УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Григорьев О.В. Рассмотрение дел в судах по Военно-судебному уставу 1867 г.

// История государства и права. 2009. №23.

 

В статье рассмотрены основные изменения, произошедшие в военно-судебных органах Российской империи в ходе военно-судебной реформы 1867 г.
Специальное постановление о военных судах было утверждено Александром II 15 мая 1867 г. в виде нового Военно-судебного устава. При утверждении Военно-судебного устава порядок введения его в действие определен не был. Устав вводился постепенно, по отдельным военным округам, и начало его реального применения растянулось почти на два десятилетия - с 1867 г. по 1889 г. <1>.
--------------------------------
<1> Если в Санкт-Петербургском и в Московском военных округах Устав был введен с 1 сентября 1867 г., то в Туркестанском, Омском, Иркутском и Приамурском округах новые органы военной юстиции были созданы с 1 октября 1889 г., после революционных волнений в стране 1879 - 1880 гг., и создавались они уже не по Уставу 1867 г., а по Военно-судебному уставу 1885 г.

Новая система органов правосудия в армии состояла из полковых, военно-окружных судов и Главного военного суда с двумя отделениями (в Сибири и на Кавказе). Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции. Главный военный суд наблюдал за "охранением точной силы закона и единообразным его исполнением военными судами" <2>. Правительствующий Сенат, являвшийся кассационной инстанцией для общих судов, к военным судам отношения не имел. Кроме постоянно действующих Уставом допускалось учреждение временных военных судов, особых присутствий для рассмотрения протестов прокуроров и жалоб осужденных на приговоры военных судов по особо важным делам, особых военных судов и верховного уголовного суда для рассмотрения дел о государственных преступлениях, совершенных военнослужащими, полевого военного суда и полевого главного военного суда. Для производства предварительного следствия при военно-окружных судах вводились должности военных следователей, а для осуществления надзора за судами вводились должности главного военного прокурора (при Главном военном суде), его товарищей (заместителей), военных прокуроров и их помощников (при военно-окружных судах). При военно-окружных судах и военных прокурорах учреждался институт кандидатов на военно-судебные должности.
--------------------------------
<2> Ст. 1 Военно-судебного устава 1867 г. // Положения о введении в действие Военно-судебного устава, Наказа военно-судебным местам. М.: Изд. А. Павлова, 1867.

Военные суды комплектовались из офицеров, генералов и чиновников военного ведомства, "русского подданства, с безупречной репутацией". Постоянные, т.е. профессиональные, судьи имели юридическое образование. Права и льготы военнослужащих распространялись на должностных лиц военно-судебного ведомства. Они также носили военную форму одежды, получали офицерские и генеральские звания, награждались орденами и другими знаками отличия. Предусматривалось учреждение судов при каждом полку и части, командиры которых пользовались правами полкового командира. Суды эти носили название тех частей войск, при которых они состояли. В 1872 г. на правах полковых были учреждены особые суды для "суждения нижних чинов" Санкт-Петербургской и Московской полиции, а в 1874 г. - Варшавской полиции <3>.
--------------------------------
<3> Иллюстратов И. Военные суды в российской армии за 25-летие (1861 - 1885). М., 1890. С. 100.

Полковые суды назначались полковым командиром в составе трех офицеров: председателя - штаб-офицера и двух членов - обер-офицеров <4>. Все они должны были иметь стаж службы на строевых должностях не менее двух лет и, как правило, освобождались от выполнения своих служебных обязанностей. Полковым судам были подсудны дела о преступлениях нижних чинов, предусматривавшие исправительные наказания (не свыше 1 года и 4 месяцев заключения в крепости или тюрьме, без лишения прав и преимуществ, и денежные взыскания не свыше 100 руб.). Для них был установлен упрощенный порядок рассмотрения и решения дел. Возбуждение и рассмотрение дел назначалось командиром полка по рапортам ближайших начальников обвиняемых, по жалобам частных лиц, а также по сообщению мировых судей, полиции и других административных властей. Полковые суды рассматривали дело устно и в основном в открытых заседаниях. Исключения составляли дела: о нарушении воинской дисциплины; о проступках против семейных прав; "об оскорблении женской чести, непотребстве и других бесстыдных или соединенных с соблазном действиях"; возбужденным по жалобам частных лиц, когда обе стороны просили о негласном разбирательстве дела <5>. Разбирательство и решение дела по возможности должно было оканчиваться в одно заседание. Особенно это касалось дел о побегах и преданных суду "за неисправимо дурное и развратное поведение" <6>. Приговор полкового суда утверждал командир полка в трехдневный срок, а по делам о побегах и "дурном поведении" - не позднее следующего дня после получения дела из суда. Он мог изменить приговор в пределах предоставленных ему дисциплинарных прав, а также смягчить наказание на одну или две степени. При несогласии с решением суда командир представлял дело со своим мнением в военно-окружной суд и извещал об этом полковой суд. Приговор суда объявлялся приказом по полку.
--------------------------------
<4> Штаб-офицерами являлись капитаны, подполковники, полковники; обер-офицерами - поручики, штабс-капитаны.
<5> Ст. 312 Военно-судебного устава 1867 г.
<6> Там же. Ст. ст. 317 - 319.

К ведению военно-окружных судов относились дела: о генералах, офицерах и чиновниках военного ведомства - по всем преступлениям; о "нижних чинах", пользовавшихся особыми правами и преимуществами, - по преступлениям, предусматривающим лишение или ограничения прав и преимуществ; о "нижних чинах", не пользовавшихся особыми правами и преимуществами, - по преступлениям, влекущим направление в военно-исправительные роты и другие более тяжкие наказания; военнослужащих и лицах гражданского ведомства, при совместном совершении преступления, связанного с нарушением законов дисциплины и военной службы; о "нижних чинах", если им предъявлялся иск о возмещении вреда и убытков свыше 100 руб. и проч. Приговоры военно-окружных судов считались окончательными и могли быть отменены только в кассационном порядке как по жалобам участвовавших в деле лиц, так и по протестам военных прокуроров. Подача кассационной жалобы или протеста приостанавливала исполнение приговора, за исключением приговора об освобождении подсудимого из-под стражи. Все дело вместе с поданной жалобой или протестом представлялось в Главный военный суд.
Военно-судебный устав давал право Главному военному суду в определенных случаях определять наказание подсудимому. Такой порядок предоставлял большую самостоятельность приговорам военно-окружных судов и в большинстве случаев лишал подсудимых возможности обжаловать приговор в кассационном порядке. Жалобы против решения Главного военного суда не допускались. Характерно, что за 18 лет (1867 - 1885 гг.) в среднем из каждых 100 решенных дел было обжаловано всего лишь около 6, из числа которых было удовлетворено в среднем 8 - 16%, а остальные жалобы были оставлены без удовлетворения. Совершенно по-иному обстояло дело с кассационными протестами. Из каждых 100 дел в среднем опротестовывалось три, в числе которых протесты по двум делам удовлетворялись, а по одному отклонялись <7>. Такое соотношение доказывает, что требования военных прокуроров почти всегда удовлетворялись, в то время как жалобы осужденных отклонялись. Кроме кассационных жалоб и протестов участвовавшие в деле лица могли подавать частные жалобы и протесты: по принятию мер для воспрепятствования обвиняемому уклониться от следствия; по принятию мер к обеспечению иска о возмещении вреда; на наложение взысканий за неявку в суд свидетелей, "сведущих людей" и других лиц; на непринятие кассационных жалоб; на определения военного суда, постановленные по жалобам на следственные действия; на медленность производства дела; на неправильность исполнения приговора. Все постановления Главного военного суда принимались к немедленному исполнению, а жалобы на его решения не допускались.
--------------------------------
<7> Иллюстратов И. Указ. соч. С. 134 - 140.

Приговоры военно-окружных судов, вступившие в силу, также немедленно приводились в исполнение <8>. Однако из этого правила допускались исключения. Так, все окончательные приговоры по делам о "государственных преступлениях" до обращения их к исполнению представлялись через военного министра на усмотрение царя <9>. В таком же порядке поступали с приговорами в следующих случаях: когда офицеры, чиновники, дворяне и служители культа присуждались к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ, или когда офицеры и чиновники присуждались к разжалованию в рядовые; в случае лишения ордена или другого знака отличия; когда суд ходатайствовал о смягчении подсудимому наказания, выходившем за пределы предоставленной ему власти, или о помиловании осужденного <10>.
--------------------------------
<8> Ст. 1029 Военно-судебного устава 1867 г.
<9> Там же. Ст. 1119.
<10> Там же. Ст. 1016.

Таким образом, хотя в результате проведения военно-судебной реформы порядок рассмотрения и решения дел в судах в значительной степени был упрощен, в целом проведенная в 60 - 70-х годах XIX в. военно-судебная реформа, как и остальные реформы того времени, не была последовательно буржуазной. Власть военных начальников в военно-уголовном судопроизводстве была в известной мере ограничена, но все же за ними сохранялись значительные права не только в области производства дознания и следствия, но и в решении дел по существу. Это являлось отступлением от принципа разделения властей. Воинский устав о наказаниях 1867 г. устанавливал различные меры наказания в зависимости от сословной принадлежности подсудимого, что и определяло содержание деятельности органов военной юстиции.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU