УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Бураков А.В. Первые воздухоплаватели Российской империи

Одним из малоизвестных эпизодов Отечественной войны 1812 г. является попытка создания и применения в России воздушных аэростатов в военных целях

// Сержант. 2001. №2. С.19-21.

 

OCR: Rector, e-mail: www@regiment.ru, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch), e-mail: georgi21@inbox.ru

 

Автор выражает благодарность Новиковой Т.Л. за консультации.

 

25 июня 1812 г. французская армия императора Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Покорив перед этим практически всю Европу, император французов рассчитывал на полную победу над русской армией, победу, которую как и прежде должна была обеспечить доблесть и мощь его прославленной армии Принимая во внимание размеры Российской империи, ее материальные и людские ресурсы. Бонапарт не строил иллюзий на счет молниеносной победы, предполагая закончить кампанию к началу зимы.
Победы, одержанные им ранее над европейскими армиями, предполагали совершенство французской военной машины над неприятелем, и в такой ситуации Наполеон счел неразумным реализацию таких дорогостоящих и новаторских для своего периода проектов, как паровой железный корабль Фултона{1} или боевой аэростат Леппиха.
Если о пароходе Фултона известно многое, то на проекте Леппиха стоит остановиться подробнее.
В начале 1800-х гг. аудиенцию у многих монархов Европы испрашивал немецкий механик Франц Леппих{2}. Французскому императору механик предложил снабдить армию управляемым боевым аэростатом, способным не только вести разведку, но и поражать неприятельские войска сверху. Однако. Наполеон отказал ему. памятуя о сложностях, возникших с использованием первых французских воздушных шаров{3}.
Отвергнутый изобретатель решает продать свой проект в другие страны; чтобы иметь возможность предложить не только чертежи и идею, но и само изделие, он возвращается в Германию и начинает подготовительные работы по созданию своего воздухоплавательного аппарата.
В это время Европа ввергается в пучину завоевательных походов французского императора Наполеон отнюдь не забыл о странной идее настойчивого немца. Ведь то, что сегодня не пригодилось императору завтра может быть направлено против него. Бонапарт отдает приказ задержать Леппиха и доставить в Париж.
Узнав об этом. Франц Леппих решает покинуть Германию и вместе со своим изобретением исчезнуть в одной из воюющих против Наполеона стран Перемещаясь по Европе. Леппих по дипломатическим каналам передает российскому императору Александру
I предложение снабдить русскую армию «летучей машиною», с целью «изничтожить врага на дальних подступах к Москве, а если повезет, то и самого Буанапартия».
Александр
I принимает положительное решение и поручает подполковнику Касторскому, командиру фельдъегерского корпуса, подобрать группу фельдъегерей с целью доставки немецкого механика в Россию в условиях строгой секретности.
С рискованной миссией отлично справился фельдъегерский прапорщик Иордан. Сменив военную форму на гражданскую одежду и получив документы на имя курляндца Фейхнера. Иордан смог провести Леппиха (получившего документы на имя доктора Шмидта) через двигавшуюся к Неману армию Наполеона в Москву.
Несмотря на атмосферу секретности, слухи о Леппихе и его изобретении стали расходиться среди военной и придворной знати России. Накануне приезда Леппиха в Москву, военный губернатор города граф Ростопчин доносил императору: «Для меня будет праздником знакомство с человеком, чье изобретение сделает бесполезным военное ремесло, избавит человеческий род от его дьявольского разрушителя [т.е. Наполеона – прим. автора], а Вас сделает вершителем судеб царей и царств и благодетелем человечества».
Прибывший немецкий механик был размещен в подмосковном селе Воронцово на уединенной даче, в нескольких километрах от границ города по Калужской дороге Незамедлительно были предприняты меры по обеспечению секретности и гражданский губернатор Москвы Обресков в своем донесении от 6 июня 1812 г писал: «Все движения по сему делу производятся
с большою осторожностью, и смею надеяться, что истинное дело до самого окончания сохранится в совершенной тайне».
Ввиду того, что Россия была наводнена шпионами Наполеона, опасаться за тайну проекта Леппиха имелись все основания{4}. Для дезинформации неприятеля среди московских обывателей были распространены слухи о том, что на даче производится то ли строительство земледельческих машин, то ли постройка корабля, способного двигаться и под водой, и в небесах. Любопытство москвичей и жителей пригородных деревень росло с каждым днем. Целыми семьями они ходили к таинственной даче, но кроме высокого забора и витавшего в воздухе запаха водорода ничего нельзя было распознать.
А за забором шли полным ходом работы по созданию аэростата. Если в первое время в мастерской Леппиха трудились: 14 столяров, 8 слесарей. 3 портных, 24 белошвейки. 2 прачки и несколько человек обслуживающего персонала, то уже через несколько недель численность рабочих была увеличена до 100 человек.
Одновременно шли несколько технологических процессов: создание оболочки, скрепление элементов каркаса и сборка гондолы. Самым сложным, опасным и трудоемким был пошив оболочки и ее наполнение водородом: по рукавам, соединявшим оболочку шара с множеством бочек, в которых беспрерывно шла химическая реакция, газ медленно заполнял громадную емкость.
Хотя постройка аэростата потребовала огромного количества материалов и казенных средств, все новые и новые технологические сложности постоянно отодвигали дату и время первого подъема аэростата.
На одном из этапов строительства Леппиху понадобились квалифицированные рабочие из Германии Рискуя своей жизнью и жизнью немецких рабочих, фельдъегерь Винберг сумел отыскать в Австрии и привезти в Москву тех специалистов, в помощи которых нуждался Леппих. Но, к прискорбию, и они не смогли изменить ситуацию в лучшую сторону. Гигантский аэростат, с большим трудом наполненный водородом, не сумел оторваться от земли.
К значительной задержке привели лопнувшие в ходе испытаний металлические
-19- пружины, с помощью которых экипаж приводил в движение механизм аэростата. Понадобилась высококачественная инструментальная сталь, которая не производилась в России. Срочно была сформирована группа фельдъегерей, которая нашла и доставила требуемое количество стали необходимого качества
Еще одним препятствием реализации проекта стали начавшиеся осенью дожди, нарушавшие процесс получения водорода.
Тем не менее Леппих все же надеялся на успех. А вот мнение военного губернатора Москвы Ростопчина, пораженного количеством израсходованных средств, изменилось на противоположное: теперь он считал Леппиха шарлатаном.
Интересна позиция императора Александра
I. Предвидя после первых неудач несостоятельность проекта в целом, он постарался извлечь из сложившейся ситуации максимум пользы. Так. граф Аракчеев писал, что в беседе с ним император нисколько не был разочарован неудачей с постройкой боевого аэростата, ведь: «. .для народа подобные меры, в известных случаях, нужны; такие выдумки успокаивают легковерную толпу хотя б на малое время, когда нет иных средств отвратить беду. Народ тогда толпами ходил из Москвы на расстояние 7 верст, к тому месту, где готовился шар, а возвращаясь домой, рассказывал, что видел, как готовится шар на верную гибель врагу и тем довольствовался)».
Таким образом русский государь смог превратить техническую неудачу в мощное средство пропаганды.
Не только простолюдины, но и знать, и военачальники считали воздушный шар важным оружием в борьбе с французами М.И. Кутузов в своем письме от 22 августа 1812 г спрашивал у Ростопчина: «Государь император говорил мне об аэростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли им будет воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее».
Но «употребить» аэростат против армии Наполеона так и не удалось.В связи с приближением вражеской армии. Леппих. свернул работы, погрузил аэростатное имущество и оборудование на телеги и двумя колоннами, в сопровождении отряда фельдъегерей и жандармов двинулся от Москвы. Одна колонна была направлена в Нижний Новгород, а другая – в Ораниенбаум близ Санкт-Петербурга. Вместе со второй колонной ехал и сам изобретатель.
Прибыв на новое место, Франц Леппих попытался вновь собрать аэростат, однако его ждала неудача. Наступившее ненастье и холода сначала затормозили, а затем и вообще привели к прекращению дерзкого проекта
Наполеон, вошедший в Москву со своей армией 3 сентября 1812 г., практически сразу же распорядился разыскать мастерскую «доктора Шмидта».
Вот что писал в своих мемуарах современник Наполеона. участник Русской кампании, генерал граф де Сегюр: «...в то же время недалеко от Москвы, по приказанию Александра, под наблюдением немецкого пиротехника строился чудовищных размеров шар; главное назначение этого крылатого аэростата заключалось в том. чтобы парить над французской армией, отыскать ее начальника и уничтожить его. обрушив на него целый дождь огня и металла -20-. Было сделано несколько неудачных попыток, гак как постоянно ломались пружинные крылья шара...».
Другой участник похода в Россию – Арман де Коленкур вспоминал. «Императору сообщили также много сведений о зажигательном воздушном шаре, над которым долго работал под покровом тайны некий англичанин или голландец по фамилии Шмидт. Этот шар, как уверяли, должен был погубить французскую армию, внести в ее ряды беспорядок и разрушение...»
Французский отряд во главе с генералом Лауэром. прибывший на место постройки воздушного шара, обнаружил лишь дымящееся пепелище. Все увиденное было подробным образом запротоколировано под названием «Подробное описание разных вещей, найденных в строении у села Воронцово, близ Москвы, принадлежащих к воздушному шару или адской машине.... имевшей служить будто бы для истребления французской армии»; «лодка, которая должна была быть подвешена к шару, но которая была сожжена днем прежде вступления французских войск в Москву Оная лодка находилась [на расстоянии – прим. автора] около 100 шагов от помянутого строения, в ней находится много остатков винтов, гаек, гвоздей, крючьев, пружин и множество прочих железных снарядов [т.е. деталей – прим. автора] всякого роду. Рядом лежит большой щит из дерева по форме шара, который верно, имел служить для образца. В двух горницах помянутого строения находится еще 180 больших бутылей купоросу; сверх оного, сзади и спереди дому стоит 70 бочек и 6 новых чанов необыкновенного сложения. В самом доме есть столярные и слесарные мастерские и некоторые нужные к оному инструменты Примечены в маленьком белом домике, стоящем недалече и впереди большого, следы разбросанного и растоптанного пороху...».
Поскольку уничтожение мастерской и аэростата французы сочли преступлением против интересов империи, то вскоре состоялся судебный процесс над пойманными близ дачи, и 16 человек из числа арестованных были расстреляны.
Что касается Франца Леппиха. то его, по прошествии некоторого времени, обвинили в шарлатанстве и казнокрадстве, Ростопчин назвал его негодяем и предложил незадачливому механику незамедлительно покинуть пределы Российской империи Леппих так и поступил, и его дальнейшие следы теряются.
Несмотря на неудачу боевого аэростата, стоит все же отметить, что попытка его создания была важной вехой в истории только зарождавшегося воздухоплавания, а сам Леппих стоял у истоков создания управляемого аэростата невиданных для своего времени размеров. -21-
 

Примечания

 

{1} История не приемлет сослагательного наклонения, но все же можно предположить, что наличие у Наполеона боевых кораблей, чье движение не зависело от направления и силы ветра, а также благоприятное стечение иных обстоятельств, могли привести к падению Британии и изменению всего ходе мировой истории
{2} Франц Пеппих родился в крестьянской семье Нижней Франконии в 1775 г Являясь механиком-самоучкой, изобрел музыкальный инструмент памолодикон. который, наряду с другими изобретениями, предлагал в различных государствах Европы. Наиболее известный его проект – боевой аэростат был в России доведен до стадии частичной реализации в период Отечественной войны 1812 г После закрытия этого проекта, Пеппих покинул России и о его дальнейшей судьбе ничего не известно
{3} См."Сержант". №11. 1999 г.
{4} Так, знаменитая французская писательница мадам де Сталь писала: «В России все тайна и ничто не секрет».
 

Литература

 

{1} Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России, 1979.
{2} Коленкур А. де. Мемуары. 1991.
{3} Николаев Н.Г. Столетие фельдъегерского корпуса. Санкт-Петербург, 1896.
{4} Попов А.Н. Москва в 1812 г. Москва, 1875.
{5} Ростопчин Ф.И. Сочинения. Санкт-Петербург, 1863.
{6} Сегюр Ф. де. Поход в Москву в 1812 году. Москва.1911,
{7} Тарле Е.В. 1812 год. Москва. 1994.
{8} Франк М.Л. Воздухоплавание, Т.1, ч.2, вып. 2. Санкт-Петербург. 1911.
{9} Военный сборник. №№7, 8. 1863.
{10} Русская старина. 1877 г.
{11} Русский архив, 1868, 1869, 1875, 1876 гг.
{12} Русский инвалид №270, 1846.
{13} Bulletin de la Grand Armeй. №№20, 21. 1812.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU