УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Иванова О.В. Государственный совет как законодательный орган

// История государства и права, 2008, №5

 

Права законодательного учреждения Государственному Совету были предоставлены Манифестом 20 февраля 1906 г. <1>. Государственный Совет, как и Государственная Дума, наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что "законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный Совет" и др., а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный Совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.
--------------------------------
<1> Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотр Учреждения Государственной Думы // ПСЗ-3. Т. XXVI. Отд. 1. N 27423.

Согласно Указу "О переустройстве учреждения Государственного Совета" от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Государственного Совета. Ранее его члены назначались царем, по новому же закону преобразованный орган состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Государственного Совета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов). Был принят новый демократический избирательный закон от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу". Он содержал нововведение: к существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна - рабочая курия <2>. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество ступеней: двухступенные выборы для крупных землевладельцев и буржуа, четырехступенные - для крестьян и трехступенные - для рабочих. Крестьянству России, насчитывавшему 100 млн. человек, обеспечивалось значительное представительство в Государственной Думе (45% мест). Авторы избирательного закона надеялись на консервативные и монархические установки крестьян, но ошиблись. В I и II Государственных Думах крестьяне требовали ликвидации помещичьего землевладения.
--------------------------------
<2> Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М. С. 574 - 578.

23 апреля 1906 г. были опубликованы "Основные государственные законы Российской империи" в новой редакции (из них было изъято определение "неограниченное" самодержавие) <3>. В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр Основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.
--------------------------------
<3> Палиенко Н.И. Основные законы и формы правления в России. Ярославль, 1910. С. 78.

Однако и после появления Манифеста и Основных законов многие важные вопросы оставались неразрешенными. Какова будет отныне роль самодержавия, о котором в Манифесте не говорилось ни слова? Как сочетать самодержавие и Думу? Почему в Манифесте не упоминается о конституции? Каковы будут полномочия новой Думы? В советской историографии отмечалось, что акт 17 октября декларировал основные начала конституционного строя, однако это была юридическая, а не фактическая конституция. При этом авторы воспроизводили ленинскую точку зрения, согласно которой Манифест 17 октября был шагом по пути превращения абсолютизма в буржуазную монархию <4>.
--------------------------------
<4> Тихомиров Л.А. Верховная власть и Основные законы. М., 1909.

Авторитетный эмигрантский исследователь, профессор В.В. Леонтович наиболее четко охарактеризовал либеральную точку зрения: Манифест 17 октября - это "переход к конституционному строю", а новые Основные законы - это дуалистическая непарламентская конституция.
По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного Совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.
В гл. 8 новой редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы: обязанности граждан (всеобщая воинская повинность (ст. 70) и всеобщая обязанность платить налоги); права подданных определены в соответствии со статьями Декларации прав (ст. ст. 72 - 74 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования, ст. 75 гарантирует неприкосновенность жилища, ст. 77 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 76 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; ст. ст. 78 - 80 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; ст. 81 признает свободу вероисповедания). Утверждение этих принципов зависело от законов, регулирующих каждый отдельный случай из дарованных конституцией свобод, а также развития административной практики. Привести законодательство и административную практику в полное соответствие с конституционными принципами не удалось, хотя некоторые шаги в этом направлении все же были сделаны. Были приняты Указ от 24 ноября 1905 г. "О печати", Указ от 4 марта 1906 г. "О союзах и объединениях" и Указ "О собраниях" (также от 4 марта 1906 г.). Окончательное урегулирование этих проблем оставалось за народным представительством, однако Дума так и не смогла провести изложенные в новых законодательных актах положения в жизнь. Россия обладала сегментарной государственной формой, которая предполагает определенное разделение ролей между различными государственными институтами при осуществлении политической власти, но при отсутствии системы сдержек и противовесов и доминировании одного из органов власти (императора), жесткую централизацию и преобладание авторитарных методов управления при наличии ограниченных демократических свобод и самостоятельного местного самоуправления <5>.
--------------------------------
<5> Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 22 - 24.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU