УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Байкеева С.Е. Правовая регламентация кадрового обеспечения органов государственной власти и управления в первой четверти XVIII века //

История государства и права, 2008, №10

 

Важнейшим элементом организации государственной службы в России была созданная Петром I иерархическая система чинов, титулов и званий, положившая начало формированию порядка кадрового обеспечения органов государственной власти и управления. По замыслу императора такая система должна была, с одной стороны, способствовать укреплению дисциплины и субординации при взаимодействии "мест и властей" как внутри каждого ведомства, так и между ними, а с другой - быть стимулом последовательного продвижения по служебной лестнице каждого государственного служащего в соответствии с его способностями и заслугами. Создание Правительствующего Сената и коллегий определяло новую систему органов государственной власти и управления. Реформы центрального и местного управленческого аппарата потребовали новой организации государственной службы и ее кадрового обеспечения.
Процесс преобразований, начатый Петром I, сталкивался с противодействием со стороны старой приказной бюрократии, которая не могла быстро перестроиться и усвоить новые порядки. Кадровые проблемы в комплектовании органов государственной власти и управления создавались также сложностью и непопулярностью государственной службы, отсутствием правовых основ чиновничества. В ходе Петровских реформ государственного управления появляются новые чины, которые царь раздавал, основываясь главным образом на личных качествах назначаемых. Необходимо было упорядочить новую систему назначений, отрегулировать производство в чины, законодательно закрепить правовые основы работы с кадрами государственного аппарата. Формирование кадрового состава чиновников государственных органов сопровождалось выработкой принципов подбора и расстановкой государственных служащих. Генеральный регламент Петра I от 28 февраля 1720 г. <1> определил организационное устройство коллегий, порядок их деятельности и делопроизводство, обязывал руководителей госучреждений постоянно заботиться о том, чтобы канцелярии и конторы принимали на штатные должности компетентных лиц. Профессионализму и специальной подготовке чиновников придавалось важное значение. Для государственных служащих было обязательным знание законов Российского государства.
--------------------------------
<1> ПСЗ. Собр. 1. Т. VI. N 3534.

Генеральный регламент определял основные обязанности государственных служащих. От них требовались "верность службе", правильное оформление документов, сохранение государственной тайны, соблюдение правил делопроизводства. Выполнение служебных обязанностей должно было осуществляться "верно и прилежно, ни по дружбе, или вражде, или из-за взяток". Чиновники должны были воспитываться на началах "добродетели" и "любочестия", им предписывалось воздерживаться от "пития и игры, лжи и обманства".
Требования к государственным служащим, установленные в петровском Генеральном регламенте, в последующие десятилетия конкретизировались и дополнялись в различных уставах, указах и инструкциях. 24 января 1722 г. Петр I утвердил Табель о рангах <2>, которая устанавливала три вида государственной службы - военную, гражданскую и придворную. На основании этого закона была введена единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде государственной службы. Все чины, помещенные в Табели, разделялись на 14 классов или рангов. Всего номенклатура Табели включала 262 должности, которые подразделялись на три параллельных ряда чинов, в том числе: военных - 126, государственных (статских) - 94, придворных - 42. Согласно Табели о рангах чиновничество делилось на две группы, первую из них составляли табельные чиновники 14 классов. Во вторую группу входили государственные служащие, не вошедшие в Табель о рангах. Эта группа, в свою очередь, входила в институт "канцелярских служителей" в качестве начальной ступени государственной службы. Канцелярские должности комплектовались, как правило, разночинцами. По мнению Н.Ф. Демидовой, это означало "что низшее звено гражданской администрации, сохраняя свое привилегированное положение к податным сословиям, выводится за пределы класса дворянства" <3>. По существу, создавались две самостоятельные служебные лестницы: чиновная для дворян и канцелярская для детей приказных и разночинцев <4>.
--------------------------------
<2> ПСЗ. Собр. 1. Т. VI. N 3890.
<3> Демидова Н.Ф. Бюрократизация государственного абсолютизма в XVII - XVIII вв. // Абсолютизм в России. Сборник статей. М., 1964. С. 238.
<4> См.: Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: Политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. N 4. С. 30.

Служащий, обладающий чином, назывался чиновником. Новый закон определил порядок поступления на службу и ее прохождение от низших чинов к высшим. Примечательно, что личные заслуги, способности, профессиональные знания и опыт чиновников считались основой для их продвижения по службе. Признак знатности происхождения, носивший определяющее значение при замещении государственных должностей в административных органах и учреждениях, в определенной степени утратил свою былую силу. Новый порядок чинопроизводства предполагал, что служебную карьеру может сделать каждый чиновник, опираясь лишь на свои знания, служебное рвение и способности. В комментариях к Табели о рангах, так называемых пунктах, содержались основные принципы государственной службы в России. Этот документ предусматривал обычный порядок прохождения государственной службы, при котором вакансии замещались путем продвижения по службе непосредственно в учреждении, что предполагало ответственность госучреждений за свой кадровый персонал. В "пунктах" был установлен порядок производства в чины гражданской службы после службы в предыдущих чинах с учетом полученного образования. Молодые дворяне, получившие чин коллегии юнкеров, должны были изучать делопроизводство, экономику и право. В целях совершенствования знаний их могли направлять за границу <5>. Обучение дворян для работы в аппарате госуправления определялось обязательным. В соответствии с "пунктами" был определен порядок выдачи дворянству дипломов, присвоения гербов и получения привилегий, которые полагались по должности <6>.
--------------------------------
<5> См.: Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 4. М., 1996. С. 75 - 76.
<6> См.: Евреинов В.А. Гражданское чинопроизводство в России. Исторический очерк. СПб., 1888. С. 39.

Значение Табели о рангах для правовой регламентации государственной службы, правового оформления дворянского сословия и чиновничества трудно переоценить. Она являлась нормативным актом, который подвел итог преобразованиям государственного аппарата и законодательно закрепил новый порядок кадрового обеспечения государственной службы.
В годы правления Петра I государственная служба становится объектом специальной отрасли государственного управления. Государственная служба выделилась в самостоятельную сферу деятельности. Сформировалась особая, профессиональная, социально и корпоративно выделенная группа государственных служащих. Создаются правовые основы чиновничества как новой социальной категории. По сведениям Н.П. Ерошкина, в период правления Петра I было издано 3314 указов, регламентов и уставов, значительная часть которых была посвящена регламентации правового положения существующих сословий и регулирования их социальных действий <7>. В целом петровское законодательство первой четверти XVIII в. закрепило правовые основы государственной службы и формирования кадрового состава чиновников государственных органов. Нормативно-правовые акты, относящиеся к этому периоду, определяли принципы подбора, подготовки и расстановки государственных служащих, устанавливали требования к их деловым качествам и образовательному уровню и имели долговременное значение для организации кадровой работы с персоналом государственных учреждений.
--------------------------------
<7> См.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 73.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU