УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Савченко С.Н. Войсковые круги и становление самоуправления в дальневосточных казачьих войсках после Февральской революции 1917 г.

// История государства и права. 2011. №21. С. 25-29

 

В Российской империи богатейшие традиции самоуправления (в период военной демократии) имели старейшие казачьи войска - Донское, Терское, Кубанское, Сибирское, Уральское. После полного подчинения казачества центральной власти, с первой половины XVIII в. произошло резкое ограничение казачьего самоуправления, и к началу XX в. казачьи войска управлялись согласно законодательству Российской империи, а не по старым казачьим традициям.
Дальневосточные казачьи войска (далее - ДКВ) (Забайкальское казачье войско (далее - ЗКВ), Амурское казачье войско (далее - АКВ) и Уссурийское казачье войско (далее - УКВ), образованные императорскими указами в середине XIX в., не обладали сложившимися сословными традициями и не имели необходимого опыта самоуправления. В этих войсках не существовало представительных органов в лице войсковых кругов или сходов, высшие должностные лица - наказные атаманы и члены войсковых правлений не избирались, а назначались. Исключение представляли лишь выборные органы местной станичной и поселковой (хуторской) власти, введенные после 1870 г. в результате реформы общественного управления в казачьих войсках России. На местах главным органом управления являлся станичный сход, избиравший станичное правление и атамана, которые затем утверждались войсковым правлением. Органы казачьего самоуправления избирались и в поселках.
Первые предложения о проведении казачьих съездов и перемен в самоуправлении ДКВ прозвучали под влиянием событий первой русской революции. Казаки, заявляя, что назначаемые члены войсковых правлений зачастую не знают казачьих обычаев и традиций, ходатайствовали об учреждении войсковых сходов, которые избирали бы выборные войсковые правления <1>. В 1905 г. в УКВ высказывались о созыве (на основе Манифеста от 17 октября 1905 г.) общего войскового схода, который "рассмотрит многие насущные нужды казачества <2>. В январе 1906 г. Полтавский станичный сход поставил вопрос о проведении войскового схода УКВ, не подводя под него политической подоплеки. Однако движение по созыву схода было ликвидировано, его вдохновители были наказаны <3>. Первый войсковой съезд АКВ, проходивший в Благовещенске в конце 1905 - начале 1906 г., постановил ликвидировать казачье сословие и снять с казаков целый ряд повинностей. Позже делегаты съезда были арестованы и приговорены к различным мерам наказания <4>. Казаки ЗКВ в 1905 - 1906 гг. также принимали активное участие в революционных событиях в Забайкалье.
--------------------------------
<1> Далекая окраина. 23.03.1917.
<2> Приамурские ведомости. 25.12.1905.
<3> Далекая окраина. 23.03.1917.
<4> Малышев В.П. Борьба за власть Советов на Амуре. Благовещенск, 1961. С. 32 - 33.

Февральская революция 1917 г. восстановила в казачьих войсках России основы сословно-представительной демократии - традиционные (т.е. выборные снизу доверху) формы самоуправления. Этот процесс происходил по инициативе самого казачества, и Временному правительству пришлось мириться с подобным положением дел, хотя оно и стремилось поставить ситуацию под свой контроль. Войсковые круги и съезды казачьих войск России уже весной 1917 г. стали закладывать правовую базу под выделение казачества как особого сословия, внося в положения о самоуправлении те пункты, которые позволяли значительно расширить возможности местного казачьего законодательства.
После Февральской революции наиболее радикальные события произошли в УКВ. Проходивший 11 - 13 марта в Никольске-Уссурийском 1-й войсковой сход, созванный по инициативе "снизу", объявив, что является высшим органом управления войском, сместил наказного атамана генерала В.А. Толмачева и членов войскового правления. Сход в качестве своего исполнительного органа избрал Временный исполнительный комитет (далее - ВИК). Станичные и поселковые правления упразднялись, управление передавалось в станичные и поселковые комитеты <5>. Декларировав, что казачество как особое сословие должно быть ликвидировано и объединиться с остальным населением, сход отложил решение этого вопроса до созыва Учредительного собрания <6>.
--------------------------------
<5> Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (далее - РГИА ДВ). Ф. 149. Оп. 1. Д. 231. Л. 4 - 5; Далекая окраина. 07.04.1917.
<6> Далекая окраина. 16.03.1917; Приамурские ведомости. 18.03.1917.

Ввиду фактического непризнания Временным правительством итогов 1-го войскового схода и избранных им органов власти, ВИК в марте восстановил должность наказного атамана, временно возложив ее на своего председателя есаула Н.Л. Попова, и образовал войсковое правление, председателем которого также стал Попов. На ВИК возлагалось наблюдение за правильностью ведения дел <7>.
--------------------------------
<7> РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 231. Л. 50, 108.

К середине марта относится появление очень важного для казачества России документа об управлении и самоуправлении казачьих войск при новом строе. 14 марта Приказом N 134 военный министр А.И. Гучков уведомил о намечавшихся Временным правительством изменениях в отношении гражданского управления казачьего населения. Приказ предусматривал реорганизацию местного управления казачьими войсками на началах самого широкого самоуправления. Для этого предлагалось созвать съезды выборных от станиц (по примеру существовавшего в Уральском казачьем войске), на которые, кроме участия их в обсуждении текущих местных дел, предполагалось возложить обсуждение основ будущего самоуправления как казачьих войск в целом, так и казачьих станичных, поселковых и хуторских общин <8>.
--------------------------------
<8> Уссурийский край. 21.03.1917. Однако отмечалось, что съезд выборных от станиц Уральского казачьего войска мог высказываться лишь по второстепенным вопросам, а его решения вступали в силу только после утверждения наказным атаманом, который сосредоточивал в своих руках всю власть. Он же назначал и станичных атаманов (см.: Футорянский Л.И. Борьба за массы трудового казачества в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (март - октябрь 1917 г.): Учебное пособие. Оренбург, 1972. С. 56).

После этого Гучков предложил казачьим войскам подготовить материалы по переустройству жизни казачества и представить для доклада на Всероссийском казачьем съезде в Петрограде <9>. Этим Временное правительство приступило к сбору материалов для внесения изменений в казачье законодательство по самоуправлению, несению воинской службы, аграрному вопросу и др.
--------------------------------
<9> Государственный архив Амурской области (далее - ГААО). Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 116. Л. 12.

Перемены в ДКВ продолжались. Проходивший в Благовещенске в марте - апреле 2-й войсковой съезд АКВ отстранил от власти наказного атамана и председателя войскового правления полковника В.С. Филинова, войсковое правление сделал выборным. Во главе войска стал Совет, избранный всеми 11 станичными округами. Станичные правления переименовывались в комитеты общественной безопасности (далее - КОБы), там, где станичные правления не пользовались доверием, производились перевыборы <10>.
--------------------------------
<10> Государственный архив Хабаровского края (далее - ГАХК): Научно-справочная библиотека (далее - НСБ). Протокол от 24 марта 1917 г. N 4 // Протоколы 2-го съезда Амурского казачьего войска; Благовещенску 100 лет (1858 - 1958): Сб. док. и мат. Благовещенск, 1959. N 125; Футорянский Л.И. Указ. соч. С. 66; Шиндялов Н.А. Октябрь на Амуре. Установление Советской власти в Амурской области. Март 1917 г. - апрель 1918 г. Благовещенск, 1973. С. 52; Амурское эхо. 24.03.1917.

Кругу была объявлена телеграмма А.И. Гучкова о подготовке материалов для проведения реформ в казачьем законодательстве. Делегаты заявили, что будут сотрудничать с Всероссийским казачьим съездом и Всероссийским казачьим союзом, если их деятельность не будет противоречить общегосударственным интересам. Попытка съезда и Союза действовать в узкоказачьих интересах поддержки у амурских казаков не встретит <11>.
--------------------------------
<11> ГААО. Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 116. Л. 12, 16; ГАХК. НСБ. Протокол N 10 от 11 апреля 1917 г. // Протоколы 2-го съезда Амурского казачьего войска.

Председателем войскового правления и наказным атаманом АКВ был избран член Государственной Думы И.М. Гамов. Съезд выступил за будущее слияние казачества и крестьянства. При войсковом правлении был образован исполнительный комитет. Завершив свою работу, 2-й съезд разрешение "маловажных вопросов" предоставил исполнительному комитету и войсковому правлению <12>.
--------------------------------
<12> ГАХК. НСБ. Протоколы N 20 и 23 от 20 и 22 апреля 1917 г. // Протоколы 2-го съезда Амурского казачьего войска.

Большую роль в становлении новых властных структур в УКВ сыграл 2-й войсковой круг, проходивший в апреле в Никольске-Уссурийском. Круг избрал Н.Л. Попова войсковым атаманом (он же председатель войскового правления) и войсковой совет (он же войсковое правление) <13>. Делегаты одобрили "Основы самоуправления Уссурийского казачьего войска", разработанные на основе Приказа от 14 марта N 134, и приняли решение вынести его на обсуждение общеказачьего съезда <14>. Следует отметить, что в данной редакции требований особых прав и привилегий, в том числе политического характера, для казачества не выдвигалось.
--------------------------------
<13> РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 231. Л. 3; Ф. 167. Оп. 1. Д. 65. Протокол заседаний 2-го Войскового круга Уссурийского казачьего войска. П. 8 - 10.
<14> РГИА ДВ. Ф. 167. Оп. 1. Д. 65. Л. 16е - 16ж; Протокол заседаний 2-го войскового круга Уссурийского казачьего войска (п. п. 55, 77). Согласно "Основам", высшим органом по самоуправлению войском объявлялся войсковой круг, составляемый из выборных. Его ведению подлежали все вопросы внутреннего распорядка войска и его управления в административно-хозяйственном отношении. Войсковой круг избирал войскового атамана и членов Совета из лиц войскового сословия. Для управления войском избирался войсковой совет во главе с войсковым атаманом. Общее присутствие войскового совета составлялось из председателя (войскового атамана) и трех советников, действовало согласно наказам и постановлениям, исходящим от войскового круга, а также распоряжениям правительства. Станичные комитеты подчинялись войсковому совету. Единицей общественного самоуправления объявлялся поселок, управляемый поселковым сходом. В обязанностях поселкового совета, подчиняющегося в порядке управления войсковому совету, лежало исполнение всех предначертаний поселкового схода, войскового совета и приведение в исполнение правительственных и общественных распоряжений. Решением круга власть в станицах и поселках переходила в руки станичных и поселковых комитетов с упразднением станичных и поселковых атаманов, станичных и поселковых правлений.

Активные меры по консолидации казачества в общероссийском масштабе стали предпринимать и казачьи войска России. Для создания представительного органа при новом правительстве созван Первый Всероссийский казачий съезд, проходивший в Петрограде в марте 1917 г. Делегаты от сибирских и дальневосточных казачьих войск на съезд не прибыли, присутствовали отдельные представители от строевых частей этих войск. Съезд заявил о поддержке Временного правительства и объявил, что все земли и угодья казачьих войск составляют "неотъемлемую и неприкосновенную собственность каждого казачьего войска", которое как самоуправляющаяся единица владеет, пользуется и распоряжается своими землями самостоятельно и независимо. Для объединения казачьих войск, выявления их общих интересов и проведения необходимых реформ съезд учредил Союз казачьих войск. Исполнительным органом Союза стал временный Совет Союза казачьих войск, который начал вести целенаправленную политику в поддержку Временного правительства, а также на объединение консервативно настроенного казачества страны, сохранение казачьего сословия и его привилегий <15>. В состав временного Совета вошло по два представителя от ЗКВ, АКВ и УКВ. 30 апреля Союз казачьих войск опубликовал свою программу <16>.
--------------------------------
<15> ГААО. Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 119. С. 38 - 39; ГАЗК. Ф. 138. Оп. 1. Д. 233. Л. 31 об. - 32; Шильников И.Ф. 1-я Забайкальская казачья дивизия в Великой Европейской войне 1914 - 1916 гг. Харбин, 1933. С. 145 - 146; Смирнов Н.Н. Слово о забайкальских казаках. Волгоград, 1994. С. 531 - 532.
<16> Ганин А.В. Накануне катастрофы. Оренбургское казачье войско в конце XIX - начале XX в. (1891 - 1917 гг.). М., 2008. С. 591, 593.

Собравшийся 15 апреля в Чите 1-й объединенный съезд крестьян, казаков, бурят и эвенков Забайкальской области выступил за уничтожение сословий и полное равноправие <17>. 16 апреля казачья секция съезда, объявив себя 1-м съездом представителей казачьего населения Забайкальской области, упразднила должности войскового и наказного атаманов, управлений отделов и станичных атаманов. Высшим органом управления войском стал областной войсковой комитет, в военных отделах - коллегия отделов, а в станицах и поселках - КОБы. Председатель областного войскового комитета (он же войсковой атаман) избирался лицами, избранными в состав коллегии, и из их среды <18>.
--------------------------------
<17> ГАХК. Ф. П-44. Оп. 1. Д. 562. Л. 20; Ф. 1503. Оп. 6. Д. 26. Л. 47; Футорянский Л.И. Указ. соч. С. 15 - 16.
<18> ГАХК. НСБ. Съезд представителей казачьего населения Забайкальской области. 16 - 26 апреля 1917 г. Б. м., б. г. С. 1 - 10, 18 - 31; Забайкальская новь. 1917. 20, 23, 26 апреля.

Проведение войсковых кругов в ДКВ весной 1917 г. не привело к разрешению волновавших казачество проблем, а дало толчок к широкой дискуссии по вопросам упразднения казачества и земельному вопросу. Однако уже к середине мая настроение населения и строевых частей ДКВ стало постепенно меняться. Это было связано с выдвижением казачьими войсками России положения об исключительной роли казачества и предоставлении ему соответствующих прав и привилегий. Эти требования нашли свое отражение в вышедшем в апреле "Воззвании к казачьим войскам", с которым выступили офицеры и казаки гвардейской казачьей бригады Особой армии, среди которых были и дальневосточники. Призвав всех казаков к единению, к обустройству новой жизни в виде вольного казачьего самоуправления, офицеры и казаки бригады выдвинули "Программу казачьей партии", направленную на создание вольного казачества.
Программа, состоявшая из 16 пунктов, представляла собой свод требований казачества к Временному правительству в преддверии Учредительного собрания и выражала интересы сторонников сохранения казачества как сословия, а также придания ему более высокого общественно-политического статуса. Программа предусматривала полное самоуправление казачьих войск. Всеми делами войска управлял войсковой съезд (круг) выборных, выбираемых прямым, равным и тайным голосованием, с правом издания местных законов. Исполнительным органом войскового круга становилось войсковое правление. Для защиты общеказачьих прав и интересов планировался созыв съезда выборных от всех казачьих войск. Для представительства перед правительством России предусматривалось избрание общеказачьим съездом атамана всех казачьих войск. Широкими правами наделялся войсковой круг, в ведение которого предоставлялись самые различные вопросы. Вопросы казачьей службы также должны были разрешаться войсковым кругом, но уже совместно с Генеральным штабом. Программа настаивала, чтобы на территории казачьих войск не было гарнизонов неказачьего сословия, если это не оправдывалось стратегическими соображениями, самими же казачьими частями могли командовать только казаки <19>.
--------------------------------
<19> РГИА ДВ. Ф. 167. Оп. 1. Д. 63. Л. 233 - 234.

Таким образом, это было впервые оформленное желание казаков выделиться в совершенно особое сословие. Фактически, в случае принятия Временным правительством всех положений этой программы, каждое казачье войско превращалось в самостоятельную структуру, управляемую войсковым кругом, наделенную большими правами и свободами, вплоть до издания местных законов. Налицо было движение в сторону широкой автономии казачества. Основные положения "Программы" были поддержаны и Союзом казачьих войск. Деятельность казачьего руководства и Совета Союза казачьих войск России показала эволюцию взглядов казаков (в том числе и дальневосточников) к расширению требований к Временному правительству, происходившую под влиянием изменения ситуации в России и слабости самого Временного правительства. В результате реализации этих требований казачество получало бы обширные права и свободы. Следовательно, можно отметить, что казачий автономизм в России стал создавать свою идеологическую базу после Февральской революции. Вместе с тем следует отметить, что автономистские настроения в среде ДВК не были настолько явны, как среди казачьего руководства старейших войск России - Донского, Терского, Кубанского, а также Союза казачьих войск. Так, работавший в мае - июне 1-й большой войсковой круг Дона образовал Донское войсковое правительство, что фактически приводило к созданию сословной казачьей республики <20>. Весной - летом работа над законодательством о самоуправлении в ДКВ продолжилась, теперь за основу были взяты положения "Программы" и решения Союза казачьих войск.
--------------------------------
<20> Филипп Миронов. Тихий Дон в 1917 - 1921 гг. Документы. М., 1997. С. 7 - 9; Кириенко Ю.К. Алексей Максимович Каледин // Вопросы истории. 2001. N 3. С. 63.

В работе открывшегося в Петрограде 7 июня Всероссийского казачьего съезда приняли участие представители всех казачьих войск России <21>. Съезд выступил за неприкосновенность казачьего уклада, оставление в неотъемлемой и неприкосновенной собственности каждого казачьего войска его земель и угодий со всеми недрами <22>, таким образом приняв основные положения "Программы казачьей партии" за основу. Было решено образовать "Общеказачий Союз", делами которого должен ведать общеказачий круг и Совет Союза казачьих войск. В Совет, избираемый сроком на три года, входили полномочные представители всех войск, в том числе три казака - от ЗКВ, два - от АКВ, два - от УКВ <23>. Отмечая отношение казачества к Временному правительству, генерал А.И. Деникин позднее указывал, что если до июля казачество полностью поддерживало правительство, то с июля оно стало в резкую оппозицию в вопросах казачьего управления <24>.
--------------------------------
<21> Далекая окраина. 10(23).06.1917.
<22> Шильников И.Ф. Указ. соч. С. 156 - 158; Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991. С. 58.
<23> Шильников И.Ф. Указ. соч. С. 158; Зуев А.В. Войсковой атаман А.И. Дутов // Вестник казачьей выставки в Харбине. Харбин, 1943. С. 33 - 34; Амурское эхо. 20.06.1917.
<24> Деникин А.И. Очерки русской смуты // Вопросы истории. 1990. N 10. С. 103.

На фоне этих событий проходивший в Чите в августе 2-й войсковой съезд ЗКВ, восстановив забайкальское казачество, объявил, что территория ЗКВ "должна остаться со всеми недрами и поверхностью в исключительном владении войска". Съезд переименовал "Войсковой областной комитет" в "Войсковое правление", при этом его председатель (он же войсковой атаман) избирался всем съездом. Съезд посчитал необходимым введение в Забайкальской области волостного и станичного уездного и общего со всем населением областного земства <25>. Войсковым атаманом ЗКВ был избран полковник В.В. Зимин <26>.
--------------------------------
<25> Забайкальская новь. 22.05.1919.
<26> Российский государственный военный архив (далее - РГВА). Ф. 40417. Оп. 1. Д. 2. Л. 132.

В то же время ряд делегатов круга, отметив, что целью Союза казачьих войск является защита узкосословных интересов наиболее зажиточной части казачества, выступил против вступления ЗКВ в этот Союз. Было заявлено, что главными организаторами и руководителями Союза являются донцы, кубанцы, терцы, сословно-групповые интересы которых столкнулись с интересами всей трудовой российской демократии. Экономическое и финансовое положение этих войск отличалось от положения ЗКВ, что обусловливало различие их интересов. По своему политическому характеру Союз неизбежно станет орудием борьбы российской контрреволюции против российской демократии и ее уполномоченных органов - Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов <27>.
--------------------------------
<27> Забайкальский рабочий. 23.08.1917.

Одновременно проходивший в Благовещенске 3-й войсковой съезд АКВ постановил "сохранить казачество как особую от прочего населения группу, имеющую свои культурно-бытовые исторически сложившиеся особенности". Высказавшись за введение трехстороннего земства для Амурской области (т.е. за сохранение войска, но уже как земской структуры), съезд поручил войсковому правлению и исполнительному комитету немедленно приступить к организации станичных земских единиц. До создания уездных земств в области существовавшая система управления войском сохранялась <28>. Съезд совместил должности наказного атамана и войскового наказного атамана АКВ в лице председателя войскового правления и присвоил ему звание "Войсковой атаман Амурского казачьего войска". Председателем войскового правления был избран И.М. Гамов <29>.
--------------------------------
<28> ГААО. Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 130. Л. 13; Д. 119. Л. 19, 21, 26. Протоколы N 2 и N 3 заседания 3-го съезда делегатов Амурского казачьего войска 7 августа 1917 г., N 6 заседания 3-го съезда делегатов Амурского казачьего войска 9 августа 1917 г. гор. Благовещенск; Амурское эхо. 09.08.1917.
<29> Шиндялов Н.А. Указ. соч. С. 69; Прибавление к N 728 газеты "Амурское эхо" от 13 августа 1917 г.; Амурское эхо. 20.08.1917.

В августе АКВ и УКВ договорились объединить усилия по выдвижению кандидатов и выработке наказов в Учредительное собрание. Сам проект наказа выработан в конце сентября, и его анализ позволяет сделать вывод, что основой проекта стали положения "Программы казачьей партии" и соответствующие решения Всероссийского казачьего съезда и Союза казачьих войск <30>.
--------------------------------
<30> РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 372.

3-й войсковой круг УКВ, проходивший в октябре в Никольске-Уссурийском, постановил, что "уссурийское казачество, являющееся частью трудового народа и имеющее свои культурно-бытовые особенности, остается как таковое". Он высказался за объединение всего российского казачества общим соединенным органом из представителей от всех отдельных казачьих войск. Орган этот должен находиться при центральном правительстве. Наказ в Учредительное собрание от АКВ и УКВ, принятый съездом, в пунктах, касавшихся казачества, повторял положения "Программы казачьей партии" <31>.
--------------------------------
<31> ГАХК. Ф. П. НСБ. Протокол заседания 3-го Войскового круга Уссурийского казачьего войска 3 - 14 октября 1917 г. Б. м., б. г. П. 4, 7, 10, 25, 26, 27, 29, 32; Далекая окраина. 1917. 10, 13 октября.

Круг воздержался от введения в УКВ земского положения и утвердил "Проект временного положения об общественном самоуправлении и управлении войсковым хозяйством" <32>.
--------------------------------
<32> ГАХК. Ф. П. НСБ. Протокол заседаний 3-го Войскового круга Уссурийского казачьего войска. П. 35, 36. Временное положение; П. 47. Инструкция Малого круга; Далекая окраина. 04.09.1918.

Таким образом, войсковые круги ДКВ подвели своеобразную черту под буржуазно-демократическими преобразованиями, проводившимися в стране и казачьих войсках региона после Февральской революции 1917 г. В ходе этих преобразований казачество России получило довольно высокий политический статус, а в сентябре даже ставило вопрос о переименовании сословия в национальность <33>. Была сформирована новая система казачьего самоуправления.
--------------------------------
<33> Свободное Приамурье. 16.09.1917.

Когда в конце 1917 г. - начале 1918 г. почти все казачьи войска России заявили о непризнании Советов, механизм самоуправления, позволявший проводить автономную от новой власти политико-хозяйственную деятельность, был создан. Казачьи автономии представляли собой своего рода парламентские республики (войсковой круг - парламент) с сильной исполнительной властью в лице подотчетных войсковому кругу войскового атамана и войскового правления (правительства).



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU