УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Болотина Д.И. «Добровольчество» как феномен культуры России: способы самопрезентации участников Белого движения.

Автореферат. М.: РГГУ, 2007. (Предоставлено автором)

 

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

 

В данном диссертационном исследовании рассматривается Добровольчество (Белое движение в период революции и Гражданской войны в России – Русской Смуты 1917 – 1922 гг.) как целостное культурно-историческое явление, неразрывно связанное со всей предшествующей российской историей и культурой, имеющее корни в «истории русского духа», в русской ментальности и Православной духовности. Актуальность проблемы исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что Россия в последние 15-20 лет переживает общественно-политический кризис, сопряженный с поиском новых исторических путей. При этом внутренние процессы в жизни страны происходят параллельно с кризисом и поиском новых путей, методологий и способов исследования в гуманитарных науках. Кроме того, после крушения коммунистического устройства в России наблюдается кризис государственной идеологии, который не преодолен до сих пор. В этой связи обращение к проблематике именно революции и Гражданской войны в России 1917-1922 гг. («Русской Смуты» или «Второй Русской Смуты») в их духовно-нравственном метафизическом разрезе может быть особенно полезно, причем не только при поиске ответа на теоретические, научные вопросы, но и как один из способов осмысления современности.

Важно, что коллизии конца XIX – начала XX вв. и особенно Гражданской войны в значительной степени сходны с проблемами современной России. Необходимо также подчеркнуть, что в скрытом виде противостояние «белых» и «красных» – Добровольчества и большевизма – продолжалось в течение всего советского периода российской истории и не прекращено до сих пор. По мнению диссертанта, это в значительной степени связано с недостаточным пониманием духовно-исторических корней большевизма (коммунизма) и Добровольчества (Белого Движения). Если первый был попыткой тотально – и тоталитарно – изменить сознание общества (в данном случае российского), то второе, опираясь на предшествующий тысячелетний культурно-исторический опыт страны, является духовно-исторической альтернативой большевизму.

На наш взгляд, наиболее эффективно можно справиться с кризисными явлениями, характерными для современного внутриполитического положения страны и современной российской исторической науки, именно при помощи изучения истории Гражданской войны и феномена Добровольчества (Белого движения) – его духовного смысла в контексте русской истории и культуры. Кроме того, представляется, что решение задач исследования позволит не только обогатить гуманитарное знание, но и поможет поиску ответов на вопросы о нынешнем и будущем положении, судьбе России. Наконец, без изучения духовно-ментальных истоков Добровольчества знание о переломном периоде развития России – Русской Смуте – нельзя считать полным и всесторонним.

 

Степень изученности проблемы

 

Ни в отечественной, ни в историографии Русского Зарубежья нет специальных работ, где проблематика Русской Смуты 1917 – 1922 гг. и феномен Добровольчества были бы представлены как нечто целостное со своей уникальной спецификой и вместе с тем тесно взаимосвязанное с ценностными приоритетами национальной культуры, с русской духовностью, со всей российской историей.

Вместе с тем, в настоящее время в исторической науке накоплен значительный опыт и весьма обширный материал для изучения Гражданской войны, заметно оживился интерес в том числе к ее истории со стороны «белых». При этом нельзя не отметить, что с одной стороны, при рассмотрении данного периода наблюдается тенденция к узкой специализации, а, с другой, наоборот, стремление к обзорным и обобщающим темам, в то время как до сих пор остается не востребованным и разработанным обширный архивный материал, прежде всего, на территории России.

При этом в работах, касающихся периода революции и Гражданской войны в целом, преобладают политические и военные, реже социально-экономические проблемы, анализируются причины боевого противостояния, социаль­ный состав и соотношение противоборствующих сил, проблема белого и красного террора, итоги и последствия Смуты. Труды, так или иначе посвященные именно Белому движению, в основном, охватывают сферу истории его развития и конкретной деятельности (в первую очередь, тактике, стратегии, а также внешней и внутренней политике Белых правительств), вопросы социально-политического состава и характера Белых армий, организационных основ антикоммунистических сил и альтернатив, предлагавшихся ими России. При этом чисто исторический подход наблюдается не только в советской историографии, но и в трудах учёных Русского Зарубежья (работы генералов Н.Н. Головина[1], А.А. Зайцова[2], А.А. фон Лампе[3] и др.); и в современных российских исследованиях. В частности, начиная с рубежа 1980-90х гг. по проблемам революции и Гражданской войны в России опубликованы многочисленные монографии и статьи Ю.А. Полякова[4], Г.А. Бордюгова, А.И. Ушакова, В.Ю. Чуракова и В.П. Федюка[5], В.Т. Тормозова[6], В.Д. Зиминой[7], В.И. Голдина[8], В.Ж. Цветкова[9], С.В. Карпенко[10], В.В.Рыбникова, В.Г. Казакова и Г.М. Ипполитова[11], В.П. Булдакова[12] и др. Белое движение (Белое Дело, Добровольчество) в таких исследованиях рассматривается как историческое и социально-политическое явление, а не феномен духовно-нравственный. В результате метафизическое и историко-культурное осмысление Добровольчества до сих пор остаётся за рамками научных работ.

Кроме того, нужно отметить, что в период 1920 – 1991 гг. в Советском Союзе изучение духовно-нравственных проблем Смуты было практически невозможно, с одной стороны, потому, что требовалось прийти к заранее определённым выводам, а с другой – потому, что культурфилософские аспекты, вне зависимости от их идеологической окраски, считались лежащими за пределами интересов науки. (Наконец, по мнению ряда учёных, Белое движение в работах коммунистического периода вообще не рассматривалось как самостоятельная проблема). Осмысление метафизических основ Добровольчества русской эмиграцией также не нашло отражения в исторических трудах, оставшись достоянием философских и мемуарных сочинений, публицистики и художественной литературы.

Лишь в последние годы с падением коммунистического режима делаются отдельные попытки рассмотреть Белое движение как духовно-исторический, психологический, нравственный феномен. В этом ряду можно назвать книгу С.В. Устинкина[13], ряд статей Р.М. Абинякина[14] о составе и психологии белого офицерства, работы А.С. Кручинина[15] и некоторых других исследователей. Отдельно следует отметить статьи и монографию протоиерея Георгия Митрофанова[16], где на основе анализа не столько собственно исторических, сколько философских сочинений религиозных мыслителей Русского Зарубежья последовательно рассматривается духовная природа красной Смуты и Белого добровольчества.

Однако, несмотря на эти примеры, основной упор в современных исследованиях, посвященных периоду 1917 – 1922 гг. в России, делается на собственно исторические проблемы, где вопросы культурных, метафизических и религиозных корней Белого движения либо вовсе не рассматриваются, либо упоминаются вскользь.

 

Объект и предмет исследования

 

Объектом диссертационного исследования является феномен Добровольчества, проявившийся в Белом движении в период Русской Смуты 1917 – 1922 г. Предметом исследования является духовно-нравственная составляющая Добровольчества в его взаимосвязи с общим контекстом русской культуры и истории русской ментальности.

 

Цель и задачи исследования

 

Основной целью диссертационного исследования является анализ Добровольчества как целостного духовно-исторического явления в контексте русской культурной истории. Для достижения данной цели представляется необходимым решить следующие задачи.

1) Выяснить соотношения научных дискурсов в проблематике революции и Гражданской войны – Русской Смуты:

·определить место проблем революции и Гражданской войны в пространстве русской культуры;

· выявить типы источников изучения Русской Смуты вообще и феномена Добровольчества в частности; уточнить их связь с типом научного дискурса;

·определить круг проблем Русской Смуты, требующих культурологического, а не исторического анализа.

2)Определить специфические черты Добровольчества как особого культурного феномена:

·уточнить границы семантических полей терминов «Добровольчество», «Белое движение», «Белое Дело»;

·обозначить особую роль духовно-нравственной составляющей в проблематике истории Гражданской войны и в феномене Добровольчества;

·выявить особенности возникновения и существования добровольческих армий в период Гражданской войны в России, нравственные и ценностные приоритеты, специфику образа мышления и поведения добровольцев;

·рассмотреть два образа войны – «добровольчество» и «регулярство» – как две специфические и семантически непереводимые картины мира.

3)Проанализировать метафизические (духовно-нравственные) истоки и механизмы феномена Русской Смуты и их противопоставленность добровольческому христианскому мировоззрению:

·выявить духовно-исторические предпосылки феномена Русской Смуты и его хилеастическую окраску;

·продемонстрировать общехристианский контекст Добровольчества как духовно-исторической альтернативы большевизму.

4)Рассмотреть роль личности в Русской Смуте, её влияние на феномен Добровольчества и духовно-нравственную победу Белого Дела:

·показать возрастание роли личности в такие исторические периоды, как Вторая Русская Смута;

·рассмотреть «вождизм» как неотъемлемую часть Добровольчества, показать нравственную и идейную связь «вождизма» с добровольческой спецификой;

·выявить особенности восприятия и представления вождей в сознании и уточнить специфику личностных черт, необходимых для добровольческого вождя;

·рассмотреть «непредрешенчество» политических программ Белого руководства как часть добровольческой картины мира;

·проанализировать христианское понимание победы как не-сложения оружия и непрестанного борения применительно к Добровольчеству и определить духовно-исторический смысл этого феномена.

 

Хронологические рамки исследования

 

Диссертационное исследование ориентировано на сквозной анализ проявления целостного феномена Добровольчества в различные периоды истории русской культуры и ментальности. При этом наиболее пристальное внимание уделяется Белому движению в период Второй Русской Смуты 1917 – 1922 гг. – эпохи, в которую духовно-исторический и культурный феномен Добровольчества получил своё наиболее яркое и последовательное воплощение

 

Источники исследования

 

Работа над диссертацией потребовала привлечения целого ряда источников, которые условно можно разделить на три группы: письменные, устные и визуальные.

Основная группа источников диссертационного исследования – это письменные источники. Её также можно условно разделить на две подгруппы: традиционные и нетрадиционные источники. К первым относятся документы – отчасти опубликованные в России и в Зарубежье, но, главным образом, архивные; и мемуары участников Белого движения. Наиболее крупными и важными среди корпуса воспоминаний следует назвать пятитомные «Очерки Русской Смуты» генерала А.И. Деникина[17] представляющие собой не просто следование «по волнам памяти», но попытку комплексно рассмотреть и осмыслить истоки – в том числе духовно-нравственные, – ход, характер и результаты глобального культурно-исторического слома, происходившего в России в 1917 – 1922 годах. Бесценную информацию предоставляют также мемуары генералов – П.Н. Врангеля[18], А.В. Туркула[19] и др.; и особенно рядовых участников Белого движения, как выходившие отдельными изданиями (Э.Н. Гиацинтов[20], С.И. Мамонтов[21], Ф.И. Елисеев[22] П.В. Жадан[23] и т.д.), так и составившие многочисленные сборники (16-ти томное «Белое Дело» издательства «Голос», продолженное издательством РГГУ; продолжающаяся серия «Россия забытая и неизвестная. Белое движение» издательства «Центрполиграф», в которой выпущено уже свыше 25 томов и др.).

Нетрадиционные письменные источники – это литературные (поэтические и прозаические) произведения участников Белого движения (И. Савин, Н. Туроверов, А. Несмелов, В. Смоленский, И. Лукаш, А. Куприн и др.) и свидетелей Русской Смуты (М. Цветаева, З. Гиппиус, И. Шмелёв и т.д.); публицистика времён Гражданской войны и Русского Зарубежья; а также работы религиозных философов русской эмиграции (И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, прот. С. Булгакова, С.Л. Франка, прот. Г. Флоровского и др.), осмысляющие феномен Белого Дела (Добровольчества) в рамках традиционных ценностей и символов отечественной культуры.

Помимо опубликованных источников, в работе использованы архивные мемуары и документы, хранящиеся в двух архивах – Государственном Архиве Российской Федерации (ГА РФ) и Российском Государственном Военном Архиве (РГВА). В ГА РФ разработано 2 фонда, использованы материалы 10 дел. В РГВА разработано 4 фонда, использованы материалы 14 дел.

Отбор источников происходил на основании таких критериев, как отражение в произведении целостного ощущения, переживания феноменов Русской Смуты (именно как культурно-исторической проблемы, эпохи «культурного промежутка») и Добровольчества (Белого Дела). Ещё одним важным критерием отбора является использование авторами тех или иных источников (мемуаров, литературных и философско-публицистических работ) самого термина «добровольчество» как принципиального для своего мировоззрения и своего понимания Русской Смуты. (При этом понятие «добровольчество» могло употребляться как с положительным, так и с отрицательным оттенком – главное, чтобы оно осознавалось как особое явление эпохи). Кроме того, в выборе источников крайне важна степень влияния того или иного произведения на последующее формирование (у младших современников и особенно потомков) представлений о Добровольчестве (Белом Деле) как целостном духовно-культурном феномене, явлении, прежде всего, не истории, а Духа. В частности, по этим причинам за рамками исследования остался целый корпус романов и мемуаров генерала П.Н. Краснова и некоторых других активных участников антибольшевистской борьбы. При этом, чтобы оградить себя от обвинений в отсутствии дистанции между диссертантом и источником, отметим следующее. Данная дистанция задаётся в нашем исследовании за счёт попытки обобщить возможно большее число мемуарных, художественных и публицистических работ, в которых предпринимается попытка понять, оценить и осмыслить Белое Дело (Добровольчество).

Группа устных источников наименее многочисленна – это военный песенный фольклор Белых армий, зафиксированный как в письменных памятниках (мемуары, нотно-стихотворные сборники и т.д.), так и в аудиозаписях, сделанных в Русском Зарубежье (казачьи хоры п/у С.А. Жарова, п/у Н. Кострюкова, им. А.М. Каледина – куда, вопреки названиям, входили и представители неказачьей русской эмиграции и чей репертуар военных песен был весьма широк; хор русских зарубежных кадет п/у В. Мантулина и др.).

Группа визуальных источников включает в себя, в первую очередь, иллюстративный материал по истории военного костюма и боевых наград Белых армий различных регионов России. Это коллекции фотографий эпохи Гражданской войны – опубликованные в разное время отдельными изданиями или в составе научных изданий и мемуаров, в сети Интернет; и неопубликованные, хранящиеся в частных собраниях. Значительную информацию предоставляют данные специализированного военно-исторического журнала «Цейхгауз» (М., с 1991 по настоящее время) и альбомы по униформологии и наградной системе[24]. Среди последних следует особо выделить книгу В.А. Дурова и А.И. Рудиченко «Награды и знаки Белых армий и правительств» (М., 2005), в которой, помимо богатых иллюстраций, содержится целый ряд уникальных, ранее не публиковавшихся документов по истории наградной системы Белого движения. Кроме того, к визуальным источникам следует отнести и сами артефакты военной повседневности Белых армий – награды, элементы униформы, подлинные и реконструированные, из частных и общественных собраний.

 

Методы исследования

 

В диссертационном исследовании широко применяются современные методы междисциплинарных исследований – феноменологии и герменевтики, дискурсного и интертекстуального анализа. При этом семантическому анализу, помимо традиционных источников, подвергались и нетрадиционные (прежде всего, связанные с культурой повседневности Белых армий), в частности, материал по истории военного костюма, а также философские, литературные (поэтические) и публицистические тексты и военный песенный фольклор.

Выбор методологии связан, прежде всего, с присущим современной науке стремлением к комплексному, междисциплинарному подходу к любой исторической и историко-культурной проблеме. Особенно важным это представляется применительно к такой сложной, ценностно неоднозначной проблеме, как феномен Добровольчества и его взаимосвязь с общим российским историческим контекстом.

 

Научная новизна исследования

 

Научная новизна работы заключается в переносе проблематики Русской Смуты в целом и Добровольчества в частности из области исторических исследований в область культурологии в пространство междисциплинарных исследований. С научной точки зрения введение данной проблематики в культурологический дискурс представляет несомненный интерес и видится крайне продуктивным, поскольку позволяет рассматривать глубинные метафизические основы Добровольчества как самостоятельного духовно-нравственного, а не исторического феномена в общем контексте истории русской ментальности и культуры. Научную новизну составляет комплексный семантический анализ христианских основ Добровольчества, проявлявшихся как в самосознании участников движения, так и в культуре повседневности.

 

Положения, выносимые на защиту

 

  • Добровольчество является целостным духовно-историческим феноменом, тесно взаимосвязанным с предшествующей традицией развития русской культуры, русской ментальностью, с Православной духовностью. Без изучения Добровольчества (Белого Дела) как единого метафизического явления со своей уникальной спецификой невозможно адекватное понимание эпохи Второй Русской Смуты (1917-1922 гг.);

  • изучение проблем эпохи Русской Смуты ранее ограничивалось только историческим контекстом, что в значительной степени определялось кругом источников, характером вопросов, «задаваемых» исследователями этим источникам, и особой «методологией», строившейся на мифологическом мировидении, что в значительной степени не преодолено до сих пор;

  • для возможно более полного и ясного понимания проблем Смуты необходимо переведение проблематики Добровольчества в плоскость культурологии и проведением идейно-нравственной оценки данных вопросов. Залогом верного осмысления Добровольчества является его определение как проблемы истории духа;

  • главной движущей силой Добровольчества является личный этический выбор, совершаемый его участниками на основании доброй и свободной воли, причём данный выбор приобретает в итоге черты выбора религиозного, что обусловливает и религиозный (в конечном итоге) характер Белой борьбы;

  • Добровольчество представляет собой совершенно особый тип армии и войны, практически не имеющий исторических аналогов и не связанный с предшествующим ему по времени типом войны и типом армии (регулярной армии) – в лице Русской Императорской Армии;

  • большевизм, имеющий метафизические – прежде всего хилеастические и гностические корни – являет собой не политическую или идеологическую систему, но фактически выступает как обезбоженная тоталитарная лжерелигия, что ещё раз утверждает религиозный характер борьбы с ним, сущность Добровольчества как духовно-исторической альтернативы большевизму;

  • глубинный христианский смысл Добровольчества позволил, несмотря на военно-политическое поражение, осуществить фактическую духовно-нравственную победу Белых.

 

Теоретическая и практическая значимость исследования

 

Итоги диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении как исторических, так и особенно историко-культурных проблем эпохи Русской Смуты 1917 – 1922 гг. Пересмотр концепции изучения данного периода и перенесение проблематики в плоскость культурологии поможет ответить на многие вопросы, возникающие у исследователей Белого движения, революции и гражданской войны в целом. Анализ культурно-метафизических основ Белого Дела через поэзию, военный фольклор, повседневность и др. даёт объяснение ряду событий и явлений, происходивших в России в период Смуты. Духовно-исторический смысл Добровольчества проливает свет на многие нерешённые проблемы из области политики, экономико-социальных отношений, военной истории и истории культуры нашей страны в 1917 – 1922 гг. Материалы и результаты работы могут быть использованы в процессе преподавания курсов истории отечественной культуры, а также курсов истории и политологии.

 

Апробация результатов исследования

 

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования, а также были представлены на конференциях: «Исход русского воинства: К 85-ой годовщине оставления Белыми войсками родной земли» (Москва, 2005); «Белая борьба на Северо-Западе России и судьбы её участников» (II и III международные научные конференции – Псков, 2005 и 2007); «Визуальные стратегии в искусстве» (Москва, 2006), а также на XV Рождественских международных образовательных чтениях (Москва, 2007). По теме диссертации опубликовано семь статей, кроме того, три статьи и монография находятся в печати.

 

Структура работы

 

Диссертация состоит из введения (с. 4 – 16), четырёх глав (с. 17 – 214), заключения (с. 215 – 221) и списка использованных источников и литературы (с. 222 – 232).

В первой главе рассматриваются основные трудности, возникающие в историографии Русской Смуты в связи с отсутствием культурологического дискурса по данной проблематике. Анализируются проблемы мифологизации истории изучаемого периода. Определяются рамки исторического и культурологического дискурсов и принципы работы с источниками в обоих случаях. Это крайне необходимая часть исследования, поскольку она задаёт вектор дальнейшей работы, определяя смысловые узлы, требующие дальнейшего наиболее пристального рассмотрения в диссертации. Вторая глава посвящена выявлению и анализу характерных черт Добровольчества как явления, прежде всего, связанных с нравственным выбором – определяющим смысловым стержнем этого явления. В третьей главе раскрываются духовно-нравственные и метафизические корни, с одной стороны, русской революции и Гражданской войны; а, с другой, Добровольчества, как единственной реальной (прежде всего, духовной) силы, противоставшей стихии Смуты. В четвёртой главе проанализирована роль личности в эпоху «культурного промежутка», в частности, феномен «вождизма» в годы Гражданской войны и взаимосвязь его с Добровольчеством. Здесь же обобщаются и показываются основные положения о духовно-историческом смысле Добровольчества в русской культуре. В заключении подводятся основные итоги исследования.


Примечания


[1] Головин Н.Н. Российская контрреволюция в 1917 – 1918 гг. В 8-ти кн. Париж; Таллинн, 1937.

[2] Зайцов А.А. 1918: Очерки истории русской гражданской войны. М.; Жуковский, 2006.

[3] Лампе А.А. фон. Причины неудачи вооруженного выступления белых. Берлин, 1939.

[4] Поляков Ю.А. Поиски новых подходов в изучении истории гражданской войны в России // Россия в ХХ веке: историки мира спорят. М., 1994. С. 280 – 288; Поляков Ю.А. Гражданская война в России: начало и эскалация // Гражданская война в России: перекрёсток мнений. М., 1994. С. 40 – 55; Поляков Ю.А. Гражданская война: взгляд сквозь годы // Гражданская война в России: перекрёсток мнений. М., 1994. С. 277 – 290  и др.

[5] Бордюгов Г.А., Ушаков А.И., Чураков В.Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. М., 1998; Ушаков А.И., Федюк В.П. Белый Юг: Ноябрь 1919 – ноябрь 1920. М., 1997; Федюк В.П. Белые. Антибольшевистское движение на юге России. 1917 – 1918 гг. М., 1996; Федюк В.П. Современные тенденции в изучении истории гражданской войны // Гражданская война в России и на Русском Севере: Проблемы истории и историографии. Архангельск, 1999. С. 33 – 37; Ушаков А.И. Современная российская историография антибольшевистского движения в годы гражданской войны в России. М., 2004 и др.

[6] Тормозов В.Т. Белое движение в гражданской войне. 80 лет изучения. М., 1998.

[7] Зимина В.Д. Белое движение и российская государственность в годы гражданской войны. Волгоград, 1995; Зимина В.Д., Гражданов Ю.Д. Союз орлов: Белое дело России и германская интервенция 1917 – 1918 гг. Волгоград, 1997.

[8] Голдин В.И. Гражданская война в современной историографии // Гражданская война в России и на Русском Севере: Проблемы истории и историографии. Архангельск, 1999. С. 5 – 32; Голдин В.И. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере 1918 – 1920. М., 1993; Голдин В.И. Россия в Гражданской войне: Очерки новейшей историографии (вторая половина 1980-х – 1990-е гг.). Архангельск, 2000.

[9] Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917—1922 годы // Вопросы истории. 2000. №7. С. 56 – 73; Цветков В.Ж. Белые армии Юга России. М., 2000; Лубков А.В., Цветков В.Ж. Белое движение в России – его программа и вожди. М., 2003 и др.

[10] Карпенко С.В. Крах последнего белого диктатора. М., 1990; Карпенко С.В. Белое дело: Врангель в Таврии. М., 1994; Белое дело: Избр. произведения: В 16 кн. / Сост., ред. и комм. С.В. Карпенко. М.: «Голос», 1992-1996, М.: Изд-во РГГУ, 2001-2005 и др.

[11] Рыбников В.В., Казаков В.Г., Ипполитов Г.М. «Белое дело» в литературе и источниках / Под общ. ред. В.Г. Казакова. М., 2001.

[12] Булдаков В.П. Красная смута. М., 1997; Булдаков В.П. Октябрьская революция как социокультурный феномен // Россия в ХХ веке: историки мира спорят. М., 1994. С. 156 – 163 и др.

[13] Устинкин С.В. Трагедия белой гвардии. Нижний Новгород, 1995.

[14] Абинякин Р.М. Социально-психологический облик и мировоззрение добровольческого офицерства // Гражданская война в России: события, мнения, оценки. М., 2002. С. 413 – 437; Абинякин Р.М. Социальный и этноконфессиональный состав офицерства Добровольческой армии // Noblesse oblige. Вып. 2. Военные в традиционной культуре Старого Света. Орел, 2004. С. 65 – 68; Абинякин Р.М. Михаил Гордеевич Дроздовский // Исторические портреты: Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Врангель… / Сост. А.С. Кручинин. М., 2003. С. 257 – 303 и др.

[15] Кручинин А.С. Христианский рыцарь // Военная быль. 1993. № 3(132). С. 18 – 25; Кручинин А.С. Белая Гвардия в изображении И. С. Лукаша: эволюция писателя в годы Гражданской войны и эмиграции // Гражданская война и культура. М., 1996. С. 174 – 177; Кручинин А.С. Выбор «Белой Идеи»: политика и нравственность: (Позиции генералов М. В. Алексеева и Ф. А. Келлера) // История, историография, библиотечное дело / ГПИБ России. М., 1994. С. 16 – 18; Кручинин А.С. Генерал Я.А. Слащов-Крымский и самосознание добровольческого офицерства // Белое движение на Юге России (1917–1920): неизвестные страницы и новые оценки. М., 1995. (Военно-Историческая Библиотека «Военной Были»; № 2 (19)). С. 41 – 47; Исторические портреты: Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Врангель… / Сост. и предисл. А.С. Кручинин. М., 2003; Кручинин А.С. Адмирал Колчак: духовные параллели // Православная Русь. 2005. № 4 (1769), 15/28 февраля. С. 4 – 9; Кручинин А.С. «Нужно писать правду…» // Деникин А.И. Старая армия. Офицеры. М., 2005. С. 5 – 90 и др.

[16] Митрофанов Георгий, прот. Россия ХХ века – Восток Ксеркса или Восток Христа. Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины ХХ века. СПб., «Агат», 2004; Митрофанов Георгий, прот. Духовно-нравственное значение Белого движения // Белая Россия. Опыт исторической ретроспекции. Материалы международной научной конференции в Севастополе. СПб.; М., 2002. С. 8 - 17; Митрофанов Георгий, прот. Марксизм как ветхозаветный хилиазм // Посев, 2002, № 2. 19 – 24 и др.

[17] Деникин А.И. Очерки Русской смуты. В 5-ти тт. Минск: «Харвест», 2002.

[18] Врангель П.Н. Записки. В 2-х тт. Минск: «Харвест», 2003.

[19] Туркул А.В. Дроздовцы в огне: Картины Гражданской войны. Л., 1991.

[20] Гиацинтов Э.Н. Записки белого офицера. М., 1992.

[21] Мамонтов С.И. Не судимы будем: (Походы и кони). М.: «Воениздат», 1997.

[22] Елисеев Ф.И. С Корниловским конным. М., 2003.

[23] Жадан П.В. Русская судьба. М., 1991.

[24] См., напр.: Дерябин А.И. Гражданская война в России 1917 – 1922: Белые армии. М., 1998; Доценко В.Д. Каталог орденов и знаков отличия Белого Движения и русской военной эмиграции. СПб., 1992



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU