УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Цинцадзе З.Д. «Неизвестный» вам князь Багратион
 

// Военно-исторический журнал. 1994. №6. С.88-92.
 

OCR, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch), e-mail: georgi21@inbox.ru

 

Военная и боевая деятельность генерала от инфантерии князя П.И. Багратиона получила довольно широкое освещение в отечественной историографии. Разбору главных сражений, в которых он принимал участие, посвящены сотни книг, статей, научных исследований. Только об Отечественной войне 1812 года, по подсчетам ученых, написано более двух тысяч работ. Боевые подвиги полководца были хорошо известны его современникам. Вокруг имени П.И. Багратиона создавались легенды. В действительности оке многие факты его жизни были похожи на легенду.
Отечественные историки, писавшие о жизни и полководческой деятельности П.И. Багратиона, к сожалению, не оставили подробной научной биографии полководца. Особенно недостаточно освещенными оказались происхождение и начальный период его жизни. Имеющиеся немногочисленные сведения об этом крайне противоречивы. По неизвестным нам причинам Н.И. Михайловский-Данилевский не включил биографию князя в шеститомное издание "Император Александр и его сподвижники в 1812 - 1815 годах", в котором помещены биографии свыше 150 генералов - активных участников войны. В "Военной галерее 1812 года", изданной в 1912 году к 100-летию со дня начала Отечественной войны, помещены 329 портретов героев с их краткими биографиями. Вместо биографии П.И. Багратиона воспроизведен -88- формулярный список генерала, составленный в 1810 году{1}.
Не сумел закончить биографию П.И. Багратиона и Д.В. Давыдов, прослуживший у него адъютантом более пяти лет и писавший о себе: "Служа долго, я много видел и много замечал, следственно, я живой лексикон как людей, так и происшествий..."{2}. Вместо биографии он оставил набросок на восьми страницах. Вызывает удивление, что в вышедшей в 1987 году книге из серии "Жизнь замечательных людей", посвященной героям Отечественной войны 1812 года, не нашлось места для биографии П.И. Багратиона – одного из наиболее прославленных героев этой войны. Создается впечатление, что писать биографию князя было трудно.
Некоторые сведения о первых годах службы П.И. Багратиона имеются в трудах историков дореволюционного периода А.В. Висковатова, Л. Бельковича, А.Т. Борисевича, Г.Т. Синюхаева, В. Жерве, А. Орельского, Н.П. Поликарпова. Из всех брошюр и статей наибольший интерес представляют работы бывшего офицера-багратионовца, служившего в 104-м Устюжском палку, Н.П. Поликарпова и военного историка А.Т. Борисевича.
Большое внимание к военной деятельности П.И. Багратиона было проявлено после революции, особенно в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны. В журналах, газетах опубликовано более 20 статей и около десятка брошюр. После войны стали появляться научно-популярные очерки, литературные произведения, в которых содержится некоторая информация о начальном периоде службы полководца. Среди них работы И.И. Полосина, И.И. Ростунова, В.К. Грибанова, Н.Т. Тарсайдзе, А.Д. Шервашидзе, Г.А. Мдивани. Несколько переизданий в стране выдержал исторический роман С. Голубова{3}.
Литература о П.И. Багратионе содержит в основном сведения из формулярного списка князя, составленного в 1810 году. О начальном периоде жизни написано очень мало, порой отсутствуют необходимые данные о происхождении, учебе и первых годах военной службы. Так, например, ничего не говорится о матери полководца, противоречива информация о его отце, месте рождения и т. д. Авторы не делают даже попыток критически подойти к опубликованным ранее материалам. Только в 1992 году появилась статья Лидии Ивченко{4}, в которой ставились под сомнение многие устоявшиеся в отечественной историографии сведения раннего периода жизни князя.
Попытаемся проанализировать отечественную военно-историческую литературу, в которой затрагивается вопрос о рождении и начальном этапе военной службы П.И. Багратиона, и внести некоторые уточнения. При этом многочисленные работы о его полководческой деятельности не рассматриваются.
Первые краткие биографические данные о полководце появились в октябре 1813 года в журнале "Вестник Европы", где была напечатана речь члена правительственного Синода, ректора Московской славяно-греко-латинской академии архимандрита Симеона, произнесенная в годовщину смерти князя – 13 сентября 1813 года. В подстрочных комментариях к речи "Слово на память незабвенному Герою, Князю Петру Ивановичу Багратиону" приводятся основные вехи его жизни, которые совершенно расходятся с опубликованной позднее биографией. Эта статья осталась незамеченной последующими биографами князя, изложенное в ней не получило ни подтверждения, ни опровержения в литературе. Там было сказано: "Князь П.И. Багратион родился в 1769 году от поколения Грузинских Царей Багратионов. .."{6}.
Одним из первых биографов полководца в отечественной историографии считается известный военный историк А. В. Висковатов. В 1835 году в "Энциклопедическом лексиконе" была опубликована составленная им биография, представлявшая пересказ послужного списка 18.10 года. Затем ее содержание он повторил в "Русском инвалиде" в 1838 году и в "Военном энциклопедическом лексиконе" в 1853 году. Дата рождения и сведения о первых шагах полководца на военной службе закрепились во всей справочной литературе и у последующих биографов князя. При этом уже имевшиеся к тому времени дополнительные источники не были учтены.
А.В. Висковатов, как и многие другие историки, считал, что князь П.И. Багратион родился в 1765 году на Кавказе. Эти сведения приводятся в словарях и справочниках{7}.
К 100-летию начала Отечественной войны 1812 года стала появляться литература, в которой уточнялись некоторые сведения о полководце, его родителях и начале военной службы. В "Русском инвалиде" печатают статьи А.Т. Борисевича, В. Жерве и других авторов, в которых приводятся новые, ранее неизвестные данные. Так, В. Жерве в брошюре "Герои 1812 года Барклай де Толли и Багратион" пишет: "Багратион происходил -89- из древней грузинской фамилии. Родился он на Кавказе в 1765 году{8}. В 1912 году в журнале "1812 год" Н.П. Поликарпов опубликовал биографию П.И. Багратиона, составленную, как он писал, по архивным источникам. Он утверждал, что "в 1765 году в гор. Кизляре, на Кавказе, у князя Ивана Константиновича Багратиона, супруга дочери Карталииского и Кахетинского царя Ираклия II, родился сын Петр"{9}. Однако сведения о том, что отца полководца зовут Иван Константинович, а мать – дочь царя Ираклия II, документальными источниками не подтверждаются.
Не внесли уточнения и советские ученые, хотя в их распоряжении оказались дополнительные источники. В 1968 году в Тбилиси вышел сборник документов о взаимоотношениях Грузин с Северным Кавказом в
XVIII веке, в котором опубликованы документы, представляющие большой интерес, как несущие информацию, необходимую для уточнения родословной линии князя Д.И. Багратиона и места его рождения. Это прошения грузинских князей Александра и его сына Ивана Багратиона, на имя русских царей. В апреле 1759 года на имя императрицы Елизаветы Петровны было подано прошение царевича Александра Багратиона а принятии его в российское подданство и определении на военную службу в Астраханский или Кизлярский корпус{10}. Через восемь лет, в июле 1767 года, с подобной просьбой к императрице Екатерине II обратился его сын Иван Багратион". Приведем некоторые выдержки из этих документов, поскольку они проливают свет на весьма запутанную в историографии проблему. Царевич Александр Иесэвич (так в тексте) в своем прошении пишет: "В бытность отца моего, означенного царя Иесея, в Персии при шахском дворе на некоторое время, прижит я им, царем Иесеем, в столичном городе Испагании, и как он, отец мои, оттуда выехал [в Грузию,] то я оставлен тамо при матери своей, при шахском дворе, где я и воспитан в их нечестивой и поганой магометанской вере. И находился всегда тамо"{12}. Далее он писал, что, выбрав удобное время, он уехал в Грузию к своему родному по отцу брату. В Россию он приехал с одним сыном, оставив семью в Грузии. Он просил определить его на службу, а также разрешить вывезти из Грузии жену и детей. Таким образом, дед полководца царевич Александр прибыл в Россию в 1759 году, а не в 1757-м, как об этом пишется в литературе.
Сын царевича князь Иван Багратион в
двух прошениях к Екатерине II просил о принятии его на службу в комендантскую команду при строящейся крепости Моздок с определением чина и пристойного жалованья. В прошениях он ссылается на просьбы своего отца - царевича Александра, который был оставлен на российской службе. В прошении князь Иван сообщал, что в декабре 1766 года вынужден был "прибегнуть под покров империи", прибыв в Кизляр, где находилась в то время его семья.
В ответе Коллегии иностранных дел России было сказано, что князь Иван вправе селиться, где захочет, "Трудность притом только та, что он просит чина и пристойного жалованья". Для получения достойного жалованья чина в комендатуре не было. "А чтоб определить его майором или подполковником, с положенным для сих двух чинов жалованьем, кажется он того не заслуживает не быв еще вовсе и в службе..."{13}. Из ответа Коллегии на прошения князя И.А. Багратиона не ясно, был ли он принят на военную "службу. Но в комментариях к сборнику документов отмечено, что "И.А. Багратион был принят на военную службу и поселился в Кизляре... в чине секунд-майора вышел в отставку"{14}.
Таким образом, анализ этих документов позволяет уточнить, что князь П.И. Багратион родился не в Кизляре, так как отец с семьей прибыл в Кизляр только в декабре 1766 года. Наиболее вероятным является утверждение, что он родился в Грузии, в княжестве Иверня, поскольку семья приехала оттуда. Если же он родился в Кизляре, то не в 1765-м, а позже 1766 года, о чем также имеются предположения. И второе. Отец полководца не был полковником русской армии и тем более не служил в русской армии с 1749 года, как утверждает грузинский историк Н.Т. Тарсайдзе. Ктомуже он не знал русского языка, служил в комендантской команде, и при выходе со службы для получения пенсии ему было присвоено звание секунд-майора. Умер он в 1795 году и похоронен на кладбище Всесвятской церкви в Москве (возле теперешней станции метро "Сокол"). На сохранившемся памятнике написано: "Под сим камнем положено тело грузинского царевича Александра сына князя Ивана Александровича Багратиона, родившегося 1730 г. ноября в 1-й день, прожившего 65 лет, скончавшегося в 1795 г. Сей памятник воздвигнул любезнейший сын его князь Петр Иванович Багратион".
Для уточнения даты рождения полководца обратимся к его ранним послужным (формулярным) спискам, представлявшим собой рукописные вопросники о каждом военнослужащем, по которым в полках давались ответы. Время рождения военного человека в них указывалось приблизительно. Поэтому в графе «Сколько лет отроду» -90- вписывалось цифровое обозначение количества полных лет на время составления списка без указания даты рождения. В последующем полковые писари механически переносили сведения из старого списка в новый, и поэтому могла быть допущена ошибка или описка. Хранящиеся в Российском Государственном военно-историческом архиве (РГВИА) ранние послужные списки генерала, составленные в разных полках, в которых он служил, дата рождения колеблется от 1764 до 1769 года. Так, в Астраханском пехотном полку стоит 1769 год, в Кавказском мушкетерском – 1766 – 1767 гг., в Софийском карабинерном –
1764 год, в лейб-гвардии егерском полку – 1765 год. Нам представляется, что наиболее достоверными являются сведения о дате рождения, содержащиеся в формулярном списке, составленном в 6-м егерском полку в 1800 году. Этот список был заверен самим П.И. Багратионом. В нем указан его возраст – 35 лет.
О детских и юношеских годах полководца, его образовании написано немного. Н.П. Поликарпов отмечал, что "научное образование князя Петра было очень невелико..."{16}. Современник П.И. Багратиона генерал-губернатор Москвы граф Ф.В. Растопчин утверждал, что он "был слишком не образован". Сам он считал себя "неучем". С. Голубов писал: "Князь Багратион провел бурную и рассеянную молодость. Ему некогда было учиться". В послужном списке князя в Кавказском мушкетерском полку о его образовании говорится: "Грамоте по-русски и грузински читать и писать умеет"{17}. В этом плане интересны воспоминания его боевого товарища генерала А.П. Ермолова: "С самых молодых лет без наставника, совершенно без состояния, князь Багратион не имел средств получить воспитание. Одаренный от природы счастливыми способностями, остался он без образования и определился в военную службу"{18}.
В воспитании и образовании князя большую роль сыграла семья. И.И. Полосин отмечал, что род Багратионов имел свои боевые и культурные традиции. Семья сумела передать мальчику волнующие предания глубокой грузинской старины, многолетней борьбы грузинского народа с поработителями. Не случайно уже зрелым полководцем он писал о себе: "Со млеком материнским влил я в себя дух к воинственным подвигам..."{19}.
В военно-историческом архиве хранятся школьные ведомости, составленные в Кизлярской комендантской канцелярии. Они свидетельствуют о том, что в Кизляре при
гарнизонной комендатуре существовали школы для детей солдат комендатуры и отдельно - для детей офицерского состава и иных чинов. В ведомостях с июня 1782 года по сентябрь 1783-го под номером 7 значится: "Грузинского князя Ивана Багратиона сын Петр Багратион". В школе он изучал немецкий язык ("диалект"), а с января 1783 года еще и арифметику{20}.
Эти документы проливают свет на ранний период жизни полководца и вносят существенное уточнение в его биографию. Во-первых, юный князь более года обучался в школе гарнизонной комендатуры. Кроме немецкого языка и арифметики он, безусловно, знакомился с военным делом (отчеты о деятельности школ посылались в Военную коллегию).
Итак, князь П. И. Багратион был достаточно образован, знал русский и грузинский языки. Есть предположения, что в домашних условиях изучил персидский - этим языком владели его дед и отец.
В отечественной историографии началом военной службы П.И. Багратиона считается 21 февраля 1782 года, когда он сержантом поступил в Кавказский мушкетерский полк, о чем одним из первых писал А.В. Висковатов. Эта дата стала фигурировать во всей литературе о П.И. Багратионе. К сожалению, осталась незамеченной биографами полководца статья А.Т. Борисевича "К 100-летию со дня смерти незабвенного князя П.И. Багратиона", опубликованная в 1912 году в "Русском инвалиде", в которой говорилось: "Висковатов во всех трех биографиях указал, что князь Багратион в 1782 г. вступил в службу сержантам в Кавказский мушкетерский полк, что неверно ввиду следующего: 1) такого полка в то время не существовало; 2) "по данной челобитной Грузинской нации из дворян князь Петр Багратион был принят в мушкетеры" в Астраханский пехотный полк, причем определен 1-го мая, а "причислен в комплект" 23-го августа 1783 г., и 3) с 4-го июня 1786 г. сержант князь Багратион действительно стал служить в Кавказском пехотном полку, на сформирование котораго были обращены уцелевшие чины Астраханскаго полка"{21}.
Изучение документов показывает, что действительно П.И. Багратион согласно челобитной был принят в Астраханский пехотный полк 1 мая 1783 года рядовым сверх комплекта, и 23 августа того же года "причислен в комплект". Астраханский пехотный полк существовал до 1786 года. В июле 1785-го в неудачном столкновении с горцами на Кавказе он потерпел поражение и был расформирован. Из уцелевших
-91- мушкетерских рот, а также Томского пехотного полка был сформирован Кавказский мушкетерский полк.
1 мая 1783 года зафиксировано как начало военной службы князя и в послужных списках, составленных в Кавказском мушкетерском полку в 1786 году на сержанта, в 1788-м - на прапорщика, в 1790-м - на капитана П.И. Багратиона, Сам же он не сомневался, что служит в армии с 1782 года, написав в приказе по 2-й западной армии 25 июня (7июля) 1812 года: "Тридцать лет моей службы и тридцать лет, как я врагов побеждаю чрез вашу храбрость"{23}.
Эти расхождения в биографии полководца могут быть объяснены тем, что школа для офицерских и иных чинов детей, в которой учился П.И. Багратион, являлась подготовительной ступенью к военной службе, и полководец считал, что с этой школы начинается его служба в русской армии.
Первые десять лет службы П.И. Багратион провел в непрерывных боях и походах, что зафиксировано в формулярных списках, составленных в Софийском карабинерном и 6-м егерском полках. К этому периоду службы относят биографы и первое тяжелое ранение полководца, о чем писали А.В. Висковатов, В. Жерве, И.И. Ростунов и др. Но Н.П. Поликарпов утверждал обратное: "Вопреки всем существующим биографиям князя Петра он до 1788 г. не принимал ровно никакого участия в военных походах и делах своего полка... в то время, когда его полк почти беспрерывно действовал в походах и в экспедициях против кавказских горцев, князь Петр служил спокойно в запасном полубатальоне Кавказского мушкетерского полка, квартировавшем в гор. Кизляре, где у отца князя Петра имелся собственный дом"{24}. Сведения историка подтверждаются послужными списками 1786 и 1788 годов. В графе "Во время службы своей в походах против неприятеля где и когда был" значится "не бывал"{25}.
Боевое крещение Петр Багратион, как свидетельствуют ранние послужные списки, принял в 1788 году, участвуя в осаде и штурме крепости Очаков (6(17) декабря 1788 г.) и проявив при этом большую храбрость. Отважно сражался он с неприятелем и в числе первых ворвался в крепость. Подвиг был замечен главнокомандующим русскими войсками Г.А. Потемкиным, и Багратион был произведен "за заслуги и храбрость, ознаменованные в день штурма Очаковского, из подпоручиков в капитаны"{26}.
Сомнительным в историографии до сих пор является факт тяжелого ранения Багратиона во время службы на Кавказе, хотя все биографы пишут об этом. Только одни относят его ко времени похода объединенного отряда под командованием полковника Н.Ю. Пьери в 1785 году против восставших горцев, у которого якобы П.И. Багратион был ординарцем, другие - к 1790 году. Н.П. Поликарпов, например, писал: "...в
1790 г. в одной стычке с чеченцами, где они разбили наголову батальон Кавказского мушкетерскаго полка, князь Петр был тяжело ранен и оставлен, по ошибке, замертво на поле битвы в куче мертвых тел"{27}. Но этот подробно описанный в литературе случай не заходит подтверждения ни в одном формулярном списке полководца, хотя другие ранения или контузии туда занесены.
До 1794 года в послужных списках П.И. Багратиона отсутствуют сведения о его участии в боях во время службы на Кавказе. Впервые такие записи появились в Софийском карабинерном полку в сентябре 1795 года: "1783 – на кавказской линии при разбитии чеченцев и черкесов; 1784 – при покорении кабардинцев, 1785 - в горах против Шаха Майсура, того же года – в Кизляре при разбитии оного, при покорении в горах татар и капчакои; 1786 – на Кубани за рекою Лабою при разбитии кубанцев; 1788 – в кампании против турков и на штурме Очакова; 1790 – на Кавказе при покорении чеченцев"{28}. С этого времени сведения переписываются во все последующие послужные списки, только неясно, в каких конкретно боевых делах отличился П.И. Багратион.
П.И. Багратион состоял в штате Кавказского мушкетерского полка до 30 июля 1791 года, а с 31 июля его перевели в сверхкомплект (сверх штата) Киевского конно-егерского полка в чине секунд-майора. Эти данные подтверждаются послужными списками, составленными в январе, мае, сентябре 1792 года. 4 мая 1794 года П.И. Багратион был назначен в Софийский карабинерный полк командиром эскадрона{29}, во главе которого принимал участие в польской военной кампании в 1794 году. В мае следующего его назначают командиром 1-го батальона Л ифляндского егерского корпуса, переформированного впоследствии в 6-й егерский полк. П.И. Багратион с 1788 по 1812 год участвовал во всех войнах, которые вела Россия. 23 года из 30-летней ратной службы он провел непосредственно в военных кампаниях. -92-
 

Примечания
 

{1} Военная галерея 1812 годя. СПб., 1912. С.14-15.
{2} Давидов Д. Военные записки. М.: Гослитиздат, 1940. С.21.
{3} См.: Голубов С. Багратион: Слава и честь года 1812. М.: Гослитиздат, 1943.
{4} См.: Ивченко Л. Известный вам князь Багратион // Родина. 1992. №6-7. С.40-41.
{5} См.: Вестник Европы. 1813. №20. С 1247-256.
{6} Там же. С.250.
{7} Русский биографический словарь. СПб., 1900. Т.2. С.394-397; Большая энциклопедия. СПб., 1903. Т.2. С.392: Энциклопедический словарь Гранат. М., 1909. Т.IV. С.415; Военная энциклопедия. СПб., 1911. Т.2, С.328-331; Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т.2. С.514; Советская Военная Энциклопедия: В 8 т. 2-е изд. М.: Воениздат, 1990. Т.1. С.293-294.
{8} Жерве В. Герои 1812 года Барклай де Толли и Багратион. М., 1912. С.26.
{9} Поликарпов Н. Князь Петр Иванович Багратион // 1812 год. Двухнедельный иллюстрированный журнал. 1912. №8. С220.
{10} См.: Документы о взаимоотношениях Грузии с Северным Кавказом в
XVIII веке. Тбилиси, 1968. С.143.
{11} Там же. C.180.
{12} Там же. С.143.
{13} Там же. С.182.
{14} Там же. С.2.
{15} РГВИА, ф.489, оп. 1, д.1666, л.2.
{16} Поликарпов Н. Указ. соч. С.221.
{17} РГВИА, ф.489, оп.1, д.1406, л.37об.
{18} Записки Алексея  Петровича Ермолова //Время и судьбы. Военно-мемуарный сборник. Сост. А. Буров и др. М.: Воениздат. 1991. Вып.1.
C.10.
{19} Генерал Багратион. Сборник документов и материалов. М.: ОГИЗ Госполитнздат, 1945. С.89.
{20} РГВИА, ф. 490, оп. 5/216, д. 238, ля. 33, З6об., 43, 44об, 50-50
o6.
{21} Борисевич А. К 100-летию со дня смерти незабвенного князя П.И. Багратиона // Русский инвалид. 1912. №209.
{22} Ивченко Л. Указ. соч. С.41.
{23} Генерал Багратион: Сборник документов и материалов, С.180.
{24} Поликарпов Н. Указ. соч. С.221.
{25} РГВИА, ф. 489, оп. 1, д. 1406, л, 37об.; д. 1407, л. 69об, д.1410. л.9об.
{26} Ивченко Л. Указ. соч. С.41.
{27} Поликарпов Н. Указ. соч. С.221.
{28} РГВИА, ф. 489, оп. 1, д. 1410, лл. 2об.,3; Генерал Багратион: Сборник документов и материалов, С.16.
{29} См.: Генерал Багратион: Сборник документов и материалов. С 16.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU