УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Ривош Я.М. Обувь в армии и военно-морском флоте России

// Сержант. 1997. №3. С.37.

 

OCR: Rector, e-mail: www@regiment.ru, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch), e-mail: georgi21@inbox.ru

 

Солдаты были обуты в высокие сапоги черного цвета из юфтовой (яловой) кожи; голенища сапог были более высокими, чем носят теперь солдаты, с большим количеством складок. У пехотинцев голенища были низкими, имели ровный (прямой) обрез.
У кавалеристов голенище было выше и имело т. и. козырек, доходящий спереди до колена. Кроме того, на кавалерийских сапогах каблук был меньше по площади, чем у пехотинцев. Это делалось для того, чтобы можно было надеть шпоры, так как широкий каблук потребовал бы удлинения вилки шпор.
Казаки носили сапоги пехотного образца, потому что козырек был неудобен для заправки шаровар, а также и потому, что казаки шпор не носили, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки: лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский.
В 1915-16 гг. а армию были призваны большие контингенты запасных и новобранцев, из-за чего ощущалась нехватка обмундирования, и в пехоте появились ботинки и обмотки (бинты) Солдатские ботинки делались из грубой черной кожи; фасон колодки был как и у высоких сапог. Вместо шнурков использовались сыромятные ремешки. Ботинки были цельными, без пришивного носка.
Обмотки изготовлялись из плотной хлопчатобумажной ткани защитного или серого цвета. Они пропускались сквозь катанное ушко на заднем шве ботинок, навивались вокруг ноги почти до колена и завязывались двумя тесемками на конце обмотки. Кроме солдат-запасников и вновь призванных, ботинки носили также некоторые кадровые солдаты, причем нередко поверх ботинок надевались голенища от старых сапог вместо обмоток! В 1917 г., появились английские коричневые ботинки и английские же шерстяные обмотки горчичного цвета, которые широко применялись в пехоте в годы гражданской войны.
Основным типом офицерской обуви были высокие сапоги. Они шились из черного шевро или хрома и были разнообразных фасонов как по колодке, так и по форме голенища. Фасонов колодок было три. узкие, круглые и появившиеся во время войны т. н. «бульдоги» (с возвышением на носке). Голенища были на мягкой, обычно замшевой, подкладке и твердом футере, т. е. с прокладкой из жесткой кожи, идущей от верха голенища до гармошки. Верх голенища был прямым, либо с козырьком. Голенища были очень узкие – между ногой и голенищем нельзя было просунуть палец, поэтому надевание и снятие сапог было весьма длительным и мучительным делом. Надевались сапоги при помощи специальных крючков, зацепляемых за ушко сапог. Внутрь насыпали тальк или канифоль. Снять же сапоги офицер обычно не мог без помощи денщика и специального приспособления в виде дощечки с вырезом для каблука. При помощи дощечки нога выходила из головки сапога, но застревала в подъеме голенища. Денщик становился спиной к офицеру и тянул сапог, а офицер другой ногой упирался в спину денщика и постепенно сапог снимался.
Сапоги являлись предметом особой заботы и щегольства офицеров армии. Любопытно, что в мирное время для участия в параде офицеры заказывали специальные сапоги, голенища которых зашивались на ноге. Снять такие сапоги было невозможно, и поэтому голенища распарывались на ноге после парада. В отличие от современных высоких сапог, офицерские сапоги имели голенища, сшитые по икре, поэтому правые и левые голенища были разной формы (для этого делались специальные колодки для голенищ — на правую и левую ногу). Во фронтовых условиях офицерские сапоги оказались крайне неудобными. Сапоги на твердом футере вообще перестали носить, а голенища сапог на мягкой подкладке стали делать с застежкой на два ремешка (сзади или сбоку) или на шнуровке. Такие сапоги хорошо сидели на
ноге, их легко было надеть и снять. Офицерские сапоги имели небольшой по площади, довольно высокий, сзади скошенный каблук. Скошенность давала возможность шпоре «падать» с каблука, что считалось шиком. При высоких сапогах шпоры носились только на ремешках.
Также при брюках на выпуск носили черные штиблеты на ре­зинке. Во время войны они почти вышли из употребления. Носили их преимущественно военные врачи и чиновники. Штиблеты имели цельную головку (без пришивного носка). Шпоры на штиблетах носили т. н. винтовые или накаблучные. Они прикреплялись к задку каблука при помощи специального острия, находящегося внутри вилки шпоры, а концы вилки привинчивались к бокам каблука. Шпоры на ремешке со штиблетами не носили.
В 1916-1917 гг. появились и широко распространились ботинки с крагами. Сначала их носили офицеры авиации и автоброневых войск, а потом стали носить и штабные и пехотные офицеры, чиновники разного рода военизированных учреждений, а также гражданские лица, носившие бриджи. В крагах, например, ходил и глава Временного правительства России – А.Ф.Керенский. Ботинки с крагами были на шнуровке, часто с носком фасона «бульдог». Краги представляли собой как бы точный слепок икры. Делались они из толстой кожи или из хрома, наклеенного на толстую кожу. Спереди имели разрез, застегивались при помощи специальных железных пластинок, вшитых в кожу, и, кроме того, затягивались наверху ремешками на пряжке. Был еще тип краг, поверх которых обвивался ремень, стягивающий крагу на ноге. В 1917 г. стали появляться краги коричневого цвета (их носили с коричневыми ботинками). Шпоры при ботинках с крагами не носили.
В то же время появились высокие ботинки на шнуровке. Они были распространены гораздо меньше краг. Носили их преимущественно офицеры авиации, автомобильных и мотоциклетных войск. Ботинки были черные и коричневые. Носы ботинок были пришивные, чаще всего фасона «бульдог». некоторые ботинки имели по верху голенища пришитый кожаный манжет, застегивающийся на два ремешка с пряжками, назначением которого было закрыть завязки шнурков. С высокими ботинками шпор не носили.
Зимой на фронте офицеры носили теплую обувь, чаще всего это были фетровые валенки кофейного или белого цвета, с обшитыми коричневой кожей носками и задниками. Валенки были и цельные и сшитые из войлока В таком случае спереди и сзади они обшивались по шву кожаным узким ремешком. Носили также бурки – кавказские теплые сапоги, сшитые из черного войлока с начесом (из такого войлока делались кавказские войлочные плащи без рукавов – бурки, отсюда название перешло на обувь). Головки бурок обшивались поверх войлока черной мягкой кожей. Валенки и бурки носили при бекеше, реже при шинели.
Уставной обувью матросов были высокие сапоги пехотного образца. На корабле матросы носили сапоги под брюки навыпуск. В строю, на суше (парады, десант) брюки вправлялись в сапоги. В тех случаях, когда матросы надевали робы, вместе с ними надевались грубые ботинки без пришивного носка Ботинки на шнуровке у матросов появились после Февральской революции 1917 г.
Офицеры военного флота при брюках на выпуск носили либо черные штиблеты на резинке, либо ботинки на шнуровке с пришитым носком. При белых брюках были парусиновые белые полуботинки – туфли. На суше (на парадах или при десантных операциях) носили высокие сапоги пехотного образца с прямым обрезом голенища. Если флотский офицер ехал верхом, то на сапоги надевались шпоры. В пешем строю шпор не носили.
Носить высокие сапоги на шнуровке и ботинки с крагами у морских офицеров было не принято. -37-



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU