УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Тараканов Тактика броневых войск. Зарубежный высшие военно-научные курсы генерала Головина в Белграде:

Лекции, читанные в 1931-1932 учебном году на младшем классе.

Белград, 1933

 

Танки
Краткій очеркъ возникновенія .
Дѣленіе на типы .
Оперативная подвижность .
Боевые элементы танков
Тактика танковъ. Руководящія указанія
Подходъ къ полю сраженія .
Боевые порядки танковъ .
Взаимодѣйствіе пѣхоты съ танками
Танки въ моневренной войнѣ . . .
Дѣйствія танковъ въ наступательномъ бою
Танки въ оборонѣ .
Танки въ позиционной войнѣ .
Организация тыла и снабжений .
Активная противотанковая оборона
Пассивкаа оборона .
Бронеавтомобили
Бронеавтомобили .
Организація

Техническія требованія, предъявляемыя къ современнымъ бронеавтомобилямъ

Боевое примѣненіе бронеавтомобилей .

Оборона противъ бронеавтомобилей
Бронепоезда
Бронепоѣзда ......
Техническія требованія, предъявляемыя къ бронепоѣздамъ . . . . .
Боевое примѣненіе бронепоѣздовъ Порядокъ наступленія . Борьба противъ бронепоѣздовъ
Моторизованные и механизированные части
Моторизованные и механизированные части

 

Къ составу броневыхъ войскъ принадлежатъ броневые тоѣзда, бронеавтомобили и танки. Разновидности эти появились не одновременно: первыми по времени возникновенія были броневые поѣзда, нмѣвшіе частичное боевое примѣне-ніе еще въ войну 1870 — 1871 г.г. Броневые автомобили, ввидѣ грузовиковъ съ бронированными бортами, впервые были использованы съ боевыми цѣлями англичанами въ Бурскую воііну. Но примѣненіе и тѣхъ и другихъ носило чисто случайный, эпизоднческій характеръ, и потому не оставило сколько нибудь замѣтнаго слѣда въ тактикѣ и уставахъ.
Наконецъ танки возникли въ процессѣ затяжной пози-ціонной войны на западномъ фронтѣ, и къ концу войны получили у союзниковъ настолько большое развитіе, что всѣ ■главнѣйшія сраженія 1917 г., въ особенности 1918 г., происходить при участін танковъ, число которыхъ постепенно увеличивается и въ сраженіяхъ 1918 г. союзники вводятъ въ бой по і.ѣсколько сотъ штукъ, не считая оставшихся въ резервѣ.
По мѣрѣ возрастающего боевого значенія, броневыя ча-'Сти становятся самостоятельнымъ родомъ войскъ, имѣющимъ •свою организацію, свои уставы.
Изъ всѣхъ трехъ разновидностей броневыхъ войскъ первенствующее боевое значеніе безспорно иринадлежитъ тан-камъ. Въ цѣломъ рядѣ сраженій Великой войны танки сыграли роль фактора, давшаго союзникамъ рѣшительную побѣду. Поэтому съ нихъ и надлежитъ начать изученіе свойствъ боевого примѣненія броневыхъ войскъ.

 

ТАНКИ.

Краткій очеркъ возникновения.

Въ 1915 году арміи гіротивниковъ на западномъ фронтѣ сокончательно закопались въ землю. Многочисленные окопы, .ходы сообщеній, лабиринты проволоки усилили позиціи настолько, что несмотря на грандіозныя артиллерійскія средства, произвести рѣшительный стратегическій прорывъ фронта союзникамъ не удавалось. Начались стихіііные поиски какого либо новаго средства для пролома фронта. Успѣхъ прорыва могъ считаться достигнутымъ лишь въ томъ случаѣ, если удастся дойти до линіи расположенія главныхъ артиллерій-скихъ позицій противника и заставить артиллерію сдвинуться >съ мѣста.

Мысль остановилась на сконструировали земного броненосца, сводившагося къ идеѣ продвинуть артиллерійскій и пулеметный огонь въ раіонъ расположенія непріятеля, вплоть до его батарей. Само собою разумѣегся, что продвиженіе такой тяжелой бронированной машины внѣ дорогъ, на коле-сахъ, было невозможно, но къ этому времени были уже въ широкомъ распространен^ тракторы съ гусеничнымъ ходомъ, примѣнявшіеся въ сельско-хозяйственныхъ работахъ для распашки земель, что конечно облегчало выполненіе задуманной идеи.

Надъ осуществленіемъ проекта первоначально работала Великобританія. Въ началѣ 1915 г. особому комитету была поставлена задача спроектировать машину, которая должна •была переходить рвы въ 1,5 м.; 2) имѣть запасъ горючаго .на 32 километра; 3) взбираться на скаты до 45°; 4) имѣть на вооруженіи 1 пушку и 1 пулеметъ; 5) численность команды 10 человѣкъ и 6) вѣсъ доступный для нормальныхъ мостовъ.

Проектъ былъ составленъ, при чемъ для скорости постройки должны были быть использованы уже заготовленные для тракторовъ моторы и двигатели въ 150 силъ. Для облегченія подъема на крутости и преодолѣнія вертикальныхъ откосовъ въ 1,5 м. машинѣ была придана ромбическая форма. .Для соблюденія строжайшей тайны былъ пуіценъ слухъ, что идетъ приготовленіе подвижныхъ баковъ по русскому заказу, которые по англійски носятъ названіе tank, отсюда про-исхожденіе названія будущеіі броневой машины, принятое въ настоящее время въ русской и англійскоіі арміяхъ.

Первая модель „Ромбусъ танка'* .на испытаніи въ февраль 1916 г., въ присутствіи короля, дала хорошіе резуль-
 

таты, и бывшій тогда военнымъ министромъ Лойдъ-Джоржъ-заказалъ 150 машинъ. По изготовленіи 50 штукъ, ихъ въ боль-шомъ секретѣ перевезли на театръ военныхъ дѣйствій, ѣ 15—IX—1916 г. 49 машинъ принимаютъ участіе въ сраженіи на Соммѣ. Для нѣмцевъ это было полною неожиданностью, но все-же полной побѣды англичанамъ не дало, привело лишь къ незначительнымъ мѣстнымъ успѣхамъ. Потери были очень значительны: изъ 49 машинъ выбыло изъ строя 31 (63°/0) при чемъ 14 вслѣдствіе порчи, а 17 повреждено непріятель-скимъ огнемъ.

Этотъ опытъ показалъ, что главной ошибкой было при-мѣненіе танковъ въ такомъ маломъ числѣ. Кромѣ того обнаружились нѣкоторые техническіе недочеты (хрупкость гусе-ницъ, слабость мотора и др.). Все это было принято во вни-маніе при конструировали новыхъ типовъ, которые получа-ютъ названіе Mrk И, III и IV.

Но нѣмцы уже были предупреждены и начали вырабатывать способы и средства защиты.

О начавшейся работѣ по созданію танковъ въ Англіи, Франція не знаетъ. Тѣмъ не менѣе и тамъ возникла мысль-о земномъ броненосцѣ. 1—XII—1915 г. начальникъ артилле-ріи 6 дивизіи полковникъ Этьенъ представилъ Главнокомандующему, генералу Жофру, свой проектъ броневика съ гу-сеничнымъ ходомъ. 25—II—1916 г. заводы Шнейдеръ-Крезо получаютъ заказъ #на 400 танковъ типа „Шнейдеръ“: ІЗ1/*-тоннъ, 1—75 м/м пушка и 2 пулемета, команда 6 человѣкъ, ходъ — 4 клм. въ часъ, преодолѣваетъ рвы — 1,8 м., и на 400 танковъ типа Сенъ-Шамонѵ: 24 тонны, 1—75 м/м ору-діе, 4 пулемета, команда 9 человѣкъ, ходъ — 8 клм. въ часъ,. преодолѣваетъ рвы 1,8 м.

Только въ іюлѣ 1916 г. французское командованіе узна-етъ, что Англія строитъ танки. Наконецъ въ декабрѣ 1916 г, первый отрядъ танковъ „Шнейдеръ“ прибываетъ въ учебный лагерь для обученія личнаго состава. Къ началу апрѣля въ Шампльё находится уже около 250 машинъ обоихъ типовъ, соединенныхъ въ отряды 4-хъ батарейнаго состава, по 4 танка въ каждой, но изъ этого числа только 160 готовы немедленно принять участіе въ бою. Къ этому времени нѣмцы уже успѣли расширить свои окопы до 4 м. и принять дру-гія мѣры зашиты.

Мѣстомъ перваго выступленія танковъ избирается наступ-леніе 5 арміи, для овладѣнія участкомъ у Краона. (Сх. № 1 на страницѣ 7). 14 апрѣля 8 группъ (132 машины) сосредоточены у Кюри ле Шедардъ, изъ иихъ 5 группъ подъ начальствомъ маіора Босю, должны дѣйствовать въ составѣ 32 корпуса; между рѣками Энъ и Мьетъ, а остальныя 3 группы, подъ начальствомъ маіора Шобе, въ составѣ 5 корпуса. 16 апрѣля^ въ 6 ч. 30 м. Босю выступаетъ на ферму Ле Холера; въ 8 ч„ во время переправы черезъ р. Мьетъ, танки попадаютъ подъ.
 

огонь нѣмецкой артиллеріи. Гіѣхота занимаетъ первую линію нѣмецкихъ позицій, при чемъ потребовалось около часу времени для устройства проходовъ для танковъ. Танки двигаются дальше, уничтожаютъ на пути встрѣчающіеся пулеметы, и къ 11 час. группа маіора Босю подошла вмѣстѣ со своей пѣхотоіі ко 2 линіи, черезъ которую команды тан-
ковъ сами занялись устройствомъ проходовъ. Но въ это время снарядъ попадаетъ въ танкъ маіора Босю, который погибаетъ въ своей машинѣ; 4 танка застреваютъ въ окопахъ, остальные идутъ къ лѣсу Клань-дань. За ними двигаются слѣдуюшія группы, но пѣхота остановилась. По выдвинувшимся группамъ бьетъ артиллерія изъ лѣса и отъ с. Жювен-куръ, при чемъ одна германская пушка подбиваетъ 2 танка. Въ І41/, час. нѣмцы атакуютъ танки, но отбиты. Въ 15 час. отходятъ къ фермѣ Мошонъ, но въ 17 снова наступаютъ вмѣстѣ съ пѣхотой. Къ востоку 2 группы доходятъ до же-лѣзной дороги; но пѣхота и тутъ не пошла за танками до конца.

Дѣйствія группы маіора Шобе неудачны — 8 машинъ застряло въ грязи. Во время атаки танки доходятъ до 1 линіи нѣмецкихъ окоповъ шириною 4—5 метровъ и останавливаются подъ сильнымъ огнемъ. Къ вечеру отрядъ отходитъ на-задъ, потерявъ отъ огня 23 машины.

Потери танковыхъ отрядовъ въ этомъ первомъ бою были весьма значительны: 25% личнаго состава и 58° 0 машинъ, изъ числа которыхъ 57 танковъ подбиты артиллерій-скимъ огнемъ.

Причины неуспѣха: 1) передвиженіе танковъ къ исход-
 

ной позиціи днемъ; 2) артиллерія не прикрывала своимъ огнемъ; 3) танки на долго задерживались передъ 4—5 метровыми окопами.

Выводы: 1) нельзя допускать заблаговременнаго обна-руженія танковъ; 2) начало атаки должно быть до разсвѣта; 3) танки могутъ опередить свою пѣхоту на 2 — 21 /2 километра, но не могутъ закрѣпить за собой захваченный раіонъ; 4) выяснились нѣкоторые конструктивные недостатки.

Слѣдующее замѣтное участіе танковъ было въ сраженіи у Мальмезонъ (См. схему № 2), для чего былъ назначенъ
отрядъ изъ 5 группъ, всего 63 танка. Для непосредствен-наго сопровожденія танковъ были назначены 8 и II бата-ліоны спѣшенныхъ кирасиръ. Планъ детально разрабатывается по воздутнымъ фотографіямъ.

16 и 17 октября 1917 г. танки перевозятся къ Кон/іе-сюръ-Энъ. Группы распредѣлены между XI. XVI и XXI корпусами для атаки фронта Мальмезонъ —мельница Лафо. Въ ночь на 23 октября группы переходятъ на исходныя позиціи. Въ 5>/4 час. начинается атака; танки пдутъ вмѣстѣ съ пѣхо-той; грунтъ тяжелый. На правомъ флангѣ танки доходятъ до Мальмезонъ и застреваютъ въ грязи. Въ центрѣ 2 батареи танковъ теряютъ отъ артиллерійскаго огня 5 машинъ, остальные съ пѣхотоіі идутъ впередъ и занимаютъ высоты 198 и 163. На лѣвомъ флангѣ большинство танковъ не мо-жетъ продвинуться дальше шоссе, и только одиночныя машины продвигаются впередъ со своей пѣхотой и уничтожа-
 

•ютъ нѣмецкіе пулеметы. Потери: въ личномъ составѣ 10%. машинъ 10%-

Въ общемъ танки значительно помогли своей гіѣхотѣ; ^своевременное выступленіе (ночью) привело къ тому, что потери были не велеки. Французская артиллерія энергично била по нѣмецкой артиллеріи. Помогла также новая маскировочная окраска таиковъ.

Этотъ боевой опытъ показалъ, что танки требуютъ бо-лѣе съуженныхъ тактическихъ заданііі, сводящихся главнымъ образомъ къ преодолѣнію проволочныхъ загражденіи и уни-чтоженію огневыхъ точекъ. Для такой съуженной задачи требовался ноный типъ танка.
Въ 1917 г. 20—23 ноября англичане производятъ гран-діозную попытку пробить германскій фронтъ танками въ раі-•онѣ Камбре (Схема № 3) (сухая почва, мало изрытая снаря-
дами и сравнтельно мало развитая система нѣмецкихъ укрѣп-леній). Подготовка ведется въ строгомъ секретѣ, артиллерія вступаетъ въ дѣло уже послѣ начала атаки. Общія силы 2 корпуса 3-хъ дивизіоннаго состава при 324 танкахъ и 1 кавзле-рійскііі корпусъ. Тщательно разрабатывается планъ атаки по рубежамъ. 20—XI въ 6 час. въ предразсвѣтномъ тѵманѣ вы-
 

ступаетъ 1-ая линія танковъ, за ними въ 200 м. наступаетъ пѣхота. При неожиданномъ появленіи танковъ на передовой позиціи нѣмцы побѣжали. Переходъ черезъ рвы производился при помщи фашинъ, которыя помѣщались на крышахъ танковъ и сбрасывались въ ровъ; помогла танкамъ и ромбическая форма.

У с. Флекіеръ 16 танковъ подбиты артиллеріей (нѣмец-кій офицеръ, работавшій единолично при одной пушкѣ под-билъ нѣсколько танковъ и погибъ). Германскіе пулеметы въ с. Флекіеръ остановили британскую пѣхоту. Танки обтекли Флекіеръ и проникли въ него. Нѣмецкая пѣхота укрылась въ гіогребахъ и по уходѣ танковъ снова заняла окраины. Фле-кіеръ былъ захваченъ только на слѣдующій день.

Въ центрѣ и на правомъ флангѣ британская пѣхога продвигалась удачно, были захвачены Рибекуръ и Маркоингъ. Къ вечеру 20—XI прорывъ не достигъ намѣченнаго на этотъ день рубежа. Потери въ танкахъ: подбито и испорчено 107 машинъ. Но трофеи были велики — 8.000 плѣнныхъ и 100 ору-дій. Г1о полученіи въ Лондонѣ объ этомъ донесенія, было ликованіе: англичане расцѣнивали достигнутый успѣхъ, какъ блестящую побѣду.

21—22 ноября атака продолжается, но къ нѣмцамъ при-бываютъ свѣжія дивизіи; параллельно съ этимъ у англичанъ уменьшается число танковъ. 30—XI нѣмцы переходятъ въ энергичное контръ-наступленіе и почти возстанавливаютъ по-ложеніе, захвативъ до 80 разбитыхъ танковъ.

Выводы: 1) подтвердилось большое значеніе внезапности; 2) широкія траншеи представляютъ для танковъ большую помѣху, т. к. на устройство переходовъ тратится около 7-2 часа; 3) необходимо дебушированіе танковъ сразу на ши-роксмъ фронтѣ; 4) необходимо имѣть значительный резервъ; 5) результаты танковой побѣды должна закрѣпить пѣхота; танки проникли на 8 километровъ, но пѣхота не съумѣла удержать.
Опытъ 1916 и 1917 г.г. показалъ, что танкъ не оправ-далъ возлагавшихся на него надеждъ по производству стратегическая прорыва фронта противника, но онъ оказался весьма могучимъ, какъ машина, помогающая атакующей пѣ-хотѣ преодолѣть проволочныя загражденія и бороться про-тивъ огневыхъ точекъ обороняющегося. Для этого было достаточно машины малаго размѣра, съ одной малокалиберной пушкой или однимъ пулеметомъ при 2 человѣкахъ. Отсюда уменьшеніе размѣровъ, увеличеніе скорости, удешевленіе и возможность массоваго изготовленія.

Пѣхота все болѣе насыщалась пулеметами; огневыя средства эшелонировались въ полосѣ глубиною до 1 километра. Артиллерія не могла добиться полнаго истребленія пулемет-
 

ныхъ гнѣздъ. Такое положеніе вызывало необходимость массового примѣненія легкихъ танковъ. Генералъ Этьенъ, со-вмѣстно съ инженеромъ Рено вырабатываютъ типъ новой машины, „танкъ Рено“: 37 м/м пушка, или пулеметъ во вращающейся башнѣ, команда 2 человѣка, броня б—18 м/м, вѣсъ 6—7 тоннъ, 4 скорости отъ 1 ‘/2 до 71/2 километровъ, легко берутъ крутые подъемы, рвы 1,8 м., пробиваютъ обыкновен-ныя цроволочныя загражденія, валятъ деревья діаметромъ въ 12 д., переходятъ черезъ водныя препятствія до 0,70 м., запасъ патроновъ: пушечныхъ — 200, пулеметныхъ — 2.000.

Проектъ утверждается и въ октябрѣ 1917 г. заказано 1.830 штукъ пушечныхъ Рено, 1.000 пулеметныхъ Рено, 200 связи и 970 танковъ другихъ типовъ, всего — 4.000.

Одновременно была выработана организація танковыхъ частей: основная тактическая единица легкихъ танковъ—рота изъ 3-хъ взводовъ и тылового эшелона. Взводъ — 2 пулеметныхъ и 3 пушечныхъ танка; тыловой эшелонъ — 5 запас-ныхъ танковъ и 3 танка для починокъ и снабженій. 3 роты составляютъ баталіонъ, 3 багаліона — полкъ.

Была также выработана инструкція для дѣйствія танковъ въ бою (29—XII —1917 г.). Основныя принцицы ея:

1) танки дѣйствуютъ въ самоіі тѣсной связи съ пѣхотой, которая должна немедленно слѣдовать за ними. Если пѣхота отстала, то танки возвращаются къ ней и должны помочь. Связь съ пѣхотой и взаимная выручка — основной принпипъ.

2) Пѣхота принимаетъ отъ танковъ мѣстность, защиіцаетъ танки отъ захвата непріятелемъ. Если танки почему либо от-ходятъ, пѣхота не должна отступать. Артиллерія и авіація помогаютъ: а) подавленіемъ огня; б) ослѣпленіемъ наблюда-тельныхъ пунктовъ дымовой завѣсой; 3) примѣненіе танковъ не должно уменьшать энергію другихъ войскъ; 4) расчетъ: танковый полкъ (около 150 машинъ) на корпусъ; баталіонъ (150 машинъ) на дивизію; рота (16 машинъ) на полкъ; взводъ (5 машинъ) на баталіонъ пѣхоты; 5) танковыя части на время совмѣстныхъ операцій должны быть подчинены соотвѣт-ствующимъ пѣхотнымъ начальникамъ.

 

ПослЬ сраженія у Каморе англичане, подобно францу-замъ, приступили къ массовой постройкѣ легкихъ танковъ типа Wippet: 14 тоннъ, 3 пулемета, болѣе быстроходные. Во Франціи къ критическому дню кампаніи — 21 марта 1918 г., когда нѣмцы глубоко прорываютъ великобританскій фронтъ, танки Рено еще не готовы. 27 мая нѣмцы прорываютъ французский фронтъ у Шменъ-де-дамъ. Къ этому времени часть танковъ уже готова. 2-іі легко-танковый баталіонъ, около 50 машинъ, принимаетъ участіе въ контръ-атакѣ Мароканской и 35 пѣх. дивизій противъ Берси-ле-Сенъ (31—V—1918 г.)
 

Условія не благопріятны: пришлось итти I1/., километра въ гору подъ огнемъ артиллеріи; французская артиллерія сла-бѣе германской; пѣхота изнурена 4-хъ дневными боями. Въ 11 часовъ 6 взводовъ танковъ трогаются въ путь, проходятъ линію своей пѣхоты и подъ сильнымъ огиемъ поднимаются на плато. Дойдя до германскихъ линій, танки ѵничтожаютъ пулеметы и проникаютъ на 4 километра вглубь. Мароканцы слѣдуютъ за танками неохотно; 35-ая дивизія не начинаегъ атаки до 2 час. дня, въ результатѣ танки и мароканцы от-ходятъ. Но все-же германская атака задержана. Таково первое выступленіе легкихъ танковъ; не соблюдено важное усло-віе — примѣненіе въ массахъ.

Полную силу французскііі легкііі танкъ проявляетъ съ 18—VII—1918 г. (Схема № 4). Въ этотъ день 6 и 10 арміи
производятъ контръ-ударъ по нѣмецкимъ арміямъ, пытавшимся прорвать французовъ на Марнѣ. Принимаетъ участіе 500 танковъ. Наибольшій результатъ былъ достигнуть въ арміп генерала Дегута, которой было придано 3 баталіона легкнхт танковъ и отряъ тяжелыхъ танковъ С-Шамонъ. Былъ предусмотрен!, достаточный резервъ танковъ и передовыя ма-стерскія для починокъ.

Въ ночь на 18—VII разразилась сильная гроза, что маскировало подходъ къ исходнымъ позиціямъ. Въ 4 час. 35 м. французскія батареи открываютъ ураганный огонь и начинается атака пѣхоты. На лѣвомъ флангѣ двѣ танковыя роты 7-го баталіона помогаютъ 2-іі пѣх. дивизіи овладѣть линіей .Монтранъ— Маконьи. Въ цемтрѣ 47-ая дивізія съ 8 танко-
 

 

вымъ баталіономъ захватываетъ Моннъ-Куэнтикуръ. Въ этой атакѣ принимала участіе группа танковъ С.-Шамонъ, но они отстали. На правомъ флангѣ танковая рота увлекаетъ за собою пѣхоту и захватываетъ высоту 175. Всего въ 1 день 6 армія продвинулась на 3—4 километра.

На слѣдуюіцій день совмѣстное наступленіе продолжается, и къ вечеру фронтъ продвинулся еще на 3 километра. 20—VII вводятся въ бой свѣжія 3 роты легкихъ танковъ и группа С.-Шамонъ. 23—VII занято Куэней, 26-го лѣсъ Турнель. Общая глубина прорыва достигаетъ болѣе 20 кило-метровъ. Успѣхъ достигнуть благодаря самоотверженной ра~ ботѣ танковъ, быстрой подачѣ съ тыла свѣжихъ машинъ и самоотверженной работѣ починочныхъ мастерскихъ.

Потери достигли: офицеровъ 25%. нижнихъ чиновъ 6%, машинъ 27%, при чемъ подъ конецъ % потерь былъ больше, чѣмъ вначалѣ, что объясняется усиленіемъ противотанковой, защиты.

Въ началѣ августа всѣ германскія арміи сдвинуты съ фронта. 8 августа между Соммой и Уазой предпринимается совмѣстная атака англичанъ и французовъ. Пѣхота, поддержанная 600 танковъ, начинаетъ атаку въ густомъ туманѣ. Результаты превосходятъ всѣ ожиданія: 7 нѣмецкихъ диви-зій застигнуты врасплох, союзная пѣхота проникаетъ далеко вглубь, цѣлые штабы дивизій захвачены на своихъ мѣстахъ. Было взято 25.000 плѣнныхъ при 400 орудіяхъ.

О томъ днѣ ген. Людендорфъ пишетъ имперскому канцлеру: „до 8 августа положеніе было хорошее, но въ этотъ день массовое примѣненіе танковъ противникомъ застало врас-плохъ 7 дивизій. Какъ это могло случиться? Это былъ день, траура для Германіи".

Послѣ того танки примѣнялись въ цѣломъ рядѣ боевъ. Что появленіе массъ легкихъ танковъ сыграло большую роль въ окончательномъ пораженіи нѣмцевъ, свидѣтельствуютъ слова представителя Германской ставки въ собраніи лидеровъ партій въ рейхстагѣ 2—X—1918 г.: „... надежда побѣдить-противника исчезла. Первымъ факторомъ, рѣшительно повлі-явшимъ на такой исходъ борьбы, являются танки. Непрія-тель примѣняетъ ихъ въ огромныхъ массахъ. Тамъ гдѣ они появлялись неожиданно, нервы нашихъ войскъ не выдерживали Танки прорвали наши передовыя позиціи, открывъ путь своей пѣхотѣ, продвинулись въ тылъ нашимъ войскамъ, производя мѣстную панику и нарушивъ управленіе боемъ. Успѣхомъ танковъ слѣдуетъ объяснить высокую цифру нашихъ плѣн-ныхъ, которая чрезвычайно ослабила наши силы и вызвала’ быстрый расходъ нашихъ резервовъ“.

Въ мемуарахъ Людендорфа есть такія слова: „лучшимъ оружіемъ противъ танковъ являются крѣпкіе нервы, мужество и неустрашимость. Впервые, съ паденіемъ мужества.

 

и съ ослабленіемъ боеспособности нашей пѣхоты, танки прі-обрѣли рѣшаюіцее вліяніе на ходъ событій“.

Какимъ же образомъ осуществилась идея танковъ у нѣм-:цевъ? Въ первыхъ, такъ сказать, опытныхъ для танковъ бо-яхъ, германская артиллерія нанесла имъ большія потери, доходившая до 40—50%* не считая машинъ, выбывшихъ изъ строя по другимъ причинамъ. Такой успѣхъ артиллеріи про-тивъ танковъ установилъ къ нимъ пренебрежительное отно-шеніе со стороны германскаго командованія. Въ августѣ 1917 г., т. е. черезъ 11 мѣсяцевъ послѣ перваго боевого примѣненія танковъ у англичанъ, штабъ кронпринца доноситъ: „танки безсильньі передъ средствами нашей обороны, въ особенности же передъ нашей пртиллеріей". Не менѣе отрицательную оцѣнку танкамъ дѣлаетъ германская ставка: „вслѣдствіе своей медленности и малой поворотливости, танки представляютъ собой превосходныя цѣли. Они поражаются, не смотря на свою броню. Опытъ показываетъ, что ихъ нечего опасаться, если оборона хорошо организована".

Несмотря однако на такую уничтожающую характеристику новаго средства борьбы, Германія все же рѣшается в'вести и у себя танки и такъ же начинаетъ съ тяжелаго типа. Первый образецъ „А. Z. Ѵ.“ имѣлъ одчу 57 м/м пушку и пять пулеметовъ, вѣсъ 45 тоннъ, 2 мотора по 100 силъ. Но у этого танка оказались серьезные конструктивные недостатки, въ ихъ числѣ сильное перегрѣваніе (темгіература внутри машины достигала 60%)- Поэтому 'былъ выпуіценъ новый образецъ: „А. Z. V. U.“ Этотъ гигантъ имѣлъ 150 тоннъ вѣса, былъ вооруженъ 2 пушками и 3 пулеметами. Послѣ его ис-пытанія въ маѣ 1917 г. приступили къ постройкѣ, но въ сен-тябрѣ 1917 г. былъ спроектированъ легкій танкъ. Въ результат лишь нѣсколько десятковъ тяжелыхъ танковъ приняли ѵчастіе въ наступленіи въ мартѣ 1918 г., при этомъ вводилось въ боіі отъ 10 до 27 машинъ, легкіе же танки такъ и не успѣли принять участіе въ бояхъ.

Насколько равнодушно отнеслись нѣмцы къ идеѣ танка, показываютъ слѣдующія цифры: у союзниковъ общее число танковъ-боевъ — 8.500, число сраженій при участіи танковъ— 100, тогда какъ у нѣмцевъ танки вводятся въ бой всего лишь нѣсколько разъ, при томъ въ ничтожномъ числѣ. Общее чисчо танковъ-боевъ всего 80.
 

Деление на типы

 

Изъ изложеннаго видно, что въ минувшую войну массовое боевое испытаніе получилъ танкъ главнымъ образомъ
легкаго и средняго типа. Танкъ тяжелаго типа хотя и при-мѣнялся нѣмцами, но въ такомъ ничтожномъ числѣ, что обосновать на этомъ слабомъ опытѣ сколько нибудь прочные тактическіе выводы едва ли возможно.

Если ознакомиться съ таблицей состоящихъ въ настоящее время на вооруженіи танковъ въ разныхъ арміяхъ, то обращаетъ на себя вниманіе большое разнообразіе типовъ, какъ въ конструктивномъ отношеніи, такъ и по вѣсу. Напри-мѣръ, Англія имѣетъ легкіе одномѣстные и двумѣстные танки вѣсомъ въ I1 2 и 2*/о тонны. Такой же легкій танкъ имѣется во Франціи (2 и 2,5 т.), въ Соед. Штатахъ (27* т.). Большинство легкихъ танковъ имѣетъ вѣсъ отъ 5 до 8 тоннъ, средни! типъ отъ 12 до 20 тоннъ и, наконецъ, тяжелый — 30 г, (С.С.С.Р.), 52 тонны (Англія), 68 и 74 тонны (Франція) и 85 тоннъ (Италія). Въ конструктивномъ отношеніи замечается еще большее разнообразіе и каждый годъ появляются танки новыхъ, болѣе усовершенствованныхъ конструкцій, но все же на вооруженіи армій продолжаюсь оставаться машины 1917— 1918 годовъ.

Всѣ эти разнообразные типы въ отношеніи тактическаго примѣненія можно подраздѣлить на двѣ группы: 1) танки со-провожденія, сюда слѣдуетъ отнести машины легкаго типа—

1Ѵ2 — Ю тоннъ и средняго—10 — 20 тоннъ, вооруженный 1 ору-діемъ или 1 пулеметомъ или тѣмъ и другимъ; 2) тяжелые танки прорыва — болѣе 20 тоннъ, имѣющіе 1—2 орудія и нѣ-сколько пулеметовъ. Кромѣ того еще танки особаго назна-ченія: радіо танки, транспортные танки для подвоза бойцовъ, боевыхъ припасовъ и пр. Такіе танки были къ концу воііны въ Англіи, перевозившіе до 50 человѣкъ съ пулеметами. Въ будущемъ вѣроятно. появятся танки какъ подвижное бронированное помѣщеніе для: 1) командныхъ и наблюдательныхъ пунктовъ, 2) различныхъ центровъ связи, 3) для починки ма-шинъ подъ огнемъ, 4) мостовыхъ. Словомъ можно предви-дѣть широкую спеціализацію бронированной повозки, подобно тому, какъ спеціализировались разные типы сѵдовъ военнпго флота.

Прослѣдимъ вкратцѣ, нюкія требоваія предъявляются въ настоящее время къ танкамъ.

Для выполненія задачъ танка сопровожденія, считается достаточнымъ машина сь одной малокалиберной пушкой (37-57 м/м) и 1 пулеметомъ, при чемъ и пушка и пулеметъ устанавливаются въ одной вращающейся башнѣ, что допѵскаетъ об-служиваніе ихъ однимъ человѣкомъ.

Благодаря этому число людей можетъ сократиться до 2 — 3. Затѣмъ все настойчивѣе предъявляются требованія большей скорости на поляхъ сраженій, т. к. въ ней справедливо
видятъ единственное спасеніе отъ снарядовъ и пуль крупно-калибернаго пулемета. Насколько большое значеніе придается скорости, видно изъ формулы, предложенной англича-

ѵ-

нами (коефиціентъ безопасности): р ’ гдѣ ѵ — скорость^/7—

боковая площадь. Какъ видно, скорость взята въ квадратѣ. Напримѣръ, если боковая поверхность F=6m~, скорость —

ѵ2_64_

8 километровъ въ часъ, то ^ — g — 11 (около).

Конечно этотъ коефиціентъ не имѣетъ апсолютнаго ма-тематическаго значенія, но для сравненія степени безопасности разныхъ типовъ танковъ отъ артиллерійскаго огня, онъ очень удобенъ.

Требуется такъ же, чтобы танкъ представлялъ возможно меньшую цѣль. Затѣмъ дешевизну, обусловливающую массовое изготовленіе. Идя на встрѣчу такимъ требованіямъ маіоръ англійской арміи Мартель спроектировалъ одномѣстный, очень легкій танкъ вѣсомъ 1Ѵ2 тонны, обладаюіцій скоростью до 30 километровъ, имѣющій одну малокалиберную пушку или 1 пулеметъ, управляемый однимъ челсвѣкомъ.

Противъ такого проекта имѣются вѣсскія возраженія: 1) водитель танка, управляя движеніемъ при посредствѣ* педалей, не можетъ поворачиваться съ башней на 180°, поэтому поле обстрѣла не полное; 2) трудно одновременно быть шоф-феромъ и стрѣлять. Тѣмъ не менѣе у одномѣстнаго танка есть не мало заіцитниковъ, поэтому вопросъ о его цѣлесо-образности слѣдуетъ считать еще нерѣшеннымъ.

Тяжелый танкъ прорыва пока еще находи ся ьъ стадіи выработки типа. Этимъ занимаются лишь Франція, Англія, Италія и Соед. Штаты Сѣв. Америки. Нѣкоторое количеств тяжелыхъ танковъ имѣетъ также Сов. Россія. Они предназначаются для прорыва сильно укр. позиціи и для открытія путей легкимъ танкамъ. Имѣютъ на вооруженіи 1 —2 орудія калибра 75—150 м/м и нѣсколько пулеметовъ. Длина должна допускать переходъ рвовъ шириною 5 —5'/2 метровъ. Кромѣ того теоретически имъ ставится требованіе прочнаго бронированія, обезпечивающаго по крайней мѣрѣ отъ снаря-довъ полевыхъ пушекъ. Такъ, напримѣръ, тяжелый французски; танкъ марки „2 С“ въ 74 тонны, длиной 12 метровъ, имѣегъ переднюю броню въ 65 м/м, башенную въ — 45 м/м. Онъ вооруженъ одной 6 д. пушкой и 1—3" полевой, кромѣ того имѣетъ 4 пулемета. Ударная сила танка колоссальна: онъ валитъ деревья до 80 см. въ діаметрѣ. Машина — 600 силъ. Переходитъ въ бродъ воды до 1,5 метровъ глубиной, беретъ крутости до 45°. Это наиболѣе сильный и современный по конструкціи тяжелый танкъ.

Въ военной литературѣ высказываются мнѣнія, что со-
 

временная тактика требуетъ еще новый типъ танка. Вотъ какъ формулируется эта мысль: бой не можетъ считаться выигран-нымъ, пока атакующій не заставитъ непріятельскую артилле-рію сдвинуться съ мѣста и этимъ нарушить хорошо организованную систему огней. Обыкновенно полоса, гдѣ расположена масса непріятельской артиллеріи, удалена отъ первой линіи на 3 километра. Значитъ такое разстояніе долженъ пройти танкъ, чтобы дойти до главныхъ артиллерійскихъ по-зицій. Такъ какъ для танковъ самымъ страшнымъ противни-комъ является пушка, стрѣляюіцая на короткѣ прямымъ по-паданіемъ, то въ данномъ случаѣ на тихоходный танкъ вы-падаетъ очень тяжелая задача. Вотъ почему многіе предла-гаютъ имѣть для этой цѣли особый видъ танка съ большой скоростью (принципъ: большая скорость — лучшая защита танка отъ артиллерійскаго огня). Такіе быстроходные танки выдвигаются впередъ лишь въ минуту выяснившагося прорыва для быстраго налета на непріятельскую артиллерію, пользуясь минутами моральнаго разстройства врага. Въ маневренной войнѣ они могутъ быть использованы въ группахъ Д. Д. (дальняго дѣйствія) и Д. П. П. (дальней пѣхотной поддержки), о чемъ подробнѣе будетъ сказано въ главѣ о так-тикѣ танковъ.

Всѣ вновь выпускаемые типы танковъ обладаютъ скоростью значительно'большею, чѣмъ старые, доходящею у нѣкоторыхъ образцовъ до 50 и выше километровъ. Но все же главная масса состоящихъ на вооруженіи танковъ Фран-ЦІи и Англіи, состоятъ еще изъ тихоходныхъ машинъ, по-строенныхъ во время войны.


Оперативная подвижность

 

Оперативною или стратегическою подвижностью слѣду-етъ считать подвижность танка на театрѣ войны, тактическою подвижностью — на полѣ сраженія. Понятіе оперативной подвижности складывается изъ скорости, способности преодолевать препятствія, прочности ходовыхъ частей, сохране-нія дорогъ и запаса горючаго. Танки міровой войны не обладали никакой оперативной подвижностью, т. к. продолжительное передвиженіе на гусеницахъ по дорогамъ быстро вело къ порчѣ гусеницъ и дорогъ; поэтому въ мѣста со-средоточенія танки подвозились по желѣзньшъ дорогамъ и на грузовикахъ. Между тѣмъ теперь все настойчивѣе предъявляются требованія къ оперативной подвижности.

Техника пытается разрѣшить этотъ вопросъ слѣдую щими способами: 1) повышеніемъ быстроходности гѵсенич-" наго танка съ примѣненіемъ къ нему сильныхъ рессоръ, что сберегаетъ отъ быстраго износа, какъ машину, такъ и дороги; 2) примѣненіемъ резиновыхъ и гибкихъ гусеницъ (изобрѣ-теніе русскаго инженера Кегресса). Такія ленты позволяютъ увеличить скорость и сберегаютъ дороги. На опытныхъ испы-таніяхъ во Франціи танкъ съ гусеницами Кегресса прошелъ 1.500 километровъ безъ поврежденій. Новѣйшіе типы обла-даютъ запасомъ прочности гусеницъ до 3.000 километровъ; 3) примѣненіемъ колесно-гусеничнаго (комбинированнаго) хода. Однимъ изъ первыхъ представителей этого типа былъ чеш-скій К. Н. 60 (1928 г.). Для перемѣны хода (съ колеснаго на гусеницы или обратно) требовалось 3 — 5 минутъ времени, при чемъ команда должна была выходить изъ танка. Конечно это было большимъ неудобствомъ. Слѣдующіе типы этого рода (чешскій К. Н. 70 1929 г., и англійскій колесно-гусеничный Ви-керсъ) уже не имѣютъ этихъ неудобствъ: перемѣна движенія производится механически изнутри, на что требуется 1—2 минуты времени. Шведскій заводъ въ Ландскронѣ сконструи-ровалъ авто-гусеничный типъ танка, въ которомъ переходъ съ колесъ на гусеницы или обратно производится изнутри при помощи электромотора всего въ минуты. Но все же это еще не универсальная броневая машина, могущая вытѣс-нить бронеавтомобиль, т. к. необходимымъ условіемъ для по-слѣдняго является ѵправленіе на задній ходъ, чего авто-гу-сеничные танки не имѣютъ.

Слѣдуетъ также упомянуть про конструкцію названную французами Auto-Chenille — авто-гусеница. Эта машина имѣетъ впереди обыкновенный автомобильный ходъ, т. е. 2 управля-емыхъ колеса, задняя же часть на гусеницахъ Кегресса. Отъ такого устройства машин-а значительно выигрываетъ въ скорости, доходящей до 60 километровъ, но сильно уступаетъ гусеничному танку въ способности преодолѣвать крутости и препятствія. По своимъ свойствамъ это скорѣй бронеавтомобиль съ усовершенствованнымъ ходомъ, дающимъ ему возможность двигаться и безъ дорогъ по мѣстности, не имѣю-іцей серьезныхъ препятствій. Одинъ изъ образцовъ этого типа названъ французами autochenille de Cavalerie, что ука-зываетъ на предназначеніе его для совмѣстныхъ дѣйствій съ конницей.

За г.ослѣднее время въ печати появились свѣдѣнія объ испытаніи опытныхъ образцовъ пловучихъ танковъ. Это свойство бронемашинъ значительно расширяетъ ихъ оперативныя возможности, но вѣроятно пройдетъ еще не малый промежу-токъ времени, пока пловучіе танки вытѣснятъ состоящіе въ настоящее время на вооруженіи образцы.
 

Боевые элементы танков

 

Мощь танковъ слагается изъ: 1) тараннаго дѣйствія; 2) огня; 3) маневрированія.
1). Таранное дѣйствіе примѣняется для преодолеванія чіроволочныхъ загражденій, пробиванія каменныхъ стѣнокъ ^аборовъ, разрушенія строеній, разцавливанія боевыхъ объ-ектовъ: пулеметовъ, противотанковыхъ пушекъ, мелкихъ под-раздѣленій пѣхоты и т. п. Сила удара измѣряется наиболь-шпмъ діаметромъ дерева, которое танкъ валитъ, напримѣръ, легкій танкъ Рено можетъ валить дерево до 20 сайт., а тяжелый Char 2 С —до 80 сант. въ діаметрѣ.

2) Огонь. Пулеметы могутъ вести огонь до 500—600 м., но действительный огонь не далѣе 300 метровъ. Действительный огонь танковой пушки — съ 800—900 метровъ и ■ «ближе. Наибольшая действительность танковаго огня съ ди-станціи 200 метровъ и ближе.

Цѣлями стрельбы пзъ пушки являются: а) огневыя точки, <какъ открыто стоящія, такъ и находящіяся за легкими за-крытіями и замаскированныя; б) артиллерія — отдельно сто-яідія пушки и минометы, а также батареи полевой артилле-ріи, какъ ведущія огонь, такъ и передвигаюіціяся; в) танки, бронеавтомобили, автомобили съ пехотой, моторизованная ••артиллерія и пр.

Открыто стоящая или двигающаяся живая сила противника, орудійная прислуга, являются пулеметною целью, но можетъ поражаться также и картечью.

Танковая пушка въ состояніи быстро уничтожать, какъ стояіція, такъ и двигающіяся крупныя цели: легкіе и сред-ніе танки, бронемашины, артиллерію на дистанціи до 800— '900 метровъ. Съ дистанціи до 400 метровъ танки и бронеавтомобили уничтожаются прямымъ выстреломъ 57 м/м пушки.

Для увеличенія действительности огня использ}гется малейшая вынужденная остановка или ѵменьшеніе скорости танка.

При появленіи целей, угрожающихъ боеспособности танка '(орудіе, танкъ), таковыя подлежатъ уничтоженію въ первую •очередь. Фланговый и тыловой огонь бѵдетъ иметь частое примененіе, какъ, напримеръ, при переползаніи танка черезъ окопъ, по открытымъ сбоку и тыла пулеметнымъ гнездамъ, наблюдательнымъ пунктамъ, артиллерійскимъ окопамъ и пр.

Движеніе по неровной местности понижаетъ действительность огня. Надо считать, что дистанція действительная огня изъ танка въ 2 3 раза меньше, чемъ изъ стояіцаго на

земле соответствующего оружія. Такъ, легкая противотанковая пушка имеетъ действительность огня по танку съ 1.000 м. а танковая пушка съ 500—600 м., а надежный огонь — всего лишь съ 300 метровъ. Поэтому до этихъ дистанцій танкъ бу-.детъ стремиться идти возможно болъшимъ ходомъ (20—25 ки-лометровъ), а затемъ, для достиженія большей действительности огня, уменьшить ходъ до 10—15 километровъ. Въ условіяхъ же наступленія >на ^противника, изготовившагося къ •обороне, когда надо 'Отыскивать маскирующіяся и укрытыя
 

огневыя точки, средняя боевая скорость будетъ еще меньше.

Конечно всѣ эти нормы применимы къ танкамъ новѣй-шихъ образцовъ. Состоящіе же еще на вооруженіи танки пер-выхъ образцовъ имѣютъ весьма незначительную скорость хода..

3) Маневрированіе должно вестись въ связи съ пѣхо-той—это требованіе категорически ставилось въ минувшую^ войну, при чемъ связь эта выполнялась буквально, т. е. ввидѣ физической близости, что было легко достижимо, принимая во вниманіе медленность хода танковъ. Скорость движенія современныхъ танковъ на полѣ боя,, значительно превосхо-' дитъ скорость движенія пѣхоты (въ среднемъ въ 3 раза), а посему установить между ними тѣсное взаимодѣйствіе рѣдко возможно. Для этого надлежитъ пользоваться всякимъ слу-чаемъ возможности войти въ личное общеніе танковыхъ и пѣхотныхъ командировъ, т. к. съ момента начала движенія въ атаку это есть единственное средство связи. Мѣста, гдѣ пѣхота можетъ войти въ непосредственную связь съ танками,, намѣчаются въ планѣ атаки и указываются въ боевомъ приказе. Такимъ образомъ тѣсное взаимодѣйствіе съ пѣхотой определяется зрительной и огневой связью (до дальности ручного пулемета — 700—800 метровъ).

Командирскій танкъ — направляющій; онъ устремляется наибольшимъ ходомъ на намѣченную цель (огневую точку), остальные окружаютъ или охватываютъ цёль, стараясь не удаляться другъ отъ друга больше, чемъ на 75—80 метровъ, иначе затрудняется взаимная поддержка картечью.

При движеніи впередъ, каждый пушечный танкъ широко маневрируетъ въ предѣлахъ своей полосы, не оставляя позади себя ни одного препятствія, ни одной ямы безъ осмотра. Пулеметные танки выдвигаются впередъ въ пределахъ-зрительной связи для обстрѣливанія отходящаго противника и принужденія его къ сдачѣ.

Очистка отъ укрывшагося противника производится систематически, назначая каждому танку участокъ для тіцатель-наго обыска.

Въ стадіи закрѣпленія пѣхоты на захваченной позиціи, когда можно ожидать контръ-атакъ, танки слѣдуетъ держать укрыто, на готове, чтобы они могли двинуться на встречу контръ-атакуюшей пехоте и танкамъ. либо по требованию rrk-хоты возобновить продвиженіе на новую цѣль.

 



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU