УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации


Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
 

Полосин Сергей Николаевич


Социально-экономическая деятельность земских учреждений Пензенского края в 1865-1917 гг. (по материалам Пензенской губернии)


Специальность 07.00.02 — «Отечественная история»


Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук


Пенза 1999


Диссертация выполнена на кафедре истории и культурологии Пензенского государственного университета.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.

I. Общая характеристика работы
Актуальное ь темы исследования. На современном этапе исторического развития исключительно актуальным представляется изучение вопросов экономики. Промышленный и сельскохозяйственный кризис, в котором находится в настоящий момент Россия, требует детального критического переосмысления предшествующего опыта функционирования экономических механизмов. Этот опыт должен изучаться особенно тщательно именно потому, что историческому процессу свойственны определенные повторения, а в условиях кардинальных структурных изменений российского общества достаточно велика опасность допущения ряда ошибок, способных сыграть отрицательную роль в дальнейшем совершенствовании \ системы экономических отношений.
Особый интерес в плане современного -положения в России вызывает изучение хозяйственных мероприятий органов местного самоуправления. Экономические, политические в культурные измене*дая, происходящие в нашей стране со второй половины 80-х годов, вызвали небывалый интерес к структуре самой власти, динамике ее функционирования, степени ее социальной ориентации. Изучение истории, работы земских учреждений в связи с постепенным движением нашего общества к правовому государству и к созданию системы местного самоуправления в настоящее время выливается в одно из важнейших направлений исследовательской деятельности историков. . .
Актуальность изучаемой темы объясняется также и тем, что муниципалитеты оставили нам уникальный опыт работы^ в области экономики и социальной сфере. Земства производили регулярные массовые ассигнования по многим направлениям своей деятельности. Исследование структуры этих отчислений представляет определенную научную ценность, поскольку позволяет ответить на многие вопросы, касающиеся современного положения в данной области,.глубже понять динамику экономических связей. Необходимость изучения основных направлений хозяйственной деятельности земства во многом обусловлена схожестью компетенции дореволюционных и современны: органов местного самоуправления, общностью неразрешенных стоящих на повестке дня вопросов. - .
Объектом исследования диссертации является система земских учреждений Пензенской губернии на всем протяжении их существования В работе анализируются органы местного самоуправления волостною, уездного и губернского • уровней, а также совещания и съезды представителей муниципальной власти.
Предметом изучения диссертации является социально-экономическая деятельность земских учреждений в период с 1865 по 1917 гг. В работе рассматриваются основные направления вложения капиталов органов местного самоуправления, динамика их соотношения по отраслям народного хозяйства, система доходных и расходных статей бюджета. Научному анализу в диссертации также подлежат экономические программы муниципалитетов, система субсидирования сельского хозяйства, координация финансовой деятельности в сфере промышленности, планирование кредитной и торговой политики. В диссертации также исследуется соотношение губернских и уездных затрат, зависимость динамики бюджетов земств от изменения численности населения по годам, проводятся постоянные аналогии со среднестатистическими показателями по России.
Территориальные рамки работы определяются Пензенским краем. Выбор в качестве основополагающего региона именно Пензенской губернии объясняется тем, что в черноземной полосе экономическая деятельность органов местного самоуправления проявилась наиболее рельефно и отчетливо. Не позволило расширить территориальные рамки работы также исключительное богатство собранного материала, а также анализ функционирования уездных муниципалитетов за период 1865-1917гг. Кроме того, ограниченность рамками одной губернии во многом обусловлена тем, что для органов местного самоуправления характерна разобщенность и каждое краевое земство Среднего Поволжья, как и во всей Российской империи, при исключительно слабой координации совместной деятельности работало фактически независимо одно от другого.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1865 до 1917 года. Исходная дата обосновывается началом деятельности муниципальных учреждений с момента их создания в Пензенском крае. Конечная дата определяется изменившимися условиями работы органов местного самоуправления в условиях революционных событий 1917 г.
Историография проблемы. Исследование социально-экономических мероприятий земской власти берет свое начало с 60-х гг. XIX века. Одной из первых • работ в этом направлении была монография В.Н. Лешкова ", в которой автор попытался связать идею независимости местного самоуправления с самостоятельной экономической политикой муниципалитетов. Исследователь В.Н. Чичерин, во многом соглашаясь с В.Н. .Пешковым, видел в земствах источник корректировки
1. .Пешков В.Н. Опыт теории земства и его земских учреждений по Положению 1864 г., января, первого. — М., 1865; Там же. О праве самостоятельности как основе для самоуправления. — М., 1871.
4
государственного финансового курса. Однако, роль органов местного самоуправления он оценивал значительно скромнее. Им высказывалась мысль, что муниципалитеты, прежде всего, необходимы для сохранения самодержавия, как органы эту власть поддерживающие, пользующиеся популярностью в массах, поскольку являлись учреждениями выборными. "
3 70-е гг. XIX века значительное распространение приобрела теория "государственного представительства''. В официальной пропаганде проводилась мысль, что для большей эффективности социально-экономического реформирования являлось необходимым включение земских органов в систему государственных учреждений. К числу авторов и сторонников этой концепции принадлежали А.Д. Градовский и Н.М. Коркунов v Им принадлежит мысль о том, что для раскрепощения хозяйственной инициативы местной власти необходимо, прежде всего, расширить права муниципалитетов на основе расширения их социальной базы. По мнению этих исследователей, в финансовых вопросах земские учреждения должны были вообще действовать на правах государственных органов. Эта новизна в системе управления, по определению А.Д. Градовского и Н.М. Коркунова, должна была во многом компенсировать негативные стороны старого полуфеодального типа экономики.
Дальнейшая работа земских учреждений позволила историкам более объективно определить их значение в структуре' общественного производства. Достаточно глубокими по своему содержанию явились монографии A JV Головачева и Д JL Мордовцем у Оценивая положительно десятилетний опыт функционирования органов самоуправления, авторы констатировали факт постоянного ограничения хозяйственных полномочий муниципалитетов.
Особое место в исследовании роли местной власти дореволюционной историографией принадлежит Б.Б. Веселовскому. В его работе "История земства за 40 лет" содержится значительное количество конкретных сведений о деятельности органов губернского и уездного самоуправления по медицине, образованию, ветеринарии. Достаточно глубоко автор исследует мероприятия земств по созданию агрономических служб,
1 Чичерин Б.Н. О народном представительстве.— М.,1866.— С. 760.
2 Градовский А.Д. Система местного управления на Западе Европы и в
России — Собр. соч.— Т. 9. — Спб, 1904; Коркунов Н.М. Русское
государственное право.— Т. 2. — Спб., 1877.
' Головачев А.А. Десять лет реформ. 1861—1871 гг. — Спб., 1872;
Мордовцев Д.Л. Десятилетие русского земства. 1864—1875 гг. — Спб.,
1877.
5
поощрению культуры полеводства, использованию опытных и показательных полей. ББ. Веселовский также пытается проанализировать деятельность муниципальных учреждений по строительству музеев, лабораторий, контор и метеорологических станций. Автор рассматривает также работу органов местного самоуправления по коневодству, развитию маслоделия, молочного хозяйства. Отдельный том Б.Б. Веселовский посвящает анализу бюджета земств, исследует источники его пополнения, изучает механизм финансирования, создания кредитно-финансовых структур проведения работ по страхованию, вознаграждению, взиманию повинностей..1'
Дальнейшее развитие деятельности органов местного самоуправления повлекло появление специальных историографических исследований об отдельных отраслях земской работы: кооперации, народного образования, медицины, статистики и т. д.
Обобщая опыт дореволюционной историографии, следует указать, что исследователями был накоплен достаточно богатый опыт изучения деятельности земских учреждений. Все труды были достаточно слабо политизированы, рассматривали с большей или меньшей степенью точности и объективности направления работы земских органов. Многие выводы дореволюционных исследователей сохраняют свою актуальность и ценность и для соврем* итого этапа развитая историографии. Несомненной является заслуга дореволюционных историков в публикации документов, издании справочных в библиографических книг по земству. 27 Все эти труды носят для современного исследователя методологический характер в плане применения нетрадиционных подходов изучения социально-экономической деятельности мушщишшшешв.
После Октябрьской революции 1917 г. органы местного самоуправления были упразднены. Именно поэтому история земских учреждений долгое время не вызывала особого интереса советской
1 Веселовский Б£. История земства за 40 лет. — Т. 1—4. — Спб.,1909— 1910. .
1 Иорданский Н.Н. Земский либерализм. — М., 1905; Голубев В. Роль земства в общественном движении. —Ростов на Дону, 1894; Львов Г.Е., Полиер Т.Н. Наше земство и 50 лет его работы. — М., 1914; Максимов Е.Д. Из истории и опыта земских учреждений в России: Очерки к 50-летяю земских учрежжений — Спб., 1913; Шбаннов Д.Н. Библиографический указатель по земско-медицинской литературе. — М., 1890; Обзор изданий губернских земств по статистике народного образования. —Харьков, 1913.
историографии. Систематических исследований, по сути, не было до конца 50-х годов. До этого имелись работы лишь косвенно затрагивающие историю социально-экономической деятельности муниципальной власти. Господствовало мнение, будто введение во второй половине XIX в. земского самоуправления че имело прогрессивного значения, поскольку не меняло сущности сословно-сзмодержавного строя. В основу данного уттгрждения был положен классовый подход. Используя неоспоримый факт о доминирующей роли дворянства в земских собраниях, в силу чего земские мероприятия проводились в первую очередь в интересах имущих слоев, советские историки давали негативные оценки земской хозяйственной деятельности.
Достаточно важное влияние на выработку этой точки зрения оказало лениискс>е видение дайной проолемы. В.И. Ленин в работе "Гонители земства и Аннибалы либерализма" сравнивал земство с "пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось". "
Начало историографического изучения финансовой деятельности органов местного самоуправления было положено специальным исследованием В.В. Гармизы "Земская реформа и история земств в исторической литературе". В несколько преувеличенной форме аьтор критикует буржуазно-либеральный и либерально-нарсдкический характер хозяйственных мероприятий муниципальных учреждений. В.В. Гармиза анализирует работы советских историков, вышедшие к 1960 г. и указывает на тот факт, что в изучении финансовой политики местной власти сделаны первые шаги. v Представляет также научный интерес работа Л.Г. Захаровой и Л.Г. Мамуловой 3/ Оба автора показывают неизбежность снижения экономической активности муниципалитетов в годы контрреформ, анализируют процесс финансовой стагнации и кризиса в 1917г.
В 70-е гг., советские историки изучали различнее аспекты деятельности земских учреждений, в том числе. влияние либерализма на
1 Ленин В.И. Гонители земств и Анибаллы либерализма. — ПСС., — Т. 5. — С. 35/
2 Гармиза В.В. земская реформа и история земств в исторической литературе.— История СССР — 1960. — №5 — С. 82—107.; Там же, Подготовка земской реформы 186.4 г. М, 1957.
3 Захарова Л.Г. Земская комтрреформа 1890 г. — М., 1868; Мамулова Л.Г. Земская коитрреформа .'S90 i Научный доклад высшей школы. История науки - 1960. — №4 — С. 60.
корректировку хозяйственной работы органов местного самоуправления /Е.Д. Черменский, Н.А. Зайончковскнн, П.И. Шлемин, А.Г. Слонимский/, укрепление межрегиональных контактов муниципальной власти / М.И. Черныш Н.Л. Клейн, А.П. Лиленкова/, развитие уездной и губернской специализации /П.Е. Заблудовский, А.М Вежнеев, Н.Н. Кузьмин /. В 70-х гг. были также опубликованы статьи П.Н. Абрамова об экономических мероприятиях волостных земств и. А.А. Сенцова о взаимосвязи процессов демократизации органов местного самоуправления и их хозяйственного гсурса. "
' Вторая половина 80-х гг. знаменовалась значительной переоценкой роли земских учреждений в общественном производстве. Известна работа B.C. Дьякина о работе муниципалитетов в событиях лета 1917 года. v Следует также указать монографию Г.А. Герасименко, которая является, пожалуй, наиболее крупным исследованием советского периода. Помимо основной проблематики работа затрагивает вопросы социально-экономической деятельности органов местного самоуправления в 1917-1918 гг. В ней анализируется и обобщается значительный опыт и исследования автора, написанные ранее.3/
Несколько под другим углом зрения рассматривали историю экономических мероприятий муниципалитетов Н.С. Новикова в работе "Земская деятелыюеп в России" и М.М. Шумилов в исследовании "История земств второй половины XIX в. в трудах советских историков". 4/ Ими дается критический анализ исследований М.И. Черныша по Пермской губернии, Н.Л. Хайкина по Самарской
Абрамов П.Н. Волостные земства. — Исторические записки — М., 1961.— Т. 69. — .С. 27—45.; Сенцов А.А. Борьба народных масс за демократизацию местного самоуправления в Россия нак&гуне Октября. — Советское государство и право. — М., 1984. — №6 — С. 108—114. 2Дякин B.C. Земство в третьиюньской монархии. — Исторические записки.— М., 1987. — Т. 155. — С. 88—125.
3 Герасименко F.A. Земское самоуправление в России.— М., 1990.— С.264; Там же, Земство в Октябрьские дни. / Вопросы истории. — М., 1987. — №11— С. 18—31; Земства в Февральской революции. / История СССР. — 1987. — №4.
4Новикова Н.С. Региональное исследование истории земств. /Историография история СССР. — Калинин. 1985. — С. 89—97; Шумилов М.М. История земств второй половины XIX в. в трудах советских историков / Историография история СССР. Проблемы преподавания и изучения. — Калинин. 1985. — С. 82—89.
области, Л.М. Побережской и А.П. Лиленковой по Нижегородскому региону.
Итогом историографического изучения истории земских учреждений и, в том числе, их социально-экономической деятельности является кандидатская диссертация В.А. Горнова "История земства России второй половина XIX - начала XX в. и ее отражение в исторической науке". " В данном исследовании автор дает оценку историографии хозяйственных мероприятий органов самоуправления, подводит итоги её развития на каясдом выделенном им этапе, показывает специфику современного изучения вопроса.
В настом--(ее время изучением дореволюционной работы местной власти занимается Л.Е. Лаптева 2/ Исследование написано в новом ключе. В труде,делается успешная попытка преодолеть традиционный подход к освещению истории экономической деятельности муниципалитетов. Анализ ; монографии Л.Е. Лаптевой позволяет избежать ,многих конъюнктурных оценок советской исторической науки.
В числе наиболее известных современных исследований следует отметить также кандидатскую диссертацию И.В. Семенченко, посвящённую земскому самоуправлению Южного Урала, параллельно затрагивающую вопросы хозяйственной работы муниципалитетов, и монографию Н.Г. Королёвой, помимо основной тематики рассматривающую финансовые проблемы органов местной зласти в 1905-1907 гг.3/
Историей экономических мероприятий земских учреждений- в России занимались также зарубежные исследователи.4/
И наконец, следует • обратить внимание на региональную проблематику вопроса. Наиболее крупным и систематизированным исследованием в этой сфере явилась монография Н.Р. Еврафова "Двадцатипятилетняя деятельность Пензенского земства", вышедшая
1 Горнов В.А. История земства России второй половины XIX- начала XX в. и ее отражение в отечественной исторической науке.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. — М., 1996.
2 Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. — М., 1995.
3 Семенченко И.В. Земское самоуправление на Южном Урале в 1917— 1918 гг.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. —'- Челябинск 1995, 18 с.; Королева Н.Г. Земство на переломе. М., 1995 С. 77. 1 Кгшьаг К.. Die russische Krisis. — Miinchen und Leipzig, 1925. — 686 S; Reiman M. i . ;ka revoluce 23 unor — 25 rijcn 1917. —• Praba, 1991. — 304 S; The Zemstvo m Russia. An experiment in local serfgoverment. — Cambridge University Press, 1982.
9
более ста лет назад. " Книга является юбилейным статистическим и фактологическим сборником, в котором представлены основные направления работы органов местного самоуправления в 60-80 гг. 19 в. Дос1зточно подробно автор исследует вопросы медицины, образования, а также мероприятия земств по решению продовольственного вопроса.
Ряд исследований по Поволжью, в том числе Н.Л. Хайкиной и Е.Н.Морозовой, слабо отражает особенности экономической деятельности органов местного самоуправления именно в Пензенском крае. Эти монографии охватывают Самарский и Саратовский регионы. ^
В настоящее время косвенно проблемы хозяйственной деятельности Пензенского земства расматриваются в общественно-политическом журнале "Самарский земский сборник" под редакцией П.С.Кабытова.
Одно из основных направлений работы муниципальных учреждений, в частности народное образование, раскрывают исследования Л.Д. Гошуляк. В 1995 г. была опубликована монография В.В. Гошуляка "Пензенское земство". В ней автор анализирует правовую и финансовую базу, культурно-просветительскую деятельность органов местного самоуправления, а также мероприятия муниципалитетов в сфере здравоохранения. Отдельные разделы отводятся историографическому обзору литературы и источников, экономической работе земств. Исследование носит теоретический характер. Однако, В.В. Гошуляк только поставил проблему комплексного изучения социально-хозяйственной деятельности Пензенского земства перед наукой, и указанные им вопросы нуждаются в дальнейшем рассмотрении.31
Отдельные сферы экономической деятельности органов местного самоуправления изучают в настоящее время Л.А. Матвеева, А.А. Беркутов, В.В. Маркин, Л.И. Найдёнова, Н.Ю.. Синева 4/ Существенный вклад в исследование хозяйственных мероприятий
1 Евграфов II.P. Двадцатипятилетняя деятельность Пензенского земства.
1886—1890 гг. — Пенза, 1894.
2 Хайкина Н.Л. Земские учреждения Самарской губернии в 1864—
1881гг.— Куйбышев, 1961. Морозова Е.Н. Культурно-просветительская
деятельность Саратовского земства. 1866—1890 гг. — Саратоз, 1988.
' Гошуляк Л.Д. Основные направления земской деятельности в области
народного образования. 1865—1917 гг. ( По материалам Пензенской
губернии ) — Пенза, 1993; Она же. Дидактика земской школы. — Пенза,
1994; Гошуляк В.В. Пензенское земст;-_>. — Пенза, 1995.
4 Материалы областной научно-практической конференции ( Земство,
ИСТОРИЯ к современность.) Тезисы докладов и сообщений. — Пенза,
1995.—С. 13,19,34,36.
10
муниципалитетов внесли В.И. Никулин, М.Н. Матвеев, С.А. Живодрова, написавшие последние на данный момент диссертации по тематике, смежной с нашей. '
Таким образом, анализ историографии показывает недостаточную разработку проблем социально-экономической деятельности земских учреждений. Очевидно также отсутствие обобщающих краеведческих исследований, которые на региональном уровне рассматривали основные направления работы органов местного самоуправления.
Целью диссертации является всестороннее изучение социально-экономической деятельности губернской и уездной муниципальной власти Пензенского края, на всем протяжении ее существования на основе широкого привлечения архивных и ранее не вводившихся в научный оборот источников, а также использования опубликованных материалов. В соответствии с поставленной целью автором определены основные задачи исследования;
-рассмотреть основные направления экономических мероприятий земских учреждений в период 1865-1917 гг.;
-выявить динамику основных вложений капиталов органов местного самоуправления на уездном и губернском уровнях;
-воссоздать объективную картину работы муниципалитетов в сферах общественного производства, механизмы организации этой деятельности;
-показать формы работы земских учреждений по предотвращению аграрного и промышленного кризиса в начале XX в;
-проследить систему выработки органами местного самоуправления экономических программ, попыток '• введения планирования,
-изучить взаимоотношения муниципальной власти и правительственных органов, влияние этих связей на выработку стратегии экономических мероприятий.
• -проанализировать основные особенности хозяйственной деятельности земских учреждений Пензенской губернии по каждому направлению
' Никулин В.И. Пензенское земство. Уроки культурно-просветительской деятельности. — Пенза, 1996; Он же,' Культурно-просветительская деятельность Пензенского земстца.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук. Сара.нск; 1997; Матвеев М.Н. Земства Поволжья в 1917—1918 гг. — Автореф. дис. ... канд. истор. наук. — Самара, 1995; Живодрова С.А. Пензенское земство в 1900—1914 гг.: Автореф. дис. ... канд. истор. наук.— М.., 19"6
11
мероприятий в сравнительной характеристике со среднестатистическими показателями по России;
-дать объективную оценку условий функционирования создаваемых органами местного самоуправления экономических структур /агрономических и сельскохозяйственных советов, органов агросиециализапии, кооперативных съездов, железнодорожных комитетов, периодических совещаний, страховых учреждений и так далее/;
-на основе полученных результатов сформулировать выводы и практические рекомендации по развитию муниципальной хозяйственной деятельности в современных условиях.
Методологическую основу исследования составляет принцип историзма, состоящий в изучении событий и фактов в их динамике и исторической перспективе, а также в их хронологической последовательности. Написание данной работы потребовало использования различных методов исследования - проблемно-хронологического, сравнительно-исторического, структурного.
В диссертации в качестве основополагающего инструмента познания используется диалектический метод, предполагающий системный подход к изучению исторических процессов и нашедший свое применение как в изучении поставленных проблем во временном развитии, так и в непосредственном анализе основных направлений земской социально-экономической деятельности.
Историческую базу исследования составили пять групп источников:
1. Фонды Государственного архива Пензенской области.
2. Законодательные акты правительственных органов.
3. Официальная документация земских учреждений.
4. Статистические сведения.
5. Материалы периодической печати.
В основе первой группы источников лежат неопубликованные документы фонда Пензенской губернской земской управы /фонд 158/. Материалы этого фонда стали откладываться с 80-х гг. XDC в. Среди документов земской управы наибольшее количество принадлежит хозяйственным отчетам, статистике, обследованиям губернии по различным вопросам экономического развития, сведениям по местным повинностям и их раскладкам, материалам по народному продовольствию, здравоохранению, образованию, агрономии и ветеринарии.
Существенным дополнением документов Пензенского земства служат сведения канцелярии Пензенского губернатора /фонд 5/. В указанном фонде сохранились и дошли до настоящего времени материалы за весь период существования земства. В условиях отсутствия архивных документов земских учреждений примерно до середины
12
80-х гг. они существенно помогают восполнить этот пробел. Многие из этих источников составлены на основе данных, представленных губернской и уездными управами.
Материалы органов местного самоуправления, касающиеся сферы народного образования, сохранились в фондах дирекции народных училищ Пензенской области /фонд 81/, Пензенской учительской семинарии /фонд 136/, Пензенского губернского училищного совета /фонд 363/.
Ценные материалы о деятельности губернской кассы мелкого кредита содержатся в 79 фонде. Достаточно важными при написании диссертации явились фонды уездных земских управ /фонды 153, 266,423, 327,446, 357/.
Автор работы также использовал фонд Пензенского губернского правления /фонд 6/, привлекал статистические сведения /фонд 9/, изучал связи земства с губернским комитетом по делам мелкогоN кредита /фонд 78/, исследовал взаимоотношения земских учреждений с крестьянским поземельным банком /фонд 15/, анализировал деятельность уездных землеустроительных комиссий /фонды'45,456/.
Всего в процессе подготовки диссертации было выявлено свыше девятисот архивных дел. При этом их историческая достоверность не вызывает сомнения.
Ко второй группе источников относятся: "Положения о 1убернских и уездных земских учреждениях 1864 г.", "Положения об органах местного самоуправления 12 июня 1890 г." с относящимися к ним указаниями, Судебными и Правительственными распоряжениями, законодательные акты, циркуляры и другие документы правительства. Ценность их состоит в том, что они определяли правовую основу функционирования муниципалитетов, систему их компетенции в экономических вонросах.
Из третьей группы источников особого внимания заслуживают материалы постановлений, решений и делопроизводства земских учреждений. Это журналы заседаний губернских и уездных земских собраний, а также различных отраслевых советов, доклады управ, распоряжения, прошения и т.д. Данная группа документов позволяет определить сферу рассматриваемых земством вопросов экономики, оценить различные альтернативные варианты их решения. В 1913-1914 гг. органы местного самоуправления с лли издавать "Систематический сборник постановлений Пензенского губернскою земского собрания" за 1865-1911 гг. в десяти томах. Цель этого издания состояла в систематизации краевых и районных постановлений, имеющих распорядительное значение. Сборник носит тематический характер.
Однако все тома этого ценного источника не вышли по причине слабости финансирования издательской деятельности органов местного . .мг'чир.жления государством и отсутствия собственных денежных средств -13- у муниципалитетов. При написании диссертации нами использовались 2, 3,4,5 и 7 тома сборника.
Группу опубликованных документов существенно дополняет официальная статистика. К ней следует отнести ежегодные обзоры и обследования Пензенской губернии, материалы отчетов губернатора, специальные уездные очерки о работе земств, сметы и раскладки натуральных и денежных повинностей по годам. К статистическим материалам относятся также различные адрес-календари, памятные и справочные книги, издаваемые с 1865 по .1911. год.
Обширный информационный материал по экономической деятельности органов местного самоуправления содержится в периодической печати. Это - газеты "Пензенские губернские ведомости" /1865-1915 гг./ и "Вестник Пензенского земства" /1910-1917 гг./ В этих источниках даются систематизированные сведения по основным направлениям социальной и хозяйственной работы муниципальных учреждений за весь период их существования. Привлечение периодической печати значительно расширяет историческую фактографию рассматриваемой проблемы и дает конкретные ответы по многим дискуссионным вопросам.
В целом, источниковая база позволяет решить поставленные в нашей работе задачи.
Научная новизна диссертации заключается в том, что исследование является первой монографией, в которой комплексно изучается вся социально-экономическая деятельность органов местного самоуправления за период о 1865 по 1917 гг. На основе имеющихся источников в работе даётся обстоятельный анализ хозяйственных мероприятий земских учреждений Пензенского края. Исследованы малоизученные проблемы функционирования муниципального капитала в условиях мелкотоварного производства, выявлены уездные особенности земской практики, определены перспективы развития местного самоуправления на современном -этапе. В научный оборот введены новые архивные материалы, проведены самостоятельные подсчеты и обобщения, позволяющие глубже понять происходящие процессы. Анализ источников дает возможность сделать вывод о том, что, несмотря на попытки государства ограничить систему муниципальной власти, земские учреждения стремились проводить активную экономическую и во многом независимую от правительства политику. Кроме того, следует указать, что ее направления отнюдь не замыкались на классе дворянства и носили активный социальный характер.
Практическая значимость работы заключается в определении методологических принципов организации хозяйствования. Сделанные выводы диссертации могут быть использованы при создании специальных -14- обобщающих исследований по истории земских органов, в разработке лекционных курсов по отечественной и региональной истории, написании учебных пособий, программ, работе нынешних органов местного самоуправления в условиях современных экономических преобразований. Опыт земской экономической деятельности представляет интерес для сегодняшних предпринимателей, кооператоров, законодательных органов.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на заседаниях кафедры истории и культурологии Пензенского государственного университета, на 5-й ежегодной научной конференции Пензенского краеведческого музея, а также в публикациях по теме.
II. Структура диссертации
Исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, примечания, списка источников и литературы. Некоторые статистические данные, отражающие различные аспекты развития земской экономической деятельности, сведены в таблицы в приложении. Работа строится в проблемно-хронологической последовательности внутри каждой главы и параграфа.
Во введении обоснована актуальность темы, анализируется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, хронологические и территориальные рамки, дается методологическая основа, характеристика источниковой базы, научная новизна и практическая значимость работы.
Содержание первой главы охватывает круг вопросов, связанных непосредственно с экономическими мероприятиями земских учереждений. Анализируя социально-хозяйственную деятельность земской власти, следует обратить внимание на её общие итоги.
Работа органов местного самоуправления по созданию агрономических служб проходила четыре этапа. Каждый из них имел свои особенности развития, характерные для него черты и закономерности. Важнейшим недостатком агрономического проектирования являлась постоянная нехватка финансовых ресурсов Пензенского земства. Кроме того, для региона была характерна регрессивная тенденция сокращения штатов. Однако, учреждение должностей агрономов с высшим и средним образованием свидетельствовало о стремлении губернской власти создать квалифицированные кадры, развить с/х координацию на уездном уровне. С начала XX в. распространение получает агроспециализация, дальнейшее формирование которой способствовало возникновению с/х советов и бюро. являвшихся в большей степени земскими, нежели государственными -15- структурами. Следует указать, что для губернии была характерна тенденция активного оказания агропомощи хуторянам до учреждения участкопой с/х организации. Особенностью Пензенской агрономии, являлось исключительно активное использование ассигнований МВД, дотаций кредитно-финансовых структур России, фондовых средств Госбанка. Разработка с/х программ являлась выражением муниципального агрорегулирования, а привлечение опытных специалистов — свидетельством гибкой кадровой политики.
Проектирование создания экспериментальных полей осуществлялось коллегиально, велось последовательно, являлось свидетельством стремления муниципалитетов активно использовать опыт крестьянских хозяйств в данном направлении. Активная борьба гласных в вопросах кредитования полеводства была во многом вызвана отсутствием достаточных средств, узостью финансовой базы. При этом переговоры об ассигнованиях велись как с Крестьянским, так и с Дворянским банками. В целом, с/х эксперименты органов местного самоуправления имели огромное значение, поскольку способствовали внедрению усовершенствований, апробированию высокопродуктивных сортов, испытанию новых эффективных методов обработки агрономических культур.! ПГЗ пыталось максимально приблизить с/х достижения к структуре местной экономики, передать инициативу организации полей сельским обществам. Мероприятия краевой власти по созданию показательных участков стали проводиться с 1904 г. На ознакомление крестьян с новейшими технологиями районные учреждения средств не жалели. Кроме того, льготные выдачи 1904-1909 гг. во многом способствовали решению продовольственного вопроса, развитию позитивных последствий аграрной реформы П.А Столыпина.
Учреждение системы штатов распространения с/х орудий во многом способствовало совершенствованию земского экономического управления, внедрению новейших технологий, усилению влияния профессиональных кадров, а также созданию условий регионального планирования. Устойчивость тенденции расширения оборотных фондов складов была во многом связана с ростом самостоятельности органов местного самоуправления в хозяйственных вопросах, постепенной ликвидацией их .iiihHCHAioera от государственного кредитования. В целом, обеспеченность :;шинами Пензенского края была несколько ниже, чем в других губерниях, хотя роль региональных учреждений 'в организации продаж и в финансировании — неоспоримо выше. Распространение центрааьным складом орудий груда предусматриваю поэтапный рост вложений капиталов, а объединение земств в закупках продукции являлось прямым следствием складывания ГМК, необходимости согкн'ня \тп'цт;•. "•••-
16
механизма антитрестовского законодательства, регулирования антимонопольной политики правительства. Проведённый нами анализ позволяет сделать вывод о том, что общий объем всех отчислений губернской и уездной власти на мероприятия по распространению орудий труда и машин составил за период 1901-1917 гг. не менее 1.838,6 тыс. руб. В целом, работа органов местного самоуправления в этой сфере носила прогрессивный характер, способствовала развитию хозяйственной самостоятельности уездов, оказывала позитивное влияние на рост крестьянской инициативы, являлась шагом в дальнейшей демократизации рыночных отношений.
Немаловажную роль среди экономических мероприятий Пензенского земства играло планирование хозяйственной деятельности. Во второй половине XIX в. намечается демократизация программ, постепенная их ориентация на общественные потребности, запросы широких социальных слоев. К 90-м гг. XIX в. параллельно с процессами госвмешательства в экономику в условиях монополистического капитализма ' стали складываться механизмы муниципального регулирования, а также планирования распределения краевых кредитно-финансовых ресурсов. С этого же времени прослеживается динамика хозяйственных программ, выявляются новые области экономического координирования, расширяются приоритетные направления социального вмешательства. Финансовый проект 1900 г. предусматривал контроль в сфере налоговой и тарифной политики, предполагал регулирование системы такс, торгово-промышленного законодательства. Обсуждение планов хозяйственного кредитования основывалось на мошной теоретической базе, носи: о демократический характер. Их утверждение имело огромное значение. Это был нетрадиционный путь подъёма сУх, система мер комплексной интенсификации экономики.
Определение компетенции органов местного самоуправления в сфере ветеринарии способствовало выявлению соответствующих направлений проводимой работы, избранию приоритетных областей вложения средств, складыванию условий районного финансирования, организации государственных дотаций. Учреждение ветеринарных штатов способствовало развитию местной медицины, формированию уездных кадров. Через использование гибкой системы тарифицирован) 1я ветеринарного персонала краевая власть стремилась привлечь молодых специалистов, максимально задействовать их творческие вснможпости Использование поощрений способствовало развитию маг-.рн.г;- .:u --i заинтересованности интеллигенции в результатах своего труда, а п?кхе созданию для нее социальных гарантий в условиях Kai'tri.i ;л, ::т Деятельность губернских учреждений по подготовке фельдшерских :-r- ip**;
17
осуществлялась поэтапно, носила многогранный характер, ее организация способствовала росту профессионализма штатов, квалифицированности обслуживающего персонала. Вся система борьбы с эпидемиями год от года разветвлялась и усложнялась по своей структуре. Через создание бактериологических пунктов районные органы получали контрольные функции над рынком, возможность ограничительной инициативы в сфере продаж, способность гарантировать высокий уровень качества с/к продукции. В •соответствии с нашими исследованиями, общий объем муниципального финансирования ветеринарии за период 1865-1917 гг. составил 1.306,3 тыс. руб.
Передача органам местного самоуправления функций налогообложения кустарной промышленности преьратила их в исправных поставщиков денежных сборов. В условиях дальнейшего развития промысловой кооперации активно формировалось акцизное и кредитное планирование, являвшиеся выражением земского экономического регулирования на фоне централизованного вмешательства в промышленность при государственно-монополистическом капитализме. Работа губернских учреждений по поощрению пухопрядения способствовала активизации крестьянской инициативы, расширению районного кооперирования, развитию с/х производства в Пензенском регионе. Краевая власть также стремилась привлечь западные капиталы в промышленность, укрепить межгосударственные торговые связи в целях смягчения кризисов перепроизводства. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что общий размер всех отчислений на мероприятия по регулированию торговли и промышленности за период 1865-1917 гг. составил не менее 325 тыс. руб.
Система такс и расценок была достаточно гибкой, ориентировалась на рынок, учитывала государственные запросы, отвечала потребностям экономического положения губернии. Использование краевой властью тарифов-вознаграждений носило социально ориентированный характер. С 90-х гг. XIX в. намечается тенденция роста такс, введения новых статей штрафных санкций. В годы первой мировой войны региональные учреждения стремились ввести фиксированные пищевые тарифы, плановые цены в целях социальной защиты массового покупателя. В соответствии с нашими исследованиями, общий объем ассигнований муниципалитетов на весь комплекс экономических мероприятий за период-1865-1917 гг. составил не менее 6.634,1 тыс. руб.'/ См. составленную нами таблицу № 125 в приложении к диссертации /.
Во второй главе рассматривается работа земских учереждений в социальной и финансовой сферах.
Деятельность органов местного самоуправления по поддержке обра-*о-
18
вания проводилась по многим направлениям. Создание учебных комиссий, училищных советов, школьных бюро и инспекций сыграло в дальнейшем огромную роль, поскольку способствовало складыванию уездного и волостного управления культурой. Выплаты губернскими учреждениями прибавок учителям, а также система спецпособий являлись отражением процесса складывания механизма социальной зашиты интеллигенции Работа Пензенского земства по поддержке народных училищ позволяла создать бесплатную школу, повысить качественные и количественные показатели роста учебиых заведений, подготовить условия перехода ко всеобщему начальному образованию. Деятельность краевой власти по развитию средней школы способствовала изменению уровня грамотности населения, повышению квалифицированности кадров, дальнейшему расширению учебной инфраструктуры. Мероприятия региональных органов по поддержке высшей школы, внешкольного обучения и профессиональных форм образования постепенно привели к складыванию эффективного механизма сохранения профессионализма губернской интеллигенции. По нашим подсчётам, общий размер краевых ассигнований на народное образование за период 1865-1917 гг. составил 3.972,6 тыс. руб., а объём финансирования районных муниципалитетов за те же годы — 3.465,2 тыс. руб.
Пензенское земство производило многочисленные отчисления на здравоохранение. С 60-х г. XIX в. намечается тенденция роста медицинского капитала, расширения его структуры. Постепенное увеличение численности и размеров фондов здравоохранения во многом было обусловлено привлечением государственных средств, усложнением налоговой системы, возрастанием потребностей совершенствования врачебной помощи, осознанием органами местного самоуправления необходимости поддержки данного процесса. Образование краевой властью сети уездных больниц заложило практические основы профессиональной помощи, являлось следствием социальных потребностей, способствовало формированию стационарной губернской медицины. Работа региональных органов в санитарно-профилактической сфере предусматривала широкий комплекс мероприятий, ставящих целью устранение факторов, негативно влияющих на здоровье людей, систему эффективных действий, предупреждающих возникновение инфекционных заболеваний, совокупность результативных мер, направленных на недопущение распространения эпидемий в Пензенском крае. По нашим подсчетам, содержание всс.ч больниц за период 1S65-1917 гг. обошлось губернским учреждениям в 856,7 тыс. руб. Объём финансирования муниципалитетами психиатрической части за те же годы составил 682,4 тыс. руб., а величина отчислений на санитарно-профилактические
19
мероприятия выразилась в сумме 497,2 тыс. руб.
Важной сферой финансирования краевой власти являлось дорожное строительство. Органы местного самоуправления стремились расширить систему госзайма, развить спектр уездных ассигнований, поднять общий объем губернского субсидирования. При этом разработка дорожных программ являлась выражением нормирования земских отчислений, результатом фиксирования регионального кредитования, отражением муниципального регулирования транспортного строительства. Уже с 60-х гг. XIX в. появилась возможность активной государственной поддержки мероприятий по перевозке грузов, сложились благоприятные условия земского финансирования транзитных путей, возникла эффективная система дорожного управления, сформировался механизм подбора профессиональных кадров. Активное финансирование транспортного дела объяснялось потребностями частого ремонта междугородних трактов, низким качеством используемых путей, высоким уровнем эксплуатации транзитных магистралей. В соответствии с проведёштыми исследованиями, итоговый объем финансирования дорожного строительства краевой властью выразился в сумме 3.425,8 тыс. руб., а уездной, за весь период ее деятельности — 3.127,8 тыс. руб.
Деятельность Пензенского земства по организации переселений берёт свое на1(шю с 60-х гг. XIX в. Уже с этого времени сложилась объективная необходимость вмешательства органов местного самоуправления в данный процесс. Краевая власть пыталась облегчить ход делопроизводства переселенки, упростить порядок переоформления документации крестьян при их выходе из общины. Это свидетельствовало о дальновидности земских лидеров, их стремлении улучшить положение в с/х, решить аграрный вопрос, обеспечить условия удовлетворения экономических потребностей населения губернии. Направлением переселенческой политики региональных учреждений являлось также создание поземельных комиссий. Оно осуществлялось поэтапно, ставило целью образование социальной опоры в деревне, было направлено на ликвидацию социального неравенства, способствовало урегулированию аграрных, отношений, улучшению координации с/х управления. Все мероприятия в области переселений оказали огромное влияние на развитие экономической жизни региона, стабилизацию его общественной структуры, формирование процессов государственного планирования, складывание тенденции директивного вмешательства в экономику. По нашим исследованиям, итоговый объём отчислений губернских и районных муниципалитетов по данной стать^ составил 637,2 тыс. руб.
С 1890 г. распространение получают общественные запашки Несмотря на отсутствие экономической выгоды, их введением земство
20
впервые поставило на повестку дня вопрос нормированного продуктового обеспечения разоряющихся хозяйств. Общественные, запашки являлись первым экспериментом использования в губернии коллективной формы собственности в условиях многоукладности капиталистической экономики, постепенно приобретающей черты социальной ориентации в результате реформ Александра П. Деятельность учреждений местного самоуправления по организации общественных работ для населения, пострадавшего от неурожая, являлась также необходимой, отвечала государственным интересам, способствовала экономической стабилизации. Проведение краевой властью комплекса мер коллективного учета являлось попыткой решения вопроса безработицы: "дома трудолюбия" были по сути первыми биржами, пунктами статистики и регистрации занятости. С их созданием население получало гарантии минимального заработка, что в свою очередь способствовало снижению социальной напряженности, защищало интересы разоряющейся бедноты, содействовало прекращению вынужденного массового забоя скота на продажу, сохраняло капиталы в деревне, не допускало маловыгодного для крестьян снижения с/х цен. Анализ итоговых цифр позволяет прийти к выводу, что на организацию всего комплекса общественных запашек и коллективных работ за период 1865-1917 гг. губернские и уездные муиишшалитеты потратили не менее 456,9 тыс. руб.
С 90-х гг. XIX в. распространение получили заготовки продукции для военного ведомства. Через систему выгодных закупочных цен Пензенское земство стремилось экономически ^интересовать крестьянское население, создать условия с/х роста, расширения производства, обеспечить возможности сохранения стабильных цен на рынке, что выглядит особо важным на фоне систематических неурожаев в губернии. Заготовки не всегда использовались по своему прямому назначению и очень часто служили эффективным регулятором с/х цен. Точное фиксирование размеров поставок крестьянской продукции свидетельствовало о зарождении складывающегося на местах специализированного военного Госплана, носившего форму дореволюционного типа продразверстки, имевшей особенность распространения лишь на оборонно-промышленный комплекс. Учреждение органами местного самоуправления школьных столовых, оказания безвозмездной помощи нуждающимся и объединение сельских обществ по регионам их специализации в крупные коллективные хозяйства ставили целью выявление результативности общественной формы собственности. В отличие от советских колхозов хозяйственные корпорации краевой власти были более эффективными, поскольку объединялись на основе принципа добровольности, кооперативных началах, паевой базе, с учетом рентабельности производства, гарантии
21
выгодного сбыта в условиях рынка свободной конкуренции и многоукладности капиталистической экономики. По нашим подсчетам, финансирование военных хлебных поставок за период 1890-1917 гг. обошлось муниципалитетам в 1.689,4 тыс.руб., а организация всех директивных продовольственных мероприятий по строительству столовых, введению карточек, борьбе с дороговизной, созданию пунктов продажи кормов — в 985,6 тыс. руб.
Передача -в ведение Пензенского земства продуктовых магазинов объяснялась развитием рыночных отношений, ростом экономической независимости уездов, обострением с/х положения в пореформенные годы, падением эффективности государственной власти, повышением результативности системы местного самоуправления в решении продовольственного вопроса. На первом этапе продуктовой реформы краевая власть попыталась ужесточить налоговую политику, установить ответственность за недоброкачественный хлеб, использовать систему наказаний за задержку зерновых поставок. Переход губернских учреждений к рыночной системе сборов в 70-х ;т. XIX в. явился верным шагом: новые механизмы пополнения хлебных магазинов быстро показали свою большую эффективность по сравнению с директивными мерами. Спорный вопрос о форме поставок между муниципалитетами и сельскими обществами был разрешен на добровольно-выборной демократической основе. Крестьянские хозяйства были сами заинтересованы в развитии товарно-денежных отношений и' не являлись носителями регрессивной тенденции. Право избрания производителями формы налога способствовало одновременному складыванию натуральных и денежных запасов продовольственного капитала, что стабилизировало с/х цены в периоды кризисов и предоставляло продуктовым пунктам регулятивные рыночные функции.
Создание губернским и уездным земством системы помощи раненым ставило задачей взятие на себя инициативных функций решения подобной проблемы. Активное привлечение финансовых средств для этих целей являлось следующим позитивным шагом, предусматривающим расширение государственного вмешательства в социальную сферу. Военные пожертвования постепенно превратились в одно из важнейших направлений деятельности учреждений местного самоуправления, организация подобных мероприятий с течением времени стала-обязанностью краевой власти. Сбор средств осуществлялся через разветвленную пропагандистскую структуру, размер ассигнований зависел от агитационных возможностей уездных муниципалитетов. Земство стремилось к высокому качеству медицинской помощи на местах, было инициатором создания систем-! государственного обеспечения
22
фронтовиков, выступало организатором сохранения людских ресурсов, предусматривало формирование армейских резервов, выполняло важные задачи военно-тылового распределения в Пензенском крае. Анализ итоговых цифр позволяет сделать вывод о ом, что за период 1865-1917 г. на дотации семьям участников войны структуры местного самоуправления выделили 191,6 тыс.руб. Организация краевой властью денежных пожертвований населению за те же годы обошлось в 1937,6 тыс.руб. Общий объём отчислений региональных муниципалитетов в 1914-1917 гг. переселений военнослужащих составил 1.504,6 тыс. руб.
Важным направлением работы органов местного самоуправления являлась кредитно-финансовая сфера. Постепенно оформляется тенденция расширения источников получения денежных средств, намечаются процессы роста финансовой базы губернской власти, увеличения районных бюджетов, развития экономической активности уездных земств. Особой группой в системе кредитных мероприятий краевых учреждений являлась деятельность по формированию долгосрочных инвестиционных структур. Крестьянский банк являлся коллективным органом административной и муниципальной власти, причем инициатива координирующих функций постепенно перераспределялась к земству, все более тяготеющему к финансовому регулированию. Идея отдания собственного поземельного фонда органов местного самоуправления свидетельствовали о первых попытках централизации хлебной торговли в губернии, ставящих задачей недопущение падения конкурешосоособност российского хлеба. Это компенсировало слабость государственных финансовых монополий в их ответах на колебания аграрной конъюнктуры: предоставление мелким производителям денежных ссуд в условиях фондового планирования было своеобразным механизмом сохранения экономической стабильности в уездах, являлось неотъемлемой частью регионального регулирования ценообразования, выражением складывания муниципальной кредитной резервной системы.
Основными тенденциями демократизации финансовой политики органов местного самоуправления являлись мероприятия по созданию сходно-сберегательных я кредитных товариществ, касс мелкого займа, земского отдела по с/к экономии. В конце XIX в. происходит расширение компетенции товариществ, определяются основные направления их многопрофильной экономической деятельности. Условия получения ссуд постепенно стали отнюдь не обременительными для мелких производителей. Выдаваемые им займы в значительной степени способствовали росту деловой активности рынка, оживлению артельного движения, развитию кредитной коопераций, формированию системы малого бизнеса. Рост непостоянных капиталов краевой власти является
23
выражением повышения устойчивости работы финансовых учреждений, следствием развития ГМК на базе многоукладное™, свидетельством процесса перераспределения средств крестьян из государственных в муниципальные структуры, итогом развития социального и коммерческого законодательства, результатом антитрестовской политики региональных органов. По нашим подсчетам, к 1917 г. численность членов К- и ССТ составила не менее 228,8 тыс. человек, размер выдаваемых ссуд — 6.053.085 руб.,.общий баланс — 33.114.556 руб.
Кассы мелкого займа явились первыми земскими координирующими финансовыми учреждениями. Сфера их компетенции предусматривала разносторонние направления экономической деятельности. При этом, во главу угла были поставлены задачи достижения согласованности работы К- л ССТ, развития кооперативного движения, поощрения предпринимательства, расширения структуры малого бизнеса, регулирования инвестиционной коммерческой системы. В соответствии с проведенными исследованиями, за 1910-1917 гг. всеми губернскими кассгми было выдано ссуд населению не менее, чем па 3.682,7 тыс. руб., а уездными за тот же период — не менее, чем на 13.824,3 тыс. руб. Объём выданных займов через краевой отдел с/х экономии за период 1904-1917 гг. на мелиоративные мероприятия составил 476,8 тыс. руб., на посреднические — 236,2 тыс. руб.
Одним из важнейших элементов экономической политики органов местного самоуправления являлся механизм земских сборов. Повинности составляли фактически всю доходную часть краевого бюджета. Анализ итоговых цифр позволяет прийти к выводу, что за период 1865-1917 гг. объём подводных налогов составил 5.1763 тыс. руб., дорожных сборов — 2.346,8 тыс. руб., квартирных платежей — 2.573,2 тыс. руб., арестантско-этапкых повинностей - 173,6 тыс. руб., дополнительных взносов — 53.004,9 тыс. руб. На всем протяжении существования муниципальных учреждений прослеживаются процессы укрепления механизма губернских сборов, расширения источников поступлений денежных платежей, намечаются тенденции совершенствования системы местного налогообложения, усиления её роли в организации всего комплекса социальных и финансовых мероприятий в уездах.
Согласно итоговым исследованиям, общая величина доходного бюджета органов местного самоуправления за 1865-1917 гг. составила 155.234,5 тыс. руб., размер ассигнований ПГЗ и УЗ на общественную и кредитную деятельность за тот же период — 145.174,4 тыс. руб., а объём отчислений на всю социально-экономическую работу за те же годы — 151.808,5 тыс. руб. /См. итоговую табл. по II главе № 126 А, Б, В/. Как видим, в течение 1865-1917 гг. статьи денежных поступлений \-раевых и
24
районных учреждений фактически полностью соответствовали их расходной смете. При этом, доходная часть ненамного превосходила объём всех финансовых затрат местной власти и сальдо земского бюджета на всем протяжении существования муниципалитетов оставалось положительным.
Таким образом, социально-экономическая деятельность органов местного самоуправления на протяжении всего рассматриваемого периода являлась рентабельной. Все проводимые мероприятия носили характер общественной ориентации, были направлены на решение конкретных финансовых задач, отвечали нуждам крестьянского населения, запросам Российского государства. Разносторонний анализ работы Пензенского земства показывает, что оно для своего времени являлось прогрессивным учреждением, которое было способно не только понимать, разбираться, но и решать находящиеся в его компетенции вопросы региональной жизни.
В заключении рассмотрены общие выводы по работе и подведены итоги исследования.
В целом, на протяжении более чем пятидесятилетнего периода функционирования губернской и уездной муниципальной власти был накоплен колоссальный опыт хозяйствова-лия. Его использование имеет огромное значение на пути складывания современного муниципального рынка. История социально-экономической деятельности Пензенского земства — тема достаточно многоплановая. В то же время • на является частью изучения всего комплекса работы органов местного самоуправления. Дальнейшая систематизация к накопление источников позволят более полно рассмотреть данную проблему.
Приложение диссертации насчитывает 126 таблиц.
III. Авторские публикации по исследуемой проблеме
1. Кредитно-финансовые мероприятия Пензенского земства. // Гуманитарные науки и современность. Ежегодный сборник научных трудов. Вып.З. - Пенза, 1997. - С. 149-160.
2. Субсидирование Пензенским земством социальных программ. // Менеджмент. Управление инновационными процессами в экономике. Материалы межвузовской конференции студентов и аспирантов. - Пенза, 1997. - С. 17.
3. Экономическая деятельность Пензенского земства. Краеведение. Научный и научно-популярный журнал - Пенза, 1'к>7.. .N".•' С.28-31, №2, С.42-48.
25
4. Меропршгпи Пеяэевского земства по развитию страхования и совершенствованию системы налогообложения // Исторические записки. Ежегодный сборник научных трудов. Вып. 2, - Пенза, 1998. С. 192-198.
5. Продовольственная политика Пензенского земства.// Менеджмент. Управление инновационными процессами в экономике. Материалы межвузовской конференции студентов в аспирантов. - Пенза, 1998.-1C.
6. Агрономические мероприятия Пензенского земства. // Гуманитарные науки и современность. Ежегодный сборник научных трудов. Вьш.4. - Пенза, 1998. (в производстве)
7. Ассигнования Пензенского земства на социальные мероприятия. // Ежегодный сборник научных трудов краеведческого музея.- Пенза, 1998. (в производстве)



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU