УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Черкесова Наталья Николаевна


Всероссийская по делам о выборах в учредительное собрание комиссия (Всевыборы). 3 марта 1917 г. - 1 марта 1918 г.


Специальность 07.00.02. - Отечественная история


Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук


Москва-2001
 

Работа выполнена на кафедре истории Российского государства фа-культета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 

Актуальность темы исследования. Сегодня, в условиях становления граж-данского общества и правового государства в России особенно актуальными становятся вопросы, связанные с изучением опыта отечественного парламентаризма, в том числе истории Учредительного собрания.
Как показывает современный политический опыт, в реализации принципов парламентской демократии важную роль играет процедурная, организационно-техническая сторона избирательной кампании. Однако этим вопросам длительное время меньше всего уделялось внимания, они оставались в "тени" политических баталий. Между тем, изучение данной проблематики дает возможность историку выявить характерные черты социокультурного состояния российского общества и рассмотреть скрытые механизмы действия различных политических сил в 1917-1918 гг.
Анализ организационно-технической стороны подготовки и проведения выборов в Учредительное собрание позволяет понять суть демократических механизмов революционного времени, а также оценить, насколько они были действенны и эффективны. Исследование позволяет уточнить некоторые существующие в исторической литературе оценки по более общим вопросам, по иному взглянуть на проблему альтернативности развития России после февральской революции.
Общественно-политическая актуальность изучения организации первых общероссийских выборов в Учредительное собрание, в современных условиях очевидна - так много схожего на крутых поворотах исторического пути России. Опыт организации выборов в экстремальных социально-политических и экономических условиях 1917 г. может оказаться полезным и быть использован при решении задач, связанных с проведением голосования в современные представительные >чреждения России.
Степень изученности темы. История изучения проблемы, 1-9ячанной с Учредительным собранием насчитывает несколько десяти-
-I' тли, в ходе которых наблюдались и всплески, и снижение интереса
•сторикив к этой области. В этой связи целесообразно рассматривать
степень изученности темы по периодам, основываясь на проблемно-хронологическом принципе их выделения. Опираясь на утвердившиеся в последнее десятилетие принципы периодизации развития исторических исследований, выделим два периода: 1917 - вторая половина 80-х гг. - советский период, вторая половина 80-х гг. - конец XX в. - современный период. На современном этапе снизился накал политизированности и идеологизированности в науке, так характерных для советского периода, утверждаются новые подходы к изучению истории, через призму которых Учредительное собрание рассматривается как демократическая альтернатива развития российской государственности в 1917г.
В первое послереволюционное десятилетие интерес к истории Учредительного собрания в обществе был значительным. Выходило в свет множество работ, посвященных революционным событиям 1917-1918 гг., в том числе и Учредительному собранию.1 Как правило, большая часть этих работ носила мемуарный характер. Особый интерес авторов вызывали итоги голосования во Всероссийское Учредительное собрание. Первые попытки подсчета и анализа итогов выборной кампании были сделаны Н. Святицким2. Данные Святицкого, который впервые привел сводные таблицы по 54 округам страны, использовались всеми последующими поколениями историков, занимавшихся данной проблематикой.
Уже в первые годы советской власти в изучении политической истории Рос-сии начинает утверждаться марксистско-ленинский под-
' Винавер М.М. Недавнее: воспоминания и характеристики. Париж. 1926; Дыбенко П.Е. Из недр царского флота к Великому Октябрю. Воспоминания о революции 1917-7.XI-1927. М, 1928; Ерманский О.Н. Из пережитого (1887-1921). М.-Л., 1927; Краснов В. Из воспоминаний о 1917-1920 //Архив русской революции. Берлин, 1923; Т.VIII. Милюков П.Н. История второй русской ое волюции. София. 1921-1923. T.I. B.3; Набоков В. Временное Правительст-во//Архив русской революции. Берлин, б/г. Т.1; Соколов Б. Защита Всероссийского Учредительного собрания //Архив русской революции. Берлин. 1924. У XIII; Сухомлин В. Всероссийское Учредительное собрание первого озы.'-д. Нью-Йорк. 1919 и другие.
Святицкий Н. Итоги выборов во Всероссийское Учредительное собранно, Год русской революции (1917-1918). М., 1918. С.с. 104-119.
4
ход, который к концу 20-х гг. стал господствующим. Советские историки были поставлены в жесткие идеологические рамки. В результате, в 30-50-е гг. вопросы, связанные с избирательными технологиями, организационно-технической подготовкой выборов в Учредительное собрание оставались за рамками научного анализа.
Исключение представляют исследования Н. Л. Рубинштейна.3 При сохране-нии основных положений ленинской концепции событий февраля-октября 1917 г., которая предполагала оценку многообразия явлений общественной жизни через призму классовой борьбы, определявшей ход исторических событий, в монографиях впервые исследуются процессы, предшествовавшие разгону Учредительного собрания, анализируется предвыборная кампания различных партий, итоги голосования.
В целом исследования Н. Л. Рубинштейна направлены на изучение политических аспектов истории Учредительного собрания. Ор-ганизационно-технической стороне подготовки выборной кампании уделяется мало внимания. В кратких упоминаниях о деятельности Все-российской комиссии подчеркивается политический характер ее дея-тельности, который наиболее отчетливо проявился в октябре-ноябре 3917 г., когда Комиссия заняла "агрессивную позицию" по отношению к советской власти.4
Революционные события 1917 г. существенно изменившие социально-политический облик России оказали влияние и на мир в целом, став предметом исследования не только отечественных, но и зарубежных историков. Особый интерес представляет монография О.Н. Рэдки, вышедшая в 1950 г. и посвященная выборам в Учредительное собрание.5 Особое внимание исследователя обращено на вопросы связанные с избирательной кампанией большевиков и эсеров и сопоставлению итогов голосования. Исследователь достаточно высоко оценива-
3 Рубинштейн Н.Л. К истории Учредительного собрания в России. М.-Л., 1931; Его же. Большевики и Учредительное собрание. М, 1938. •
Рубинштейн Н. Л. К истории Учредительного собрания. С. 63. 5 Radkey ОН т Н. The Election of the Russian Constituent Assembly of 1917. Cambridge. 1950. Переиздана в 1990 г.: Russia Goes to the Polls: The Election to the АН-Russian Constituent Assembly, 1917. London. 1990.
5
ет деятельность Всероссийской комиссии и отмечает, что выборы прошли свободно.6 В то же время Рэдки подчеркивает, что именно действия большевиков и ликвидация Всевыборы "привели к разрушению всей выборной машинерии", негативно отразившись на выборном про-изводстве.7
В целом следует отметить, что темы и проблемы, стоящие в центре внимания западных исследователей в основном те же, что занимают и отечественных историков: причины и последствия разгона Учредительного собрания, итоги голосования, оценка деятельности большевиков. Различия между ними проявлялись не столько в тематике, сколько в толковании событий 1917 г.
Интерес к проблематике Учредительного собрания в советской исторической науке начал возрастать с конца 50-х гг. и особенно стал заметен в 70-е годы. Это объективно связано с изменением политической ситуации в СССР, с наступлением так называемой "оттепели". В советской историографии со второй половины 50-х годов появляется интерес к небольшевистскому политическому спектру, частично открывается доступ к архивному материалу, в науку возвращаются дискуссии, борьба мнений. Вышли в свет специальные исследования, посвященные истории различных партий, в которых анализируется их отношение к идее Учредительного собрания.8
Однако в центре внимания советских историков по-прежнему остаются во-просы политические и, прежде всего, оценка итогов выборов в Учредитель-ное собрание. Постепенно на протяжении всего со-
6 Radkey O.H. The Election of the Russian Constituent Assembly of 1917. P. 50
7 Radkey O.H. Russia Goes to the Polls: The Election to the Atl-Russian Constituent Assembly, 1917. P. 91.
8 Астрахан Х.М. Большевики и их политические противники в 1917 году. Л., 1973; Гинев В.Н. Аграрный вопрос и мелкобуржуазные партии в России в 1917 году: К истории банкротства неонародников. М, 1977; Соловьев О.Ф. Великий Октябрь и его противники. М., 1968; Иоффе Г.З. Крах российской монархической Kt трреволюции. М., 1977; Спирин Л.М. Крушен/1; помещичьих и буржуазных партий в России (начало XX - 1920 г.). М., 1977; Спирин Л.М. Класс и партии в гражданской войне в России (1917 ' 920). М., 1968; Рубан Н.В. Октябрьская революция и крах меньшевизма (март 1917 -1918). М., 1968 и другие.
6
ветского периода в историографии нарастал общий объем статистической информации по итогам голосования. Новые материалы, введенные в 60-е годы в научный оборот Е.Н. Городецким и Л.М. Спириным, охватили уже 67 избирательных округов.9 Наконец, в 1987 г. Л.М. Спирин в своей монографии "Россия 1917: из истории борьбы политических партий" поместил таблицу итогов выборов в Учредительное собрание по 72 округам с охватом примерно 46,5 млн. человек. Своей содержательностью и полнотой она превзошла все работы прежде опубликованные по этой теме.
В конце 60-х - 70-х гг. вышел в свет ряд монографий и статей, посвященных выборам в армии.10 Основное внимание исследователи уделяли состоянию армии накануне и после октября 1917 г. При этом для иллюстрации привлекались итоги голосования в Учредительное собрание в армейской среде. Собственно история подготовки выборов на фронтах, деятельность фронтовых и армейских избирательных комиссий оставалась за рамками научного анализа исследователей.
Анализ отношения деревни к идее Учредительного собрания стал предметом исследования в ряде монографий.11 В исследованиях освещается комплекс вопросов, связанных с отношением крестьян к
9 Городецкий Е.Н. Рождение советского государства. М., 1965. С. 437; Спирин Л.М. Классы и партии в гражданской войне в России (1917-1920) . М., 1968. С. 416-418.
10 Голуб П.Л. Партия, армия и революция. Отвоевание партией большевиков армии на сторону революции (март 1917 - февраль 1918 гг.). М., 1967; Его же. Большевики и армия в 3-х революциях. М., 1977; Кузьмина Т.Ф. Революционное движение солдатских масс центра России накануне Октября (по материалам Московского военного округа). М., 1975; Якупов Н.М. Борьба за армию в 1917 году. Деятельность большевиков в прифронтовых округах. М., 1975; Хе-син С.С. Рабочие, солдаты и матросы голосуют за политику Ленина (выборы в Учредительное собрание по флотским избирательным округам) // История СССР. 1970, № 1 и другие.
!i Першин П.Н. Аграрная революция в России. М., 1966; Трапезников С.П. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос. М., !974; Смирнов А.С. Большевика и крестьянство в Октябрьской революции. М., !976; Соболев П.Н. Упроч-н^ние союза рабочих и крестьян в первый год пролетарской диктатуры. М., 1977 Моисеева О.Н. Советы крестьянских депутатов в 1917 году. М., 1967; '..Vn.'.ciia Т.В- Классовая борьба в деревне в период подготовки и проведения Октябрьской революции. М., 1974.
7
идее Русской Конституанты, реализацией лозунга партии большевиков об организованном захвате земли крестьянами, не дожидаясь Учредительного собрания, расширением политической борьбы большевиков в деревне в период подготовки голосования, объяснению причин победы эсеров в крестьянской среде на выборах.
Отметим, что среди широкого круга вопросов, связанных с изучением Ок-тябрьской революции, большое внимание в работах советских исследовате-лей было уделено анализу действий большевиков. При этом в целом для концепции советских историков характерно четко выраженное стремление подчеркнуть роль большевистской партии на каждом этапе развития революции. История созыва Учредительного собрания, и в частности, итоги выборов в него, служили для советских исследователей дополнительной иллюстрацией, подтверждающей правоту ставшей уже традиционной ленинской оценки событий октября 1917 - января 1918 г. По существу, в названных работах воспроизводятся устоявшиеся выводы, оценки и рассуждения. История Учредительного собрания не приобрела самостоятельного научного значения.
Трудами обобщающего характера по истории Учредительного собрания являются монографии О.Н. Знаменского12, в которых впервые исследуется проблематика, связанная с организационно-технической подготовкой выборов, рассматривает деятельность Особого Совещания по разработке проекта Положения о выборах в Учредительное собрание и Всероссийской комиссии. Однако объектом более пристального внимания становится предвыборная кампания различных политических партий и эволюция идеи и лозунгов Учредительного собрания. Оценивая роль Всероссийской комиссии в деле организации выборов, исследователь пришел к несколько спорным, по нашему мнению, выводам о том, что по существу выборы в Учредительное собрание в ноябре 1917 г. были крайне плохо организованы: "Всероссийская комиссия была слабо связана с округами и фактически работала в слепую". Изученные
!2 Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание. История
политического крушения. Л., 1976; Е~о же. Конец Учредительного
Л., 1967; Шишкин В. А., Знаменский О.Н. Ленин, революционное зякжгние и
парламентаризм. Л., 1977.
нами материалы свидетельствуют об обратном. В исследовании Зна-менского О.Н. подчеркивается особая роль Советов в деле подготовки населения к голосованию, однако, главным образом тех, где "в составе Советов преобладали или играли значительную роль большевистские фракции".13
В 1982 г. вышла в свет монография Скрипилева Е.А. "Всероссийское Учредительное собрание", в которой автор анализирует отношение различных политических партий и Временного правительства к адее Учредительного собрания. В работе уделяется внимание юридической и организационно-технической стороне подготовки Учредительного собрания. В исследовании, уже традиционно для советской историографии подчеркивается политический характер деятельности Всевыборы.14
Историографический анализ показал, что проблемы, связанные с Учреди-тельным собранием, изучались основательно в политическом контексте. Проблемы, возникающие в ходе исследования событий периода подготовки и созыва Учредительного собрания, советские историки стремились разрешить, опираясь на ленинское теоретическое наследие, являвшееся методологической базой и находившееся вне критического анализа. Исследователь был ограничен также заранее заданной социально-политической моделью. Тем не менее, следует отметить, что в советской историографии даже в условиях жесткого идеологического прессинга, отмечается некоторая эволюция взглядов на проблематику Учредительного собрания - от апологии его разгона, к более реалистичным концепциям» в которых этот факт представлялся как пе-чальный, но неизбежный результат объективно сложившейся обстановки.
Второй период в развитии историографии проблемы непродолжителен по времени, но динамичен, отмечен высокой активностью :;рофеес1!спальных историков. Изменение политической ситуации в СССР со второй половины 80-х гг., а затем и распад самого Советского
' Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание. История созыва и политического крушения. С. 197-199.
Гкрипипев Е.Н. Всероссийское Учредительное собрание. С. 149, 175,
9
Союза в 1991 г. "подогрели" интерес к революционным событиям начала XX века. В условиях становления демократических институтов, представительных учреждений в России возникает интерес к истории парламентаризма и опыту организации выборов в Учредительное соб-рание.
На современном этапе в отечественной историографии произошел переход от парадигмы "неизбежности" Октябрьской революции к новой, в основе которой альтернативность развития России после Февраля 1917г. Учредительное собрание стало рассматриваться как демократическая альтернатива диктатуре пролетариата, провозглашенной большевиками. Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о судьбе Учредительного собрания, о причинах, по которым демократические перспективы остались нереализованными.
Исследователями подчеркивается, что эпоха существования Временного правительства "обнаруживает необычайно широкий спектр возможностей по демократизации всей системы управления".!i Почему же в таком случае эти возможности оказались нереализованными? Причину Булдаков В.П. видит в том, что "правовой институт стал не только фетишем демократии, им подменялась ее суть".16 Можно согласиться с исследователем, что свою негативную роль сыграло и отсутствие в стране глубоких демократических традиций.17 Мнение отечественных исследователей в этом вопросе разделяется и рядом западных исследователей. В частности, О. Фигес, отмечает, что трагедия России заключается в глубинных политических традициях и культуре, которые сделали русских людей неспособными принять демократическую форму правления.18
В зарубежной исторической науке на современном этапе продолжает сохраняться довольно высокий интерес к революционным событиям 1917 - 1918 гг. Опубликован целый ряд исследований, посвя-
Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного на-силия. М., 1997. С. 175.
16 Там же.
17 Там же. С. 177.
18 Figes О. A People's Tragedy: A History of Russian Revolution. London. * У9^. с 432.
10
щенных различным сторонам событий февраля - октября 1917 г. и гра-жданской войны.19 Большинство западных исследователей признают, что выборы были проведены свободно, без какого-либо вмешательства/ Однако, за долгие месяцы ожидания, идея Учредительного собрания как "Хозяина Земли русской" значительно поблекла и уступила место идее власти Советов, а потому итоги выборов "политического значения уже не имели".21
Наряду с традиционной политической проблематикой, характерной для со-ветской историографии, в последнее десятилетие в отечественной историче-ской науке наблюдается интерес к юридической и организационно-технической стороне подготовки выборов, особенностям голосования в различных социальных слоях общества. Этим вопросам посвящена монография и ряд статей Л.Г. Протасова.22
19 Figes О. A People's Tragedy: A History of Russian Revolution. London. 1996; Burbak Jane Intelligentsia and Revolution: Russian views of Bolshevism, 1917 -1922. N.Y., 1986; Gleason Abbott The October Revolution; Invention and Reein-vention, Ad Infinitum // The Journal of Modern History, Volume 70, Issue 2, p. 426-430; Radkey O.H. Russia Goes to the Polls: The Election to the АН-Russian Constituent Assembly, 1917. London. 1990; Pipes Richard The Russian Revolution. N.Y., 1990; Brovkin VI. N. The Bolsheviks in Russian Society: The Revolution and the Civil Wars. New Haven. 1997; Kolonitskii В., Figes O. Interpreting the Russian Revolution: the language and symbols of 1917. London. 1999 и другие. 2 Шапиро Л. Коммунистическая партия Советского Союза. Лондон. 1990. С. 263; Карр Э.Х. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923. М., 1990. С. 104; Radkey O.H. The Election of the Russian Constituent Assembly of 1917. P. 50.
21 Пушкарев С.Г. Самоуправление и свобода в России. Франкфурт/Майне. 1985.С. 135-136.
' Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1998; "Кто был кто" во Всероссийском Учредительном собрании // Крайности истории и крайности историков. М., 1997; Всероссийское Учредительное собрание и демократическая альтернатива //Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. С.-Пг., 1994; Всероссийское Учредительное собрание и демократическая альтернатива. Два взгляда на проблему /I Отечь: гвенная история. 1993. № 5; Женщины на выборах ао Всероссийское Учредительное собрание // Революция и человек. Социально-психологический аспект м., 1996; Предвыборные блоки Всероссийского Учредительного собрания (лаггнгные характеристики) // 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция. От новых источников к новому осмыслению. М.. 1998;
11
В целом следует отметить, что современная отечественная историография Учредительного собрания отражает существенное изменение общественного самосознания. При рассмотрении причин его разгона исследователи отходят от простых объяснений (например, злонамеренных действий большевиков) к более объективному пониманию причин его крушения (исторические традиции, уровень правосознания народа и т.д.). Кроме того, следует отметить, что в последнее десятилетие в исторической науке, как в России, так и зарубежен произошел переход от политики конфронтации к общенаучному диалогу в рамках единого научного пространства. Изменения, происходящие в последнее десятилетие в России и мире, актуализировали проблемы либерализма, правового государства, развития парламентской демократии. Эти проблемы стали предметом обсуждения на различных международных конференциях, идут процессы серьезного аналитического осмысления накопленной литературы по данной проблематике, в том числе и в ис-ториософском ключе.33
Проведенные отечественными и зарубежными учеными исследования по истории подготовки и созыва Учредительного собрания принесли положительные результаты. Обогатились наши знания по таким вопросам, как предвыборная кампания политических партий, отношение к идее Учредительного собрания различных социальных слоев российского общества, ход, итоги и особенности голосования по регионам России. Однако до сегодняшнего дня малоисследованной остается работа Особого Совещания по составлению проекта Положения о выборах и нормативно-правовых основ для деятельности избирательного аппарата. Кроме того, остаются неизученными повседневная работа Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии, ее организационная структура, правовая база, работа и структура местного избирательного аппарата, и его взаимодействие с цен-
Учредительное собрание в системе послефевральских представлениях о власти // 1917 год в исторических судьбах России. М, 1992 и другие.
Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософ-ская проблема \\ Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. Материалы международной научной конференции. Москва, 27-29 мая 1998 г. М., 1999.
12
тром. Совершенно не исследованным является проблема технической стороны подготовки выборов, и в частности, вопросы, связанные с ис-точниками финансирования выборной кампании и деятельность Мини-стерства Внутренних дел. Сохраняются существенные пробелы в наших знаниях по истории деятельности Всероссийской комиссии под руководством Совета Народных Комиссаров. Остается неизученным целый комплекс архивных материалов. Это дает основания утверждать, что в отечественной историографии история Учредительного собрания, деятельность Всероссийской избирательной комиссии не получилЬ полного освещения и изучение этой проблематики остается актуальным с научной точки зрения.
Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает хронологически весь период, связанный с историей созыва Уч-редительного собрания, который в свою очередь можно разделить на два этапа. Верхняя граница хронологического периода - 3 марта 1917 г. - определяется декларацией Временного правительства, в которой про-возглашается "немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования" Учредительного собрания,49 Нижняя - 1 марта 1918 г. - последним документальным упоминанием Урицкого в качестве Комиссара над Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссией.
Первый этап в деятельности Всероссийской комиссии - 3 марта 1917 г. - 25 октября 1917 г. В рамках этого этапа проходило формирование нормативно-правовой базы для работы избирательного аппарата, его структурирование, осуществлялась организационно-техническая подготовка к выборам в Учредительное собрание.
Второй этап - 25 октября - 1 марта 1918 г. На этом этапе старый состав Всевыборы был смещен и руководство избирательным процес-сом возглавил Урицкий, назначенный Советом Народных Комиссаров.
Методологические принципы исследования. В ходе исследования исполь-зовались как общенаучные методы, так и конкретно-
Революционное движение в России после свержения самодержавия. Доку-чты и материалы. М., 1957. С. 419.
13
исторические. Особенно активно использовались статистический метод, ис-торико-правовой и политический анализ.
Цели и задачи исследования. Целью диссертации является изучение создания и деятельности Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии по организации и контролю за вы-борами в Учредительное собрание с 3 марта 1917 г. по I марта 1918 ". В соответствии с этим в диссертации решается ряд конкретных задач.
Во-первых, провести анализ нормативно-правовой базы для работы Всероссийской комиссии, местного избирательного аппарата и проведения самих выборов; рассмотреть процесс формирования Всероссийской комиссии и ее структуру.
Во-вторых, изучить процесс формирования и структуру избирательного аппарата на местах, организацию и характер взаимоотношений Центральной и местных по выборам в Учредительное собрание комиссий.
В-третьих, выяснить источники финансирования выборной кампании и роль Министерства Внутренних Дел, Временного правительства в технической организации выборов в Учредительное собрание.
В-четвертых, проследить изменения, произошедшие в работе Всевыборы и местного избирательного аппарата после октябрьского переворота 1917 г., исследовать взаимоотношения Всероссийской комиссии с Советом Народных Комиссаров.
В-пятых, проанализировать работу как центрального, так и пе-риферийного избирательного аппарата в период производства выборов в Учредительное собрание.
В-шестых, изучить работу Всероссийской по делам о выборах комиссии в последний период ее деятельности с 28 ноября 1917 v. по } марта 1918 г.
Источниковая база исследования разнообразна и дост^гоч, о обширна. Она включает в себя как опубликованные, так и архивам-.' документы, мемуарные и периодические издания.
Большая часть, привлекаемых к исследованию архивных мзь -риалов, хранится в Государственном Архиве Российской Фед^^и';;!
14
(ГАРФ). Наиболее полно был изучен фонд Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии (Ф. 1810). Всего фонд насчитывает 511 ед. хр. В массе своей это не опубликованные и не вве-денные в научный оборот источники. Изучены материалы, относящиеся к открытию и организации деятельности Всероссийской по делам о выборах комиссии; ее делопроизводство (журналы заседаний, циркулярные распоряжения). Анализ этих материалов позволил впервые обозначить структуру Центральной комиссии, наиболее полно определить состав ее участников. Полученные результаты представлены в приложении к диссертации № 2. Большой интерес представляют документы, касающиеся финансирования выборной кампании (сметы местных избирательных комиссий, журналы бухгалтерии), инструкторские материалы по проведению выборов в Учредительное собрание, а так же материалы местных избирательных комиссий (журналы заседаний, телеграммы, статистические данные, сведения о кандидатах). Статистические данные, со-держащие сведения о членах комиссий и кандидатах в депутаты были обобщены, систематизированы и сведены в таблицы, представленные в приложении к диссертации.
В работе был использован фонд Особого Совещания по изготовлению проекта Положения о выборах в Учредительное собрание (ГА РФ. Ф. 1811). В массе своей это так же не опубликованные и не введенные в научный оборот источники, содержащие материалы, отражающие процесс организации и структурирования Совещания, работу комиссий и Общего собрания по выработке Положения о выборах и Наказа по его применению (стенограммы заседаний, проекты, "особые мнения", ходатайства с мест, и т.п.). Изучение документов этого фонда позволило изучить процесс создания избирательного аппарата, как в центре, так и на местах. Дебаты вокруг этого вопроса позволили существенно дополнить наши знания и представления о политической ситуации весной - летом 1917 г. Кроме того, анализ материалов фонда позволил воссоздать структуру Особого Совещания. Результаты представлены в приложении к диссертации № 1.
В Государственном Архиве РФ были использованы так же фонд Канцелярии Всероссийского Учредительного собрания и Канцелярии
15
Таврического дворца (Ф. 1781). Материалы этого фонда позволили до-полнить данные о последнем периоде деятельности Всероссийской ко-миссии под руководством комиссара Урицкого. А так же фонд ВЦККI созыва (Ф. 6978), в котором были использованы дела отражающие дея-тельность Отдела по подготовке выборов в Учредительное собрание. Полученные данные были систематизированы и сведены в таблицу, отражающую деятельность инструкторских курсов, организованных Отделом ВЦИК по подготовке выборов в Учредительное собрание и даны в приложении.
Кроме того, при написании диссертации были привлечены документальные материалы Российского государственного архива социально-политической истории: фонд 622 (Бюро печати при ОК и ЦК РСДРП, редакции меньшевистских газет и журналов. 1917-1924). В частности, дела содержащие письма солдат в редакции газет "Рабочая газета" и "Новый луч"24, а так же фонд Всероссийского бюро фронтовых и тыловых военных организаций при ЦК РСДРП (Ф. 464). Изучение этих материалов позволило проанализировать отношение избирателей-солдат к Учредительному собранию, деятельности Всероссийской комиссии, особенно в период ее противостояния с СНК, а так же деятельность ряда фронтовых избирательных комиссий.
Из местных архивов были использованы материалы Центрального Государственного архива общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ. Ф. 1832.) и Центрального Государственного исторического архива РБ (ЦГИА РБ. Ф. Р-83.), содержащие списки селений в составе избирательных участков Уфимского уезда, волостей Уфимского уезда и губернии, протоколы заседаний, переписку, сведения об итогах голосования. Материалы этих архивов позволили проследить особенности процесса подготовки выборной кампании и голосования в этом многонациональном регионе. Документальные материалы названных фондов не опубликованы и не введены в научный оборот. Источники, содержащиеся в фонде Уфимской окружной комиссии (ЦГИА РБ) до сих пор находятся на закрытом хранении.
24 РГАСПИ. Ф. 622. Оп. 1. Д. 40, 58, 59, 60, 61. 62, 69.
16
При написании диссертации были использованы и опубликованные документы. Однако, поскольку довольно длительное время технико-организационная проблематика в изучении истории Учредительного собрания не имела приоритетного значения в советской историографии, эта группа источников не многочисленна. Среди опубликованных документов находятся: законодательные акты Временного правительства об образовании Особого Совещания для изготовления проекта Положения о выборах в Учредительное собрание, само Положение о выборах, декреты Совета Народных Комиссаров, стенограмма заседания Учредительного собрания и другие.
Ценным источником по изучению истории организации Учредительного собрания и выборов в него стала периодическая печать, как центральная, так и региональная.25 На основании этих периодических изданий автору удалось воссоздать картину организации и проведения избирательной кампании, а так же получить более полное представление о последнем периоде деятельности Всероссийской комиссии, сущности и ходе ее противостояния с Советом Народных Комиссаров. Изучение региональной периодической печати позволило рассмотреть ход голосования на местах и выявить особенности голосования по регионам.
К исследованию были привлечены мемуары видных политических и государственных деятелей России, непосредственных участников Особого Совещания и Всероссийской избирательной комиссии. В
25 Всего были изучены материалы более 20 периодических изданий (за период с марта 1917 г. по январь 1918 г.) различной политической направленности, как центральных, так и региональных.
26 Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения. М., 1963. Т.З; Винавер М.М. Недавнее: воспоминания и характеристики. Париж. 1926; Вишняк М. Всероссийское Учредительное собрание. Париж. 1932; Гессен И.В. В 2-х веках: жизненный отчет. Берлин. 1937; Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. М., 1993; Малчевский И.С. Всероссийское Учредительное собрание. М., 1930; Набоков В. Временное Правительство // Архив русской революции. Берлин. б/г. Т.1; Нольде Б.Э. Далекое и близкое. Исторические очерки. Париж. 1930; Соколов Б. Зашита Всероссийского Учредительного собрания // Архив^рус-ской революции. Берлин. 1924. Т. XIII; Чернов В.М. Перед бурей. Нью-Йорк. 1953 ч другие.
17
воспоминаниях видных членов Всероссийской комиссии - Вишняка, Винавера, Набокова, Нольде, - отражены важные моменты деятельности Комиссии. Ценными представляются мемуары современников событий, которые раскрывают особенности общественно-политической жизни России в 1917 г., дают характеристику выборной кампании.
Научная новизна диссертации. Впервые тема изучается в постановке, по-зволяющей более полно представить картину организации и проведения первых в мире и России всеобщих выборов. В научный оборот вводится значительное количество новых источников, которые ранее не привлекались к исследованиям.
Впервые рассматривается организационно-техническая подготовка выборов на основе всеобщего избирательного права в Учредительное собрание. Проблема рассматривается комплексно по широкому кругу вопросов: нормативно правовая база для организации избирательного аппарата, организационно-техническая подготовка предвыборной и выборной кампаний, источники финансирования и др. По сравнению с предшествующей историографией все эти вопросы впервые рассматриваются на основе новых архивных источников.
В результате проведенного исследования предлагается определить хронологический период деятельности Всероссийской комиссии с 3 марта 1917 г. по 1 марта 1918 г., в рамках которого выделяются два этапа: первый - 3 марта - 25 октября 1917г., второй - 25 октября 1917 г. - 1 марта 1918 г. В исследовании рассматриваются взаимоотношения Всероссийской комиссии и Совета Народных Комиссаров и делается вывод о том, что политизация деятельности Комиссии негативно отразилась на предвыборной кампании в Учредительное собрание. Впервые в диссертации на основе документов рассматривается завершающий этап выборной кампании и деятельность избирательного аппарата.
Значительный объем новых источников позволил более полно изучить проблему организации выборов в Учредительное собрание в целом по России, проследить особенности электоральной культуры населения и формирования новой политической элиты государства на примере кандидатов в члены Учредительного собрания. Исследование показало, что при всех трудностях революционного времени, неустой-
18
чивости и крутых изменений в политической системе государства, Все-сыборы и избирательный аппарат на местах в целом успешно справились со сложной проблемой проведения выборов в России.
Практическая значимость диссертации. Апробация работы.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории Российского государства факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите. Основные выводы автора изложены в пяти статьях, а также на Международной научной конфе-ренции "Право, насилие, культура; региональный аспект. I четверть XX в." (Уфа. Июль 2000 г.). Материалы диссертации могут быть использованы в исследовательской работе при дальнейшем изучении истории парламентаризма и в целом политической жизни России в период с 1917 по 1918 г., для подготовки общих и специальных курсов по истории России, написания учебных пособий и методических рекомендаций по истории революции и гражданской войны в России. Структура диссертации соответствует поставленным задачам и построена в соответствии с проблемно-хронологическим принципом. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснованы актуальность и научное значение избранной темы, сформулированы цели и задачи исследования, определены хронологические рамки и методология работы, проанализирована степень изученности темы, дана характеристика использованных источников, отмечены научная новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе - "На пути к выборам в Учредительное собрание" - рассматривается работа Особого Совещания по составлению проекта Положения о выборах в Учредительное собрание и, в частности, статей касающихся создания избирательного аппарата, как в центре, так и на местах; анализируется процесс его структурирования, а гак же деятельность Всероссийской и местных избирательных комис-ин по организации избирательной кампании до Октябрьского вооруженною переворота 1917 г.
19
25 марта 1917 г. Временное правительство объявило о созыве Особого Совещания для изготовления проекта Положения о выборах з Учредительное собрание. В состав Совещания вошли ведущие "спе-циалисты по вопросам государственного права, представители стати-стической науки и другие сведущие лица", а так же представители от различных политических, национальных и общественных течений России.27
Необходимость создания Центральной избирательной комиссии диктовалась, прежде всего, громадностью государства и связанной с этим масштабностью предстоящих работ и не вызывала сомнений у членов Особого Совещания. Однако вопросы, связанные с характером взаимоотношений, создаваемой Комиссии и власти, ее состав и снования для его формирования вызвали ряд принципиальных возражений. В ходе дискуссии было принято окончательное решение о создании Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии при Временном правительстве. Члены Комиссии должны были выбираться Совещанием и утверждаться Правительством.28
31 июля 1917 г. на рассмотрение Общего собрания от партийных фракций членов Совещания был представлен персональный состав Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии.29 В ее состав, следуя принципу партийного представительства, были заявлены виднейшие партийные функционеры, люди не только по преимуществу со всероссийскими именами, но и, что особенно важно, принимавшие активное участие в разработке избирательного закона.30 Следуя принципу партийного представительства, во Всероссийской комиссии почти поровну были представлены либералы и социалисты. Это с одной стороны обеспечивало взаимный контроль, а с другой все члены Всевыборы были участниками Особого Совещания, специалистами избирательного права и техники выборов, что гарантировало
Особое Совещание открыло свою работу 25 мая 1917 г. Известия Особого Совещания. 1917. 25 мая. См. Приложение к диссертации № 1. Составлен.-автором.
28 ГА РФ. Ф. 18П.Оп. 1. Д. 156. Л. 149.
29 Там же. Д. 51. Л. 43.
См. Приложение к диссертации № 2. Составлено автором.
20
правильность исполнения всех выборных процедур. Отметим, однако, что партийная ориентация не проявлялась сколько-нибудь заметно в организационно-технической работе Комиссии.
Первое заседание Комиссии, состоявшееся 7 августа 1917 г. в Мариинском дворце возглавил, назначенный Временным правительством, видный пред-ставитель партии кадетов, профессор Московского коммерческого института Н.Н. Авинов.31
По своим задачам Всевыборы являлись техническим учреждением, призванным организовывать и контролировать выборное производство в целом по стране, вырабатывать Наказ по применению Положения, разъяснять сомнения, возникающие на местах в ходе его применения32. Всероссийская избирательная комиссия, учитывая ее коллегиальный состав и, прежде всего, компетенцию не могла никоим образом повлиять на ход предвыборной кампании, создавая предпочтительные условия для той или иной партии. Исключалась, на наш взгляд, и вероятность влияния Временного правительства на деятельность избирательного аппарата, и Всевыборы в частности. Для обеспечения равных условий для голосования всем слоям населения России из состава Всевыборы были образованы две специальные подкомиссии.33
На местах, согласно избирательному закону, создавались окружные, уездные и участковые по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии. Состав окружных и уездных избирательных комиссий формировался из представителей органов местного самоуправления, судебных чинов (мировых и административных судей), а так же представителей от заявивших кандидатские списки партий, национальных и общественных объединений. Выбор участников всех звеньев избирательного аппарата на местах определялся, главным образом, за-дачами, стоящими перед ними. Именно этот состав избирательных уч-реждений должен был в глазах населения гарантировать свободу и ра-венство выборной кампании, правильность подведения итогов голосо-вания.
31 См. Приложение к диссертации № 2. Составлено автором. ''" Вестник Временного Правительства. 1917. 22 июня. См. Приложение к диссертации № 2. Составлено автором.
21
Однако, разработанная общая схема создаваемых избирательных учреждений и ее распространение без значительного отступления на все вообще избирательные округа Европейской и Азиатской частей России была для некоторых местностей не только не целесообразной, но и порой, фактически неосуществимой. Это, прежде всего, касалось округов, которые состояли более чем из одной губернии или области или отличались "специфическими условиями существования" местного населения. Для подобных местностей предполагались значительные отступления от общей схемы организации избирательного аппарата.34
В ходе своей работы члены Совещания не однократно подчеркивали, что главной задачей, стоящей перед ними является создание Положения о выборах, которое бы гарантировало действительно свободное и равное голосование во Всероссийское Учредительное собрание. В итоге в созданном избирательном законе нельзя увидеть признаков какого-либо предпочтения или стеснения одной из групп избирателей. Члены Совещания справедливо подчеркивали, что "столь широкое осуществление начал всеобщности на выборах неизвестно доселе ни одному законодательству, и Россия в этом отношении идет, несомненно, впереди других стран11.35
Созданный закон о выборах способствовал приобщению к политической жизни и государственно-правовому оформлению ряда народов и территорий, прежде лишенных права голоса и представительства в высших законодательных учреждениях страны. Это касалось малых народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Казахстана. Раздел Положения о выборах, регламентирующий производство демократических выборов в действующей армии и флоте до сих пор не имеет аналогов в мире. Проведение выборов в военное время является уникальным опытом.
Общее руководство по заготовке материалов и предметов для производства выборов (бумаги для избирательных и кандидатских спи-сков, бюллетеней, удостоверений и конвертов, урн для голосования),
34 Например, для Степного, забайкальского, кубано-черноморского и других избирательных округов. ГА РФ. Ф. 1811. Оп. 1. Д.261. Л. 192.
35 ГА РФ. Ф, 1811. On. 1. Д. 59. Л. 367.
72
организация перевозки всего этого материала была поручена Мини-стерству Внутренних Дел.36 Утверждение МВД в качестве учреждения отвечающего за организационно-техническую сторону подготовки вы-борной кампании должно было обеспечить ее успешное проведение. Министерство обладало для этого необходимыми властными ресурсами, имело чиновников своего ведомства на местах, объективную информацию о социально-экономическом положении регионов.
На техническую подготовку выборов в распоряжении МВД было выделено из средств Государственного казначейства 7 млн. рублей.37 Однако эта сумма не предусматривала всех расходов, связанных, например, с составлением избирательных списков или делопроизводством избирательного аппарата в центре и на местах. Дополнительным источником финансирования выборной кампании стали средства ре-гионов.38 После завершения выборной кампании предполагалось 75-процентное возмещение затрат из средств государственного казначейства.39 Фактически, при этом условии, участие в финансировании выборной кампании местных органов власти было своеобразным займом Временного правительства, позволившим организовать выборы в Учредительное собрание в условиях крайнего дефицита государственного бюджета.
Однако оставался открытым вопрос о финансировании избирательного аппарата. Для местных организаций подобные обязательства могли стать непосильным бременем. Кроме того, уже первые недели работы Всевыборы наглядно продемонстрировали необходимость в ассигновании дополнительных средств как на содержание собственно Комиссии и ее Канцелярии, так и на различные издательские проекты. На покрытие всех перечисленных категорий расходов 12 сентября 1917 г. Временное правительство выделило в распоряжение Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии 6 милл. руб.40
!6ГАРФ. Ф. 1810. Оп. 1. Д. 1. Л. 65. "Тамже. Д. 21. Л. 10, 11, И об., 12, 12 об. is Там же. Д. 42. Л.З, 4. :дГАРФ. Ф. ISll.On. 1. Д. 261. Л. 180. "•'ГАРФ. Ф. 1810. Оп. 1. Д. 3. Л. 59.
23
Создание избирательного аппарата на местах началось в августе 1917 г. Одной из самых сложных проблем при этом оказалось сформировать состав окружных и уездных избирательных комиссий. Жалобы на "отсутствие судебных чинов" и органов административной юстиции приходили во Всевыборы из Рязани, Смоленска, Херсона, Ставрополя, Казани и других избирательных округов.41 Выход из создавшейся ситуации Центральная избирательная комиссия нашла в разрешении привлекать мировых судей из соседних уездов или ограничиваться "наличным их числом".42 Не смотря на эти трудности, анализ анкет содержащих сведения о составе ряда уездных и городских избирательных комиссий позволяет сделать вывод о том, что большинство названных комиссий были сформированы в полном соответствии с буквой закона. В этом убеждает анализ ведомостей состава членов избирательных комиссий всех уровней, содержащих сведения об их занятиях, образовании и партийной принадлежности.43
Анализ работы избирательного аппарата, как в центре, так и на местах позволяет сделать вывод, что в целом результаты 1-го этапа подготовительных работ (создание избирательного аппарата) к 1 октября 1917 г. можно признать удовлетворительными. Не смотря на возникшие трудности, избирательные комиссии открыли свои действия в большинстве избирательных округов в августе-сентябре 1917 г. В целом по стране предусмотренный законом график подготовительных по выборам в работ был соблюден.
Для повышения эффективности подготовительных работ, члены Всероссий-ской комиссии взяли на себя обязанности по персональному наблюдению за ходом избирательной кампании в отдаленных, наиболее проблематичных (с точки зрения подготовки выборов) избирательных округах44. Кроме того, Всевыборы для непосредственного наблюдения и оказания помощи избирательным комиссиям, где выбор-
41 ГА РФ. Ф. 1810. Оп. 1. Д. 88. Л. 61,68, 86, 163.
42 Там же. Д. 432. Л. 8, 9.
См. приложение к диссертации. Таблицы № ! и № 2. Подсчитано автором, 44 См. Приложение к диссертации № 3. ГА РФ. Ф. 1810. Оп. 1. Д. 3 Л. 154, 155, 156.
24
нее производство находится в критическом состоянии отправляли спе-циальных эмиссаров.
В целом анализ работы Центральной и местных избирательных комиссий показал, что, несмотря на все трудности материально-технического характера, отсутствие необходимого количества специалистов для формирования состава избирательных комиссий и даже климатические и географические препятствия, подготовка страны к голосованию проходила удовлетворительно. Работа, проделанная Все-выборами и избирательным аппаратом на местах, была действительно колоссальной. В большинстве избирательных округов выборы должны были начаться в намеченный Временным правительством срок - 12 ноября 1917 г.
Во второй главе - "Избирательный процесс после октябрьского вооруженного восстания" - рассматривается характер взаимоотношений Всероссийской комиссии с Советом Народных Комиссаров, особенности электоральной культуры населения, проявившейся в ходе голосования и процесс формирования новой политической элиты государства (на примере кандидатских списков), а так же освещается завершающий этап деятельности Всевыборы.
Всероссийская по делам о выборах комиссия восприняла Октябрьский переворот негативно. На очередном заседании Всевыборы (27 октября) была принята резолюция, в которой Комиссия объявляла о приостановлении своей деятельности.45 Эта резолюция стала началом длительного противостояния Всероссийской комиссии и Совета Народных Комиссаров.
Решение игнорировать большевистское правительство фактически ставило под угрозу проведение всей выборной кампании. На местах появлялись все новые и новые проблемы, требующие немедленного решения, что заставило Всевыборы вновь открыть свои действия. Фактически это было признанием того, что давление на Совнарком не принесло результатов. С другой стороны, очевидно, что возобладало представление о возможности устранения большевистской власти демократическим путем.
ГА РФ. Ф. 1810. Оп. 1. Д. 5. Л. 28.
25
Однако неоднократные предложения СНК о сотрудничестве продолжали неизменно отклоняться. Арест членов Всероссийской комиссии 23 ноября 1917г., который но существу явился крайней формой давления на нее, не изменил ситуации.46 Стремясь обеспечить контроль за деятельностью избирательного аппарата и получить как можно более точную и оперативную информацию о ходе голосования в регионах, 23 ноября 1917 г. Комиссаром над Всероссийской комиссией был назначен М.С. Урицкий.47 Непримиримая позиция Всевыборы вызывала крайнее раздражение в большевистских кругах. 29 ноября J917 г. вышел приказ СНК о смещении со своих постов членов Всероссийской комиссии.48 Исключение было сделано лишь для Совещательной военно-морской комиссии, состоящей из представителей фронтов.49
Расформирование Всероссийской избирательной комиссия нанесло тяжелый урон всему выборному производству. Начался процесс распада связей с избирательным аппаратом на местах. Выборы в ряде регионов, где в силу особых местных условий было разрешено отступление от сроков установленных Временным правительством, остались без общего плана и руководства. Однако, Совещательная военно-морская комиссия и часть смещенной Всевыборы оставшаяся в Петрограде, продолжали работать. Согласно сообщению, опубликованному 7 декабря в газете "Утро России", Комиссия продолжала собираться на частной квартире, ее члены заявляли, что не считают Комиссию распущенной. Проведенное исследование показало, что деятельность смещенной Всевыборы ограничивалась составлением сводок голосования по регионам. Сведения, вероятно, черпались как из местной печати, так и приходили из регионов от избирательных комиссий, которые не шли на сотрудничество с Урицким. Составленные смещенной Всероссийской комиссией сводки публиковались, как правило, D эсеровской печати.
46 Известия Всевыборы. 1917. 29 ноября.
47 ГА РФ. Ф, 1781. Оп. 1.Д. 67. Л. 1.
48 Известия ВЦИК. 1917. 1 декабря. ГА РФ. Ф. 1810. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.
Совещательная военно-морская комиссия была создана из прелеы фронтов и работала под руководством и в составе Всероссийской к*-См. Приложение к диссертации № 2. Составлено автором.
26
Выборы в Учредительное собрание в большинстве избирательных округов, несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в стране, начались в намеченный Временным правительством срок- 12 ноября 1917 г. С формально-юридической точки зрения в России имелись все предпосылки для проведения свободных, всеобщих выборов в Учредительное собрание.
Тем не менее, в ходе голосования все же были отмечены различные нарушения избирательного закона. Анализ выборной кампании позволил выделить несколько наиболее типичных категорий правонарушений. Во-первых, нарушения, отмеченные в ходе предвыборной кампании (стеснение свободы слова, вмешательство в деятельность избирательного аппарата), явившиеся результатом большевистского переворота. Во-вторых, нарушения, вызванные неудовлетворительной работой избирательного аппарата, недостаточной технической подготовленностью выборов и пр. Кроме того, в эту же категорию уместно включить и умышленные злоупотребления членов избирательных комиссий. И, наконец, третью, самую многочисленную категорию нарушений составили действия самих избирателей как на "своих" избирательных участках, так и на чужих. Среди наиболее распространенных нарушений избирательного закона было принятие коллективных решений о голосовании за тот или иной список. Однако при всех отмеченных негативных явлениях электоральная культура населения оказалась все же более высокой, чем можно было ожидать. Имевшие место случаи нарушений и злоупотреблений, вызванные, как объективными обстоятельствами по преимуществу технического характера, так и особенностями ментальности российского избирателя, не могут поставить под сомнение итоги голосования в целом по стране.
Картина организации и проведения первых всеобщих выборов не будет полной без изучения кандидатского корпуса. В диссертации не ставилась цель детальной проработки этой научной проблемы, тем не менее, невозможно при рассмотрении обстоятельств выборной кампании ее не затронуть50.
В анализ включены материалы кандидатских списков по 8 губерниям: Ко-стромской. Московской, Рязанской, Самарской, Симбирской, Ставрополь-27
Анализ состава кандидатских списков показал, что в формировании новой политической элиты государства значительную роль играют представители рабочих и крестьян. Активно включаются в политическую жизнь государства и различные народы полиэтнической России.51 Важнейшей формой институционализации политической элиты в 1917 г. стали политические партии. Прежние принципы рекрутирова-ния (образование, имущественное и социальное положение и т.д.) теряют свое значение.
В условиях продолжающейся выборной кампании перед Комиссаром над Всероссийской комиссией стояла проблема формирование нового состава Комиссии. Попытки пойти на сотрудничество с официально не смещенными со своих постов членами Особой фронтовой совещательной комиссией до 16 декабря 1917 г. не давали положительного результата. Совещательная Комиссия продолжала свою работу, не входя во взаимодействие с Урицким. Увольнение в результате объявленной забастовки 6 декабря 1917г. Канцелярии смещенной Все-выборы окончательно расстроило организацию всего выборного дело-производства. Функции Всевыборы, предусмотренные избирательным законом, по существу перестали быть обязательными для выполнения. Один Комиссар Урицкий, в силу физической невозможности, не имея необ-ходимого опыта, не справлялся с поставленными задачами.
Новая канцелярия Всевыборы, сформированная в период с 1 по 16 декабря так же оказалась недостаточно компетентной в деле организации выборного делопроизводства, ей попросту не хватало сотрудников.52 Перестали даже заполняться журналы входящих и исходящих
ской, Оренбургской, Подольской. Выбор определялся стремлением уловить некоторые общие тенденции, характерные для различных по своему социальному, экономическому и культурному состоянию губернии Европейской России. ГА РФ. Ф. 1810. Оп. 1. Д. 363. Д. 353. Д. 372. Д. 334. Д. 302. Д. 281. Д. 257. Д. 388.
См. приложение к диссертации. Таблицы № 4, 5, 6. Подсчитано автором. 52 Если штат канцелярии смещенной Комиссии состоял из 4 отделов и насчи-тывал 206 сотрудников, то во вновь созданной их оказалось всего девять: Крампф-Крампис (зав.казначейской частью), Иванов (счетчик), Шешинский (пом.секретаря), Михалева, Морозов (журналист, в Канцелярии с 1 августа),
28
бумаг. Прекратилась работа по обработке поступающего от избира-тельных комиссий статистического материала.
Таким образом, после декрета Совета Народных Комиссаров от 29 ноября 1917 г. можно говорить о том, что центральный избирательный аппарат был представлен Комиссаром над Всевыборами М.С. Урицким, сохранившей свой состав Особой фронтовой совещательной комиссией и вновь созданной Канцелярией. Новый состав Всероссийской комиссии так и не был сформирован, что дает нам основания в дальнейшем говорить уже не о Всероссийской комиссии, а лишь о Комиссаре Урицком заведующим организацией выборного производства в Учредительное собрание.
Одной из основных задач Комиссара Урицкого в декабре 1917 г. стала организация размещения прибывающих в Петроград избранных депутатов Учредительного собрания. В ведении Урицкого находилась так же заготовка питания для членов Учредительного собрания и обеспечение их "галошами и бельем по себестоимости".53
После разгона Учредительного собрания главной задачей Урицкого стала ликвидация местного избирательного аппарата. 8 января 1918 г. он направил в окружные избирательные комиссии телеграмму, в которой, "в виду роспуска" Учредительного собрания", предлагал "приостановить дальнейшее производство" и предоставить отчет о затратах в 2-недельный срок.54 Фактически взаимосвязь между Центральной и местными избирательными комиссиями в январе 1918 г. приобрела характер вертикали. Комиссар Урицкий рассылал циркулярные распоряжения, не отвечая при этом на запросы с мест. Канцелярия Урицкого принимала всю поступающую документацию и сдавала ее на хранение, не производя при этом никакой статистической обработки.
Постановлением Урицкого от 15 января 1918 г. ликвидировалась военно-морская комиссия, 25 января избирательные комиссии на местах, Таким образом, из всего избирательного аппарата сохранились
бобров (машинист), Такке (архивариус), Касьянов и Бродский (исполняющий обязанности Правителя Канцелярии). ГА РФ. Ф. 1781. Оп. 1. Д. 67. Л. 478. 5; ГА РФ. Ф. 1810. On. 1.Д. 18. Л. 247, 248, 257,258, 259. :'4 Гам h-e. Д. 105. Л. 8.
29
лишь Комиссар Урицкий и его Канцелярия. Складывалась парадоксальная ситуация: Учредительное собрание было разогнано; избирательный аппарат перестал существовать, но Урицкий вплоть до 1 марта 1918 г. продолжал на всех официальных документах именовать себя Комиссаром над Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии.55 Продолжала свое существование и Канцелярия Урицкого.
Анализ финансовой документации Всероссийской комиссии дает нам основание утверждать, что как Комиссар Урицкий, так и его Канцелярия продолжали свою деятельность вплоть до марта 1918 г. Кроме того, в результате изучения финансовой отчетности за январь 1918 г. были установлены случаи не целевого использования кредита -"на нужды Учредительного собрания".56
Последние выплаты служащим канцелярии и Урицкому были сделаны в марте 1918 г. Служащие Канцелярии Всевыборы "в виду ликвидации дел" получили заработную плату за март 1918 г.57 М.С. Урицкому было выплачено вознаграждение с 14 февраля по 1 марта 1918 г.58 Официального документа упраздняющего должность Комиссара над Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии не найдено (скорее всего его не существовало). В марте 1918 г. Урицкий был назначен председателем Петроградского ЧК59, и именно с этого момента было прекращено и ликвидировано остававшееся делопроизводство Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии.
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что к 7 августа закончился организационный период Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии и началась ее фактическая деятельность по организации избирательного процесса. Центральная избирательная комиссия осущест-
55
ГА РФ. Ф. 1810. Оп. 1. Д. 49. Л. 23.
56 Там же. Д. 47. Л. 16,17,18-
57 ГА РФ. Ф. 1781. Д. 67. Л, 480.
58 Там же. Л. 481.
59 Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклс педия. С. 648.
30
нляла свою работу до 29 ноября 1917г. (до смещения). После Октябрь-ского переворота назначенный Временным правительством состав Всероссийской комиссии был смещен, все ее функции и обязанности перешли в компетенцию Комиссара Урицкого. Хотя Урицкий именовался "Комиссар над Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссией", на самом деле он являлся единственным главой избирательного аппарата в целом по стране с 29 ноября 1917 г. по 1 марта 1918 г. Анализ документов, касающихся работы Урицкого на этой должности, проведенный впервые, показал, что его роль в самом избирательном процессе была незначительной. Фактически руководство выборным производством после смещения Всевыборы осуществлялось местным избирательным аппаратом, который смог до конца довести эту сложную работу.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы ос-нозные выводы. Изучение созыва Учредительного собрания позволило увидеть в революционных событиях 1917 г. не только стихию массы, но и вполне цивилизованный демократический процесс, который, в силу различных причин, не получил развития, но продемонстрировал потенциальные возможности политического развития страны. Иссле-дование показало, что выборы в Учредительное собрание в целом про-ходили свободно и их результаты не были искажены последующим подведением итогов. В целом, проведенное исследование позволяет достаточно высоко оценить деятельность Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии в деле организации первых общероссийских выборов.
Учитывая схожесть некоторых проблем начала XX в. и современной России, в заключении были проведены некоторые параллели между современным избирательным законом 90-х гг. и Положением о выборах (1917 г.). При этом было выявлено их несомненное сходство .
С позиций нашего времени и нашего опыта очевидно несовершенство изб-рательного закона 1917 г. Это вызвано как отсутствием опыта по проведению подобных выборов, так и особенностями революционного времени. Следует признать, что Закон о выборах и его
См. Приложение к диссертации № 4. Составлено автором.
31
реализация в 1917 г. явились важным шагом на пути утверждения культуры парламентаризма не только в России, но и мире. Это "мертворожденное дитя", по словам М. Вишняка, оказалось способным дать жизнь и государственно-правовое оформление ряду народов и территорий, входивших до революции 1917 г. в состав России, Все последующие "Учредительные собрания были созваны на основании Положения о выборах во Всероссийское Учредительное собрание соответствующим образом приспособленного и сокращенного."61 В качестве примера можно указать на Положение о выборах в Эстонское Учредительное собрание (ноябрь 1918 г.), закон о выборах в Латышское Учредительное собрание (августа 1919 г.) и др. По мнению М. Вишняка, Положение о выборах так же оказало непосредственное влияние на избирательную реформу в Англии в 1918 г.62

Список опубликованных работ по теме диссертации
1. Временный Совет Российской Республики (Предпарламент): к постановке проблемы \\ История Отечества XX.: актуальные проблемы. Уфа 1999. 0,5 п.л.
2. Временный Совет российской Республики (Предпарламент). Историография вопроса \\ Актуальные проблемы отечественной истории XX в. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции посвященной 50-летию УГНТУ. 0,3 п.л.
3. Формирование Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии (Всевыборы). Март- 7 (20) августа 1917 г. \\ Историки размышляют. Сборник статей. Выпуск 2. М., 2000. 0,4 п.л.
4. Всероссийское Учредительное собрание. Проблемы изучения \\ Всероссийское научное сообщество в конце XX в. М-, 2000. 1 п.л.
5. Формирование политической элиты и электоральная культура революционного времени (по материалам избирательной кампании в Учредительное собрание в 1917 г.) \\ Право, насилие, культура в России. Региональный аспект (первая четверть XX века). Москва-Уфа. 2001. 1,5 п.л.
Вишняк М. Всероссийское Учредительное собрание. С. 84-85. Там же. -32-



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU