УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации оренбургский государственный педагогический университет
 

Кочеткова Елена Александровна
 

Просвещение крестьянства как проблема политики и деятельности правительства, общественности России в 1874-1904 годы

(по материалам европейской части страны)


Специальность 07.00.02 — отечественная история
 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук


Оренбург, 1999


Работа выполнена на кафедре истории Отечества Оренбургского ордена Трудового Красного знамени государственного аграрного университета
 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Оренбургского государственного педагогического университета.
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 

Актуальность темы исследования. 3 настоящее время Россия переживает сложный этап своего развития. Формирование рыночного хозяйства требует решения целого комплекса проблем, в связи с чем едет пересмотр многих ценностей, определяются новые подходы и задачи, более значимой становится духовная, культурная сфера крестьянства, сохранение его традиций. Вполне объяснимо возрастает интерес к обобщению прошлого опыта, в том числе политики правительства и общественных организаций по повышению грамотности крестьянства в конце XIX - начале XX столетия.
Как известно, экономическая и политическая стабильность в стране во многом определяется образовательным уровнем населения, в том числе и сельского. Проводимые изменения в аграрном секторе не-мыслиш без улучшения социальной, культурной базы села, ибо образовательный уровень крестьянского населения является главным фактором в преобразовании сельского хозяйства, в культурной сфере, правосознании.
Современные исследования, проводимые дискуссии о прошлом и настоящем состоянии сельского хозяйства - свидетельства того, что проблема истории крестьянства не потеряла и сегодня свою историческую значимость.
Предметом исследования является просвещение крестьянства как проблема политики и деятельности правительства, общественности России в конце XIX - начале XX века (по материалам европейской частя страны). Объектом изучения является крестьянское население, которое в данный период составляло абсолютное большинство населения России. Так, в 1885 году, по сведениям Центрального Статистического Комитета, сельское население составляло 87,7$ всех кителей 50 губерний Европейской России, по данным переписи населения 1897 года - 84,15£.
Хронологические рамки исследования охватывают период в развитии РОССИИ, когда аграрный вопрос являлся одним из основных в социально-экономической и политической жизни страны. Отмена крепостного права, проведение ряда реформ в аграрном секторе, преобразования в экономической сфере сельского хозяйства изменили в какой-то мере социальное положение крестьян.
Необходимость изменения общественной жизни в крестьянской среде, потребность в получении более широкого образования осознавали правительство и общественные организации страны. Правительств о, видя угрозу новой революционной ситуации, а также под давлением видных публицистов того времени, либералов вынуждено было изыскивать меры для расширения сети сельских и церковно-приходских школ, развивать внешкольное образование взрослого крестьянского населения. Однако преобладание консервативных взглядов среди правящих кругов превращали лее втд реформы в полумеры и значительно ограничивали инициативы земств и других общественных организации в области народного образования.
Территориальные рамки исследования охватывают губернии Европейской России, где наиболее остро стоял аграрный вопрос, где крестьяне были более активно вовлечены в капиталистическое производство. На примере данного региона особенно наглядно можно проследить результативность политики и деятельности правительства в области просвещения крестьянства, осветить вклад общественных и местных органов как в земских, так и неземских губерниях. Сравнить эффективность применения разных форм и методов внешкольного образования крестьян с учётом экономического, географического положения того или иного района.
Историография темы. Просвещение крестьянства как проблема политики и деятельности правительства, общественности России в конце XIX - начале XX веков являлась объектом изучения историков, эконо-
вдстов в дореволюционный период и в советское время:. До 1917 года в работах в основном давался анализ издаваемых Министерством Наро-' дного Просвещения распоряжений, циркуляров, приводились статистические сведения о народном образовании отдельных губернии.
К числу наиболее крупных работ следует отнести издание Императорского Вольного Экономического общества "Настоятельная книга по народному образованию" и "Начальное народное образование в России" , в которых дан анализ состояния народного образования в губерниях России, показаны особенности всех типов существовавших школ. Приведены основные циркуляры, инструкции, составлявшие правовую и учебную базу сельских школ и училищ, что позволяет лучше понять основные направления деятельности правительства в язучаеши период. В
о
работе A.M. Ловягина рассматривается положение народного образования по девяти учебным районам. Автор приходит к выводу, что состав учащихся школ и уровень грамотности крестьянства в целом зависели от места расположения школ, плотности сельского населения, наличия педагогических кадров. Большинство учащихся сельских школ из-за
экономических условии не заканчивали полного курса обучения. Отме-<
чая тенденцию постепенного расширения сети сельских учебных заве-ний, автор не объясняет, почему это делалось правительством, каких результатов оно добилось Б этом плане.
Вопросам развития народного образования были посвящены работы
о
В. Григорьева, Н.В. Чехова , в которых рассматривается реформатор-
1Фальборк Г.А., Чарнолускил В.И. Настоятельная книга по народному образованию. Т. 1-ш. -С-П., 1899-1904: их же: Начальное образование в России. Т. 1-1У. -С-П., 1900-1905.
^Ловягин A.M. Отечествоведение. Природные условия, народное хозяйство, духовная культура и государственный строй Российской империи. -Снд., 1901.
^Народное образование в России. -С-П., 1899; Григорьев В. Исторический очерк русской школы. -М., 1900; Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. -М., 1912.
екая деятельность Министерства Народного Просвещения в области надзора и регламентации сельских школ, а также его взаимоотношения с Ведомством Св. Синода и Министерством Внутренних Дел..
Деятельности Министерства Народного Просвещения, отдельным его ведомствам и комитетам были посвящены труды В. Фармаковского,С.В.Рождественского, Г.А. Фальборка, Д.Д. Протопопова , большое место в которых отведено основным законодательным материалам по образованию, инициативам Министерства, анализируются взгляды ряда деятелей по вопросу развития просвещения крестьян, определения статуса школ грамотности и роли земств в организации сельских школ.
Работы некоторых авторов, в которых выделяются особенности того или иного региона, степень влияния экономического развития на уровень образования крестьян, приводятся сведения о грамотности сельс-
2
кого населения, носят локальный характер .
Авторы дореволюционного периода уделяли большое внимание дея-'тельности земств в области просвещения крестьян, рассматривая их в.
Частный почин в деле народного образования. Сб.ст. -М., 1894; Протопопов Д.Д. История С-Петербургского Комитета грамотности при Вольном Экономическом обществе (I86I-I895). -С-П., 1898; Фармаков-ский В. Начальная школа Министерства Народного Просвещения. -С-П., 1900; Краткий обзор деятельности Министерства Народного Просвещения за время управления покойного министра Н.П. Боголепова. -С-П., 1901; Обзор деятельности ведомства Министерства Народного Просвещения за время царствования дал. Александра Ш (с 2 марта 1881 по 20 октября 1894 г.). -С-П., 1901; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения 1802-1902 гг. -С-П., 1902; Фальборк Г.А. Всеобщее образование в России. -С-П., 1902: Всеобщее народное образование. Сб. вып. I. -М., 1902; Георгиевский А.И. К истории Учёного Комитета Министерства Народного Просвещения России.
-С-П., 1902.
Оленин А., Самарин Ф. Сведения о состоянии земских начальных народных училищ Московской губернии в 1892-1893 учебном году. -М., 1893; Боголепов И.П. Грамотность среди детей школьного возраста в Московском и Можайском уездах. -М., 1894; Белоконский И.П. Народное начальное образование в Курской губернии. 2-е изд. -Курск, 1897; Потребности начального образования в Сибири (Всеподданейший доклад статс-секретаря А.Н. Куломзина по поездкам в Сибирь 1896-1897 гг.).
-С-П., 1898. М-Р
качестве основного гаранта развития сети сельских школ, внешколь- ,i кого образования взрослого крестьянского населения. Свои выводы S. они подтверждали статястическкм-i данными о сумме расходов земств . на образовательные и другие мероприятия, проводимые в целях ПОЕН- г
т
шения уровня грамотности сельского населения . По их мнению, рост числа сельских школ, учащихся и педагогических кадров, расширение сети сельских библиотек, книжной торговли в конце XIX века были заслугой земских учреждении.
Ряд работ посвящён исследованию деятельности других типов народных школ: домашним школам грамотности или "вольным крестьянским школам", церковно-праходским и воскресным школам*.
Среди изданных в дореволюционное время трудов особо следует
о
выделить работу А.С. Пругавина , по праву считающуюся первым исследованием, в котором обстоятельно рассмотрены экономические и социальные причины создания школ грамотности. Он первым сделал вывод о том, что именно бедственное положение толкало креотъш к созданию вольных' школ с учителями-грамотеями и.приводило к низкому ка-честву получаемых в этих школах знаний. Большое место в своей
Анциферов С.И. Справочная книга по низшему образованию.-С-П., 1905; Скалой В.Ю. По земским вопросам. 2-е изд. -С-П., 1905; Бело-конский И.П. Что такое земство, что оно сделало для народа и каким должно быть. -М., 1906; Земское движение. 2-е изд. -М., 1914; Ве-селовскяй Б.Б. История земства за 40 лет. Т.1-1У. -С-П., I909-I9II; Звягинцев Е.А. К вопросу об участии обществ и земств в постановке народного образования. -Курск, 1901; Его же. Полвека земской деятельности по народному образованию. -М., 1915; Его же. Из хроники народного образования. -М., 1915: Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. Ч. I-Ш. -С-П., 1904-1906. о
Бунаков Н. О домашних школах грамотности в народе. -С-П. ,1885;
Ольденбург Ф. Народные школы Европейской России в 1892-1893 гг.
-С-П., 1896; Пругавин А.С. О школах грамотности в 80-х годах. -С-П., 1898; Абрамов Я.В. Наши воскресные школы: их прошлое и настоящее.
-С-П., 1900: Церковно-приходские школы и школы грамоты Российской империи в 1896-1897 гг. -С-П., 1899:1 Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. Сб. ст. 5-е изд. -С-П., 1902.
Ч1рутавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. -С-П., 1895.
работе автор отводит вопросам внешкольного образования народа: устройству к организации народных чтений, сельских библиотек, народному книгоиздательству, распространению литературы в крестьянской среде и другим.
Отдельным формам внешкольного просвещения, крестьян были посвящены работы В.И. Чарнолуского, З.П. Вахтерова, Г.А. Фальборка, Е.А. Звягинцева, С.А. Ан-ского, А.Н. Рубакина, Е. Некрасовой1, в которых даётся всесторонняя характеристика сельского читателя, рассматривается состояние книжного рыщса, называются его основные источники, поставщики и издательства, анализируется содержание предлагаемой крестьянам литературы.
В ряде исследовании представлен перечень изданных Министерством Народного Просвещения законов, распоряжении * правил по народным библиотекам, народным чтениям, книжной торговле. При всей чёткой систематизации законодательных актов в работах почти полностью
о
отсутствует анализ, результаты их применения .
Экономическая оц^^а народного образования, влияние уровня грамотности на хозяйственную сферу жизни крестьянства исследуются
•Царнолускии В.И. Земство и внешкольное образование. -С-П., 1901; Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. -М., 1896. Всенародное школьное и внешкольное образование. -М., 1917; Чарнолус-кии В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. -С-П., 1909; Фальборк Г.А. Справочная книга по библиотечному делу, книжной торговле и издательству. -Петроград, 1914; Звягинцев Е.А. Народная кизнь и школа. -М., 1912; Образование взрослых. Сб. ст. -М., 1905; !убакин Н.А. К характеристике читателя и писателя из народа. -С-П., 1893: Чистая публика и интеллигенция из народа. -С-П., 1906; Ан-скии С.А. Народ и книга. Опыт характеристики народного читателя. -4!., 1913; Некрасова Е. Народные книги для чтения в их 25-^летнеи борьбе с лубочными изданиями. -Вятка, 1902.
Библиотеки (общественные и народные) и книжная торговля. Систематический свод законов. Сост. Чарнолускни В.И., Фальборк Г.А.
-С-П., 1905; Публичные лекции и народные чтения. Сост. Г.А. Фальборк и В.И» Чарнолускии. -С-П., 1905; Фальборк Г.А. Сборник законов и справочных сведений о печати, собраниях, съездах, лекциях.
-С-П., 1907; Звягинцев Е.А. Правовое положение народных библиотек за 50 лет. -И... 1916.
9
т
в работах П.Г.Мщуева, К.Воробьёва, Е.А.Звягинцева, И.Мещерского-1, сделавших ЕЫЕОД о.том, что экономическое благополучие крестьян зависит от степени .их образованности, стремления к дальнейшему самообраз овакию. Другие авторы, например, Е. Вишняков, В.И.Пичета,
2 Н.А.Роаков", рассматризалк крестьянство как общество невежественное,
косное, склонное к застою, а отсюда бесполезность их просвещения.
В целом ке работы дореволюционных исследователей носили описательный характер деятельности Министерства Народного Просвещения и общественных учреждении на поприще народного образования. Шесте с тем они представляют определённую ценность, так как содержат богатый статистический материал. Многие из авторов являлись участ-никами мероприятии, проводимых правительством в области проев еще-и.; нвд крестьян, и их мнения в этом плане для нас являются важными при изучении данной проблемы.
В послеоктябрьский период исследователи больше внимания уделяли проблемам внешкольного образования народа, в связи с чем более обстоятельно стал изучаться опыт работы земских учреждении и отдельных просветительских обществ: организация народных чтений, сельских библиотек, школ для взрослых, музеев, экскурсий, народных
•'•Экономическая оценка народного образования. Сб. 2-е изд. -С-П., 1899; Мижуев П.Г. Влияние народного образования на народное богатство, здоровье, нравственные и другие стороны общественной жизни. -С-П., I9DI; Воробьёв К. Грамотность сельского населения в связи с главнейшими факторами крестьянского хозяйства. Труды подсекции ста-тистики XI съезда русских естествоиспытателей и врачей. -С-П., 1902; Звягинцев Е.А. Народная жизнь и школа. -М., 1912; Мещерский И. Народная школа и сельское хозяйство. Сб. ст. 1882-1904. -С-П., 1905.
о
Вишняков Е., Пичета В.И. Очерки русской истории. -М., 1908; О минувшем. Исторический сборник. -С-П., 1909: Рожков Н.А. Город и деревня в русской истории."3-е изд. -С-П., 1913.
10
домов, книжных складов1.
Во второй половине 20-х, в 30-е и 40-е годы XX века заметно снизился интерес исследователей к изучаемой наш проблеме. Было опубликовано всего лишь несколько брошюр и журнальных статей по данной теме. Не отличалась изобилием работ по просвещению крестьян историография 50-х годов.
Из работ, вышедших в это время, можно выделить исследования
о
В.З.Смирнова, Л.Г.Рашина, Н.Л.Константинова, В.Я.Струминского , в которых авторы рассматривали политику правительства в области народного просвещения как реакционно-консервативную со всеми, вытекающими отсвда последствиями."
В эти же годы предметом изучения являлись вопросы подготовки дореволюционных учительских кадров и повышения их квалификации, чему
о
были посвящены работы А.М.Вежлева,
С- пряходом к власти & 60-х годах нового руководства во главе с Л.И.Брежневым, А.Н.Косыгиным, считавших необходимым начать реформы, включавшими, по замыслу инициаторов, широкий круг проблем, в том
^Виноградова Е. Внешкольное образование //Кооперация и жизнь.
-Самара, 1918; Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. Народные чтения. Библиотеки. Школы для взрослых. Музеи. Экскуосии. Народные дома. Народные театры. Книжные склады. 3-е изд. -т., 1918; Он же. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 1-й. -М., 1923; Зеленко В.А. Практика внешкольного об-разования в России. 2-е изд. -М., 1922; Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. -М., 1923.
о
Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX
- начале XX веков, исторические записки института истории АН СССР.
-М., 1951; Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы с 60-х годов XIX века. -М., 1954; Константинов Н.А., Струминскии В.Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. -М., 1953; Историко-бытовые экспедиции I95I-I953 гг. Материалы по истории пролетариата и крестьянства России конца XIX - начала XX века.-М. ,1955
о
Вежлев A.M. К вопросу об учительских съездах и курсах второй половины XIX века и их значение в развитии русской педагогики. //Учёные записки Ооенбургского педагогического института. Вып. 12. 1958; Он же. Учительские съезды и курсы в России (П пол. XIX в.) //Советская педагогика. - 1958. - № 7. - С. 79-88; Ососков А.В. Из истории борьбы за всеобщее обучение в дореволюционной России //Вопросы теории и историк педагогики. -М., I960.
и
числе в образовательной сфере. В связи с этим увеличилось число публикаций по изучаемой нами проблеме. Так, Б это время выходят работы: И.М. Богданова, И.Д. Ковальченко, Н.Б. Селукскои, П.Г. Рынд-зюнского, П.А. Закокчковского, М.В. Седелъниковои, А.Н. Рубакина , в которых авторы, рассматривая вопросы экономического положения крестьянских гласе, вовлечения их в орбиту капиталистического развития, касались образовательной стороны дела на селе, давали характеристику некоторым видным деятелям на ниве просвещения.
В семидесятые годы историография изучаемой проблемы пополнилась рядом новых работ о деятельности Министерства Народного Просвещения, "Комитетов грамотности, в которых вопросы организации и работы сельских школ и школ для взрослых, подготовки сельских учительских кадров, создания учительских семинарий, курсов, съездов рассматривались более обстоятельно, используя новые архивные данные, что позволило им дать развёрнутую характеру _яку состоянию образования крестьян в дооктябрьский период . 'У^ , v^r:;
Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР. -М., 1964;Рындзюнскии П.Г. Крестьянская промышленность в пореформенной России (60-80-е гг. XIX в.). -М., 1966; Зая-ончковскии П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (Политическая реакция 80-х - нач. 90-х годов). -М., 1970; Седельникова М.В. Чехов Н.В. - видный деятель народного просвещения. -М., I960; Рубакин А.Н. Рубакин (Лоцман книжного моря). -М., 1967; Ковалъчен-ко И.Д., Селунская Н.Б. Американские историки о русском крестьянстве XIX века //История СССР. -1971. -* 5. -С. 195-214.
Камоско Л.В. Деятельность Министерства Просвещения с конца 60-х годов XIX века. Сб. науч. трудов. -М., 1970; Величкина В.М. Сельская школа в дореволюционной России //Вопросы средней и высшей школы. -М., 1971; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины XIX века (Под ред. А.И. Пискунова). -М., 1976; Очерки истории русской культуры второй половины XIX века (Под ред. Н.М. Волынкина). -41., 1976; Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. -М., 1971; Малинин В.И. Прогрессивная русская общественность в борьбе за всеобщую гра-мотность Хконец XIX - начало XX века) //Советская педагогика. -1375. -и 10. -С. ЮЗ-112; Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX века. -М., 1977; Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России (I9I8-I977). Библиографический указатель. -М., 1979.
В 80-е годы появляются новые интересные обобщающие исследования по крестьянству, среди которых особо следует выделить работы А.М.Анфинова, А.В.Ососкова, П.А.Жильцова, В.М.Величкинои .
В монографии А.М.Анфимова представляет для нас интерес первая глава, в которой даётся характеристика крестьянского населения, в том числе его образовательному уровню. По мнению автора, росту грамотности крестьян способствовало вовлечение их в сферу капиталистического хозяйства, отходничество, что подтверждается статистическими данными. Сдерживающим фактором, как считает автор, являлось бед-.ственное положение крестьянства, недостаток средств и занятость домашним хозяйством. Этим же объясняется преждевременный уход учеников из школ.
Созвучна о названной работой монография А.В.Ососкова, первая глава которой посвящена политике русского царизма и церкви в области просвещения. Ценным в работе .является то, что автор приводит материал, характеризующий причины неграмотности детей школьного возраста, среди которых он называет прежде всего социально-экономические. На основании материалов всеобщей переписи населения России 1897 года данные о грамотности сельского населения сведены им в таблицу, что позволяет провести сравнения о состоянии образования между отдельными регионами страны.. В.А.Фёдоров,-исследуя состояние грамотности среди сельского населения, привёл интередаые данные о рецидиве безграмотности среди крестьян, окончивших школу. Работа отличается своими развёрнутыми научными выводами и обобщениями.
Положение сельского учительства и его деятельность в конце
^Анфимов A.M. Крестьянское хозяйство Европейской России (188! -1904 гг.). -М,, 1980: Ососков А.В. Начальное образование в доре-волгашонной России. I86I-I9I7. -М., 1982: Жильцов П.А., Велички-на В.М. Учителя сельской школы. -М., 1985; ФёдрЪов В.А. Об уровне грамотности крестьянства России XIX века, //ХХУ1 съезд КПСС и проблемы аграрной истории СССР. -Уфа, 1984; Культура и быт дореволюционного Урала. -Свердловск, 1989; Миронов Б.Н. Грамотность в России I797-I9I7 годов /Жстория СССР. -1985. -И 4, - С. 137-153.
13
>'iX - начале XX веков рассматривается в монографии П.А.Жильцова, В.М.Велкчкинои "Учителя сельской школы", з которой анализируется качественный состав учительских кадров, даётся таблица об образовательном уровне сельских и городских учителей, раскрываются причины большой текучести учительских кадров на селе, главными из которых автор называет их тяжёлое материальное положение.
Стремление крестьян к образованию, роль общины в этой деле, влияние традиции на культурный ж образовательный уровень сельского населения получили некоторое освещение в работах М.М.Громыко, И.Д.Ковальченко .
р
Вышедшая в ,1986 году монография Н.М.иирумовои в какой-то ме- „ ре восполняет пробел в исследованиях о роли земских служащих на поприще просвещения крестьянства. Автор всесторонне рассматривает участие земских учителей в деятельности Комитетов попечения о народном образовании, Московском и Санкт-Петербургском Комитетах гра-мотности, их вклад при обсуждении проектов о всеобщем начальном образовании.
Проблема просвещения российского крестьянства являлась предметом исследования зарубежных учёных. В 80-е годы в США вышли моног-
о
рафии профессоров Бэна Эклофа и Дж. Брукса , посвящённые развитию начального образования в русской дореволюционной деревне. В центре внимания авторов оказалась не только политика правительства, хотя и
Громыко М.М. Традиционные нормы поведения -и формы общения русских крестьян XIX века. ЧУ1., 1986; Она же. Культура русского крестьянства ХУШ - XIX веков как предмет исторического исследования //История СССР. - 1987. -№ 3. - 6.39-60; Ковальченко И.Д. Социально-экономический строй крестьянского хозяйства Европейской России Е эпоху капитализма. -М., 1988.
Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала XX века. -М., 1986.
"%эн Эклоф. Русские крестьянские школы ,_Чиновничество, деревенская культура и народная педагогика (1861-19x4 гг.) //История СССР. - 1989. -.№ I; Дж. Брукс. Когда Россия училась читать. Грамотность к народная литература I86I-I9I7 гг. -Принстон, 1986.
прослеживается её эволюция во второй половине XIX - начале XX векок, ко я итоги этой деятельности, а именно, какое влияние образование оказывало на экономическое положение крестьянства. В развитии школьной системы авторы выделяют три этапа: собственно крестьянский, зеы-ский к с 1908 - правительственный. Рассмотрены ими мотивы я способы приобретения крестьянами грамотности, причины непродолжительности обучения крестьян. Интересна, на наш взгляд, предпринятая попытка сравнить качество обучения детей в России с Западом. Авторы пришли к выводу, что степень распространения школ в России была гораздо выше, чем это представлялось раньше. Говоря о результатах школьного обучения, Б. Эклоф делает вывод о том, что школа, подготавливала уход крестьян из деревни.
В 90-е года продолжается исследование крестьянской проблемы, в том числе их просвещения. В 1991 году была издана монография "Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX -начало XX века". Её первая глава посвящена вопросам развития народного образования, которые рассматриваются в контексте деятельности правительства, общественных и революционных движении. Вскры-ваются причины ограничения деятельности земств, в том числе в законодательной.
Сравнить уровень жизни городских и сельских учителей, а такие лучше понять причины такого явления, как "бегство сельских учителей: из школ" позволяют работы Г.А.Герасименко, Н.В.Флита, И.В.Сучкова . Используя разнообразную источниковую базу, ранее неизвестные документы и факты, они обстоятельно осветили жизнь сельского учителя, его интересы и запросы, отношение к учительству со стороны правительства.
Очерки истории школы и педагогической мысли наоодов СССР. Конец XIX - начало XX вв. (Под ред. Э.Д.Днепрова). -М/, 1991.
Герасименко Г.А. Земское самоуправление в РОССИИ. -М., 1990; Флит Н.В. Школа в России в конце XIX - начале XX века. -Л., 1991; Сучков И.В. Социальный и духовный облик учительства РОССИИ на беже XIX-XX вв. //Отечественная история. -1995. -№ I. -С. 62-1?
15
Продолжено изучение влияния общины на повышение общеобразовательного уровня крестьян, развитие в негосударственных форм обучения . Авторы больше внимания стали уделять сравнительному анализу, что придаёт работам более высокую научность.
Подводя итог анализу литературы по теме диссертации, следует отметить, что не see стороны просвещения крестьянства как проблемы политики и деятельности правительства, общественности России в конце XIX - начале XX веков получили освещение. Наибольшее внимание исследователей привлекали вопросы социально-экономического положения крестьян, меньше - его духовности. Вопросы образования крестьян рассматривались вместе е социальными и экономическими, что затрудняет чётко воспроизвести положение дел в области просвещения крестьян, выделить позитивные и негативные моменты в деятельности правительства по повышению уровня грамотности крестьян, его непоследовательность в этом плане.
Цели и задачи исследования. Не претендуя на охват всех сторон этой сложной темы, автор ставит в своём исследовании следующие задачи:
- изучить деятельность правительства в области просвещения крестьянства, обобщить результаты этих мероприятии;
- выявить основные тенденции, изменения в политике правительства, земств и иных общественных организации в области просвещения .крестьян, позитивные и негативные моменты в их деятельности;
- проанализировать взаимосвязь и работу правительственных ведомств Святейшего Синода по развитию системы церковно-приходских школ;
- показать, какую роль правительство, общественные организации
-ЧСучумов Л.И. Сельская община в России (вторая половина XIX ве-•ч ка). -м., 1992: Студеникин М.Т. Внегосударственные Форш обучения в самодержавной России //Педагогика. -1994. -№ 4. С. 90-93.
16
отводили внешкольному образованию в повышении уровня грамотности крестьян: сельскш библиотекам, воскресным школам для взрослых, проведению народных чтений, распространению книг среди крестьянства;
- ввести в научный оборот новые документальные материалы, извлечённые из архивных фондов.
Источниковая база исследования. Центральное место в работе занимают материалы архивных фондов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга (РГИА), Государственного архива Оренбурге-' кой области (ГАОО), Государственного архива Самарской (ГАСО) и Государственного архива Челябинской областей (ГАЧО). В фондах Департамента Министерства Народного Просвещения, Министерства Внутренних Дел, губернских земских управ, губернских присутствии, дирекции народных училищ имеется богатый фактический материал по широкому кругу вопросов ЕЖОЛЬНОГО и внешкольного образования крестьян.
К кругу источников, широко использованных в диссертационной работе следует отнести:
- законодательные материалы, разного рода нормативные документы (распоряжения, постановления, циркуляры, программы, уставы) государственных органов, земских губернских и уездных собрании, сельских обществ;
- официальные статистические, данные по начальному народному образованию Министерства Народного Просвещения, переписи начальных школ I860, I9II годов, общие сводные данные по переписи населения Российской империи 1897 года, а также статистика крестьянского образования по отдельным регионам;
- ежегодные отчёты министра народного просвещения, обер-прокурора Св. Синода, инспекторов и директоров народных училищ, губернаторов, протоколы заседаний Санкт-Петербургского и Московского Комитетов грамотности;
- центральная д местная периодическая печать, мемуары и воспоминания видных государственных деятелей.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет комплексное исследование осуществления правительственной политики, земств и сельских обществ в области образования крестьян, определяются позитивные и негативные стороны ях деятельности. Обобщая известные и новне источники, автор старается преодолеть сложившиеся подхода и стереотипы в отношении вклада государственных, земских учреждений, сельских обществ и различных просветительских объединении в образование крестьян. Просвещение крестьянства представлено всесторонне, прослеживается связь между начальным сельским образованием и созданием внешкольных учреждений для взрослого крестьянства. В отличие от имеющихся работ по теме, автор стремится более углубленно освещать проблемы деятельности школ грамоты, сельских библиотек, народных чтений, сельских воскресных школ. Впервые показана роль и деятельность комитетов попечительства о народной трезвости в сфере развития культурного уровня сельского населения.
Практическая значимость диссертации. Результаты проведённого исследования позволяют углубить представления о проводимой в губерниях Европейской России правительством, общественными организациями деятельности по повышению общей грамотности крестьянства.
Положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении вузовских лекции, спецкурсов и спецсеминаров по отечественной истории конца XIX - начала XX веков, при написании трудов по истории экономического, социального и культурного развития крестьянства.
Апробация результатов исследования. Основные положения и вывода данной диссертации были изложены автором в 1996, 1997 годах на межвузовских конференциях в Оренбургском государственном аграрном университете, в 1998 году на Всероссийской научно-практической конференции "Христианство и ислам на рубеже веков" в городе Оренбурге,
в 1999 году на межрегиональной научно-практической конференции "Социальная политика, социальное образование на региональном уровне".
По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объёмом 2,5 печатных листов.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Во введении обосновывается актуальность избранной теш, её хронологические и территориальные рамки. Даётся характеристика степени изученности данной проблемы, анализируется иеточниковая база, Указана новизна и практическая значимость работы. Определены цели и задачи исследования.
В первой, главе "Система правительственных и общественных мер в деле образования крестьян в конце XIX - начале XX веков" показано, что улучшение экономического положения крестьян зависело от многих факторов, в том числе, от повышения их образовательного уровня. На эту взаимосвязь указывали такие политические и общест-венные деятели, как С.Ю.Витте, К.П.Победоносцев, Ф.Бехтев и другие.
На основе ряда исследовании, проведённых в 90-х годах XIX века С-Петербургским и Московским Комитетами грамотности, автор пришёл к выводу о том, что в данный период усиливается стремление крестьян получить образование, вследствие вовлечения их в сферу капиталистических отношений (отходничество, занятие промыслами, аренда, купля-продажа земли), общего осознания крестьянами пользы обучения и желания обеспечить детям лучшее экономическое и социальное положение.
Немаловажную роль в процессе увеличения грамотности сельского населения играли такие факторы, как близость крестьянских селении к торговым центрам, плотность населения, национальные традиции, я религиозные убеждения.
Новые экономические условия развития, крестьянского хозяйства, изменение санях приёмов земледелия после реформ 60-х годоз XIX века способствовали усилению потребности сельского населения Б образовании.
3 этих условиях осноаным направлением деятельности Министерства Народного Просвещения стало реформирование системы сельского начального образования. Автор диссертации пришёл к выводу, что в деятельности государственных органов и общественных учреждении по развитию народного образования исследуемого периода следует ввделить три '
} этапа:
- 1874-1884 годы, Характеризующиеся крайне медленным ростом числа сельских школ, ассигнований на их содержание. Основной формой образования крестьян являлись "школы грамотности". В законодательной сфере наибольшую роль сыграло "Положение о начальных народных училищах? 1874 года;
- 1885-90-е годы были связан: с активизацией деятельности земств, общественности в области крестьянского образования. Учебное ведомство законодательными мерами ограничивало организацию внешкольных, форм обучения крестьян. В деятельности государственных органов наиболее ярко проявилась политика протекционизма церковнс-приход-скюс школ;
- 1900-1904 годы - активизация работы правительственных органов в сфере просвещения крестьян: реформирование системы начальных школ, вопросов ассигнования, облегчение законодательных условии деятельности сельских библиотек, воскресных школ, читален.
В диссертации даётся анализ качественного состояния сельских школ, их материальной, финансовой базы, численного роста. Например, в 1884-1890 годах открывалось ежегодно I800-1900 новых школ против 950-1000 в 1879-1883 годах. Однако их было недостаточно и крестьянское население в большей своей массе продолжало оставаться
неграмотным. В 80-е годы общая грамотность крестьянского населения по губерниям Европейской России составляла 8,7/5. По данным первой Всеобщей переяиси населения РОССИЙСКОЙ империя 1897 года, этот показатель среда сельского населения равнялся 17,4$. Катастрофически низкий уровень образования крестьян не соответствовал потребностям экономического, соцаатьного развития РОССИИ в конце XIX века.
В диссертащш анализируются основные мероприятия Министерства Народного Просвещения по развитию системы сельских школ, изданные за этот период постановления, правила, циркуляры. •
Большой вклад в развитие школьного дела внесли земства. 1уберйс некие и уездные земские учреждения организовывали учительские курсы и семинарии, стремились приостановить отток учителей из сельских школ, увеличивая им жалованье и улучшая жилищные условия. На конкретных фактах в диссертации показано, каких результатов в этом деле достигли земства, используя разнообразные формы работы. В 1903 году земства всех 34 губернии содержали 18 815 сельских народни.. школ, в которых обучалось около I 025 330 учащихся. За период с 188!. по 1906 годы ассигнования земских учреждении на народное образование возросло с 3,6 млн. до 25,3 млн. рублей.
Доля участия земств в содержании сельских школ в разных губерниях была неодинакова. Первое место по расходам на народное образование занимали земства южных губернии. За период с 1895 по 1900 годы земские расхода в этих губерниях увеличивались в среднем на 16%. Второе место занимали земские организации центрально-промышленных губерний с ежегодным увеличением средств на содержание школ на 15$. Далее шли восточные губернии - 13$, центрально-чернозёмные и северные - 12$ и малороссийские -• 10%. Рост земских расходов в указанные годы наблюдался по Екатеринославской губернии - 32$, Курской -25$, Московской и Олонецкой - 18$. В то же время, расходы на нужды на-родного образования в Тульской и Новгородской губерниях составляли -21- всего 8%, в Пензенской к Казанской - 6%, в Рязанской к Калужской -558.
Если Б 1901 году Вятским земством было ассигновано на сельские школы I 358 тыс. рублей, что составляло 31% всех расходов, то Симбирское земство выделило лишь 176 тыс. рублей (9$ всего бюджета).
Тверские же уездные земства, начав в 186? году с ассигнования 20 000 рублей для всех 12 уездов, за 37 лет увеличили эту сумму до 659 тыс. рублей в год, что составляло 1/4 часть всего бкщкета уездных земств. На эту сумму в 1893 году содержалось около 800 школ, из которых только 200 были открыты яосле 1896 года. До этого периода ассигнования на школу росли постепенно: почти через кавдые десять лет сметы на народное образование увеличивались на 30 000 рублей. Однако в 1896 году суммы сразу возросли на 41 000 рублей, а всего за время с 1896 по 1904 года било выделено земствами 3 853 000 рублей. .
Вместе с тем земская школа не всегда пользовалась сочувствием и доверием Министерства Народного Просвещения. Последнее стремилось возложить на земские учреждения хозяйственные вопросы и заботу о материальном обеспечении сельских училищ, а всё руководство и контроль за педагогической и административной деятельностью оставить за собой. Правительство пыталось всячески ограничить либеральные взгляды земств в области крестьянского образования.
В диссертации раскрывается роль государственных школ и школ ' Духовного Ведомства в повышении грамотности сельского населения, приведены сравнительные данные, характеризующие рост указанных школ в ряде губерний Европейской России. Так, в 1898 году школ, находившихся в ведении Министерства по 27 губерниям Европейской России, насчитывалось 17 585, церковно-приходских - 18 256. В 1904 году их было уже соответственно 21 449 и 20 139. :
Фактически в 80-е годы XIX столетия Министерством Народного Просвещения был язят курс на насаждение церковных школ э сельской местности, которые рассматривались как противовес земской, общественной школе. Ярклм доказательством того слуаит доклад обер-прокурора Св. Синода К.П.Победоносцева н 1881 году на заседания Коште та министров.
В начале 900-х годов правительственные расхода на церковные школы вдвое превышали расходы на содержание школ Министерства Народного Просвещения и составляли свыше 10,3 млн; рублей. Заняв формально первенствующее положение в деле образования крестьян, церковно-приходские школы не везде находили поддержку и одобрение со стороны самого сельского населения.
В диссертационной работе даётся сравнительная оценка деятельности церковно-приходских школ и земских на селе по уровню образования, состоянию материальной базы и учебных программ, до составу учительского персонала. Диссертант пришёл к выводу, что по содержанию, методам и результатам работы сельская церковно-при-, ходская школа во многом уступала земской.
Характерным для крестьянского образования был тот факт, что удельный вес оканчивающих сельские начальные школы не превышал в среднем 11$. Причинами этого явления были: социально-экономические факторы (бедность крестьянских хозяйств, вовлечение в сельскохозяйственное производство детей, отдалённость школ от селении), общественное, семейное влияние и сложившиеся традиционные взгляды крестьянского населения на образование.
Немаловажную роль в деле повышения уровня грамотности среди крестьян играл сельский учитель. Однако в сёлах было трудно найти образованных людей. Многие учителя не желали ехать в деревню и принимать на себя нелёгкие обязанности народного учителя при низкой зарплате я плохих жилищных условиях. Так, Тверская
губернская управа в своём докладе земскомзг собранию в 1887 году: сообщала, что "только немногим более 1/3 учителей земских школ имели соответствующее образование, громадное .их число получило лишь элементарное образование".
Сообщения о недостаточного количестве подготовленных учителей встречались ежегодно в отчётах губернских управ и земств училищным советам.
Используя архивные данные фонда Департамента Министерства Народного Просвещения, в диссертации раскрывается проводимая центральными и местными органами власти работа по подготовке учительских кадров и закрепления их'в сельской местности, по повышению их педагогической квалификации через -систему курсов, совещаний, съездов, социальной поддержке сельских учителей.
Одним из направлении ликвидации крестьянской неграмотности являлась организация повсеместно школ грамоты. Им отводилась роль переходной формы, особенно там, где не было возможности открыть начальные училкща. Такие школн были незаменимы в губерниях с разбросанными небольшими посёлками. В диссертации с использованием широкого крута источников анализируется работа в этих школах, показаны положительные и отрицательные стороны в организации учебного процесса школ такого профиля.
Во второй главе "Мероприятия правительства, общественности по развитию системы внешкольного образования крестьянского населения" раскрывается роль воскресных школ, сельских библиотек, народных чтений в повышении грамотности сельского населения. В России в конце XIX века правительственная политика в области просвещения не ограничивалась пределами школьного возраста, она затрагивала и взрослое крестьянское население. Недостаток начальных детских школ, низкий образовательный уровень существовавшей народной школы являлись причинами неграмотности взрослого сельского населения, вследствие чего
назревшей необходимостью являлось создание специальных образовательных учреждений школьного характера. Среди мероприятий по внешкольному образованию взрослого крестьянского населения важное место занимали учреждение к деятельность воскресных школ. Обучение Е этих шкодах проводилось в объёме курса одноклассных церков-ко-дриходских школ. Заведование возлагалось на священника, назначенного епархиальным училищным советом. 3 качестве учителей допускались лица, избранные теш ве учреждениями, обществами, на сред- ' ства которых содержалась школа. Законодательное- оформление воск-ресше школы получили лишь в 1884 году, хотя появление их относится к началу,60-х годов XIX века. В связи с этим особое место в -главе отведено анализу циркуляров Министерства Народного Просвещения о деятельности воскресных школ: от 27 октября 1885 года "Об оказания возможного покровительства и содействия воскресным школам всякого тяяа со стороны учреждении, подведомственных Министерству", от 28 мая 1888 года "Об уездных отделениях зпархиальных училищных советов", вошедших позднее в Положение от 26 февраля 1896 года "Об управлении школами церковно-приходскиш и грамоты", Правил об уроках, учреждаемых при учебных заведениях для взрослого населения 1902 года. Показана роль земств в организация воскресных школ, называются губерния, в которых неплохо была организована их работа и каким образом это было достигнуто.
Кроме воскресных школ для взрослого крестьянского населения организовывались повторительно-дополнительные классы. Они охватывали обучением тех лиц, которые окончили курс начальной школы и изъявили желание получить право на преподавание. В главе на конкретном материале раскрывается значение этой формы обучения крестьян в повышении их образовательного уровня.
Большое место в диссертации отведено сельским библиотекам, являвшимся центром распространения книги в деревне. Необходимость -25- их создания предопределяли те изменения, которые происходили в тот период Е жизни, сознании и быту крестьян. Заинтересованность в QO-ганизацкя библиотек проявляла не только сами крестьяне., которые выступали с собственной .инициативой их создания, ко к представители земской интеллигенции, правительства, которые в ноных исторических условиях'не могли не видеть их полезности для крестьян. Приведены данные подтверждающие вывод автора.
Важное значение для создания и деятельности библиотек в сельской местности имело издание 15 мая 1890 года "Правил о бесплатных народных читальнях и о порядке надзора за ними". Новый закон юридически оформил Статус сельских библиотек, способствовал вовлечению" крестьян в число читателей, помогал им расширить свой кругозор в области сельскохозяйственных и других знаний,сдерживал рецидив неграмотности.
В диссертации приведены сведения об участии комитетов грамотности, земств, земских участкозьтс начальников, сельских обществ в организации библиотечного дела, д~на оценка их работы. О результатах подобных мероприятий свидетельствуют следующие цифры: если в 1882-1883 годах в губерниях Европейской Россия насчитывалось около 500 сельских библиотек при начальных школах, то в конце 90-х годов их было уже 15 805, книжный фонд которых составлял 4 432 160 экземпляров (9 891 библиотека приходилась на земские-губернии).
Определённую роль в распространении знаний среди крестьян иг-: ради народные чтения, занимавшие важное место в просветительской работе правительственных и общественных организаций. Руководящие указания об организации такой формы работы были даны в циркуляре Министерства Народного Просвещения, изданного в 1891 году "Об устройстве народных чтении". Он чётко регламентировал порядок проведения народных чтении, указывались лица, имеющие право на такой род деятельности, тематика лекций. Как свидетельствует статистика,
крестьяне с большим интересом относилась к народным чтениям, что подтверждается высоким процентом явки крестьян на лекцкк. Указаны губернии, где хороню была поставлена работа по организация народных чтений. Только s I888 году в уездах С-Петербургского учебного округа было проведено 3 7Q5 народных чтений, на которых присутствовало 261 228 человек, Б Московском учебном округе соответственно 8 794, в Казанском - I 822, в Оренбургском - 3 453 народных чтений. Немаловажное значение в деле внешкольного образования взрослого крестьянского населения имели комитеты попечительства о народной трезвости. С привлечением широкого круга источников в диссертации раскрывается роль указанных-комитетов в организации при чайных и других питейных заведениях читален к библиотек. По отзывам участковых попечителей, по личному наблюдению членов комитетов, подобные библиотеки и читальни привлекали большое количество читателей, преимущественно молодёжи, как более активной и грамотной части се-. льского населения. Из года в год росло число посетителей и количество полученных ими для прочтения книг. В своих ежегодных отчётах ряд комитетов попечительства указывали на то, что "книга не.только способна поднять и улучшить культурный уровень народа, но и непосредственно содействовать задачам попечительства в борьбе с пьянством, разъясняя народу его вред". В диссертации проанализированы правительственные циркуляры, распоряжения губернских комитетов попечительства по организации культурно-просветительной работы комитетами, указываются губернии, где работа была поставлена наилучшим образом и её результаты.
В заключении диссертации подведены итоги деятельности правительства, земств, сельских обществ по повышению грамотности крестьянского населения губерний Европейской России. Автор пришёл к выводу, что Министерство Народного Просвещения рассматривало проблему крестьянского образования с учётом общего развития аграрного
сектора. Политика ограничения сельского проев:;;щонля, сохранение зязкого уровня, rr/амоткост.к крестьян полностью себя дискредитировала. В результате, в 80-Уи-х годах XIX зека под давлением UIKUOKKX слоев интеллигенции, педагогов, земств, сшлкх крестьян правительство приступило к постепенному реформированию системы начального сельского образования, организации и деятельности внешкольных учреждений. Благодаря принятым мерам правительству удалось в какой-то мере улучшить положение с крестьянским образованием. В 1880 -1889 годах процент учащихся ко всему сельскому населении Е губер-ниях Европейской РОССИИ составлял 1,8, в 1898 году - уже 3,1, а в 1900 ~- 3,3. Анализ статистических данных позволяет говорить о том, что за этот период рост числа начальных училищ был в два раза выше естественного роста населения, чксло учащихся - в три раза, а число преподавателей - в четыре раза. Однако главные причины неграмотности сельского населения не были преодолены. В школьном законодательстве, в административной практике на первом месте стояли не интересы науки и молодого поколения крестьян, а чисто политические соображения укрепления самодержавно-бюрократического строя. Некоторое улучшение положения в сфере крестьянского просвещения являлось заслугой работы органов местного самоуправления и возросшей икнциа-тавы самих крестьян. Новые условия экономической казни крестьянских хозяйств, занятие отхоетми и кустарными промыслами, изменившийся уровень правосознания оказывали своё влияние на развитие образования всего сельского населения. Дальнейшее сдерживание и нерешённость вопросов просвещения крестьян тормозили развитие сельского хозяйства страны и приводили к росту народного недовольства.
Пр. теме диссертации опубликованы следующие работы:

I. Из истории создания воскресных школ в России //Проблемные вопросы личности и государства (историко-правовой аспект). Сборник научных статей. -Оренбург, ТЭ97. -0,5 п. л.
2. Вклад Комитетов попечительства о народной трезвости 2 дело внешкольного образования взрослого крестьянского каселеняя /'/Проблемные вопросы личности и государства (.историке-правовой аспект). Сборник научных статей. -Оренбург, 1897. -0,5 п. л.
3. Роль церкви в образовании крестьян 80-90-х годов XIX века //Христианство и ислам на рубеже веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференция, -Оренбург, 1998. -0,6 п. л.
4. меры по оказанию социальной помощи сельскому учительству в 80-90-х годах XIX века //Социальная политика, социалъное-образование на региональном уровне. Материалы Межрегиональное научно-пршстическои конференции. -Оренбург, 1999. -0,5 п. л,
5. Организация школ грамоты :шк один из путей ликвидации крестьянской неграмотности //Социальные и правовые вопросы развития государства я права на современном этапе. Сборник научных статей. -Оренбург, 1999. -0,4 п. л.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU