УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Зеленская Е.Л. Меры, применяемые в рамках карантинного надзора на территории Российской империи в период с конца XVIII в. по начало XX в.

// История государства и права. 2011. №3. С. 42-45

 

Процесс организации мероприятий по недопущению заноса на территорию России опасных инфекционных заболеваний был тесно взаимосвязан со становлением и развитием морского торгового флота и международной торговли. Первоначально под карантином понималась временная изоляция заболевших инфекционным заболеванием и контактировавших с ними лиц, во избежание возникновения эпидемии. Позже термин "карантин" стал использоваться в названии санитарных пунктов, которые создавались для осмотра лиц, судов, товаров, прибывших из местности, охваченной эпидемией <1>.
--------------------------------
<1> См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой [Электронный ресурс]. URL: http://www.classic.ru.

Вопросам учреждения карантинов на определенных, в том числе приграничных, территориях уделялось особое внимание в двусторонних соглашениях России с сопредельными государствами <2>.
--------------------------------
<2> См., напр.: Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией от 2 сентября 1829 г.: "Правительство обоих княжеств, по силе прав и преимуществ независимого внутреннего управления, может для охранения общественного здравия проводить цепи и учреждать карантины вдоль по Дунаю и в других внутри земли местах, где потребует того надобность, так что иностранцы, как мусульмане, так и христиане, при въезде в пределы княжеств не должны уклоняться от строгого соблюдения карантинных правил (с. 114)" [Электронный ресурс]. URL: http://www.msu.ru.

Первая пандемия холеры (1817 - 1823 гг.) и многочисленные случаи заноса этой инфекции в Россию из-за рубежа заставили законодательные органы вновь обратить внимание на устройство пограничных карантинов, которые подразделялись на центральные и частные карантины, сухопутные и береговые заставы. В карантинный Устав от 20 октября 1832 г. была включена специальная глава "О мерах к прекращению чумной заразы при появлении оной вне карантинных мест и внутри государства". В ней излагались меры, которые следовало принимать в случае возникновения чумы в пределах России. Вместе с Уставом в 1832 г. было издано Положение о карантинной службе - первое в законах Российской империи упоминание о пограничных войсках. В Уставе 1841 г. более полно освещались вопросы управления карантинами, правовые положения чиновников карантинной службы, порядок проведения карантинных мероприятий <3>.
--------------------------------
<3> История организации санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте и современный этап развития крымской бассейновой санэпидстанции [Электронный ресурс]. URL: http://krimses.com.ua.

Во второй половине XIX в. правовое регулирование санитарной охраны границ России от заноса особо опасных инфекций осуществлялось на основе международных конвенций и договоров. В 1851 г. в Париже состоялась Первая международная конференция для разработки карантинных мероприятий <4>. В принятом в 1866 г. новом российском Уставе о карантинах были учтены рекомендации последующих международных санитарных конференций (второй, Париж, 1859 г., и третьей, Константинополь, 1866 г.) <5>.
--------------------------------
<4> Карантин [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com.
<5> Там же.

Раздел 4 Устава Врачебного свода законов Российской империи <6> именовался "Об учреждениях и мерах для предупреждения и прекращения эпидемических болезней и о карантинной страже". Анализ указанного раздела позволяет выделить следующие виды карантинных учреждений, существовавших в то время в России:
--------------------------------
<6> Свод законов Российской империи. Устав врачебный: электронная версия издания. СПб.: Русское книжное товарищество "Деятель", 1912. Спец. издание. М., 2008.

- постоянные морские карантинные учреждения (были организованы по северному побережью Черного моря);
- морские врачебно-наблюдательные станции и пункты (были организованы в г. Красноводске, Закаспийской области);
- сухопутные карантинные учреждения;
- временные карантины - учреждались по усмотрению Министерства внутренних дел там, где это было необходимо.
Карантинные учреждения объединялись в карантинные округа; так, на Черноморском побережье предусматривалось создание четырех округов: Одесского, Феодосийского, Керченского и Кубанского.
Там, где на морской границе не было карантинных учреждений, обязанности карантинного надзора исполняли чины Отдельного корпуса пограничной стражи, которые наблюдали лишь за тем, чтобы иностранные суда не приставали к российским брегам и не допускали каких-либо личных контактов. Сами же карантинные учреждения находились в ведении МВД. Отметим, что в остальном "попечение об охранении народного здоровья, благовременное устранение всего того, что угрожает здравию, и принятие единообразных мер к пресечению болезней эпидемических и эпизоотических в губерниях и уездах вверяется губернским (областным) правлениям и уездным комитетам Общественного здравия". Последние создавались с двоякой целью: предотвращение и пресечение болезней и состояли "из местных начальников по каждому управлению". При этом меры, которые применяли вышеуказанные комитеты, именовались врачебно-полицейскими <7>.
--------------------------------
<7> См.: ст. ст. 640 - 643 Устава врачебного.

Морские карантинные учреждения подразделялись на карантины (карантинный порт и карантинный дом) и карантинные агентства (первого и второго классов <8>).
--------------------------------
<8> Агентство второго класса состояло из помещения для служащих, агентство первого класса помимо указанного помещения располагало пассажирским отделением (см. ст. 857 Устава врачебного).

Сухопутные карантинные учреждения состояли только из карантинного дома и подразделялись на сухопутные карантины и заставы. Сухопутные карантины и заставы в отношении приема и очищения прибывающих из-за границы обозов, людей и пр. пользуются одинаковыми правилами, с той только разницей, что первые имеют более обширный круг действий, нежели заставы <9>.
--------------------------------
<9> Архангельский Г. Холерные эпидемии в Европейской России в пятидесятилетний период 1823 - 1872. СПб., Мед. деп. 1873. Цит. по: Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Части 1 и 2 (оттиск из "Университетских известий", 1889 г.). Киев, 1890 [Электронный ресурс]. СПС "КонсультантПлюс".

В так называемое благополучное время на сухопутной границе не полагалось никаких карантинных мер, однако сухопутные карантинные учреждения возобновляли свои действия при получении официального уведомления о существовании в местах, близких к карантинам, чумы, желтой лихорадки и холеры, и принимали меры аналогично практике водных сообщений.
В карантинном доме различали две части - наружную ("практическую") и внутреннюю ("сомнительную"). Первая из них была предназначена для людей, пользующихся свободной практикой, а вторая - для людей и товаров, подлежащих карантинным обрядам.
В составе карантинного порта имелись: комнаты для опроса и медицинского освидетельствования, переговорная, брандвахта, на которой постоянно находились офицер и команда карантинной стражи, и прочие вспомогательные помещения. Карантинная брандвахта представляла собой "неподвижный форпост", т.е. не должна была отходить от карантинного порта в открытое море.
На территории карантинного порта проводились опрос и медицинское освидетельствование.
Опросу подвергалось любое приходящее судно. Основная цель этой меры - установление общих карантинных условий, в которых судно пришло в порт. В соответствии со ст. 1034 Устава врачебного, опрос производил специально назначенный в соответствии с особыми инструкциями МВД карантинный чиновник. "В обыкновенных случаях опрашивается только шкипер или командир судна; в случае же какого-либо сомнения или недоразумения производится дознание о состоянии судна, причем опрашиваются все судовые люди и пассажиры и, когда встретится к тому надобность, судно подвергается осмотру, а экипаж и пассажиры освидетельствованию" <10>. Указанные меры осуществлялись карантинным врачом. Освидетельствование лиц женского пола производилось повивальной бабкой, в случаях, если штатным расписанием не предусматривалось соответствующей должности, освидетельствование проводилось "другою для сего назначаемою и снабжаемою надлежащими постановлениями женщиною", под наблюдением карантинного врача.
--------------------------------
<10> Статья 1035 Устава врачебного.

Особое внимание уделялось документальному оформлению санитарно-эпидемиологического состояния пребывающих. "Для официального удостоверения о благополучном или неблагополучном состоянии здоровья, как в порту и его окрестностях, откуда судно отправляется, так и на самом судне", выдавался карантинный патент <11>.
--------------------------------
<11> Статья 1020 Устава врачебного (1866 г. Март 1, уст., ст. 86).

Патент выдавался советом консулов (консулом) по форме, утвержденной МВД, и должен был содержать точные сведения о судне, экипаже, пассажирах и грузе, с обязательным указанием на наличие (отсутствие) в порту, его окрестностях, а также в близлежащих местностях, чумы, желтой лихорадки ("желтой горячки") и азиатской холеры. В соответствии со ст. 1023 Устава врачебного, патент должен быть составлен "в выражениях определенных, не возбуждающих никакого недоразумения, без подчисток".
Различали карантинные патенты двух родов: чистый и нечистый. Чистый патент означал отсутствие трех болезней, указанных выше в местности, откуда отправилось судно. При этом патент мог быть чистым, даже в том случае, если в карантинный лазарет уже поступили больные с приходящих судов, лишь бы случаи этих болезней не были зафиксированы в местности отправления судна (но данное обстоятельство обязательно отмечалось в патенте).
Каждому судну выдавался один патент на весь рейс. Интересен тот факт, что отправиться из порта было необходимо в течение 48 часов с момента выдачи патента, в противном случае патент считался недействительным. В случае просрочки повторного консульского засвидетельствования не требовалось, достаточно было пометки карантинного управления.
Освобождение от "запасания" карантинным патентом вводилось только в штатных условиях в зависимости от государственной принадлежности, типа и характера плавания судна. Так, например, германские суда при входе в русские порты освобождались от предъявления патентов <12>. Военные суда от такой обязанности не освобождались, однако при наличии обстоятельств, "требующих поспешного отплытия", письменное объявление капитана о состоянии общественного здоровья в районе порта отправления заменяло карантинный патент (ст. 1031).
--------------------------------
<12> Примечание к ст. 1020 Устава врачебного (1904 г. Сентябрь 9, Собр. узаконений. 1952).

Свидетельствование патентов производилось консулом того государства, куда судно отправляется, либо консулом той страны, которой принадлежит судно, либо консулом державы, участвующей в Международной карантинной конвенции (ст. 1022), при этом в Устав вводились специальные правила, предусматривающие особый порядок в зависимости от рейса (порта назначения) и конкретного судовладельца <13>.
--------------------------------
<13> Так, австрийскому пароходству Ллойд при совершении рейсов между Триестом и портами Черного моря разрешалось предъявлять санитарные патенты, засвидетельствованные в Российском генеральном консульстве в Константинополе. Данное положение было введено 23 августа 1895 г. Высочайшим повелением.

Меры, которые применяло к нарушителям патентного режима карантинное управление, назначались в зависимости от обстоятельств, сопровождавших отход и плавание судна.
С начала XX в. патент стал называться "санитарным". Словарное определение термина "санитарный" - относящийся к санитарии (под санитарией понимали охрану и поддержание общественной чистоты и здоровья населения) <14>. Таким образом, на фоне совершенствования системы санитарно-противоэпидемических мероприятий совершенствовалась и терминология, о чем свидетельствует переход к использованию более широкого межотраслевого понятия. Первоначально используемый термин "карантинный" (от карантин (итал. quarantena, от quaranta giorni - "сорок дней") - система мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний непосредственно из эпидемического очага и ликвидации самого очага <15>), традиционно трактуется уже понятием "санитарный".
--------------------------------
<14> Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1986. С. 605.
<15> Карантин [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com.

Отдельно остановимся на предупредительных противоэпидемических мероприятиях, проводимых на местах, которые именовались "предостерегательные против развития повальных и прилипчивых болезней меры" (раздел 3, глава 1, отд. 1 Устава врачебного).
В соответствии с этим документом на местные власти возлагались следующие обязанности:
- обязанность по информированию о появлении соответствующих больных - возлагалась на местную полицию, в сельской местности - на сельского старосту;
- освидетельствование и последующая изоляция лиц, пребывающих в общественных местах с признаками соответствующих заболеваний, - возлагались совместно на полицию и врача, в сельской местности - на сельских старост и волостных старшин. Освидетельствование проводилось в присутствии двух свидетелей.
С 1837 г. для принятия предварительных мер к "остановлению и пресечению повальных болезней" начали издаваться "особые правила" <16>, т.е. ведомственные нормативные правовые акты, определяющие порядок действий на местах.
--------------------------------
<16> См.: прим. к ст. 749 Устава врачебного.

Итак, Российское государство рассматривало пограничные карантины не только как учреждения, предназначенные для предупреждения завоза особо опасных инфекционных ("заразительных" <17>) болезней через границу, но и как организацию, осуществляющую борьбу с эпидемиями внутри страны. Выявление указанных болезней, в зависимости от степени их общественной опасности, предусматривало последующее применение разнообразных мер предупреждения и пресечения.
--------------------------------
<17> См., напр.: Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Части 1 и 2 (оттиск из "Университетских известий", 1889 г.). Киев, 1890 [Электронный ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". "Заразительными болезнями вообще называются болезни, переходящие от больных к здоровым через общение одних с другими. Особый вид их составляют эпидемические болезни, происходящие от миазмов".

Устав 1866 г. регламентировал проведение ряда карантинных мер, включающих выдачу карантинного патента, "исполнение обрядностей вопросов и дознания", проведение гигиенических мероприятий, обсервацию и карантин, различные способы "очищения". Указанный Устав с небольшими изменениями действовал в России до конца XIX в. и почти полностью вошел в Устав врачебный. Вместо коллегиального управления карантинами было введено руководство одного лица - управляющего. Решение отдельных спорных вопросов поручалось карантинному совету, состоящему из представителей местной власти, экспертов и консулов. Кроме того, вопросами организации противоэпидемических мероприятий занимались комитеты общественного здоровья, санитарный надзор осуществляли городские и уездные врачи при активном содействии местных властей.
Таким образом, постепенно в Российской империи в рассмотренный период формировался врачебно-полицейский надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических мер и качеством жизни населения. Исторический анализ правового положения карантинной службы может быть полезен для практической деятельности органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU