УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Штейфон Б.А. Воин-Христов
 

// Военный журналист. 1940. №16. С.9-10; №17. С.11-12. 
 

OCR, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch), e-mail: georgi21@inbox.ru 
 

Русское военное искусство, в его современном научном понимании, развивалось и достигло предельного величия в течение XVIII столетия. В этот век российская самобытная творческая мысль создала такие величественные идеи, равные которым мы находим лишь в лучших образцах классического мира или в гении Наполеона. На первое место необходимо выдвинуть два главнейших достижения русского военного искусства XVIII века: создание Петром Великим национальной регулярной армии, а Суворовым – его военно-воспитательной системы.
когда западноевропейская военная мысль оставалась равнодушной к вопросу национализации армии, когда в прусских войсках насчитывалось до 2/3 иностранцев, а во Франции, ко времени революции, продолжали существовать иностранные части, достигавшие 1/6 общей численности всей французской армии,{1} Петр Великий создал вооруженные силы ярко национального типа. Поэтому, когда прусский наемник оставался равнодушным к задачам прусской государственности и служил ей только за страх или ради выгоды, русская армия, порожденная нацией, являлась полным духовным отражением своего народа. В результате, на всем протяжении XVIII века, наша армия была сознательной участницей в решении Россией ее очередных исторических задач, выхода к морям. Исключением являлось лишь кратковременное царствование Императора Петра III. Примечательно, что даже в эпоху Императрицы Анны Ивановны, т.е в эпоху немецкого засилья, русская армия, руководимая Минихом, продолжает сохранять свой национальный лик.
Если гений Петра постиг всю важность национального начала для армии, как военного коллектива, то гений Суворова осознал необходимость индивидуализации этого начала. Таким образом, на протяжении XVIII века была начата и завершена эволюция моральной мощи русской армии, что и определило пути и содержание русского военного искусства.
Вообще говоря, военное искусство и его главнейший элемент - армию, невозможно рассматривать, как нечто подчиненное только своим особым, внутренним законам, как бы ни были эти законы значительны и самодовлеющи. Военное искусство во все времена и у всех народов органически связано с государственно-социальными особенностями данной страны и точно отражает национальный характер народа, его духовные идеалы и культуру. Ни одно искусство не реагирует так остро на колебания народного духа и не воспринимает так чутко моральное направление цивилизации данной эпохи, как военное искусство. Примеры Египта, Персии, Греции и Рима служат тому убедительным подтверждением.
В течение XVIII века Россия заканчивала свою историческую миссию - собирание Руси и прокладывала пути к морям, знаменуя тем свое, превращение в Империю. Столь грандиозные задачи, как создание и осуществление русско-имперских идеалов, потребовало и величайшего напряжения духовных и материальных сил нации.
Необходимо припомнить, что таковое напряжение, в связи с господствовавшими тогда принципами натурального хозяйства, вызвали чрезвычайное напряжение налогового пресса, а постоянные рекрутские наборы требовали от населения все новых и новых жертв. Свои разнообразные и столь ощутительные тяготы русский народ мог вынести лишь при условии соответствующего духовного напряжения. И это напряжение наиболее полно сконцентрировалось в идее регулярной армии, ибо решительно все социальные слои населения были привлечены в войска. Величайшая жертвенность нации передавалась армии, возвышая и облагораживая тем моральный облик русских вооруженных сил.
Гениальный ум Петра Великого создал армию национального типа. Столь благоприятная среда в связи с воздействием тех националистических чувствований, какие характерны для царствования Петра I, Елизаветы и Екатерины II, и придали русскому военному искусству XVIII века его моральное величие.
В век увлечений муштрой, когда "идеальная армия" представлялась Западу в виде бездушного механизма, когда в воине видели только исполнителя-автомата, когда главными средствами воспитания была палка и виселица, Петр Великий и Суворов выдвинули на первое место "одухотворяющего человека". Петр требует, чтобы офицеры солдатам были "яко отцы детям". Для европейского военного мировоззрения такая формула была явно еретической...
Став на петровский путь, Суворов развил до предела завет Царя и в основу своей чудесной военно-воспитательной системы кладет уже принцип индивидуализации. И в то время, когда западный солдат-автомат понуждался к выполнению своего воинского долга исключительно устрашающими мерами, русское военное искусство, имея дело с "человеком", воодушевляет своего воина высшими идеалами русского духа - Бог, Отечество, Царь, семья... В силу этого русское военное искусство, в своей прикладной части, получает такую свобо-ду замысла и действий, о каких не могла и мечтать тогдашняя военно-европейская школа, имевшая дело с моралью вербовочной системы.
XVIII век крепко усвоил сознание, что главнейшим элементом войны и боя был и будет "человек". Поэтому русский военный гений с особой вдумчивостью стремился познать и использовать психические свойства человека, причем именно русского человека. Подобный подход Петра Великого и Суворова, как и их достойных единомышленников, значительно отличает русское военное искусство от искусства Фридриха II и даже Наполеона. В то время как Фридрих Великий, разделяя учение сенсуалистов, тем самым признавал в человеческих побуждениях только эгоистические стремления, а Наполеон видел в солдате лишь воина, наше военное творчество, в эпоху своего развития, всегда воспринимало в гармоническом сочетании два органически связанных понятия -"человека" и "воина".
Приведенное заключение и утверждало существенное отличие русской военной философии от философии западных школ. Имея дело с русским человеком, имея задачей создать русского воина, и Петр, и Суворов в основу своей воспитательной системы кладут религиозное начало.
"Дух укрепляет в вере отеческой, православной; безверное войско учить, что перегорелое железо точить", завещает Суворов и этот свой принцип применяет неизменно на протяжении всей своей деятельности.
"Воин Христов" - вот его идеал, вот идеал русского воина!
Разность психологических основ военного искусства у различных народов проявляется чрезвычайно ярко в той моральной подготовке, непосредственно предшествовавшей бою, какую всегда осуществляли все одаренные полководцы. Эта разность заслуживает полного внимания и весьма серьезного изучения. Силою своей интуиции полководцы понимали, что в такие моменты необходимо затрагивать самые чувствительные струны человеческой души и именно те, какие в полной мере созвучны духовным идеалам данного народа.
Поэтому, если перед сражением Наполеон напоминает своим войскам о "40 веках" или о "Солнце Аустерлица", а Нельсон взывает: "пусть каждый исполнит свой долг", то Петр Великий и Суворов говорят в такие минуты только о Боге и Родине. "Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего".{2} "Умирай за дом Богородицы". "Чудо-богатыри, Бог нас водит. Он нам генерал". "Кого из нас убьют – царство небесное".
И Петр Великий, и Суворов, как и ряд иных просвещенных военных деятелей XVIII века, хорошо понимали национальные свойства своего народа и знали, что если основные принципы военного искусства вечны, то их практическое применение необходимо сообразовать с особенностями народного характера, быта, традиций.
Так, например, в силу различных исторических воздействий, среди которых, несомненно, и, прежде всего, надо отметить татарское иго и крепостное право, русскому характеру часто свойственна пассивность. В то же время наше неумение сговориться, страсть считаться только со своими взглядами, только со своими личными убеждениями, т.е. резко выраженная анархичность русского мышления, порождены, конечно, психологией удельного периода. Учитывая эти отрицательные народные качества, Суворов парализует пассивность неизменным требованием порыва вперед: "ничего, кроме наступательного".
Разнобой мышления и поступков, в связи со склонностью к распущенности духа и тела, уничтожается дисциплиной и именно такой, какая наиболее благотворна русской натуре: "В случае оплошности взыскивать и без наказания не оставлять, понеже ничто так людей к злу не приводит, как слабая команда".
Инициатива, как уменье создавать обстановку, благоприятную для себя, тоже не принадлежит к числу наших национальных добродетелей. Русский народ был силен не столько инициативой, сколько той сметкой, какая помогла ему практически мудро использовать уже сложившуюся обстановку. Петр Великий и Суворов, учитывая все значение инициативы, всячески стремились привить эту добродетель русскому характеру. Поэтому господствовавшему на западе принципу "не рассуждай", русское военное искусство XVIII века противопоставляло "поступай с разумением".
Русский национальный характер московского периода сформировался в условиях отгороженности от остального мира. Сознание же все усиливающейся мощи российского государства создало и своеобразную нашу особенность: неизменное первоначальное презрение к противнику – шапками закидаем.
Такие сердцеведы, как Петр и Суворов, понимали всю пагубность подобного самообольщения, понимали, Что самообольщение всегда тормозит прогресс военного дела. Поэтому, Петр "за учителей своих заздравный кубок поднимает", а Суворов завещает: "не презирай никогда неприятеля своего, каков бы он ни был; старайся узнать его оружие и способ, как оным действует; исследуй силы и слабости его".
В дальнейшем мы надежно забыли это мудрое поучение, и в итоге – Аустерлиц, Крымская война, Плевна, поражения в Маньчжурии, неудачи Великой и Гражданской войн.
В полном соответствии с национальными особенностями русского характера развивается в XVIII веке и русское оперативное творчество, проникнутое в деяниях не только Петра Великого и Суворова, но и всех иных талантливых полководцев того времени, чутким пониманием природы русского человека, русской войны и русского боя. После классической эпохи (Греция, Рим, Карфаген) русское военное искусство впервые в мировой истории выдвигает принцип национальности военного искусства. Принцип величайшей идейной и практической важности.
Если теперь после сделанных уже выводов мы постараемся сузить круг основных идей, положенных в основу развития русского военного искусства XVIII века, если мы зададимся философской целью формулировать динамику этого искусства, то логически и неизбежно придем к заключению, что русское военное искусство в эпоху своего величайшего расцвета вдохновлялось русско-православной культурой.
Эта самобытная культура создавала представление об отвлеченной и практической ценности духовных начал и тем формировала мировоззрение, применявшее воинов с возможностью смерти. Поэтому, и характерными чертами русского военного искусства являлось преобладание духа над материей, что в свою очередь оберегало это искусство от рационалистического подхода к природе человека, войны и боя.
Если для сравнения мы углубимся в сущность военного искусства таких мастеров, как Фридрих II и Наполеон, в особенности их творчества, то без труда обнаружим тоже ярко выраженную индивидуальность их культуры – скептическую философию Фридриха и вселенность Наполеона.
Солдат Фридриха Великого не был прусским солдатом. В массе он был "моральным бродягой, насильником, охотно перебегавшим из одной армии в другую, т.е. человеком, лишенным чувствования отечества, лишь одетым в прусский мундир и считавшимся "собственностью короля". Поэтому в искусстве Фридриха так естественно и логично было развитие линейной системы, ибо презирая "человека" и совершенно не доверяя моральным качествам своих солдат, он мог действовать только сплоченными механическими массами.
"Вселенность" Наполеона оправдывается характером его искусства, психологические основы которого были, несомненно, порождены лозунгами французской революции.
Вообще говоря, если гений часто бывает интернационален (Наполеон, Шекспир), то такого гения, как Суворов, могла создать только "Святая Русь". Силою интуиции он восчувствовал, что в русской народной душе живут в вечной борьбе два идеала – святость и анархия, мечты созидания и разрушения, Бог и дьявол. Поэтому он и постиг всю необходимость воспитания. И бессмертие Суворова в том, что не отвлеченные идеи и возвышенные принципы, а евангельское учение в том его не мудрствующем понимании, какое так
свойственно русской народной душе, берется им как мощное воздействие для воспитания человека-воина.
Идейная и практическая ценность суворовской военно-воспитательной системы в том, что она принимала "человека" как христианский абсолют. Такая христианизация человека-воина и вызывала то торжество, то величие духа, какие столь характерны для суворовского военного творчества. Вера Суворова в Бога пронизывает всю его доктрину, и тем придает ей ярко национальный характер, придает ей ту особенность, какую не имеют иные народы. И не случайно, что эта доктрина в своей главнейшей – воспитательной части, не увлекает западную мысль, ибо Суворовское учение понятно только православному мировоззрению.
Заканчивая свой краткий очерк о русском военном искусстве XVIII века, необходимо оговорить, что предложенный очерк отнюдь не стремится идеализировать моральный облик русского воина той эпохи и далек от тенденции придать этому воину черты рыцарей первых крестовых походов или военного монастыря Кромвеля. Такая идеализация не соответствовала бы исторической правде, ибо не соответствует и русскому национальному характеру.
Моральная ценность "Воина Христова" в том, что он служит показателем, какими духовными идеалами вдохновлялось русское военное искусство в XVIII веке и какие идеи русско-православной культуры завещаны этим высоким искусством следующим поколениям, а следовательно, и нам.
 

Примечания
 

{1} Примечательно, что такая традиция сохраняется во Франции и ныне, с тою только разницей, что иностранные части заменены теперь туземцами. (Б.Ш.)
{2} В духе Фридриха Великого.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU