УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Амбросьев А.В. Осведомительное бюро при Главном управлении по делам печати МВД Российской империи: структура и организация деятельности

// История государства и права. 2011. №17. С. 30-35.

 

В ходе прогрессивных демократических реформ 60 - 70-х годов XIX в. в Российской империи проводится и цензурная реформа. Власть отказывается от предварительной цензуры для определенных периодических изданий и книг объемом не менее десяти печатных листов, заменив ее судебной ответственностью в случае нарушения ими предписаний, установленных законами Российской империи и иными нормативными актами, издаваемыми министерствами и ведомствами.
Именным Указом от 6 апреля 1865 г. "О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати" контроль над деятельностью цензурных комитетов, наблюдение за органами печати, освобожденными от предварительной цензуры, из Министерства народного просвещения передаются в ведение Министерства внутренних дел. Для реализации этой функции в системе МВД создается Главное управление по делам печати.
В задачи этого ведомства входило, в частности, составление периодических обзоров российской печати для императора Александра II.
Ранее этим занималось Главное управление цензуры Министерства народного просвещения <1>. Обзоры составлялись двумя специальными чиновниками Главного управления и представлялись царю ежедневно "в размере от двух до трех листов письма с приложением вырезок из газет и журналов" <2>. В отчете о деятельности Главного управления за 1865 - 1867 гг. отмечено, что с 1 сентября 1865 г. по 1 января 1867 г. Александру II было представлено 495 подобных "обозрений". "Материалами для них служили исключительно повременные, выходящие в России издания: главнейшим же образом в обозрения вносились все те статьи, которыми более или менее определялось направление отечественной журналистики" <3>.
--------------------------------
<1> Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г. Центральные учреждения цензурного ведомства (1808 - 1917). Книжное дело в России в XIX - начале XX в.: Сборник научных трудов. СПб., 2008. Вып. N 14. С. 187.
<2> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 4. Д. 195. Л. 14.
<3> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 3. Д. 17. Л. 24.

Начало первой российской революции, Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", даровавший, в частности, свободу печати, способствовали небывалому ранее оживлению общественно-политической жизни. Значительно возрастает число издаваемых газет и журналов, во многих из них достаточно резко критикуется правительство, дискредитируется самодержавие.
Характерной особенностью того времени было увеличение числа сатирических газет и журналов. "Революционная и демократическая сатира затопила журнальный рынок... при этом все сатирические издания, почти без исключения, были ультрарадикальными" <4>.
--------------------------------
<4> Стернин Г.Ю. Художественная жизнь в России в начале XX века. М., 1976. С. 174.

Власть рассматривает деятельность многих газет и журналов как важную причину роста революционного движения и пытается административными мерами повлиять на характер публикуемых в них материалов.
Первого сентября 1906 г. распоряжением председателя Совета министров и министра внутренних дел П.А. Столыпина при Главном управлении по делам печати было образовано Осведомительное бюро. Характерно, что Осведомительное бюро было создано за неделю до введения военно-полевых судов для борьбы с революцией.
П.А. Столыпин определил, что главная задача Бюро заключается в обеспечении "официальных, частных повременных органов печати достоверными, подлежащими оглашению сведениями, касающимися предположений и действий правительства, правительственных и административных лиц и учреждений. Материалами для передачи в средства печати являлась информация, полученная в Бюро, непосредственно от официальных лиц и учреждений. На сотрудников Бюро возлагается обязанность проверки слухов и сообщений печати" <5>.
--------------------------------
<5> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 23. Ед. хр. 18.

В письме от 13 марта 1910 г. под грифом "секретно" начальник Главного управления по делам печати А.В. Бельгард доводит до сведения сотрудников Осведомительного бюро, что они во всех своих действиях должны строго руководствоваться всеми общими требованиями, предъявляемыми к лицам, состоящим на государственной службе. Их обязанности заключаются: "1) в облегчении всеми возможными способами доставления Осведомительному бюро правительственными учреждениями сведений и сообщений, которые будут признаны этими учреждениями, подлежащими опубликованию; 2) в доставлении в эти учреждения из Осведомительного бюро вырезок из петербургских газет со сведениями, которые касаются этих учреждений и по своему содержанию могут требовать опровержения или соответствующего разъяснения через посредство Осведомительного бюро" <6>.
--------------------------------
<6> Там же.

Таким образом, Осведомительное бюро, с одной стороны, информировало государственные учреждения и должностных лиц об оценке их деятельности в периодической печати, с другой - стремилось обеспечить публикацию в газетах и журналах сведений, которые в выгодном свете отражали бы деятельность правительства.
По мнению руководства МВД, в условиях легализации политических партий, общественных организаций, проведения выборов в Государственную Думу у правительства возникла необходимость распространения "верных, фактических данных по всем наиболее важным вопросам и событиям, ввиду появления за последнее время массы столичных и провинциальных газет, распространяющих ложные сведения о событиях в России, и во избежание неправильного или тенденциозного толкования вносимых правительством в Государственную Думу законопроектов, а также действий, намерений и распоряжений правительства и отдельных представителей гражданской и военной власти" <7>.
--------------------------------
<7> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 34. Ед. хр. 18. Л. 19.

В состав Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати входили: отдел обследования печати, отдел, обслуживающий ведомства, и дежурно-техническая часть.
Рабочий день отдела обследования печати должен был начинаться не позднее 7 часов утра. Численный состав сотрудников определялся количеством столичных газет и "количеством времени для этого" <8>. Рано утром отдел предоставлял вырезки из столичных газет председателю Совета министров, министру внутренних дел и начальнику Главного управления по делам печати. В 10 часов утра сведения, почерпнутые из печати, доставлялись в виде систематизированных вырезок и комментариев к ним. В 12 часов дня эти сведения с определенными дополнениями доставлялись всем министрам и главноуправляющим, их заместителям, директорам департаментов и начальникам управлений.
--------------------------------
<8> ОР РНБ. Ф. 152. Архив Военского К.А. Оп. 3. Дело N 283.

Сотрудники отдела с раннего утра просматривали и анализировали ведущие столичные общественно-политические газеты: "Новое время", "Речь", "День", "Русская молва", "Современное слово", "Гражданин", "Русское слово", "Утро России", "Земщина". Целью этого "обследования" было выявление основных тенденций в газетной политике по отношению к органам государственной власти. Естественно, в первую очередь чиновников Бюро интересовали так называемые нападки на правительственные структуры и трактовка их деятельности <9>.
--------------------------------
<9> Кельнер В.Е. Создание и деятельность Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати: 1906 - 1917 гг.: Международная научная конференция "Книжное дело в России в XIX - начале XX в.".

Официальная инструкция определяла задачи отдела. Он действовал для составления "соответственных докладов правительству; информирования ведомств; извлечения материалов, подлежащих обследованию отделом, обслуживающим ведомства; учета значения и влияния самой печати - составления характеристики ее групп (политических и порайонно) и каждой газеты" <10>.
--------------------------------
<10> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 89.

Отдел обследовал 50 столичных и 137 провинциальных газет, причем последние подразделялись на издания первого и второго значения. Число обследуемых газет со временем предполагалось довести до трехсот. Судя по документам, работа строилась следующим образом. Сотрудники просматривали поступавшие газеты и делали на них соответствующие записи. Это была целая система из 25 знаков. Например, в печатном органе партии конституционных демократов - основной оппозиционной силы к власти - газете "Речь" за 17 января 1913 г. сделано 105 пометок, из них 87 по ведомствам и 18 обзорно-докладных <11>.
--------------------------------
<11> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 156.

Второй отдел, обслуживающий ведомства, отвечал за составление архива вырезок из периодической печати. Архив делился на две части - официальную, в которую помещались материалы, касающиеся деятельности органов власти и управления, и неофициальную, в которую шли сведения, которые и в будущем могли представлять общественно-политический интерес. Направление материалов в официальную часть архива было в компетенции заведующего Осведомительным бюро, а в неофициальную часть они попадали по распоряжению секретаря этого подразделения МВД <12>.
--------------------------------
<12> ОР РНБ. Ф. 152. Архив Военского К.А. Оп. 3. Ед. хр. 283.

В обязанности дежурно-технической части входил прием запросов и выдача справок, регистратура, переписка, изготовление вырезок, печатание обзоров и бюллетеней.
Сотрудники Бюро снабжались "надлежащими" удостоверениями за подписью заведующего Бюро.
Осведомительное бюро также снабжало правительственные учреждения вырезками из газет по заявленным ими темам. Два раза в сутки выпускались специальные бюллетени для информирования редакций периодических изданий о правительственных мероприятиях и о желаемом освещении различных общественно-политических событий, которые рассылались по подписке <13>.
--------------------------------
<13> Гринченко Н.А., Патрушева Н.Г. Указ. соч. С. 203.

Обслуживание печати производилось путем издания подобных бюллетеней Бюро, доставляемых редакциям за плату в 30 руб. в месяц для малотиражных и в 50 руб. - для многотиражных газет. Данные бюллетени состояли из двух частей: сначала шла информация, которую Бюро официально рекомендовало редакциям для публикации, а затем опровержение и уточнение информации, уже прошедшей в печати.
За первые пять месяцев 1914 г., например, для печати было дано 2434 официальных сообщения и 968 неофициальных <14>.
--------------------------------
<14> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162, Л. 112.

По мнению начальника Главного управления по делам печати А.В. Бельгарда, идея об издании и распространении бюллетеней Осведомительного бюро оказалась "очень полезной и удачной, по крайней мере на них подписались не только все значительные газеты и журналы, но и многие корреспонденты провинциальных и иностранных газет. Помимо этого, бюллетени рассылались всем губернаторам, а через них передавались начавшим в то время возникать в разных городах при содействии правительства правым органам печати или по крайней мере печатались в "Губернских новостях" <15>.
--------------------------------
<15> Бельгард А.В. Воспоминания. М., 2009. С. 299.

Таким образом, Осведомительное бюро Главного управления по делам печати МВД становилось важным инструментом в "информационной борьбе", которую вело правительство с "левой", оппозиционной печатью, в условиях отсутствия предварительной цензуры.
Подобные бюллетени распространяли сведения о деятельности высших ведомств России, тем самым подготавливая в определенном плане общественное мнение, вводя его в круг проблем, обсуждение которых в печати представлялось правительству возможным или нужным <16>.
--------------------------------
<16> Летенков Э.В. Из истории политики русского царизма в области печати (1905 - 1917 гг.): Дис. ... к.ю.н. Л., 1974. С. 73.

С момента образования Осведомительное бюро публиковало в "Правительственном Вестнике" опровержения о тех или иных сообщениях, публикуемых в газетах, которые не соответствовали действительности. С 1907 г. в "Вечернем выпуске Правительственного Вестника" Бюро публиковало сообщения, которые обобщались в следующие рубрики: разъяснения Правительствующего Сената, административные известия, армия и флот, церковь и духовенство, торговля и промышленность, пути сообщения, судебные известия, продовольственное дело, финансы и кредиты, переселенческое дело, сельское хозяйство, тюремное дело, учебное дело, разные известия.
Осведомительное Бюро обслуживало не только редакции газет, но и высокопоставленных должностных лиц. Два раза в сутки (8 и 12 часов ночи) рассылались бюллетени для председателя Совета министров, начальника Главного управления по делам печати, членов Совета министров внутренних дел и других. Один раз в сутки для министра Императорского двора, министра финансов, министра иностранных дел, обер-прокурора Святейшего синода, управляющего делами Совета министров и многих других. В час ночи выпускался ночной бюллетень. Помимо этого, на случай экстренного выпуска один из сотрудников дежурил до трех часов ночи.
В 1914 г. число подписчиков на получение бюллетеней составляло 71 <17>. В целях "обслуживания и осведомления" сотрудниками Бюро посещались самые различные учреждения, среди которых: Государственный Совет, Канцелярия Совета Министров, Канцелярия управляющего делами наместника его величества на Кавказе, Алексеевский Главный комитет, Особый Комитет по усилению флота, Утренняя, дневная и ночная Комиссии Государственной Думы, Комитет по празднованию 300-летия благополучного царствования Дома Романовых, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, 1-й и 2-й Департаменты Министерства иностранных дел и многие другие. Всего в перечне "установлений, с обозначением числа посещений их сотрудниками Бюро" указано 113 учреждений. Некоторые из них посещались сотрудниками Бюро ежедневно, другие 1 - 3 раза в неделю. В отчетах Главного управления по делам печати указано 304 посещения <18>.
--------------------------------
<17> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 128 - 130.
<18> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 23. Ед. хр. 18.

Осведомительное Бюро конкурировало с другими организациями, также призванными снабжать информацией массовую периодическую печать: Санкт-Петербургским телеграфным агентством, Бюро русских журналистов, которое также выпускало ежедневные бюллетени о правительственной деятельности, Санкт-Петербургским литературно-информационным бюро Э. Петцгольда, рядом ведомственных учреждений. Изначально Осведомительному бюро придавался некий главенствующий характер. Оно было призвано стать центральным органом распространения официальной информации. Главная цель Бюро - нейтрализация воздействия оппозиционной печати и контроль над всей информацией об официальных лицах и учреждениях государства <19>.
--------------------------------
<19> Кельнер В.Е. Указ. соч.

Согласно справке директора департамента Общих дел МВД "на Осведомительное бюро была возложена работа по изданию отчета о заседаниях Государственного Совета и Государственной Думы. На эти отчеты установлена особая плата, по 200 руб. в месяц" <20>. С 1 января 1913 г. эта обязанность была возложена на Санкт-Петербургское телеграфное агентство.
--------------------------------
<20> РГИА Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 22. Ед. хр. 276.

В связи с некоторыми изменениями в направлении деятельности Осведомительного бюро проводилась его реорганизация. Так, например, в циркуляре Главного управления по делам печати от 4 августа 1910 г. говорилось, что условия работы в Осведомительном бюро изменились с 1 января 1910 г. "вследствие возложения на Бюро задач по информированию Санкт-Петербургского телеграфного агентства и обслуживанию Государственного Совета и Государственной Думы, с изданием кратких отчетов об их собраниях. Поэтому для проведения надлежащей работы необходимо некоторое увеличение личного состава, а главным образом придание штатам Бюро гибкости и подвижности" <21>. В соответствии с вышеизложенным заведующим Бюро в 1910 г. были "составлены новые расписания должностей и окладов вознаграждений служащих Бюро" <22>. Помимо средств, выделяемых на содержание сотрудников Бюро и курьеров, секретарско-технической части, выделялись деньги на гонорар построчный, постатейный и по особым соглашениям, а также на вознаграждения за особые поручения.
--------------------------------
<21> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 18.
<22> Там же.

Как всегда, возникли межведомственные сложности взаимодействия Осведомительного бюро с другими государственными учреждениями и ведомствами. Они могли сами готовить информацию, в том числе и опровержения на публикации в средствах массовой печати материалов о своей деятельности. При этом, как отмечал начальник Осведомительного бюро, "оно лишено возможности, - ввиду того характера, который ему придан, - критически относиться к получаемым опровержениям. В силу этого Бюро превращается в чисто механический аппарат, передающий, однако, почти всегда от своего имени, опровержения ведомств редакциям газет. Увлекаясь полемикой, доходящей до мелочности, ведомства создали пренебрежительно-насмешливое отношение со стороны печати ко всем уже исходящим от Бюро (и самого правительства) опровержениям" <23>.
--------------------------------
<23> ОР РНБ. Ф. 152. Архив Военского К.А. 1913 г. Оп. 3. Л. 3.

Естественно, это наносило удар по авторитету власти, понижало доверие к сообщаемым ей сведениям.
Начало Первой мировой войны потребовало лучшей информированности правительства о состоянии страны, о процессах, происходящих в обществе, в экономике и находящих отражение в печати. Требования руководства МВД, отвечавшего за внутреннюю политику, в том числе за проведение мобилизации, возросли. Но, как отмечалось в приказе заведующего Бюро от 15 сентября 1914 г., требования недостаточно хорошо исполнялись его подчиненными.
Заведующий отмечал, что "обследование как столичных, так и провинциальных газет выполняется поверхностно; в срочный доклад сплошь и рядом не включаются статьи и заметки большого значения, в ведомства направляется материал несоответствующий. Подбор включаемых в обзор статей или носит случайный характер, или, страдая излишней односторонностью, не дает ясного представления о характере газетного дня; нередки случаи, что тот или иной вопрос излагается тенденциозно, чем нарушается главнейшее свойство обзора - полная объективность; характеристика дня иногда мало продумана, а иногда - искусственно подгоняется трафаретом, совершенно не отражая действительного облика дня; сам обзор, как по полноте освещения, так и по объему, не всегда соответствует емкости затронутых печатью вопросов; не наблюдается строгой преемственности и логической последовательности при каждодневном составлении обзора; корректируются обзоры очень неряшливо" <24>.
--------------------------------
<24> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 1. Ед. хр. 46.

Важным и характерным замечанием в этом приказе было то, что "центр тяжести обзора печати, в том числе провинциальной, перенесен на часть политическую за счет деловой".
Это, очевидно, означало, что в условиях патриотического подъема, охватившего страну в первые недели войны, возникла иллюзия наконец-то достигнутого "единения власти и народа". Оппозиция в Государственной Думе, за исключением группы социал-демократов, и в прессе перестала критиковать власть. Правительство нуждалось в сведениях не столько о политическом, сколько экономическом состоянии провинции и готовности ее переносить тяготы войны.
Приказ предлагал немедленно "ввести систему тщательного чтения (а отнюдь не просмотра) местных газет, под непрерывным наблюдением заведующего отделом" <25>.
--------------------------------
<25> Там же.

Подобные замечания, отраженные в приказе по Бюро, во многом предопределили его реорганизацию летом 1914 г.
Главной причиной, вызвавшей реорганизацию Осведомительного бюро, стала начавшаяся мировая война, вызвавшая реорганизацию государственного аппарата.
Правительству был необходим контроль за сведениями, поступавшими с театра боевых действий.
На следующий день после начала войны было обнародовано "Временное положение о военной цензуре", заранее разработанное Генеральным штабом для условий военного времени.
Оно вводилось в обязательном порядке в местах боевых действий, объявленных на военном положении, а также по решению военных властей могло вводиться и в других местностях. Там, где вводилась цензура военного времени, создавались военно-цензурные комиссии.
При штабах фронта вводились должности военных цензоров. Одной из важных задач этих цензоров было контролировать передачу сведений, имеющих военное значение. Цензоры числились в военном ведомстве и даже имели специальные нагрудные знаки. Военное ведомство не хотело отдавать цензурные функции Министерству внутренних дел, жандармерии, с которыми у них были давние трения, усилившиеся во время войны. Специальный цензор был назначен в Ставке Верховного командования. Его главная задача была обеспечить связь высшего командования с прессой <26>.
--------------------------------
<26> Лемке М.К. 259 дней в царской Ставке. М., 2003.

Военная власть берет на себя информирование прессы интересующими ее сведениями, оказывает давление на нее через органы военной цензуры. В этих условиях должна была измениться роль Осведомительного бюро при Главном управлении по делам печати МВД.
На совещании в МВД, на котором присутствовали представители почти всех министерств, был установлен следующий порядок информирования прессы Осведомительным бюро: "во-первых, путем бесплатных официальных бюллетеней, и, во-вторых, путем тоже бесплатного инспирирования отдельных представителей печати в стенах Осведомительного бюро" <27>. (Бесплатное инспирирование, т.е. аккредитация журналистов при Осведомительном бюро, их уже не могло интересовать. Более значимая информация приходила с фронта, из финансово-промышленных кругов, от оппозиции в Государственной Думе, наконец, из деревни, с фабрик и заводов, где начиналось брожение против войны и существующей власти.)
--------------------------------
<27> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 68.

В 1915 г. Осведомительное бюро было преобразовано в Бюро печати. Составление обзоров печати и обслуживание ведомств вырезками остались его обязанностью на прежних основаниях, информирование же прессы стало происходить не только посредством бюллетеней, но и путем непосредственного сообщения сведений представителям газет <28>.
--------------------------------
<28> Полянская Л.И. Архивный фонд Главного управления по делам печати: Обзор // Лит. наследство. М., 1935. Т. 22 - 24. С. 603.

Важно отметить, что учреждения, подобные Осведомительному бюро, существовали не только в России. В Германии, к примеру, существовало Особое правительственное бюро, которое информировало печать по различным общественно-политическим вопросам. На его содержание тратились немалые деньги, очевидно, роль этого подразделения была высока. В его состав входили представители всех министерств <29>.
--------------------------------
<29> РГИА. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 33. Ед. хр. 162. Л. 68.

Существование такого подразделения, как Осведомительное бюро (Бюро печати), во время активизации общественно-политической жизни в стране свидетельствовало о признании властью силы общественного мнения. Осведомительное бюро информировало органы власти о настроениях в обществе и одновременно пыталось влиять на формирование общественного мнения в целях поддержки им усилий правительства по борьбе с надвигавшейся социально-политической катастрофой.
После Февральской революции 1917 г., провозгласившей независимость и свободу печати, было ликвидировано Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел, а вместе с ним и Бюро печати.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU