УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Румянцева В.Г., Брижанин В.В. Исторические этапы реформирования государственного управления в России в конце XX - начале XXI века: результаты и перспективы

// История государства и права, 2008, №5

 

Административная реформа в России (в самом широком смысле - перестройка советской системы и реализация демократических принципов государственного управления) идет непрерывно с 1991 г., с момента принятия судьбоносных решений V Съезда народных депутатов РСФСР (2 - 5 сентября 1991 г.) о переходе к новой системе государственных отношений. В ходе этих преобразований был воплощен принцип разделений властей, в субъектах Федерации образованы законодательные (представительные) органы власти и система исполнительных органов, до настоящего времени идет реформа судебной власти, организация муниципального самоуправления. Исследователи этих процессов преобразований в Российской Федерации выделяют несколько этапов проведения реформы, на каждом из которых ставились и решались определенные задачи <1>.
--------------------------------
<1> Зайцева Т.В. Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М.: Весь мир, 2003. С. 11 - 25.

На первом этапе (1992 - 1993 гг.) были предприняты меры к департизации государственного аппарата и формированию федеральных органов исполнительной власти, которые по своей типологии и компетенции ничем не отличались от советских министерств и ведомств.
На втором этапе (1996 - 1998 гг.) в качестве основной проблемы выделялась и обосновывалась необходимость подготовки концепции новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении. Результатом явились подготовленные 12 вариантов Концепции административной реформы.
На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) было принято решение отложить начало административной реформы в связи с критическим состоянием экономики: солидарные обязательства России перед внешними кредиторами превысили 200 млрд. долл., резко сократилось производство валового внутреннего продукта, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляла, по официальным данным, 30,7 млн. человек <2>.
--------------------------------
<2> История государственного управления России / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 555, 556.

Четвертый этап (2003 - 2005 гг.) осуществлялся на основе Указа Президента от 23 июля 2003 г., основными направлениями являлись реформирование государственной службы, оптимизация структуры и функций центральных органов исполнительной власти, упорядочение их административных процедур. В итоге произошел переход к трехзвенной системе федеральных органов исполнительной власти с различием функций федеральных министерств, служб и агентств.
Формально следует считать началом реформы центральных органов исполнительной власти июль 2003 г., когда был принят Указ Президента Российской Федерации "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах". Указ послужил правовой основой для преобразования системы федеральных органов исполнительной власти и изменений действующего законодательства. В частности, Федеральный закон от 29 июня 2004 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" <3> внес значительные коррективы более чем в 20 законодательных актов, что послужило толчком для последующей корректировки законодательства, связанного с изменением функций центральных органов исполнительной власти. Функциональная реорганизация была наиболее радикальным из вносимых изменений: федеральные министерства становились головным органом отраслевого управления с исключительной компетенцией по выработке государственной политики и регулированию во вверенной им сфере государственного управления. Большая часть федеральных служб и агентств с самостоятельными функциями ведомственного контроля и оказания государственных услуг переводились в ведение соответствующих федеральных министерств. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти перераспределялись между Президентом и Правительством Российской Федерации в части осуществления руководства их деятельностью.
--------------------------------
<3> Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ (с изм. по сост. на 26.04.2007) // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711.

Но результаты нововведений оказались неоднозначными: количество федеральных органов исполнительной власти резко возросло (с 58 до 80), а их функциональные сферы деятельности явно превысили порог управляемости <4>. Говоря о недостатках последнего из названных этапов, следует особо отметить, что сформированная новая конструкция федеральных органов исполнительной власти, введенная в действие Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. <5>, долгое время находилась в институциональном вакууме: министерства, службы и агентства сначала создавались, а затем (в течение полугода, а иногда и более) появлялись положения о них. Произошло игнорирование принципов новационного управления: любая реорганизация первоначально сопровождается некоторым снижением управляемости, но реорганизация без своевременного нормативного наполнения приводит к фактической утрате полноценного управления. Своевременно не были определены процедурные вопросы функционирования новых федеральных органов исполнительной власти, отсутствовали должностные инструкции. Только в январе 2005 г. увидел свет общий регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти между собой <6>. А в августе 2005 г. (спустя более года с начала функционировании органов) был обнародован Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <7>. Еще не разрабатывались стандарты государственных услуг и порядок их осуществления. Вновь создаваемые органы исполнительной власти практически самостоятельно разрабатывали и вводили ведомственное регулирование административной деятельности.
--------------------------------
<4> Подробнее см.: Слатинов В.Б. Административная реформа в России: промежуточные итоги // Образование и общество. Орел, 2006. N 1.
<5> Указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314 (с изм. по сост. на 24 сентября 2007 г.) // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
<6> Постановление Правительства РФ "О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" от 19 января 2005 г. N 30 (с изм. по сост. на 15.10.2007) // СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305.
<7> Постановление Правительства РФ "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" от 28 июля 2005 г. N 452 (с изм. по сост. на 15.10.2007) // СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3233.

О состоянии государственного управления в этот период свидетельствуют рейтинги международных организаций, оценивающих качество государственного управления. В частности, в 2004 г. в международный рейтинг качества государственного управления входили 209 стран, процентный ранг Российской Федерации по эффективности государственного управления в тот период равнялся 48,1 единицы (из 100 возможных), по качеству государственного регулирования - 30,5 единицы (из 100 возможных). В рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2005 г. Российская Федерация по показателю "качество государственных институтов" опустилась с 81-го на 89-е место <8>.
--------------------------------
<8> Данные по публикации В.Б. Слатинова. См.: Слатинов В.Б. Указ. соч. С. 14.

Проведенная радикальная структурная реорганизация выявила определенные проблемы в административно-правовом обеспечении реформы. Основные цели реформы: повышение качества и доступности государственных услуг, прекращение избыточного государственного регулирования и повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти - пока не были достигнуты. В этом отношении начало нового этапа реформы в 2005 г. сопровождалось важными концептуальными и организационными изменениями: распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. были утверждены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг. и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг. <9>. А чуть позже Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. Министерство экономического развития и торговли было определено федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять нормативно-правовую и методическую поддержку проведения мероприятий в рамках административной реформы <10>. Кроме того, задачи отдельных этапов проведения административной реформы согласовывались с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.) от 19 января 2006 г. <11>.
--------------------------------
<9> Распоряжение Правительства РФ "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах" от 25 октября 2005 г. N 1789-р // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
<10> Постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах по оказанию поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2006 году" от 29 мая 2006 г. N 336 (с изм. по сост. на 23.11.2006) // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2528.
<11> Распоряжение Правительства РФ "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)" от 19 января 2006 г. N 38-р // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 589.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU