УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова


Исторический факультет

Марией Людмила Петровна


Финансовая политика России в первой четверти XIX в.

Раздел 07.00.00 — Исторические науки Специальность 07.00.02 — Отечественная история


Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
 

Москва — 1999
 

Работа выполнена на кафедре истории России XIX — начала XX вв. исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы. Изучение структуры финансовой системы и содержания финансовой политики правительства России в первой четверти XIX в. представляется актуальным и перспективным. Институциональная роль государства в этот период находилась под влиянием нескольких факторов. С одной стороны, внутреннего, в основе которого лежала необходимость коррекции на новом этапе комплекса экономических, политических, социальных, административных и т. д. преобразований, начатых еще во второй половине XVIII в. С другой стороны, внешнего, связанного с возрастающей ролью России на протяжении XVIII-XIX вв. в системе международных отношений. Таким образом, на рубеже веков верховная власть оказалась перед настоятельной потребностью осуществления ряда серьезных реформ, проведение которых требовало денежного обеспечения. Поэтому создание, наряду с другими, в 1802 г. Министерства финансов, главная задача которого состояла в максимальном сборе налогов и обеспечении как обыкновенных, так и чрезвычайных расходов государства, являлось вполне логичным и закономерным шагом правительства.
Однако осознание государством специфики финансовой сферы как на законодательном уровне, так и в повседневной административно-хозяйственной деятельности происходило достаточно медленно. Стремление избежать резких колебаний в проводимой политике приводило к тому, что правительство в большинстве случаев руководствовалось практическим опытом при формировании государственного хозяйства в целом. Кроме того, нестабильная и переменчивая международная обстановка диктовала новые условия таможенной политике, требовала коррекции в финансовой сфере. Уже недостаточно было просто получить довольно скудный государственный доход, которого едва хватало на покрытие внутренних потребностей государства. Частые военные действия, в которых принимала участие Россия, при нестабильности поступления налогов создавали довольно значительную брешь в бюджете, заполнить которую было крайне сложно. Поэтому правительство начинает прибегать к заключению внешних зай-мов. Внутри страны для обеспечения нужд обращения вводятся бумажные деньги, чрезмерный выпуск которых привел к падению их стоимости, что, естественно, резко сократило количество по-ступаемых податей, а это, в свою очередь, создало проблемы не только для бюджета, но и для нормального функционирования
всего государственного хозяйства в целом. Собственного опыта решения подобных задач в России не было, следовательно, правительство обратилось к тем идеям, которые господствовали в западноевропейской экономической мысли '. Прекращение выпуска ассигнаций и постепенное изъятие их из обращения, накопление металлических запасов, девальвация, упорядочение составления бюджетов и его гласность, новые формы организации кредита, идеи свободной торговли — вот далеко неполный перечень реко-мендаций, которые были восприняты русской государственной элитой и которые она пыталась претворить в жизнь 2.
В то же время предложенные мероприятия кардинальным образом улучшить государственную смету не могли. Связано это было с тем, что уровень экономического развития России был достаточно низким. Доходные статьи пополнялись исключительно за счет роста налогов, что в рассматриваемый нами период при незначительном приросте податного населения, активных военных действиях и крайне скудных способах кредитования, а также значительном инфляционном процессе сводило практически на нет возможность расширения источнике вой базы приходных статей. Несмотря на декларационные заявления, в законодательных актах отсутствовала твердо установленная процедура рассмотрения и утверждения бюджета, которая могла бы гарантировать в той или иной степени правильность и обоснованность исчисляемых по нему сумм 3. Наряду с этим, бюджет являлся строжайшей государственной тайной. Не было определенного и однообразного для всех ведомств порядка систематического контроля за его исполне-нием. Вся эта ситуация осложнялась еще и полным беспорядком со стороны классификации доходов и расходов, внешних форм смет и росписей 4.
1 Святловский В. В. Очерки по истории экономических воззрений на Западе и в России. СПб., 1913. С. 255.
2 Святловский В.В. Происхождение денег и денежных знаков. Пг., 1923. С.
57.
3 Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф.
560. Он. 22. Д. 2. Л. 1-2.
4 Отдал гаюьменных источников Государственного исторического музея.
Ф. 426. Оп. 1. Д. 30. Л. 135-136.
Степень изученности проблемы. Проблемы финансового ведомства давно привлекали внимание исследователей. Литература по данному вопросу сколь разнообразна, столь и незначительна, так как, с одной стороны, охватывает работы, посвященные внутренней политике в целом, с другой — специальным вопросам, от-носящимся к финансовой сфере.
В первую очередь следует отметить монографии обобщающего характера, посвященные внутренней политике русского правительства в царствование Александра I '. Выделение этих работ продиктовано тем, что в них содержится, в частности, богатый материал и по финансовым проблемам русского государства той эпохи. Очень тесно связаны с этими работами исследования, посвященные реформам Александра I в административной, социальной, экономической и других сферах государственной жизни 2. Реформы в конечном итоге способствовали продолжению очень важного процесса формирования отраслей государственного хозяйства и, как одной из его сторон, финансового ведомства с рядом специфических задач, отражающих особенность экономики России в целом 3.
Исследования, характеризующие уровень социально-экономического развития страны, позволяют рассматривать финансовую политику как важнейшую составляющую экономической системы России в первой половине XIX в. Признаками удовлетво-
1 Шильдер Н.К. Император Александр Первый, его жизнь и царствование. СПб., 1897-1898. Т. 1-4; Николай Михайлович, вел. кн. Император Александр I. Опыт исторического исследования. СПб., 1912. Т. 1-2; Богданович М.И. История царствования императора Александра I и Россия в его время. СПб., 1869-1871. Т. I-VI; Ляхов А. Основные черты социальных и экономических отношений России в эпоху императора Александра I. M., 1912.
2 Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. M-JL, 1946; Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. М-Л., 1957; Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. М., 1989; Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIH-начала XIX вв. Л., 1988.
3 Вознесенский С.В. Экономика России XIX-XX вв. Л., 1924; Греков БД. История русского народного хозяйства. Л,, 1926; Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. М., 1947; Хромов П.А. Экономическая история СССР. М., 1988.
рительной податной способности народа, по утверждению некоторых экономистов, служат: объем и состояние главных отраслей производства, количество народонаселения 1, хозяйственное положение различных классов 2. Поэтому без достаточно ясного представления о том, как развивался в России аграрный рынок 3, каков был уровень промышленного развития, а также какие факторы замедляли или ускоряли его, каким образом правительство стремилось ликвидировать техническое отставание мануфактурного производства 4, что из себя представляло крестьянство в аграрной стране 5 и как политика правительства в крестьянском вопросе способствовала втягиванию основной массы населения России во внутренний и внешний рынки, невозможно рельефно представить своеобразие финансовой системы России в изучаемый период.
Поскольку создание Министерства финансов было неотъемлемой частью административной реформы первой четверти XIX в., необходимо упомянуть о работах, посвященных этим сюжетам 6. В них анализируется история создания новых ведомств, их
1 Большое значение в деятельности финансовых органов играет правильное и своевременное поступление налогов, которое невозможно без четкого и ясного представления о численности народонаселения. Изучению данных всех девяти ревизий посвящена работа В.М. Кабузана "Народонаселение в России в XVIII-первой половине XIX в.** М., 1963.
2 Pay К. Г. Основные начала финансовой науки. СПб., 1868. Т. II. С. 261.
3 Ковальченко И.Д., Милов Л.В. Всероссийский аграрный рынок XVIII-начало XX века. Опыт количественного анализа. М., 1974; Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII-первой половине XIX в. Л., 1981.
4 Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. М., 1990.
5 Ковальченко ИД. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX века. М., 1967; Федоров В.А. Помещичьи крестьяне Центрально-промышленного района России конца XVIII-первой половины XIX в. М., 1974.
6 Административные реформы в России XVIII-XDt вв. в сравнительно-исторической перспективе. М., 1990; Анучин Б.Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с 1775 до последнего времени. СПб., 1872; Градовский АД. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. СПб., 1866; Градовский АД. История местного управления в России. М., 1868. Т. 1; Довнар-Запольский М.В. Зарождение министерств в России. М., 1906; Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Исторический обзор деятельности Комитета министров. СПб., 1902.
структура, взаимоотношения с высшей и местной властями» прослеживаются истоки и процесс формирования принципа единоначалия в России.
Принятые решения русского правительства в области финансов во многом определялись влиянием западноевропейских экономических идей, которые являлись составной частью представлений виднейших государственных деятелей о том, каким об-разом должна была создаваться модель оптимального экономического развития России '.
Из исследований, имевших непосредственное отношение к финансам и финансовой политике, можно выделить монографию Блиоха И.С. "Финансы России XIX столетия. История — статистика" 2 и юбилейное издание, посвященное столетию Мини-стерства финансов "Министерство финансов 1802-1902" 3, увидевшее свет по инициативе тогдашнего министра финансов С.Ю. Витте.
В основном же историки и экономисты посвящали свои работы отдельным отраслям финансовой жизни. Вопросы денеж-
Т. 1-ГУ; Покровский С.П. Министерская власть в России. Ярославль, 1906. Т. 1-3; Строев В.И. Столетие собственной е. и. в. канцелярии. СПб., 1912; Романовский В.Е. Государственные учреждения древней и новой России. М., 1911; Сакович В.А. Государственный контроль в России. СПб., 1896-1897. Ч. I-II; Филиппов А.Н. Исторический очерк образования мини* стсрств в России // Журнал министерства юстиции. 1902. NB 9, 10; Щеглов В. Г. Государственный Совет в России, в особенности в царствование императора Александра I. Ярославль, 1893. Т. 1-2.
1 Блюмин И.Г. Очерки экономической мысли в России в первой половине XIX века. М-Л., 1940; История русской экономической мысли. М., 1958. Т. 1. Ч. 2; Каратаев Н.К, Экономические науки в Московском университете (1755-1955). М., 1956; Каратаев Н.К., Степанов И.Г. История экономических учений Западной Европы и России (до возникновения марксизма). М., 1959; Сабантн Б.М. Развитие финансов и финансовой науки в России (период феодализма). Иркутск, 1986; Святловский В.В. К истории политической экономки и статистики в России. СПб., 1906; Свляовский В. В. Очерки по истории экономических воззрений на Западе и в России. СПб., 1913. Ч. 1; Штейн В.М. Очерки развития русской общественно-экономической мысли XIX-XX веков. Л., 1948.
2 Блнох И.С. Финансы России XIX столетия. История — статистика. СПб., 1882. Т. 1-4.
3 Министерство финансов 1802-1902. СПб., 1902. Ч. I.
ного и монетного обращения нашли отражение на страницах исследований ПА. Шторха ', Е.И. Ламанского 2, министра финансов Бунге Н.Х. и экономиста Гурьева А.Н. 3 Основной целью этих работ было стремление представить важнейший законодательный и статистический материал, необходимый для того, чтобы иметь правильное представление о положении денежного обращения в России.
Вопросам формирования бюджета России посвящены монографии Печерина Я.И. и Локоть Т.В. 4
Неотъемлемой частью финансовой политики государства являются как внутренние, так и внешние долги. Одной из главных причин заключения внешних займов 5 и обращения к выпуску бумажных денег 6 исследователи видят в активной внешней политике, которую проводила Россия, начиная с середины XVIII в. Так или иначе, в первой четверти XIX в. для покрытия внешних долгов
1 Шторх П.А. Материалы для истории государственных денежных знаков в России с 1653 по 1840 год // Журнал Министерства народного просвещения. 1868. Ч. 137. № 3.
2 Ламанекий Е.И. Исторический очерк денежного обращения в России с 1650 по 1817 год // Сборник статистических сведений о России. СПб., 1854. Кн. II.
3 Бунге Н.Х. О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877; Бунте Н.Х. Заметка о настоящем положении нашей денежной системы и средствах к ея улучшению. СПб., 1880; Гурьев А.Н. Реформа денежного обращения. СПб., 1896; Гурьев А.Н. Денежное обращение в России в XIX столетии. Исторический очерк. СПб., 1903.
4 Локоть Т.В. Бюджетная и податная политика России. М., 1908; Печерин Я.И. Исторический обзор росписей государственных доходов и расходов с 1803 по 1843 год включительно. СПб., 1896.
5 ГеЙлер И.К. Сборник сведений о процентных бумагах России. СПб., 1871; Бржевский Н.К. Государственные долги России. Историко-статистическос исследование. СПб., 1884; Гурьев А.Н. Очерк развития государственного долга России. СПб., 1903; Воронцов В.Н. Государственный бюджет и государственные долги России. СПб., 1908.
6 Гольдман В. Русские бумажные деньги. СПб., 1866; Печерин Я.И. Наши государственные ассигнации до замены их кредитными билетами // Вестник Европы. 1876. Т. 4. Ne 7-8; Кауфман И.И. Обзор законодательных и административных мероприятий, вызванных разстройством бумажно-денежного обращения в России. Б/м, б/г; Кауфман И.И. Кредитные билеты их упадок и восстановление. СПб., 1888.
правительство прибегало к их консолидации, продлению сроков выплат по ним, а на случай войны и к субсидиям, в основном из Англии *.
Особенность формирования внутреннего долга в России состояла в ежегодных заимствованиях из государственных кредитных учреждений. Различные аспекты банковской политики нашли отражение в ряде фундаментальных исследований, главная задача которых была показать, каким образом правительство стремилось, используя опыт Западной Европы, создать наиболее оптимальную структуру для функционирования государственного, а также для деятельности общественного и частного кредитов 2.
Отдельно в литературе рассматривались вопросы внешней торговли как потому, что таможенный доход всегда являлся одним из главных источников пополнения бюджета, так и потому, что проводимая таможенная политика либо поддерживала, либо подрывала русскую промышленность. Изменяющаяся внешнеполитическая обстановка, взятые Россией на международных конференциях обязательства способствовали тому, что происходил переход от запретительных мер к принципам свободной торговли, а затем от фритредерства к протекционизму3.
1 Друян А.Д. Очерки по истории денежного обращения России в XIX веке. М., 1941; Бутков ДА. История финансов СССР (Финансы Российской империи в XVIII и первой половине ХГХ столетий). М., 1944.
2 Кауфман И.И. Кредит, банки и денежное обращение. СПб., 1873; Мигу-лин П.П. Русский государственный кредит (1769-1899). Харьков, 1899; Мигулин П.П. Наша банковая политика (1729-1903). Харьков, 1904; Пече-рин Я.И. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. СПб., 1904; Боровой С.Я. Кредит и банки России. М., 1958.
3 Арнольд К.И. Мнение о системе тарифа в России. СПб., 1816; Лоды-жинский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886; Предте-ченский А.В. Борьба протекционистов и фритредеров в начале ХГХ века // Ученые записки ЛГУ. Серия исторические науки. 1939. Вып. 5; Прошин Г.Г. Таможенный тариф 1819 года // Научные доклады высшей школы. Исторические науки. 1961. № 4; Поляков ВЛ. Таможенная политика России в первые десятилетия ХГХ века // Вопросы всеобщей истории. Хаба-ровский государственный педагогический институт. Хабаровск, 1972; Ку-лншер И.М. Очерки истории русской торговли. Пг., 1923; Покровский В. И. К вопросу об устойчивости активного баланса русской внешней торговли. СПб., 1894; Покровский В.И. Сборник сведений по истории и
10
Таким образом, историками и экономистами проделана большая работа по изучению как экономической, так и финансовой политики правительства в I четверти XIX века. Формирование бюджета и особенностей складывания его доходных и расходных статей, вопросы кредитной политики, выплаты внешних и внутренних займов нашли свое отражение в исследованиях как дореволюционных, так и современных авторов.
Задачи исследования, 1. Установить различные аспекты процесса формирования структуры Министерства финансов, опираясь на изучение законодательных материалов, и выяснить представления руководителей финансового ведомства того времени о том, что такое "финансы", "финансовая политика" и "финансовая система", ".. . .
2. Проанализировать планы финансов М.М. Сперанского и ДА. Гурьева, направленные на совершенствование денежной и кредитной систем, учитывая, что не все их проекты нашли свое отражение в повседневной законотворческой деятельности. Однако -более подробный их анализ необходим, так как, с одной стороны, он позволит более рельефно представить взгляды виднейших чиновников по финансовым вопросам, с другой, продемонстрировать, какие идеи, характеризующие широту воззрений изучаемых деятелей, были отвергнуты.
Источниковую базу исследования для изучения внутренней, в том числе и финансовой, политики Российского государства в первой четверти XIX в. составляет довольно значительный комплекс разнообразных материалов, основными из которых являются законодательные памятники, опубликованные в I Полном собрании законов Российской империи 1 (манифесты и постановления по структурному изменению Министерства финансов, таможенные тарифы, уставы банков, других учреждений, призванных руководить кредитной частью, сведения о займах, повышении налогов и т, д.). Подробное изучение повседневного законодательного процесса позволяет не только проследить круг финансовых вопросов, игравших первостепенную роль на том или ином этапе жизнедеятельности государства, но и дает возможность выяснить, как реа-
егатнстюее внешней торговли. СПб., 1902; Покровский С.А. Внешняя
торговля и внешняя торговая политика России. М., 1947.
1 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Собрание I.
11
лизовались планы реформ и каким образом на законодательном уровне правительство пыталось разрешать кризисные явления, свойственные любому прогрессивному государственному развитию.
Повседневная работа правительственных учреждений нашла отражение в официально-документальных материалах, разнообразных как по форме, так и по содержанию. Прежде всего нужно отметить, что суть обсуждаемого вопроса в высших административных местах фиксировалась в специальных журналах. Для характеристики деятельности финансового ведомства большое значение имеют: журналы Департамента государственной экономии Государственного совета ' и журналы Комитета министров 2, на страницах которых нашли отражение как первоначальные представления и проекты по рассматриваемым государственным вопросам, так и замечания представителей других ведомств и особые мнения. В результате обсуждения принималось одно решение, но диапазон взглядов по тому или иному вопросу позволяет судить о широте воззрений на проблему представителей административной элиты и в конечном итоге об альтернативных вариантах решения* поставленных задач 3.
Неоценимый материал сохранился в министерских отчетах, особенно интересны отчеты министра финансов. Во-первых, в них содержатся богатейшие данные о деятельности подведомственных департаментов; доходах и расходах отделений как самого министерства, так и вверенных ему структурных подразделений. Во-вторых, главной задачей финансового ведомства являлось также составление росписей о доходах и расходах по всему государству, а также сведений об их исполнении. Поэтому в них нашла отраже
1 Архив Государственного Совета. СПб., 1869-1888. Т. 1-4.
2 Журналы Комитета Министров. СПб., 1888. Т. I (1802-1810); СПб., 1891. Т. II (1810-1812).
3 Наряду с опубликованными материалами имеется довольно значительный комплекс не изданных журналов заседаний Сената, Департамента экономии Государственного совета и Комитета министров: РГИА: Ф. 557. Оп. 2. Экспедиция о государственных доходах Сената. Журналы экспедиции, генеральные табели о государственных доходах, расходах и остатках; Ф. 1152. Оп. 1 (Т. 1). Департамент экономии Государственного совета; Ф. 1160. Оп. 2. Журналы Департамента экономии Государственного совета. 1810-1906; Ф. 1263. Оп. 1. Журналы заседаний Комитета министров и приложения к ним по всем вопросам государственного управления. 1802-1891.
12
ние интереснейшая информация о финансовом состоянии Российского государства '.
Одним из видов официально-документальных источников являются всеподданнейшие доклады, в которых наряду с просьбам чиновников министерства, а также дворян и купцов по частным вопросам, переданным через министра финансов, можно встретить проекты и предложения, посвященные общегосударственным делам (например, создание секретных финансовых комитетов или же банков, целью которых являлась поддержка купечества и т. д.) 2.
Большое значение для понимания внутриполитических проблем Российского государства имеют записки и проекты, в которых рассматривались как министерская реформа 1802-1811 гг., так и важнейшие финансовые вопросы. Авторы записок, посвя-щенных министерской реформе, подробнейшим образом анализировали причины перехода от коллегиального управления к единоначалию, достоинства и недостатки данного процесса. Кроме того, большое внимание .они уделяли вопросам смешения функций между высшими государственными учреждениями, что, по их мнению, было главной причиной замедления процесса делопроизводства. Центральной проблемой являлось взаимодействие высшей и местной властей, которое, как показывала повседневная практика, происходило не всегда гладко. Не все эти документы утверждались царем. Тем не менее изучение их позволяет определить довольно обширный, спектр мнений по главнейшим и второстепенным вопросам внутренней политике 3.
1 Росписи о государственных доходах и расходах с 1796 по 1825 г., а также отчеты об исполнении росписей с 1801 по 1825 г. опубликованы в Сборнике Императорского Русского Исторического Общества. СПб., 1885. Т. 45. С. 73-598 (далее — Сб. РИО). Кроме того, дела о составлении росписей с 1797 по 1820 г., а также счет о государственных приходах и расходах с 1797 по 1820 г. отложились в фондах: 557. Оп. 2; 1152. Оп. 1 (Т. 1). РГИА.
2 РГИА: Ф, 560. Оп. 38; Ф. 583. Оп. 4.
3 ТрощинскиЙ Д.П. О неудобствах, происходящих от государственного управления по форме единоличной, введенной закрытием коллегий и отменою коллежского обряда и подтвержденной общим учреждением министерств 1810 и 1811 годов // Сб. РИО. СПб., 1868. Т. 3. С. 23-99; Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914; Салтыков Н.И. О состоянии внутренних дел в государстве и о средствах к их улучшению // Сборник исторических материалов, извлеченных из архива пер-
13
Особую категорию составляют записки по финансовым вопросам. В первую очередь это работа М.М. Сперанского об ассигнациях и ДА. Гурьева по кредитной части1. Все увеличивающийся выпуск ассигнаций привел к: понижению государственных до-ходов, возвышению оклада налогов, возрастанию государственных расходов, затруднению поддержания бюджетного равновесия, порче податной системы, несоразмерно высоким процентам по государственным займам 2. Поэтому не только к анализу губительного действия этого бумажного налога обращена записка М.М. Спе-ранского, но и тем мерам, к которым нужно прибнуть, чтобы исправить ситуацию. Во втором десятилетии XIX в. на первый план вышла проблема четкой организации государственного кредита, поэтому работы ДА. Гурьева были посвящены созданию Совета кредитных установлении, Государственной долговой книги, а также Государственного коммерческого банка.
Расстройство финансов, связанное с чрезмерным выпуском ассигнаций, бюджетный дефицит, а также необходимость денежного обеспечения реформ требовали немедленного обращения к финансовой сфере и подготовке мероприятий, призванных исправить существующее положение. С этой целью М.М. Сперанским был составлен план финансов. Однако особых познаний в этой области у него не было3, поэтому вся черновая работа была поручена
вого отделения Собственной е. и. в. канцелярии. СПб., 1895. Вып. VII. С. 217-228; Кочубей В.П. Об учреждении министерств. Сб, РИО. СПб., 1894. Т. 90. С. 199-211; Кочубей В.П. О положении империя и о мерах к прекращению беспорядков и введении лучшего устройства в разные отрасли, правительство составляющие. Сб. РИО. СПб., 1894. Т. 90. С. 5-26 и др. Часть из них находится в РГИА: Ф. 560. Оп. 1-43, Ф. 561. Оп. 1; Ф. 1409. Оп. 1.
1 Сперанский М.М. Существо и происхождение ассигнаций // Сборник сведений и материалов по ведомству Министерства финансов под ред. Н. Юханцова. СПб., 1867. Т. I. Nr 2. С 226-233; Гурьев ДА. О Совете Государственных кредитных установлений // Сборник сведений и материалов по ведомству Министерства финансов. СПб., 1866. Т. 3. Кн. XI, XII. С. 94-96; Его же. О государственных долгах и Комиссии погашения долгов. Там же. С. 76-94; Его же. Об учреждении Государственного Коммерческого банка. Там же. С 96-107.
2 Гурьев А.Н. Реформа денежного обращения. СПб., 1896. Ч. I. С. 114-131.
3 Уманец Ф.М. Александр и Сперанский. СПб., 1910. С. 90-91,
14
MA. Балутъянскому, Ф.Г. Вирсту и Л.Г. Якоби 1. Кроме того, по финансовым вопросам Сперанский М.М. иногда совещался "с известным в то время банкиром Перетц" 2. Представленный М.М. Сперанским проект обсуждался за обедами в доме графа С. По-тоцкого (участие в обсуждении принимали также Н.С. Мордвинов, В.П. Кочубей, Б.Б. Кампенгаузен) 3 и в особом комитете, который собирался в доме ДА. Гурьева 4.
Итак, подготовительная работа по составлению плана финансов велась группой ученых-экономистов. Остается открытым вопрос о степени самостоятельности М.М. Сперанского в окончательной редакции плана. Эти сомнения подкрепляются еще и тем, что после отставки М.М. Сперанского один из основных его помощников М А Балугьянский не потерял своего прежнего влияния в Министерстве финансов. Именно им были составлены ряд проектов, в том числе и нового плана финансов, представленные государю министром финансов ДА Гурьевым. В одном из своих писем к Гурьеву МА^БалугьянскиЙ отмечал, что им в 1814 году была составлена поднесенная затем императору и получившая высочайшее одобрение' записка с изложением нового финансового плана. Кроме того, проекты образования кредитных учреждений, банков, а также мнения по предмету обращения бумажных денег в пограничных местах империи, налогам, займам и т. д. 5.
Что же касается плана финансов ДА Гурьева, то первый проект его был подготовлен в 1814 г. Он сохранился в качестве
1 Корф МА Жизнь графа Сперанскаго. СПб., 1861. Т. 1. С. 192-193; Ко-сачевская Е.М. Крестьянские проекты МА Балугьянского // История СССР. 1970. № 6. С. 84; Псчерин Я.И. Исторический обзор росписей государственных доходов и расходов с 1803 по 1843 год включительно. СПб., 1896. С. 13.
2 Уманец Ф.М. Указ. соч. С. 73.
3 С 1 января 18 Ш г. Н.С. Мордвинов стал председателем Департамента экономии (он был одним из горячих сторонников плана финансов), ДА Гурьев — министром финансов, а Б.Б. Кампенгауэен — сначала государственным казначеем, а е-Ш1 г. — государственным контролером. Следовательно, поддержка шину финансов М.М. Сперанского была обеспечена. (Середонин СМ. Граф.М-М. Сперанский. Очерк государственной деятельности. СПб., 1909. С. 79-81).
4 Середонин СМ. Указ. соч. С. 79-81; Корф МА Указ. соч. С. 192-193. 3 Косачевская Е.М. Михаил Андреевич Балугьянский и Петербургский университет первой четверти XDC века. Л., 1971. С. 217.
15
второй части записки "Историческое обозрение финансов с 1801 по 1814 гг."1. Однако замечание М.М. Сперанского в записке о монетном обращении, сочиненной им в конце 30-х годов, о том, что "в 1815 г. составлен был новый план финансов. Основныя начала его были те же, как и в 1810 г., но они усовершены и расширены. Одною из главных частей сего плана было не только остановить дальнейший выпуск ассигнаций, но и привести их в равенство с серебром1*2, позволили некоторым исследователям предположить, что существовал еще и план 1815 г.3 В марте же 1816 г. министр финансов ДА. Гурьев представил Александру I доклад о положении финансов и получил повеление подготовить общий план финансов4. Месяц спустя этот план был уже представлен 5 . Таким образом, остается открытым вопрос о существовании плана 1815 г. В связи с этим возникает несколько соображений. Либо М.М. Сперанский датирует план тем годом, когда он был ему прислан (известно, что ДА. Гурьев практически все проекты пересылал М.М. Сперанскому), либо это один из вариантов, пока не обнаруженный, плана 1816 г. Тем не менее тождество в основных положениях проектов 1814 и 1816 гг., может быть, большая детализация второго, а также собственноручная записка ДА. Гурьева о том, каким образом нужно проводить план 1816 г. в действие, позволяет говорить о том, что проект 1814 г. (также как, возможно, и 1815 г.) являются этапами большой работы по составлению документа, цель которого состояла в улучшении существующей финансовой системы.
Одним из важнейших источников по теме являются статистические материалы, сбор которых осуществлялся, наряду с государственными органами, также научными обществами и частными лицами. Накопленные ими данные о населении, податях, посевах, урожаях хлебов, винокурении, развитии внутренней и внешней торговли, о доходах и расходах как губернского управления, так и всего государства, о монетной системе и т. д. создали обширный
1 РГИА. Ф. 560. Оп. 10. Д. 71.
2 Записка о монетном обращении графа Сперанскаго с замечаниями графи Канкрина. СПб., 1895. С. 12-13.
3 Штейн В.М. Указ. соч. С. 33-34.
4 Гурьев А.Н. Денежное обращение в России в ХГХ столетии. Исторический очерк. СПб., 1903. С. 70-71.
5 РГИА. Ф. 560. Оп. 10. Д. 93.
16
пласт источников, являющийся необходимой основой для любого исследования по социально-экономической истории 1.
Неоценимый материал сохранился в воспоминаниях современников, в которых описывались встречи с виднейшими государственными чиновниками» субъективные оценки их личностей и проводимых ими мероприятий, а также делались попытки рас-крыть те тайные пружины» которые играли большую роль в принятии того или иного решения 2.
Хронологические рамка работы охватывают период с 1802 г., т. е. времени создания Министерства финансов, до 1823 г., когда главой этого ведомства был назначен Е.Ф. Канкрин. Политика, проводимая первыми министрами А,И. Васильевым, ФА. Голубцо-вьш, ДА. Гурьевым, являлась неотъемлемой частью тех преобразований, которые переживала Россия в целом. Это было время поиска наиболее оптимальных форм организации не только самого министерства, но и складывающейся финансовой системы. В первую четверть XIX в. происходила закладка фундамента и подготовка плацдарма для проведения финансовых реформ в последующий период. Поэтому можно говорить о том, что с приходом в министерство Е.Ф. Канкрина начинается новый этап в деятельности финансового ведомства, имеющий некоторые отличия от предшествующего периода.
Методы исследования. При изучении экономических систем применяется исторический метод, который предполагает рас-
1 Арсеньев К.И. Начертание статистики Российского государства. СПб., 1818; Арсеньев К.И. Историко-статистическое обозрение монетного дела в России // Записки Русского Географического Общества. СПб., 1849. Кн. 1*2. С. 36-51; Герман К.Ф. Статистическое исследование относительно Российской империи. СПб., 1819; Зябловский Е.Ф. Статистическое описание Российской империи в нынешнем ее состоянии. СПб., 1808; Зябловский Е.Ф. Российская статистика. СПб., 1832; Андросов В.П. Хозяйственная статистика России. М., 1827; Журавский Д.П. Статистическое обозрение расходов на военныя потребности (с 1711 по 1825 год) // Военный сборник. СПб., 1859. Мв 12 и др.
2 Воспоминания Ф.П. Лубюювского // Русский архив, 1972; Записки Ф.Ф. Вигеля. М., 1891-1892. Ч. 1-5; Балугьянский МА. Записки сто дочери, баронессы М.М. Медем // Русский архив, 1885; Записки из известных всем происшествий и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина // Державин Г.Р. Сочинения. Л., 1987 и др.
17
смотрение хозяйственных отношений в той последовательности, в какой они возникали, развивались и сменяли друг друга, что позволяет конкретно и наглядно представить особенности хозяйственного развития России в I четверти XIX в.
Использование историко-сравнительного метода дает возможность выделить финансовую политику как подсистему в системе внутренней политики России указанного периода и рассмотреть, с одной стороны, процесс ее формирования на уровне правительственных распоряжений, с другой — проследить роль и значение западноевропейской экономической мысли в формировании российский финансов.
Научная новизна работы. Впервые предпринято целостное изучение финансовой политики русского правительства I четверти XLX в. на фоне особенностей внугриэкономического и внешнеполитического развития России в указанный период. Основное внимание уделено анализу планов финансов М.М. Сперанского и ДА. Гурьева, тем мероприятиям, которые претворяли их в жизнь. Большое значение в работе придавалось выявлению ранее неизвестных или неиспользованных записок, предложений, проектов министра финансов ДА. Гурьева, что способствовало более ре-льефному представлению о специфике проводимой им политике.
Практическая значимость работы. Положения данной работы могут быть использованы как в ходе дальнейшего изучения экономической истории России, так и при создании общих и специальных курсов, обобщающих исследований по истории русского государственного хозяйства.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России XIX — начала XX вв. исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. По теме исследова-ния опубликована статья.
Структура работы определена поставленной целью — дать целостное представление о финансовой политике в I четверти XIX в. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения» приложения, списка использованных источников и литературы. -18-


II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цели и задачи работы, дается анализ источников и литературы.
В первой главе — "Формирование структуры Министерства финансов" анализируются структурные изменения по финансовому ведомству, начиная с I четверти XVIII в., т. е. времени создания первых трех финансовых коллегий, до середины 20-х годов XIX в. Определение задач этих учреждений на законодательном уровне позволило выяснить, что в указанный период основными из них были: максимальная концентрация источников доходов и забота об их бесперебойном поступлении. Изменяющиеся с тече-нием времени функции государства привели к изменению структуры финансовых учреждений; от создания трех коллегий в первой четверти XVIII в. до осознания необходимости создания единого министерства в XIX в. Изучение же терминов "финансы", "финансовая политика'*, "финансовая система** на основании анализа задач формирующегося ведомства показало, что термин "финансы** является сложной категорией, которая характеризуется, с одной стороны, уровнем развития государственной власти (а следовательно и государственного хозяйства и связанных с этим правовых отношений), с другой стороны, с денежными отношениями, которые являются продуктом товарного хозяйства.
Исследование формирования единого финансового ведомства в I четверти XIX в. как неотъемлемой части административных реформ выявило, что в царствование Александра I русские реформаторы, находящиеся под влиянием западноевропейской мысли, стремились соединить новые формы организации государственного устройства (какими являются министерства) с абсолютной властью, пытавшейся удержать в своих руках все нити управления. Кроме того, одна из главных идей, которая берется на во-оружение самодержавием и в изучаемое время постепенно начинает внедряться во внутреннюю политику — это идея попечительства и оввжн, постепенно распространявшаяся на все стороны жизни государств*. Все это, с одной стороны, привело к смешению функций высших административных учреждений между двумя за-коносовещательными органами — Государственным советом и Комитетом министров, двумя исполнительными — Сенатом и ми-
19
нистерствами и дало возможность разрастающейся бюрократии скрывать единоличную безответственность за дублирующими друг друга учреждениями. С другой, к возрастанию роли канцелярий "Е.И.В.", секретных комитетов, в которых обсуждались важнейшие государственные вопросы. На этом фоне определение ведущей роли того или иного учреждения, либо министерства зависело от колебаний внутренней и внешней политики, личных симпатий и антипатий государя, практической пользы. В этой связи говорить о месте отдельного министерства как проводника основных направлений внутренней политики можно с большими оговорками. Первенствующее значение играла личность главы ведомства, его связи при дворе, отношения с государем. На этом фоне идеи, высказанные ММ. Сперанским, а затем и ДА. Гурьевым имели первостепенное значение, так как именно эти деятели, обличенные на разных этапах благоволением государя, оказывали существенное влияние на формирование финансовой политики во всем государстве.
Вторая и третья главы' посвящены анализу планов финансов М.М. Сперанского и ДА. Гурьева до и после 1812 г., особенностям внутриэкономического и внешнеполитического развития России, на фоне которых создавались упомянутые выше планы. Структурно каждая из этих глав состоит из нескольких параграфов: первая глава делится на четыре параграфа, вторая — на три. В первых параграфах обеих глав рассматривается экономическое развитие России в первой четверти XIX в., которое зависело в большей степени от событий, происходивших в Западной Европе. Неудачные военные действия в составе антинаполеоновской коалиции, потребовавшие немалых денежных затрат, присоединение к континентальной блокаде, которая нанесла значительный удар торговым оборотам, а также привела к падению вексельного курса и значительной денежной эмиссии, способствовали складыванию довольно напряженной ситуации в финансовой сфере в первое десятилетие XIX в. и привели к тому, что на первый план выходили проблемы уменьшения в обращении количества бумажных денег, как неотъемлемой составляющей улучшения кредитной системы, и реорганизации внутренней и внешней задолженности. Во
1 "План финансов М.М. Сперанского о путях экономического развития России в первое десятилетие XIX века" и "План финансов ДА. Гурьева о путях экономического развития России во второе десятилетие XIX века".
20
второе десятилетие XIX в. — после Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, распространения ассигнаций в Пруссии и герцогстве Варшавском — на первый план выходили задачи не только прекращения эмиссии бумажных денег и изъятия их из обращения, но и совершенствования кредитной системы под контролем государства.
Таким образом, экономическая ситуация как внутри страны, так и за ее пределами, приводила к тому, что в разное время первостепенное значение начинала играть одна из наиболее болезненных проблем в финансовой сфере: ликвидация бюджетного дефицита, совершенствования кредитной и денежной систем. Именно эти проблемы легли в основу каждого из планов финансов.
Во вторых параграфах обеих глав анализируются собственно планы финансов М.М. Сперанского и ДА. Гурьева, главной задачей которых являлось составление бездифицитного бюджета, основанного на принципах государственной экономии. Эта проблема решались ими в общем одинаково: оба предлагали разработать государственную смету и возвести ее в ранг закона; отказаться от увеличения расходной части бюджета, если для этого не будет найден дополнительный источник доходов; соблюдать строжайшую государственную экономию. Попытки М.М. Сперанского увели-чить старые и ввести новые налоги, для обеспечения необходимых расходов, были крайне негативно встречены в обществе, что заставило ДА. Гурьева отказаться от этих мер и искать иные пути выхода из кризиса, заключая внутренние (планы их были разработаны и объяснены М.М. Сперанским) и внешние займы. Вместо займов, заключавшихся ранее на условиях частного кредита, предполагавших возвращение капитала через определенный срок, М.М. Сперанский предложил, а ДА. Гурьев поддержал идею займов без возвращения капитала, с выплатой вечных и беспрерывных процентов.
Совершенствование денежной системы состояло, по их мнению, в том, что необходимо было изымать ассигнации из обращения, создавая капиталы погашения долгов, для чего предлагалось продавать государственные имущества до тех пор, пока ассигнации не уравняются в своем достоинстве с серебряной монетой. Когда этот момент наступит, тогда М.М. Сперанский считал возможным ввести в России в обращении только серебряные деньги
21
или создать банк на серебре. Провести эти мероприятия в жизнь после Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, причинивших немалый ущерб финансам, было невозможно. Тем не менее ДА. Гурьев продолжал изымать ассигнации из обращения, несмотря на общественное недовольство проводи-мыми мерами, однако главное внимание уделил третьей проблеме, а именно: совершенствованию кредитной системы. Мероприятия, направленные на учреждение государственного, развития общественного и поддержку частного кредита нашли отражение в ряде записок, поднесенных им на высочайшее имя. Создание Совета государственных кредитных установлений, Государственной долговой книги, Комиссии погашения долгов, учреждения Коммерческого и в связи с этим пересмотр уставов Ассигнационного и Заемного банков должны были способствовать, по мнению ДА, Гурьева, реорганизации и укреплению государственного кредита.
Схожесть мероприятий, предложенных в планах М.М. Сперанского и ДА. Гурьева, можно объяснить тем, что особенности экономического и политического развития России вольно или невольно заставляли виднейших чиновников выбирать наиболее оп-тимальный путь финансовых преобразований, главной целью которых являлись сокращение бюджетного дефицита, развитие кредитных учреждений и упорядочение монетной системы.
В третьем параграфе второй главы рассмотрено обсуждение плана финансов М.М. Сперанского в Государственном совете. Несмотря на высказанные опасения о повышении цен, вследствие введения новых налогов, он был одобрен.
В четвертом параграфе второй главы и в третьем параграфе третьей главы рассмотрены мероприятия, принятые во исполнение планов финансов М.М. Сперанского (серия указов о винной и соляной продажах, монетной системе, выпуске внутренних займов и т. д.) и ДА Гурьева (законодательство о кредитной системе, пенсионах гражданским и военным чиновникам, о порядке ведения счетов и составлении отчетов по всем министерствам и т. д.).
Таким образом, планы финансов М.М. Сперанского и ДА Гурьева в полной мере соответствовали тем изменяющимся экономическим и политическим ситуациям, в которых они были написаны, и были призваны совершенствовать финансовое состояние государства.
22
В заключения подводятся итога исследования и формулируются общие выводы.
Реформы александровского царствования, проходившие *в сложнейших внутри- и внешнеполитических условиях, показали возможность последовательного использования различных вариантов и подходов в решении задач экономического и политического развития России. Одним из направлений реформаторской деятельности являлось финансовое ведомство, переживавшее, также как и другие министерства, период своего становления. Одной из граней этого процесса была попытка объединить под эгидой Министерства финансов практически все части государственного хозяйства, дающих доход, с другой — стремление отыскать ту оптимальную форму организации делопроизводства и отчетности, а также сочетания коллегиальности и единоначалия, которые позволили бы решать весь комплекс вопросов, связанных с наполнением бюджета и обеспечением реформ в России.
Итак, упорядочение доходов и сокращение расходов, увеличение пошлин и введение новых налогов — вот основные положения, опираясь на которые министры финансов пытались бороться со все увеличивающимся бюджетным дефицитом. Однако этих мер было недостаточно. Необходимо было усовершенствовать систему кредита не только прекращением выпуска ассигнаций и изъятием их из обращения, но и учреждением на новых условиях Комиссии погашения долгов, созданием Долговой книги, Совета государственных кредитных установлений, Коммерческого банка, в связи с чем по-новому определить задачи Ассигнационного и Заемного банков. Улучшение кредита не могло не сказаться благотворным образом и на денежной системе, основу которой, по мнению М.М. Сперанского, должны были составить серебряные деньги.
Для исправления сложной ситуации правительство прибегало к внешним и внутренним займам. Условия для получения первых не всегда были благоприятны для России. Каждый заем можно было воспринимать скорее как награду, чем заслуженную меру, так как не только частные банкиры, но и правительства континентальных государств подчас оказывались в крайне стеснительных условиях хронических дефицитов государственных бюджетов и вследствие этого достаточно редко соглашались предоставлять фи-
23
нанесшую помощь России1. Время от времени возникавшие разговоры за границей, да и внутри самого государства, о возможности русского государственного банкротства приводили к тому, что те займы, которые все-таки удавалось заключить ДА. Гурьеву, воспринимались общественным мнением как попытка обогащения Ротшильдов, а не собственного страждущего государства2.
Весь комплекс стоящих перед государством задач в финансовой сфере подробнейшим образом разбирался сначала М.М. Сперанским, а затем и ДА. Гурьевым в составленных ими планах, где основное внимание уделялось ассигнациям. Они считали, что выпуск бумажных денег необходимо прекратить, а в результате внутренних и внешних займов, продажи части государственных имуществ создать тот капитал, который позволил бы выкупить их из обращения. Это должно было, по их мнению, привести к уравниванию достоинства серебряной и ассигнационной монет. Практика показала, что колоссальные усилия, предпринятые в этом направлении, к сожалению, не привели к желаемым результатам. Это заметил еще министр финансов ДА. Гурьев, который, очевидно, еще в 1814 г. пришел к убеждению о необходимости замены их на кредитные билеты, но не успел это осуществить. Сложнейшая финансовая ситуация не позволила реализовать одно из новаторских для России положений плана М.М. Сперанского — введение монетной системы, основанной на серебре. Вместо этого в соответствии с манифестом от 9 апреля 1812 г. расширился круг обращения ассигнаций и они получили податное обеспечение3. Как утверждал Н.Х. Бунге, проводимые в это время мероприятия не только не препятствовали кредитному обращению, но и способ-ствовали накоплению в стране запаса металлических денег, необходимого для возобновления размена в будущем 4 . Итак, выпуск ассигнаций был прекращен и количество их в обращении, как,
1 Злотников М.Ф. Континентальная блокада и Россия. М-Л., 1966. С. 222-223; Сироткин В.Г. Финансово-экономические последствия наполеоновских войн и Россия в 1814-1824 годы // История СССР. 1974. № 4. С. SI-52.
2 Боголепов М.И. Государственное хозяйство и финансовая политика правительства // Общественное движение в России в начале XX век». СПб., 1909. Т. 1. Кн. 1-2. С. 151-152.
3 ПСЗ. Т. 32. Nfe 25080.
4 Бунге Н.Х Заметка о настоящем положении нашей денежной системы и средствах к ея улучшению. Спб., 1880. С. 31.
24
впрочем, и промен, оставались неизменными вплоть до реформы Е.Ф. Канкрина. М.М. Сперанский и ДА. Гурьев вынуждены были бороться с тем злом, виновниками которого они не были. Тем не менее титанические усилия, предпринятые по изъятию ассигнации из обращения, имели смысл. Количество бумажных денег уже не превышало ежегодных доходов, а это при достаточной степени государственной экономии, благоприятной международной обстановке (отсутствия активных военных действий), развития собственной промышленности и сельского хозяйства создавало необходимую финансово-экономическую базу для проведения реформ в будущем. Таким образом, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что основные положения реформы 1839-1843 гг. были сформулированы еще в первой четверти XIX в.
Изменяющиеся внутри- и связанная с ней внешнеполитические условия привели к тому, что в I чевтерти XIX в. происходил поиск наиболее оптимальных путей выхода из сложных экономических ситуаций. В целом же, несмотря на незначительное отличие в методах проведения, можно говорить о единой финансовой политике, главной целью которой было обеспечение максимального поступления доходов.
Публикация по теме работы:
Формирование структуры Министерства финансов в России в первой четверти XIX в. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1998. № 6. — 1 п.л.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU