УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Алексеев В.И. Надзор и охрана арестантов в механизме правового регулирования (1879-1917 гг.) // История государства и права. 2013. №24. С. 19-25.

 

Наружная охрана в числе чинов конвойной стражи осуществляет сопровождение арестантов гражданского ведомства на внешние работы и в присутственные места, оказывает содействие тюремному начальству при производстве внезапных обысков, подавлении беспорядков в местах заключения (ст. 186 Уст. сод. страж.). Она устанавливала "важнейших арестантов, требующих особо бдительного надзора, которых следует отправлять для содержания в городские тюрьмы".
Внутренний надзор осуществлялся в тюрьмах через надзирателей, и чтобы он был эффективным, арестанты должны содержаться в запертых камерах (ст. 3 Общих указаний...) <1>, необходимо не допускать самовольного перехода арестантов из камеры в камеру (ст. 235 Уст. сод. страж.). В целях предупреждения побегов содержащиеся под стражей по обвинению в тяжких преступлениях должны быть закованы в кандалы (ст. 237, там же).
--------------------------------
<1> Общие указания, преподанные по установлению в тюремных учреждениях надзора при введении в действие положения о тюремной страже. Приложение 3 // Сборник циркуляров ГТУ, изданных в 1879 - 1914 гг. СПб., 1915. Ч. 2 (в дальнейшем - Цир. ГТУ).

Одним из основных требований режима в местах лишения свободы законодатель устанавливает обязательную изоляцию осужденных, а именно постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений. В деятельности тюремной администрации в местах лишения свободы ее роль является исключительной в применении мер, предупреждающих проникновение запрещенных предметов и веществ, которые могут быть использованы для совершения проступков, преступлений, и в связи с этим установление ограничений и особого порядка общения с осужденными.
Главное тюремное управление, анализируя соотношение арестантов с краткими и долгими сроками заключения, приходит к убеждению, что наиболее эффективной формой исполнения наказания является краткосрочное тюремное заключение, процент которого в эти годы составлял от 24,1 до 29,2% к общему количеству заключенных. В целом процент исправительных наказаний за указанные годы возрос, что являлось целью реформирования тюремного ведомства, и составил максимум 90,5% в 1909 г. - как с лишением прав, так и без оного <2>.
--------------------------------
<2> Энциклопедический словарь Русского библиографического института "Гранат". Т. 36. Ч. 6. М., 1936. С. 641.

К порядку размещения арестантов законодатель устанавливает основное требование, чтобы арестанты находились в строгой изоляции отдельной однородной группы заключенных от всех остальных с целью предупреждения вредного влияния друг на друга (ст. ст. 130, 172 - 182 Уст. сод. страж.). Требования режима призваны обеспечить: 1) обязательную изоляцию и постоянный надзор за осужденными; 2) точное и неуклонное выполнение осужденными своих обязанностей; 3) различные условия содержания в зависимости от характера и степени опасности совершенного преступления <3>.
--------------------------------
<3> Ткачевский Ю.М. Советское исправительное право. М., 1971. С. 70.

В качестве признаков рассматриваемого понятия следует акцентировать внимание на следующих моментах: нормативная определенность; наличие государственно-властного характера; обеспечение принудительным государственным воздействием; признание в качестве единственного субъекта их реализации только администрации исправительных учреждений <4>.
--------------------------------
<4> Горобцов В.И. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях и их система // Проблемы теории наказания и уголовно-исполнительного права / Под ред. В.А. Уткина. Томск, 2003. С. 107.

Исходя из вышеизложенного, в числе мер специально-предупредительной деятельности ГТУ в ограничении своеволия и обуздания арестантов были такие, как "воспрещение держать арестантские камеры открытыми, что постоянно практиковалось ранее, давая возможность арестантам различных категорий беспрепятственно сноситься между собой... и чтобы в камерах устраивались занавески и загородки, затрудняющие или даже делающие совершенно невозможным надзор" <5>. В этом пункте циркулярного распоряжения содержатся меры государственно-принудительного воздействия (санкция), которое в охранительных правоотношениях играет существенную роль в отношении предупреждения преступности.
--------------------------------
<5> Цир. ГТУ. 15 июня 1906 г. N 14.

В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией юридической ответственности, выделяют принудительные меры или пресечение противоправных деяний, применяемых в профилактических целях. В связи с этим Главное тюремное управление требовало от администрации тюрем осуществления возможно более частого производства тщательных повальных обысков - не менее двух раз в неделю под наблюдением и даже при непосредственном участии начальников тюрем и их помощников, а в тех случаях, когда имеются основания подозревать подготовку арестантов к побегу, - немедленно, по возможности внезапно <6>.
--------------------------------
<6> Цир. ГТУ. 15 июня 1909 г. N 10.

В условиях продолжающего революционно-освободительного движения царское правительство усиливало карательные санкции, которые преследовали цель общей предупредительной и частнопредупредительной деятельности с целью воздействовать на склонных к правонарушению и поставить их в условия невыгодных для них последствий. В очередном циркуляре Главное тюремное управление рекомендовало: размещение особо опасных преступников в отдельных камерах или небольшими партиями; своевременное заковывание их в кандалы; частое и обязательное производство у них обысков; особая осмотрительность при выводе из камер; наряд достаточного количества надзирателей для наблюдения за ними во время прогулок <7>.
--------------------------------
<7> Цир. ГТУ. 1 сент. 1909 г. N 44.

Важной мерой было применение к уклоняющимся от наказания за совершенные ими преступления дактилоскопии, которая бы обеспечила обнаружение их личности в случае побега их из места заключения и отказа при задержании объявить свое имя и звание <8>. Главное тюремное управление неоднократно подтверждало циркулярными распоряжениями нормы права закона об устранении возможности незаконных сношений арестантов как между собой, так и с внешним миром, а также о предупреждении неоднократно имевших ранее покушений на массовые побеги из тюремных церквей.
--------------------------------
<8> Цир. ГТУ. 30 дек. 1906 г. N 32.

При характеристике воспитательных свойств режима, установленного администрацией тюрем на основании тюремного законодательства в виде надзора и охраны, обращает в первую очередь на себя внимание, что ему принадлежит активная роль в предупреждении преступности, формировании дисциплинированности осужденных. Идеи общей и частной превенции, разработанных С.В. Познышевым, признаются многими учеными и в наше время. Отмечается также, что режим обеспечивает постепенное формирование позитивных навыков и привычек у лиц, лишенных свободы <9>, в т.ч. и в виде санкций за совершенные правонарушения, предусмотренные нормами материального права.
--------------------------------
<9> Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. Л.: ЛГУ, 1963. С. 131.

"Применение мер государственного принуждения, наказания преследует двуединую цель: реализацию юридической ответственности, установленной законодательством, и защиту общества, условий его существования, функционирования и развития от посягательств со стороны правонарушений" <10>. Арестант несет ответственность прежде всего в позитивном значении, т.е. за правильное выполнение возложенных на него обязательств. "Юридическая ответственность - это ответственность на основе законов государства в соответствии с законами государства" <11>.
--------------------------------
<10> Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. Т. 1. М.: Соврем. гуманитар. ун-т, 2001. С. 243.
<11> Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001. С. 360.

Таким образом, Главное тюремное управление достаточно активно осуществляло деятельность по улучшению надзора и охраны осужденных. Принуждение заключенных к правомерному поведению нацелено на то, чтобы устранять создавшиеся аномалии в условиях их содержания, воздействовать на лиц, допустивших нарушения тюремного режима.
Вместе с тем осуществление надзора в местах лишения свободы невозможно без квалифицированного тюремного персонала, а также и соответствующего его количественного состава. В 1909 г. по сравнению с 1908 г. численность тюремной стражи увеличилось на 2240 человек, что составило 17% <12>. И в дальнейшем количественный состав надзирателей увеличивался. Огромны трудности работы надзирателей в особых условиях тюремно-административной службы, которую приходится нести вопреки ее неприглядности, а иногда и в условиях чрезвычайного характера. Это не может не оказывать вреда их здоровью, нервной системе, а потому такая служба не может быть продолжительной. Низшая ступень администрации ограничена в праве отлучиться из тюрьмы, как и сами заключенные. "Это добровольные узники, от которых требуется одна из самых тяжелых для человека жертв - чувства личной свободы" <13>.
--------------------------------
<12> Отчет ГТУ за 1909 г. СПб., 1911. С. 27.
<13> Труды пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского юридического общества. СПб., 1890. С. 139.

Для охранения, перевозки массы заключенных нужно было содержать большое количество надзирателей и конвоя - ведь арестант нигде, кроме своей камеры под замком, не может быть один, без надзора, в т.ч. и при передвижении постоянного конвоя. Одних административно высылаемых числилось в 1906 г. по тюрьмам до 36000 человек; кроме того, осужденные в ссылку, на каторжные работы в Сибирь, рассылаемые по другим тюрьмам. Строя свою смету на пересылку арестантов, ГТУ исходило из среднего числа (в 1906 г.) - 4000 верст на человека в год <14>. Количество надзирателей и охраны заключенных было следующим <15>:
--------------------------------
<14> Никитина Е. Торная дорога: (тюрьма и каторга 1905 - 1913 гг.). Л., 1927. С. 25.
<15> То же.

- 1904 г. - 10316 надзирателей;
- 1908 г. - 13272 надзирателя;
- 1910 г. - 15483 надзирателя;
- 1913 г. - 18000 надзирателей.
Ввиду серьезных требований, предъявляемых к надзирательному составу, который должен служить образцом несения обязанностей, Министр юстиции направил распоряжения о тщательном отборе надзирателей для прохождения курса обучения в школе в Санкт-Петербурге (МЮ - ГТУ. 26 июля 1913 г. N 35) <16>, проведении возможно более частых занятий с надзирателями по стрельбе (МЮ - ГТУ. 2 окт. 1913 г. N 44) <17>, включении в обязанность всем без исключения чинам тюремной стражи знания "на память" основных положений Инструкции о порядке употребления оружия <18>, особом внимании к правильному ношению надзирателями револьверов (спереди, слева у поясной бляхи) (МЮ - ГТУ. 12 окт. 1913 г. N 44) <19>.
--------------------------------
<16> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 120.
<17> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 56. Л. 37 об.
<18> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 63. Л. 11 об.
<19> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 56. Л. 37.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению состава надзора и условий его службы, добиться значительного улучшения так и не удалось: тюремное население прибавлялось, а штаты администрации оставались теми же <20>. В частности, этим исключительно и объясняется просьба начальника тюменской уездной тюрьмы в тюремное отделение тобольского губернского управления об увеличении штата надзирателей на пять человек, ввиду большого числа содержащихся в 1908 г. заключенных и разбросанности зданий тюрьмы, с тем чтобы увеличить число надзирательских постов <21>, т.е. где раньше содержалось 500 заключенных, а теперь имелось 750 - 800, при увеличении штата служащих лишь на двух-трех надзирателей <22>. Естественным результатом такого положения дел стали частые побеги арестантов из тюрем, еще чаще стали совершаться различные преступления и проступки.
--------------------------------
<20> Журчало Я. Современная тюрьма и ее особенности. СПб., 1910. С. 10.
<21> ТФ. ГАТО. Ф. 331. Оп. 15. Ед. хр. 7. Л. 33.
<22> Журчало Я. Указ. соч. С. 13.

Практика осуществления надзора и охраны говорит о том, что надзор осуществлялся крайне неудовлетворительно, а количественный состав надзирателей пополнялся лишь тогда, когда переполнялась тюрьма; их подготовка к службе фактически не проводилась. "Я знал одну тюрьму, - пишет Я. Журчало, - в которой существовал такой обычай: стоящий на посту надзиратель, заметив издали подъезжающее начальство, ударом в колокол давал знать об этом тюрьме. Все немедленно расходились по своим местам, двери камер запирались должным образом. Были, наконец, и такие тюрьмы, в которых внутренний порядок, порядок размещения арестантов был подчинен арестантам, а потому руководство исполнением наказания исходило из личных соображений, а не по закону <23>.
--------------------------------
<23> То же. С. 15.

Как сообщало Главное тюремное управление, чрезвычайно возрос процент дерзких побегов арестантов из мест заключения путем подкопов, взломов оконных решеток, пролома потолков и полов. При побегах в распоряжении арестантов неоднократно, как это было установлено, были орудия взлома, ножи, кинжалы, огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и разрывные снаряды, пользуясь которыми, преступники совершали насилие над стражей, не останавливаясь даже перед ее убийством <24>. Безусловно, если при исполнении уголовного наказания не будут устраняться причины совершения преступления со стороны осужденных, это обстоятельство не будет способствовать действенности применяемых пенитенциарных средств, не окажет влияния на профилактику рецидивной преступности.
--------------------------------
<24> Цир. ГТУ. 15 июня 1906 г. N 14.

О халатности тюремной администрации, послаблении режима содержания арестантов свидетельствуют такие примеры: побег из карцера трех арестантов Курганского тюремного замка, которые вскрыли деревянный пол <25>. 25 марта 1908 г. в Ковенской тюрьме (Польша) арестанты, приговоренные к каторжным работам на разные сроки, в составе 22 человек, напоив водкой стоявшего в коридоре возле них надзирателя Козловского и дождавшись, пока он заснет, все вышли из камеры, вынув револьвер из его кобуры, сбежали из тюрьмы <26>.
--------------------------------
<25> ТФ. ГАТО. Ф. 331. Оп. 15. Ед. хр. 51. С. 108.
<26> ГАРФ. Ф. 122. Оп. 1. Д. 5432. Л. 4.

Что касается указания на изоляцию осужденных, то она обеспечивается посредством другого вида деятельности - охраны осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Министр юстиции, подчеркивая важность соблюдения режима, утвердил Инструкцию "Об употреблении оружия чинами тюремной администрации" от 17 декабря 1907 г. В содержании циркуляра начальникам мест заключения 10 марта 1915 г. сочетались элементы надзора и охраны арестантов, устанавливалась тесная связь между часовыми на постах и надзирательским составом.
Как отмечено в циркуляре, в случае если от часового получены сведения о каком-либо обнаруженном им нарушении арестантами должного порядка, в соответствующую камеру должен немедленно направиться начальник или его помощник или дежурный надзиратель и приказать арестантам прекратить беспорядок, при этом виновные арестанты должны быть без малейшего промедления удалены из камеры в карцер.
К числу проступков относится запрет "подходить арестантам к окнам и кричать или переговариваться с кем бы то ни было, обмениваться через окна какими-либо знаками, садиться на подоконник и что бы то ни было выбрасывать за окно. Арестанты должны твердо знать, что в случае нарушения ими означенных требований часовой может применить оружие" <27>.
--------------------------------
<27> ТФ. ГАТО. Ф. 18. Оп. 1. Ед. хр. 63. Л. 11 об.

С преобразованием управления местами заключения, в частности, в Тобольской губернии, воинский караул при тюрьмах сняли и наружное окарауливание возложили на тюремную стражу. Главное назначение наружных постов - в охране извне тюрьмы от побегов и недопущении сношения арестантов с внешним миром. Поэтому начальникам мест заключения надлежало внушить наружным постовым надзирателям, что они, некоторым образом, исполняют обязанности бывших военных часовых при тюрьмах и так же, как и часовые, должны строго и свято относиться к своим обязанностям и не оставлять своего поста, пока не будут сменены или сняты, даже если бы их жизни угрожала опасность (Цир. МЮ. 3 дек. 1913 г. N 42).
В тюрьмах европейской России военные караулы существовали лишь в виде редкого исключения. Такие караулы существовали в 1911 г. в Пермской и Екатеринбургской тюрьмах, в каторжной тюрьме Николаевского градоначальства и в нескольких исправительных арестантских отделениях, предназначенных для содержания ссыльнокаторжных и превращенных поэтому во временные каторжные тюрьмы. В общем нижними чинами войск наружный караул выполнялся на 350 постах, а надзирателями - на 2300 постах.
Охрана имела своими задачами предупреждение и ликвидацию побегов осужденных, нападения с их стороны на администрацию исправительных учреждений. В предупреждении побегов содержащиеся под стражей по обвинению в тяжких преступлениях должны были быть закованы в кандалы (ст. 237, Уст. сод. страж.). Вместе с тем в период революционных событий 1905 - 1907 гг. по расчету на каждую тысячу среднего ежедневного тюремного населения всех мест заключения приходилось бежавших арестантов <28> (см. таблицу).
--------------------------------
<28> Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления в первые XXXV лет его существования (1879 - 1914 гг.) // Тюремный вестник. СПб., 1914. С. 53.

 

Годы

1901

1902

1903

1904

1905

1906

1907

1908

1909

1910

1911

Число сбежавших

8

7

13

14

23

29

20

8

8

7

7


Вышеприведенные примеры наглядно показывают, что одновременно режим устанавливал правила поведения всех субъектов и участников правоотношений. С одной стороны, тюремное ведомство стремилось к ограничению своеволия и обуздания арестантов, а с другой - к повышению ответственности чинов тюремной системы.
Таким образом, охрана была направлена на предотвращение побегов арестованных, нападения с их стороны на лиц, осуществляющих свои обязанности на внешних постах охраняемого объекта; она постоянно совершенствовалась как с точки зрения кадрового состава, так и опыта несения караульной службы. Надзор за арестантами преследовал задачи предупреждения различных нарушений в местах лишения свободы, осуществления юридических обязанностей и поддержания надлежащего режима как неотъемлемого элемента карательно-воспитательного процесса.
После буржуазно-демократической революции 1917 г. был провозглашен принцип необходимости признавать в заключенном личное достоинство человека. Приказом начальника Главного тюремного управления N 1 устранено из тюремной практики наложение кандалов как мера предупреждения побегов (ст. 407 Уст. сод. страж. изд. 1909 г.) <29>. Для предупреждения побегов пересылаемых лиц от конвоя в пути следования надлежало усиливать в потребных случаях состав конвоя, по усмотрению конвойного начальства, не прибегая к наложению на арестантов наручников или предохранительных связок (ст. 188 Уст. конвойной службы) <30>.
--------------------------------
<29> ГАРФ. Ф. 7420. Оп. 2. Д. 337. Л. 1.
<30> Там же. Л. 35.

В изданном 5 сентября 1917 г. Циркуляре N 72 Министра юстиции и Главного управления местами заключения записано: "...принимаемые заключенные до отвода их в предназначенные им помещения должны быть подвергнуты тщательному обыску с соблюдением во всяком случае их человеческого достоинства" <31>.
--------------------------------
<31> Там же. Л. 15.

На основании вышеизложенного следует отметить, что надзор и охрана арестантов стали несколько более либеральными. Применяемая прогрессивная система содержания, т.е. весь режим наказаний и вознаграждений, заставляет не только соблюдать тюремный порядок, но и добиваться эффективного воздействия тюрьмы на арестантов. Режим как пенитенциарное средство посредством охраны и надзора имеет свои этапы, периоды временного ужесточения и последующего смягчения, ибо это процесс регулируемый.
 

Список литературы


1. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. Л.: ЛГУ, 1963.
2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001 гг.): Очерки теории и практики. М., 2001.
3. Горобцов В.И. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях и их система // Проблемы теории наказания и уголовно-исполнительного права / Под ред. В.А. Уткина. Томск, 2003.
4. Журчало Я. Современная тюрьма и ее особенности. СПб., 1910.
5. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. М.: Соврем. гуманитар. ун-т, 2001. Т. 1.
6. Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления в первые XXXV лет его существования (1879 - 1914 гг.) // Тюремный вестник. СПб., 1914.
7. Никитина Е. Торная дорога: (тюрьма и каторга 1905 - 1913 гг.). Л., 1927.
8. Общие указания, преподанные по установлению в тюремных учреждениях надзора при введении в действие положения о тюремной страже. Приложение 3 // Сборник циркуляров ГТУ, изданных в 1879 - 1914 гг. Ч. 2. СПб., 1915.
9. Отчет ГТУ за 1909 г. СПб., 1911.
10. Ткачевский Ю.М. Советское исправительное право. М., 1971.
11. Труды пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского юридического общества. СПб., 1890.
12. Энциклопедический словарь Русского библиографического института "Гранат". Ч. 6. М., 1936. Т. 36.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU