1880 г. был образован Департамент государственной полиции, на который была возложена задача руководить делами политического характера. Основными органами на местах, входившими в его состав, являлись губернские жандармские управления. -5-
На них ложилась ведущая задача по выявлению носителей и распространителей антигосударственных настроений, предотвращению активных действий, направленных на расшатывание самодержавной формы правления.
Казанская губерния находилась практически в центре России. В ней была достаточно высоко развита промышленность и уже сформировалась относительно многочисленная прослойка рабочего класса, хотя подавляющее большинство населения составляло многонациональное крестьянство. В губернском центре — Казани — находился ряд высших и средних специальных учебных заведений, где шла концентрация молодых людей, критически настроенных к действующей власти. В целом можно констатировать, что губерния еще не стала по степени противостояния на уровень Санкт-Петербурга, Москвы и ряда других регионов, но протестный потенциал накапливался в значительном объеме и в короткие сроки по причине нерешенности важнейших политических, экономических и социальных проблем, а также активной работы социально-революционных организаций.
Деятельности политической полиции в России посвящено достаточно много публикаций не только историков, но и специалистов по истории государства и права. Обширные обзоры литературы выполнены З.И. Перегудовой, М.С. Чудаковой, Т.М. Лаврик, С.А. Гомоновой, О.Н.Квасовым и др.4. Исследователи отмечают, что функционирование политической полиции не получило такого освещения в литературе, как работа органов общей полиции. По мнению М.С. Чудаковой, это связано с закрытостью учреждения, следовательно, недоступностью источников и других материалов, нежеланием властей открыто говорить о проблемах, связанных с деятельностью по пресечению антиправительственных действий5. В целом в историографии по проблеме можно выделить -6- несколько этапов. Во-первых, небольшой корпус дореволюционных изданий. Отмечаются отдельные работы таких специалистов, как историка Б.Б. Глинского и юриста Н.А. Гредескула, а также сборник статей группы авторов об организации ряда провокаций, направленных против нелегальных партийных организаций6. Была издана брошюра бывшего директора Департамента полиции А.А. Лопухина «Из итогов служебного опыта. Настоящее и будущее русской полиции» (М., 1907). Деятельность членов ряда комиссий, назначенных после Февраля 1917 г., привела к изданию работ, раскрывающих функционирование заграничной агентуры, охранных отделений, характеристику их приемов и методов.
З.И. Перегудова отмечает, что нередко авторами публикаций выступали члены этих комиссий, в частности, В.К. Агафонов, М.А. Осоргин, С.Г. Сватиков, С.В. Членов. По мнению М.С. Чудаковой, эти книги переполнены незначительными фактами при отсутствии цельной концепции истории политической полиции7.
В советский период исследования, посвященные деятельности правоохранительных органов дореволюционной России, носили ярко выраженный идеологический и политический характер, что было для этого времени неизбежным явлением. В первую очередь авторы рассматривали институт политической полиции сквозь призму борьбы с революционерами с предопределенными для своего времени оценками и выводами. Постепенно в научный оборот вводился значительный пласт ранее секретных материалов, что дало возможность охарактеризовать более полно деятельность общей и политической полиции в России, конкретные аспекты их противостояния с противниками самодержавия8. Появляются публикации мемуарного характера, а также различные документальные сборники, среди авторов которых отмечаются В.Б. Жилинский, -7- П.Г. Курлов, Л.П. Меньшиков, П. Павлов, А.И. Спиридович, П.Е. Щеголев, Б.И. Горев и др.9
Следует отметить также исследования историков Татарстана этого периода, посвященных революционным событиям первой революции в России. В первую очередь, это труды Г.Г. Ибрагимова и С.И. Лившица. В них история КГЖУ отражена косвенно, через рассказы о партийных организациях, аресты отдельных революционеров, провалы ячеек и т.п.10
Новый интерес к функционированию государственной системы до 1917 г. мог реализоваться только после второй половины 1950-х гг. Практически все авторы отмечают вклад в эту проблему И.П. Ерошкина11. В своих книгах он не мог подробно проанализировать структуру и особенности деятельности каждого учреждения, в том числе и Департамента полиции, но показал их место в системе российской бюрократии, охарактеризовал некоторые методы политического розыска. С 1960-х гг. публикуют труды такие известные исследователи истории государства и права, как С.В. Юшков, Р.С. Мулукаев, Д.Н. Шинджикашвили, А.В. Хохлов и др.12 Плоскость исследований переходит в основном в освещение противоборства партии большевиков с органами политического сыска13. -8-
Новый этап в историографии проблемы начинается с конца XX столетия. Появился цикл комплексных исследований. Прежде всего, это труды Ф.М. Лурье, Ч. Рууда и С.А. Степанова, Ю.А. Реента, В.А. Шелкопляса, В.С. Измозика, В.В. Романова, Н.Г. Сысоева14, упоминавшиеся монографии З.И. Перегудовой, М.С. Чудаковой. С точки зрения исследовательских подходов, избранной проблематики эти работы можно охарактеризовать как обобщающие. Следует также отметить обращение авторов к Источниковым вопросам изучения деятельности политической полиции15. С этой точки зрения интерес представляют работы Н.В. Воскобойниковой и Е.В. Соловьевой, посвященные организации управления и делопроизводства в системе политического сыска Нижегородской и Тобольской губерний соответственно и носящие источниковедческий характер16. На основе анализа комплекса делопроизводственной документации охранного отделения и обоих ГЖУ авторами выявлена система управления как этими учреждениями, так и подведомственными им органами. Н.В. Воскобойниковой подготовлен также двухтомный сборник документов, извлеченных из государственного архива Нижегородской области, имеющих непосредственное -9- отношение к деятельности политического сыска Нижегородской губернии17. В конце 1990-х — 2000-х гг. выполнен ряд региональных исследований, посвященных работе политической полиции. Авторы в основном обращали внимание на правовой статус, механизм функционирования, принципы и процесс формирования кадрового состава, формы и методы деятельности. К ним относятся статьи, книги, диссертации А.Д. Тимошевской, А.В. Кокшарова, М.А. Алексеевой, Е.Е. Гладышевой, В.Г. Дорохова, В.Е. Мусихина, Т.М. Лаврик, С.Ю. Плужникова, Я.А. Крутовой и др.18 Сразу же отметим при этом, что, на наш взгляд, нельзя не согласиться с мнением А.Д. Тимошевской, отметившей, что несмотря на довольно большое количество трудов, посвященных истории полиции России, ни в одном из них специально не проводилось исследование организации и деятельности полиции в национальных регионах страны. В своей работе она изучает -10- эти проблемы на примере Прибалтийских губерний, Великого княжества Финляндского, царства Польского, Туркестанского генерал-губернаторства и Закавказья. Вне внимания исследователей остаются органы политического сыска национальных территорий собственно России, одним из которых являлась Казанская губерния. Об отдельных сторонах деятельности КГЖУ написано несколько работ. О формировании кадрового состава управления в первые годы после его образования в 1867 г. повествует статья С.Р. Хамидуллина19. В публикациях И.Е. Алексеева имеются интересные сведения о кадровой ситуации в КГЖУ перед Февральской революцией 1917 г. В первую очередь, речь идет о его руководящем составе: автор характеризует послужные списки ряда начальников управления, некоторых офицеров20.
Среди трудов, характеризующих организацию и функционирование политической полиции Поволжья выделяются исследования В.В. Романова. В своем историографическом труде М.Н. Иванцов, на наш взгляд, справедливо отмечает, что этот автор рассматривает изучаемые проблемы с новых методологических направлений, применяя надпредметный подход. Его примеру «последовали многие ученые, сферой интересов которых является изучение регионального аспекта деятельность политической полиции России дореволюционного периода»21.
Деятельности общей полиции в чувашских уездах Казанской губернии посвящена монография Д.А. Ялтаева, в которой он рассматривает ее взаимодействие с КГЖУ во время исполнения политико-охранительных функций и религиозного контроля22.
Следует также отметить работы тех историков, которые изучали революционные события, деятельность политических партий и в связи с этим писали о противостоянии оппозиции и органов политического сыска. В этих исследованиях имеются фактические сведения, косвенным образом описаны формы и методы работы жандармских управлений. -11-
Особенно это характерно для работ, посвященных событиям 1905 —1907 гг.23 В 2004 г. Г.В. Романовой защищена диссертация о противостояние политической полиции Поволжья и террористов в 1905—1907 гг.24
Анализ изданной литературы позволяет сделать вывод, что авторами проведен достаточно полный анализ деятельности органов политического сыска. В первую очередь следует отметить, что в целом раскрыты организационно-правовые основы их функционирования. Значительное место этой проблеме посвящено в трудах З.И. Перегудовой, Т.М. Лаврик и др. исследователей. Анализу подверглись важные нормативно-правовые акты, которые легли в основу деятельность ГЖУ за все время их существования: Положение о Корпусе жандармов (9 сентября 1867 г.); Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений (19 мая 1871 г.), с принятием которых политическая полиция получила право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям; Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия (14 августа 1881 г.), согласно которому в отдельных местностях или территориях мог быть введен режим чрезвычайной и усиленной охраны, а руководители жандармских органов получали право предварительного задержания, производства обысков и наложения арестов на имущество внушавших подозрение лиц25. Кроме этих основополагающих документов в литературе проанализирован значительный корпус важных документов, регулирующих внутреннюю организацию ГЖУ и взаимоотношения его со смежными структурами как относящимся к политическому сыску, так и общей полиции. При этом отмечается, что благая идея, приведшая к созданию ГЖУ и охранных отделений, обратилась в профанацию, не удалось также добиться согласованности действий между политической и общей полицией26. -12-
Следует констатировать, что имеются исследования, в которых рассматривается место ГЖУ в системе государственной структуры управления в целом и силовых органов, в частности27.
Подробно рассмотрены формы и методы розыскной деятельности, показаны основные проблемы в формировании кадрового и технического обеспечения. Если говорить о направлениях деятельности ГЖУ, то, прежде всего, в исследованиях разработаны такие из них, как наружное наблюдение, работа внутренней агентуры и перлюстрация28. При этом отметим, что А.В. Белова считает, что в большинстве трудов эти направления характеризуются как методы работы, в то время как она, вслед за Ю.А. Реентом, полагает, что речь следует вести об «источниках осведомленности политической полиции»29. На наш взгляд, подобное уточнение не совсем адекватно отражает всю полноту этой стороны работы политической полиции, в большей мере ей соответствует дефиниция «направление деятельности».
Вместе с тем, ряд важных вопросов этой большой научной проблемы остается недостаточно изученным. Среди проблем организационно-правового обеспечении функционирования ГЖУ, по нашему мнению, недостаточному вниманию подверглись анализу текущие циркуляры руководства Департамента полиции и Отдельного корпуса жандармов с учетом изменяющейся исторической и политической ситуации. Если же вести речь о региональных аспектах данной тематики, то приходится констатировать, что пока еще нет комплексного исследования о деятельности Казанского губернского жандармского управления в 1880—1917 гг. С точки зрения организации деятельности, набора кадров, основных направлений деятельности оно не отличалось кардинально от других ГЖУ. Следует только еще раз отметить, что Казань, -13- будучи давним университетским центром, была в большей степени насыщена молодыми людьми, склонными к критическому отношению к правящей власти. В этом ее заметное отличие от других регионов. В то же время с этой точки зрения губернская столица не достигла того уровня противостояния, которое было характерно для обеих столиц. Наконец, еще одно важнейшее обстоятельство, не нашедшее отражения в трудах, посвященных органам политического сыска: в них не могло быть учтено наличие и влияние поликонфессиональной и полиэтничной структуры населения губернии на деятельность ГЖУ, в силу того, что его абсолютное большинство составляли православные русские (великороссы, малороссы и белорусы по идентификации изучаемого периода).
В книге анализируется деятельность КГЖУ в период с 1880 до марта 1917 гг., то есть со времени ликвидации Третьего отделения с.е.и.в.к., создания Департамента государственной полиции и до прекращения деятельности самого института политической полиции в марте 1917 г. Это было время стремительного нарастания противостояния правоохранительных органов и антиправительственных сил, сопровождавшегося накоплением опыта борьбы государственными структурами с противниками господствовавшего строя и, в свою очередь, революционными партиями и организациями, действовавшими в основном в нелегальных условиях.
КГЖУ функционировало в рамках Казанской губернии, насчитывавшей с 1802 и до ее ликвидации в 1920 г. 12 уездов. В советский период на этой территории частично или полностью были образованы Татарская, Чувашская и Марийская АССР.
Авторы на основе системного исследования Источниковой базы с учетом современных достижений науки стремились осуществить анализ организационных и функциональных аспектов деятельности Казанского губернского жандармского управления в специфичном полиэтно-конфессиональном регионе.
С учетом этого были рассмотрены конкретные исследовательские задачи, в том числе:
проведен анализ литературы по проблеме, выявлены как общие точки зрения, так и дискуссии по ключевым вопросам анализируемой темы, определены неисследованные сюжеты, имеющие отношение к деятельности ГЖУ; -14-
на основе критического анализа сформирован корпус источников, в наиболее полной мере содержащий комплекс фактических данных о деятельности КГЖУ в исследуемый период;
путем анализа законов, указов, постановлений и других нормативных документов выявлены особенности организационно-правового, финансового и кадрового обеспечения деятельности КГЖУ с учетом важнейших исторических событий, нарастания революционной борьбы в исследуемый период;
рассмотрены проблемы ресурсного обеспечения КГЖУ, в первую очередь кадровый состав управления и его финансовое содержание, и определена взаимосвязь этого обеспечения с уровнем революционной борьбы;

рассмотрены формы и виды деятельности КГЖУ в конкретные исторические периоды, выделены основные ее направления и особенности, трудности и достижения;
особое внимание уделено анализу работы КГЖУ с учетом полиэтнического и поликонфессионального состава населения губернии, в первую очередь, анализировалось влияние исламского фактора;
показаны проблемы взаимодействия КГЖУ с другими правоохранительными органами губернии, выявлены сложности и достижения на этом направлении.
В своей работе авторы опирались на комплекс источников, которые делятся на опубликованные тексты и документы, извлеченные из архивных фондов. Отдельные материалы выходили еще до революции, но это были публикации, предназначенные только для служебного использования30. Следует отметить уникальный, на наш взгляд, сборник, подготовленный в 1935 г. чувашским партийным деятелем того времени, пережившим политические репрессии и ставшим затем известным историком И.Д. Кузнецовым. В Архиве революции из фонда Департамента -15- полиции (ныне Государственный архив Российской Федерации, ф. 102) им было извлечены документы, посвященные событиям 1905—1907 гг. в национальных регионах империи31. В книге более 45% составляют разделы, посвященные действиям рабочих и крестьян Татарстана в революции 1905 г., исламскому движению в 1905—1907 гг. и революционному движению среди чувашей, марийцев и удмуртов. Составитель поместил в сборник значительное количество документов КГЖУ, Департамента полиции, МВД: циркуляры, приказы, донесения, переписку и т.д. Отметим также сборники документов, изданные практически во всех регионах страны в середине 1950-х гг. к 50-летию революционных событий в России. В них деятельность ГЖУ также освещается посредством документов, исходивших из правоохранительных органов32. Публикация источников особенно активно началась с начала 1990-х гг. Исследователи при этом отмечают значительную роль З.И. Перегудовой, работавшей в Государственном архиве Российской Федерации и много сделавшей для выпуска в свет ранее недоступных материалов политического сыска, в том числе инструкций по внутреннему и наружному наблюдению33. В конце XX — начале XXI вв. увидел свет ряд сборников документов, посвященных различным сторонам деятельности политической полиции, в том числе агентурной работе34. Важными для исследования была такая категория опубликованных материалов, как воспоминания работников политического сыска различного уровня. -16-
По типам источникам документы могут быть подразделены на несколько групп. Первую из них составляют нормативно-правовые акты верховной власти Российской империи. В России понятие закона включало в себя такие акты, как уложения, уставы, учреждения, грамоты, положения, наказы (инструкции), манифесты, указы, мнения Государственного совета и доклады, утвержденные императором. Это понимание было закреплено в ст. 53 Основных законов (ред. 1892 г.). Большинство из них опубликовано в Полном собрании законов Российской империи (второе и третье издание, далее ПСЗ), Своде законов Российской империи. Эта категория документов дает возможность выявить правительственную политику в вопросах формирования, кадрового обеспечения ГЖУ, уровень их полномочий, проблемы денежного и вещевого довольствия, вооружения жандармских чинов и т.д. Кроме того, такие документы имеют большое значение при анализе общеполитической ситуации в стране, позиции правительства в сфере политических и гражданских свобод и пр. Вторая группа представлена делопроизводственной перепиской, в том числе приказами и циркулярами, предписаниями Департамента полиции, других центральных ведомств, пересылаемых в ГЖУ непосредственно или через Департамент полиции, отношениями губернатора, перепиской с другими ГЖУ, различными учреждениями и ведомствами, следственными делами и др. Помимо циркуляров и приказов, получаемых от вышестоящего руководства в жандармских управлениях имели хождение следующие виды служебных бумаг: рапорт (документ от нижестоящего к вышестоящему), отношение (документы между равными по должности и лицам, не находящимся в подчинении), предписания (бумаги, направляемые начальником подчиненным). Кроме того, архивные фонды наполнены такими видами служебных бумаг, как прошения, докладные, памятные, известительные и др. документы35. С точки зрения содержательной они чрезвычайно важны, поскольку дают возможность рассмотреть реакцию государственной власти на текущие политические события, характеризуют практику правоприменения и ее коррекцию. Отдельную категорию этой группы составляют материалы, свидетельствующие о деятельности -17- секретных сотрудников, документы о различных партиях и организациях, в том числе программного характера. Ценными источниками представляются обзоры о положении дел в губернии, направляемые губернатором в столицу и о непосредственной деятельности ГЖУ, составляемые его начальником. Значительный интерес представляют материалы, характеризующие внутреннюю деятельность КГЖУ. К ним относятся книги приказов, распорядительные и бухгалтерские документы.
Прежде чем перейти к характеристике фондов отдельных архивов, выскажем свою точку зрения на мнение Е.А. Гончаровой по поводу характера циркуляров и инструкций, направляемых из Департамента полиции и Отдельного корпуса жандармов в российские ГЖУ. Она считает, что они не носили обязательного характера, а лишь предусматривали как поступать в том или ином случае. После получения циркуляра почти всегда следовала переписка, уточняющая указания сверху36. С таким суждением можно согласиться лишь отчасти, например, если речь вести об отдельных видах инструкций. Трудно представить, что такая структура, как жандармское управление, с точки зрения организации внутренней жизни, находившееся в такой же ситуации, как и воинская часть, не приняла бы к безусловному исполнению предписания вышестоящих начальников. Понятно, что на практике ситуации могли быть различными, и положения циркуляров не могли дать ответы на все практические нюансы, но с точки зрения принципиальной они должны были приниматься к исполнению. Сошлемся на воспоминания В.Ф. Джунковского, командира Отдельного корпуса жандармов в 1913—1915 гг. Он вспоминает, что с назначением на эту должность узнал, что в практике ГЖУ обычным делом стало использование в качестве секретных сотрудников учащихся средних учебных заведений. С точки зрения вновь назначенного командира жандармского корпуса это был «преступный прием», и он приказал «тотчас же составить самый строжайший циркуляр, воспрещавший использовать сотрудникам из учащихся средних и низших учебных заведений..., не допускавший никаких возражений»37. Другое дело, что даже такие строгие циркуляры могли не выполняться, как и в данном конкретном случае. -18-
В.Ф. Джунковский отмечает, что встретил 2 случая неисполнения циркуляра, но ответственные лица в этих ГЖУ «были отчислены от своих должностей без всяких объяснений»38. Поэтому говорить о всех циркулярах как о рекомендательных документах, на наш взгляд, неоправданно.
Большинство неопубликованных документов извлечено нами из Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ). В ГА РФ изучены документы фонда 102 — Департамента полиции. Материалы архива сосредоточены по отдельным делопроизводствам, специализировавшимся на различных сферах деятельности департамента. Из материалов 2-го делопроизводства извлечены документы о финансовом обеспечении деятельности КГЖУ, об организации и проведении первой Всероссийской переписи населения 1897 г. Фонды 3-го делопроизводства представлены политическими обзорами и сведениями по Казанской губернии. Среди материалов Особого отдела для нас значительный интерес представляли документы о деятельности политических партий и беспартийных организаций, о студенческом движении, панисламизме, отчеты губернатора и начальника КГЖУ, направляемые министру внутренних дел и в Департамент полиции. Документы о деятельности партий и политических организаций в большинстве своем сгруппированы по источникам информации: материалы наружного наблюдения, агентурные сведения. Имеются также дела под заголовками «Центрально-комитетское дело», или «Комитетское дело», в которых находятся общероссийские сведения.
Из фонда 1 «Канцелярия Казанского губернатора» НА РТ были использованы циркуляры и предписания МВД, годовые отчеты губернатора, в которых имеется оценка политической ситуации, сведения и переписка о движении студентов в 1880—1890-х гг. о деятельности партий, о забастовках и стачках, о настроениях населения. Использована также переписка с КГЖУ, что дало возможность получить материал о проблемах взаимодействии полиции губернии и жандармского управления. Об этом же свидетельствуют некоторые документы из фонда 390 — Прокурора Казанского окружного суда. Здесь были выявлены циркуляры Министерства юстиции, переписка о проблемах надзора -19- за революционно настроенными лицами, о стачках и забастовках, о крестьянских волнениях, о деятельности Казанской организации РСДРП, эсеров и др. Но абсолютное большинство документального материала извлечено из фонда 199 (Казанское губернское жандармское управление), в котором сосредоточены указы Сената, политические обзоры по губернии и уездам, переписка с Департаментом полиции, многочисленные документы, характеризующие различные формы и методы работы КГЖУ, его кадровый состав и т.д.
Интересные сведения выявлены в Государственном историческом архиве Чувашской Республике (фонды 375 — Цивильский жандармский пункт и 376 — Ядринский жандармский пункт). По объему эти фонды небольшие и в основном охватывают период Первой мировой войны, и содержат отчеты и донесения унтер-офицеров, служивших в этих пунктах. Использованы также документы из фонда Козьмодемьянского жандармского пункта Государственного архива Республики Марий Эл (ф. 132), в котором в основном также накоплены рапорты и донесения жандармского унтер-офицера о наборе в армию, о поведении и настроениях населения и пр. -20-

 

Примечания

 

1 Их подробный обзор см., например, в кн.: Филиппов В.Р. Критика этнического федерализма. М., 2003. С. 318—367.
2 См. Кошель П. История сыска в России. Кн. 1 //http://readr.ru/pyotr-koshel-istoriya-siska-v-rossii-knl.html?page=l# (Дата обращения 2.09.2011). См. также БСЭ.
3 Подробнее см.: Перегудова З.И. Политический сыск России (1880—1917 гг.). М., 2000. С. 17—26; Романов В.В. Организация и деятельность политической полиции Поволжья в конце XIX — XX вв. М., 2003, С. 33—37; Чудакова М.С. Противостояние. Политический сыск дореволюционной России. Ярославль. 2003. С. 23—24 и др.
4 См.: Перегудова З.И. Политический сыск России. С. 7 — 12; Чудакова М.С. Противостояние. Политический сыск дореволюционной России. Ярославль, 2003. С. 5— 13; Лаврик Т.М. Проблема губернских жандармских управлений в историко-правовых исследованиях // Историко-правовой вестник. Тамбов, 2005. Вып. 1. Гомонова С.А. Политическая полиция России конца XIX — начала XX века в отечественной историографии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 11. №6, 2009. С.84—89; Квасов О.Н. Губернский аппарат тайного политического сыска Российской империи в новейших отечественных исследованиях / / Вестник РГГУ. 2013. № 10 (111). С. 184-197.
5 Чудакова М.С. Указ. соч. С. 5.
6 Глинский Б.В. Отдельные эпизоды агентурной деятельности Департамента полиции в 80-е годы // Исторический вестник. 1912. Т. 127. № 2. С. 667—690; Гредескул Н.А. Террор и охрана. СПб., 1912; За кулисами Охранного отделения. Берлин, 1910. Подробнее см. Перегудова З.И. Политический сыск России. С. 8.
7 Перегудова З.И. Политический сыск России.. С. 8; Чудакова М.С. Указ. соч. С.6.
8 См., например: Булкин Ф. Департамент полиции и союз металлистов // Красная летопись. 1923. № 5,8,9; Кантор Р.К. К истории черных кабинетов // Каторга и ссылка. 1927. № 8, 37. С. 90—99; Работное Н.Г. Тайны ярославского застенка / / Ярославская старина. Ярославль, 1924. С. 63—124 и др.
9 См., например: Ярмыш А.Н. Политическая полиция Российской империи (1880—1904 гг.). Автореф. дис. канд. юридич. наук. Харьков, 1978. С. 4; Чудакова М.С. Указ. соч. С. 7—8.
10 Ибрагимов Г.Г. Татары в революции 1905 года. Пер. с тат. Казань, 1926; Лившиц С.И. Казань в годы первой революции (1905—1907 гг.). Казань, 1930.
11 Ерошкин И.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. Пособие для учителя. М., 1960; Он же. История государственных учреждений дореволюционной России. Изд. 3-е перераб. и доп. М., 1983.
12 Юшков С.В. История государства и права в СССР. М., 1961; Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. М., 1964; Его же. Система государственных учреждений дореволюционной России. М., 1974; Его же. История полиции дореволюционной России. М., 1981; Шинджикашвили Д.И. Сыскная полиция в царской России в эпоху империализма. Омск, 1973; Он же. Министерство внутренних дел царской России в эпоху империализма. Омск, 1974; Хохлов Л.В. Карательный аппарат царизма в борьбе с революцией 1905—1907 гг. М., 1975.
13 Эренфелъд Б.К. Тяжелый фронт: из истории борьбы большевиков с царской тайной полицией. М., 1963; Соловьева М.Е. Царские провокаторы и дело социал-демократической фракции 2-й Государственной Думы // Вопросы истории. 1966. № 8. С. 124 —129; Анисимов Н.Н. Борьба большевиков против политической тайной полиции самодержавия (1903—1917). Свердловск, 1989; Кознова А.П. Борьба большевиков с подрывной агентурой царизма в период реакции 1907—1910 // Вопросы истории КПСС. 1986. № 12. С. 56-71 и др.
14Луръе Ф.М. Полицейские и провокаторы: Политический сыск в России. 1649—1917. Изд. 2-е, испр. М., 1998; Рууд Ч., Степанов С.Л. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. М., 1993; Шелкопляс В.А. Карательный аппарат России во второй половине XIX века. М., 1994; Реент Ю.А. Общая и политическая полиция России (1900—1917). Рязань, 2001; Измозик В.С. Жандармы России. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002; Романов В.В. Организация и деятельность политической полиции Поволжья в конце XIX — начале XX века. М., 2003; Сысоев Н.Г. Тайный сыск России. От жандармов до чекистов. М., 2005.
15 См., например, статьи: Миролюбов А А. Документы по истории Департамента полиции периода первой мировой войны // Советские архивы. 1988. № 3. С. 80—84; Перегудова З.И. Источник изучения социал-демократического движения в России (материалы фонда Департамента полиции) // Вопросы истории КПСС. 1988. № 9. С. 88— 100; В альманахе «Из глубины времен» (Вып. 4. СПб., 1995. С. 130—178; Вып. 5. СПб., 1995. С. 173 — 192; Вып. 6. СПБ., 1996. С. 176—190 и др.) опубликованы формулярные списки директоров Департамента полиции.
16 Воскобойникова Н.В. Управление и делопроизводство организации политического сыска Нижегородской губернии (1890—1917) — Н. Новгород, 2006; Соловьева Е.В. Ведение делопроизводства в Тобольском губернском жандармском управлении (1866—1917 годы) // Документ в оперативной и ретроспективной среде. Сборник научно-практических статей. — Тюмень, 2010. Вып. 1. — С. 161—164.
17 Общественно-политические процессы, партии и движения в Нижегородской губернии в конце XIX — начале XX в.: Сб. док-тов. В 2 томах. Н.Новгород, 2001.
18 Мусихин В.Е. Вятское губернское жандармское управление в начале XX века // Из истории вятских спецслужб и полиции (вторая половина XIX — первая половина XX в.в.) : Материалы докладов и научно-практической конференции, Киров, 25 мая 1996 г. — Киров, 1997. — С. 14—28; Тимошевская АД. Особенности организации полиции в национальных регионах Российского государства. XIX — начала XX в.: автореф. дисс. канд. юрид. наук — М., 1998; Кокшаров А.В. Полицейские органы Владимирской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.: автореф. дисс. канд. ист. наук. — Иваново, 1999; Дорохов В.Г. Политический сыск в Томской губернии: 1881— февраль 1917 гг.: автореф. дисс. на соиск. ... канд. ист. наук. — Кемерово, 2005; Гладышева Е.Е. Политический сыск в России в начале XX века: 1902 — февраль 1917 г.: на материалах Саратовской губернии.: автореф. дис. . канд. ист. наук. — Саратов, 2006; Алексеева М.Н. Новгородское губернское жандармское управление (1867—1917 гг.).: автореф. дисс. на соиск. ... канд. ист. наук — Великий Новгород, 2007; Лаврик Т.М. Губернские жандармские управления Российской империи: организационно-правовой и региональный аспекты деятельности.: автореф. дисс.. канд. юрид. наук — Тамбов, 2008; Белова А.В. Тамбовское губернское жандармское управление: структура, деятельность, кадры (1867—1917 гг.): автореф. дис. . канд. ист. наук. — Тамбов, 2008; Плужников С.Ю. Местные органы политического сыска Российской империи в конце XIX — начале XX веков: историко-правовое исследование.: автореф. дисс. канд. юрид. наук — Тамбов 2009; Крутова Я.А. Организационно-правовые основы оперативно-розыскной деятельности органов политического розыска Российской империи и ее особенности на Кубани. 1880—1917 гг.: автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2010; Бакшт Д.А. Енисейское губернское жандармское управление: организационно-правовой и региональный аспекты функционирования в системе Департамента полиции МВД (1880— 1917 гг.): автореф. дис. . канд. ист. наук. — Кемерово, 2015.
19 Хамидуллин С.Р. Формирование кадрового состава жандармских учреждений Казанской губернии после реформы 1867 г. // Страницы истории татарского народа и Татарстана в новое и новейшее время — Казань, 2007. С. 102—105.
20 Алексеев И.Е. Кадровый вопрос в Казанском губернском жандармском управлении накануне Февральской революции 1917 г. // http://www.ruskline.ru/analitika/ 2010/12/08/ (Дата обращения 12.02.2011).
21 Иванцов М.Н. Указ. соч. С. 158.
22 Ялтпаев Д.А. Правоохранительная деятельность полиции в чувашских уездах Казанской губернии в 1862—1917 годах. Чебоксары, 2012. С. 89—123.
23 Применительно к Казанской губернии см., например: Хасанов Х.Х. Революция 1905—1907 гг. в Татарии. М.,1965; Хабибрахманова А.В. Деятельность политических партий в Казани в годы Первой русской революции. Казань, 2006 и др.
24 Романова, Г.В. Борьба подразделений политической полиции Поволжья с революционным терроризмом в 1905—1907 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2004. — 300 с.
25 Подробнее см.: Лаврик Т.М. Указ соч. С. 12—13.
26 См., например: Иванцов М.Н. Указ. соч. С. 156, 157.
27 Романов В.В. Организация и деятельность политической полиции Поволжья. М., 2003. С. 109—136; Белова А.В. Тамбовское губернское жандармское управление: структура, деятельность, кадры. Дисс. на соиск. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2008. С. 19—67 и др.
28 См., например: Жандармы России. СПб.-М., 2002; Романов В.В. Организация и деятельность политической полиции Поволжья. М., 2003; Чудакова М.С. Противостояние. Ярославль, 2003; Гладышева Е.Е., Белова А.В. Указ, соч.; Гончарова Е.А. Методы политического сыска России в борьбе с революционным движением в 1904—1910 годах. На материалах Саратовской губернии. Саратов, 2006; Мойсинович А.М. Политический сыск в России в конце XIX — начале XX в. Ярославль, 2010 и др.
29 Белова А.В. Указ. соч. С. 9.
30 Добряков В.И. Систематический свод действующих законоположений и циркулярных распоряжений, относящихся до служебной деятельности чинов Отдельного корпуса жандармов, по строевой, инспекторской, хозяйственной и военно-судной частям. — СПб:, 1895; Его же. Краткий систематический свод действующих законоположений и циркулярных распоряжений, относящихся до обязанностей чинов Губернских Жандармских Управлений по наблюдению за местным населением и по производству дознаний. СПб., 1903.; Систематический сборник Циркуляров Департамента Полиции и Штаба Отдельного корпуса Жандармов, относящихся к обязанностям чинов Корпуса по производству дознаний / Сост. колл. секр. С. В. Савицкий. СПб., 1908. и др.
31 Национальные движения в период Первой революции в России (Сборник
документов из архива быв. Департамента полиции). Подготовил к печати И.Д.Кузнецов. Чебоксары, 1935.
32 См., например: Революционное движение в Чувашии в период Первой русской революции 1905—1907 гг. Документы и материалы. Чебоксары, 1956; Революционное движение в Татарии в 1905—1907 гг. Документы и материалы. Казань, 1957.
33 См., например: Жаров С.Н. Оперативно-розыскная деятельность в России: организация, методы, правовое регулирование (историко-юридическое исследование). Автореф. дисс. на соиск. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 8.
34 Тайны политического сыска: Инструкция о работе с секретными сотрудниками / Публ. 3. И. Перегудовой. СПб., 1992; Инструкция по организации и ведению внутреннего (агентурного) наблюдения / Публ. Ф. М. Лурье, 3. И. Перегудовой // Из глубины времен. № 1. СПб., 1992. С. 71—83.; Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX — начало XX вв.). Сборник документов. М., 2001.; Агентурная работа политической полиции Российской империи. Сборник документов. 1880—1917. Сост. Е.И. Щербакова. М., 2006.; Россия под надзором : отчеты III отделения 1827—1869 (сб. док.). Сост. М. Сидорова и Е. Щербакова. М., 2006.
35 С. 57—58. Подробнее о делопроизводстве в ГЖУ см. Воскобойникова Н.В. Управление и делопроизводство органов политического сыска Нижегородской губернии. Нижний Новгород, 2006.
36 Гончарова Е.А. Указ. соч. С. 11.
37 Джунковский В.Ф. Воспоминания. В 2-х тт. Т.2. М., 1997. С. 178.
38 Джунковский В.Ф. Воспоминания. В 2-х тт. Т.2. М., 1997. С.178.
 

 



return_links();?>

2004-2019 ©РегиментЪ.RU