УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Глава 1. Состояние пограничной стражи России во второй половине XIX - начале XX в. и теоретические взгляды руководства страны на ее применение в условиях войн
 

Россия имеет многовековую историю. Свое право на независимость и могущество Российское государство вынуждено было отстаивать в многочисленных войнах. Важную лепту в обеспечение безопасности страны внесли русская армия и русский флот, предназначавшиеся для решения задач, связанных с защитой интересов государства в военное время. Некоторым ведомства России в силу их специфических задач приходилось отстаивать государственные интересы с оружием в руках как в мирное, так и военное время. В первую очередь это относилось к пограничной страже, появившейся на государственной границе Российской империи в конце 20 — первой половине 30-х г. XIX в. За свою многолетнюю историю она не раз показывала образцы мужества и героизма не только при защите экономических интересов государства в пограничном пространстве, но и участвуя наряду с армейскими частями и подразделениями в различных войнах. В этих войнах зарождались и совершенствовались формы и способы боевого применения подразделений пограничной стражи. Пик становления пограничной стражи России как военной организации пришелся на последнее десятилетие XIX в. Однако, прежде чем окончательно утвердиться в виде военной структуры, пограничной страже пришлось пройти ряд принципиальных реорганизаций и преобразований. Это была необходимая мера. Она обусловливалась усилением противостояния России и ряда ведущих европейских государств в вопросах, связанных с экономической, политической и военной безопасностью государства. Государственная граница была «барометром» взаимоотношений между странами. Поэтому укреплению границы, повышению безопасности страны в пограничном пространстве со стороны Российского государства в исследуемый автором период придавалось большое значение. Это в свою очередь повлекло за собой повышенное внимание со стороны государства к специальной государственной структуре — пограничной страже, которая была призвана непосредственно решать эту важнейшую задачу на его передовых рубежах. Большое значение придавалось и самой этой структуре, которая в 50-х г. XIX в. входила в состав Департамента внешней торговли Министерства финансов России.
 

1.1. Деятельность государства по совершенствованию пограничной стражи во второй половине XIX-начале XX века

 

К середине XIX в. пограничная стража России имела вполне оформленную и достаточно отлаженную структуру. Этому во многом способствовали преобразования в устройстве пограничной стражи, осуществленные в конце 20-х и в 30-х г. XIX столетия. В августе 1827 г. правительством России было принято «Положение об устройстве пограничной Таможенной Стражи». Основной смысл этого документа сводился к необходимости приближения создаваемой стражи к «воинскому порядку»1.
Начиная с этого времени, пограничная стража стала строиться на единообразии воинского формирования, снаряжения, обмундирования, быта. Было установлено единое вооружение соответственно для конных и пеших чинов пограничной таможенной стражи.
Согласно новому Положению пограничная таможенная стража была разделена на бригады, полубригады и роты с общим подчинением начальникам таможенных округов2. Было создано 4 бригады (Виленская — 5 рот, Гродненская - 3 роты, Волынская - 4 роты, Херсонская - 3 роты), 7 полубригад, состоявших из 2 рот каждая (Санкт-Петербургская, Эстляндская, Лифляндская, Курляндская, Одесская, Таврическая и Таганрогская), а также 2 отдельные роты -Беломорская и Керчь-Еникальская. Всего была сформирована 31 рота пограничной таможенной стражи. Каждая рота делилась на отряды.
В пограничной таможенной страже проходили службу 11 бригадных и полубригадных командиров, 31 командир роты, 119 надзирателей и 156 помощников надзирателей, 37 писарей, 3282 нижних чина, в том числе 2018 конных и 1264 пеших3. С 1835 г. таможенная пограничная стража на европейском участке границы России стала именоваться пограничной стражей4. В связи с объективной необходимостью увеличения количества задач, ставившихся перед пограничной стражей, правительство принимало меры к увеличению ее численности. Так, после переноса таможенной черты империи на внешние границы Царства Польского в 1851 г. были сформированы 3 новые бригады пограничной стражи (Вержболовская, Калишская, Завихотская), а стража была усиленна 26 офицерами, 3760 нижними чинами5. К началу Восточной войны (1853-1856 гг.) в составе пограничной стражи состояло 73 офицера, 493 обер-офицера, 11000 нижних чинов6.
То, что представляли из себя в организационном плане бригады и полубригады пограничной стражи накануне Крымской войны, можно судить из описания Таврической полубригады. Полубригада к началу Крымской войны состояла из 2 рот, которые подразделялись на 2 отряда каждая, а личный состав был расположен по побережью Черного моря от Перекопа до деревни Карангат на 58 кордонах. Находясь в ведении Департамента внешней торговли, полубригада подчинялась Керчь-Еникальскому градоначальнику. Штаб полубригады находился в Симферополе. Командиры рот располагались: 1-й роты (капитан Загоровский) - в Евпатории, 2-й роты (майор Иванов) — в Феодосии. Штаб полубригады состоял из: командира полубригады, одного запасного офицера, ветврача, двух писарей и семи кузнецов7.

Численность первой роты на дистанции от Перекопа до Фаросского поста составляла 8 офицеров и 123 нижних чина пограничной стражи, в том числе: 94 конных и 29 пеших8.
Численность второй роты на дистанции от Мухолатского поста до Карангатского поста составляла 6 офицеров и 107 нижних чинов (69 конных и 38 пеших). Протяженность всего участка полубригады составляла 1001 версту. На это расстояние приходилось 14 офицеров и 230 нижних чинов9.
Таможенным Уставом 1857 г.10 было определено для пограничной стражи 8 бригад, 6 полу бригад, 1 отдельная рота, а всего было сформировано 58 рот11. В этом же Уставе, в ст. 336 было указано, что чины пограничной стражи действуют во всем по уставу и инструкциям, которые предписывались начальством. Среди инструкций можно выделить: «Инструкцию бригадным, полубригадным и ротным командирам пограничной стражи» (1850 г.), «Инструкцию надзирателям пограничной стражи и их помощникам» (1850 г.)12.. Эти документы определяли порядок действий офицеров и чиновников пограничной стражи при исполнении служебных обязанностей. Через два года, полубригады в целях единообразия были переименованы в бригады, а надзиратели и их помощники — в отрядных офицеров13. Уже к началу 60-х г. XIX в. численность пограничной стражи составляла около 13 тыс. человек, из них — около 600 офицеров14. Особенности службы, ее организация, требовали чтобы начальниками отрядов и постов назначались подготовленные вахмистры и унтер-офицеры. Однако пограничная стража долгое время располагала незначительным их числом, и старшими постов нередко становились рядовые.
Потребность в унтер-офицерских кадрах, специально подготовленных для службы на границе, постоянно возрастала. Поэтому в 1860 г. при всех пограничных бригадах на западном участке границы были организованы учебные команды для подготовки вахмистров и унтер-офицеров15.
С 1861 г. пограничная стража стала комплектоваться рекрутами (новобранцами) на общем с регулярными войсками основании. До тех пор комплектование происходило путем отбора солдат из русской армии.
В целях совершенствования пограничной стражи в 1863 г. в бригадах были введены должности штаб-офицеров для поручений, а в 1886 г. — должности инспекторов пограничной стражи, подчинявшихся Департаменту таможенных сборов16. В итоге преобразований, к концу 70-х гг. XIX в., был определен состав пограничной бригады (в среднем) в 75 офицеров и 1200 нижних чинов17.
До 1864 г. пограничная стража входила в состав Департамента внешней торговли. 26 октября 1864 г. высочайше было утверждено мнение Государственного совета, в соответствии с которым Департамент внешней торговли был переименован в Департамент таможенных сборов18. Его первым директором был назначен тайный советник, статс-секретарь Д.А. Оболенский19. Структура пограничной стражи время от времени претерпевала определенные изменения. Сложность обстановки на границе Российского государства определяла необходимость наращивания плотности охраны границы, взятия под охрану пограничной стражей новых участков границы, а вследствие этого и увеличения количественного состава пограничной стражи. К концу 1866 г. штат пограничной стражи составлял 13 152 офицера и нижних чина20.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что исходя из наличия имевшихся у государства и пограничной стражи сил и средств, охрана границы строилась в две линии: первая состояла в основном из пеших чинов пограничной стражи, вторая — из объездчиков, которые используя лошадей, совершали разъезды между постами. Вдоль границы была создана цепь кордонов и постов, от которых во все стороны по линии границы высылались пешие и конные наряды. Объездчики должны были преследовать тех контрабандистов (нарушителей границы), которые прорывались через первую линию.
Пограничная бригада (полубригада) несла службу на участке границы протяженностью от 100 до 1000 верст21. Участок распределялся между ротами, которых в бригаде было от 2 до 7. Ротный участок мог достигать от 25 до 500 верст по линии границы. Роты подразделялись на 2-3 отряда. Отрядный участок разбивался на 15-20 постов. Так как участки по протяженности были неодинаковые (от 10 до 20 верст), то численность состава постов колебалась от 5 до 50 человек. В силу этого, на одного чина пограничной стражи приходился охраняемый участок границ средней протяженностью от 2 до 5 верст. Старшими постов были унтер-офицеры или вахмистры; отрядами командовали штаб-ротмистры и ротмистры, отделами — подполковники, бригадами - полковники и генерал-майоры. Непосредственно службой на посту руководили старший поста и командир отряда. Они занимались ежедневной организацией службы, выставляя наряды численностью от 1 до 5 человек.
Наряды располагались на вероятных направлениях движения нарушителей границы, при этом охрана границы всегда осуществлялась в постоянном напряжении22. Из отчетов Департамента таможенных сборов, исследованных автором, видно, что количество задержаний контрабандных товаров на участках границы России из года в год увеличивалось.
Особое беспокойство вызывала ситуация, сложившаяся на морских участках границы России к середине 60-х г. XIX в. В эти годы остро стояла задача распространить таможенный надзор на прибрежные воды. Морские контрабандисты без особого труда переправляли на берег товары, минуя малочисленные береговые дозоры пограничной стражи. На Балтике крупные партии контрабанды с больших судов выгружались на небольшие острова, которые были недоступны пограничной страже, а оттуда мелкими партиями вывозились местными рыбаками. Министерство финансов в рамках возможного предпринимало некоторые меры для борьбы с контрабандистами в море. Так, в 1865 г. оно приобрело и направило в Ревельский таможенный округ три норвежских лоцманских лодки, а Морское министерство согласилось выделять военные пароходы Либавскому таможенному округу, чтобы усилить пограничный надзор за Курляндским побережьем23.
Таможенные округа разработали инструкцию по применению приданных им морских сил. Например, в Рижском округе лодки приписывались к береговым постам и осуществляли разъезды вдоль побережья. На каждой лодке находилась вооруженная команда из чинов пограничной стражи, которым предоставлялось право остановки и осмотра подозрительных судов. Командам пограничной стражи на лодках предписывалось также осматривать острова на предмет обнаружения складов контрабандных товаров. Генерал-губернатор Финляндии барон Рокоссовский неоднократно сообщал в этот период Управляющему Министерством финансов о многочисленных фактах завоза контрабандного спирта финскими шхунами на острова Гохланд и Тюттершер, где он складировался и откуда зимой переправлялся на материк. Генерал-губернатор сожалел о том, что власти Финляндии не имеют возможности принять какие-либо меры к этим судам, поскольку финские таможенные крейсера не вправе осуществлять преследование контрабандистов у берегов Эстляндии.
Для подготовки предложений по организации морского надзора Департамент таможенных сборов Министерства финансов предписал начальникам таможенных округов представить свои соображения о том, на каких основаниях следовало бы организовать действия морской пограничной стражи, а также командировал во Францию и Англию для изучения опыта в этом вопросе начальника Рижского таможенного округа контр-адмирала Штофрегена. Предложения округов и материалы, подготовленные Штофрегеном, были рассмотрены специальной комиссией, в состав которой вошли представители Министерства финансов, морского ведомства, МИД и Финляндского управления.
Результатом работы комиссии явились проекты «Дополнительных законодательных постановлений, касательно русских и иностранных судов, входящих в территориальное море» и «Инструкции для действий крейсеров, учреждаемых для преследования морем контрабанды». В пояснительной записке к этим материалам отмечалось, что «значительное развитие контрабанды морем заставило Таможенное ведомство обратиться к изысканию способов противодействия возникшему злу, и привело оное к убеждению в необходимости учреждения, кроме береговой стражи, морского прибрежного надзора как единственного средства охранить казну от убытков и остановить постоянно усиливающуюся дерзость контрабандистов»24.
1 июля 1868 г. Государственным советом был рассмотрен и Высочайше утвержден морской надзор за неводворением судами контрабанды. Первая статья «Дополнительных законодательных постановлений, касательно русских и иностранных судов, входящих в территориальное море» гласила: «1. Пространство воды в три морских мили от русского берега, как на материке, так и на островах, признается морской таможенной полосой, в пределах которой все, как русские, так и иностранные суда подлежат надзору русских таможенных властей». Остальные статьи раскрывали характер деятельности судов таможенного надзора по отношению к иностранным судам.
Так, впервые законодательно был установлен статус прибрежных вод России и определены права кораблей, осуществлявших морской таможенный надзор. Но реально реализация морского таможенного надзора сдвинулась с места лишь 14 июля 1872 г., когда император Александр II утвердил предложение Министерства финансов о создании на Балтийском море крейсерской флотилии, ассигновав на эти цели 507 тыс. рублей, вместо 485 тыс. запрошенных ранее25.
4 июля 1873 г. император Александр II утвердил «Положение о Балтийской крейсерской таможенной флотилии» и ее штат. Положение определяло назначение, состав и организационно-правовые основы ее функционирования. По штату того времени флотилия состояла из 10 паровых винтовых судов, 1 парового спасательного катера и 101 шлюпки. На основании положения, суда флотилии составляли часть военного флота и числились по его спискам. В мирное время они находились в распоряжении Министерства финансов. Все содержание судов происходило за счет Департамента таможенных сборов26. Решением Государственного совета для командования флотилией в составе балтийского флота была учреждена должность младшего флагмана, а при Департаменте таможенных сборов должность одного штаб - или обер-офицера. Штат флотилии, утвержденный одновременно с Положением, предусматривал Управление, в которое входили: флагман — контр-адмирал; при нем делопроизводитель из штатских чинов; инженер-механик; корабельный инженер; офицер морской артиллерии и старший врач. Всего во флотилии состояло 156 человек, из них 26 офицеров27. Командующим флотилией был назначен контр-адмирал П.Я. Шкот.
Летом 1873 г. Балтийская Таможенная крейсерская флотилия приступила к выполнению поставленных задач на участке от Кронштадта до Палангена. Крейсера были распределены между таможенными округами и придавались в подчинение командиров бригад береговой пограничной стражи. Каждому кораблю назначалась «дистанция», в пределах которой он осуществлял надзор за всеми судами, пребывающими в 3-мильной таможенной полосе.
С течением времени, на основе изучения ухищрений морских контрабандистов, стала вырабатываться тактика несения службы крейсерами. При этом учитывалось, что население приморских поселков внимательно наблюдало за действиями крейсеров и оповещало об их перемещениях контрабандистов. Исходя из этого, в дневное время крейсера стремились держаться дальше от берега, занимать позиции вблизи необитаемых островов таким образом, чтобы оказаться вне поля зрения рыбаков, обеспечивая в то же время хорошее наблюдение за морем, а с наступлением темного времени суток скрытно перемещались с дневных позиций на выявление пути движения контрабандистов. Действия крейсерской флотилии оказались весьма эффективными. За 10 лет таможенного надзора (начиная с 1873 г.) крейсерами было задержано более 1000 крупных и мелких судов с контрабандными товарами1. Кроме того, сам факт патрулирования таможенных крейсеров в море и согласованные действия их с пограничной стражей, находившейся на берегу, снизили попытки противоправной деятельности как контрабандистов, так и их пособников из местного населения. Уже позднее, после образования Отдельного корпуса пограничной стражи (1893 г.), Балтийская таможенная крейсерская флотилия с 1897 г. была подчинена ОКПС и преобразована во Флотилию Отдельного корпуса пограничной стражи (ФОКПС)28.
Организация таможенного надзора на море с применением флотилии получила распространение только на Балтике. Побережья Черного, Азовского и Каспийского морей по-прежнему охранялись береговыми постами пограничной стражи и разъездами казачьего войска, которым придавались мелкие плавсредства для патрулирования вдоль берега.
Таким образом, в рассматриваемый период были определены статус прибрежных морских вод Российской империи и порядок таможенного надзора в их пределах, положено начало несения регулярной морской пограничной службы, определены обязанности и права экипажей судов, осуществлявших надзор в таможенной полосе России.
В 1877 г. в частях пограничной стражи начал действовать армейский дисциплинарный устав29. Дисциплинарные права командира пограничной бригады приравнялись к правам командира полка, начальника таможенного округа — к правам командира армейской бригады.
Как показало исследование, совершенствование структуры пограничной стражи было обусловлено в первую очередь расширением круга задач, которые старалось решать государство в пограничном пространстве в своих интересах, используя ее силы и средства. В свою очередь, постановка перед пограничной стражей все новых и новых задач требовала значительного ее увеличения и совершенствования. Это объяснялось тем, что в Россию усилился контрабандный ввоз, вызванный введением в России золотой пошлины30: с 1 января 1877 г. таможенные пошлины стали уплачивать золотыми рублями, хотя до этого времени оплата осуществлялась кредитными рублями. Фактически это означало автоматическое увеличение пошлин на 50%, так как золотой рубль был дороже кредитного в 1,5 раза31.
Данное мероприятие правительства, с одной стороны, привело к сокращению ввоза в страну иностранных товаров и некоторой стабилизации торгового баланса России, а с другой — в страну увеличился поток контрабандных товаров. За период с 1876 по 1879 г. число задержаний контрабанды возросло почти на четыре тысячи, а сумма задержанных товаров выросла с 247 до 397 тыс. рублей серебром32. Это требовало дополнительного увеличения численности личного состава пограничной стражи. В течение 1876 г. министр финансов статс-секретарь М.Х. Рейтерн неоднократно обращался к Александру II об увеличении численного состава пограничной стражи, охранявшей границу на Черноморском побережье33.
Обстановка в этом регионе складывалась таким образом, что Турция и Англия поощряли контрабандную торговлю, которая носила ярко выраженный военно-политический характер, при этом экономические предпосылки ее были незначительными34. Контрабанда оружия и боеприпасов на Черноморском побережье давала возможность горским народам постоянно вести боевые действия против русских войск, что было на руку Турции, Англии и Франции. До 70-х г. XIX в. возможность укрепления береговой Черноморской линии сдерживал Парижский договор, заключенный в 1856 г., после поражения России в Восточной (1853-1856 гг.) войне. В начале 70-х г. XIX столетия усилиями российской дипломатии часть этих ограничений была снята.
По высочайшему повелению, на основании всеподданнейшего доклада министра финансов в ноябре 1876 г. Таврическая бригада пограничной стражи была увеличена «двумя командирами отделов, одним отрядным офицером и ста восьмьюдесятью нижними чинами старшего оклада, в том числе девяностами объездчиками»35.
Кроме этого правительством подчеркивалось «...для наблюдения за берегом моря и поддержанием карантинно-таможенной линии ныне крайне слабой, необходимо удвоить число людей на постах, увеличить число постов и иметь за линией постов хотя бы небольшие резервы...»36. После некоторого увеличения штатной численности пограничной стражи в 60-70-х г. XIX в., накануне русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), она стала насчитывать в 1876 г. 575 офицеров, и 14 700 нижних чинов37.
Как показало исследование, в русско-турецкую войну (1877-1878 гг.) пограничная стража России вступила, обладая более крупными силами, имея большую численность, лучшую воинскую подготовку, имея опыт участия в боевых действиях в период Крымской войны (1853-1856 гг.) и при подавлении польского восстания (1863-1864 гг.). Некоторые полубригады к этому времени были преобразованы в бригады, превратившись в более крупные вооруженные формирования России. Примером этому может служить штат Таврической бригады пограничной стражи в 1877 г., в которой теперь было предусмотрено иметь 4 штаб-офицера, 15 обер-офицеров, 15 вахмистров, 380 нижних чинов и 5 писарей38. Правда, вопрос полной укомплектованности оставался по-прежнему актуальным. Об этом, например, свидетельствует «Расписание» данной бригады в 1877 г., из которого видно, что ее некомплект составлял 31 человек нижних чинов (см. приложение 1).
Для предотвращения контрабандной деятельности правительство России продолжало принимать дополнительные меры. Так, в 1880 г., для усиления Таурогенской, Скулянской и Измаильской бригад в состав стражи были добавлены: 1 командир отдела, 2 офицера для поручений, 5 отрядных офицеров, 120 объездчиков и 480 стражников39.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что на происходившие в конце XIX в. изменения в пограничной страже значительное влияние оказали реформы военного министра России Д.А. Милютина, осуществлявшиеся под его руководством в 60 - 70-х г. XIX в. Реорганизация Военного министерства, создание военных округов, сокращение срока военной службы, существенные изменения в комплектовании вооруженных сил прямо и косвенно повлияли и на положение дел в пограничной страже.
В 1883 г. из 13 таможенных округов (в целях сокращения расходов и организации более четкого управления) было упразднено 5, а в 1889 г. - еще один40. Таким образом, число округов было сокращено до 7. В 1889 г. пограничная стража насчитывала 36 519 нижних чинов и 1147 офицеров41, 32 бригады и 2 особых отдела (Керченский и Беломорский). Штабы округов дислоцировались соответственно в С.-Петербурге, Вильно, Варшаве, Бердичеве (Киеве — с 1903 г.), Одессе, Тифлисе, Ташкенте.
80-е г. XIX столетия для пограничной стражи характеризовались рядом новых организационных мероприятий. В 1885 г. для пограничной стражи были установлены новые звания, существовавшие в кавалерии: вместо прапорщика, штабс-капитана и капитана были введены звания корнет, штаб-ротмистр и ротмистр.
Большое внимание государство придавало укреплению отдаленных от центра России границ и созданию там новых формирований пограничной стражи. В 1880 г. помощником инспектора пограничной стражи полковником А.Т. Озеровским исследовалась граница на Кавказе и в Закавказье. В течение 5 месяцев он проехал более 3 тысяч верст границы. В результате был подготовлен документ «Об устройстве Пограничной Стражи на Кавказе и в Закавказском крае»42. В дальнейшем, исходя из рекомендаций этого документа укреплялись участки границы на Кавказе и в Закавказье, формировались новые подразделения пограничной стражи. Согласно последовавших высочайших утвержденных решений 15 июня 1882 г., 1 февраля и 22 ноября 1883 г., решений Государственного Совета, в Кавказском крае были учреждены 3 бригады пограничной стражи (Черноморская, Бакинская, Карская) общей численностью 75 штаб - и обер-офицеров, а также 2401 нижний чин43.
В 1894 г., Государственный совет, рассмотрев представление Министерства финансов от 13 апреля 1894 г. «Об устройстве пограничного надзора в средней Азии», решил учредить его в Закаспийской области и на правом берегу рек Пяндж и Амударья. 6 июня 1894 г. Николай II утвердил это решение. Созданные бригады получили название «Закаспийская» и «Амударьинская» насчитывая соответственно 1559 и 1035 человек44.
По мере укрепления пограничной стражи, улучшения ее финансирования руководство Департамента таможенных сборов стало больше внимания уделять быту и здоровью чинов пограничной стражи. Так, например, на многих постах, Беломорского отдела, постепенно появились добротные деревянные двухэтажные здания для размещения чинов поста. На их территории также располагались баня и ледник45.
Происходившая эволюция пограничной стражи была следствием развития промышленного производства и потребностью установления ограниченной конкуренции иностранным товарам оградительными таможенными пошлинами. В свою очередь постройка железных дорог, развитие внешней торговли и увеличение таможенных пошлин повлияло на развитие контрабандного промысла. К этому можно еще добавить и территориальные изменения России к концу XIX в. Существовавшая пограничная стража, ее численность, состав и правовое положение оказались недостаточными для усиления борьбы с различными видами контрабанды. Поэтому Министерство финансов пришло к заключению о необходимости изменения системы пограничного надзора, в рамках которого было принято решение о выделении пограничной стражи из Департамента таможенных сборов в Особый корпус с подчинением его Министерству финансов. Это решение руководство Министерства финансов объясняло еще тем, что таможенное ведомство и пограничная стража «... находятся фактически в положении вполне обособленном друг от друга, как по характеру своей деятельности, так и по роду возложенных на них обязанностей. Главная задача Таможенных учреждений заключается в содействии развитию международных сношений и правильном взимании пошлин, выпуск товаров, выдаче провозителям46 установленных документов. Кроме этого, Таможни как специальные учреждения возбуждают и производят дела по нарушению правил Таможенного Устава. Во время войны Таможенные учреждения удаляются за театры военных действий. Назначение пограничной стражи — охранять границу от провоза контрабанды и для карантинной охраны там, где нет специальных учреждений, а также охрана государственной границы в военно-полицейском и политическом отношениях. В военное время чины пограничной стражи входят в состав действующей армии. Следовательно, никаких специально-таможенных обязанностей на пограничную стражу не возложено, напротив, взимание пошлин и других сборов закон прямо воспрещает пограничной страже»47, т.е. из этого документа видно, что по взглядам Министерства финансов пограничная стража в случае войны должна была оставаться на ТВД и входить в состав действующей армии. Более того, соответственно высшее военное руководство России видело в пограничной страже силу, способную осуществлять не только охрану границы, но и оказывать помощь армии при ведении боевых действий. По этому вопросу вышло специальное постановление Государственного Совета в 1865 году, за № 47, в котором в частности говорилось, что «пограничная стража по военному образованию своему и по самому характеру действий есть особый род войска, находящийся в распоряжении Министерства Финансов»48.
15 октября 1893 г., после семилетней переписки между Военным министерством и Министерством финансов был образован Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС). Он был призван защищать интересы государства от тайного провоза товаров и от всякого незаконного проезда и перехода различных лиц через границу Российской империи. Вновь образованный Корпус пограничной стражи лично подчинялся министру финансов, которому было присвоено звание шефа пограничной стражи. Первым шефом Отдельного корпуса пограничной стражи стал министр финансов России, граф СЮ. Витте, а первым командиром Корпуса — генерал от артиллерии Л.Д. Свиньин. Пограничная стража превратилась в самостоятельный род войск, управляемый военными людьми на основе законов и правил военной организации. Теперь вопросами общего руководства, комплектации, обучения, материально-технического обеспечения пограничной стражи и некоторыми другими ведал штаб ОКПС.
Основная служба чинов пограничной стражи по пограничному надзору осуществлялась на постах (кордонах), состав которых был, как правило, незначителен. Примером тому может служить постовой список одного из постов пограничной стражи Особого Беломорского отдела ОКПС (см. приложение 2). При этом чины пограничной стражи несли два вида службы: сторожевую и разведывательную. Первая предполагала наблюдение и контроль за лицами, пересекающими границу, и недопущение ее нарушения в неустановленных местах, вторая - ведение агентурной и войсковой разведки в целях получения упреждающей информации о готовящихся нарушениях границы. Охрана границы по-прежнему осуществлялась в две линии. Второй линии придавалось приоритетное значение, особенно в борьбе с контрабандой. Чины пограничной стражи этой линии должны были задерживать контрабандистов и других нарушителей; оказывать содействие чинам первой линии в поимке контрабандистов при их преследовании; проверять транзиты с товаром, отправлявшиеся из таможен внутрь края, а также осматривать всех проезжавших через вторую линию и их вещи, задерживать беглых лиц, не имевших паспортов и дезертиров49.
Для организации охраны граница разделялась на участки, каждый из которых назывался дистанцией отряда50 и находился в подчинении одного отрядного офицера51. Дистанции в свою очередь, делились на разъезды, охраняемые постом (кордоном). Дороги и тропинки, находившиеся рядом с границей, назывались патрульными: посторонним лицам ездить и ходить по ним запрещалось. Участок порученный под охрану посту назывался расходом или разъездом52. В свою очередь расход делился на участки, которые обозначались пограничными знаками (столбами) с номерами. Например, «№ 4-5» (т.е. конец четвертого и начало пятого участка). Охрана участков осуществлялась в ночное и дневное время различными нарядами, основными из которых были: часовой на границе, секрет, конный разъезд и объезд (патруль), летучий отряд, часовой у таможенной рогатки, дежурный у поста (кордона), засада. Наряды выставлялись не только у линии границы, но и в глубине участка.
Средняя продолжительность службы на сухопутных участках границы составляла от 9 до 12 часов в сутки, при норме не более 6 часов53.
Днем службу на сухопутных участках облегчали наблюдательные вышки в 3-4 м высотой.
Для пресечения провоза контрабанды железнодорожным транспортом был организован пограничный надзор на железных дорогах. С этой целью были созданы железнодорожные отряды ОКПС54.
В бригадах были развернуты медицинские лазареты. Эти мероприятия осуществлялись на основании высочайше утвержденного мнения Государственного Совета «Об устройстве врачебной части в Отдельном корпусе пограничной стражи» от 26 февраля 1896 г.55
1 февраля 1899 г. Император утвердил документ, подготовленный Государственным Советом Российской империи «Об утверждении штата округов ОКПС»56.
Политические события середины XIX в. затронули интересы России и на Дальнем Востоке. Стремление англичан и французов проверить основательность присутствия России на Камчатке и в Приморье, а также повышенный интерес Японии к Китаю заставили правительство России с большим вниманием отнестись к освоению этого региона.
Укрепляя свое положение на Дальнем Востоке, царское правительство добилось от Китая права на строительство Китайской Восточной железной дороги (КВЖД)57 по территории Маньчжурии по маршруту, связывающему кратчайшим путем Забайкалье с Владивостоком. Контракт на постройку и эксплуатацию КВЖД был подписан в Берлине 27 августа 1896 г. Достигнутые в 1896 г. русско-китайские договоренности были крупным успехом дальневосточной политики Российского правительства и, прежде всего, министра финансов России СЮ. Витте. Реализация соглашений России и Китая должна была привести к серьезному изменению баланса сил на Дальнем Востоке в пользу России. Сама Маньчжурия превращалась в базу Российского влияния. КВЖД становилось для царского правительства мощным средством для проведения своей активной политики в регионе. В то же время подобные перспективы вызывали серьезное недовольство соперников России на Дальнем Востоке, прежде всего Японии и Англии. Существование такого мощного фактора русского влияния, каковым была КВЖД с ее развитой политической основой, разветвленной сетью вспомогательных учреждений и многотысячным русским населением, проживавшим вдоль полосы отчуждения КВЖД58, являлось источником как постоянного раздражения китайских и местных властей, так и острейшего недовольства японского кабинета и правительства западных стран. Договор 1896 г. и строительство КВЖД подготовили почву для возникновения ряда международных конфликтов на Дальнем Востоке в начале XX в. (например, восстания «боксеров»59 в Китае 1900-1901 гг., русско-японской войны 1904-1905 гг.)
Рабочие и служащие, работавшие на строительстве КВЖД, подвергались неоднократным нападениям со стороны хунхузов60. Вспыхнувшее в Маньчжурии весной 1900 г. восстание ихэтуаней61 уничтожило около 1000 км железнодорожного пути из 1430 км построенного. Были срублены практически все телеграфные столбы, сожжены все станционные постройки. Общая сумма убытков составила 71 млн. рублей62. Для обеспечения безопасности КВЖД была создана специальная охрана, подчинявшаяся руководству КВЖД и содержавшаяся на его средства. В 1901 г. на ее основе был организован Заамурский округ пограничной стражи под командованием полковника А.А. Генгросса. Округ был образован под пристальным вниманием шефа ОКПС, министра финансов С.Ю. Витте63, на основании высочайшего повеления Николая II данного 4 декабря 1900 г.64 Округ был предназначен для охраны Китайской Восточной железной дороги и ее служащих. По высочайшему повелению от 19 января 1901 г. он был включен в состав ОКПС. 18 мая 1901 г. императором России были утверждены Временные Штаты округа, согласно которым, он состоял из 55 сотен, 55 рот и 6 конно-горных батарей, составлявших 12 отрядов, объединенных в 4 бригады65. Общая численность округа после его полного укомплектования должна была составить 25 тыс. человек66. Во главе округа стоял начальник с подчиненным последнему штабом. В округе было 24 учебные команды, обеспечивавших подготовку для округа объездчиков и стражников; одна артиллерийская учебная команда, в которой готовились нижние чины для артиллерийских батарей округа; один артиллерийский склад67.
Заамурский округ пограничной стражи явился для ОКПС, особым формированием, отличавшимся от других округов корпуса своей численностью (в начале XX в. в ОКПС без заамурцев несли службу всего 36 тыс. человек), своей организацией, наличием собственной артиллерии, а также особенностью решаемых задач. Основной организационной единицей в округе был отряд, состоявший «из трех родов оружия». В отряд, в зависимости от важности и протяженности охраняемого им участка железной дороги, входило от трех до пяти рот и от трех до пяти сотен. Некоторые отряды имели, кроме того, одну конно-горную батарею68. При этом восемь отрядов были линейными, а четыре резервными (принципиальной разницы между ними практически не было). В силу тех же обстоятельств бригады также отличались по своей численности. Самой большой была 2-я бригада: она состояла из 18 рот, 18 сотен и 3 батарей. Она охраняла весьма важный участок дороги: Харбин - Каюань, и, кроме того, водную артерию театра военных действий — реку Сунгари — от Харбина до ее впадения в реку Амур. Почти такой же силы была 4-я бригада, охранявшая дорогу от Каюаня до Порт-Артура. 1-я и 3-я бригады, охранявшие западную и восточные ветви были слабее в своем составе69.
Штаты округа несколько раз уточнялись и изменялись. Примером тому могут служить высочайше утвержденный доклад императору министра финансов от 16 февраля 1902 г. и высочайшее повеление от 14 июня 1902 г.70 Штатная и списочная численность в округе нередко разнилась. Так, в феврале 1902 г. в округе по списку было 23 тыс. 576 нижних чинов, а к 1 января 1903 г. 24 тыс. 576 нижних чинов, при штатном расписании на этот год в 24 500 нижних чинов71.
Своей спецификой отличалась служба чинов ОКПС в Закавказье и Средней Азии, где подразделения ОКПС тесно взаимодействовали с частями Военного министерства. Вот как описывал свою службу в Закаспийской бригаде пограничной стражи командир одного из отрядов М. Поспелов: «В дореволюционное время тридцатая бригада пограничной стражи охраняла всю границу с Персией (1743 версты). Бригада делилась на пять отделов и один учебный отряд. Отдел состоял из четырех - пяти постов (кордонов). В состав бригады входила и морская пограничная охрана на Каспийском море в составе миноносца «Часовой» и четырех пограничных катеров военно-морского типа.
Отряд располагался в поселке Гермаб. Там же находился один из постов. Возле поста Гермаб было устроено стрельбище. Там же солдаты обучались строевой и конной езде, вольтижировке, владению клинком. Крупных местных хищников считали полезными в охране границы, так как они представляли серьезную опасность для одиноких контрабандистов, поэтому охота на них не велась»72.
Бригады ОКПС прикрывали все Черноморское побережье за исключением оставшегося под охраной казачьих войск участка от Геленджика до Гагринского мыса (258 верст). Там размещались 2 сотни Кубанского казачьего войска. Кроме этого, на море несли службу корабли флотилии ОКПС. Так, крейсер «Гридень» охранял район границы с Турцией до Сухума73.
На основе соглашения с Военным министерством с 1 апреля по 1 сентября для оказания помощи бригадам пограничной стражи командировались части и подразделения регулярных войск и казаки. В 1914 г. на усиление частей 6-го пограничного округа (г. Тифлис) по приказу командующего Кавказской армией Карской бригаде пограничной стражи было выделено 2 роты от 20-й и 1 рота от 39-й пехотных дивизий, а Эриванской бригаде — 1 рота 39-й пехотной дивизии74.
2 мая 1909 г. был принят закон об организации надзора в Приамурском генерал-губернаторстве, в Забайкальской и Якутской областях и Иркутской губернии Иркутского генерал-губернаторства. На основании этого законодательного акта охрана границы в Приамурском округе была возложена на таможенные посты и таможенных досмотрщиков. Кроме того, по докладу министра финансов от 30 апреля 1910 г., на границу с Маньчжурией и Кореей в Забайкальскую и Приамурскую области были командированы 3 сотни Заамурского округа ОКПС. В соответствии с инструкцией, разработанной для этого контингента войск пограничной стражи (350 чинов) каждая сотня выставляла заставы и посты, которые сводились в участки и вверялись одному из офицеров сотни75.
Проведенное исследование показало, что и в мирные дни чины ОКПС несли боевую службу. Это подтверждает тот факт, что количество нарушений границы в контрабандных целях не сокращалось. Только с 1894 по 1913 г. чины пограничной стражи участвовали в 3595 вооруженных столкновениях с контрабандистами и нарушителями границы, в которых было убито 1302 и ранено 1702 нарушителя, а потери пограничников составили 177 погибших и 369 раненных76. При этом пограничная стража вносила весомый вклад в казну России. Так, только в 1913 г. при реализации фискальных функций ей было собрано 370 млн. рублей (14 %) бюджета России. Расходы на содержание пограничной стражи составляли 14,5 млн. рублей77.
Таким образом, специфика службы на границе заставляла чинов пограничной стражи находиться в постоянной готовности к бою, а иногда и воевать, отдавая жизнь при выполнении своего долга. Правительство неоднократно уделяло внимание особым условиям службы чинов пограничной стражи. Так, в докладе Комиссии по направлению Законодательных предложений Государственной Думы говорилось что: «...Действительно, если сравнить обязанности чинов пограничной стражи и условия их службы с чинами военного ведомства, то окажется, что на обязанность обер-офицера Пограничной Стражи возлагается не только воспитание и подготовление к бою подведомственных ему нижних чинов, но также охрана государственной границы, а этот долг приводит его нередко к вооруженным столкновениям с контрабандистами и другими злоумышленниками. Такие обязанности офицера Пограничной Стражи, по справедливости, должны быть приравнены к условиям военного времени. Что же касается условий жизни, то большинству офицеров Пограничной Стражи приходится проживать в малонаселенных местностях и быть вынужденными за все предметы первой необходимости переплачивать излишне, вследствие удаленности его пребывания от населенных мест». На этом же заседании Государственной Думы было предложено увеличить должностные оклады офицерам Пограничной Стражи с 1 января 1909 г. практически на одну треть78.
Накануне Первой мировой войны 1914—1918 гг. ОКПС состоял из семи западных и южных округов, тридцати одной пограничной бригады, двух пограничных особых отделов, крейсерской флотилии в составе десяти морских крейсеров, Заамурского округа Пограничной стражи. Количественный состав ОКПС вместе с Заамурским округом пограничной стражи составлял около 60 тыс. человек.
Как показало исследование, с объявлением мобилизации по причине начала Первой мировой войны практически все пограничные части вошли в состав действующей армии, сформировав первоначально пешие и конные сотни, а затем и более крупные формирования. На тех участках, где не было активных боевых действий (побережье Белого, часть Балтийского и Черного морей), чины пограничной стражи после перехода в подчинение военного и морского командования остались на своих местах и продолжали охранять границу со Швецией, Персией и Афганистаном79.
С 1 января 1917 г. ОКПС решением Николая II был переименован в Отдельный пограничный корпус (ОПК). Приказом, подписанным 3 февраля 1917 г. Главнокомандующим над Отдельным пограничным корпусом министром финансов П. Барком, было определено «нижних чинов Корпуса, носивших наименование объездчиков, именовать впредь конно-пограничниками, а стражников - пограничниками»80. К этому времени протяженность сухопутной границы Российской империи составляла около 18 640 верст (20 тыс. км). Россия граничила с десятью государствами (Норвегией, Швецией, Германией, Австро-Венгрией, Румынией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Китаем, Японией)81.
Революционные процессы 1917 г. затронули и ОПК, в том числе и части, которые находились на фронте (см. приложение 3). 5 марта в штабе ОПК в Петрограде состоялось собрание под председательством унтер-офицера Р.А. Муклевича. На этом собрании было принято решение снять с должности командира ОПК генерала от инфантерии Н.А. Пыхачева и начальника штаба ОПК и генерал-лейтенанта Н.К. Кононова. Вместо них командиром корпуса стал генерал-лейтенант Г.Г. Мокасей-Шибинский, а начальником штаба полковник С.Г. Шамшев82.
С февраля до конца октября 1917 г. существенных изменений в структуре ОПК не произошло. К моменту взятия большевиками в октябре 1917 г. государственной власти государственная граница в европейской части функционировала лишь на северо-западе России. Основной поток пассажиров и грузов из России в Европу шел по железнодорожному пути, связывавшему Петроград с Белоостровом (поселком на Карельском перешейке) и далее со станцией Торнео, расположенной на границе бывшей Российской империи со Швецией. Далее к югу, от Финского залива до Персии проходила линия границы, которая была нарушена войной и не контролировалась государственными органами России.
30 марта 1918 г. Советская власть на базе управления и штаба Отдельного пограничного корпуса образовала Главное управление пограничной охраны (ГУПО) при Народном комиссаре по делам финансов. Опыт ОКПС, ОПК был в значительной мере использован после Октябрьской революции, особенно в начальный период создания советских пограничных войск.
Автор в ходе проведенного исследования попытался обобщить и проанализировать как сущность, так и динамику ставившихся перед пограничной стражей задач в исследуемый период.
Первоначально основными задачами пограничной стражи в этот период являлись борьба с контрабандой, т.е. защита экономических интересов России на сухопутном участке государственной границы и задержание лиц, незаконно пересекавших границу, основными из которых были контрабандисты, а также беглые и дезертиры. Показательным в этом вопросе можно считать Таможенный Устав 1857 г., в котором говорилось, что: «... назначение пограничной стражи заключается в отвращении тайного, не через установленные пункты, провоза и проноса всякого рода товаров через границу и тайного перехода границы людьми»83. Это же положение подтверждено в циркуляре директора Департамента таможенных сборов от 14 июля 1887 г. «О контрабанде», направленном начальникам таможенных округов западной границы84. В Военной энциклопедии 1915 г. в разделе «Пограничная стража», указывалось, что «пограничная стража учреждена с целью воспрепятствования водворению из-за границы товара, не оплаченного установленною пошлиной (контрабанда), а также тайному переходу через границу лиц, желающих по каким-то противозаконным целям избежать таможни...»85. У кандидата исторических наук С. Дмитриева в статье «Пограничная служба в России в первой половине XIX века» определяется, что «основная задача, поставленная перед пограничниками, заключалась в том, чтобы научить соседей уважать неприкосновенность границ России»86. Советский историк И. Шевцов раскрывал этот вопрос в статье «Пограничная служба в России во второй половине XIX века» следующим образом: «Основная задача пограничной стражи заключалась в охране государственной границы от посягательств сопредельных государств и борьбе с контрабандой»87. Вызывает сомнение названная И. Шевцовым задача об «...охране государственной границы от посягательств сопредельных государств...». Как показывают проведенные исследования, у пограничной стражи того периода не было ни сил, а также средств для выполнения этой задачи.
Достаточно скоро круг этих задач стал значительно расширяться. Поэтому, среди них, по мнению автора, можно выделить следующие: прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков в пограничной черте, осуществление в некоторых местах границы карантинного надзора, оказание помощи судам, терпящим бедствие вблизи берегов, спасение людей, находящихся на них, и сохранение имущества судов, потерпевших крушение88. Фактически перед пограничной стражей были поставлены задачи полицейского характера.
В фондах Российского государственного исторического архива хранится «Инструкция для ревизии Пограничной Стражи», которая была утверждена министром финансов 12 декабря 1876 г.89 Анализ этого документа позволяет автору утверждать, что в начале последней четверти XIX в. чины пограничной стражи России, решая важнейшие задачи борьбы с контрабандой и недопущением незаконного пресечения границы различными лицами, были обязаны: исправно нести службу по надзору за границей; в совершенстве знать вверенные им для охраны участки границы вплоть до мельчайших подробностей, включая все тропинки, дороги, леса, кустарники, болота, ручьи, мосты, переправы, деревни, мызы, отдельные поселки и строения, заводы, фабрики, корчмы; достоверно знать, чем занимаются жители каждой деревни, кто из них промышляет контрабандой, участвуя при этом как проноситель или как хозяин, в каких местах существуют лавочки, торгующие контрабандным товаром; иметь подобные же сведения о ближайшей к границе иностранной местности и собирать сведения о том, в каких пунктах в России и за границей учреждены главные склады контрабанды, иметь благонадежных доносчиков (это касалось и начальников, и нижних чинов пограничной стражи); собирать сведения о том, какие преимущественно товары проносятся на данном участке границы и для какого употребления (местного или внутри края) они предназначались (задача офицеров пограничной стражи); собирать сведения о том, когда именно бывают ближайшие и главнейшие заграничные ярмарки, на которых обычно евреями закупается значительное количество товаров для их водворения в Россию исключительно контрабандным путем (эти сведения должны были собираться в таможенных округах и доводиться до бригад пограничной стражи).
Начальники пограничной стражи бригадного уровня и выше должны были «изыскивать... возможность через поддержание дружественных отношений с правительственными лицами соседних государств, получать от них частным путем разные сведения, а в крайних случаях и содействие для преследования нарушителей границы...»90
На чинов приморских бригад пограничной стражи наряду с перечисленными обязанностями дополнительно возлагалось: по особым инструкциям поступать с судами, потерпевшими крушение у берегов, охраняемых ими участков; а также с «выброшенными морем на берег товаром, лесом, разными предметами и утопленниками»; вести жесткий контроль за наименованием и количеством товаров, разрешенных к привозу морем местными жителями; следить и проверять каботажное судоходство. Нижние чины были обязаны обучаться управлять гребными и парусными судами91.
Пограничная стража в ходе службы была призвана следить за состоянием пограничной черты, при этом лишь констатируя состояние обозначающих ее знаков, патрульных дорог, пограничных рвов и прочее и информировать об этом соответствующие ответственные власти92.
В Инструкции нет и намека на проверку готовности чинов и бригад пограничной стражи к участию в войне, в случае ее начала.
После образования ОКПС его чины в своей деятельности по охране государственной границы руководствовались Таможенным уставом, Инструкцией «Об основных началах караульной службы и употреблении чинами Отдельного корпуса пограничной стражи оружия» (1897), «Правилами об Отдельном Корпусе пограничной стражи» (1910), «Инструкцией службы чинов Отдельного Корпуса пограничной стражи» (1912). В этих документах общие обязанности чинов пограничной стражи предполагали не допускать контрабанды и перехода через границу в не установленных местах людей, задерживать нарушителей границы со всем, что у них будет и препровождать в таможенные учреждения, проверять подозрительных людей. При этом регламентировался порядок применения оружия чинами пограничной стражи. На морском и речном участках нужно было осматривать все суда и рыбачьи лодки как пристающие к берегу, так и отходящие от него; оказывать посильную помощь людям, потерпевшим крушение; не допускать разведения на берегу огней ближе установленных 50 верст от стационарных маяков; осуществлять карантинный надзор, а Заамурскому округу Пограничной стражи дополнительно вменялась охрана КВЖД, генконсульств в Харбине, Цицикаре и Гирине93. Чины пограничной стражи Заамурского округа, помимо дороги, охраняли пароходные сообщения по реке Сунгари, крупные лесные разработки, а также выполняли судебно-полицейские функции94.
В целях постановки агентурной работы на прочную основу Министерство финансов в 1913 г. обратилось в Государственную Думу со специальным докладом «Об организации в Отдельном корпусе пограничной стражи агентуры для разведки о контрабанде». В нем обосновывалась необходимость введения в штаты корпуса 21 должности обер-офицеров для работы с агентурой. Полностью реализовать эти идеи в ОКПС не удалось - началась Первая мировая война. Тем не менее сама мысль об организации скрытой службы для борьбы с контрабандой актуальна и в современных условиях95.
Конец XIX в. был периодом больших изменений в жизни России. Развитие капитализма, новые социально-экономические отношения, проявление неприкрытой борьбы за передел колоний и сфер влияния крупнейших капиталистических держав заставляли Россию все больше и больше обращать внимание на охрану своей государственной границы.
Крупные и экономически развитые государства лихорадочно готовились к войне. Они формировали новые армии, создавали первоклассное вооружение, строили коммуникации. Вполне естественно, что в этих условиях заблаговременной подготовке агентуры отводилась не последняя роль. Особое беспокойство в этом плане вызывала западная граница. Здесь усиленную разведку против России вели Германия и Австрия. Несмотря на запрет иностранцам проживать в пограничной полосе, немцы под любым предлогом пытались внедрить на постоянное место жительства на приграничной территории России своих граждан. Многие из этих граждан были или становились агентами немецкой разведки. Тем самым Германия заблаговременно готовила для себя агентурную сеть, которая вела разведывательную деятельность в ее интересах96.
Немецкая и австрийская разведки активизировали свою деятельность не только в развертывании агентурной сети в приграничье России, но и преуспели в установлении различных каналов связи. Одним из наиболее удобных и перспективных считался канал с использованием голубиной почты. Командование ОКПС и чины пограничной стражи принимали меры на местах к перекрытию этих каналов передачи информации, но полностью решить эту проблему не могли: не хватало сил и средств для пресечения этой деятельности, хотя на западной границе было сосредоточенно наибольшее количество пограничной стражи. Однако для нейтрализации деятельности разведки противника в пограничной полосе ее сил все-таки было недостаточно. Граница с Пруссией протяженностью в 1322 версты охранялась 10 бригадами, которые выставляли 608 постов97. Русско-австрийский участок границы протяженностью в 1117 верст охранялся 6 бригадами, которые выставляли всего 220 постов.
Другим каналом сбора разведывательной информации и поддержания нелегальных каналов связи были запуски через границу России воздушных шаров. В ноябре 1891 г. Александр III отдал распоряжение, в котором потребовал, чтобы «при повторении подобных случаев воздушные шары конфисковывались, а сами воздухоплаватели задерживались и направлялись в Варшаву, Киев и Вильно генерал-губернаторам для точного разъяснения причины появления шаров в наших пределах»98. Несмотря на совместную договоренность между Германией и Россией о режиме полетов воздушных шаров, германская сторона систематически нарушала эту договоренность99.
Как показал анализ архивных документов, перед Первой мировой войной участились случаи вербовки чинов пограничной стражи агентами иностранной разведки. Так, в Велюнской бригаде унтер-офицеру Л. Сергиевскому, служившему писарем и имевшему доступ к секретным документам, мещанин Ружевич предложил сотрудничать с немецкой разведкой. Агента разведки арестовали и осудили100.
Другой важной задачей пограничной стражи стала борьба с политическими угрозами России. Она выражалась в своевременном вскрытии каналов провоза политической литературы и оружия. Рост революционного движения внутри России и за ее пределами привел к тому, что в Россию буквально хлынул поток листовок, брошюр, книг и газет революционного содержания. Как правило, при получении информации о возможных фактах подобных нарушений усиливалась охрана границы. Так, например, командир Волоховского отряда Волочисской бригады ротмистр Кокушкин, получив сведения 19 октября 1903 г. о возможной переправке политической литературы из Австро-Венгрии, назначил дополнительное количество секретов, которые задержали нарушителей границы101.
С помощью агентуры ОКПС велась борьба с революционными агитаторами в пограничной полосе. Так, например, старший вахмистр Ф. Масленский (Рижская бригада пограничной стражи) после получения сведений о появлении 14 сентября 1905 г. в деревне Раггацем человека, который подговаривал местных жителей к «действиям против правительства», выехал в деревню с нарядом и задержал агитатора102.
Офицеры и унтер-офицеры ОКПС взаимодействовали с чинами полиции, Департамента таможенных сборов, жандармами в вопросах ведения политического сыска и таможенного розыска. Для искоренения контрабанды политической литературы на наиболее уязвимых участках границы создавались межведомственные комиссии и совещания, которые вырабатывали дополнительные меры.
Так, решением правительства, на западном участке границы, была создана комиссия под председательством действительного статского советника А.А. Макарова. В числе ее постановлений были такие пункты, которые предписывали «расширить район действий чинов пограничной стражи по преследованию политической литературы до 50 верст от западной границы». В результате проведенных мер только в 1905 г. чинами пограничной стражи на западной границе было задержано 153 692 экземпляра политической литературы103. Но уровень агентурной работы был невысоким и не позволял в полной мере использовать имеющиеся силы и средства. По всей видимости, одной из причин была недооценка важности разведывательной службы, так как большее предпочтение отдавалось сторожевой службе.
Таким образом, в конце XIX — начале XX в. перед пограничной стражей встала новая задача - борьба с военным, политическим и экономическим шпионажем104.
Активизация деятельности вооруженных контрабандистских и разбойничьих шаек в приграничье заставили правительство возложить на ОКПС еще одну задачу - наблюдение за общественным порядком в пограничной полосе, охрана граждан и их имущества от посягательств разбойничьих шаек. При решении задач по поддержанию общественного порядка войска ОКПС руководствовались высочайше утвержденными «Правилами призыва войск для содействия гражданским властям»105. С одной стороны, эта задача отвлекала пограничников от выполнения основной задачи - охраны границы, а с другой - позволяла более полно знать, что происходит в тылу охраняемых участков.
К концу XIX в. в состав России вошли новые территории. Необходимо было закрепить эти территориальные приобретения в Закавказье, Средней Азии и на Дальнем Востоке и организовать защиту южных, юго-восточных и дальневосточных рубежей.
В 1894 г. для прикрытия побережья Тихого океана предлагалось создать 3 пограничные бригады: Уссурийскую, Южно-Уссурийскую и Тихоокеанскую, которые бы прикрыли участки границ протяжением 5817 верст. Но это предложение не было реализовано. Правительство неоднократно обращалось к вопросам укрепления границ на Дальнем Востоке. В докладе бывшего комиссара по финансовой части Кватунской области Н.Н. Протасьева «О таможенном вопросе в Приамурском крае» говорилось следующее «...По существу дела улучшение пограничной охраны Приамурского края может быть достигнуто двумя путями: или усилением состава уже действующей ныне таможенной и акцизной стражи или же созданием для этого края пограничной стражи, подобно действующей на западной границе Империи... Устройство подобной охраны в Забайкальской, Амурской и Приморской области, а также по морскому побережью потребует 1777 нижних чинов, что составит в среднем по 1 чел. на 2-2,5 версты протяжения пограничной линии, причем это вызовет единовременный расход в 3 076 861 р. и постоянный расход в 1 132 192 р.»106 Это предложение не было реализовано из-за нехватки финансовых средств.
Комплектование пограничных бригад новобранцами поставило перед командным составом Пограничной стражи новую задачу - полноценное обучение молодых солдат квалифицированному исполнению служебных задач еще до прибытия их к местам несения службы.
До образования ОКПС обучение молодых солдат пограничной стражи проводилось в течение четырех месяцев по программе Военного ведомства с дополнением специальных занятий по службе пограничного надзора. После прибытия новобранцев в бригады, они сразу направлялись на границу и распределялись по постам. Их обучение было возложено на командиров отрядов, которые по объективным причинам (большая удаленность постов друг от друга, загруженность по службе и т.д.) не могли дать всесторонней профессиональной подготовки молодым солдатам. С 1894 г. сначала в опытном порядке, а с 1895 г. повсеместно в ОКПС командиром корпуса было принято решение о создании учебных отрядов при бригадах пограничной стражи. Курс молодого солдата, как правило, длился с 15 ноября до 15 февраля. За это время молодого нижнего чина ОКПС знакомили с деятельностью корпуса, политическим и экономическим устройством сопредельных государств, ухищрениями контрабандистов и порядком преследования нарушителей границы. Кроме этого давались краткие сведения по истории и географии России и другие необходимые знания107.
Состав призывавшихся на службу в ОКПС солдат был очень разнороден. Многие не умели читать и писать, имели разное вероисповедание. С учетом этих особенностей состав офицеров, унтер-офицеров и преподавателей учебных команд подбирался с особой тщательностью. От качества преподавания во многом зависела готовность молодых пограничников выполнять поставленные перед ними задачи. На начальном этапе командируемые из переменного состава учебных команд учителя108 имели слабые знания и оказывались « мало полезными для обучения молодых солдат». Поэтому командир корпуса 31 июля 1908 г. разрешил «назначать учителями к молодым солдатам нижних чинов по усмотрению начальников округов»109.
Опыт деятельности учебных отрядов позволил принять и утвердить командиру корпуса в 1914 г. «Положение об учебных отрядах при штабах частей»110. На основании этого положения командир учебного отряда избирался командиром бригады, а назначение его на должность утверждалось начальником округа. В помощь командиру учебного отряда придавался обер-офицер, прапорщик и пять старших унтер-офицеров111.
Программы подготовки молодых солдат ОКПС включали в себя основные положения уставов военного ведомства и инструкций пограничной службы. В инструкциях разъяснялось общее назначение солдата и подчеркивалось, что он — «слуга Государя и Родины, защитник ее от врагов». Особое внимание обращалось на то, что нижние чины должны были хорошо знать местность от границы и до конца пограничной полосы, все села, дороги, тропы, броды, болота, ручьи, реки их берега, места удобные для причаливания и т. д.
Солдат границы был призван в первую очередь для вооруженной ее охраны как в мирное, так и военное время. Поэтому обучение было поставлено таким образом, чтобы с первых шагов службы он понял обстановку, в которой ему предстояло служить112.
При обучении молодых солдат важное значение придавалось стрельбе, разъяснению правил применения оружия чинами пограничной стражи. В 1897 г. Госсовет принял документ «Об основных началах караульной службы и употребления чинами отдельного корпуса пограничной стражи оружия»113.
Правила были высочайше утверждены 22 декабря 1897 г. На основании их была разработана инструкция «Об основных началах отправления чинами Отдельного корпуса пограничной стражи служебных обязанностей и об употреблении ими оружия по пограничному надзору в пределах пограничной полосы вдоль Европейской границы»114. Раньше, заметив нарушителя, чин пограничного наряда должен был сделать окрик «стой» и, если нарушитель убегал, догнать и задержать его. Применение оружия разрешалось только в ответ на нападение противника. Новая инструкция допускала применение оружия по нарушителям границы после двукратного оклика «стой» и предупредительного выстрела, а также при нападении на наряд115. Новые правила начали действовать с 1 марта 1898 г.
Большое внимание обращалось на отработку действий в составе различных пограничных нарядов, причем все обучение проводилось методом усвоения солдатами действий в конкретных ситуациях, т.е. на практике, под руководством командиров отрядов и наблюдением командиров отделов116.
Параллельно с молодыми солдатами в учебных отрядах с 1 марта по 1 ноября обучали и унтер-офицеров. Они ежегодно подбирались из числа наиболее подготовленных нижних чинов, служивших второй год. Основная задача подготовки унтер-офицеров сводилась к подготовке их, во-первых, в качестве надежных инструкторов по обучению молодых нижних чинов и наблюдению за внутренним порядком на постах, а во-вторых, в качестве «ведущих и толковых начальников постов, ознакомленных с принятыми способами охраны границы»117.
Необходимость быть в готовности к применению оружия и боевым действиям требовали от чинов пограничной стражи (прежде всего от офицерского корпуса) пограничной стражи особой подготовки.
В ОКПС на службу поступали разные офицеры. Специальных учебных заведений, которые бы готовили кадры для пограничной стражи, тогда не было. Для приобретения необходимых навыков, повышения профессиональных знаний со всеми офицерами войск ежегодно проводились учебные сотенные и полковые сборы.
Для проведения сборов издавались приказы по ОКПС, в которых определялись порядок и сроки проведения сборов. Обычно время проведения сборов устанавливалось в весенне-летнем периоде. На каждую очередь отводился примерно один месяц.
Программа пеших сборов состояла обычно из следующих занятий:
1. Глазомерное определение расстояний.
2. Одиночное обучение действиям в стрелковой цепи.
3. Строевые и тактические взводные учения.
4. Самоокапывание.
5. Отработка действий при полевой службе: порядок отдачи распоряжений, донесений, летучая почта, сторожевая охрана войск, ознакомление с заданием при действиях малой войны (засада, оборона, переправа, сопровождение транспорта и т.д.).
6. Стрельба. (Ежегодно, на пистолет выделялось не менее 30 патронов боевых и 40 холостых. Нижним чинам пограничной стражи отпускалось на одну винтовку соответственно 60 и 70 патронов.)118
Учебные сборы были продолжением занятий в учебных командах, которые являлись фактически основными центрами подготовки личного состава корпуса пограничной стражи. При вводе в должность молодых офицеров практиковалось их прикомандирование к командам под руководством опытных специалистов для подготовки к дальнейшей службе.
Особое внимание уделялось тактической подготовке. Занятия проводили как правило, командиры отделов. Изучение строилось по единой программе. Изучались следующие вопросы:
1. Разведка пути, местных предметов и противника, находящегося на отдыхе.
2. Сторожевая служба и служба связи.
3. Походные движения.
4. Расположения на отдыхе - биваком и квартирно-бивачным порядком.
5. Атака и оборона местных предметов, теснин и переправ.
6. Действия в малой войне, нападение на железную дорогу, ее охрана и оборона119.
Также на занятиях отрабатывались вопросы прорыва через охраняемую противником пограничную полосу, захвата пунктов на соседней иностранной территории, противодействие мобилизации, проводимой противником.
И все же большее внимание уделялось подготовке чинов пограничной стражи к действиям в условиях мирного (невоенного) времени. И лишь после Восточной (1853-1856 гг.) и русско-турецкой (1877-1878 гг.) войн стало ясно, что Пограничной страже придется активно участвовать в боевых действиях. Поэтому, в 80-х г. XIX в. Российское государство стало выдвигать перед Пограничной стражей задачи по участию в военном противоборстве с вооруженными силами противника. В силу этого появились «Инструкция для мобилизации пограничной стражи»120, несколько положений «Об организации и употреблении пограничной стражи на случай войны» (1882 г.), (1899 и 1901 гг.), утвержденных Государственным Советом. Поэтому пограничная стража в мирное время стала готовиться к выполнению задач «малой войны»: засадам, набегам на важные объекты (мосты, железнодорожные станции, телеграфы и т.д.) и населенные пункты121.
Таким образом, изменения в пограничной страже России, ее комплектовании, организационном устройстве и способах действий происходили постепенно, по мере изменявшихся внутренне и внешне политических условий. Это сказывалось на количественном изменении численности пограничной стражи с 1827 по 1901 г. (см. приложение 4), на поиске эффективных организационных форм.
Экономическая политика России заставляла правительство усиливать пограничную стражу во-первых, для борьбы с контрабандой. Переход контрабандистов к вооруженному сопротивлению законным действиям пограничной стражи привел государство к решению об усилении военной составляющей пограничной стражи, основанной на воинских началах.
Вступление капиталистических стран в империалистическую стадию развития ознаменовалось обострением межгосударственных противоречий и их усиленной подготовкой к войне. В этих условиях Российское государство было вынуждено предпринимать дополнительные меры по повышению боеспособности страны, по защите своих интересов на различных географических направлениях. Адекватно реагируя не только на рост внешних, но и внутренних угроз (в первую очередь экономических и политических), правительство Российской империи приняло решение о дальнейшем укреплении пограничной стражи, которая была выделена из состава Департамента таможенных сборов и преобразована в отдельный корпус. В его состав кроме бригад пограничной стражи, охранявших европейский, закавказский и закаспийский участки государственной границы России была включена охранная стража КВЖД, на базе которой был сформирован Заамурский округ пограничной стражи.
Деятельность пограничной стражи была четко регламентирована в нормативно-правовом отношении. Особое внимание было уделено профессиональной подготовке как новобранцев, так и опытных чинов пограничной стражи.
К концу XIX в. в основном завершилось развитие пограничной стражи как специальной государственной структуры, основанной на воинских началах. Превратившись в начале XX столетия в весьма внушительную силу численностью более 60 тыс. человек, пограничная стража стала важной составной частью Вооруженных сил России.
Революционные изменения в стране повлияли и на пограничную стражу: в начале 1918 г. она прекратила свое существование, как и многие другие институты прежней России.
 

Примечания

 

1 См.: Дмитриев С. Пограничная служба в России в первой половине XIX в. // Пограничник. - 1944- №7. - С. 46.
2 См.: Военная энциклопедия. Т. 18. - Пг., 1915. -С. 483.
3 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 17.
4 См.: Ежуков Е.Л. Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России. Учебное пособие. 4.1. - М.: Академия ФПС РФ, 1997. - С.72.
5 См.: Плеханов А.А., Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 18.
6 См.: Краткая история-хроника Пограничной стражи и выделение ее в Отдельный корпус// Пограничник. - 1907. - № 15. - С. 243.
7 См.: Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. Ч. 2. Вып.2. Служба в военное время. Крымская кампания 1854—1856 гг. - СПб., 1904. - С. 47.

8 См.: Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. 4.2. Вып.2. Служба в военное время. Крымская кампания 1854—1856 гг. - СПб., 1904. - С. 48.
9 См.: Там же. - С. 49
10 См.: Свод законов Российской империи. В 16 т. Т.6. - СПб., 1857. - Ст. 48. - С. 15.
11 См.: Там же. — С. 15.
12 См.: Там же. - С. 70.
13 См.: Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. - М.: Граница, 1992. - С. 86.
14 См.: Харламов В.И. Развитие военного образования офицеров регулярной армии и пограничной охраны России (1700-1917 гг.). Дис.... д-ра. истор. наук.-М.: АПВ РФ, 1994.-С. 391.
15 См.: Шевцов И. Пограничная служба в России во второй половине XIX в.// Пограничник.-1944.-№ 18.-С. 40.
16 См.: Ежуков ЕЛ. Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России. Ч. 1. - М.: А ФПС РФ, 1997. - С. 73
17 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 21.
18 См.: Военная энциклопедия. Т. 18. — Пг., 1915. — С. 484.
19 См.: Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. — М.: Автор, 1995.-С. 85.
20 Плеханов А.А., Указ. соч. - С. 19.

21 См.: Шевцов И. Пограничная служба в России во второй половине XIX в. // Пограничник. - 1944. -№ 18. -С. 39-40.
22 См.: ЦПМ ФСБ РФ. Док. ф. 1098, л. 21.

23 См.: Мошков Ф.А. Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней: Краткий исторический очерк. - М.: Граница, 2003. - С. 15.

24 Мошков Ф.Л. Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней: Краткий исторический очерк. - М.: Граница, 2003. - С. 16.

25 См.: Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. 4.1. Вып. 2. — СПб., 1901.-С. 128.
26 См.: Там же. - С. 136.
27 См.: Мошков Ф.А. Указ. соч. - С. 20.

28 См.: Мошков Ф.А. Указ. соч. - С. 21. См.: Там же. - С. 24.

29 См.: Собрание указаний и распоряжений правительства, издаваемое при правительственном Сенате. - Спб., 1877. — С. 182.
30 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 23.
31 Ежуков Е.Л. Горячие окраины России. - М.: Граница, 2000. - С. 138.
32 Плеханов А.А., Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 22.
33 См.: Министерство Финансов 1802 - 1902.4.1. - СПб., 1902. - С. 381.

34 См.: Пилипенко А.Н. Охрана русских границ и борьба с контрабандой на Черноморском побережье Кавказа (1829-1853 гг.) // Сборник статей отделения погранологии Международной Академии информатизации. Вып. 5. Часть 2. - М.: Отделение пограналогии МАИ, 1998.-С. 87.
35 Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов. — СПб., 1876.-№37.-С. 118.
36 РГВИА, ф. 485, оп.1, д.147, л. 12.
37 См.: Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. 4.1. Вып.2. -СПб., 1901.-С. 151.

38 См.: Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. 4.2. Вып.2. -СПб, 1909.-С. 287.
39 См.: Плеханов А.А., Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 21.
40 См.: Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. — М.: Граница, 1992.-С. 136,137.

41 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 25.
42 См.: ЦПМ ФСБ РФ. Док. ф. 617, л. 2-14.
43. См.: Клементьев В.В. Военное ведомство в охране границ Российской империи. Дис.... канд. истор. наук. - М.: АФПС РФ, 2000. - С. 120.

44 См.: На страже границ Отечества. История пограничной службы: Краткий очерк. — М.: Граница, 1998. - С. 248.
45 См.: РГВИА, ф. 15863, оп.1, д. 5, л. 72.
46 Так в документе.

47 РГВИА, ф.4888, оп.1, д. 92, л. 72.
48 Там же. -JI, 71.

49 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 62.
50 См.: Инструкция службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи. - Спб., 1912.-ct.61.
51 См.: Там же. - Ст. 61.
52 Ежуков Е.Л. Зарождение, становление и развитие пограничной стражи России. 4.1.-М., 1997.-С. 102.

53 См.: На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. — М.: Граница, 1998. - С. 259.
54 См.: Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. — М., 1992. - С. 116.
55 См.: Горячевский А.П., Сиразетдинов СМ. Очерки истории медицинской службы пограничных войск России. - Голицино, ГКВГ ФПС России, 1996. — С. 13.
56 См.: Синицин К. Правопреемники ОКПС // Граница России. -2002. — № 41.

57 КВЖД - названа по предложению Ли Хунчжана - чрезвычайного посла Китая участвовавшего в Российско-китайских переговорах со стороны Китая по вопросу строительства КВЖД в 1895-1896 гг.
58 Полоса отчуждения КВЖД — отведенные по контракту 1896 г. земли для постройки и эксплуатации дороги. Ширина дорога вне станционных поселков была определена в среднем в 33 сажени (70,4 м): 32 м с одной стороны пути и 38,4 м с другой (на случай сооружения второй колеи). Под станционные поселки земли отчуждались по мере надобности. Всего полоса отчуждения занимала территорию общей площадью 113951,06 га, из них Харбин -11 999,39 га.
59 В 1900-1901 гг. восстание в Китае, направленное против иностранного присутствия.

60 Хунхузы — шайки китайских бандитов, поддерживавших японцев и нападавших на подразделения российской армии и пограничной стражи.
61 Ихэтуани — китайское название членов боксерского восстания.
62 См.: Аблова Н.Е. Указ. соч. - С. 12-19.
63 См.: Высотенко А.В. Доблесть, увенчанная Георгиевскими штандартами// Вестник границы России. - 2003. - № 3. - С. 118.
64 См.: РГИА, ф. 560, оп. 28, д. 280, л. 95.
65 См.: Там же.-Л. 95.
66 См.: Там же.-Л. 74,95.
67 См.: Там же. - Л. 21,22 об., 32.

68 См.: Заамурский округ пограничной стражи на охране железной дороги в кампанию1904-1905 гг.// Военный сборник. - 1908. - № 8. - С. 65.
69 См.: Там же. - С. 66.
70 См.: РГИА, ф.560, оп. 28, д. 280, лл.15, 34.
71 См.: Там же. -Л. 18,19,22.

72 Попов Е.Л. О нем сняли «Белое солнце пустыни» // Газета. - 2003. - 17 января.
73 См.: Указ. соч.-С. 35.
74 См.: На страже границ Отечества. История пограничной службы: Краткий очерк. -М.: Граница, 1998. - С. 264.

75 См.: Ежуков Е.Л. Зарождение, становление и развитие пограничной стражи России. Ч. 1. - М.: АФПС РФ, 1997. - С. 89.
76 См.: Яковлев JI.C. Контрразведка России накануне и в годы первой мировой войны: Исторические чтения на Лубянке. — М., 2002. - С. 70.
77 См.: Боярский В. Основные этапы, противоречия и тенденции развития пограничной службы России (XIV-XX вв.) // Вестник границы России. - 1996.— № 5. — С. 39.

78 РГВИА, ф. 4888, оп.1., Д. 92, л. 4.
79 См.: Плеханов Л.Л. Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 218.

80 РГВИА, ф. 4948, оп. 2, д. 115, л. 115.
81 См.: Чепелкин. М. Особенности формирования государственной территории и границ Российской империи // Вестник границы России. - 1995.- № 5. - С. 65.
82 См.: Ежуков Е.Л. Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России. Ч. 1.-М.: АФПС РФ, 1997. -С. 90.
83 Свод законов Российской империи. В 16 т. Т.6. - СПб, 1857. - С. 13. - Ст. 37.
84 Сборник узаконений и циркуляров по таможенной части за 1887 г. — Спб., 1888. — С. 76.
85 Военная энциклопедия. Т. 18. - Пг, 1915. - С. 438.
86 Дмитриев С.С. Пограничная служба в России в первой половине XIX в.// Пограничник.-1944.-№7.-С.46.

87 Шевцов И. Пограничная служба в России во второй половине XIX в.// Пограничник -1944.-№18.-С.39.
88 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 48.
89 См.: РГИЛ, ф. 21, оп. 1, д. 360, л. 20-31.
90 РГИА, ф. 21, оп. 1, д. 360, л. 24-25.
91 См.: РГИА, ф. 21, оп. 1, д. 360, л. 25,26.
92 См.: Там же. - Л. 20.

93 См.: На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. — М.: Граница, 1998.-С. 258.
94 См.: Указ. соч. - С. 14.

95 См.: Ежуков Е.Л. Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России. Ч. 1. - М.: АФПС РФ, 1997. - С. 84.
96 См.: Шевцов И. Пограничная стража России во второй половине XIX века // Пограничник - 1944. -№ 18. - С. 39.

97 См.: Ежуков Е.Л. Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России. Ч. 1.-М., 1997.-С. 77.
98 Плеханов A.M. Указ. соч. — С. 116.
99 См.: Там же.-С. 117.
100 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 117.

101 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 104.
102 См.: Там же. - С. 106.
103 См.: Там же. - С. 100.

104 См.: Ежуков Е.Л. Зарождение, становление и развитие пограничной охраны России. Ч. 1. - М.: Л ФПС РФ, 1997. - С. 77.
105 См.: Там же. - С. 113.

106 Протасьев Н.Н. О таможенном вопросе в Приамурском крае// Владивостокский листок. - 1905. - 10 марта.
107 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 157.

108 Нижние чины, занимавшиеся обучением новобранцев в учебных командах, но не имевшие достаточного опыта службы на границе.
109 Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 157.
110 См.: ЦПМ ФСБ РФ. Док. ф. 455, л. 16.
111 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 158.
112 См.: Там же. - С. 161.
113 См.: Шевцов И. Пограничная служба в России во второй половине XIX в. // Пограничник. - 1944. - № 18. - С. 43.
114 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. — С. 40.
115 См.: Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. — М.: Граница, 1992. — С. 116.
116 См.: ЦПМ ФСБ РФ. Док. ф. 1098, л. 54.
117 Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 168.

118 См.: ЦПМ ФСБ РФ. Док. ф. 1098, л. 43.

119 См.: Плеханов А.М. Указ. соч. - С. 150.
120См.: Клементьев В.В. Военное ведомство в охране границ Российской Империи. Дис.... канд. истор. наук. - М.: Моск. пед. ун-т, 2000. — С. 139.

121 См.: Плеханов A.M. Указ. соч. - С. 152.

 

далее



return_links();?>
 

2004-2019 ©РегиментЪ.RU