УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Григорьев О.В. Военные суды России: от военно-судебной реформы 1867 г. к Октябрьской революции 1917 г.

// Администратор суда. 2011. №2. С. 32-35.

 

В настоящее время подсистема военных судов является во многих странах существенным сегментом национальной судебной системы. Начиная с 1700-х гг. военно-судебные органы функционируют и в нашей стране. При всем том, что развитие военных судов России в последней трети XIX - начале XX в. уже освещалось в историко-правовой литературе <1>, специальной работы на эту тему доныне не появилось.
--------------------------------
<1> Из современных работ, в которых затрагивалась названная тема, см.: Петухов Н.А. История военных судов России. М., 2003. С. 117 - 165; Григорьев О.В. Военно-судебные реформы России (середина XVI - конец XX в.): Учебное пособие. М., 2010. С. 102 - 127.

С 1867 г. организация и деятельность военных судов в России регулировались Военно-судебным уставом, который впоследствии изменялся в 1883 - 1885 гг.
С самого момента возникновения военные суды в России строились обособленно от общих судов, не были независимыми от военного и военно-морского командования, а находились в фактическом подчинении ему. В ст. 167 Военно-судебного устава 1867 г. прямо устанавливалось, что "военный министр осуществляет общий надзор за военными судами и должностными лицами военно-судебного ведомства, имея в своем подчинении Главного военного прокурора" <2>. Военные власти имели право подвергать дисциплинарному взысканию лиц прокурорского надзора, военных судей и военных следователей за упущения и проступки по службе, "не касающиеся нарушения судейских обязанностей". Согласно ст. 188 Военно-судебного устава, дисциплинарные взыскания на военных судей и военных следователей могли налагать военный министр и командующие военными округами.
--------------------------------
<2> Военно-судебный устав. СПб., 1867.

Система военных судов в сухопутной армии состояла из Главного военного суда, военно-окружных судов и полковых судов. Все делопроизводство по заведованию личным составом военно-судебного ведомства было сосредоточено в Главном военно-судном управлении, входившем в структуру Военного министерства. Это управление было организовано в марте 1867 г. на базе бывшего Аудиторского управления военного ведомства. Указом императора от 30 марта того же года был назначен начальник Главного военно-судного управления. Всего в его штате было 77 человек. Круг обязанностей Главного военно-судного управления и его подразделений определяло Положение о Военном министерстве, утвержденное 1 января 1869 г.
Для подготовки к занятию военно-судебной должности в военно-окружных судах и у лиц прокурорского надзора занимались кандидаты на судебные должности, на которых председателем военно-окружного суда возлагалась защита подсудимых. Из среды кандидатов назначались также военные следователи и помощники военных прокуроров <3>.
--------------------------------
<3> Бобровский П.О. Развитие способов для образования юристов военного и морского ведомств в России. СПб., 1879. Вып. 1. С. 28.

Менее важные дела, и только о нижних чинах, подсудны полковым судам, состоящим из председателя (штаб-офицера), двух членов и делопроизводителя (обер-офицеры). Право назначать состав полковых судов принадлежало строевому командованию. Председатель и члены полкового суда назначались командиром той воинской части, при которой учреждался суд. Полковой командир имел право надзирать над производством в полковом суде и разрешал жалобы на его действия и решения, а также утверждал его приговоры.
В Военно-судебном уставе 1867 г. предусматривалось учреждение полковых судов при каждом полку и других частях войск, командиры которых пользовались правами (полномочиями) полкового командира. К числу таких частей относились артиллерийские бригады, отдельные батальоны, местные губернские батальоны и другие части. Суды эти носили название тех частей войск, при которых они состояли, например, полковой суд 92-го пехотного Печерского полка, батальонный суд Боровичского резервного батальона.
Кроме военных судов сухопутных войск в 1872 г. на правах полковых были учреждены особые суды для "суждения нижних чинов" Санкт-Петербургской и Московской полиции, а в 1874 г. - Варшавской полиции. В начале 1880-х гг. были также организованы суды пограничной стражи на тех же основах и нормативах, что были установлены для полковых судов в войсках.
Полковым судам были подсудны дела о преступлениях только нижних чинов, за которые предусматривались исправительные наказания (не более одного года и четырех месяцев заключения в крепости или тюрьме, без лишения прав и преимуществ, а также денежные взыскания не свыше 100 руб.) <4>.
--------------------------------
<4> Иллюстров И. Военные суды в русской армии за двадцатипятилетие (1867 - 1885 гг.). М., 1890. С. 100, 134.

Решения полкового суда в некоторых случаях переходили на рассмотрение военно-окружного суда. Кроме постоянно действующих военно-окружных судов Военно-судебный устав допускал создание временных военных судов, которые в рассмотрении дел имели равные права с военно-окружными судами. Временные военные суды открывались в тех или иных пунктах по усмотрению командующего войсками округа с учетом дислокации войск и наличия готовых к слушанию дел. В состав временных военных судов входили один постоянный и шесть временных членов.
Временные военные суды, по существу, являлись выездными сессиями военно-окружных судов. Они открывались, как правило, в тех местах, где накапливалось значительное количество нерассмотренных военно-судебных дел <5>.
--------------------------------
<5> Баишев М.И. Военно-судебная реформа в России (60 - 70-е годы XIX в.). М., 1954. С. 33, 35.

Приговоры военно-окружных судов могли быть обжалованы в кассационном порядке Главному военному суду, состоящему из председателя и членов (постоянных и временных). Последние, которых по штату полагалось двое, назначались императором из числа генералов, командующих частями войск в Санкт-Петербурге или его окрестностях, или состоящих в штабах войск. При Главном военном суде состоял главный военный прокурор - глава органов военно-прокурорского надзора. При каждом военно-окружном суде имеется военный прокурор и его помощники. Обязанности военно-прокурорского надзора были аналогичны обязанностям прокурорского надзора при гражданских судах.
Для подготовки военных юристов из среды офицеров в августе 1866 г. был открыт при Аудиторском училище первый курс офицерских классов, в который были зачислены 25 штаб- и обер-офицеров Военного министерства, а также 5 штаб- и обер-офицеров Морского министерства. Сверх того, на этот курс были допущены вольнослушатели из числа военнослужащих <6>. В начале следующего года указанные офицерские классы были преобразованы в Военно-юридическую академию, полный академический курс которой был рассчитан на два класса с изучением его в течение двух лет.
--------------------------------
<6> Хмара Н.И. Краткий очерк истории военно-юридического образования в России. М., 1999. С. 46. О развитии отечественного военно-юридического образования в последней трети XIX - начале XX в. см. также: Щербина Т.А. История и организация Александровской военно-юридической академии // Государство и право. 1992. N 5. С. 129 - 135; Захаров В.В. Как готовить юриста: очерки истории юридического образования в России второй половины XIX - начала XX в. Курск, 2006. С. 107 - 113.

Слушатели академии отбирались главным военным прокурором, а затем окончательно утверждались военным министром. 11 января 1868 г. были изданы временные правила о поступлении офицеров в Военно-юридическую академию, а 28 сентября того же года император утвердил Положение о Военно-юридической академии, согласно которому в нее могли принимать лишь офицеров, заслуживших особое доверие. Академия состояла при Главном военно-судном управлении и подчинялась главному военному прокурору. Руководил академией начальник, которого назначал военный министр.
На период военного времени учреждались суды двоякого рода: 1) суды полковые и корпусные при самих войсках, сопутствующие им во всех передвижениях; 2) на путях военных сообщений и в тылу армии - суды этапные (на правах полковых) и суды тыла армии, которые постоянно пребывали в определенной местности. Кассационное присутствие учреждалось в тылу армии. Решение дел осуществлялось без производства предварительного расследования.
Сокращались процессуальные сроки. Вызов свидетелей, находившихся вне места производства суда, предоставлен усмотрению суда. Сокращалась письменность. Защита предоставлялась самому подсудимому. Главнокомандующий наделялся полномочием устранять кассационные жалобы и протесты по делам, требующим немедленного исполнения наказания.
Кроме того, в военное время значительно расширялась юрисдикция военных судов, которым становились подсудны: 1) лица, принадлежащие к войску, безразлично, находились ли они в строю, в военном управлении или при войсках; 2) военнопленные (до обращения их в гражданское ведомство); 3) жители неприятельских областей, занятых российской армией, за преступления, означенные в прокламации главнокомандующего, а также в случае соучастия с лицами, подлежащими военному суду. Наряду с этим военному суду по законам военного времени подлежали гражданские лица в местностях, объявленных на военном положении, по преступлениям, указанным в высочайшем указе, которым местность объявлена на военном положении <7>.
--------------------------------
<7> Шендзиковский Л. Сравнительный обзор порядка изменения и обжалования военно-уголовных приговоров по русскому и французскому праву. Харьков, 1880. С. 17 - 18.

Особо следует отметить о ревизионно-решающей стадии в пореформенном военно-уголовном судопроизводстве. В продолжение традиции, идущей с первой четверти XVIII в., согласно Военно-судебному уставу 1867 г., приговор (независимо от содержания), вынесенный полковым судом, подлежал утверждению строевым командованием в лице командира полка <8>. Кроме того, ревизионно-решающая стадия дополнительно вводилась в военно-уголовное судопроизводство в последней трети XIX - начале XX в. либо для рассмотрения отдельных категорий дел, либо для временных военно-судебных органов. К примеру, в Законе от 19 августа 1906 г. об учреждении военно-полевых судов было оговорено, что вынесенные данными судами смертные приговоры должны направляться на утверждение командующему военным округом <9>.
--------------------------------
<8> Петухов Н.А. Указ. соч. С. 124 - 125, 142.
<9> Жильцов С.В. Смертная казнь в истории России. М., 2002. С. 205 - 206.

К моменту Февральской революции 1917 г. военно-судебная система, созданная в результате проведения военно-судебной реформы 1867 г., не претерпела особых изменений. В свою очередь, Временное правительство также почти не затронуло военные суды <10>. Здесь стоит вспомнить разве что знаменитое распоряжение Министерства юстиции от 7 марта 1917 г. "Об образовании Временных судов в Петрограде" (распространенное вскоре на другие регионы). Согласно указанному распоряжению, в состав мирового суда включался "представитель армии и представитель рабочих" <11>.
--------------------------------
<10> Об эволюции отечественного судоустройства и судопроизводства в период март - октябрь 1917 г. наиболее подробно см. во второй и третьей главах диссертационного исследования Е.А. Скрипилева (Скрипилев Е.А. Карательная политика Временного правительства и аппарат ее проведения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1970. С. 18 - 23).
<11> Сборник указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. Вып. 1. Отд. VI. Ст. 3.

Зато весьма радикальным путем решился вопрос о военных судах после Октябрьской революции. Как известно, первым законодательным актом советской власти, специально посвященным вопросам правосудия, стал принятый Советом народных комиссаров 24 ноября 1917 г. Декрет о суде, вошедший в историю отечественного права как Декрет о суде N 1 <12>. В ст. ст. 1 - 3 названного Декрета предусматривалась ликвидация как всей прежней судебной системы (заодно с прокуратурой, адвокатурой и органами предварительного следствия), так и всех норм прежнего судопроизводства.
--------------------------------
<12> СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50.

Что касается военных судов, то о них было упомянуто в ст. 1 Декрета: "Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: ...военные и морские суды всех наименований". Во исполнение Декрета о суде N 1 Народный комиссариат по военным делам отдал приказ о приостановлении деятельности всех военных судов. В военно-судебные органы были назначены комиссары для руководства ликвидацией этих учреждений. На флоте ликвидацией военно-морских судов занималась Верховная морская следственная комиссия, избранная 24 ноября 1917 г. на I съезде военного флота. Заодно в декабре 1917 г. была ликвидирована Военно-юридическая академия <13>.
--------------------------------
<13> Щербина Т.А. Указ. соч. С. 135.

Однако отечественной судебной системе не суждено было долго оставаться без подсистемы военно-судебных органов. Уже весной - летом 1918 г. началось создание советских военных судов. Первые военно-судебные органы Советской России именовались в разных местах по-разному: военно-полевыми сессиями, чрезвычайными тройками, военно-революционными трибуналами. Наконец, 28 июля 1918 г. приказом Народного комиссариата по военным делам было утверждено Положение "О фронтовых полковых (отрядных) местных судах" <14> - первый советский нормативный акт, специально посвященный военным судам. Но это был уже следующий этап развития военно-судебной системы России.
--------------------------------
<14> СУ РСФСР. 1918. N 55. Ст. 612.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU