УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Тарасова И.А. Участие полиции в реализации социальной функции государства в дореволюционной России

// История государства и права. 2012. №21. С. 6-9.

 

Учрежденная в 1718 г. полиция создавалась как орган управления общей компетенции. Согласно Инструкции Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру 1718 г. и Регламенту или Уставу Главного Магистрата, органам полиции придавалась роль универсального инструмента для решения самых разнообразных социальных, политических и идеологических проблем.
В числе самых разнообразных административных функций, направленных на поддержание общественного порядка, Регламентом Главного Магистрата 1721 г. на полицию возлагалось "призрение нищих, бедных, больных и прочих неимущих, защита вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим" <1>.
--------------------------------
<1> Регламент или Устав Главного Магистрата от 16 янв. 1721 г. // История органов внутренних дел: Сб. док. / Сост. А.Я. Малыгин, М.И. Сизиков. Курск, 1998. Вып. 2: Общая полиция в России XVIII в. С. 13.

Однако органом, непосредственно осуществляющим социальную деятельность, полиция не стала. Как заметил И.Т. Тарасов: "Широковещательная задача ея (т.е. полиции. - Авт.), выраженная в Регламенте Главному Магистрату и заключавшаяся в достижении общего благополучия, очень скоро низведена была к простому охранению безопасности" <2>. Предпринятая Петром I в 1720 - 1721 гг. попытка учредить полицию в составе городских магистратов также была неудачной. Малочисленность и слабость российского купечества, с одной стороны, и вполне сохранявшееся экономическое и политическое господство дворянства, с другой, объективно не позволили магистратам тогда стать всевластными и сильными органами управления, какими они виделись законодателю. Не став ни повсеместными, ни сильными, они попали под влияние, а то и под прямое руководство полиции, которая была в городах бюрократическим органом управления чиновничье-дворянского государства <3>.
--------------------------------
<2> Тарасов И.Т. История русской полиции и отношения ея к юстиции // Юридический вестник. 1857. N 11/12. С. 176.
<3> Сизиков М.И. Общая полиция в России XVIII века. М., 1999. С. 14.

Таким образом, полицмейстерские канцелярии и конторы постепенно из общеадминистративных превращались в преимущественно карательно-правоохранительные. В отличие от Регламента 1721 г., в Инструкциях Московским обер-полицмейстеру и полицмейстерской канцелярии, а также в последующих нормативно-правовых актах, уточнявших функции и компетенцию полицейских органов, полиция определяется, прежде всего, как орган по защите самодержавия. Обязанность полиции по призрению нищих, сирых, убогих становится второстепенной. Решая основную задачу - поддержание общественного порядка, - последняя вела активную борьбу с нищенством и проституцией, применяя в основном репрессивные меры.
Обязанность борьбы с нищенством была возложена на полицию с момента ее учреждения. Именным указом от 20 июня 1718 г. "О поимке их и об отсылке их, по наказании на прежние места" полиции предписывалось: "Нищих, пойманных в первый раз, отсылать по месту жительства, а ежели который впервые будет пойман, таких бить нещадно батожьем, отдавать в прежние их места; пойманных же во второй и третий раз наказывать и ссылать на каторжную работу, женщин отсылать в шпингауз, а несовершеннолетних на суконную фабрику или определять к другому ремеслу. Старых и увечных определять в богадельни" <4>. Вместе с тем, осуществляя преследование и искоренение нищенства, полиции приходилось проводить также некоторые мероприятия благотворительного характера, направленные на его предупреждение. Например, при Петре I полицейские служащие привлекалась для осуществления единовременных благотворительных мероприятий. В соответствии с Именным указом от 16 февраля 1723 г. "Об описи в случае голода у всяких чинов излишнего хлеба для раздачи оного неимущим в долг" при выдаче хлеба во время голода они осуществляли контроль за тем, чтобы государственную помощь получали только голодающие <5>.
--------------------------------
<4> ПСЗ. Собр. I. Т. V. N 3213. С. 578 - 579.
<5> ПСЗ. Собр. I. Т. VI. N 4168. С. 24 - 25.

С усилением и укреплением государства власть принимает на себя функции социальной защиты населения и материальной помощи нуждающимся. С развитием так называемого полицейского государства в период утверждения абсолютизма все виды деятельности по оказанию помощи нуждающимся были сосредоточены всецело в руках государственной власти. Их осуществление правительство пыталось возложить на центральный общеадминистративный орган, формирующийся в этот период, - полицию.
В первой половине XVIII в. социальная деятельность полиции не имела самостоятельного значения, а сводилась лишь к административным мерам при осуществлении функции преследования и предупреждения нищенства в рамках решения основной задачи - охраны общественного порядка.
Представления государственной власти о характере социальной помощи и способах ее осуществления кардинально изменились в конце XVIII в. С восшествием на престол в 1762 г. Екатерины II правительство начинает пересматривать репрессивную политику по отношению к нищим. Императрица, узурпировав престол и незаконно удерживая его в течение тридцати четырех лет, вынуждена была проявлять особую заботу о создании вокруг себя благоприятной социально-психологической сферы, лавировать, быть восприимчивой к прогрессивным политическим идеям <6>. Именно в этот исторический отрезок времени государство характеризуется самой тщательной опекой органов государственной власти над нуждами и интересами своих подданных <7>. Законодательно оформляются основные направления административного производства во внутриполитической деятельности самодержавия. Это обеспечение "безопасности" и обеспечение "благочиния". Осуществление этих направлений деятельности абсолютистского самодержавного правительства было возложено на полицию. Развитие благочиния отразилось в правовых нормах, регламентировавших деятельность полиции по обеспечению "благосостояния", в частности, призрению нищих, больных, нетрудоспособных.
--------------------------------
<6> Сизиков М.И. Указ. соч. С. 47.
<7> Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 420.

Задача попечения о нуждавшихся и нетрудоспособных получила конкретизацию в последующих нормативно-правовых актах, регламентировавших деятельность полиции по обеспечению "благосостояния". Так, 12 августа 1775 г. Указом императрицы "Об учреждении под ведомством тамошней полиции особой больницы, богадельни и работных домов" Московскому обер-полицмейстеру Архарову было предписано учредить в ведении полицмейстерской канцелярии больницу и богадельню, а также работный дом для праздношатающихся "ленивцев". Безвозмездно в названных учреждениях могли содержаться отставные солдаты, неимущие лица и члены их семей, увечные и престарелые. Простые обыватели обслуживались за плату. При этом средства на учреждение богадельни и больницы предписывалось изыскать самостоятельно. С этой целью предполагалось использовать средства хлебных "магазейнов", находившихся в ведении полиции и средства, собранные у Варварских ворот, а также часть вырученной суммы "за отпущенную в полиции муку" <8>. Таким образом, государственная власть возлагала на служащих полиции проведение государственных социальных мероприятий и обязывало их самостоятельно добывать средства для их осуществления.
--------------------------------
<8> ПСЗ. Собр. I. Т. XX. N 14357. С. 198 - 199.

Согласно этому нормативному акту, 19 июня 1776 г. в Москве был открыт Императорский Екатерининский богадельный дом (Матросская богадельня), который состоял в ведении обер-полицмейстера. Сюда входили больница, богадельня, сиротский дом, отделение для душевнобольных. Одновременно были учреждены женский и мужской работные дома. Работный дом для мужчин был открыт за Сухаревой башней в Карантинном доме. Здесь их заставляли пилить камень. Для женщин было предоставлено место в бывшем Андреевском монастыре на берегу Москвы-реки, возле Воробьевых гор. Их работа состояла в прядении льна <9>. Позже учреждение таких домов в губерниях стало основным средством борьбы с тунеядством.
--------------------------------
<9> Гернет М.Н. История царской тюрьмы: В 5 т. М., 1960. Т. 1. С. 129.

В 1777 г. последовал Указ "Об учреждении в Москве инвалидного дома" для отставных военнослужащих. Московский обер-полицмейстер Архаров с этой целью "сторговал дом у камер-юнкера Салтыкова" <10>. Средства на покупку дома были выделены из Коллегии экономии. Она же ежегодно для содержания дома должна была выделять в распоряжение Московского обер-полицмейстера 25000 рублей.
--------------------------------
<10> ПСЗ. Собр. I. Т. XX. N 14628. С. 536.

Однако учрежден инвалидный дом был только в 1779 г. после издания повторного указа с той же целью. Вскоре к нему была пристроена больница. Поступление в эти заведения было жестко регламентировано. От поступавших требовалось свидетельство о добропорядочном поведении и безупречной службе. На содержание каждого инвалида предписывалось отпускать по 60 рублей в год.
Последняя четверть XVIII в. характеризуется систематизацией законодательства о полиции. "Учреждения для управления губерний" 1775 г., "Устав благочиния, или полицейский" 1782 г. определили довольно стройную систему городской и сельской полиции, ее функции и другие вопросы, касающиеся деятельности полицейских органов.
В этих законодательных актах получает свое закрепление и развитие обязанность последних по обеспечению государственных социальных мероприятий. Так, на земского капитана-исправника в сельской местности и на городничего в городах возлагалась забота о нищих. При этом текст соответствующих статей (252 и 275) был совершенно идентичным. Согласно "Учреждениям", земский капитан и городничий обязаны были "иметь особливое попечение о прокормлении нищих и убогих" <11>. При этом их обязанности были чисто административными. Полицейские чиновники должны были надзирать, чтоб всякий приход в сельской местности, помещик или селение "своих нищих, убогих и по телесным недугам работать немогущих прокормили" <12>.
--------------------------------
<11> Российское законодательство X - XX вв. М., 1987. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма. С. 225 - 226, 232.
<12> Там же.

Кроме того, уездный капитан и городничий обязывались ловить праздношатающихся, под видом нищих, людей и высылать "вон из уезда" <13>. Однако судьба высланных тунеядцев неясна, т.к. соседний уезд мог, в свою очередь, выслать их обратно.
--------------------------------
<13> Там же.

В "Уставе благочиния, или полицейском" 1782 г. забота о неимущих и убогих также рассматривалась как одна из основных задач полиции и возлагалась на нижних чинов - частных приставов. Так, частный пристав во вверенном ему участке (согласно ст. 119 Устава) должен был иметь попечение о призрении убогих в его части: "...оных покровительствует и защищает от обид, притеснений и насилий и доставляет неимущим честное пропитание, отдаляя их от распутной и праздной жизни; старается устроить их к месту или пропитанию, или прокормлению работою, промыслом, рукоделием или ремеслом, чего же учинить не в силе, о том предложить Управе благочиния" <14>.
--------------------------------
<14> Там же. С. 351.

В первой половине XIX в. получают свое закрепление такие направления деятельности полиции, как распределение задержанных нищих по благотворительным заведениям, участие в учреждении благотворительных заведений, руководство общественным призрением в городах и сельской местности. Однако, в отличие от предшествующего периода, эти мероприятия полиции были направлены не на искоренение нищенства, а на его предупреждение.
Обо всех нетрудоспособных нищих частный пристав сообщал Управе благочиния, которая распределяла их по благотворительным заведениям. Например, в 1827 г. частным приставом Лефортовой части г. Москвы в Управу благочиния было отправлено несколько солдаток, задержанных полицией за прошение милостыни <15>. Управа благочиния, в свою очередь, отправляла нетрудоспособных в благотворительные заведения <16>, крепостных крестьян возвращала помещикам. Так, в 1827 г. Московской Управой благочиния помещику Нарышкину была возвращена семья крестьян Прокофьевых, просивших милостыню в одной из частей города <17>.
--------------------------------
<15> Центральный исторический архив Москвы (далее ЦИАМ). Ф. 105. Оп. 4. Д. 1787. Л. 1 - 2.
<16> Там же. Д. 1791. Л. 2 - 3.
<17> Там же. Д. 1788. Л. 1 - 2.

Итак, "Учреждением для управления губерний" и "Уставом благочиния, или полицейским" на полицию были возложены обязанности обеспечения государственных мер по оказанию помощи и поддержки нуждающимся. Эти нормативно-правовые акты, сохранив свое значение в последующее время, стали правовой основой развития основных направлений деятельности полиции в социальной сфере.
С возникновением регулярной полиции в начале XVIII в. борьба с проституцией стала одним из многочисленных направлений ее деятельности. Как справедливо отметил В.М. Архангельский: "Русское законодательство по примеру западноевропейских государств при устроении своих органов исполнительной полиции возложило на них наблюдение за проститутками относительно предупреждения производимых соблазнов" <18>.
--------------------------------
<18> Архангельский В.М. Филантропические начинания русского правительства XVIII века. Смоленск, 1910. С. 17.

В Пунктах генерал-полицмейстеру 1718 г. содержалось указание "всех гулящих и слоняющихся людей ... хватать и допрашивать" <19>. Борьбу с "непотребством" продолжали и преемники Петра I. Указ от 12 сентября 1728 г. предписывал губернаторам и воеводам препятствовать организации "корчемных и непотребных домов" <20>. Устав благочиния или полицейский 1782 г. также содержал ряд статей, предусматривавших ответственность за "непотребство" и содействие ему <21>.
--------------------------------
<19> История полиции дореволюционной России: Сб. док. и материалов по истории государства и права / Под ред. В.М. Курицына. М., 1982. С. 16.
<20> История органов внутренних дел (XII - XVIII вв.): Сб. док. / Сост. А.Я. Малыгин, М.И. Сизиков. М., 1999. С. 103.
<21> Российское законодательство X - XX вв. Т. 5. С. 324 - 387.

Однако законодательное запрещение не способствовало снижению числа женщин, промышлявших развратом. Тем более, что существовавшее в России крепостное право давало для него обильную пищу. В "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н. Радищев указал на то, что помещики злоупотребляли своей властью в отношении крепостных девушек и женщин. В своих поместьях они устраивали настоящие гаремы, насиловали женщин, растлевали малолетних. Эти обстоятельства способствовали развитию проституции, которая, помимо нравственного ущерба, несла с собой широкий спектр венерических заболеваний, большинство из которых при слабом развитии медицины являлись практически неизлечимыми.
При этом в процессе осуществления административной функции по надзору за проституцией полицейские служащие реализовывали на практике правительственные предписания социального характера, нацеленные на ее предупреждение, оказание помощи проституткам.
В конце XVIII - начале XIX в. эта помощь сводилась преимущественно к осуществлению профилактических мер, направленных на предупреждение распространения венерических заболеваний. Согласно Именному указу от 18 мая 1782 г. "Об открытии больницы для прилипчивых болезней", С.-Петербургскому полицмейстеру Лопухину было предписано открыть больницу "для прилипчивых болезней". Причем о числе больных и выздоравливающих обер-полицмейстер должен был подавать в Сенат краткую ведомость <22>.
--------------------------------
<22> ПСЗ. Собр. I. Т. XXI. N 15399. С. 503.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что с оформлением системы государственного призрения выделяется и приобретает правовую регламентацию деятельность полиции по реализации социальных мероприятий государства: оказание помощи нуждающимся, участие в учреждении благотворительных заведений. Ее осуществление возлагалось на нижних чинов полиции: в городах - частных приставов и квартальных надзирателей; в сельской местности - уездных исправников.
Таким образом, государство пытается сделать полицию одним из субъектов государственного призрения. Однако чрезвычайно широкий круг обязанностей, возложенных на полицейские органы, прежде всего нижних чинов полиции (частных приставов и уездных исправников), определил в конечном счете, что непосредственную социальную деятельность полиция не осуществляла. Эта деятельность являлась производной от задачи преследования и искоренения нищенства. Целью полицейских мероприятий являлось предупреждение нищенства, бродяжничества, проституции и т.д. При этом полицейские служащие не только боролись с негативными социальными явлениями, но и реализовывали на практике правительственные предписания по их предупреждению: принимали участие в учреждении благотворительных заведений, определяли в них нуждающихся, помогали нищим в трудоустройстве, оказывали материальную помощь пострадавшим от стихийных бедствий.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU