УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Логинова А.С. Борьба с контрабандой в дореволюционной России: причины, ход, результаты

// История государства и права. 2014. №16. С. 43-48.

 

Контрабанда относится к числу явлений, известных человечеству со времен глубокой древности. Под контрабандой (от итал. contrabando - против правительственного указа) принято понимать незаконное перемещение через границу товаров, транспортных средств и иных ценностей. Другими словами, контрабандой является сам незаконно перевозимый товар <1>.
--------------------------------
<1> Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 895.

По-видимому, появление контрабанды напрямую связано с развитием государств и зарождением международной торговли. Наша страна не исключение в отношении данного явления. Истоки зарождения контрабанды, вероятно, следует искать в губительном для экономики периоде политической раздробленности Русских земель, юридической предпосылкой которой считается съезд князей в городе Любече в 1097 г. с его знаменитым решением: " ...каждый да держит вотчину свою", а его формальным началом - изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславовича в 1136 г.
Именно после распада Киевской Руси в период феодальной раздробленности на границах между княжествами стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу. В период распада Киевской Руси, по мнению А.С. Хлудневой, начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы <2>.
--------------------------------
<2> Хлуднева А.С. История зарождения, становления таможенных органов в период VII - начала XX века // История государства и права. 2011. N 3. С. 2 - 8.

Правители новообразованных княжеств устанавливали собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. В свою очередь это провоцировало попытки объезда таможенных застав.
Первыми контрабандистами на Руси можно считать иностранных купцов, в основном представителей Ганзы, и англичан. Также следует сказать о том, что контрабанда всегда была международным явлением. Например, в конце XVII в. активно действовал контрабандный канал по доставке шерсти из Англии во Францию. Больше 60% поставляемого товара носило статус контрабанды <3>.
--------------------------------
<3> Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 27.

В научной литературе ранее предпринимались некоторые попытки установления причин возникновения контрабанды. Так, И.М. Кулишер видит причины возникновения контрабанды в несовершенстве таможенного управления, подкупности чиновников и неопределенности ставок <4>. Ю.Г. Кисловский считает, что таможенный тариф и контрабанда взаимосвязаны на протяжении веков и особенно ярко в современных условиях <5>. С упомянутыми выше авторами следует согласиться, так как именно установление границ, высокие ставки таможенных пошлин и сборов спровоцировали появление такого правового явления, как контрабанда.
--------------------------------
<4> Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903. С. 19.
<5> Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 31.

До нас практически не дошли исторические источники XI - XV вв., содержащие информацию о контрабанде. Возможно, это связано с низкой сохранностью документов, но, скорее всего, это обусловливается незначительными объемами контрабанды. В XVI - XVII вв. деятельность контрабандистов стала набирать обороты. Мы предполагаем, что это связано в первую очередь с образованием внутреннего рынка. Следствием этого стало и развитие внешней торговли. Также в середине XVI - XVII в. иностранные купцы получили льготные торговые грамоты, и именно через них и осуществлялся выход на внешний рынок. Предоставление иностранным купцам льгот вызвало недовольство отечественных торговцев, так как механизм защиты отечественного производителя от излишней иностранной конкуренции переставал работать. Другими словами, и без того слабый отечественный производитель перестал быть конкурентоспособным.
Значимым нормативным актом XVII в. был Новоторговый устав 1667 г. Он отменил льготы на торговлю, увеличил ставки таможенных пошлин в четыре раза и ввел запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары <6>. Тем самым был вновь спровоцирован рост контрабанды. Новоторговый устав имел двойственные последствия для борьбы с незаконным ввозом или вывозом товаров. Имея ярко выраженный протекционистский характер, он стимулировал рост незаконного ввоза и вывоза товаров из страны, однако доходы казны в то же время были значительно увеличены за счет средств, поступавших от взимания таможенных платежей.
--------------------------------
<6> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 1. N 408.

Ю.Г. Кисловский отмечает, что в России, в отличие от западных стран, таможенное дело развивалось самобытным путем. По сравнению с Западом тарифные ставки в России были значительно ниже, что говорило о фритредерской направленности таможенной политики. Это была одна из первопричин, почему контрабанда в XVII в. не представляла угрозы для экономики государства <7>. Оборот контрабанды возрос. В начале XVII в. с принятием в 1724 г. протекционистского тарифа значительно увеличились ставки таможенных пошлин с одновременным закрытием таможенных границ. В 1723 г. Петр I издал Указ, согласно которому вдоль польской границы были учреждены заставы, через которые и следовало провозить товары. Содержание Указа было сосредоточено на борьбе с контрабандой, но, как показала практика тех лет, одного законодательного подкрепления борьбы с контрабандой было недостаточно, так как в определенной степени развитию незаконного ввоза вдоль застав способствовали сами таможенные чиновники <8>.
--------------------------------
<7> Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 33 - 35.
<8> Пограничник. 1906. N 1. С. 15.

Петр I уделял значительное внимание борьбе с незаконным ввозом и вывозом товаров как посредством издания законодательных актов, так и путем создания специальных служб по борьбе с данным видом преступления. Например, Петр I с целью препятствования контрабанде и для охраны границ на польской границе выставил форпостные команды, которые дислоцировались на заставах. Также предпринимались меры и по предотвращению контрабанды с моря, для этого выделялись специальные суда. По Указу Петра I были созданы фискалы, на которых возлагалась обязанность контролировать, чтобы через границу не проникали "подозрительные люди", а также чтобы в государство не ввозились "заповедные товары". Данные действия были направлены на защиту отечественного производителя. За незаконный ввоз либо вывоз товаров взималась пошлина в двойном размере, а если у владельца товаров не было на это средств, то его судно конфисковалось, чтобы предупредить дальнейшие попытки незаконного ввоза товаров.
Подобным образом Петр I впервые ввел и меры поощрения для лиц, обнаруживших и пресекших незаконный ввоз либо вывоз товаров. По Морскому регламенту 1724 г. за выявление контрабандных товаров таможенным служащим полагалась одна четвертая часть конфискованного товара <9>. Данная мера, принятая Петром I, привела к достаточно успешной поимке контрабандистов и сокращению объемов контрабандного ввоза и вывоза из страны товаров.
--------------------------------
<9> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. VIII. N 9330.

В 1731 г. был издан более умеренный и лояльный таможенный тариф. Это привело к сокращению объемов контрабанды. Кроме того, тариф четко определял правила таможенного оформления и порядок проведения таможенного контроля, что положительным образом сказалось на пресечении незаконного ввоза товаров. В 1753 г. в ходе реформы графа Шувалова были ликвидированы внутренние таможни, а таможенный сбор, составляющий 13% таможенных доходов, был переложен на пограничные таможенные учреждения <10>. И вслед за этим проявилась парадоксальная закономерность: увеличение таможенных сборов способствовало в очередной раз активизации контрабанды.
--------------------------------
<10> Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 36.

В связи с тем что по Тарифу 1757 г. пошлины возросли в разы, поток контрабандных товаров увеличился. Также из-за ликвидации внутренних таможен и отмены откупной системы борьбе с контрабандой стало уделяться более пристальное внимание. Оно было акцентировано именно на таможенном досмотре лиц, пересекающих таможенную границу, независимо от чина, а не на штрафных санкциях за незаконный провоз товаров <11>.
--------------------------------
<11> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. XV. N 11489.

Еще одной предпосылкой развития контрабанды в обозначенный период являлась слаборазвитая промышленность при высоких тарифных ставках.
Таким образом, злоупотребления в таможне приобрели массовый характер. Среди всех проводимых мероприятий наиболее действенным было понижение таможенных пошлин, но данный механизм не сработал в связи с тем, что многие товары в России не производились.
В период царствования Екатерины II таможенная служба претерпевала кардинальные изменения. Как-то раз Екатерина II поинтересовалась, сколько доходов бюджет страны теряет от контрабанды. Отчет был предоставлен ей Коммерц-коллегией <12>. Как оказалось, только задержанной контрабанды хватило бы, чтобы покрыть внешний долг, например, перед Генуей.
--------------------------------
<12> Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 36.

Следует отметить, что на уровне правосознания российского общества соответствующего периода имущественные преступления (а к их числу можно отнести и контрабанду) не вызывали серьезного осуждения среди населения <13>. Причем "снисходительность" к таким преступлениям требовалась и от монарха. Как свидетельствуют исследователи российской ментальности, одной из черт "идеального" монарха считалось милосердное отношение к преступникам. На уровне фольклора это нашло отражение и в образе Петра I <14>, и Екатерины II <15>. В любом случае, и Петр I, и Екатерина II, и другие российские правители старались бороться с контрабандой не столько жесткими репрессивными мерами, сколько другими способами.
--------------------------------
<13> См.: Демичев А.А. Монарх как носитель высшей справедливости в российском менталитете XVIII - первой половины XIX в. (по материалам дореволюционных анекдотов) // Преподавание истории в школе. 2008. N 10. С. 73 - 79.
<14> См.: Демичев А.А. Образ Екатерины II как "идеального" монарха в российском общественном сознании XVIII - начала XIX в. (по материалам исторических анекдотов) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. N 2. С. 20 - 25.
<15> Демичев А.А. Образ Петра I как идеального монарха в российском менталитете XVIII века (по материалам исторических анекдотов) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. N 20. С. 20 - 25.

Высочайшим Указом Екатерины II для охраны границ России в экономическом отношении в 1782 г. была создана таможенная пограничная стража. Екатерина II велела Сенату подготовить закон, регламентирующий создание специальной таможенной стражи. Главная цель последней заключалась в закрытии границ и пресечении провоза контрабанды. Императорский Указ от 10 октября 1782 г., объявленный во всенародное известие, гласил: "В Именном ея Императорского Величества Указе, данном Сенату в 27 день минувшего сентября за подписанием собственные ея Величества руки, написано: Употребленная до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы НАШИ, и к удобнейшему открытию таковых покушения не были к тому достаточны; большая же часть оных обращалась единственно в напрасный казне убыток, и в тягость людей на стражу престарелых из гарнизонов, с коих силами подобное проездов пограничных охранение нимало согласовать не может. По многом разыскивании всего того, что может способствовать лучшим образом прекращению таковых злоупотреблений, Мы предпочли учредить по границе Нашей особую таможенную цепь и стражу, на следующих основаниях" <16>.
--------------------------------
<16> Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Ф. 212. Указы. II отд. Д. 52. Л. 385.

В результате реализации екатерининского Указа была создана пограничная таможенная стража, которая состояла из таможенных объездчиков и пограничных таможенных надзирателей. Такая стража создавалась в каждой пограничной губернии. Таможенные служащие принимались на службу по контракту за вознаграждение. В обязанности таможенных объездчиков входило пресечение незаконного ввоза или вывоза товаров. Над таможенными объездчиками устанавливался таможенный надзиратель, который назначался на должность губернским правлением с одобрения казенной палаты.
Таким образом, следует сказать, что Екатерина II положила начало созданию охраны границы на основе контроля. Действия Екатерины II в области борьбы с контрабандой дали значительные результаты, так как именно жесткого таможенного контроля и не хватало в тот исторический период борьбы с незаконным ввозом либо вывозом товаров. Однако одного законодательного принуждения, по нашему мнению, недостаточно для борьбы с таким экономическим преступлением, как контрабанда.
Отметим также и то, что с XVII по XVIII в. произошло формирование правовых и организационных основ сыскной работы таможни. Так как была создана государственная система мер по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, предусматривающей наличие "особой таможенной цепи и стражи", и институтов "местных фискалов и осведомителей". Названная система мер продолжала совершенствоваться в XIX - XX вв. <17>
--------------------------------
<17> Козловский А.Ю. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2010. N 3. С. 5 - 8.

В начале XIX в. контрабанда превратилась в серьезное бедствие для России. К ее росту привело введение жесткой протекционистской политики, а именно таможенного тарифа 1822 г., строительство железных дорог и развитие внешней торговли на юге и востоке страны.
Борьба с контрабандой приобрела государственное значение. Важным фактором успешного противодействия этому явлению стало развитие законодательства по борьбе с незаконным провозом товаров. Законодательство по борьбе с контрабандой, реализованное в уголовных нормах, таможенных уставах и других документах, свидетельствует, что государство ужесточило меры наказания за незаконный ввоз либо вывоз товаров, переходя от мер административного воздействия к привлечению к уголовной ответственности контрабандистов. Интересной представляется позиция А.В. Татаренко, полагающего, что развитие капитализма в России к середине XIX в. потребовало проведения новой кодификации таможенного законодательства, в котором значительное место отводилось вопросам борьбы с неуплатой таможенных платежей и контрабандой. Систематизированное законодательство об уголовной ответственности в отношении контрабанды в России появилось в Таможенном уставе 1819 г., откуда оно затем было перенесено в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Занимательной особенностью того периода является то, что понятия "контрабанда" и "уклонение от уплаты таможенных платежей" не разделялись. Уголовное и таможенное законодательство того времени применяло понятие "дефраудация", объединяющее в себе обманное, мошенническое уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду <18>.
--------------------------------
<18> Татаренко А.В. Правовое регулирование таможенной деятельности в России XIX века // История государства и права. 2008. N 4. С. 22.

Важным моментом является то, что в 1822 г. было принято решение об упразднении таможенной стражи и создании пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов. Уже в 1827 г. была создана новая таможенная пограничная стража на твердых воинских началах, с военной организацией по типу регулярной армии, что опять же являлось положительным моментом в организации борьбы с контрабандой, так как таможенные объездчики и таможенные надзиратели нередко были замешаны в незаконном провозе товаров <19>.
--------------------------------
<19> Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 36.

В XIX в. Россия по-прежнему отставала в промышленном развитии, несмотря на отмену крепостного права в 1861 г. и индустриализацию в конце столетия. До введения в 1877 г. "золотых пошлин" рынок России был переполнен иностранными товарами, и контрабандистская деятельность была немного уменьшена. После принятия протекционистской таможенной политики и повышения пошлин контрабанда в очередной раз возрастала. Например, грандиозные размеры контрабанды были отмечены в отчете о Московской мануфактурной выставке председателя ассоциаций торговых палат Великобритании Ллойда (март 1866 г.) на примере ввоза сигар. Так, в 1861 г. весь привоз сигар в Россию составил 3360 пудов, тогда как в одном Петербурге два торговца продавали их больше этого количества <20>.
--------------------------------
<20> Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX в. Томск, 1911. С. 172.

Отметим, что и методы провоза товаров незаконным способом совершенствовались. Практиковался подкуп доносчиков из числа служащих в пограничном надзоре, которые путем обмана наводили стражников на ложный путь. В перинах и подушках прятали и провозили изделия из кружева, бархата и тюля. Ряд ухищрений применялся в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Например, товары, на которые была установлена более высокая пошлина, выдавались за товары с более низким таможенным обложением или вовсе позиционировались как товары, ввозимые без уплаты таможенных пошлин <21>.
--------------------------------
<21> Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 69.

Как известно, XIX в. положил начало широкому развитию внешнеторговой деятельности на море, и как следствие возникла необходимость охраны границ от незаконного провоза товаров на море.
1 июля 1868 г. Государственный Совет России принял Постановление, которое закрепило положение морской пограничной полосы. В названном Постановлении определялись понятие морской таможенной полосы, порядок досмотра как российских, так и иностранных судов <22>. В целом в конце XIX в. завершилось формирование основополагающих начал охраны государственной границы, в том числе и на морских направлениях. Самым важным моментом явилось четкое разграничение компетенции на морских направлениях между пограничными и таможенными органами, что положительным образом сказалось в дальнейшем на защите экономических интересов нашего государства <23>.
--------------------------------
<22> Там же. С. 69.
<23> Шпак А.Н. Создание и совершенствование системы защиты и охраны государственной границы в Российской империи: 1721 - 1893 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 107.

Отличительной особенностью периода 1891 - 1895 гг. являлось то, что списки контрабандистов издавались типографским способом, которые регулярно обновлялись и направлялись во все таможенные округа. "Список тайнопровозителей по Европейской границе" издавался Департаментом таможенных сборов в Санкт-Петербурге. В обозначенный период на борьбу с контрабандой выделялись значительные ассигнования, например на агентурную работу в 1879 г. было выделено 8 тыс. рублей <24>.
--------------------------------
<24> См: Военно-исторический архив. Оп. 1. Т. 1. Л. 117.

Борьба с контрабандой не ограничивалась усилением пограничной стражи и ужесточением законодательства. Разрабатывались инновационные меры борьбы. Например, И.Н. Чиляев в 1859 г. организовал изучение географических условий Персидско-Турецкой границы и берега Черного и Каспийского морей с целью наиболее оптимального размещения пограничной стражи <25>. Принятый в 1892 г. Таможенный устав не внес ничего нового в области борьбы с контрабандой. В устав были перенесены все ранее принятые постановления о борьбе с контрабандой.
--------------------------------
<25> Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 78.

В период 1909 - 1913 гг. происходили государственные репрессии и промышленный переворот, что в значительной мере способствовало росту контрабандного ввоза товаров. Л.Н. Марков в своей книге писал, что "общее количество контрабандных операций в год в денежном выражении составляло около 120 тыс. рублей, но задерживалась лишь десятая доля контрабандных товаров, то есть в среднем в год около 10 тыс. рублей" <26>.
--------------------------------
<26> Марков Л.Н. Очерки таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 63.

Вновь принятый Таможенный устав 1910 г. не ввел ничего принципиально нового, а лишь конкретизировал и ужесточил порядок борьбы с контрабандой <27>.
--------------------------------
<27> Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917 - 1991 гг.): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 19.

В целом борьба с контрабандой в дореволюционной России преследовала в основном фискальные цели. Таможенные уставы 1819, 1857, 1892, 1906 и 1910 гг. предусматривали в качестве наказания за контрабанду конфискацию незаконно провозимых товаров с одновременным взысканием с тех, кто их провозил, пошлины в увеличенном размере. В то же время беспошлинные и не запрещенные к ввозу товары возвращались владельцам без каких-либо последствий.
Таким образом, борьба с контрабандой - это исключительно важная и сложная работа должностных лиц таможенных органов. Ущерб, наносимый государству контрабандой, в анализируемый период был достаточно велик.
Завершая статью, следует отметить, что в большинстве стран мира контрабанда отнесена к наиболее тяжким преступлениям против порядка управления, поэтому законодательство предусматривает очень жесткое наказание за контрабанду, за содействие контрабанде, а также за укрывательство контрабандных товаров. Проанализировав исторические данные и архивные материалы, следует сделать вывод о том, что контрабанда имеет глубокие исторические корни, связанные с образованием таможенных границ, фискальной политикой и высокими ставками таможенных пошлин. История борьбы с контрабандой неразрывно связана с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней торговлей в целом.
 

Литература


1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 895.
2. Военно-исторический архив. Оп. 1. Т. 1. Л. 117.
3. Демичев А.А. Монарх как носитель высшей справедливости в российском менталитете XVIII - первой половины XIX в. (по материалам дореволюционных анекдотов) // Преподавание истории в школе. 2008. N 10. С. 73 - 79.
4. Демичев А.А. Образ Екатерины II как "идеального" монарха в российском общественном сознании XVIII - начала XIX в. (по материалам исторических анекдотов) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. N 2. С. 20 - 25.
5. Демичев А.А. Образ Петра I как идеального монарха в российском менталитете XVIII века (по материалам исторических анекдотов) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. N 20. С. 20 - 25.
6. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 27.
7. Козловский А.Ю. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. 2010. N 3. С. 5 - 8.
8. Кулишер И.М. Очерки по истории таможенной политики. СПб., 1903. С. 19.
9. Логинова А.С. Правовое регулирование таможенных отношений в России (1917 - 1991 гг.): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 19.
10. Марков Л.Н. Очерки таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 63.
11. Пограничник. 1906. N 1. С. 15.
12. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 1.
13. Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Ф. 212. Указы. II отд. Д. 52. Л. 385.
14. Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX в. Томск, 1911. С. 172.
15. Татаренко А.В. Правовое регулирование таможенной деятельности в России XIX века // История государства и права. 2008. N 4. С. 22.
16. Хлуднева А.С. История зарождения, становления таможенных органов в период VII - начала XX века // История государства и права. 2011. N 3. С. 2 - 8.
17. Шпак А.Н. Создание и совершенствование системы защиты и охраны государственной границы в Российской империи: 1721 - 1893 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 107.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU