УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Байкеева С.Е. Эволюция законодательства о кадровом обеспечении государственной службы в Российской империи во второй половине XVIII века

// История государства и права, 2008, №12

 

Во второй половине XVIII в. политика верховной власти по отношению к институту государственной службы, его кадровому обеспечению и законодательному оформлению по сравнению с периодом дворцовых переворотов заметно активизировалась. 18 февраля 1762 г. Петром III был издан Манифест "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" <1>, согласно которому дворянское сословие было освобождено от обязательной государственной службы. Воспользовавшись дарованной Манифестом свободой, многие дворяне покинули службу. Только с 1762 по 1771 г. с государственной службы уволилось около 7,5 тысячи человек <2>. Значительная утечка кадров из государственных учреждений потребовала от правительства расширения продвижения по службе разночинцев. Изданный 20 апреля 1762 г. Указ "О производстве в секретари приказнослужителей не из дворян" законодательно закрепил сложившуюся практику назначения секретарей из числа приказных <3>.
--------------------------------
<1> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XV. N 11444.
<2> См.: Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: Политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. N 4. С. 30.
<3> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XV. N 11510.

После прихода к власти Екатерины II законодательные акты, изданные Петром III в отношении государственной службы, корректируются. 11 февраля 1763 г. был издан именной Указ "О рассмотрении акта, которым император Петр III дал вольность благородному российскому дворянству, и о приведении его содержания в лучшее совершенство" <4>. Желание скорректировать Манифест о вольности дворянства диктовалось стремлением обеспечить преимущества действительно служащим дворянам перед теми, кто в соответствии с Манифестом уйдет в отставку. На это был направлен Сенатский указ от 17 октября 1763 г. "Об определении отставных воинских и статских чиновников в службу по их желанию" <5>. Кроме того, по изданному 8 марта 1764 г. сенатскому Указу "О наполнении мест, назначенных при губерниях, провинциальных и воеводских канцеляриях, положенных по апробированным вновь штатам воинских чинов, из присылаемых к отставке офицерами" <6> офицеры, уходившие в отставку, могли по решению Военной коллегии определяться на службу в местные государственные учреждения.
--------------------------------
<4> Там же. Т. XVI. N 11751.
<5> Там же. N 11951.
<6> Там же. N 12077.

В докладе Сената от 5 сентября 1765 г., Высочайше утвержденном императрицей, вносились некоторые уточнения в порядок чинопроизводства служащих, находившихся в статской службе после отставки от военной службы. Доклад Сената определял порядок приема малолетних дворян на государственную службу в нижние чины и производства их чинами наряду с действительно служащими чиновниками, а также давал преимущества дворянам, даже маломестным, при получении чина "перед теми, кои не из дворян". Этим же законодательным актом устанавливался 12-летний срок выслуги для получения очередного классного чина коллежскими секретарями, "которые из приказных чинов, а не из дворян". Чтобы исключить возможность поступления на государственную службу представителей податных сословий, был издан Сенатский указ от 13 апреля 1771 г. "О неопределении податных людей в статскую службу" <7>, которым категорически запрещалось всем присутственным местам принимать в какие-либо чины людей из податных сословий. Но, несмотря на запрет, содержащийся в этом Указе, и меры, направленные на его выполнение, выходцев из податных сословий продолжали принимать на государственную службу, а в результате губернской реформы 1775 г. резко увеличилось число местных учреждений, что обусловило быстрый рост рядов чиновничества.
--------------------------------
<7> Там же. Т. XIX. N 13596.

К концу правления Екатерины II общая численность государственного аппарата превышала 50 тыс. человек, 49 тыс. из которых были заняты в местном управлении <8>. Продвижение по служебной лестнице в ряды чиновничества разночинцев и выходцев из податных сословий заставило правительство определить их социальный статус. 21 сентября 1782 г. был издан Сенатский указ "О написании в подушный оклад однодворцев, дослужившихся до штаб- и обер-офицерских чинов" <9>. В соответствии с Указом однодворцы, дослужившиеся до штаб- и обер-офицерских чинов, имеющие достижения в службе, и их дети, "в офицерстве рожденные", освобождались от подушного оклада. Впоследствии эти вопросы были подняты в Указе от 16 декабря 1790 г. "О правилах производства в статские чины" <10>, который упорядочивал всю систему чинопроизводства.
--------------------------------
<8> См.: Писарькова Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII века: Эволюция бюрократической системы. М., 2007. С. 537.
<9> ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXI. N 15512.
<10> Там же. Т. XXIII. N 161930.

14 августа 1798 г. был издан Сенатский указ "Об исключении приказного звания людей из подушного оклада и о неопределении в статскую службу из купеческого, мещанского и другого подушные подати несущего звания без представления Сенату о надобности в оных" <11>, который имел решающее значение для превращения чиновничества в особую социальную группу. Указ фактически закрепил привилегированное положение служащих в государственных учреждениях, оформив особый юридический статус этой социальной группы.
--------------------------------
<11> Там же. Т. XXV. N 18622.

Важные изменения в системе чинопроизводства были произведены в 1799 г. Павлом I были подписаны два Указа - "О порядке представления в чины за выслугу лет и за отличия" и "О сроках к производству дворян в чины" <12>. В этих Указах были установлены новые сроки выслуги и градация чинов 7 - 5-го классов. Указы завершали формирование чинов. Они стали классами и отделились от должности. Иерархия чинов стала параллельной иерархии должностей. Чины подразделялись на следующие классы: I класс - канцлер; II класс - действительный тайный советник; III класс - тайный советник; IV класс - действительный статский советник; V класс - статский советник; VI класс - коллежский советник; VII класс - надворный советник; VIII класс - коллежский асессор; IX класс - титулярный советник; X класс - коллежский секретарь; XI класс - корабельный секретарь; XII класс - губернский секретарь; XIII класс - сенатский секретарь-регистратор; XIV класс - коллежский регистратор. К концу XVIII в. чин стал носить двойственный характер: с одной стороны, в силу выслуги лет он являлся правом, которым служащий мог воспользоваться и получить чин по рассмотрению ходатайства Сенатом; с другой стороны, чин, пожалованный "за отличие в службе", становился особой наградой <13>. В исторической литературе существуют различные сведения о числе классных чинов к концу XVIII в. По данным П.А. Зайончковского, в 1796 г. на гражданской службе состояло от 15 до 16 тысяч чиновников I - XIV классов <14>. Б.Н. Миронов считает, что в конце правления Екатерины II в России было 21,3 тыс. чиновников и канцелярских служителей, соответственно 15,5 и 5,8 тыс. человек <15>.
--------------------------------
<12> Там же. Т. XXV. N 19158, 19219.
<13> См.: Глазунова Н.И. Из истории профессиональной подготовки к государственной службе // Вестник государственной службы. 1993. N 11. С. 27.
<14> См.: Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России. М., 1978. С. 20 - 21.
<15> Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. 2. СПб., 2000. С. 200.

Таким образом, развитие российской государственности во второй половине XVIII в. происходило путем чередования периодов централизации и децентрализации государственного управления. Развитие законодательства о кадровом обеспечении государственной службы в этот период было направлено на реформирование местного управления, создание эффективного механизма взаимодействия между центром и территориями, совершенствование чинопроизводства, обеспечение слаженной работы государственного аппарата.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU