УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Авдеева О.А. Волостной суд в системе органов общественного управления и суда начала XX в.

// История государства и права, 2006, №7


Реорганизация системы "низшего суда", наметившаяся в начале XX в. в области мировой юстиции, сопровождалась реформированием органов общественного управления, задействованных на правах квазисудебных инстанций в отправлении правосудия в отношении подведомственного по территориальному и сословному принципам населения. В процессе реформирования сословных специализированных судов в соответствии с Законом "О преобразовании местного суда" 1912 г. были приняты Временные правила о Волостном суде.
С учетом сложившегося административно-территориального деления каждая волость представляла собой самостоятельный волостной судебный участок, в пределах которого содействие государственным органам судебной власти осуществлял Волостной суд. "В случае многолюдности" на территории волости по соглашению министра юстиции и министра внутренних дел учреждались несколько волостных судебных участков. "Малолюдство" населения влекло объединение волостей в один волостной судебный округ.
В состав Волостного суда входили председатель, два члена суда и два кандидата в члены суда. Должности кандидатов в члены Волостного суда были введены Законом "на случай временного отсутствия" волостного судьи или заявленного "отвода" действительному члену суда. При Волостном суде вводилась должность секретаря суда.
Правом быть избранными в члены Волостного суда наделялись сельские жители, имеющие русское подданство, достигшие "тридцати пяти лет от роду" и владеющие грамотой. Согласно ст. 5 Временных правил о Волостном суде избранию в члены Волостного суда не подлежали лица, состоящие на службе в волостном и сельском правлениях, находившиеся под следствием или судом за преступные деяния, "подвергшиеся по судебным приговорам заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию", отрешенные от должности по приговору суда, объявленные несостоятельными должниками, а также содержатели "заведений для раздробительной торговли крепкими напитками", евреи и иностранцы, не принявшие российского подданства.
Замещение состава Волостного суда осуществлялось по косвенной многостепенной системе выборов, предусматривающей создание на первом этапе коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков формировалась в рамках входящих в волость сельских обществ. На сходе сельского общества с учетом предъявляемых законом требований общим прямым открытым голосованием избиралось установленное число выборщиков. Число выборщиков зависело от числа дворов, входящих в состав сельского общества. Согласно ст. 6 Временных правил о Волостном суде на каждые сто дворов сельского общества предполагалось не более одного выборщика. При этом численность коллегии выборщиков от волости должна была составлять не менее 18 человек. В случае малочисленности избранной сельскими сходами коллегии выборщиков недостающее число замещалось по решению съезда мировых судей.
Вторая ступень выборов членов Волостного суда заключалась в проведении под председательством мирового судьи тайного голосования выборщиков, поэтапно посредством "баллотировки" избирающих "из своей среды" председателя, членов и кандидатов в члены Волостного суда. Список лиц, избранных коллегией выборщиков в состав Волостного суда, подлежал утверждению мировым съездом. Срок полномочий членов Волостного суда ограничивался тремя годами.
Создаваемые Волостные суды, исходя из особенностей "местных условий", разграничивались на три разряда. Причисление Волостного суда к определенному разряду происходило по "представлению" съездов мировых судей, подлежащему утверждению министром юстиции и министром внутренних дел. Заседания Волостного суда предписывалось Временными правилами о Волостном суде проводить не реже двух раз в месяц.
Должность секретаря Волостного суда замещалась по представлению председателя Волостного суда, подлежащему утверждению мировым судьей. Кандидатом на должность секретаря Волостного суда признавалось лицо, достигшее совершеннолетия и не имеющее препятствующих обстоятельств, установленных законом в отношении кандидатов на должность волостного судьи.
К "предметам ведомства" Волостных судов относили судебные дела, возбуждаемые в отношении проживающих в пределах вверенного им волостного судебного участка крестьян и лиц, подведомственных крестьянскому общественному управлению. При возникновении между Волостными судами одного мирового участка "пререканий по подсудности" вопрос передавался на рассмотрение Верхнему сельскому суду.
В случае отношения Волостных судов к разным мировым участкам "пререкания по подсудности" подлежали разрешению Верхним сельским судом, состоящим в судебном мировом участке, в пределах которого данное дело было возбуждено. Вопрос о подсудности, оспариваемый Верхними сельскими судами, находящимися в пределах одного мирового округа, разрешался съездом мировых судей данного округа. При "пререканиях о подсудности" между Верхними сельскими судами разных мировых округов дело подлежало рассмотрению мировым съездом, в судебном округе которого было осуществлено "первоначальное возбуждение" дела.
Согласно ст. 53 Временных правил о Волостном суде в "пределы власти" Волостных судов входило рассмотрение "гражданских исков о движимости, вознаграждении за убытки, по обязательствам и договорам" стоимостью не выше ста рублей, гражданские дела о "восстановлении нарушенного или утраченного владения и правах на надельные земли, находящиеся в общинном пользовании".
В подсудность Волостного суда входило разрешение вопросов наследования крестьянского движимого имущества. "Без ограничения суммы наследования" Волостные суды принимали решения по наследственным делам крестьян в отношении имущества, входившего в состав крестьянского надела, - "домашнего скота, запаса семян, продовольствия для членов двора и корма для животных, земледельческих орудий и т.п.". При разделе между наследниками движимого имущества, не составляющего крестьянский надел, "ценность" наследственной массы не должна была превышать пятисот рублей.
В области юстиции в "пределах власти" Волостных судов находилось рассмотрение "мелких, повседневных бытовых" дел, предусмотренных ст. ст. 30, 31 (ч. 1 п. 1, ч. 2 п. 1), 38 (ч. 1), 39, 41, 42, 43, 46, 51, 52, 69, 70, 72, 73, 91, 92, 95, 96, 98, 116, 117, 118 (ч. 1), 119, 121 - 126, 130, 131, 133, 134, 139, 140, 145 - 153 и 179 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в редакции 1906 г. Волостные суды разрешали административные дела, возбуждаемые в связи "засариванием рек, каналов, источников или колодцев", "порчей тротуаров, мостов, мостовых, переправ, плотин", "несоблюдением установленных правил осторожности при обращении с огнем в жилых и нежилых помещениях", "обмером, обвесом при продаже, купле или мене товаров", "курением табака в недозволенных местах", "хранением и ношением запрещенного оружия".
В подсудность Волостного суда были переданы уголовные дела небольшой тяжести, связанные с: "ослушанием полицейских или других представителей стражи, волостных, сельских начальников" при оправлении ими обязанностей по должности, "открытием в недозволенное время трактиров, харчевен и других сего рода заведений, допущением в них недозволенных увеселений, игр и бесчинств", " участием в сборище для публичного распития крепких напитков", "появлением в публичном месте в состоянии явного опьянения, угрожающем безопасности, спокойствию и благочинию" и "нарушением общественной тишины, порядка в публичных собраниях или во время общенародных увеселений, театральных представлений".
Юрисдикции Волостного суда подлежали уголовно наказуемые противоправные деяния в виде "ссор, драк, кулачных боев или другого рода буйств в публичных местах", "травления человека собакою или другими животными", "нанесения обиды действием, на словах, на письме с обдуманным намерением в многолюдном месте", "угрозы на словах лишить жизни либо произвести поджог", "самовольной рыбной ловли в чужих водах", "убоя или изувечения чужих животных". Таким образом, в "предмете ведения" Волостных судов находилось разрешение административных и уголовных дел небольшой тяжести, предусматривающих ведение словесного судопроизводства и назначение наказания в виде уголовного штрафа в размере до ста рублей и ареста сроком до одного месяца.
Временные правила о Волостном суде регламентировали порядок разрешения споров о подсудности и "пределах власти", возникающих между мировым судьей и Волостными или Верхними сельскими судами. В порядке ст. 64 Временных правил о волостном судье спор о подсудности подлежал разрешению мировым съездом, в подчинении которого находился мировой судья.
Волостные судьи наделялись правами и преимуществами, предоставленными законом должностным лицам волостного управления, "служащим по выбору". В течение всего срока пребывания в должности волостные судьи не подлежали взысканиям, налагаемым в административном порядке. Содержание волостных судей зависело от разряда волостного суда, в штатах которого они состояли. Так, например, содержание председателя, членов и секретарей Волостного суда первого разряда соответствовало 480, 90 и 360 рублям в год. В Волостных судах второго разряда председателю, членам и секретарю "присваивалось" содержание в размере трехсот шестидесяти, ста и трехсот рублей в год. Кандидаты в члены Волостного суда вознаграждались с учетом числа заседаний, в которых они принимали непосредственное участие. За каждое заседание кандидаты в члены волостного суда получали из государственного казначейства вознаграждение в размере 200 рублей.
Вышестоящей апелляционной инстанцией по отношению к Волостному суду выступали Верхние сельские суды, действующие в пределах мировых участков. Председателем Верхнего сельского суда являлся участковый мировой судья. В состав Верхнего сельского суда входили председатели Волостных судов, относящихся к судебно-мировому участку. Делопроизводство в Верхнем сельском суде осуществлял секретарь мирового судьи.
Для проведения судебных заседаний Закон устанавливал обязательность присутствия не менее двух председателей Волостных судов. В этой связи на съезд мировых судей возлагалось составление "очереди обязательного присутствия председателей волостных судов судебно-мирового участка". Согласно ст. 33 Временных правил о Волостном суде в заседании Верхнего сельского суда не разрешалось присутствовать волостному судье, решение которого подлежало обжалованию в данной инстанции.
В обязанности съезда мировых судей вменялось составление "особого расписания" проведения заседаний Верхнего сельского суда. При этом Временные правила о Волостном суде предоставляли председателю Верхнего сельского суда право назначения "чрезвычайных заседаний". В "означенные расписанием" дни для проведения судебных заседаний присутствию Верхнего сельского суда предоставлялась камера мирового судьи. Разрешалось Временными правилами о Волостном суде проведение Верхним сельским судом ввиду особых обстоятельств выездных заседаний.
Временные правила о Волостном суде регламентировали порядок осуществления надзора за деятельность сельских судебных инстанций. С этой целью на основании ст. 43 Временных правил о Волостном суде съезды мировых судей составляли для Волостных и Верхних сельских судов наказы, регулирующие "внутренний распорядок и делопроизводство в сих судах". Составленные наказы через старшего председателя Судебной палаты подлежали представлению министру юстиции.
Надзор за "скорым и правильным движением дел" в Волостных судах, за "точным" исполнением волостными судьями предусмотренных наказами обязанностей возлагался на местного мирового судью. В порядке ст. 41 Временных правил о Волостном суде мировому судье предписывалось не реже одного раза в год производить ревизию каждого их волостных судов, состоящих в его участке. Надзор за деятельностью Верхних сельских судов осуществлял председатель съезда мировых судей.
Результаты обревизирования органов сельской юстиции, "замеченные беспорядки" и "отступления от закона" надзорные инстанции обязаны были довести до сведения съезда мировых судей. За "отступление от закона" и "беспорядки" в судах волостные судьи могли быть подвергнуты "дисциплинарным взысканиям от вынесения замечания, выговора, наложения денежного взыскания в размере 15 рублей до отстранения от занимаемой должности". Производство о применении дисциплинарного взыскания возбуждалось по представлению мирового судьи или непосредственному усмотрению мирового съезда. "За преступные деяния по службе" волостные судьи по постановлению съезда мировых судей "предавались уголовному суду". Судебное производство по преступлениям волостных судей осуществлялось "по принадлежности" в Окружном суде или в Судебной палате.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU