УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Кудинов О.А. Конституционные проекты Белого движения в годы Гражданской войны в России // История государства и права, 2006, №2

 

В последнее десятилетие по известным причинам резко повысился интерес к конституционно-правовому наследию российского Белого движения и бело-эмиграции. Отдельные аспекты анализируемой проблемы так или иначе рассматривались в трудах отечественных исследователей предшествующих лет1. Не претендуя на истину, мы попытаемся дать свое видение указанных вопросов.


1. См., напр.: Антология мировой правовой мысли. М., 1999. Т. 5; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998; Исаев И.А. История государства и права России. М., 1998; История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000; Альхименко В., Евтеева М. Истоки российского конституционализма // Право и жизнь. 1994. N 5; Гнатюк О.Л. Либерализм в России: основные этапы, идеи, особенности и перспективы // Правоведение. 1995. N 6; Графский В.Г. Право, мораль и политика в социологизированной юриспруденции П.А. Сорокина // Право и политика. 2000. N 2 и др.



Идеи, взгляды, суждения, оценки, связанные с государственно-правовой характеристикой Октябрьской революции, Гражданской войны и последующего развития России нашли отражение в значительном количестве эмигрантских изданий1. Они представляют для нас особый интерес, потому что именно здесь наиболее ощутим водораздел между марксистско-ленинской доктриной Советского государства и права и иными, несоциалистическими, направлениями конституционно-правовой мысли. Известно, что конституционно-правовые идеи и нормативные акты Белого движения и конституционные воззрения представителей российской послереволюционной эмиграции с самого начала и вплоть до последнего времени замалчивались или даже сознательно и грубо искажались в советской литературе, а сами авторы этих идей были объектом предвзятой критики.


1. См., напр.: Архив русской революции, изданный Г.В. Гессеном. Берлин, 1922 - 1933. Т. I - XXII; М., 1991 - 1993; Современные записки. Париж, 1921 - 1940. Т. I - XXX; Право советской России. Прага, 1925. Вып. I, II; Гессен И.В. В двух веках. Жизненный отчет. Берлин, 1937; Милюков П.Н. Республика или монархия? Париж, 1929; Нольде Б.Э. Далекое и близкое. Париж, 1926; Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991; Лампе фон А.А. Причины неудачи вооруженного выступления белых // Русский колокол. Берлин, 1929. Кн. 6, 7; Аксельрод П.Б. Пережитое и передуманное. Берлин, 1923; Гинс Г.К. На путях к государству будущего: от либерализма к солидаризму. Харбин, 1930; Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 - 1954 гг. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2; Сорокин П.А. Современное состояние России // Новый мир. 1992. N 5; Франк С.Л. Основы марксизма. Берлин, 1926; Частное совещание членов Всероссийского Учредительного Собрания. Париж, 1921; и др.



Для всех программных документов конституционного характера Белого движения были характерны два главных принципа: соблюдение прав и свобод личности, насколько это было возможно в условиях войны; и "непредрешенчество" конституционно-правовой системы будущей России до победы над большевиками и выборов нового Учредительного Собрания. Конституционно-правовая и социально-экономическая платформа белых должна была сплотить различные антикоммунистические силы - от крайне правых монархистов до умеренных социалистов. Это создавало условия для широкого объединения всех противников коммунистического режима. Но в этом и заключался самый большой недостаток белых - внутренняя аморфность и слабость их идейных установок и организации и как следствие - постоянная угроза раскола.
Левые антибольшевистские партии (эсеры и меньшевики) создали Временное правительство в Самаре. В июле 1918 г. в Омске было создано Сибирское правительство, управлявшее Западной Сибирью. В Чите атаман Семенов сформировал летом 1918 г. центр власти, контролировавший Забайкалье.
В сентябре 1918 г. на Уфимском совещании было принято решение объединить все эти территории под единым руководством. На совещании присутствовали представители Омского, Самарского правительств, национальных (казахского, тюркско-татарского, башкирского) и казачьих военных представительств. Они подписали Акт об образовании Всероссийской Верховной власти, учреждавший Всероссийское Временное правительство1. Власть сосредоточилась в руках Директории (из пяти директоров) с центром в Омске.


1. См.: Акт об образовании Всероссийской Верховной власти 26 (8) - 10 (23) сентября 1918 г. // Архив русской революции. М., 1991. Т. 12. С. 189 - 193.



Указанный Акт носил конституционный характер. В сфере конституционного строительства учреждавшаяся власть должна была руководствоваться следующими положениями:
"Общие положения
1. Временное Всероссийское правительство, впредь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания, является единственным носителем Верховной власти на всем пространстве Государства Российского...
Обязанности правительства в отношении Всероссийского Учредительного Собрания
1. Предоставление отчета о своей деятельности Учредительному Собранию немедленно по объявлении Учредительным Собранием своих работ возобновленными, и безусловное подчинение Учредительному Собранию, как единственной в стране верховной власти...
В области гражданской
1. Устроение освобождающейся России на началах признания за ее отдельными областями прав широкой автономии, обусловленной как географическим и экономическим, так и этническим признаками, предполагая окончательное установление государственной организации на федеративных началах полновластным Учредительным Собранием.
2. Признание за национальными меньшинствами, не занимающими отдельной территории, прав на культурно-национальное самоопределение.
3. Восстановление в освобождаемых от советской власти частях России демократического городского и земского самоуправления, с назначением перевыборов в ближайший срок.
4. Установление всех гражданских свобод.
5. Принятие мер к действительной охране общественной безопасности государственного порядка..."1.


1. См.: Акт об образовании Всероссийской Верховной власти 26 (8) - 10 (23) сентября 1918 г. // Архив русской революции. М., 1991. Т. 12. С. 189 - 193.



Политический блок, на который опиралось Сибирское правительство, включал широкий спектр партий - от монархистов до социалистов (эсеров и меньшевиков). На территории Сибирского правительства было временно воссоздано Учредительное Собрание, обсуждавшее вопросы, поставленные им еще в январе 1918 г. Были восстановлены земские и городские органы самоуправления, мировые суды, профессиональные союзы и общественные организации, а также действие нормативных актов, принятых до октября 1917 г.
Но из-за затянувшейся Гражданской войны возобновить работу Учредительного Собрания в полном объеме не удалось. С точки зрения и конституционного права, и здравой логики после победы над большевиками в новой исторической обстановке предполагалось провести выборы нового Учредительного Собрания. К тому же условия войны требовали централизации власти. Не случайно в Постановлении Съезда представителей торговли, промышленности и домовладения Сибири и Урала, состоявшегося в Омске 13 - 19 июля 1918 г., отмечалось, "что для спасения России от угрожающей ей конечной гибели необходимо, чтобы Верховная государственная власть была поставлена вне всяких партийных и классовых интересов и впредь до благоприятного разрешения роковых для народа вопросов войны, до окончательного замирения внутренней смуты и созыва в спокойных условиях жизни нового Учредительного Собрания принадлежала особому органу с неограниченными диктаторскими полномочиями..."1.


1. Екатеринбургский листок. 1918. 6 авг.



В ноябре 1918 г. адмирал А.В. Колчак в целях централизации управления в условиях войны упразднил Директорию и принял титул Верховного правителя.
В этой связи в его обращении к населению говорилось: "18 ноября 1918 г. Всероссийское Временное правительство распалось. Совет Министров принял всю полноту власти и передал ее мне, адмиралу русского флота Александру Колчаку. Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю:
Я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру"1.


1. Известия Министерства земледелия. 1919. N 1. С. 4.



Разъясняя свою политическую программу перед представителями печати 28 ноября того же года, Колчак, в частности, отметил, что после ликвидации большевистской власти в России должно быть созвано Национальное Собрание "для воцарения в стране закона и порядка"1.


1. См. подробнее: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С. 438.



В Приказе Верховного правителя и Верховного главнокомандующего адмирала А.В. Колчака от 28 июля 1919 г. подтверждалось: "Мы ведем борьбу за русское национальное дело восстановления Родины как свободного, единого и независимого государства. Мы ведем борьбу за право самого народа путем свободных выборов и голосования в Учредительном Национальном Собрании определить свою судьбу в устройстве государственной власти..."1.


1. Там же. С. 440.



Требованием конституционных реформ оговаривалась помощь Антанты Белому движению. В частности, в Ноте Верховного Совета Антанты адмиралу А.В. Колчаку об условиях, на основании которых союзники будут оказывать помощь антибольшевистским силам, от 26 мая 1919 г. отмечалось:
"Державы союзной коалиции чувствуют, что настало время, когда им необходимо еще раз выяснить ту политику, какой они намерены следовать по отношению к России...
В настоящее время державы союзной коалиции желают формально заявить, что целью их политики является восстановление мира внутри России путем предоставления возможности русскому народу добиться контроля над своими собственными делами при помощи свободно избранного Учредительного Собрания...
С этой целью они просят адмирала Колчака и его союзников ответить, согласны ли они на следующие условия держав союзной коалиции, на которых они могли бы получать дальнейшую помощь со стороны держав.
Во-первых, правительство адмирала Колчака должно гарантировать, чтобы, как только войска Колчака займут Москву, было созвано Учредительное Собрание, избранное на основании всеобщего, тайного и демократического избирательного права, в качестве верховного законодательного органа в России, перед которым должно быть ответственно российское правительство. Если же к этому времени порядок в стране не будет еще окончательно восстановлен, то правительство Колчака должно собрать Учредительное Собрание, избранное в 1917 г., и оставить его у власти вплоть до того дня, когда явится возможность организовать новые выборы.
Во-вторых, чтобы на всем том пространстве, которое находится в настоящее время под его контролем, правительство Колчака разрешило свободные выборы во все свободно и законно организованные собрания, как городские самоуправления, земства и т.п.
В-третьих, что правительство Колчака не поддержит никакой попытки к восстановлению специальных привилегий тех или других классов или сословий в России"1.


1. См. подробнее: Из Ноты Верховного Совета Антанты адмиралу А.В. Колчаку об условиях, на основании которых союзники будут оказывать помощь антибольшевистским силам. 26 мая 1919 г. // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С. 442 - 443.



Программные установки конституционного характера вооруженных сил Юга России были изложены в Декларации Добровольческой армии, написанной П.Н. Милюковым, одобренной тогдашним Главнокомандующим генералом Алексеевым и опубликованной 27 декабря 1917 г. в "Донской речи". Но Декларация содержала лишь общие принципы. В частности, в ней отмечалось, что после победы над большевиками будут проведены новые свободные выборы в Учредительное Собрание, которое и должно будет окончательно решить судьбу страны1.


1. См. подробнее: Думова Н.Г., Милюков П.Н. // Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991. С. 211.



Следует отметить, что в Политической программе генерала Л.Г. Корнилова, опубликованной в январе 1918 г., о перспективах конституционного устройства будущей России говорилось более конкретно:
"1. Восстановление прав гражданина: все граждане России равны перед законом, без различия пола и национальности; уничтожение классовых привилегий, сохранение неприкосновенности личности и жилища, свобода передвижений, места жительства и прочее.
2. Восстановление в полном объеме свободы слова и печати.
3. Восстановление свободы промышленности и торговли, отмена национализации частных финансовых предприятий.
4. Восстановление права собственности...
8. Сорванное большевиками Учредительное Собрание должно быть созвано вновь. Выборы в Учредительное Собрание должны быть произведены свободно, без давления на народную волю и во всей стране. Личность народных избранников священна и неприкосновенна.
9. Правительство, созданное по программе генерала Корнилова, ответственно в своих действиях только перед Учредительным Собранием, которому оно и передаст всю полноту государственно-законодательной власти. Учредительное Собрание, как единственный хозяин земли русской, должно выработать Основные законы русской Конституции и окончательно сконструировать государственный строй"1.


1. Политическая программа генерала Корнилова // Архив русской революции, изданный Г.В. Гессеном. Берлин, 1923. Т. IX. С. 285 - 286.



Но в целом в 1918 - 1919 гг. единой конституционной программы в вооруженных силах Юга России также не существовало. Как отмечал несколько позднее Главнокомандующий вооруженными силами Юга России в тот период генерал А.И. Деникин: "...Не за торжество того или иного режима, не за партийные догматы, не за классовые интересы и не за материальные блага подымались, боролись и гибли вожди Белого движения, а за спасение России. Какой государственный строй приняла бы Россия в случае победы Белых армий в 1919 - 1920 гг., нам знать не дано. Я уверен, однако, что после неизбежной, но кратковременной борьбы разных политических течений в России установился бы нормальный строй, основанный на началах права, свободы и частной собственности"1.


1. Деникин А.И. Кто спас советскую власть от гибели. Париж, 1937; М., 1991. С. 8.



В телеграмме Деникина от 2 января 1919 г. подчеркивалось: "Мы боремся за самое бытие России, не преследуя никаких реакционных целей, не поддерживаем интересов какой-либо одной политической партии, не покровительствуем никакому отдельному сословию. Мы не предрекаем ни будущего государственного устройства, ни путей и способов, коими русский народ объявит свою волю"1.


1. Цитируется по: Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1989. С. 51.



В развитие этой установки в Наказе А.И. Деникина представителям Добровольческой армии о целях ее борьбы (начало мая 1919 г.) говорилось следующее:
"I. Добровольческая армия борется за спасение России путем: 1) создания сильной дисциплинированной и патриотической армии; 2) беспощадной борьбы с большевизмом; 3) установления в стране единства государственного и правового порядка.
II. Стремясь к совместной работе со всеми русскими людьми, государственно мыслящими, Добровольческая армия не может принять партийной окраски.
III. Вопрос о формах государственного строя является последующим этапом и станет отражением воли русского народа после освобождения его от рабской неволи и стихийного помешательства..."1.


1. Цитируется по: Деникин А.И. Белое движение и борьба Добровольческой армии // Белое дело: Избранные произведения в 16 книгах. Дон и Добровольческая армия. М., 1992. С. 226.



Один из сподвижников генерала Деникина - проф. К.Н. Соколов вспоминал: "Он (Деникин. - О.К.) неоднократно излагал свою программу устроения России на началах областной автономии и широкого местного самоуправления, и в то время, когда мы могли еще думать, что нам придется участвовать в строительстве России, у нас принимались меры к подготовке отвечающих этой программе законопроектов. Образование трех областей Южной России мыслилось нами как часть обширного плана областного устройства всего государства. В этом направлении работала летом и осенью 1919 г. специальная комиссия, труды которой прерывались в связи с нашими военными неудачами"1.


1. См. подробнее: Соколов К.Н. Правление генерала Деникина. Из воспоминаний. София, 1921. С. 280 - 281.



Соколов выдвинул концепцию "демократической диктатуры" для областей, контролируемых Добровольческой армией. По его мнению, вся полнота власти должна сосредоточиться у Верховного главнокомандующего, однако при этом необходимо соблюдать незыблемость гражданских свобод. Одновременно предлагалось сохранить в силе законодательство дореволюционное и Временного правительства, кроме тех случаев, когда новая власть отменит или изменит какие-либо установки.
Особый интерес представляет опыт конституционной организации власти "автономного" правительства Крыма, созданного кадетами осенью 1918 г. Одной из центральных фигур в нем был министр юстиции В.Д. Набоков1. Его усилиями были восстановлены суд и правосудие. Заработало земство как представительное учреждение. "Невольное изумление охватывает нас, говорилось на одном из земских съездов "автономного" Крыма, - когда видим, что здесь, в Крыму, посреди полыхающего вокруг пожара гражданской войны, словно на каком-то счастливом острове (вернее - полуострове) Утопии, создан свободный строй силами демократии, гарантирующей права всех граждан..."2. Крымское правительство стремилось к "культурному парламентаризму", проводником которого считался В.Д. Набоков. Оно "хотело осуществить идеально-парламентский строй" в условиях войны. Но "революционная эпоха - не время для мирного парламентаризма"3. Весной 1919 г. Крым был захвачен красными.


1. См. подробнее: Чернобель Г.Т. Очерк жизни и творчества Набокова В.Д. // История русской правовой мысли. М., 1998. С. 425 - 444.
2. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. М., 1995. С. 105.
3. Носик Б. Там же.



Белое движение на Северо-Западе во главе с генералом Юденичем придерживалось конституционных идей, аналогичных Белому движению на Востоке и Юге страны. Так, в обращении к населению русской территории Северо-Западного фронта в августе 1919 г. отмечалось:
"1. Решительный отказ от возврата к старому режиму.
2. Воссоздаваемая Всероссийская власть должна быть укреплена на основе народовластия. Для этого немедленно по очищении Родины от большевиков и по водворении законного порядка должно быть созвано Всероссийское Учредительное Собрание на началах всеобщего избирательного права, дабы народ мог беспрепятственно выявить свою волю и установить ту форму правления, которая действительно осуществит великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру.
3. Единство Великой России должно сочетаться с утверждением за всеми народностями, обитающими на ее исторической территории, права развивать свою национально-культурную жизнь. В борьбе с разложившими Отечество большевиками все народы России обретут право на устроение их государственного бытия, в формах самостоятельности, соответственно их усилиям и участию в общем деле победы над разложением.
4. Административное управление государства должно быть усовершенствовано путем установления ближайшей и органической его связи с местным земским и городским самоуправлением.
5. Все граждане государства Российского, без различия национальностей, вероисповеданий и классов, равны в правах и обязанностях перед законом.
6. Всем обеспечивается по восстановлении государственно-правовой жизни неприкосновенность личности и жилища и гражданская свобода: религиозной совести, слова устного и печатного, союзов, собраний и стачек.
7. Земельный вопрос решается согласно с волей народа. Земля будет передана трудящемуся земледельческому населению для закрепления в собственность..."1


1. К населению русской территории Северо-Западного фронта // Архив русской революции, изданный Г.В. Гессеном. Берлин, 1922. Т. I. С. 304 - 305.



После поражения зимой 1919 - 1920 гг. армий Колчака, Юденича и Деникина 22 марта 1920 г. в Крыму генерал П.Н. Врангель принял всю полноту военной и гражданской власти с санкции Правительствующего Сената.
Он настойчиво укреплял южнорусскую государственность, рассчитывая сохранить ее до "лучших времен". Врангель допускал возможность относительно долгого сосуществования "двух Россий". С этой целью разрабатывался и осуществлялся комплекс важных конституционно-правовых и социально-экономических мероприятий.
Приказом Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России в марте 1920 г. было введено Положение об управлении областями, занимаемыми Вооруженными силами Юга России. Наряду с членами военного командования оно устанавливало должности государственного контролера, начальника гражданского управления (ведающего вопросами земледелия, землеустройства, юстиции и просвещения), начальника хозяйственного управления (ведающего финансами, продовольствием, торговлей, промышленностью и путями сообщения), начальника управления иностранных сношений. Эти должностные лица входили в Совет, имевший характер совещательного органа при Главнокомандующем. Последнему подчинялись казачьи части и органы самоуправления, обладавшие широкой автономией.
Правительство Юга России разработало "Правила о восстановлении волостных и уездных земств". При этом права, которыми обладали уездные земства, переносились на волость, а на уезд - права губернских учреждений. Уездные земские собрания состояли из гласных, избираемых волостными земскими собраниями. В дополнение к модели земских органов по приказу Главнокомандующего войсками Юга России на волостных земских собраниях должны были избираться волостные земельные советы.
Постановления земских собраний могли быть приостановлены: по волости - начальником уезда, по уезду - губернатором. Дальнейший спор мог разрешиться председателем съезда мировых судей, окружным судом, присутствием уездного правления или центральной высшей властью.
В принятом "Положении о волостном земстве" предусматривалось создание системы крестьянского самоуправления с участием представителей всех других категорий землевладельцев. Волостные земства избирались на земельных сходах и должны были представлять в основном крестьянскую организацию, противостоящую большевистским Советам. Таким образом закладывался фундамент будущего возрождения Российского государства, основанного на самодеятельности народа снизу.
Конституционно-правовая политика правительства Юга России была сформулирована в августе 1920 г. в следующих декларациях: будущий государственный строй России; равенство гражданских и политических прав; предоставление в полную собственность земли обрабатывающим ее крестьянам; защита интересов рабочего класса и его профессиональных организаций; объединение различных частей России "в одну широкую федерацию, основанную на свободном соглашении"; восстановление производительных сил России "на основах, общих всем современным демократиям, предоставляющих широкое место личной инициативе"; признание международных обязательств, заключенных предыдущими правительствами России1.


1. См. подробнее: Воспоминания генерала барона П.Н. Врангеля. М., 1992. Ч. 2.



В январе 1920 г. в Париже был опубликован проект Основ Конституции Российского государства1, обсуждавшийся в среде российских политиков различных направлений и правоведов в Ростове, Крыму и Париже (Г. Львов, П. Струве, Б. Савинков, П. Новгородцев, Н. Львов и др.). Главные идеи проекта заключались в следующем: форму государственного устройства должно определить Учредительное Собрание; Глава государства избирается общим собранием двух палат простым большинством голосов; все акты, издаваемые Главой государства, скрепляются подписью Канцлера; Глава государства назначает и увольняет высших чиновников, созывает палаты и областные съезды.


1. См. подробнее: Основы Конституции Российского государства // Архив русской революции, изданный Г.В. Гессеном. Берлин, 1922. Т. I. С. 263 - 287.



Законодательная власть осуществляется двумя палатами: Государственной Думой и Государственным Советом. Государственная Дума избирается на основе всеобщего и равного избирательного права, Государственный Совет - областными сеймами.
Общеимперское Управление государства состоит из ряда министерств, главы которых, как и Канцлер, ответственны перед Государственной Думой.
Высшими судебными инстанциями являются Верховный уголовный и гражданский и Верховный административный суды.
Все Российское государство разделяется Учредительным Собранием на области, сообразно национальным, экономическим и социальным местным условиям. Каждая область управляется областным сеймом и правительством. Областные сеймы состоят из одной палаты, областные правительства - из председателя Совета министров и министров. Сохранялась дореволюционная система губернских и уездных земств, избиравших специальные комиссии (исполнительные органы). Областные сеймы избирают советы по городским и сельским делам1.


1. См. подробнее: Основы Конституции Российского государства // Архив русской революции, изданный Г.В. Гессеном. Берлин, 1922. Т. I. С. 263 - 287.



Другие государственно-политические программы различных партий и объединений предлагали различные формы государственного устройства России: от унитарной монархии до конфедерации демократических республик.
Отказ Белого движения принимать конкретные программы конституционного устройства России, откладывание решения этого вопроса до победы над большевиками, да и невозможность решить эту проблему демократическим путем в условиях Гражданской войны, с точки зрения либеральной доктрины права было абсолютно правильным. Но в тех конкретных условиях войны против большевиков это вело к слабости Белого движения, его разобщенности1.


1. См., напр.: Бахметев Б.А. В поисках новой России (Письма Б.А. Бахметева и В.А. Маклакова) // Отечественная история. 1997. N 4. С. 167 - 171.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU