УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Главинская С.Н. Организация штата уездной полицейской стражи Черноземного центра России в 1901 - 1917 гг.

// История государства и права, 2007, № 8

 

Современная проблема формирования эффективной системы правоохранительных органов в провинциях, и в первую очередь в отдаленных их районах, акцентирует наше внимание на механизме решения этого вопроса в историческом прошлом России.
XX в. заимствовал из предыдущего столетия принцип формирования полицейских структур в уездах: исправникам непосредственно подчинялись становые приставы, полицейские надзиратели и другие служащие. В качестве нижних исполнительных чинов в сельской местности выступала земская стража, состоящая из урядников, руководящих сотскими и десятскими.
В конце XIX в. возник вопрос о необходимости реорганизации местных органов правопорядка. Вне городов проживало преобладающее большинство населения (так, во второй половине 1890-х годов в Воронежской губернии сельского населения было 93,3%, а городского - 6,7%; в Тамбовской - 91,6% и 8,4% соответственно <1>), находившееся практически без контроля со стороны властей, что выдвигало на повестку дня задачу коренных преобразований именно уездных правоохранительных структур.
--------------------------------
<1> Первая всеобщая перепись населения Российской империи. IX Воронежская губерния. 1897. Тетрадь последняя под ред. Н.А. Тройницкого. СПб.: Изд. Центр. стат. ком. МВД, 1904. С. IV; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. XLII Тамбовская губерния. 1897. СПб.: Изд. Центр. стат. ком. МВД, 1904. С. IV.

Еще в 1870 - 1880-х годах предлагалось учредить в уездах конно-полицейскую стражу, которая частично содержалась бы на средства помещиков. Но, по-видимому, именно вопросы финансирования и отсутствие проекта организации такой структуры послужили главными причинами отсрочки реализации этой идеи до начала XX в.
В 1900 г. министру внутренних дел было предоставлено право разрешать ходатайства различных учреждений, а также частных обществ и лиц о формировании на их средства во всех губерниях европейской и азиатской России должностей пеших и конных полицейских стражников, а чуть позже полицейских урядников <2>. В этом же году МВД направило к губернаторам циркуляр, в котором говорилось об упразднении сотских и десятских и о введении (первоначально наемных) стражников и урядников <3>. Местные власти должны были сообщить в центр сведения о территории, населении, расходах на полицию и другие существенные особенности. Эти мероприятия, по нашему мнению, стали первыми переходными ступенями от выборных полицейских служащих сельской стражи к планировавшейся единой государственной структуре низших исполнительных чинов полиции в уездах.
--------------------------------
<2> Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ РИ). Собрание 3-е. Т. XX. 1900. Отд. I. СПб., 1902. N 18599, N 18943; Собрание узаконений Правительствующего Сената (далее - СУ) за 2-е полугодие 1900 г. СПб.: Сенатская типография, 1900. N 2837.
<3> Государственный архив Тамбовской области (далее - ГАТО). Ф. 2. Оп. 143. Д. 91. Л. 1-1 об.

5 мая 1903 г. в 46 губерниях европейской России был принят основополагающий закон об организации уездной полицейской стражи, по которому ее отряды стали подведомственны полицейским управлениям <4>. Основной их задачей являлось "охранение благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка" <5> в уездах. Высшее заведывание стражей принадлежало министру внутренних дел, в губерниях она подчинялась губернатору, в уезде - уездному исправнику, в стане - становому приставу, в поселениях, где были учреждены должности особых приставов или надзирателей, - этим служащим. Предполагалось, что введение уездной полицейской стражи в Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерниях будет происходить в течение 1903 - 1904 гг. <6>. Позднее было утверждено, что ее необходимо сформировать с одновременным упразднением должностей полицейских урядников и сотских в Тамбовской губернии с 1 июня 1903 г., в Воронежской - с 1 июля 1903 г., в Курской и Орловской - с 1 января 1904 г. <7>. Организация же стражи во всех губерниях империи произошла только по Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета от 29 декабря 1906 г. <8>. Очевидно, что революционная ситуация в России стимулировала процесс создания уездной полицейской стражи как единой государственной структуры в системе российских правоохранительных органов.
--------------------------------
<4> ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. XXV. 1905 г. Отд. II. СПб., 1908 г. N 22906.
<5> Свод законов об обязанностях полиции. СПб.: Изд. ж-ла "Вестник полиции", 1909. 616 с. (далее - Свод законов об обязанностях полиции). Ст. 634.
<6> ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. XXIII. 1903. Отд. I. СПб., 1905. N 22906.
<7> СУ за 1-е полугодие. 1903. СПб.: Сенатская типография, 1904. N 1402.
<8> ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. XXV. 1905. Отд. II. СПб., 1908. N 27166.

Личный состав созданной структуры составляли урядники и подчиненные им стражники. По губерниям полицейская стража распределялась министром внутренних дел, а по уездам - губернатором. В каждой волости предполагался один урядник (на практике иногда два, считая учрежденных на частные средства) и необходимое число стражников, общее количество которых определялось не более одного на каждые 2500 душ населения обоего пола <9>. Поэтому в зависимости от численности населения, числа и пространства волостей количество служащих полицейской стражи в каждом стане было различным. Например, в 1906 - 1907 гг. в Воронежской губернии на службе находилось от 5 до 30 урядников в уезде, в Курской - от 10 до 18, в Орловской - от 12 до 30, в Тамбовской - от 6 до 16 <10>.
--------------------------------
<9> ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. XXIII. 1903. Отд. I. СПб., 1905. N 22906.
<10> Государственный архив Воронежской области (далее - ГАВО). Ф. И-2. Оп. 8. Д. 20. Л. 3 - 4, 13 - 13 об., 15 - 15 об., 17 - 17 об., 19 - 19 об., 21 - 22, 24 - 24 об., 26 - 26 об., 28 - 29, 30 - 30 об., 31, 35 - 40; Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф. 33. Оп. 2. Д. 12135. Л. 159 - 164 об.; ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 12135. Л. 139 - 148; ГАТО. Ф. 2. Оп. 122. Д. 20. Л. 28 об.

В 1906 г. было установлено, что в губерниях, где введена полицейская стража, должны образовываться особые конные команды, численностью в 25% от ее наличного состава <11>. В этом же году министру внутренних дел было предоставлено право увеличивать их число свыше утвержденного размера <12>. В итоге на местах стали образовываться конные и пешие отряды полицейской стражи, а соответственно должности конных и пеших служащих, получавших различный годовой оклад содержания. Понимая преимущество конной полицейской стражи, заинтересованные лица на местах выступали инициаторами в решении данного вопроса. Например, землевладельцы Курского уезда в 1906 г. приобрели 40 лошадей и часть седел для сорока пеших стражников с обязательством уплачивать им пособие и на фураж по 15 руб. каждому ежемесячно <13>.
--------------------------------
<11> ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. XXV. 1905. Отд. II. СПб., 1908. N 27166.
<12> СУ за 1-е полугодие 1906 г. СПб.: Сенатская типография, 1906. N 563.
<13> ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 12110. Л. 10 об.

В итоге мы видим, что основная организация отрядов уездной полицейской стражи завершается в 1906 г. Численность сформированного личного состава можно проследить по таблице 1.
 

Таблица 1. Численный состав уездной полицейской стражи Черноземного центра России в 1906 - 1908 гг. <14>

 

Название 
губерний 

К концу XIX в.  

Уездная полицейская стража 

Территория
(в кв. м)

Население
(в тыс.)

Отряды  

Численность   

конные

пешие

урядники

стражники

Воронежская

57902  

2546 

49 

249 

1146  

Курская   

40821  

2397 

15 

60

186 

1259  

Орловская 

41058  

2055 

13 

39

166 

1076  

Тамбовская

58511  

2715 

56 

75

329 

1396  

 

 

--------------------------------
<14> Семенов В.П. Россия. Т. 2. СПб., 1907. С. 154; ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 14250. Л. 58 об.; Д. 12122. Л. 41; Д. 12135. Л. 159 - 164 об.; Д. 12135. Л. 139 - 148; ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 6686. Л. 4 - 14.
 

Анализ данных таблицы показывает, что наиболее пространные по площади и количеству населения губернии (Воронежская и Тамбовская) имели и большее количество конных отрядов уездной полицейской стражи. Это вполне обоснованно, так как они наиболее мобильны, могут быстрее прибывать на место происшествия и эффективнее контролировать территорию, особенно в период революционных волнений, когда полицейская стража принимала непосредственное участие в подавлении крестьянских выступлений. Кроме того, в этих же губерниях служило больше урядников, штат которых зависел от количества волостей в уездах. А вот число стражников ненамного различается по губерниям, так как их комплектование зависело уже не от территории, а от плотности проживающего в конкретной местности населения. Среди представленных территорий первое место по числу жителей занимала Тамбовская губерния, где и служило более всего низших исполнительных полицейских чинов.
Стоит отметить, что среди урядников и стражников учреждались старшие служащие. Их численность не должна была превышать 1/10 части от общего количества по каждой из упомянутых должностей <15> (но не уточнялась из расчета по губернии, уезду, стану или отряду). Закон формулировал нормативный предел, в рамках которого местные власти могли устанавливать наиболее целесообразное для данной территории число чинов полицейской стражи, поэтому в губерниях могло быть различное соотношение старших и младших должностей. При отсутствии острой необходимости и в целях экономии расходов на содержание полиции губернаторы могли не увеличивать количество старших в отряде, так как им выплачивались повышенные оклады содержания.
--------------------------------
<15> Свод законов об обязанностях полиции. Ст. 12 приложения к ст. 634.

В феврале 1906 г. Министерство внутренних дел предложило, если того требуют местные условия, заменить половину пешей стражи конной, не выходя из ассигнованного кредита. Продолжавшиеся революционные волнения повлияли на формирование положительных отзывов из регионов. Более того, местные власти Курской губернии указали на то, что желательно преобразовать всю пешую стражу в конную. Осуществление этой идеи было возможно путем уменьшения высших окладов для увеличения содержания младшим стражникам либо путем вменения в обязанность всем стражникам иметь для службы собственных лошадей <16>. Очевидно, что наибольшей практикой применения пользовался второй способ, и чтобы облегчить бремя покупки лошади и конского снаряжения, для полицейских предусматривалась система выдачи целевых ссуд <17>.
--------------------------------
<16> ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 12111. Л. 1, 2, 23 - 25.
<17> ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 16749. Л. 2, 8, 29, 37, 38, 53-53 об., 58, 82; Д. 17059. Л. 1 - 6, 8, 10, 11; Д. 17060. Л. 1 - 7.

В 1906 г. вводится еще одно новшество - заведывание в губернии строевой частью уездной стражи (обучение строю, верховой езде, владению оружием) было возложено на начальника губернского жандармского управления, которому присваивалось звание губернского инспектора полицейской стражи. Ближайшими руководителями становились помощники начальника ГЖУ и адъютанты его управления, переименованные в помощников губернского инспектора полицейской стражи. В обучении им помогали унтер-офицеры дополнительного штата отдельного корпуса жандармов, а в случае их недостатка - старшие стражники <18>. Если строевых обер-офицеров, состоящих на действительной службе, не хватало, то привлекались запасные, но не более одного на 300 пеших или 150 конных стражников <19>. В результате воронежской полицейской стражей заведовали 6 офицеров, курской - 3, орловской - 3, тамбовской - 7, один из которых был старшим <20>.
--------------------------------
<18> ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. XXVI. 1906. Отд. I. СПб., 1909. N 27418.
<19> ПСЗ РИ. Собрание 3-е. Т. XXVI. 1906. Отд. I. СПб., 1909. N 27418.
<20> ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 14250. Л. 58 об.; ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 12122. Л. 41 об.; Д. 12135. Л. 159 - 164 об.; ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 12135. Л. 139 - 148; ГАТО. Ф. 2. Оп. 143. Д. 665. Л. 34 об.

По-видимому, цель данного преобразования состояла в повышении профессиональных навыков полицейских служащих. Но предпринятая мера имела и другую сторону. Уездная стража, находясь под руководством органов общей полиции, становилась зависимой от жандармских управлений (смотры, курсы прохождения стрельбы и т.д.), что помимо сотрудничества приводило к соперничеству и противоречиям между ними.
30 октября 1916 г. Николай II утвердил Постановление Совета министров "Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов" <21>. По этому закону устанавливалось новое количество стражников в уездной страже, но формула расчета оставалась та же - в зависимости от численности населения. Теперь исходили из пропорции один стражник на 2000 человек обоего пола, что значительно расширяло аппарат нижних полицейских чинов. Так, в 1916 г. в Тамбовской губернии по штату назначалось 340 урядников, 1065 конных и 120 пеших стражников, что превышало их число в 1908 г. на 11 урядников и на 211 стражников <22>. Но на практике не все личные составы уездной полиции были укомплектованы полностью.
--------------------------------
<21> СУ за 2-е полугодие 1916 г. СПб.: Сенатская типография, 1916. N 307.
<22> ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 6686. Л. 4 - 14.

Таким образом, в результате преобразований начала XX столетия с введением в губерниях уездной полицейской стражи отмирает институт сотских и десятских (созданный когда-то по военному образцу) - сотские постепенно вышли из полицейской структуры и перестали вовсе существовать, а десятские перешли в распоряжение сельской и волостной власти. Изменились должностное положение и функции урядников: если ранее это были непосредственные начальники сельской полиции, то в начале XX в. они вошли в систему уездной полицейской стражи и имели под своим руководством стражников. Организация новой структуры вызвала необходимость создания дополнительных должностей на постоянной основе для повышения профессионализма ее служащих (так как школы и курсы для их подготовки носили периодический характер). В местной системе полицейских органов появились заведующие учебной командой и офицеры уездной стражи. Численность урядников и стражников к 1917 г. постепенно возрастала, как того требовала социально-политическая обстановка в стране. Но, как покажет история, необходимо было не просто механически увеличивать аппарат чиновников, а проводить структурные изменения.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU