УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Алфавит

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Изюмов А.И. Атаман, реформатор и просветитель
 

// Военно-исторический журнал. 1996. №5. С.93-96.
 

OCR, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch), e-mail: georgi21@inbox.ru

 

В когорте казачьих атаманов, которых центральные власти, начиная с первой трети XIX века, стали назначать на Урал, Аркадий Дмитриевич Столыпин (1822-1899) занимает особое место. Представитель одной из известнейших дворянских фамилий России, он доводился племянником бабушке М.Ю. Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой (урожденной Столыпиной) и, стало быть, дядей поэту.
Будучи человеком
разносторонне образованным, А.Д. Столыпин наиболее ярко проявил способности в качестве атамана Уральского казачьего войска, которое возглавлял с августа 1857 по июль 1862 года.
Интеллектуал,
занимавшийся литературой, музыкой, скульптурой, театральным искусством, придерживавшийся передовых взглядов, он произвел полный переворот в жизни уральской казачьей общины.
По своему военно-хозяйственному укладу Уральское казачье войско заметно отличалось от других, например, Донского, Терского, Сибирского, в большей степени сохранив к середине
XIX века средневековые обычаи и традиции, коренившиеся прежде всего в религии и патриархальном быте. Оно располагалось по берегам Урала от Уральска до Гурьева. Постоянная угроза набегов кочевников, которые прекратились только в 80-х годах прошлого века, заставляла казаков всегда находиться в боевой готовности для защиты своих станиц.
Преобразования Столыпина носили принципиальный характер. Проводить их безболезненно удавалось ему лишь благодаря дипломатичности и прекрасному знанию истории войска. Прежде всего новый атаман обратил внимание на религиозный вопрос. Большинство казаков были старообрядцами, и он усмотрел в этом сильный тормоз общественному развитию, просвещению, прогрессу на пути к благосостоянию и единению войскового населения с Россией. Понимая важность проблемы и щадя религиозные чувства казаков, он проводил мудрую политику по обращению "заблудших" в лоно официальной церкви. Атаман не спеша, но настойчиво вел борьбу с расколом. С 1857 по 1862 год были построены церкви в Кушумском, Горячкинском форпостах, в Сламихинской станице, Илецком городке, а также в самом Уральске.
Следует отметить, что в этой борьбе Столыпин нередко проявлял себя как тонкий психолог. Интересен такой факт. Если Петр
I самолично стриг бороды своим противникам, то атаман в нарушение служебного порядка, отдавая дань традиции, сам отрастил ее, ибо в Уральском войске борода была и символом, и казачьим атрибутом одновременно.
Позже, уже в
XX веке, сын А.Д. Столыпина, председатель совета министров статс-секретарь П. А. Столыпин в день открытия епископской кафедры в Уральске 28 декабря 1908 года получил из войска отправленную епископом уральским Тихоном и войсковым атаманом -93- В.И. Покотило телеграмму следующего содержания: "Сегодня, в день открытия в г. Уральске епископской кафедры, уральские казаки и население области вспоминают с чувством глубокой благодарности и уважения заботливейшего своего бывшего славного атамана Вашего батюшку Аркадия Дмитриевича. Начатые им труды в деле твердого насаждения единения веры в области увенчаны теперь радостным событием - учреждением епископской кафедры..." Премьер П.А. Столыпин в ответном послании поблагодарил казаков и их атамана генерал-лейтенанта В.И. Покотило{1}.
Учитывая то, что казаки тогда не вели военных действий, атаман основное внимание уделил культурно-просветительской работе среди них и улучшению их быта. С его приездом в Уральске открылась "войсковая консерватория" – музыкальная школа, в которую брали мальчиков, преимущественно сирот или детей из бедных семей. Сначала давали им начатки грамоты, затем учили музыке и пению.
В 1858 году атаман "по совершенному отсутствию в Уральске библиотек и книжных лавок" ходатайствовал у оренбургского генерал-губернатора "об обращении фундаментальной библиотеки при бывшем войсковом училище в публичную, дабы, – писал он, – дать таким образом, особенно молодым людям, возможность к чтению, в коем многие из них по недостатку собственных средств встречают крайнее затруднение и, лишенные столь полезного занятия, принуждены бывают проводить досуги от службы праздно"{2}. Библиотека в Уральске была учреждена. Под нее отвели верхний этаж войскового училища. Здесь временами собиралось интеллигентное общество во главе с атаманом, включая и представительниц прекрасного пола. Все являлись в домашних костюмах, усаживались вокруг большого стола, и кто-нибудь из кавалеров, не исключая самого Столыпина, читал книгу или журнал. Затем начиналось обсуждение прочитанного или веселая беседа.
Дворянское собрание (клуб) Уральского войска помещалось в том же зале, где и общественная библиотека. Здесь проходили танцевальные вечера, которые нередко оживлял отлично танцевавший Аркадий Дмитриевич. В собрании читались публичные лекции, проводились диспуты, беседы.
Атаман установил контакты с местными общественными деятелями И.И. Железновым, Н.Ф. Савичевым, М.К. Курилиным, поддерживал их как писателей, а они в свою очередь оказывали поддержку его нововведениям. Возглавляя всю просветительскую деятельность в войске, Столыпин давал возможность проявить себя и другим. Большое внимание атаман уделял молодежи. Он входил во все подробности учебного дела, интересовался им до мелочей и часто давал ценные указания и советы. Это был скорее доступный и простой в обращений учитель, чем начальник.
Кроме того, он много сил отдавал улучшению школьного дела в селениях. На территории войска открывались казачьи школы, забота о которых возлагалась на молодых офицеров. Столыпин сам составил книгу для чтения в этих школах, даже поместил в ней свои воспоминания о М.Ю. Лермонтове, с которым учился в школе гвардейских прапорщиков и юнкеров. Напечатана книга была в Уральске, в первой войсковой типографии, которую он же и основал. Следует отметить, что литературный дебют Столыпина состоялся еще до его приезда в город. Седьмой номер "Современника" за 1855 год открывается его рассказом "Ночная вылазка в Севастополе".
Убежденный противник крепостничества, человек передовых взглядов, глубоко верящий в могучую силу культуры, - так характеризовала Столыпина казачья интеллигенция. Рост числа школ в Уральском войске, повышение грамотности казачьего населения относятся к 1860 году, т.е. ко времени управления войском наказным атаманом А.Д. Столыпиным. После него количество школ осталось прежним{3}.
Столыпин своей властью, без утверждения высшей инстанции, значительно расширил учебную программу в уральском войсковом училище, где по его настоянию преимущественно для детей дворянских казачьих фамилий создали "юнкерский класс". Обучаемые слушали лекции по истории, осваивали военное дело, а после окончания училища, через два-три года службы в основном в звании урядников, производились в хорунжий. Дети же рядовых казаков, окончив училище, большей частью поступали на службу в атаманскую канцелярию, где производились в урядники.
А.Д. Столыпин основал училище и для девочек, которое в сентябре 1877 года было преобразовано в женскую гимназию. Большое участие в этом приняла его жена Наталья Михайловна. Ей приходилось ездить по богатым домам и устраивать подписки и лотереи для сбора средств.
При Столыпине был составлен проект нового положения об устройстве Уральского войска, по сути, план по реорганизации управления им{4}. Одной из его особенностей являлось
-94- образование войскового отдела по учебной части. К сожалению, атаман не успел в свою бытность на Урале до конца реализовать предлагаемый им проект. При нем в Уральске развернулось активное строительство. До приезда атамана в войско было заброшено пожарное дело. Здесь существовали всего две деревянные пожарные каланчи, полуразрушенные и неудобные, и малочисленная команда. По распоряжению А.Д. Столыпина были построены два каменных здания для пожарных частей, которые были укомплектованы отставными казаками.
По приказу А.Д. Столыпина вывели за пределы войсковой столицы салотопенные заводы и провели работы по озеленению города{6}. Близ старого, казенного городского сада разбили новый с оранжереей и уютным домиком, где часто бывала Наталья Михайловна. Казаки назвали сад Натальиным. В честь атамана одной из улиц Уральска было дано его имя.
8 сентября 1859 года в Уральске состоялось открытие городского бульвара и ротонды. На торжестве были построены оренбургский линейный батальон, городской полк казаков, присутствовали офицеры штаба, духовенство, войсковой духовой оркестр, горожане.
Во многих форпостах тогда еще пограничного Уральского войска по замыслу А.Д. Столыпина были сооружены однотипные удобные каменные казенные дома для квартирования начальника форпоста, канцелярии и приемной. Впоследствии они стали "резеденциями" поселковых атаманов.,
Еще одним "памятником" А.Д. Столыпину в Уральском войске стала роща, посаженная казаками на крутом берегу Урала для сдерживания его от оползания. По инициативе атамана на территории войска начала развиваться новая для этих мест отрасль сельского хозяйства – виноградарство. Близ Гурьева, второго по величине города, были разбиты виноградники. Казаки занялись виноделием. Двух из них Столыпин направил в Крым на учебу в Магарачском винодельческом училище при императорском Никитском саде.
Часто А. Д. Столыпин принимал личное участие в общественных работах. "Сам атаман и тут подавал пример другим чинам: скинет китель (а за ним и все сделают то же) и примется за работу или бегает по бульвару и следит за правильностью посадки, – рассказывали старые казаки, – или сядет верхом на бочку и айда на Урал за водой"{6}.
Не менее значительным введением А.Д. Столыпина в Уральске является
открытие в здании войскового собрания театра. Первые спектакли прошли под его режиссурой. Сначала была поставлена "Женитьба" Н.В. Гоголя, затем – "Ревизор". Под наблюдением атамана и даже им самим разрисовывались занавес и декорации. Столыпин сочинил либретто оперетты "Кетти и Бетти", впоследствии поставленной на сцене уральского театра. Одного из персонажей играл автор произведения. Музыку к спектаклю сочинил тоже Столыпин. Она представляла собой отрывок из оперы, музыку которой написал атаман с композитором А.С. Даргомыжским. Роли в этом и других спектаклях исполняли любители из казаков и иногородних.
В 1858 году благодаря генералу Столыпину и щедротам уральского откупщика и мецената С. П. Шилова в столице войска за две недели было построено здание театра. Приехавшая из Оренбурга труппа открыла в городе серию спектаклей. В 1862 году С.П. Шипов пожертвовал здание театра в пользу Уральского казачьего войска. Сценическое искусство и музыка "приучали уральскую публику к эстетическому удовольствию"{7}.
Культурная жизнь уральцев при А.Д. Столыпине заметно оживилась. Театр, библиотека и войсковое училище стали центрами, объединившими местную интеллигенцию. Казачий писатель С.А. Шапошников в рассказе "Суд предков" создал яркий образ энергичного и просвещенного атамана: "Когда-то давно... ночью сидел он (Столыпин. – А.И.), раздумывая часами над судьбами казаков, творил, а утром свежий и сильный, как само казачество, шел в войсковую канцелярию, приглашал чиновников на улицу и, засучив рукава, рассаживал деревья. Затем ехал в школу, учил детей, чертил карту, советовался с простыми казаками и учеными-знатоками, отдавал свои распоряжения, а вечером в кругу молодых офицеров проводил время или в войсковом музее, или в библиотеке, или в театре, слушая музыку первых казаков-музыкантов. А затем те же муки, муки творчества. Он творил... Мечта неслась за мечтой. Уральцы, его дети, – гордость России"{8}.
По образному выражению уральского казака В.П. Бородина, А.Д. Столыпин был Петром Великим Уральского казачьего войска. "И действительно, – вспоминал Бородин, – незабвенный Аркадий Дмитриевич был очень похож на преобразователя  России, только, конечно, в миниатюре: он старался сблизить нас с Россией, прорубить окно с Урала в Россию, чтобы мы узнали Москву и переняли оттуда все хорошее -95- : просвещение, гуманность и культуру. Он открыл в войске первые правильно организованные начальные училища, построил для многих из них здания и располагал к обучению в них казачат; он преобразовал войсковые училища города в средние учебные заведения повышенного типа, выписав руководителей для них из России, как Петр Великий – из-за границы. Много сделал Столыпин для просвещения и культуры войска"{9}.
С октября 1859 года Столыпин ходатайствует через оренбургского генерал-губернатора об открытии в Уральске типографии. Штат был утвержден в начале 1861 года, а открылось предприятие 23 февраля 1862-го. Это событие имело для войска огромное значение, положив начало развитию уральской войсковой областной печати. Сначала в типографии печатались приказы по войску, годовые отчеты и бланки войсковых учреждений, затем она переросла в книгоиздательский центр региона. Первым серьезным изданием стал "Сборник для чтения в форпостных училищах Уральского казачьего войска", состоявший из литературных произведений самого А.Д. Столыпина, а также М.К. Курилина, И.И. Железнова и других войсковых писателей. Коллектив типографии состоял из восьми наборщиков, печатников, учеников. Некоторые рабочие по направлению Столыпина учились типографскому делу в Петербурге.
В 1860 году на место скончавшегося генерал-губернатора Оренбурга А.А. Катенина заступил генерал А.П. Безак. Насколько первый поддерживал преобразования Столыпина,  настолько второй стал им препятствовать, противясь всяческим нововведениям. Перед атаманом встала дилемма: продолжать реформы, идя против губернского руководства, или оставить должность. Столыпин выбрал второе. В 1862 году он навсегда покинул Уральск - уехал в Петербург. Казаки устроили ему торжественные проводы.
После службы на Урале А.Д. Столыпин участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. - воевал на Балканах, затем губернаторствовал в Восточной Румелии, командовал 9-м армейским полком. С 1892 года он жил в Москве, занимался литературным трудом и скульптурой. Скончался в 1899 году.
Культурно-административная деятельность А.Д. Столыпина в Уральском казачьем войске была очень плодотворной. Хотя многие замыслы атамана оказались незавершенными, дела его остались в памяти уральских казаков.
 

Примечания
 

{1} Уральские войсковые ведомости. 1901. №1 (газета, официальный бесцензурный печатный орган Уральского казачьего войска, выходила раз в неделю).
{2} Там же. 1873. №4.
{3} Там же. 1891. №22.
{4} Там же. 1869. №18.
{5} Там же. 1874. №18.
{6} Уралец. 1900. №23.
{7} Уральские войсковые ведомости. 1874. №35.
{8} Там же. 1916. №100.
{9} Там же. 1912. №14. -96-



return_links();?>
 

2004-2022 ©РегиментЪ.RU