УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Шелестинский Д.Г. Устав конвойной службы - основной закон для чинов конвойной стражи России

// История государства и права, 2006, №4

 

Уже давно назревавший вопрос об издании единого нормативного акта, регламентирующего конвойную стражу, получил свое дальнейшее развитие. Так, командующий войсками Виленского военного округа заявил о необходимости составить Свод правил конвойной службы <*>, так как указания по этому вопросу, помещенные в Уставе гарнизонной службы, а кроме того, в отдельно издававшихся приказах и циркулярах, представляют весьма обширный и сложный материал, руководствоваться которым весьма трудно, особенно нижним чинам, недавно поступившим на службу. Указания, касающиеся конвойной службы, были помещены в приказах по Военному ведомству, в циркулярах Главного штаба, Главного инспектора по пересылке арестантов и Главного тюремного управления с 1857 г. и до начала XX в. Необходимо было упорядочить все эти документы, выявить ошибки и противоречия, содержащиеся в них.



* РГВИА. Ф. 400. Оп. 8. Д. 463. Л. 21.



Для этого создавалась специальная комиссия из двух начальников конвойных команд и одного уездного воинского начальника, имеющего в своем подчинении данное подразделение. Таким образом, комиссия состояла из лиц, не понаслышке знакомых с трудностями и особенностями конвойной службы.
Постоянно шла работа по систематизации и совершенствованию правовой базы. Так, в 1903 г. выходит в свет брошюра "Подробный свод вопросов и ответов конвойной службы", в которой в краткой и доступной форме для нижних чинов конвойной стражи разъяснялись задачи, стоящие перед конвойными командами, порядок организации и несения службы и т.п. Каждый желающий мог купить ее через сеть книжных магазинов.
К 1907 г. проект Устава конвойной службы был практически готов. В разработке данного документа приняли участие такие специалисты, как командующий конвойной стражей генерал Сапожников. Разработка и издание этого законопроекта были вызваны отсутствием какого-либо официального руководства, охватывающего совокупность правил службы по сопровождению арестантов чинами конвойной стражи, а также трудностью нахождения необходимых сведений в изданных в различное время нормативно-правовых актах (приказах, циркулярах, разъяснениях и указаниях Главного штаба, Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов). Устав конвойной службы был призван объединить все правила конвойной службы и дать точные указания всем чинам при выполнении служебных обязанностей, возложенных на них в соответствии с Высочайшим повелением 20 января 1886 г.
10 июня 1907 г. Устав конвойной службы был утвержден и вступил в действие - так называемое двухгодичное испытание, которое должно было выявить возможные недочеты при его составлении.
Как и другие военные уставы, Устав конвойной службы четко устанавливал обязанности подразделения, порядок препровождения арестантов, необходимое для этого количество личного состава конвойной стражи, его форму обмундирования и вооружения, сопроводительные документы, порядок путевого довольствия пересылаемых и многое другое. Кроме того, с изданием Устава конвойной службы части полевых, резервных и местных войск также получили руководство на случай привлечения их к конвоированию арестантов (ст. 22 Устава).
С этого времени к обязанностям конвойных команд относится:
а) сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам, водным путям сообщения и пешим трактам;
б) сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях (ст. 31);
в) сопровождение арестантов при следовании их от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно;
г) сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства: (п. п. 4, 5, 6, 7 ст. 2 Ус. Сод. под стр. изд. 1890 г.) в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места, в больницу и баню, находящиеся вне тюрем;
д) сопровождение отдельно от прочих арестантов лиц, перечисленных в ст. 27 Устава;
ж) содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства;
з) содействие тюремному начальству при прекращении беспорядков среди арестантов в местах заключения гражданского ведомства;
и) наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: 1) в виде постоянной меры - при условии соответствующего увеличения штата подлежащих конвойных команд (Высочайшее повеление 4 ноября 1886 г. п. ж. ст. 16 П.С. 3989) и 2) в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах.
Также четко закреплялась подчиненность конвойной стражи. Отныне все конвойные команды по обязанностям конвойной службы подчинялись только Главному инспектору по пересылке арестантов.
С введением Устава конвойной службы утратил свою силу ряд законодательных актов в сфере регулирования конвойной службы:
1) инструкция старшему конвойному унтер-офицеру при сопровождении арестантских партий по пешеэтапным трактам (Циркуляр Главного штаба 1881 г. N 169);
2) ряд параграфов положения о перевозке арестантов по железным дорогам (Приказ по военному ведомству 1877 г. N 116) ввиду замены их соответствующими статьями Устава конвойной службы;
3) глава IV отделения III Устава гарнизонной службы;
4) другие приказы по военному ведомству Главного штаба, циркуляры Главного тюремного управления и Главного инспектора по пересылке арестантов, касающиеся конвойной службы, за исключением вопросов, не освещенных в Уставе конвойной службы.
Во второй главе Устава закреплены общие условия конвойной службы. Так, законодатель закрепил, что конвойный - это лицо, выполняющее служебные обязанности, возложенные на него в соответствии с Уставом с момента выступления из казармы и до момента доклада об окончании командировки. Кроме того, согласно Уставу на чинов конвойной стражи воспрещается возлагать какие-либо поручения, не относящиеся к обязанностям конвойной службы <*>.


* Устав конвойной службы. 1907. Ст. 21.



С введением Устава конвойной службы усилился контроль за качеством исполнения служебных обязанностей конвойными командами Главным инспектором по пересылке арестантов, в обязанности которого входили личное инспектирование команд и проверка ведения служебного делопроизводства. Кроме того, начальники конвойных команд обращались с представлением к Главному инспектору по вопросам передвижения личного состава по службе, поощрения отличившихся офицеров и нижних чинов и т.д.
Уставом конвойной службы установлены условия, которым должно удовлетворять этапное помещение, строительство которых велось по ходу следования арестантских партий. Так как ранее в действовавших до 1907 г. нормативно-правовых актах отсутствовали точные указания относительно этапных помещений, было признано необходимым законодательно закрепить те условия, которым должно удовлетворять этапное здание, а именно: чтобы помещение это устраняло возможность побега, имело отделение для раздельного содержания арестантов разных категорий (мужчин, женщин и детей) и было удобно для охраны при небольшом числе постов.
Таким образом, Устав конвойной службы, регулирующий деятельность конвоя при арестантах, предусматривает буквально каждый шаг и каждое движение этого конвоя, ставя его деятельность в строго определенные рамки.
К 1909 г. прошло уже более двух лет со времени введения в действие проекта Устава конвойной службы. Многочисленные проверки, проводимые Главным инспектором по пересылке арестантов, должны были способствовать усвоению требований Устава всеми чинами конвойной стражи, а также их точному и неукоснительному выполнению. Основная масса нарушений несения службы сводилась к следующим нарушениям:
1) оружие, когда оно не на конвоирах, не хранится в местах безопасных от похищения арестантами (ст. 196 УКС);
2) оставление арестантов без должного присмотра (ст. 194);
3) прием арестантов в местах заключения без обыска (ст. 122);
4) разрешение арестантам иметь при себе деньги (ст. 142);
5) наружные двери арестантских вагонов вопреки ст. 212 не всегда запираются как в пути, так и во время остановок;
6) не соблюдается Приказ N 5 по конвойным командам за 1908 г. о необходимости конвоирам соблюдать самим и требовать от арестантов уборки вагонов, если они грязные <*>.


 

* Тюремный вестник. 1909. N 12. С. 1133.



Для устранения данных нарушений предписывалось усилить внимание за обучением и подготовкой чинов конвойной стражи. Кроме того, крайне важно было знать точно, в каких случаях и при соблюдении каких правил конвой имеет право освободить из-под стражи сданного ему арестанта, без нарушения правил караульной службы и ответственности по суду за освобождение. Все эти правила, а также порядок возвращения оправданных или освобожденных от ответственности арестантов в места заключения из суда были указаны в ст. ст. 382, 392 - 399 Устава конвойной службы.
Устав конвойной службы стал основополагающим актом во всей системе пересылки арестантов, необходимость его издания назрела уже давно. Несоответствие реалий жизни заключенных и пересыльных тому, что было написано на бумаге, тех принципов, которых придерживалось государство, и тех пробелов, которые были в законах, весьма беспокоило законодателей, и именно с помощью Устава конвойной службы была сделана попытка исправить ситуацию.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU