УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Молло Е. Об изображении св. Георгия на орденских крестах

// Военная быль, 1973, №121. С. 20-21

 

В собрании автора хранится Георгиевское навершие царствования Императора Александра II с крестом, на котором Св. Георгий изображен скачущим не слева направо, но, наоборот, справа налево. Подобные кресты противозаконны и о них в архиве Главного Интендант-, ского Управление имелось целое дело (!). Мое же навершие как-то просмотрели.
Высочайшим указом от 11 апреля 1857 года Московский герб был изменен и Св. Георгия повелено было изображать на нем скачущим не слева направо, но справа налево (2). Ввиду того, что по Георгиевскому Статуту в середине креста изображался « Царства Московского Герб », Капитул Орденов стал изготовлять и выдавать кресты с соответствующим новому гербу изображением.
Оказалось, однако, что Император Александр II не имел намерения менять изображение Св. Георгия на орденских крестах, о чем им и было сделано своевременно соответствующее повеление, Капитулом просмотренное.
Обычно весьма зоркий, Государь не заметил крестов со Св. Георгием «налево кругом» до' 100-летнего юбилея учреждения Ордена 26 ноября 1869 года, когда им были возложены на себя орденские знаки 1-й степени.
Расследование дела было поручено военному министру Милютину, по приказу которого управляющим Музеумом Главного Интендантского Управления была составлена справка с указанием на Георгиевский Статут и пр., на основании которой Милютиным был сделан всеподданнейший доклад. Касающаяся сего до-
клада собственноручная записка Милютина приложена к делу :
«По всеподданнейшему докладу Государю Императору прилагаемой при сем справки относительно знака ордена Св. Георгия, Его Величество изволил разъяснить возникшее недоразумение тем, что хотя в 1857 году и было сделано изменение в Московском гербе, но вместе с тем было повелено в орденских знаках Св. Георгия не делать никакого изменения, т. е. оставить попрежнему всадника обращенным слева направо. На этом основании, на всех знаках ордена Св. Георгия, как офицерских, так и солдатских, изображение Св. Георгия должно быть одинаковое, т. е. всадник должен быть обращен слева направо (3). Если же на каких либо знаках, выдаваемых из Капитула Орденов, изображено иначе, то следует считать это ошибкой. Поэтому, если б подобная ошибка действительно была замечена, то следует войти по этому предмету в сношение с Капитулом Орденов ».
Д. Милютин
На этом дело не стало — Главное Интендантское Управление запросило Капитул Орденов о доставке в Музеум комплекта знаков, изготовленных на основе объявленного Военным Министром Высочайшего разъяснения. В Музеум были доставлены звезда, кресты четырех степеней и четыре степени Знаков Отличия Военного Ордена, которые по осмотру были возвращены в Капитул при следующих замечаниях: -20-

«1. На всех офицерских крестах Св. Георгий изображен на поле розового цвета, тогда как оно должно быть красное.
2. Рисунок звезды ордена Св. Георгия не сходен с рисунком звезды, которая была изготовлена фабрикантом Скосыревым для Государя и удостоилась Высочайшего одобрения. Несходство звезды состоит в следующем :
а) Внутренний кружок на звезде, доставленной Капитулом Орденов, золотой, что совершенно согласно с описанием знаков ордена Св. Георгия, помещенным в подлинном Статуте, на звезде же, изготовленной Скосыревым, кружок эмалевый красный, что также соответствует Высочайше утвержденному образцу звезд на каски бывшего кирасирского, ныне драгунского Военного Ордена полка.
б) На черном ободе звезды Капитула надпись «ЗА СЛУЖБУ И ХРАБРОСТЬ» соединяется вверху Императорскою короною и идет от короны вправо и вниз. В описании знаков ордена в Статуте о короне и о том, как должна быть расположена надпись, ничего не упомянуто. Между тем на рисунке ордена, приложенном к «Историческому Описанию Одежды и Вооружения Российских Войск », который в свое время был представлен на Высочайшее утверждение Императора Николая I, короны вовсе не имеется, а надпись идет от середины снизу влево, подобно расположению надписей на звездах прочих Российских орденов (4). На звезде же, представленной Скосыревым, надпись также начинается снизу и идет влево вверх, но между буквами «3 » и «Ь » помещены пять золотых точек, крестообразно расположенных (5) ».
Из вышеозначенного управляющий Музеумом Главного Интендантского Управления генерал-лейтенант барон Штейнгель пришел к заключению, что « насчет образца знаков ордена Св. Георгия до сего времени не существует положительных указаний », ввиду чего ему представлялось необходимым чтобы по сему предмету Капитулом Орденов представлен был всеподданнейший доклад. Представлен ли был таковой, автору не известно.
В заключение скажем, что касательно изображения Св. Георгия на орденских крестах имеется точное повеление Императора Александра II : Св. Георгий должен изображаться на них скачущим справа налево. О крестах же, на которых «изображено иначе», повелено входить в сношение с Капитулом Орденов, очевидно, с целью обмена таковых на кресты утвержденного образца. Возвращенные в Капитул забракованные кресты либо переделывались, либо шли на слом. Уцелевшие же кресты со Св. Георгием, скачущим справа налево, ныне большая редкость.
Касательно же надписи на Георгиевских звездах, по-видимому, точных указаний дано не было, ибо на весьма немногих дошедших до нас звездах надпись расположена и сверху вправо, и снизу влево. Также и внутренний кружок на одних звездах покрыт красной эмалью, а на других оставлен золотым.
 

Примечания
 

(1) Дело 1869 года № 85/706.
(2) 11-е Полное Собрание Законов Российской Империи, №31 720.
(3) Знаков Отличия Военного Ордена со Св. Георгием, скачущим справа на лево не выбивалось.
(4) Надпись на звездах ордена Св. Анны идет сверху вправо и вниз.
(5) На хранящейся в собрании автора лядунке 13-го драгунского Военного Ордена полка царствования Императора Александра II надпись идет снизу влево и вверх, а между буквами « 3 » и « Ь » помещена пятиконечная звездочка. Центр же звезды покрыт красной эмалью.-21-



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU