УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Тарасова И.А. Участие полиции в обеспечении народного продовольствия в дореформенной России

// История государства и права. 2013. №4. С. 16-20.

 

В дореформенной России большинству крестьян не хватало хлеба на весь год не только в неурожайные годы, но и даже в годы средних урожаев. Хлеб являлся для крестьянина не только основным продуктом питания и добавочным кормом для скота, но и главным рыночным товаром. Деньги от его продажи шли на уплату налогов, на хозяйственные и бытовые нужды <1>. Кроме того, примитивное сельскохозяйственное производство почти полностью зависело от природных явлений и было способно обеспечить достаточный объем продукции только на плодородных почвах. Там, где их не было, погодные аномалии имели тяжкие последствия для сельского хозяйства. Традиционная психология крестьянства, невежество и хроническая бедность не позволяли даже в ограниченных масштабах интенсифицировать сельскохозяйственное производство. Общая хозяйственная беспомощность сельского населения перед стихией усиливалась отсутствием надежных заработков кроме земледелия. Результат всего этого - огромный ущерб в неурожайные годы, способствующий обнищанию значительного количества сельского населения и негативно влияющий на социально-экономическую ситуацию во всей Российской империи.
--------------------------------
<1> Лешков В.Н. О народном продовольствии в Древней России. М., 1854.

Частой причиной неурожаев становились градобития. Как правило, град выпадал в мае - июне и сопровождался такими стихийными явлениями как порывистый ветер, иногда бури, ливневые дожди, грозы. От градобитий страдали не только посевы и огороды, но и домашние животные и птица. Случались и человеческие жертвы. Были годы, когда сильные градобития охватывали целые регионы Российской империи (в первой половине XIX в., в период с 1843 по 1852 г.). Самый большой ущерб от градобитий в эти годы понесли Смоленская, Курская, Таврическая, Тульская, Екатеринославская, Черниговская, Подольская, Харьковская, Воронежская губернии <2>. Ущерб от градобитий в большей степени осуществлялся на локальном уровне. Он был существенным для отдельных сел, волостей, уездов даже в урожайные годы. В неурожайные годы градобития становились дополнительным неблагоприятным фактором.
--------------------------------
<2> Яковлев Е.В. Влияние чрезвычайных ситуаций на повседневную жизнь населения Тамбовской губернии второй половины XIX - начала XX в. и деятельность властей и общественности по их предотвращению и преодолению последствий: Дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2004. С. 55.

Ощутимый ущерб населению Российской империи также приносили пожары, которые были весьма частым явлением. Большая часть пожаров приходилась на весенние, летние месяцы и начало осени. В засушливые годы число пожаров увеличивалось <3>. В сельской местности пожаров было больше, чем в городах. Это обстоятельство связано не только с преобладанием сельского населения, но также и с тем, что в деревнях наблюдалась скученность и беспорядочность построек из легковоспламеняющегося материала (дерева, соломы). При увеличении населения, семейных разделах крестьяне не имели простора для расширения границ своих усадеб, что приводило к еще большей скученности строений. Это не могло не способствовать усилению пожароопасности и увеличению тяжести последствий пожаров, когда они возникали.
--------------------------------
<3> Статистика пожаров в Российской империи за 1895 - 1910 гг. СПб., 1912. Ч. 1. С. 2.

Причины пожаров были как природного характера (молния, самовозгорание во время засухи), так и антропогенного (неосторожность в обращении с огнем, неисправность печей и труб, поджоги и др.). Такая классификация причин пожаров применялась в земской, полицейской, пожарной и страховой статистике. При этом антропогенный фактор все же был преобладающим. В засушливые и, как правило, голодные годы число пожаров увеличивалось. К началу XX в. в десятки раз возросли по сравнению с серединой XIX в. такие среднегодовые показатели, как число пожаров, количество сгоревших дворов и убытки от них <4>.
--------------------------------
<4> Яковлев Е.В. Влияние чрезвычайных ситуаций на повседневную жизнь населения Тамбовской губернии второй половины XIX - начала XX в. и деятельность властей и общественности по их предотвращению и преодолению последствий: Дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2004. С. 55.

Природно-климатические условия России, особенности ее исторического развития сделали необходимым заботу государства об обеспечении народа продовольствием. Последнее было связано с организацией и функционированием запасных хлебных магазинов. В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона последние определяются как склады хлеба, создаваемые государственными органами или местными общественными учреждениями на случай голода или дороговизны для ссуды или продажи по дешевой цене хлеба для продовольствия и посева. В условиях неразвитости путей сообщения и хлебной торговли их значение было очень велико, это позволяло в случае неурожая спасти от голода большое количество населения. В европейских государствах сельские запасные магазины начали создаваться еще в XIV в. Там, по мнению И.Е. Андреевского, многие "на это средство смотрели, как на важнейшее для предупреждения голода и облегчения дороговизны" <5>.
--------------------------------
<5> Андреевский И.Е. Полицейское право: В 2 т. М., 1871. Т. 1. С. 311.

О создании запасных хлебных магазинов в российских городах государственная власть начала заботиться в XVIII в. С целью смягчения последствий сильного неурожая 1722 г. именным указом Петра I было предписано устроить запасные хлебные магазины в Петербурге, Риге, Смоленске, Астрахани и других городах <6>. Вероятно, такие магазины все же созданы не были, так как через несколько лет, уже при Анне Иоанновне, последовал новый указ, содержащий в себе аналогичное предписание <7>. На учреждение запасных хлебных магазинов обратила внимание в своем указе и Екатерина II.
--------------------------------
<6> ПСЗ. Собр. I.
<7> Там же.

С созданием Министерства внутренних дел обеспечение народного продовольствия вошло в ведение I отделения Первой экспедиции (Экспедиции попечения о Продовольствии народном) Департамента внутренних дел, состоящей из двух отделений. Первому отделению было поручено вести дела о снабжении государства жизненными припасами. Оно собирало сведения об урожае хлеба в губерниях, ведомости о ценах на него, его экспорте, состоянии городских и сельских магазинов, а также все распоряжения о снабжении губерний солью, содержании и порядке солевых варниц и магазинов и др. Второе отделение занималось строительством присутственных мест <8>.
--------------------------------
<8> Варадинов Н.Н. История Министерства внутренних дел. СПб., 1858. Ч. 1. С. 15 - 16.

В 1811 г. Экспедиция была переименована в Хозяйственный департамент МВД, к которому несколько позже был присоединен Департамент полиции хозяйственной. Для учреждения сельских запасных магазинов назначались такие селения, которые были удобны "средоточиями для сдачи хлеба крестьянами, в других селениях жительствующими" <9>. В Указе от 14 апреля 1822 г. законодатель предписывал магазины строить в местах, безопасных от огня и наводнений, и из материалов, какие где в употреблении просто в виде житниц, не стесняясь какими-либо планами и фасадами" <10>. Также в магазинах предполагалось наличие мерных сусеков, чтобы можно было по занятому в закромах месту судить о наличном количестве хлеба <11>.
--------------------------------
<9> ПСЗ. Собр. II. Т. III. N 1960. С. 420.
<10> ПСЗ. Собр. II. Т. VI. N 4375. С. 182.
<11> Носова Е.А. Хлебная торговля Западной Сибири во второй половине XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2007. С. 146.

Для общего руководства делами народного продовольствия во многих губернских городах были созданы особые органы - комиссии продовольствия, функционирующие под председательством губернатора. Комиссии продовольствия, кроме случаев необходимости, собирались два раза в год - "осенью в октябре, для рассуждений об урожае истекшего лета и об осенних всходах, и летом в июне или июле, для суждения о весенних всходах и о видах будущего урожая" <12>.
--------------------------------
<12> Андреевский И.Е. Полицейское право: В 2 т. М., 1871. Т. 1. С. 321.

Сведения о состоянии хлебных магазинов и продовольственных капиталов, о количестве и видах урожая, о ценах на хлеб и пр., получаемые из уездов, вносились на рассмотрение комиссии. К основным обязанностям комиссий относились: осуществление общего наблюдения за состоянием хлебных магазинов и целостностью продовольственного капитала, распределение пособий, подготовка чрезвычайных мер в случае неурожая <13>. В первые годы деятельности действия комиссий привели к положительным результатам по предотвращению последствий неурожайного 1830 г. Местные запасы хлеба и продовольственные капиталы оказались достаточными, чтобы предотвратить голод среди населения. Но надо принять во внимание, что неурожайному 1830 г. предшествовали хорошие урожаи 1827 - 1829 гг., которые значительно облегчали сбор запасов. Не потребовал исключительных мер и следующий год, но когда в 1833 г. неурожай принял огромные размеры, средства комиссий были уже настолько ослабленными, что даже пособия из казны и энергичные меры правительства не смогли справиться с ситуацией и не избавили население страны от бедствий. Размеры нужды были так велики, что Министерство внутренних дел разослало всем губернаторам наставление о приготовлении хлеба из винной барды, соломы и других веществ <14>.
--------------------------------
<13> Там же.
<14> Министерство внутренних дел. Исторический очерк. СПб., 1901. С. 78.

Таким образом, продовольственная система 1822 г. не оправдала возлагавшихся на нее надежд как Министерства внутренних дел, так и всего правительства. В связи с этим в 1834 г. был образован комитет для пересмотра Положения 1822 г. Главные возражения против принятой продовольственной системы сводились к следующему: 1) хранение такого количества хлебных запасов, которые бы обеспечивали продовольствие населения в течение целого года или даже нескольких лет, сопряжено с большими расходами и неудобствами и на практике неосуществимо; 2) один продовольственный капитал "не обеспечивает от последствий неурожая, ибо цены на хлеб в неурожайных местностях всегда сильно поднимаются, а своевременная закупка хлеба по низким ценам и доставка его на место нужды не всегда возможны" <15>.
--------------------------------
<15> Там же.

Очевидно, для того чтобы иметь возможность двумя способами бороться с последствиями неурожаев, комитет 1834 г. выработал новую систему, по которой во всех губерниях вводились и магазины, и денежный сбор. В результате в 1834 г. был утвержден новый Продовольственный устав, неоднократно переиздававшийся и действовавший фактически до 1917 г. Согласно данному законодательному акту в селениях государственных и помещичьих крестьян предписывалось иметь хлебные запасы в двух формах: натуральной и денежной. На ревизскую душу устанавливался ежегодный сбор в размере 1 четверти озимого и 0,5 четверти ярового хлеба. Назначался также денежный сбор - 10 коп. до накопления 1,6 руб. Для удельных крестьян были введены общественные запашки. Продовольственное снабжение городских жителей в случае неурожая обеспечивалось ежегодным подушным сбором в 15 коп. в течение 20 лет, который взимался только с мещан <16>. Сохранив за Министерством внутренних дел общее попечение о народном продовольствии в Российской империи, Устав возложил обязанности по обеспечению народного продовольствия государственных крестьян на Министерство государственных имуществ.
--------------------------------
<16> СЗ РИ. Т. XIII.

По ведомству Министерства государственных имуществ были созданы как хлебные запасные магазины, так и продовольственный капитал. Причем имели место два вида магазинов: частные, создаваемые в отдельных селениях для обеспечения продовольствием проживающих там крестьян, и общие, учреждаемые в главных пунктах путей сообщений, для передвижения по требованию обстоятельств <17>. Процедура предоставления общих ссуд предусматривала деление крестьян на три разряда по степени нуждаемости в хлебе. Согласно Положению от 16 марта 1842 г. "Об обеспечении продовольствия государственных крестьян" местному Управлению государственных имуществ предписывалось строго наблюдать, чтобы "назначенный в суду хлеб дошел к нуждающимся в свое время, вполне и надлежащем количестве, но без всякого излишества и с возможными сбережениями расходов" <18>. Этим же нормативно-правовым актом законодатель запрещал передачу хлеба из рук в руки, выдачу ссуды посторонним. Волостным начальникам, выдавшим хлеб посторонним, предусматривалось наказание по закону. Крестьяне, получившие ссуду, которая им не полагалась, обязаны были вернуть ее в двойном размере. Возмещение ссуд предполагалось натурой или деньгами по средним ценам. При низком урожае взыскание ссуд приостанавливалось.
--------------------------------
<17> Андреевский И.Е. Полицейское право: В 2 т. М., 1871. Т. 1. С. 322.
<18> ПСЗ. Собр. II. Т. VII. N 15386. С. 176 - 184.

В землях войск казачьих применялись те же правила о хлебных запасных магазинах и продовольственных капиталах, только в ведении Военного министерства <19>.
--------------------------------
<19> СЗ РИ. Т. XIII.

Создание запасных хлебных магазинов в городах Продовольственный устав не предусматривал, ограничившись в данном случае только составлением капиталов народного продовольствия посредством сбора с мещан по 5 коп. серебром с каждой ревизской души в течение 20 лет. Вместе с тем хлебные запасные магазины, созданные ранее, решено было оставить на прежнем основании.
В случае серьезного повышения цен на хлеб разрешалась продажа запасов из сельских запасных магазинов. На основании ст. 633 Продовольственного устава подобная мера считалась необходимой, если стоимость этого товара в свободной продаже увеличилась на 20 коп. с пуда <20>.
--------------------------------
<20> Там же.

Следует отметить, что Продовольственный устав был признан неэффективным уже вскоре после его принятия. При низком уровне земледельческой культуры и повторяющихся почти ежегодно недородах одними законодательными мерами нельзя было достичь прочных результатов. Новая система на практике оказалась столь же неэффективной, как и предыдущая, о чем определенно свидетельствовали в 1840 г. управляющий Министерством внутренних дел граф А.Г. Строганов, в 1842 г. - министр внутренних дел Л.А. Перовский, в 1851 г. - начальники многих губерний и т.д. Л.А. Перовский писал во всеподданнейшем отчете: "Важная часть эта в беспорядке: всеобщая беспечность в урожайные годы причиною тому, что каждый новый неурожай заставал, так сказать, всех врасплох... Многолетний опыт доказал, что самые основания принимавшихся мер требовали изменения" <21>.
--------------------------------
<21> Цит. по: Министерство внутренних дел. Исторический очерк. СПб., 1901. С. 78.

Многие государственные чиновники и дворяне считали, что обеспечение народного продовольствия должно находиться в ведении местных органов. К концу 1850-х гг. царское правительство признало полную непригодность всей продовольственной организации. В своих докладах министр внутренних дел П.А. Валуев указывал на необходимость коренных преобразований в этой области.
Между тем внести изменения в организацию деятельности по обеспечению народного продовольствия удалось значительно позже, а в 1840-х - 1850-х гг. каждый неурожайный год заставлял Министерство внутренних дел принимать экстраординарные меры для облегчения его последствий, хотя бы на данный момент. Сложившаяся ситуация требовала серьезных изменений.
В процессе проведения Крестьянской реформы МВД собирало сведения и о состоянии запасных хлебных магазинов империи. Согласно данным, собранным в 1861 г., было выяснено, что особенно плохо обстояли дела с продовольственными запасами помещичьих крестьян: в некоторых имениях хлебозапасные магазины не строили и не собирали хлеб с крестьян, причем некоторые при этом собирали деньги с крестьян на устройство магазинов, но тратили их на собственные нужды.
Более результативно решались продовольственные проблемы у государственных крестьян, для которых согласно Положению 1842 г. были установлены различные способы продовольственного обеспечения на случай неурожаев. И хотя в неурожайные годы государству неоднократно приходилось выдавать государственным крестьянам крупные пособия, но каждый раз на эти цели хватало собственных запасов. Кроме того, продовольственный капитал и денежные запасы государственных крестьян год от года только увеличивались. Когда в 1866 г. государственные крестьяне были переданы в ведение общих учреждений, в их сельских и центральных магазинах числилось 16 млн. четвертей хлеба (из них 5 млн. четвертей в ссудах), а продовольственный капитал возрос почти до 8 млн. руб. (из них 6 млн. было выдано в виде ссуд) <22>.
--------------------------------
<22> Министерство внутренних дел. Исторический очерк. СПб., 1901. С. 142.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU