УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Ляушин В.П., Тараборин А.С. К вопросу о систематизации законодательства Российской империи в XVIII веке

// Актуальные проблемы истории, политики и права: Межву-зовский сборник научных статей. Часть II – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2002.

 

Попытки систематизации законодательства предпринимались в России на протяжении всего XVII и первой четверти XIX вв. Действовавшие в 1700–1826 гг. многочисленные комиссии, не имея специалистов с необходимой подготовкой, четкого плана действий метались от собирания действовавших к сочинению новых и заимствованию иностранных законов. Но ни одна из комиссий не достигла поставленной цели.
Поиски путей систематизации являлись предметом исследования и кри-тически оценивались многими учеными и практиками на протяжении XVIII–XX вв.1 В основном, авторы занимались исследованием узких проблем, не прибегая к комплексному анализу и сопоставлению всех имеющихся фактов и точек зрения. Исследованию попыток систематизации законодательства в России посвятили работы П.М. Майков, М.А. Корф, М.В. Богданович, В.З. Завитневич и другие.
Проблема систематизации законодательства в деятельности Российского государства начинает занимать одно из центральных мест. Это связано с тем, что Соборным Уложением 1649 г. были приведены "в единообразие и порядок все прежние уставы и постановления", в него вошло все то, что признано было необходимым сохранить в силе, с надлежащими исправлениями и дополнениями. "Соборное Уложение 1649 г. как бы подводило итог предыдущей законодательной деятельности царской России XVI–XVII вв.". После издания Уложения 1649 г. в свет вышло множество различных узаконений: Новоуказные статьи, указы, боярские приговоры и др. Первоначально они должны были быть только дополнением и усовершенствованием Уложения. Однако на деле оказалось, что многие из них противоречили как самому Уложению, так и друг другу. Тем временем, число нормативных актов быстро увеличивалось и к концу XVII в. составило обширное законодательное поле. Действуя параллельно с Соборным Уложением, новый законодательный материал, с одной стороны, служил ему пояснением и дополнением, но с другой, – своим разнообразием и частой противоречивостью затруднял его применение.
Обратив внимание на состояние законодательства, Петр I Указом от 18 февраля 1700 г. повелел "…снести Соборное Уложение 1649 г. с поста-новлениями, после него состоявшимися, то есть с Новоуказными статьями, с именными указами и с Боярскими приговорами, по частным делам вершен-ными"2. Этим Указом в 1700 г. была образована первая комиссия, получив-шая название Палата об уложении. В нее вошли бояре, думные дворяне, стольники и дьяки. Задача комиссии состояла в приведении в единый свод действовавших тогда узаконений, а идея систематизации законодательства состояла в приведении в единообразие и порядок всего существующего зако-нодательства – составление свода действующих законов. Но результат дея-тельности комиссии заключался в неоконченном Своде, соответствующем трем главам Соборного Уложения.
Не видя успеха в составлении Свода, Петр I решил отменить все противо-речащие Соборному Уложению Новоуказные статьи3. Для разрешения во-проса о противоречии либо непротиворечии Уложению Сенату было поручено разобрать Новоуказные статьи и те из них, которые служили дополнением к Уложению, внести в его состав. Так появилось второе кодификационное учреждение, которое позднее М.М. Сперанский обобщил под названием комиссии. Этот термин будет использован и в данной статье.
Таким образом, задача второй комиссии состояла в дополнении Соборно-го Уложения положениями Новоуказных статей, т.е. в составлении Сводного Уложения. С 1714 по 1718 гг. по поручению Сената в Канцелярии земских дел и в Поместном приказе было составлено всего 10 глав, но они не были окончены и остались без рассмотрения.
Составление Сводного Уложения шло медленно и, видимо, не предвеща-ло успехов. Поэтому в 1720 г.4 решено было отказаться от составления Свод-ного Уложения и "сочинить Новое уложение". Оно должно было состоять в дополнении русского Уложения положениями из шведского и датского зако-нодательства. Однако на вновь выбранном пути уже третьей по счету комис-сии встретилось множество преград: языковые различия, недостаток подго-товленных людей, несходство систем законодательства, разнообразие и про-тиворечие собственного законодательства, а вследствие этого – неспособ-ность достоверно определить и отграничить действующее от недействующе-го. Эта комиссия, многократно изменяясь в своем составе, после тщетных попыток безрезультатно прекратила свое действие с кончиной Екатерины II5.
Уже в 1728 г. была образована новая, четвертая по счету комиссия. Здесь снова решено было вернуться к первоначальному предложению – составле-нию Сводного Уложения. Притом пробелы в законодательстве должны были быть устраняемы без использования иностранных источников права. Задача состояла в собрании действующего российского законодательства и воспол-нении пробелов в нем. Для этого из всех губерний были вызваны по пять де-путатов, "добрых и знающих людей по выбору от дворянства". Однако преж-де чем комиссия начала работу скончался Петр I, и комиссия опять прекратила свое существование6.
В 1730 г. была образована пятая комиссия, получившая название Комис-сия уложений. По сравнению с предыдущей, количество членов новой ко-миссии было увеличено. Главная задача состояла в сочинении Нового уложения, а Свод существующих законов должен был служить только вспомогательным средством. При этом допускались заимствования иностранного законодательства. Следовательно, предполагалось сначала составить Свод существующих законов, а затем на его основе сочинить Новое уложение, заимствуя положения иностранных законодательных актов7. Подготовка Уложения шла крайне медленно и безуспешно. Тем временем происходившие от смешения и неизвестности законов проблемы в правоприменительной деятельности требовали приведения в порядок старого законодательства. Поэтому было признано необходимым опять вернуться к составлению Свода. В 1735 г. последовало собственноручное императрицы Анны Иоанновны повеление: напечатать Сводное уложение8. По этим причинам было решено поручить приказам и коллегиям собрать действующие в них законы и сделать по каждой части отдельные своды, которые потом можно будет сложить в одно целое. Но эти учреждения, перегруженные текущими делами, не справились с возложенными на них задачами. Просуществовав около десяти лет и не оставив никаких следов своего пребывания, в 1741 г. пятая комиссия прекратила свое существование.
По восшествии на престол императрица Елизавета Петровна высказала мысль о том, что необходимо разобрать и отделить недействующие и подле-жащие отмене от действующих узаконений9. Задача новой комиссии состояла в приведении в порядок действующего законодательства. Эта работа продолжалась более 13 лет, но с 1741 по 1754 гг. в Сенате была разобрана лишь часть указов.
В 1754 г. систематизационной работе был придан новый импульс. Импе-ратрица в Сенате определила "сочинить законы ясные, всем понятные и по настоящему времени приличные"10. Для этого в том же году была учреждена шестая комиссия – Комиссия сочинения уложения. Таким образом, задачей новой комиссии было сочинение Уложения. Она состояла из Общей комиссии и Комиссий частных. В Общей комиссии составлялись уложения: 1) по делам судным; 2) уголовным; 3) вотчинным; 4) о праве состояния людей в государстве. Частные комиссии образовывались при коллегиях, в которых составлялись уставы по делам государственного управления. Подготовленные в комиссиях проекты подлежали рассмотрению в Сенате. В Общей комиссии деятельность продолжалась первые два года, но затем, постепенно ослабевая, совсем прекратилась, и комиссия продолжала существовать только формально. В частных комиссиях в течение этого времени ничего не было сделано.
В конце своего царствования Елизавета Петровна снова обратила внима-ние на положение законодательства. Управление комиссией было поручено двум сенаторам, определены ее новые члены. Состав комиссии дополнился депутатами, избранными от дворянства, духовенства и купечества. К Общей комиссии были присоединены все отделения. Вновь образованная комиссия призвана была завершить составление уложений, начатых предыдущей ко-миссией. В начале 1762 г. депутаты принялись за работу, заседания комиссии открылись, но вскоре были прерваны в связи с коронацией императрицы Екатерины II, а депутаты распущены. Деятельность комиссии продолжалась до 1767 г., но заключалась она лишь в переписке, объяснении и подтверждении законодательных актов.
В 1767 г. была образована новая, восьмая по счету, Комиссия о сочинении Нового уложения11. В основу ее деятельности был положен Наказ императрицы Екатерины II о сочинении Уложения12.
Комиссия разделялась на Общее собрание (Большую комиссию) и от-дельные комиссии. Общее собрание составляли "депутаты от дворянства, от городов, от сельских обывателей и от иноверцев" – 565 человек. Отдельные комиссии составлялись из тех же депутатов до пяти человек. Такие депутаты присутствовали и в отдельных комиссиях, и в общем собрании. Отдельных комиссий было 19.
Комиссия открылась в Москве 31 июля 1767 г.13 После ряда заседаний она была закрыта 29 декабря 1768 г.14 в связи с начавшейся Русско-турецкой войной. Депутаты вынуждены были покинуть свои рабочие места и отправиться на военную службу. По окончании войны заседания Большой комиссии отсрочивались особыми указами, но с 1 февраля 1773 г. подобные указы прекратились15. Частные же комиссии продолжали собираться до 1774 г., когда Именным указом от 4 декабря 1774 г. заседания частных комиссий были прекращены.
Неудачный опыт составления нового Уложения вновь заставил вернуться на прежний путь – к составлению Сводного уложения. Для его составления на базе прежней комиссии была образована новая, девятая по счету, комиссия, получившая по Указу от 30 декабря 1796 г. название Комиссия для со-ставления законов. 4 декабря 1796 г. комиссия была передана в ведение генерал-прокурора.
Согласно Указу от 16 декабря 1796 г. комиссии поручалось собрать все изданные узаконения и составить из них три книги законов: 1) уголовных; 2) гражданских; 3) казенных дел16. В то же время Сенату предписывалось рассматривать и утверждать к изданию вносимые от генерал-прокурора оканчи-ваемые части книг законов. В помощь генерал-прокурору были назначены опытные чиновники. Приступив к работе, они составили проекты статей, глав, частей книг законов. Для рассмотрения составленных книг законов 31 мая 1797 г.17 был учрежден состоящий из трех человек съезд сенаторов. На этом съезде сенаторы делали замечания по тексту книг, затем, после исправ-ления, они передавались генерал-прокурору для последующего рассмотрения в общем собрании Сената. Но рассмотрения не последовало. В августе 1798 г. генерал-прокурор Куракин был уволен с должности, и на его место назначен князь П.В. Лопухин.
После того, на заседаниях 23 октября, 13, 25, 27 ноября 1798 г. решено было сделать выписки о вышедших Высочайших повелениях относительно исправления и пополнения российских законов и о сочинении нового уложе-ния. 15 января 1799 г. было решено составить систематический план разделения книг законов. План был составлен и одобрен на заседаниях 12 марта и 9 апреля 1799 г. Одобренный план был представлен генерал-прокурору, который, по словам П.М. Майкова, "…найдя его ясным и достаточным, поручил озаботиться приведением его в исполнение"18.
Тем временем, в руководстве комиссии началась "кадровая чехарда". 7 июля 1799 г. Лопухин был уволен, а на его место назначен А.А. Беклешов. Не успев приступить к делам, в феврале Беклешов был уволен. На его место был назначен П.Х. Обольянинов.
Тем временем было уже составлено: 1) восемнадцать глав книги "Граж-данских и казенных дел"; 2) семнадцать глав о судопроизводстве; 3) девять глав о делах вотчинных; 4) тридцать глав уголовных законов19. Однако "…все сии работы были одни только начатки и не представляя ничего целого, то и остались без рассмотрения"20. По правильному замечанию Н.П. Ерошкина, "Комиссия носила нецеленаправленный и хаотичный характер. Сами члены Комиссии затягивали завершение работ"21. В 1801 г. скончался император Павел I. Завершился и XVIII век. Но проблема так и осталась нерешенной.
Из рассмотрения деятельности действовавших в течение XVIII в. в российском государстве комиссий видно, что все они ставили перед собой три главных задачи: 1) собрание законов – составление Сводного уложения; 2) составление исправленного Уложения и 3) сочинение Нового уложения. В общем, как правильно заметил М.В. Шимановский, "…одни имели целью составить только Свод законов, действующих без всяких исправлений, другие же предполагали сочинить новое Уложение"22. В связи с этим, представляется неверным мнение П.М. Майкова, что перед всеми комиссиями стояла одна и та же задача: "собрать и свести в одно целое все разнообразные законы, изданные в нашем государстве со времен уложения царя Алексея Михайловича 1649 года"23. На протяжении всего XVIII в. деятельность комиссий заключалась либо в приведении в единообразие и порядок всего действующего законодательства, либо в сочинении новых законов, допуская при этом заимствование иностранного законодательства. Но комиссии, постоянно меняя свои планы, ни в чем не добились желаемого результата. Не были полностью собраны изданные узаконения, не было полностью составленного Свода, не было даже полностью сочиненных проектов уложений. Ни одна из комиссий не имела четких планов действий и ни одна из поставленных задач до конца не исполнялась.
Представляется, что на работе комиссий сказывалось множество неблагоприятных факторов, которые приводили к неудачам. В частности, недостаток подготовленных специалистов неизбежно приводил к невозможности спланировать и реализовать необходимые мероприятия, вследствие чего систематизация законов оставалась недостижимой.

 

Примечания

 

1 Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. М., 1961. С. 5.
2 ПСЗ-1. Т. IV № 1765.
3 ПСЗ-1. Т. V. № 2819, 2828.
4 ПСЗ-1. Т. VI № 3626.
5 Подробнее см.: Маньков А.Г. Использование в России шведского законодательства при составлении проекта Уложения 1720–1725 гг. // Исторические связи Скандинавии и России. Л. 1970.
6 ПСЗ-1. Т. VIII. № 5567.
7 ПСЗ-1. Т. IX. № 5567.
8 ПСЗ-1. Т. IX. № 6686, 6687.
9 ПСЗ-1. Т. XI. № 8480.
10 ПСЗ-1. Т. XIV. № 10283.
11 ПСЗ-1. Т. XVIII. № 12812, 12814, 12833, 12840, 12843, 12936.
12 Подробнее см.: Лаппо-Данилевский А.С. Собрание и свод законов Российской империи, составленные в царствовании Екатерины II. СПб., 1897; Дитятин И. Екатерининская комиссия 1767 г. "О сочинении проекта нового Уложения" // Юридический вестник. 1879. Март-май.
13 ПСЗ-1. Т. XVIII. № 12945.
14 ПСЗ-1. Т. XVIII. № 13221.
15 См.: Латкин В.Н. Учебник истории русского права. СПб., 1899. С. 75.
16 ПСЗ-1. Т. XXIV. № 17978.
17 ПСЗ-1. Т. XXIV. № 17654.
18 Майков П.М. Комиссии составления законов при императорах Павле I и Александре I // Журнал министерства юстиции. 1905. № 7. С. 268.
19 РГИА. Ф. 1259. Оп. 1. Д. 14, 39.
20 Сперанский М.М. Указ. соч. С. 34.
21 Ерошкин Н.П. Основные тенденции развития высшей государственности феодально-крепостной России 1-й половины XIX века: Дис. … д-ра ист. наук. М., 1973. С. 257.
22 Шимановский М.В. Первая часть 10 тома с ее историческими основами. Казань, 1870. Т. 1. С. 13.
23 Майков П.М. О своде законов Российской империи. СПб., 1906. С. 5.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU