УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Коновалов И.А. Полицейская реформа в Сибири во второй половине XIX в.

// История государства и права. 2014. №9. С. 25-28.

 

До реформ 60 - 70-х гг. XIX в. полиция в Российской империи рассматривалась не только как часть исполнительной власти, занимающаяся правоохранительной деятельностью, но и как почти вся исполнительная система власти на местном уровне. Реформы, особенно судебная и земская 1864 г., а также впоследствии городская 1870 г., повлекли за собой реформу полиции. Смысл полицейской реформы заключался в ликвидации сословного элемента в организации и деятельности полицейских органов, в дальнейшей специализации полицейской деятельности посредством выделения из ведения полиции судебно-следственных полномочий, пенитенциарной системы и освобождения ее от финансово-хозяйственной деятельности, в ликвидации разобщенности в организации полицейских подразделений, в повышении эффективности функционирования полицейских учреждений, в поднятии авторитета полиции в глазах подданных и в создании соответствующей новым условиям нормативной базы. Реформой изменяли не только компетенцию, но и структуру полицейских органов. 25 декабря 1862 г. началась полицейская реформа на местном уровне в форме "Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний по общему учреждению управляемых", изменившая структуру полицейских органов на местах в центральных губерниях империи <1>.
--------------------------------
<1> ПСЗ РИ. Т. 37. Ч. 2. Собр. 2. СПб., 1865. N 39087.

"Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний по общему учреждению управляемых" на Сибирь не были распространены, поскольку местное управление региона функционировало на основании "Учреждения Сибирского", подготовленного еще в 1822 г. М.М. Сперанским. Однако через пять лет, в 1867 г., некоторые положения "Временных правил" получили воплощение в сибирских генерал-губернаторствах. Аналогичная по сути реформа организации полицейских органов была проведена и в Сибири. Мнением Государственного совета от 12 июня 1867 г., принятым по представлению МВД "О преобразовании полиции в Сибири" <2>, упразднялись городские полицейские управления и земские суды, а взамен создавались окружные полицейские управления Восточной и Западной Сибири. Мнение Государственного совета "О преобразовании полиции в Сибири" имело своей целью путем реструктуризации полицейских органов повысить их эффективность и приблизить организационную структуру сибирской полиции к общероссийской. Состав окружных полицейских управлений (в Сибири в то время вместо уездов были округа) стал таким же, как во внутренних губерниях империи состав уездных полицейских управлений. Исключение составлял о. Сахалин, где полицейское управление состояло из окружного начальника и из смотрителей тюрем и их помощников <3>.
--------------------------------
<2> ПСЗ РИ. Т. 42. Собр. 2. СПб., 1871. N 44681.
<3> Ивановский В.В. Административное устройство наших окраин. Казань, 1891. С. 37.

В результате реформы произошло объединение городской и сельской полиции в единую окружную (только в конце XIX в. округа в Сибири были преобразованы в уезды) полицию. Городские полицейские управы, земские суды и общие окружные управления объединялись под руководством окружных исправников в единые окружные полицейские управления, которым подчинялись городские центры и другие поселения, находящиеся в пределах округов, за исключением губернских или приравненных к ним по статусу городов, где сохранялись отдельные городские полицейские управления. Полицейские должности окружных начальников, земских исправников и городничих были упразднены, вместо них учреждалась должность окружного исправника. Окружные исправники в Сибири, как везде в империи с 1862 г., стали назначаться и увольняться не МВД, а непосредственно губернаторами, с последующим утверждением генерал-губернаторами <4>. Канцелярии городничих, земские суды и общие окружные управления были заменены общими присутствиями окружных полицейских управлений <5>.
--------------------------------
<4> СЗ РИ. Т. 2. Учреждение Сибирское. СПб., 1912. Ст. 85.
<5> ПСЗ РИ. Т. 37. Ч. 2. Собр. 2. СПб., 1865. N 39087.

Согласно Мнению Государственного совета от 12.06.1867 в регионе были ликвидированы Тюменское, Омское, Тарское, Ишимское, Березовское, Каинское, Енисейское и Минусинское общие окружные управления. В гг. Омске, Тобольске, Петропавловске, Томске, Усть-Каменогорске, Колывани, Семипалатинске, Иркутске, Красноярске, Чите, Якутске, Троицкославске, Николаевске и Благовещенске сохранялась отдельная городская полиция во главе с полицмейстерами. В остальных сибирских округах земские суды и городские полиции объединялись в окружные полицейские управления. В генерал-губернаторстве Западной Сибири было создано также особое Сургутское окружное полицейское управление с непосредственным подчинением тобольскому губернскому начальству. В Бийском округе учреждалось полицейское отделение, действующее на основе "Сибирского учреждения для управления кочевыми инородцами" <6>.
--------------------------------
<6> ПСЗ РИ. Т. 42. Собр. 2. СПб., 1871. N 44681.

Мнением Государственного совета 1867 г. был установлен новый, очень небольшой штат чиновников МВД для двух сибирских генерал-губернаторств. Высочайше установленный штат предусматривал для Сибири, Дальнего Востока и Северного Казахстана всего 463 полицейских чиновника (исключая губернаторов и членов губернских правлений). Для генерал-губернаторства Западной Сибири предполагалось 67 сотрудников полиции в городах и 190 в окружных полицейских управлениях. В генерал-губернаторстве Восточной Сибири - 46 сотрудников МВД в городах и 160 полицейских чиновников в окружных управлениях <7>.
--------------------------------
<7> ПСЗ РИ. Т. XLII. Собр. 2. Приложения и таблицы. СПб., 1871. N 44681.

Реорганизация сибирской полиции расширила властные полномочия окружных исправников, в компетенции которых стали находиться все дела полицейского управления окружных городов и округов. Власть исправника теперь охватывала весь округ. Со времен екатерининских "Учреждения для управления губерний" 1775 г. и "Устава благочиния или полицейского" 1782 г. в каждом сибирском городе и округе под руководством городничего и земского исправника действовали совещательные органы и исполнительно-распорядительные коллегии из городских и окружных чиновников в форме присутствий - управы благочиния и земские суды. Сначала новая структура окружной полиции переплеталась со старыми дореформенными институтами: коллегиальными присутствиями, отдельными заседателями (участковый пристав в центральных губерниях) и волостными органами крестьянского самоуправления, которые были опорой полиции в ее деятельности. В результате реформы за органами внутренних дел остались, главным образом, функции, не требующие обсуждения в коллегиальном порядке, поэтому коллегиальный принцип деятельности полицейских органов на уровне округов был заменен принципом единоначалия.
С 1873 г. в соответствии с императорским именным указом "Об установлении нового порядка комплектования полицейских и пожарных команд" сибирские полицейские и пожарные команды стали комплектоваться не из городовых казаков, а на основе свободного найма. Указ 1873 г. вменял в обязанность городским обществам пополнять убыль из них вольнонаемными людьми <8>. Во второй половине XIX в. в Сибири произошел почти полный переход, за исключением волостного уровня управления, от феодальной организации низшего звена полиции, основанной на натуральной повинности казаков, к профессиональной полиции, комплектуемой на контрактной основе. Была создана система социальной защиты сотрудников и их заинтересованность в результатах несения службы. Полицейским была установлена заработная плата, введены медали за выслугу лет. За непрерывную семилетнюю службу была введена надбавка в размере 1/3 должностного оклада. За тридцатилетнюю службу в полиции была установлена пенсия <9>.
--------------------------------
<8> ПСЗ РИ. Т. 48. Ч. 2. СПб., 1876. N. 52438.
<9> Воинова Л.Е. Анализ бюджетного обеспечения МВД Российской империи в XIX - XX вв. // История государства и права. 2011. N 11. С. 43.

В период принятия Мнения Государственного Совета 1867 г. сотрудникам сибирской полиции было установлено следующее денежное содержание: полицмейстер и окружной исправник - 1500 руб. в год; помощник исправника - 1000 руб.; секретарь - 400 руб.; столоначальник и регистратор - 200 руб.; отдельный заседатель и полицейский пристав - 600 руб.; помощник пристава - 400 руб.; надзиратель - 400 руб. в год. Должность окружного исправника была приравнена к седьмому классу по Табели о рангах (по "Учреждению для управления губерний" 1775 г. исправник - восьмой класс), а его помощника к восьмому. Исправник, помощник исправника и приставы пользовались квартирным содержанием, которое составляло для исправника 300 - 500 руб. в год, помощника исправника 200 - 300 руб., пристава 150 - 200 руб <10>.
--------------------------------
<10> Анучин Е.Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с Учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени. СПб., 1872. С. 152.

Позднее специальным законом 1884 г. была установлена единая форма обмундирования для сотрудников городской и окружной полиции. В обмундирование сибирских чиновников полиции - полицмейстеров, окружных исправников, помощников полицмейстеров, отдельных заседателей, городских приставов и надзирателей входила шапка из черной мерлушки с серебряным гербом губернии в городах и золотым гербом в округах на кокарде офицерского образца. В летнее время - офицерская фуражка из сукна темно-зеленого цвета, кафтан темно-зеленого цвета, в летнее время - двубортный китель "не бледного" цвета с петлицами и серебряными погонами. Атрибутами формы были шелковые галстуки, шаровары, заправленные в сапоги, черный кушак, а также шинель офицерского образца серого цвета. Нижние чины - городовые и урядники обмундировывались в такую же форму, как и чиновники полиции, но с погонами темно-зеленого сукна с оранжевым кантом или шнурами из оранжевого спура, шерстяными галстуками и темно-серыми шинелями солдатского образца. Все полицейские были обязаны иметь на вооружении шашку драгунского образца и револьвер <11>.
--------------------------------
<11> ПСЗ РИ. Т. 4. Собр. 3. СПб., 1887. 2097.

Полицейской реформой 1867 г. был также создан полицейский резерв в округах. В Сибири реформа коснулась прежде всего городских центров. В городах была увеличена численность полицейских надзирателей (бывшие квартальные надзиратели). После распространения на регион городской реформы 1870 г. полиция губернских и приравненных к ним центров была освобождена от финансово-хозяйственных функций, которые она выполняла до реформы. Изменения не коснулись сельской местности, где в регионе не были созданы земства и органам МВД по-прежнему приходилось заниматься финансово-хозяйственной деятельностью. Полицейских органов, действующих на профессиональной основе в сибирских волостях, во второй половине XIX в., также не было создано. Полицейскую деятельность в сельской местности под контролем окружных исправников и отдельных заседателей осуществляли выборные от сельских обществ - десятники. Несшие службу на профессиональной основе полицейские урядники появились в крае только в конце XIX в.
Полицейская реформа в Сибири имела в большей степени поверхностный, внешний характер. Были оставлены почти без изменений предметы ведомства, пределы власти, порядок действий, распределение обязанностей, отчетность и ответственность полиции. Реформа не затронула также судебно-следственных полномочий, выполнявшихся органами МВД в крае. За полицией в Сибири осталось производство предварительного следствия (институт судебных следователей в Сибири в тот период не был создан), а также из-за отсутствия мировой юстиции (до распространения на Сибирь положений судебной реформы 1864 г.) отдельные судебные полномочия.
Многие работники органов внутренних дел продолжали нести службу по-старому, попросту игнорируя изменения в законодательстве. При таких широких правах и незначительных средствах к их реализации власть уездного полицейского управления колебалась между произволом и попустительством. Верховной власти не удалось, как это признавалось приезжими ревизорами и местными администраторами, сделать полицейские управления достаточно эффективными и поставить их в строгие рамки закона. Управление бесправными ссыльными поселенцами развращало сотрудников сибирской полиции, они легко переносили привычные им методы и средства управления безгласными ссыльными на добропорядочных подданных. "Ворованные вещи часто являются во владении охранителей безопасности, и при следствиях они же помогают попавшимся давать показания. Бродяги, скопляющиеся в городах, являются одною из доходных статей, пополняя цифру крошечного жалованья, получаемого полицейскими агентами в Сибири. Начальство прикажет устроить облаву - бродяги своевременно предупреждены, и в руки полиции попадаются все люди с паспортами, которые, просидев ночь в каталажке и заплатив по рублю, выпускаются" <12>.
--------------------------------
<12> Станюкович К.М. В далекие края // Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. М., 1977. С. 307.

Однако объединение городских и окружных полиций способствовало устранению разобщенности местных полицейских органов, повышению оперативности в деятельности органов МВД. Полицейская реформа в Сибири 1867 г. более четко установила пределы компетенции полицейских и способы прокурорского контроля за их деятельностью. Мнение Государственного совета 1867 г. устанавливало, что "впредь до окончательного устройства сибирской полиции с отделением от нее производства предварительного следствия, полицейские управления должны руководствоваться в своих действиях теми же постановлениями, которыми руководствовались прежде городские и окружные (земские суды) полицейские органы" <13>.
--------------------------------
<13> ПСЗ РИ. Т. 42. Собр. 2. СПб., 1871. N 44681.

Во второй половине XIX в. полицейская функция, тождественная в дореформенный период общеадминистративной функции, начала приобретать самостоятельную материальную и процессуальную форму реализации охранительной функции коронной власти, обособляясь в виде специализированных полицейских подразделений. Из хаотичного, бессистемного, разбросанного по разным учреждениям и ведомствам отправления полицейских функций мало-помалу выделились специальные органы с постепенно определяющимся кругом действий и положением в ряду других государственных учреждений <14>. Сибирские органы внутренних дел в губернских и приравненных к ним городах стали заниматься своей основной функцией - обеспечением общественного порядка и спокойствия. Однако на уровне уездов, из-за отсутствия земств, которые так и не были созданы в Сибири в дореволюционный период, сотрудники МВД по-прежнему не были освобождены от выполнения разного рода хозяйственных полномочий.
--------------------------------
<14> Исторический очерк образования и развития полицейских учреждений в России. СПб., 1913. С. 38.

Сибирские подразделения МВД только с 1897 г., с распространением на регион некоторых положений судебной реформы 1864 г., перестали выполнять судебно-следственные полномочия. Небольшой численный состав, низкие зарплаты сотрудников, отсутствие предварительного отбора и профессиональной подготовки, крайняя загруженность и доведенная до мелочей регламентация полицейской службы, с одной стороны, особый порядок ответственности полицейских за неправомерные действия - с другой, сдерживали реформирование и развитие полиции, приводили к тому, что полицейские органы не пользовались авторитетом и поддержкой у значительной части населения Сибири.
 

Список литературы


1. ПСЗ РИ (Полное собрание законов Российской империи). Т. 2; 4; 37; 42; 48.
2. Анучин Е.Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с Учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени / Е.Н. Анучин. СПб., 1872. С. 152.
3. Воинова Л.Е. Анализ бюджетного обеспечения МВД Российской империи в XIX - XX вв. / Л.Е. Воинова // История государства и права. 2011. N 11. С. 43.
4. Ивановский В.В. Административное устройство наших окраин / В.В. Ивановский. Казань, 1891. С. 37.
5. Исторический очерк образования и развития полицейских учреждений в России. СПб., 1913. С. 38.
6. Станюкович К.М. В далекие края / К.М. Станюкович // Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. М., 1977. С. 307.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU