УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Томский государственный университет

Усатюк Дмитрий Валерьевич


Политика США в отношении Великобритании в 1914-1918 гг.

(морская блокада Германии и «свобода морей»)


Специальность 07.00.03. - всеобщая история (новая и новейшая история)
 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук


Томск-2002
 

Работа выполнена на кафедре новой, новейшей истории и международных отношений Томского государственного университета.
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 

Актуальность темы. Изучение взаимоотношений ведущих мировых держав является задачей, актуальной в научном отношении. Особенно . значимо это для отношений США и Великобритании - держав, играющих важную роль в современной системе международных отношений. Взаимодействие и расхождения США с Великобританией, проявляющиеся в различных аспектах современной европейской и мировой политики, оказывают влияние как на внешнеполитическую позицию Соединённых Штатов, так и на международно-политическую ситуацию в целом.
Англия является главным союзником и партнёром Соединённых Штатов по большинству вопросов международного характера. Движение к такому взаимодействию и партнёрству атлантических соседей было сложным и многогранным. Основа современных англо-американских связей была заложена в начале XX века, когда в условиях крайнего обо-стрения между народ но-политической ситуации происходило строительство структуры и характера «особых» отношений США и Великобритании, Поэтому политика США в отношении Великобритании в годы первой мировой войны является одним из важных элементов истории американской дипломатии, занимающим в ней особое место. Именно в этот период Соединённые Штаты заявили о своем стремлении активно участвовать в решении кардинальных вопросов мировой политики и сделали серьёзнейшую попытку занять ведущее положение в глобальной политике. Второе десятилетие XX века явилось переломным периодом, как в развитии США, так и в формировании принципов американской внешней политики. В названные годы, наряду с многочисленными факторами, сближавшими США и Великобританию, имелись достаточно серьёзные противоречия, уходившие своими корнями в прошлое. Особенно это проявилось в вопросе обеспечения свободной морской торговли, остро вставшем в период первой мировой войны. Поэтому проблема обеспечения нейтрального торгового судоходства в условиях войны, сформулированная как принцип «свободы морей», стала одной из узловых проблем англо-американских отношений в 1914-1918 годы и оказала существенное влияние на послевоенную внешнюю политику Соединённых Штатов Америки.
Предметом диссертационного исследования является политика администрации США в отношении Великобритании в 1914-1918 годы в связи с британской морской блокадой Германии и тесно с ней связанной германской подводной войной против британского торгового флота, направленная, как на преодоление проблем, вызванных нарушением прин-ципа «свободы морей» воюющими сторонами, прежде всего Англией, так и на укрепление американских позиций в военно-морской и торговой
сферах в условиях существования англо-американских торгово-экономи-ческих и политических противоречий.
Хронологические рамки работы охватывают период 1914-1918 гг. Выбор данного периода обусловлен тем цельным историческим отрезком, на протяжении которого имело место англо-американское сотрудничество и противоборство, обусловленное конкретными условиями военного времени и в значительной степени определившее контуры и параметры последующих англо-американских взаимоотношений и внешней политики США. В целях выявления факторов, оказавших влияние на формирование британской политики администрации США в 1914-1918 гг. автор также счёл целесообразным изучить основные направления политики США в отношении Великобритании в годы, непосредственно предшествовавшие первой мировой войне.
Цель диссертации состоит в том, чтобы, анализируя действия администрации президента В.Вильсона, государственного департамента и других государственных органов и структур США, выявить особенности и характерные черты формирования и эволюции политики Соединенных Штатов в отношении Великобритании в связи с проблемой реализации принципа «свободы морей», осветить влияние экономических, политических и социально-психологических факторов на английское направление внешней политики США, проследить эволюцию отношения администрации В.Вильсона к британским блокадным мероприятиям и позиции правительства Великобритании по вопросу соблюдения американских нейтральных прав, проанализировать комплекс методов и средств, приме-ненных американской дипломатией в целях обеспечения внешнеэкономических и внешнеполитических интересов США, а также характер и формы проявления англо-американского сотрудничества и противоборства в период нейтралитета Соединённых Штатов и в период их участия в войне, определить тактику и стратегию американской дипломатии при решении проблемы «свободы морей» на завершающем этапе войны, при выработке условий перемирия с Германией и после его заключения.
Научная новизна исследования определяется недостаточной изученностью этого аспекта англо-американских отношений и отсутствием в отечественной историографии крупных специальных работ, отражающих принятие и проведение на практике руководством США политики в отношении Великобритании в связи с проблемой реализации принципа «свободы морей» в аспекте англо-американского сотрудничества и противоборства в период первой мировой войны.
Методологической основой работы послужил принцип историзма. Следование историзму выразилось в стремлении наиболее полно рассмотреть затронутые в диссертации ключевые проблемы, изучить предмет исследования в динамике его развития, показать многообразие факторов, повлиявших на его эволюцию. Комплексный характер исследова-
ния потребовал обращения к сравнительно-историческому, ретроспективному и статистическому методам.
Источниковой базой работы стали американские, британские и российские документальные и статистические публикации, официальные информационные издания государственного департамента Соединенных Штатов, протоколы заседаний конгресса США, мемуары американских и английских государственных деятелей и периодическая печать.
Основными источниками для изучения поставленной проблемы явились:
- многотомная официальная публикация документов американской внешней политики «Международные отношения Соединённых Штатов»;
- приложение «Мировая война 1914-1918», включающее дипломатическую переписку госдепартамента с американскими дипломатическими представителями в Англии и британским министерством иностранных дел в 1914-1918 гг., а также два тома документов госсекретаря Р. Лансинга, изданные в качестве дополнения к основной публикации документов госдепартамента;
- систематизированные тематические подборки американских и бри* танских официальных документов по вопросу соблюдения американских нейтральных прав как в сфере торговли, так и по ряду сопутствующих проблем, представленные специальными приложениями к журналу «Американский журнал международного права» за 1915 и 1916 годы, сборником «Политика Соединённых Штатов по проблеме морской торговли в войну» под редакцией С.Сэвэджа и специализированными сборниками дипломатических документов, выпущенными непосредственно в годы войны, как в США, так и Великобритании.
Представленные американские публикации документов, как правило, отражают официальную концепцию внешней политики Соединённых Штатов, поэтому материалы в них подобраны таким образом, чтобы акцентировать позитивную роль и миротворческую направленность политики США в международных отношениях периода первой мировой войны.
Наряду с этими источниками привлекались более общие сборники дипломатических и других документов, опубликованных в разные годы в США и СССР и предоставляющие существенный документальный и фактический материал по истории англо-американских отношений в 1914-1918 гг. Часть документов представлена также в рамках приложений к исследованиям по истории внешней политики Соединенных Штатов.
Важным источником для изучения политики Соединенных Штатов Америки в отношении Великобритании в 1914-1918 гг. являются протоколы дебатов в американском конгрессе и записи заседаний комитетов по иностранным делам сената и палаты представителей. В годы первой мировой войны в конгрессе США активно обсуждались вопросы, связанные с противодействием британским блокадным ограничениям и военными
поставками США Англии в период нейтралитета, а также вопросы оказания финансовой и военно-технической поддержки Великобритании в период участия США в войне. Также в конгрессе заслушивались ежегодные послания президента Вильсона и его выступления, связанные с оценкой международной ситуации, в которых сообщалось о конкретных внешнеполитических шагах администрации и обозначались направления и приоритеты внешней политики Соединённых Штатов.
Ценные документальные материалы по исследуемой проблеме содержаться в многотомном издании «Бумаги Вудро Вильсона», опубликованном под редакцией ведущего американского «вильсоноведа» профессора Принстонского университета А.С. Линка. Обширный материал для анализа англо-американских отношений и политики США в отношении Великобритании в 1914-1918 гг. содержится в мемуарах и переписке видных американских и английских политических и государственных деятелей того времени, имевших непосредственное отношение к формированию англо-американских связей и внешнеполитического курса Соединённых Штатов и Великобритании. Это - воспоминания и переписка Э. Хауза, Р. Лансинга, Д. Лойд Джорджа, Э. Грэя, У. Пэйджа, Дж. Дани-эльса, Дж. Тьюмалти и других.
Автор диссертации использовал материалы американских периодических изданий - газет и журналов, публиковавших официальные правительственные сообщения, информацию о событиях в стране и мире, мнения известных политиков и крупных финансовых и промышленных деятелей по важнейшим экономическим и политическим проблемам, дискуссию по основным принципам, целям и задачам американской внешней политики.
Важным документальным источником явились и информационные ресурсы всемирной сети Интернет. Они представлены сайтами государственных ведомств, университетов и исследовательских центров различных стран мира, посвящёнными президенту Вильсону, истории США, истории первой мировой войны, истории внешней политики США и истории международных отношений в целом.
Статистические данные, имеющие большое значение для анализа характера и глубины экономического, политического и военного взаимодействия и соперничества между США и Великобританией в 1914-1918 гг., представлены в специальных американских и советских статистических сборниках и обзорах, а также в приложениях к некоторым исследованиям по истории внешней политики Соединенных Штатов и истории первой мировой войны.
Изученность темы. История внешней политики Соединённых Штатов и их взаимоотношений с Великобританией в период президентства В.Вильсона является одной из самых популярных тем в американской историографии, так как с деятельностью администрации Вильсона связан
важный этап в истории США. При этом необходимо отметить, что взаимоотношения США с Великобританией принадлежат к темам, подверженным влиянию политической и исторической конъюнктуры, так как они в значительной степени определяли и определяют характер внешней политики Соединенных Штатов Америки в XX веке. Поэтому нередко оценки политики США в отношении Великобритании в 1914-1918 годы, неизбежно вытекающие из изучения и анализа политики американского руководства в период нейтралитета Соединённых Штатов и в период их участия в войне, находились в тесной взаимосвязи с позицией американского руководства в отношении участия Соединённых Штатов в мировой политике и состоянием англо-американских отношений на протяжении всего исторического периода после окончания первой мировой войны. Сказывались также неудачи президента Вильсона в формировании нового миропорядка и закреплении за Соединёнными Штатами статуса лидера западного мира. В этой связи крупный американский исследователь внешней политики США Дж.Комбс, анализируя американскую историографию внешней политики Соединённых Штатов, отмечал, что никто из американских историков не сумел избежать субъективизма в оценках исторических событий и фактов.
В период от первой до второй мировой войны английское направление внешней политики США рассматривалось через призму оценки американского нейтралитета, причин вступления Соединённых Штатов в войну и последствий американского участия в войне.
Большое внимание проблеме англо-американских взаимоотношений в период первой мировой войны уделили основоположники историографии вильсонизма - Ч.Сэймур и Р.С.Бэйкер. Ч.Сэймур, в частности, указывал, что на американскую позицию по отношению к Великобритании влияло осознание гораздо большей угрозы для «насущных интересов нации» со стороны германских действий на море, чем со стороны британских, а главной руководящей идеей американского руководства были «сентиментальные чувства» и альтруистическая жертвенность Соединённых Штатов во имя спасения мира для будущих демократических преобразований. Идею о превалировании моральных демократических принципов во внешней политике Вильсона над конкретными политическими и экономическими интересами и устремлениями, обусловленными далеко не в последнюю очередь взаимодействием и соперничеством с Великобританией признавали X. Ноттер, Т. Бейли, А.С. Линк, Н. Левин, Р. Ос-гуд, Дж. Кеннан, Д. Траск.
Однако сторонники официальной концепции (представители так называемого консервативного направления) признали, что «строгий нейтралитет» в отношении Германии и её союзников с самого начала существенно отличался от «благожелательного» нейтралитета по отношению к Великобритании, с которой Соединённые Штаты связывали давние ис-
торические и культурные традиции. Правда, подобную ситуацию объясняли главным образом влиянием германской подводной войны и угрозой победы Германии.
Взглядов, отличных от позиции Ч. Сэймура и Р.С. Бэйкера, придерживался Ч. Бирд - один из крупнейших и влиятельнейших американских историков, считавший, что как политика в отношении Великобритании, так и вовлечение США в войну явились в значительной степени следствием и результатом коммерческой (финансово-экономической) заинтересованности, а не сентиментальности.
Значительное внимание американская историография уделила проблеме влияния на политику США в отношении Великобритании британской пропаганды в Соединённых Штатах, а также пробританской настроенности самого американского правительства. Эта проблема нашла отражение в работах Г. Петерсона, Д. Скваиреса, Д. Смита, М. Хогана и многих других. Так сторонники «изоляционизма» Э. Бочэрд и В. Лэдж категорично утверждали, что пробританские настроения доминировали в американском руководстве и определяли его политику.
После второй мировой войны к истории англо-американских отношений обращаются в своих работах X. Аллен, Ф. Даллес, Э. Добсон, Л. Гарднер, Г. Николас, М. Русеет, Э. Вард, Э. Виллерт, В. Фоулер и другие. Среди работ этого плана особо следует отметить совместный труд Д. Димблиби и Д. Рей-нолдса, в котором в широком комплексе англо-американских отношений -политических, экономических и культурных, детально рассматривается соперничество «за власть и богатство» между склоняющейся к упадку Британской империей и поднимающейся американской супердержавой - процесс, в котором дискуссия по проблеме «свободы морей» играла далеко не последнюю роль.
Американская и британская морская политика и англо-американские отношения в военно-морской сфере стали предметом исследования Б.Коллиера, Дж.Дэвиса, А.Моррисея, Д.Траска, Дж.Хаттендорфа и Р.Джордана. Анализируя политику США в отношении Великобритании по вопросу о морских правах Дж.Куган утверждает, что, проводя пред-почтительную по отношению к Великобритании политику в вопросе морских прав, президент Вильсон «пожертвовал ради англо-американской дружбы официальным американским статусом нейтрала».
Богатый документальный, информационный и аналитический материал по англо-американским отношениям представлен в коллективных трудах и сборниках «Развитие Американской республики», «Анналы Америки», «Главные проблемы в американских внешних отношениях», «Америка как мировая сила», «Североатлантический треугольник в меняющемся мире: англо-американские отношения 1902-1956» и совместной работе В.А.Линка и А.С.Линка «Американская эпоха». В этих исследованиях рассматриваются отношения Соединённых Штатов с Великобританией
во всех сферах соприкосновения интересов двух стран как в период американского нейтралитета в 1914-1917 годы, так и в период участия США в войне и послевоенном урегулировании.
Отечественная историография рассматриваемой в диссертации проблемы не столь обширна как американская, однако отечественные исследователи в работах по внешней политике США и по истории первой мировой войны уделили значительное внимание как англо-американскому сотрудничеству и противоборству, так и политике Соединенных Штатов в данном направлении и внесли заметный вклад в изучение истории внешней политики США периода первой мировой войны, в том числе и её британского направления.
Исследования межвоенного периода (20-30-е годы), в которых в той или иной мере рассматриваются различные проблемы истории США и англо-американских отношений периода первой мировой войны, представлены в первую очередь работами Э.Л. Богарта, A.M. ЗаЙончковского, Л.Н. Иванова, Я. Иоффе, М.Н. Покровского, А. Бонч-Осмоловского и С. Тыртова. Основная же масса исследований приходится на вторую половину XX века. В работах советских авторов 40-80-х годов по истории первой мировой войны и истории международных отношений углублённо рассматриваются основные аспекты внешней политики США в начале XX века, в том числе политика в отношении Великобритании. Это прежде всего - исследования С.С. Григорцевича, A.M. ЗаЙончковского, Л.И. Зубока, Н.С. Индукаевой, Н.Н. Иноземцева, Б.Д. Козенко, А.Е. Куниной, В.И. Дана, А.С. Маныкина, Ф.И. Нотовича и ряда других авторов. Разделяя многие оценки отечественной историографии предшествующего периода, эти авторы дали более углубленный анализ внешней политики Соединенных Штатов.
Особо стоит отметить статьи видного специалиста по истории Англии - Н.А. Ерофеева, который, пожалуй, впервые в отечественной историографии обратился непосредственно к взаимоотношениям США и Великобритании в годы первой мировой войны по вопросу английской морской блокады Германии. Работы Н.А. Ерофеева являются одним из наиболее глубоких отечественных исследований англо-американских отношений в период первой мировой войны.
Значимый аналитический и исследовательский материал представлен также в специализированных работах по военной и военно-морской проблематике как в истории первой мировой войны, так и сфере международных отношений этого периода, что непосредственно соприкасается с проблемами, рассматриваемыми в диссертации. Здесь следует отметить работы В.Я. Аварина, В.И. Андреева, В.А. Белли, Д.И. Вержховского, Л.Н. Иванова, З.М. Гершова, И.С. Лютова и A.M. Носкова, В.И. Миль-штейна, З.М. Солонцова, И.Н. Каверина.
Помимо отмеченных выше работ для изучения политики США в отношении Великобритании в 1914-1918 гг. велико значение коллективных сборников и общих работ, посвящённых истории США, истории внешней политики США и истории первой мировой войны. Современная отечественная историография первой мировой войны и внешней политики США этого периода представлена в значительной степени именно сборниками, в частности: «История внешней политики и дипломатии США», «Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории», «Первая мировая война: политика, история, историография», «Первая мировая война -пролог XX века».
Среди многообразия отечественных исследований необходимо особо выделить монографии З.М.Гершова «Вудро Вильсон» и «Нейтралитет» США в годы первой мировой войны», а также «Дипломатию Вудро-Виль-сона» А.И.Уткина, которые являются на сегодняшний день наиболее подробными и обстоятельными исследованиями, посвящёнными внешнеполитической деятельности президента В.Вильсона и его администрации.
При работе над диссертацией автор обращался к результатам исследований, проведенных в предшествующие годы на кафедре новой, новейшей истории и международных отношений Томского госуниверситета.
Подводя итоги изучению внешней политики США и её английского направления в 1914-1918 гг. отечественной историографией, следует признать, что комплексное освещение политики Соединённых Штатов в отношении Великобритании в связи с проблемой «свободы морей», поставленное первой мировой войной, до сих пор не являлось самостоятельной задачей. Отсутствие работ подобной направленности позволяет говорить о научной новизне данной диссертации.
Практическая значимость исследования видится в возможности использовать материалы диссертации для разработки проблем истории внешней политики США и международных отношений 1914-1918 гг., подготовки лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров по истории США и истории международных отношений.
Апробация исследования. Основные положения и научные результаты диссертационного исследования были изложены автором на региональной научной конференции «Молодая американистика Сибири» в Томске в 1999 г., Всероссийской научной конференции «Американский и сибирский фронтир» в Томске в 2001г. и отражены в двух опубликованных и одной депонированной статьях.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Структура диссертации соответствует основным этапам эволюции политики США в отношении Великобритании в 1914-1918 гг, в связи с проблемой реализации принципа «свободы морей». -10-
 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
 

В первой главе «Политика США в отношении Великобритании в 1914-середине 1915 годов» рассматриваются характер и содержание политики США в отношении Великобритании накануне первой мировой войны и формирование позиции США по вопросу английской морской блокады Германии в начальный период её развёртывания, ключевой проблемой которого являлось решение вопроса о соблюдении Великобританией Лондонской декларации 1909 года и его влияние на англо-американские отношения в условиях британских блокадных мероприятий.
На протяжении нескольких десятилетий до первой мировой войны баланс сил и мир в Европе являлись одной из основ внешней политики Соединенных Штатов Америки. Наряду с этим, базовым принципом американской внешней политики был изоляционизм по отношению к Европе и европейским делам. Серьёзные изменения в международной обстановке и системе международных отношений, связанные с изменением баланса сил в Европе и совпавшие с приходом к власти администрации во главе с демократом В,Вильсоном, повлекли за собой изменение основ американской дипломатии и обусловили новый взгляд на задачи внешней политики Соединённых Штатов.
Перед Соединёнными Штатами Америки, которые уже являлись к этому времени ведущей промышленной державой мира и стремились упрочить своё международное положение с учётом возросшей экономической моши, встала очевидная политическая необходимость развития более тесных связей с Европой - тогдашним военно-политическим и экономическим центром мира. Основной осью европейской политики США в этот период являлось поддержание и развитие хороших отношений с Великобританией, которая, несмотря на ослабление своей мощи, продолжала играть ведущую роль в системе международных отношений. Предвоенные годы характеризуются для США и Великобритании значительным сближением между ними, начавшимся на рубеже XX века. Помимо политических и экономических соображений, на политику США в отношении Великобритании перед первой мировой войной значительное влияние оказывал и психологический фактор принадлежности к англосаксонскому миру. Общность языка и культуры являлась значительной психологической подоплёкой благожелательного отношения к Англии и налаживания с ней более тесного взаимодействия в условиях усиливающейся европейской конфронтации.
В то же время наряду с многочисленными факторами, сближавшими США и Великобританию, имелись достаточно серьёзные торгово-экономические и политические разногласия, обусловленные разительным несоответствием между соотношением экономической мощи и потенциала Соединённых Штатов и Великобритании и соотношением их возмож-
11
ностей по обеспечению и поддержанию внешней экономической экспансии. Если в экономическом плане Соединённые Штаты заметно превосходили Великобританию, то в плане возможностей, британские позиции, в отличие от американских, были представлены военно-морской гегемонией и доминированием в сфере морской торговли. Поэтому всюду, где Соединённые Штаты добивались усиления своих экономических позиций, они неизбежно сталкивались с Англией, ещё сохранявшей сильные позиции как в Европе, так и мире в целом. На политическом уровне это нашло отражение в проблеме обеспечения свободной морской торговли при одностороннем морском доминировании Великобритании, которая впоследствии была сформулирована как принцип «свободы морей».
Война в Европе началась I августа 1914 года. 4 августа 1914 года Соединённые Штаты заявили о своём нейтралитете. Президент Вильсон и его правительство понимали, что Соединённые Штаты с их небольшой сухопутной армией и флотом вынуждены проводить политику нейтралитета. Тем не менее, в администрации Вильсона сформировалась группа влиятельных политических деятелей, выступавших за нейтралитет, ориентированный на Великобританию и её союзников, что фактически предполагало подключение ресурсов Соединённых Штатов к ресурсам Антанты. В эту группу входили советник и личный друг президента полковник Э.Хауз, который не занимал никаких официальных постов, но имел огромное, а порой и решающее влияние на президента, советник государственного секретаря Р.Лансинг, посол в Лондоне У.Х.Пэйдж, а также министр финансов Э.МакАду и военный министр Л.Гаррисон. Их позиция нашла поддержку и среди представителей деловых кругов Америки, имевших экономические интересы в Англии.
Непосредственной причиной возникновения англо-американских трений в начале первой мировой войны явились мероприятия Великобритании, имевшие целью морскую блокаду Германии и её союзников, что мешало американской торговле со всеми воюющими странами. Задача обеспечения условий для оптимального функционирования американской внешней торговли требовала реализации в полной мере прав нейтрального государства. Поэтому одним из наиболее важных аспектов британской политики США в связи с данной блокадой стал вопрос о принятии в целом и соблюдении Великобританией нератифицированной ею «Декларации о законах (принципах) военно-морской войны» 1909 года (так называемой «Лондонской декларации 1909 года»), которая определяла принципы осуществления блокады, понятие военной контрабанды и условия функционирования морской торговли в военное время. Своими положениями декларация устанавливала довольно либеральный режим блокады, ограничивая права блокирующей стороны. Таким образом, Лондонская декларация 1909 года создавала потенциально выгодные условия для торговли нейтральных стран в период войны, что, в свою -12- очередь, не соответствовало интересам Великобритании. Именно по поводу соблюдения Лондонской декларации произошло первое серьёзное дипломатическое столкновение между Вашингтоном и Лондоном в период первой мировой войны.
Английская морская блокада чувствительным образом затрагивала американские интересы потому, что нейтральная торговля давала возможность получить громадные прибыли, так как в условиях военного времени резко возрос спрос на широкий спектр товаров и, как следствие, произошло значительное повышение цен на товары. Это особенно касалось Германии и её союзников, ограниченных в собственных ресурсах и нуждающихся в товарах нейтральных стран. В администрации Вильсона британские действия воспринимались как нарушение нейтральных американских прав. США оценивали блокадные ограничительные действия Англии не только как военную необходимость, но и как продолжение борьбы за экономические позиции и доли мирового рынка, но уже с ис-пользованием военного фактора.
Серьёзный отход британского руководства от положений Лондонской декларации, вызвал энергичный протест со стороны Соединенных Штатов. Правительство США требовало согласования с ним всех мер, принимаемых Англией для ограничения внешней торговли Германии и нейтральных стран. Госдепартамент требовал от Англии прекратить ограничения, налагаемые на американскую торговлю. Временами эти требования принимали весьма резкий характер. Американские претензии выражались почти в угрожающем тоне. США в качестве ответных мер пред-' принимали также и практические действия, оказывая давление на бри-' танскую сторону (запрет на предоставление займов воюющим странам и запрет на поставку частей подводных лодок Англии, а также меры по увеличению американского торгового флота).
В тоже время в качестве одного из главных направлений в решении проблем американской внешней торговли госдепартаментом были переговоры с британским правительством. Переговоры, предполагавшие компромисс и базировавшиеся на «дипломатии личных связей», которую проповедовал советник президента В.Вильсона Э.Хауз, приобрели затяжной характер, так как противоречия, связанные с англо-американской борьбой за морские коммуникации (составляющей проблемы «свободы морей»), являлись неотъемлемым элементом их борьбы за экономические позиции на мировом рынке.
Правительство Вильсона было в сложном положении. Нейтралитет на этом этапе отвечал интересам Соединённых Штатов как в экономическом плане, благодаря выгодной нейтральной торговле и потенциальной возможности усилить позиции на мировых рынках, так и в политическом плане, потому что давал возможность выступать с мирным посредничеством. Исходя из этого, в интересах США было ослабление обеих задей-
13
ствованных в конфликте сторон, а наиболее предпочтительным концом войны в Европе для Соединённых Штатов было бы отсутствие в ней победителей, так как и Англия и Германия являлись основными конкурентами Соединённых Штатов на мировом рынке в целом и в отдельных регионах в частности. Однако учитывая восприятие Германии в качестве главного и наиболее опасного противника США в случае её победы, Соединенные Штаты вынуждены были считаться с интересами Англии. Правительство США пыталось удержаться в рамках беспристрастного нейтралитета, но впоследствии постепенно всё больше склонялось к благожелательной для Лондона позиции. Американское руководство желало поражения Германии, но не хотело, чтобы при этом ущемлялись интересы Соединённых Штатов в сфере торговли, так как это могло иметь помимо экономических и политические последствия для США.
Во второй главе «Политика США в отношении Великобритании в середине 1915-1918 гг.» освещено отношение администрации Соединённых Штатов к британским блокадным мероприятиям в середине 1915-начале 1917 гг., развитие англо-американской дискуссии по проблеме «свободы морей» и эволюция политики США в этой связи в период участия Соединённых Штатов в войне и при определении условий перемирия с Германией.
С середины 1915 года всё более очевидно проявлялся благожелательный по отношению к Англии характер американского нейтралитета. Однако несмотря на роль экономического фактора во взаимоотношениях США с Великобританией, американское руководство указывало британскому правительству, что проблема блокадных ограничений «столь существенна, что может привести к очень серьёзным результатам, если только её не затмит какое-нибудь затруднение с Германией», В складывающихся условиях виновность Германии в каком-либо противоправном действии облегчила бы положение администрации Вильсона, так как отодвинула бы англо-американские противоречия по блокаде на второй план.
7 мая 1915 года немецкая подводная лодка потопила английский океанский пароход «Лузитания» и при этом погибло около двух тысяч пассажиров, в том числе 128 американцев. Это событие обозначило начало крутого поворота в политике правительства Вильсона от попыток восстановления довоенного статус-кво на основе компромисса между Англией и Германией к активной поддержке военных усилий Англии и её союзников.
8 этих условиях американская внешняя торговля продолжала стремительно расширяться за счёт поставок в Англию и её союзникам. Экономический интерес всё более склонял Соединённые Штаты на сторону Англии, постепенно подкрепляясь и политической заинтересованностью в сотрудничестве с Англией в направлении возможного урегулирования
14
конфликта путём принуждения Германии к миру. По мнению американского исследователя Д.Смита, в середине 1915 года американский нейтралитет принял форму «строгой ориентации на Антанту». Действия американского руководства были направлены на всемерное поддержание экономических связей с Англией. Англия тем временем продолжала усиливать блокаду. В целом блокада к концу 1915 года достигла цели пресе-чения прямой германской морской торговли товарами, признанными Англией контрабандными. Однако необходимо отметить, что она все же оставалась ещё проницаемой, как по причине недостаточности сил для полного закрытия морской акватории патрулями.
После определённого урегулирования отношений США с Германией осенью 1915 года, и в значительной степени в связи с тем, что оно было достигнуто, на первый план снова вышла проблема разногласий с Англией по блокаде. Госдепартамент, несмотря на экономическую и политическую заинтересованность в сохранении дружественных связей с Англией, стремился препятствовать ограничениям, налагаемым Англией на американскую торговлю с Европой.
В 1915 году в Соединённых Штатах произошли расширение и активизация кампании, направленной на усиление военной мощи страны. Это движение стало находить всё большую поддержку в правящих кругах и впоследствии было активно поддержано правительством и президентом. Президент Вильсон считал устаревшим положение о том, что «лишь одна нация должна господствовать на море» и был убеждён, что «каждая бое-способная нация должна стремиться к тому, чтобы стать владычицей морей». Началась разработка трёхлетней программы военно-морского строительства с целью укрепления американского морского могущества. Подключение правительства США к развернувшейся в стране кампании «военной готовности», направленной на значительное увеличение воо-руженных сил и усиление военно-морского флота, явилось, в определённой степени, также отражением и реакцией на разногласия во взаимоотношениях с Англией. В тесной взаимосвязи с усилением военно-морского флота считалось необходимым увеличить и торговый флот Соединённых Штатов.
Англо-американские экономические связи стали чрезвычайно важным фактором, который, наряду с желанием не допустить победы Германии, оказывал влияние на американскую политику в отношении Великобритании. В тоже время действия Великобритании свидетельствовали не только об её стремлении переломить ход войны и добиться победы любой ценой, но и о стремлении серьезно подготовиться к восстановлению своих позиций после войны, а также к послевоенному переделу мира для расширения и укрепления влияния и роли в мире. Закономерным продолжением и развитием этого стал формальный отказ Англии 7 июня 1916 года от Лондонской декларации 1909 года, которая претерпела
15
столь существенные модификации, что уже мало напоминала первоначальный вариант.
Наибольшее возмущение и протест США вызвало включение правительством Англии в особые «чёрные списки» 85 американских компаний, обвинённых в коммерческих связях с Германией и её союзниками. С этими фирмами британским подданным запрещалось иметь деловые отношения, товары, предназначенные этим фирмам, объявлялись подлежащими захвату и конфискации британским флотом. Указанные в списке фирмы также подвергались санкциям в сфере кредита, страхования и т.д.
Оценивая действия Великобритании, Вильсон назвал их «последней каплей», переполнившей его терпение. Президент заявил о намерении запросить у конгресса полномочия на запрещение займов и ограничение экспорта в Англию и в союзные ей страны. Как бы ни возрастали политические, идеологические и экономические связи между США и Англией в 1914-1916 годы, у президента всегда оставалось подозрение к британ-скому империализму, подкреплявшееся раздражением, которое вызывала британская блокада и британская политика военного времени. Наиболее ярким фактом, отразившим реакцию в США на усиление британских блокадных мер и ограничений, явилось внесение в конгресс резолюции, требовавшей разрыва дипломатических отношений с Великобританией.
Руководство США, будучи ограничено в своих возможностях противодействия британским блокадным мерам, сконцентрировало внимание на создании реального собственного рычага воздействия на международную ситуацию и укрепление позиций страны в мире. Потребность в обеспечении Соединённым Штатам возможности воздействия на политику Англии и ситуацию в Европе и мире поставили на повестку дня задачу создания мощных вооружённых сил. Именно в 1916 году начал законодательно оформляться отход США от традиционной политики в области национальной безопасности. 29 августа 1916 года конгресс принял закон о военно-морских силах («Морской акт»), который впервые провозгласил цель создания «не имеющего себе равных флота», способного вести на-ступательные боевые действия против флотов других великих держав. Также был принят ряд законов, направленных на создание большого торгового флота и обеспечение его функционирования. Отдельные положения принятых законов предусматривали репрессивные меры против воюющих держав в случае их препятствования американской внешней торговле и дискриминации в отношении американских фирм и коммерсантов. Была очевидна в первую очередь антианглийская направленность этих законодательно оформленных репрессивных мер, что вызвало их крайне негативное восприятие в Великобритании. Однако наиболее серьезная для Англии мера - эмбарго на экспорт военного снаряжения и материалов не была объявлена Соединёнными Штатами в качестве возможного средства воздействия на нарушителей американской внешней тор-
16
говли. Степень жёсткости возможных американских репрессивных мер была объективно ограничена значительной вовлечённостью американского промышленного и финансового капитала в экономические отношения с Англией и зависимостью США от положения дел союзников в войне.
Видимое расхождение в оценке характера войны и определении условий её окончания между Вильсоном и английским руководством, накла-дываясь на проблему «свободы морей» и установления принципов морской войны, вызывало разногласия между США и Великобританией и влияло на характер внешнеполитических шагов, предпринимаемых американским президентом. В своём специальном послании Сенату 22 января 1917 года Вильсон изложил американские принципы мирного урегулирования. При этом среди главных принципов, выдвинутых Вильсоном, были «мир без победы» и «свобода морей», что вызвало негативную реакцию в Англии. Однако возможная напряжённость в отношениях США с Великобританией была заслонена военной опасностью со стороны Гер-мании, которая открыто продемонстрировала свою решимость нанести последний сокрушительный удар Англии и её союзникам, начав неограниченную войну против торговых судов.
3 февраля 1917 года было заявлено о разрыве Соединёнными Штатами дипломатических отношений с Германией, а 2 апреля на специальном заседании конгресса Вильсон потребовал объявления состояния войны с Германией.
Принятие решения о войне против Германии свидетельствовало о готовности Соединённых Штатов сделать всё для предотвращения угрозы германской победы. Эта задача обусловила необходимость взаимодействия в первую очередь с Англией, несмотря на наличие расхождений с ней по проблеме «свободы морей» и в оценке целей войны, а также определённый груз напряжённости, имевшей место в отношениях стран по вопросу британских блокадных ограничений (способов блокады). На данном этапе эти противоречия отходили на второй план, уступая место главной задаче - поражению Германии. Англия и английский флот рассматривались как последняя преграда, сдерживающая движение Герма-нии к гегемонии в Европе, которое угрожало и безопасности Соединённых Штатов.
После вступления США в войну, американское правительство не только перестало заявлять о неправильности и неправомерности британских способов блокады, но и само теперь выступило в качестве активного участника блокады, начав нарушать отстаиваемый ранее в отношениях с Великобританией принцип «свободы морей» и пойдя на взаимодействие с англичанами в вопросах осуществления блокадных мер. Во многих от-ношениях действия США по осуществлению блокады Германии превзошли даже мероприятия англичан. Отмечая столь масштабное подклю-
17
чение США к английской морской блокаде Германии и их содействие британским усилиям в этом вопросе необходимо указать, что, проявляя себя более активно в проведении блокады, чем в непосредственных военных действиях, Соединённые Штаты при использовании блокадных мер по сути преследовали цели и решали задачи аналогичные целям и задачам Англии, то есть стремились реализовать собственные экономические и политические устремления и интересы - обеспечение доминирования в экономике и политике нейтральных стран, чтобы тем самым увеличить свой экономический и политический вес в мире. Хотя блокадные мероприятия 1917-1918 гг. явились ещё одним элементом взаимодействия и сотрудничества между США и Великобританией, отодвинув на некоторое время на второй план их противоречия, в том числе вокруг «свободы морей», неизбежность возобновления этих противоречий была очевидной.
Нежелание Англии и других стран Антанты пересмотреть свои военные цели и отказаться от тайных договоров, вызывавших отрицательное отношение США, оказалось одним из тех факторов, в результате которых появилась обнародованная президентом Вильсоном программа мира, известная как «14 пунктов».
Первые пять из четырнадцати пунктов программы мира, изложенной президентом Вильсоном в его послании конгрессу 8 января 1918 года, были прямо противоположны целям Англии. Самым главным и «тяжеловесным» в плане «вызова» Великобритании был второй пункт программы Вильсона, являвшийся определением понятия и принципа «свободы морей»: «Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод, как в мирное, так и в военное время...». Таким образом, морская проблема (как её военная, так и торговая составляющая) по всем признакам должна была после войны противопоставить США и Великобританию и более того - перейти на новый качественный уровень, обуслов-ленный чрезвычайно возросшими экономическими возможностями США и экономическим ослаблением Великобритании.
Это подтвердила жёсткая англо-американская дискуссия, связанная со вторым пунктом мирной программы Вильсона - традиционным американским лозунгом «свободы морей», которая сопровождала выработку условий перемирия с Германией после обращения её правительства 5 октября 1918 года к Соединённым Штатам с предложением о мирных переговорах на основе «14 пунктов» и просьбой о перемирии. Американский представитель на заседании Верховного военного совета, в ходе которого предстояло выработать условия перемирия с Германией - полковник Хауз настаивал на точном определении блокады и принятии мер для предотвращения вмешательства в нейтральную торговлю, аналогичного британскому вмешательству 1914-1916 гг.. Давая ясно понять, что Соединённые Штаты не собираются теперь больше позволять Англии
18
использовать неограниченную морскую блокаду, Хауз указал, что США в состоянии принять возможный вызов и построить флот больший, чем у Англии. Объёмы колоссального американского военного и транспортного судостроительства служили весомым подкреплением слов Хауза и позиции Вильсона. Более того, Хауз не остановился даже перед угрозой сепаратного мира между США и Центральными державами. По признанию Ллойд Джорджа, фраза о свободе морей «даже угрожала вызвать разрыв между Соединёнными Штатами и союзниками», так как по этому вопросу «существовали две противоположные и, по-видимому, непримиримые точки зрения».
Однако Октябрьская революция в России и развитие социально-политической ситуации в Центральной и Восточной Европе явились немаловажным фактором, заставившим английскую и американскую стороны ускорить процесс выработки какой-либо договорённости. В результате был достигнут определённый компромисс о принятии англичанами мирной программы Вильсона от 8 января 1918 года в целом, с оговорками лишь в отношении второго пункта.
11 ноября представители Германии подписали условия перемирия, что завершило первую мировую войну. Однако, хотя война закончилась, борьба за послевоенное урегулирование только началась, так как необходимо было закрепить результаты войны в выгодной для США форме. Это предвещало серьёзную дипломатическую борьбу на мирной конференции, в ходе которой англо-американские противоречия должны были сыграть далеко не последнюю роль.
Направляясь в декабре 1918 года в Европу для участия в мирной конференции, президент Вильсон ощущал за собой мощь и величие самой экономически развитой державы мира и её реальную военную силу и заявлял о праве США на «моральное руководство миром». Вильсон намеревался посредством создания Лиги Наций, с ведущей ролью в ней Соединённых Штатов, подорвать доминирующую роль Великобритании в системе международных отношений, поддерживаемую её военно-морской мощью и господством на море. Для достижения этой цели руководство США готово было использовать все имеющиеся у него ресурсы и морально-политическое влияние в мире. Рост ВМФ США стал одним из элементов давления на Великобританию, принявшего форму гонки морских вооружений. Теперь проблема соотношения сил английского и американского флотов была тесно связана с вопросом о «свободе морей».
В заключении подводятся основные итоги диссертационного сочинения. Политика президента В.Вильсона и возглавляемого им правительства в отношении Великобритании в 1914-1918 гг. претерпевала эволюцию, обусловленную изменениями в оценке войны в целом, позиций и действий сторон конфликта, а также ходом самого конфликта. Не имея реальных рычагов воздействия на ход событий в Европе и исходя из сво-
19
его неприятия «европейского империализма» (в том числе и британского), американское руководство в начале войны стремилось придерживаться более или менее равноудалённой позиции, надеясь на ничейный исход конфликта с обоюдным ослаблением сторон и привлечением Соединённых Штатов к мирному урегулированию. Пока не прошёл острый период боевых действий и сохранялись опасения возможной победы Германии, американское руководство, ограничиваясь протестами, не отвечало на новые британские блокадные меры каким-либо серьёзным вызовом, так как считалось, что «не время обострять отношения по поводу нейтральной торговли». Поэтому противодействие морской блокаде носило весьма ограниченный характер, преследуя цель убеждением и протестами уменьшить негативное воздействие британских блокадных мероприятий на американскую торговлю без подрыва военных позиций Великобритании. Американская дипломатия не ставила своей целью отстаивание нейтральных прав ценой конфликта с Англией и лишения её одного из важнейших средств борьбы с Германией. В целом позиция США в начальный период войны может быть охарактеризована как выжидательная.
Тем не менее, даже при таком подходе Соединённым Штатам удалось осложнить установление англичанами экономической блокады Германии, что позволило активизировать американские торговые связи с нейтральными странами Европы.
В 1915 году администрация президента Вильсона, демонстрируя официальное сопротивление британской блокаде, всё больше начинает ощущать влияние экономического фактора (развёртывание военной торговли с Великобританией) на американскую внешнюю политику. На фоне заметно возросших объёмов американской торговли с Англией и нейтральными странами Европы потеря германского рынка казалась теперь весьма незначительной. Несомненно, что это снижало накал страстей во взаимоотношениях США с Великобританией по проблеме соблюдения нейтральных прав Соединенных Штатов в сфере торговли.
Однако американская сторона, хотя и не приняла решительных и действенных мер против блокады, не собиралась мириться с английским контролем на морях, так как видела в этом не только попытку поставить под контроль торговые связи США с Европой, но и опасность для будущего американской экспортной торговли. Разногласия с Британией из-за задержания американских грузов были серьёзными. К середине 1916 года проблема британского вмешательства в нейтральную американскую торговлю и другие сферы внешней деятельности приобрела гораздо более резкое звучание, чем ранее. На фоне проблем, вызванных британской блокадой, у Вильсона и его администрации существовало также и опасение международных последствий полной победы Англии и её союзников. Поэтому руководство США считало необходимым с помощью програм-
20
мы модернизации и развития армии и флота продемонстрировать Англии потенциальные возможности Соединённых Штатов для реализации и отстаивания своих интересов на межгосударственном и международном уровне.
Вступление Соединённых Штатов в войну, на фоне угрозы победы Центральных держав, и их непосредственное подключение к проведению морской блокады Германии завершили длительный период энергичной дискуссии между США и Англией по проблеме нейтральной торговли, начавшейся в 1914 году. Однако спорные проблемы «свободы морей» и соотношения сил флотов не были разрешены в период англо-американского военного сотрудничества.
Политика правящих кругов США в отношении Англии в период участия Соединённых Штатов в войне в 1917-1918 гг. была подчинена осуществлению главной внешнеполитической цели - установлению глобального лидерства, реальной основой которого они считали возросшую экономическую и военную мощь страны. Отношения США с Великобританией в этот период отличались противоречивостью и нестабильностью, обусловленными несовпадением взглядов на характер и структуру послевоенного мира, в котором Англии уже отводилась подчинённая роль.
Разногласия по вопросу о «свободе морей» повлияли на характер принципов мирного урегулирования, представленных президентом Вильсоном 8 января 1917 года, проявились при определении условий перемирия с Германией и выработке мирного соглашения. Если в период нейтралитета руководство США пыталось убеждениями и предупреждениями склонить Англию к изменению характера блокадных мероприятий, то на заключительном этапе войны (как и впоследствии в период мирной конференции) Соединённые Штаты применили политический нажим, воспользовавшись в качестве рычага воздействия угрозой гонки морских вооружений и готовностью силой отстоять свои интересы. -21-
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Усатюк Д.В. Политика США в отношении Великобритании накануне первой мировой войны. - Том. ун-т - Томск, 2001. - 30с. - Рукопись депонирована в ИНИОН РАН (№ 56384 от 11.04.2001г.).
2. Усатюк Д.В. Позиция США по вопросу английской морской блокады Германии в годы первой мировой войны.//Сибирь в системе международных связей. Сб. науч. статей и материалов./Под ред, В.П. Зиновьева. -Томск: Изд-во ТГУ, 2001.- С. 119-125.
3. Усатюк Д.В. Политика США в отношении Великобритании по вопросу соблюдения Лондонской декларации в годы первой мировой войны. // Американские исследования в Сибири. Вып. 5. Материалы Всероссийской научной конференции, 6-8 февраля 2001г. - Томск: Изд-во ТГУ, 2001.-С. 116-123.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU