УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Лоскутов С.М. Генерал-губернаторы и их полномочия по борьбе с террором в России в конце XIX - начале XX в.

// История государства и права. 2014. №2. С. 45-49.

 

Первые покушения террористов на императора Александра II, произошедшие в 1866 и 1867 гг., не были восприняты властью всерьез. Правительство рассчитывало пресечь деятельность преступных элементов в рамках действующих нормативно-правовых актов, однако дальнейшее развитие событий показало несостоятельность подобного подхода. На решительные меры царь-освободитель пошел лишь в 1879 г., когда сначала 9 февраля член партии "Народная воля" Г.Д. Гольденберг выстрелом смертельно ранил харьковского губернатора князя Д.Н. Кропоткина, а затем 2 апреля член "Земли и воли" А.К. Соловьев стрелял в самого Александра II, когда тот совершал прогулку в окрестностях Зимнего дворца, но все пули прошли мимо цели. На дознании и в суде Соловьев признал себя виновным, однако, согласно его показаниям, действовал он самостоятельно, но в сознании того, что его поступок согласуется с духом программы его партии <1>.
--------------------------------
<1> См.: Московские ведомости. 27.05.1879. N 132. С. 3.

Тем не менее данные заявления Соловьева не смогли разубедить правительство в том, что в стране действует настоящая террористическая организация. 5 апреля император издает Указ, в котором вновь подчеркивает, что "события последнего времени с очевидностью указывают на существование в России... шайки злоумышленников, пытающейся подорвать все основы государственного и общественного быта", которая не ограничивается распространением "самых возмутительных учений", но и покушается "на жизнь высших сановников Империи и других лиц, облеченных правительственною властью", вплоть до покушения на цареубийство <2>. Александр II решает прибегнуть к исключительным временным мерам для охранения общественного порядка и вручает чрезвычайные права генерал-губернаторам, фактически переводя ряд губерний на положение военного времени.
--------------------------------
<2> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59476. С. 298.

Согласно Указу генерал-губернаторам подчиняются все местные гражданские управления (в рамках ст. 46 Положения о полевом управлении войск в военное время), а также учебные заведения всех ведомств, по предметам, относящимся до хранения порядка и общественного спокойствия. Генерал-губернаторы получают право предавать военному суду всех гражданских лиц не только за совершение государственных преступлений, но и "за совершение других преступлений, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия". Кроме того, генерал-губернаторы получили право:
- высылать административным порядком;
- подвергать личному задержанию;
- приостанавливать или запрещать издание журналов и газет;
- принимать меры, которые "они признают необходимыми для охранения спокойствия во вверенном им крае".
Кроме уже действовавших на тот момент Московского, Киевского и Варшавского генерал-губернаторств, указ вводил временные должности генерал-губернаторов в Петербурге, Харькове и Одессе, с подчинением им соответствующих губерний <3>.
--------------------------------
<3> Там же. С. 299.

В дальнейшем особые права генерал-губернаторов по охранению порядка и общественного спокойствия продолжали расширяться и уточняться. Так, 28 марта 1880 г. император утвердил Положение Комитета министров "О правах временных генерал-губернаторов". Согласно данному документу:
1) все ходатайства дворянских собраний, земских и городских учреждений, имеющие отношение к охранению общественного спокойствия, должны направляться соответствующим министрам и главноуправляющим через генерал-губернаторов соответствующих губерний;
2) по всем предметам, касающимся нужд и пользы губерний, генерал-губернаторы непосредственно выходят на соответствующих министров и главноуправляющих, которые, если согласовать общую позицию не удалось, через Комитет министров передают дело на рассмотрение императора;
3) в случае нарушения законов по охранению порядка и общественного спокойствия со стороны местных правительственных, сословных или общественных учреждений генерал-губернаторы принимают меры по восстановлению нарушенного порядка и сообщают о произошедшем соответствующему министру или главноуправляющему <4>.
--------------------------------
<4> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 55. Ч. 2. 60730. С. 7.

Одновременно с увеличением прав генерал-губернаторов расширялась и область, на которую распространялась их власть. Так, отдельным указом временному одесскому генерал-губернатору была подчинена еще и Таврическая губерния <5>. В дальнейшем генерал-губернаторы получили право распространять действие Указа от 5 апреля "и на губернии, входящие в состав местных военных округов, в тех случаях, когда это окажется нужным" <6>, чем они активно пользовались. Так, уже в мае 1879 г. сенатскими указами были подтверждены подобные решения ряда генерал-губернаторов. Временному одесскому генерал-губернатору были подчинены Екатеринославская и Бессарабская губернии <7>. В ведение московского генерал-губернатора отошли Ярославская, Тверская и Костромская губернии <8>, днем позже еще и Владимирская с Нижегородской <9>, а в августе к этому списку была добавлена Смоленская губерния <10>. Временному харьковскому генерал-губернатору, в свою очередь, были подчинены Черниговская, Полтавская, Курская, Орловская и Воронежская губернии <11>. Расширение списка губерний, находящихся под действием данного Указа, продолжалось и в 1880 г.: "...те же права относительно административной высылки в пределах вверенного ему края" были предоставлены генерал-губернатору Восточной Сибири <12>. Однако уже в мае 1880 г. император сам очертил губернии, подчиняющиеся генерал-губернаторам, и изъял у последних право самостоятельно распространять действие Указа от 5 апреля на другие губернии, входящие в подчиненные им военные округа. Отныне это мог делать только сам император, а право испрашивать подобные указания через Комитет министров получил министр внутренних дел <13>.
--------------------------------
<5> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59501. С. 307.
<6> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59531. С. 317.
<7> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59688. С. 448 - 449.
<8> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59710. С. 458.
<9> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59711. С. 458.
<10> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 54. Ч. 2. 59920. С. 37.
<11> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 54. Ч. 2. 60187. С. 237.
<12> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 55. Ч. 1. 60700. С. 99.
<13> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 55. Ч. 1. 60925. С. 241 - 242.

27 апреля 1879 г. был объявлен Указ, который продолжил расширение компетенции генерал-губернаторов. По данному Указу "дознания по всем вообще делам о государственных преступлениях и противозаконных сообществах" после их окончания вместе с заключениями прокуроров должны были поступать непосредственно местным генерал-губернаторам. Последние принимали решение о том, применить ли к этим делам Указ от 5 апреля или вернуть их прокурору для дальнейшего рассмотрения в обычном порядке <14>.
--------------------------------
<14> ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53. Ч. 2. 59552. С. 326.

Отметим, что генерал-губернаторы широко применяли свои чрезвычайные полномочия для подавления социально-революционного движения. Ими был издан длинный ряд обязательных постановлений о разных предметах, состоящих более или менее в связи с этим движением, с установлением крупных денежных штрафов за их нарушение. Производились усиленные обыски и аресты лиц, заподозренных в соучастии со злоумышленниками. Большая часть арестованных высылалась из Петербурга и университетских городов под надзор полиции в разные местности; уличенные в виновности предавались военному суду <15>. Всего с апреля 1879 г. по июль 1880 г. под надзор полиции в административном порядке было выслано без суда 575 человек <16>.
--------------------------------
<15> Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1903. Т. 2. С. 614 - 615.
<16> Троицкий Н.А. Царские суды против революционной России. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976. С. 94.

Дальнейшее расширение компетенции генерал-губернаторов произошло в царствование императора Александра III. В соответствии с Положением от 14 августа 1881 г. "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" генерал-губернаторы получали особые права после введения в отдельных местностях империи "исключительных положений" <17>.
--------------------------------
<17> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 1. 350. С. 261 - 266.

В случае объявления местности в состоянии усиленной охраны генерал-губернаторы, по сути, получали право чрезвычайного нормотворчества. Так, согласно Положению, они могли "издавать обязательные постановления" и устанавливать за их нарушения взыскания, "не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей" <18>. Кроме того, им было поручено:
--------------------------------
<18> Там же. Ст. 14, 15. С. 262 - 263.

1) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных ими постановлений (генерал-губернаторы могли возложить эту обязанность на подчиненных им губернаторов, градоначальников и обер-полицмейстеров);
2) запрещать любые собрания (народные, общественные и частные);
3) закрывать на определенный срок или на все время действия состояния усиленной охраны любые торговые и промышленные предприятия;
4) запрещать отдельным личностям пребывание на территории, находящейся в состоянии усиленной охраны, с возможностью их высылки <19>.
--------------------------------
<19> Там же. Ст. 16. С. 263.

Более того, генерал-губернаторы в подчиненных им местностях имели право передать любое уголовное дело на рассмотрение военного суда и требовать рассмотрения его при закрытых дверях. Военный суд по таким делам получал право назначить наказание в виде смертной казни. Утверждение приговора опять же отдавалось на откуп генерал-губернаторам <20>.
--------------------------------
<20> Там же. С. 263 - 264. Ст. 17. 18. 19.

В случае объявления местности в состоянии чрезвычайной охраны для управления ею назначался главноначальствующий, который при необходимости получал и права главнокомандующего армией в военное время. Главноначальствующим, в соответствии с Положением, становился генерал-губернатор <21>.
--------------------------------
<21> Там же. С. 264. Ст. 24, 25.

Кроме прав, предусмотренных отделом о положении усиленной охраны, главноначальствующие получали дополнительные права:
1) подчинять отдельные местности особо назначаемым лицам;
2) учреждать военно-полицейские команды, определять их права и обязанности;
3) изымать дела из общих судов и передавать их как в военные суды, так и на рассмотрение в административном порядке;
4) налагать секвестр на недвижимое и арест на движимые имущества и доходы с них;
5) подвергать в административном порядке лиц заключению в тюрьмы или крепости на три месяца или аресту на тот же срок, или денежному штрафу до трех тысяч рублей;
6) устранять от должности чиновников, а также выборных сословных, городских и земских учреждений;
7) разрешать экстренные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных, городских и земских учреждений, определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения на этих собраниях;
8) приостанавливать периодические издания;
9) закрывать учебные заведения на срок не более одного месяца <22>.
--------------------------------
<22> Там же. С. 264 - 265. Ст. 26.

Чуть позже, в 1892 г., генерал-губернаторы получили особые права и на территориях, на которых было введено военное положение. Несмотря на то что по Закону "О местностях, объявляемых состоящими на военном положении" гражданские власти подчинялись военному начальству <23>, пятый раздел этого Закона наделял генерал-губернаторов широкими правами, полностью совпадающими с теми, которые предоставлялись им по Положению о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия в случае введения в местностях состояния чрезвычайной охраны <24>.
--------------------------------
<23> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 12. 8757. С. 480 - 481. Ст. 13 - 16.
<24> Там же. С. 481 - 483. Ст. 18 - 22.

При Николае II генерал-губернаторы в целом сохранили все полученные ими ранее права. Более того, развитие событий в стране несколько раз заставляло правительство расширять их полномочия.
Первое такое расширение произошло в 1905 г. после Кровавого воскресенья, когда "в видах охранения государственного порядка и общественной безопасности" в столице была учреждена должность генерал-губернатора <25>. Изначально его власть распространялась на сам Санкт-Петербург и на Санкт-Петербургскую губернию, однако спустя пару дней ему были подчинены полиция и состоящие в ведении Министерства императорского двора учреждения в гг. Царское Село, Петергоф, Гатчина и Павловск <26>.
--------------------------------
<25> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 25642. С. 24.
<26> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 25655. С. 28.

Генерал-губернатор получил крайне широкие полномочия. Ему подчинялись губернатор, градоначальник, губернское жандармское управление и жандармские полицейские управления железных дорог. По предметам, относящимся к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, ему подчинялись все местные гражданские управления и учебные заведения, а в полицейском отношении - все казенные фабрики, заводы и мастерские. Генерал-губернатор получил право запрещать отдельным личностям пребывание в столице, а также издавать обязательные постановления в порядке правил о положении усиленной охраны, причем предмет таких постановлений был расширен по сравнению с Положением - в аналогичном порядке могли издаваться и постановления по вопросам благоустройства и благочиния. В случае необходимости генерал-губернатор мог вызывать для содействия гражданским властям войска, лично определяя их род и количество, причем прибывшие войсковые части переходили под его непосредственное командование <27>.
--------------------------------
<27> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 25642. С. 24.

При генерал-губернаторе Указом от 24 января была учреждена канцелярия <28>. В соответствии со штатом в ее состав входили 23 человека, однако генерал-губернатор получил право назначать не более десяти чиновников особых поручений сверх штата. Кроме того, генерал-губернатору отпускалась особая сумма "на экстраординарные расходы", размер и источники которой определялись по соглашению с министрами внутренних дел и финансов <29>.
--------------------------------
<28> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 25740. С. 63.
<29> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. Штаты и табели. С. 22 - 23.

Однако новая должность существовала недолго. После опубликования Манифеста 17 октября и назначения министром внутренних дел П.Н. Дурново был издан Указ, упразднивший должность санкт-петербургского генерал-губернатора и его канцелярию <30>.
--------------------------------
<30> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 25. 26893. С. 799.

Второе временное расширение полномочий генерал-губернаторов произошло в 1906 г. на основании Положения "Об учреждении военно-полевых судов". В соответствии с этим документом, в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал-губернаторы получили право предавать обвиняемого военно-полевому суду для суждения по законам военного времени в тех случаях, когда "учинение лицом... преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании". Военно-полевой суд учреждался в указанном генерал-губернаторами месте в составе председателя и четырех офицеров от войск или флота. Распоряжение о передаче дела в такой суд с указанием лица, предаваемого суду, и предмета предъявляемого обвинения должно было следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. Суд должен был немедленно приступить к разбору дела при закрытых дверях и окончить его рассмотрение в срок, не превышающий двух суток. Объявленный приговор не подлежал обжалованию и немедленно вступал в законную силу. Его необходимо было привести в исполнение не позже суток с момента провозглашения <31>. Следовательно, Положение предусматривало значительное ускорение судебного процесса: между передачей дела в суд и исполнением приговора проходило не более трех суток, а решение вопроса о направлении каждого конкретного дела в такой суд отдавалось на откуп все тем же генерал-губернаторам.
--------------------------------
<31> ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 26. 28252. С. 813 - 814.

Таким образом, появившись на волне первых террористических актов, генерал-губернаторы сохраняли свои полномочия на протяжении длительного периода. Данная должность, вводившаяся для ускорения решения вопросов на местах и быстрого реагирования на возникающие проблемы, доказала свою состоятельность, что и стало причиной ее последующего развития в царствование Александра III и Николая II.
 

Список использованной литературы


1. Московские ведомости. 27.05.1879. N 132.
2. ПСЗ. Собрание (1825 - 1881). Т. 53 - 55.
3. ПСЗ. Собрание (1881 - 1913). Т. 1; 12; 25; 26.
4. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1903. Т. 2.
5. Троицкий Н.А. Царские суды против революционной России. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU