УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Фомин А.А. Геральдическая реформа Алексея Михайловича и ее законодательное закрепление как завершение процесса формирования Российского государственного герба

// История государства и права, 2009, №7

 

В статье анализируются правовые основы реформы Государственного герба России в середине XVII в.
Государственный герб Московского княжества, а позже - Российского царства формировался на основании общероссийских государственных эмблем на протяжении длительного периода с конца XV в., когда на государевой печати появились эмблемы - двуглавый орел и всадник, пронзающий копьем дракона, составившие впоследствии основу государственного герба, до 1667 г., когда государственный герб, его состав и значение были юридически зафиксированы в законодательном акте.
К крупнейшему реформированию государственного герба, логически завершившему процесс его формирования, постепенно привели события, происходившие в России в середине XVII в. Данный период характеризуется повсеместным взлетом патриотических настроений в обществе. Происходило возрождение Великого Российского царства, восстанавливалась экономика, создавалась новая военная система, серьезный подъем испытывали русская культура и наука. Россия после долгого перерыва вновь выходит на международную политическую арену, устанавливая активные дипломатические отношения с Османской империей, Персией и многими государствами Западной Европы, значительно укрепляя свой международный престиж (ведь многие современники полагали, что Россия после Смуты перестанет существовать как единое централизованное государство). Продолжается грандиозная колонизация Россией огромного и богатейшего сибирского пространства. При Алексее Михайловиче освоенным ранее сибирским землям был придан статус "царства" (царство Сибирское), в легенде государственных печатей к царскому титулу добавляется "царь сибирский". И наконец, Россия, окончательно оправившись от разрушительной Смуты, с триумфом возвратила себе (Русско-польская война 1654 - 1667 гг.) не только территорию, отторгнутую Речью Посполитой во время интервенции, но и вообще всю Левобережную Украину, которую русские традиционно считали российской землей. Все это дало Алексею Михайловичу серьезный повод преобразовать композицию государственного герба.
Первые шаги в этом направлении проявились в композиции печати, приложенной к жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 г. <1> и изготовленной специально в честь ознаменования воссоединения России и Левобережной Украины, о чем свидетельствует символическое изображение дарования царем булавы украинскому гетману, помещенное под орлом. Аналогичная печать впоследствии использовалась Малороссийским приказом. В данном случае особый интерес представляют измененный облик двуглавого орла и новые, дополняющие его изображение, детали. На этой печати орел изображен (как и на современном Государственном гербе РФ) с поднятыми крыльями, что придает ему некоторое сходство с двуглавым орлом Священной Римской империи и одноглавым орлом Речи Посполитой, в орлиных лапах сжаты скипетр и держава. В целом оформление государственного герба на этой печати явно соотносится с западноевропейской геральдической практикой. Желание Алексея Михайловича унифицировать русскую стилистику государственного герба с общеевропейской со временем приведет к созданию принципиально нового, непохожего на прежние, государственного герба. При этом эмблемы, составлявшие его ранее, и второстепенные детали, сохранившиеся к этому времени, останутся на своих прежних местах.
--------------------------------
<1> Вилинбахов Г.В. Государственный герб России. 500 лет. СПб.: Славия, 1997. С. 35.

Особого внимания заслуживают скипетр и держава ("яблоко державное"), впервые появляющиеся в композиции государственного герба. Скипетр - древнейший атрибут верховенства, известный еще со времен античности. Первоначально скипетр был непременной принадлежностью греческих богов Зевса и Геры. В Римской империи скипетр был консульской регалией. В Византийской империи он сохраняет свое значение символа высшей власти, сопровождая правление императоров. В России скипетр появился благодаря Ивану Грозному и первоначально должен был внешне подтвердить и оформить новый титул русского правителя - "царь", т.е. "цезарь". Во второй половине XVI в. скипетр стал вещественным символом царской власти вообще <2>. Что касается державы ("яблока" или "яблока державного", по терминологии того времени), то она впервые появляется при Борисе Годунове. Во время его венчания на царство, 1 сентября 1598 г., патриарх Иов вместе с шапкой Мономаха и скипетром торжественно вручил ему и "яблоко" с напутствием, чтобы он держал царство в своих руках так же, как и это яблоко <3>.
--------------------------------
<2> Артамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С.Ф., Хорошкевич А.Л. Герб и флаг России X - XX века / Отв. ред. Г.В. Вилинбахов. М.: Юрид. лит., 1997. С. 151.
<3> Там же. С. 195.

Скипетр и держава наряду с другими государственными регалиями составили комплекс обязательных атрибутов царской власти. В этом качестве они просуществовали вплоть до ликвидации российской монархии в 1917 г. Включенные в композицию государственного герба при Алексее Михайловиче, они олицетворяли непосредственно самого государя. С 1654 по 1917 г. скипетр и держава оставались частью государственного герба, при этом изначально заложенный в них смысл со временем не менялся. Присутствуют они и в современном государственном гербе, естественно, утратив свое прежнее значение. Сегодняшние скипетр и держава государственного герба символизируют скорее историческое прошлое Российского государства, которое, нравится это кому-то или нет, неразрывно связано с историей русской монархии.
Геральдические идеи, заложенные в печати 1654 г., получили свое логическое завершение только через значительный промежуток времени - в 1667 г., ознаменованном сразу двумя важнейшими в данном аспекте событиями. Этот год - ключевая дата для истории зарождения и становления Государственного герба в России, именно она фактически завершает долгий период "доимперской" истории государственного герба.
В 1667 г. завершилась длившаяся 13 лет Русско-польская война, начавшаяся с воссоединения России и Левобережной Украины в 1654 г. С Речью Посполитой был заключен Андрусовский мир (по названию города Андрусова, где произошло заключение мира), по условиям которого Россия возвращала себе ранее утерянные Смоленскую и Северскую земли, закрепляла за собой все украинское Левобережье и Киев с еще несколькими небольшими анклавами на Правобережье <4>. Россия наконец-то одержала существенную военную победу над своим давним политическим соперником, что вызвало всеобщее воодушевление и стало импульсом для нового изменения Российского государственного герба, хотя было множество других (ранее уже перечисленных) причин, в итоге побудивших Алексея Михайловича вновь продолжить его реформирование. На большой государственной печати 1667 г. <5> мы видим новое, значительно дополненное и по-новому оформленное, изображение государственного герба. Высоко поднятые крылья двуглавого орла, с довольно крупными перьями, сильно изогнуты, в левой орлиной лапе помещен скипетр, в правой - держава. Три короны с равносторонними греческими крестами расположены практически на одной линии над головами орла и имеют почти одинаковые размеры. У центрального щитка со всадником исчезли завернутые наверху углы, его форма приближена к трапециевидной с килевидным завершением. С каждой стороны двуглавого орла размещены символические изображения крепостей (всего шесть), сопровождаемые буквами В, М, Б (Великая, Малая, Белая России) с левой стороны и В, З, С (восточные, западные, северные страны) - с правой. Под двуглавым орлом изображены вооруженные люди, символизирующие подвластные царю народы. Поле герба украшено декоративными розетками, вооруженные люди в нижней части герба окружены декоративным орнаментом, который является как бы основанием всей композиции с двуглавым орлом. Данный вариант государственного герба очень выразителен и совершенен в художественном смысле. В нем помещены не только исконные эмблемы - двуглавый орел и всадник, изначально составившие государственный герб, но и символы, олицетворяющие самого (гипотетического) государя - скипетр и держава, а также изображения, символизирующие регионы Великого Российского царства и их жителей, - крепости и вооруженные люди.
--------------------------------
<4> Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д. История России с древнейших времен и до конца XVII века / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М.: АСТ-ЛТД, 1997. С. 551.
<5> Соболева Н.А. Очерки истории российской символики: От тамги до символов государственного суверенитета. М.: Знак, 2006. С. 192.

Хотя государственный герб в целом создавался по общеевропейским канонам оформления, у него есть типично русские художественные черты, отличающие его от подобных европейских гербов. И в современном Российском государственном гербе можно увидеть элементы, которые были включены в его композицию еще при Алексее Михайловиче (скипетр и держава, три короны). Впоследствии государственный герб претерпевал композиционные изменения дважды: при Петре I, когда на крыльях было размещено шесть региональных эмблем, а щиток с всадником стал обрамляться орденом Святого апостола Андрея Первозванного, а также при Александре II, когда был создан Большой государственный герб, изобиловавший огромным количеством региональных эмблем и различными геральдическими элементами. Из этих последующих композиционных нововведений на современном гербе сохранилась лишь декоративная Андреевская лента, как бы поддерживающая центральную корону. Остальные же элементы, дополняющие эмблемы двуглавого орла и всадника на современном гербе, впервые появились именно в гербах Алексея Михайловича. Из художественных новшеств эпохи Алексея Михайловича в современном государственном гербе сохранилась только одна, но зато довольно существенная деталь - высоко поднятые, сильно изогнутые крылья двуглавого орла.
Перейдем ко второму важнейшему событию 1667 г.: 14 декабря 1667 г. датирован именной царский Указ "О титуле царском и о государственной печати", где в разделе "Описание печати Российского государства" было помещено официальное описание государственного герба, помещенного на печати 1667 г.: "Орел двоеглавный есть герб державный Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российского Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньями, образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника; в пазноктех скипетр и яблоко, собою являют милостивейшаго Государя, Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя" <6>. Интересно, как в этом описании объясняются такие уже традиционные элементы, как всадник и короны. Всадник теперь официально символизирует наследника, а короны три подвластных Москве царства - Казанское, Астраханское и Сибирское. При Петре I всадник из царского наследника превратится в святого Георгия Победоносца, изображение которого, в свою очередь, станет считаться гербом Москвы <7>. Вышеизложенный царский Указ содержит первое в истории России законодательное постановление о форме и значении государственного герба. Важность данного факта сложно переоценить - впервые существование Российского государственного герба как составной части государственной печати было юридически подтверждено и закреплено в законе, а каждая значительная его деталь официально объяснена с точки зрения высшей государственной власти.
--------------------------------
<6> ПСЗРИ. 1-е собр. СПб., 1830. Т. I. N 421.
<7> Хорошкевич А.Л. Герб, флаг и гимн: Из истории государственных символов Руси и России. М.: Время, 2008. С. 46.

Таким образом, со времени последних лет правления Алексея Михайловича (а он умер в 1676 г.) мы можем говорить о полностью сформировавшемся и законодательно утвержденном Российском государственном гербе. Большая часть последующих изменений носила лишь художественно-стилистический характер и не изменяла сути государственного герба, оформившегося в основном еще при Алексее Михайловиче. Более того, все крупные изменения нехудожественного толка XVIII - XIX вв. в современном Государственном гербе отсутствуют. Интересно, что современный Государственный герб Российской Федерации во многом, особенно в атрибутике и композиции, более близок позднейшим государственным гербам Великого Российского царства, чем государственным гербам Российской империи. В определенном смысле в наши дни российская государственная геральдика вернулась к своим истокам.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU