УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Опарин Д.А. Прокуратура в системе органов государственной власти в период правления Петра I

// История государства и права, 2006, №11

 

Появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: Приказ тайных дел, фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената и дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли сам царь и Сенат. Вместе с тем единое мнение о причинах возникновения прокуратуры в России отсутствует. Одни ученые считают, что прокуратура в России появилась в связи с реформированием фискальной системы надзора <1>. Крупнейший исследователь прокуратуры Н.В. Муравьев по этому поводу писал: "Недостаточность, а вместе с тем и крайняя непопулярность фискального надзора, естественно, приводили к мысли о другой, иначе организованной форме его, которая могла бы действовать совокупно с фискальством" <2>. Другие причиной возникновения прокуратуры в России называют необходимость надзора за новым государственным органом - Правительствующим Сенатом <3>. Иначе объясняет возникновение прокуратуры теоретик прокурорского надзора дореволюционной России А.Д. Градовский, который связывает этот процесс с борьбой двух начал в государственном строительстве Петра I: коллегиальности и единоначалия. Генерал-прокурор, по мнению А.Д. Градовского, должен был уравновесить и объединить преимущества того или другого типа управления, чтобы "правильность и независимость коллегиального устройства была бы соединена с быстротою и гибкостью единоличного состава, где лица входили бы, однако, лишь как дополнение коллегий, составляющих основной тип всего устройства" <4>. По мнению другого российского ученого, Г.А. Мурашина, институт прокуратуры стал необходимым, так как достаточно развилась система права; возникла необходимость усиления политического влияния центральной власти; защиты ее интересов от влияния феодальной раздробленности; обеспечение проведения в жизнь законов центральной власти <5>. Особое значение для принятия решения об учреждении должности генерал-прокурора, по высказыванию А.Ф. Смирнова, имела борьба за власть и одновременно против власти, так как сказывалось желание высшего чиновничества ограничить власть царя <6>.
--------------------------------
<1> См.: Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII - первой половине XIX в. М., 1993. С. 49; Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Призванные отечеством. Российские прокуроры. 1722 - 1917 гг. М., 1997. С. 5; Орлова С.А. Сенат как высший надзорно-контрольный орган России // Правоведение. 2000. N 2. С. 228.
<2> Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. С. 266.
<3> См.: Исаев И.А. История государства и права России. М., 1996. С. 98; Шашков В.Я. Краткая история государственности и государственной службы России (IX - XX века). Мурманск, 1999. С. 93; Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 76.
<4> См.: Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. С. 30.
<5> См.: Мурашин Г.А. Органы прокуратуры в механизме советского государства. Киев, 1972. С. 10 - 11.
<6> Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997. С. 16 - 17.

В истории развития отечественной прокуратуры принято выделять следующие этапы:
1. С момента образования до Судебной реформы (1722 - 1864 гг.).
2. С момента осуществления Судебной реформы до образования РСФСР (1864 - 1917 гг.).
3. С момента образования прокуратуры РСФСР до принятия российского закона о прокуратуре (1922 - 1992 гг.).
4. С момента принятия указанного закона по настоящее время <7>.
--------------------------------
<7> Григонис Э.П. Государственный механизм России: история и современность: Монография. СПб., 1999. С. 79.

Также этапы развития прокуратуры можно рассматривать исходя из характера государственной власти.
1. Российский (царский) этап - 1722 - 1917 гг.
2. Советский этап - 1922 - 1991 гг.
3. Современный (постсоветский) этап - 1991 г. - по настоящее время.
Прокуратура в России была учреждена 12 января 1722 г. Петр I сам тщательно разработал документы. В именном Высочайшем Указе Правительствующему Сенату говорилось: "Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору" <8>. 18 января были учреждены прокуроры и в надворных судах <9>. Несколько позже (11 мая 1722 г.) назначен Обер-прокурор Синода для надзора за его деятельностью.
--------------------------------
<8> Законодательство Петра I. М., 1997. С. 131.
<9> Там же. С. 133.

18 января 1722 г. состоялось назначение первого в истории России генерал-прокурора П.И. Ягужинского. Представляя его сенаторам, Петр I произнес: "Вот око мое, коим я буду все видеть" <10>. 27 апреля 1722 г. была утверждена инструкция, которая определяла компетенцию генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Этим указом, по сути, создавалась единая централизованная система государственных органов во главе с генерал-прокурором, подотчетным только царю. Далее учреждался обер-прокурор (помощник генерал-прокурора) в Сенате, обер-прокурор Синода, затем прокуроры коллегий и прокуроры надворных судов в губерниях. В обязанности генерал-прокурора входило прежде всего: надзор за Сенатом - "сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял" <11>; надзор за реализацией указов царя; надзор за надлежащим исполнением принятых решений с правом опротестовать противоречащие законам решения Сената и даже приостанавливать их действие с немедленным докладом об этом царю; руководство деятельностью фискалов; руководство деятельностью сенатской канцелярии.
--------------------------------
<10> Звягинцев А., Орлов Ю. Око государево // Человек и закон. 1997. N 1. С. 30.
<11> Государственные учреждения России в XVIII веке. Законодательные материалы. Справочное пособие. М., 1962. С. 19.

Таким образом, возникший новый государственный институт - прокуратура - представлял собой стройную централизованную систему органов, которая отличалась от системы фискалитета. Генерал-прокурор становился практически вторым человеком в государстве и, по мнению русского историка В.О. Ключевского, "маховым колесом всего управления" <12>.
--------------------------------
<12> Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и прим. В.А. Александрова. М., 1990. С. 225.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU