УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Аверин Михаил Борисович
 

Государственное управление национальными окраинами Российской империи с середины 60-х годов XIX века до 1914 года

(на примере Великого княжества Финляндского и Царства Польского)
 

07.00.02 - Отечественная история
 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
 

Самара- 1999
 

Работа выполнена на кафедре истории Отечества Ульяновского государственного университета
 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного университета.
 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 

Актуальность темы. Развитие в последнее десятилетие Российского государства происходило в условиях глубокого социально-экономического кризиса, отразившегося на всех сферах жизни страны, не могло не привести к увеличению значимости и актуальности исторических исследований, на9.08.1899правленных на более глубокое и детальное изучение ценного опыта, накоп9.08.1899ленного в сфере управления страной в последней трети XIX- начале XX вв.
Исторически сложившийся многонациональный состав Российской им-перии с неизбежностью порождал усложнение ее государственного меха-низма, одна из основных задач которого заключалась в обеспечении интере9.08.1899сов как всего государства, так и отдельных народов, населявших его, под9.08.1899держивая тем самым единство и общественную стабильность в непростой период, связанный с ломкой старых и переходом к новым буржуазным отно9.08.1899шениям. Высокий удельный вес территорий с иноязычным населением, за9.08.1899частую имевшего значительные культурные особенности, а порой и полити9.08.1899ко-государственные традиции такие же, а иногда более древние, чем у рус9.08.1899ского народа, вызывали необходимость модификации имевшихся приемов управления и создания их новых форм. И если отдельные национальные районы, находившиеся в схожих с Центральной Россией социально-экономических и культурных условиях, получили подобные и довольно близ9.08.1899кие к ней органы управления, то совершенно особое положение в составе Российской империи занимали, вследствие своей как географической, куль9.08.1899турной, экономической, так и политической близости к европейским государ9.08.1899ствам Великое княжество Финляндское и Царство Польское. Там несмотря на определенные различия, происходили довольно схожие социально-политические процессы, которые оказывая серьезное воздействие на все стороны общегосударственной жизни, вызывали необходимость придания этим национальным окраинам особого государственно-правового статуса, а в дальнейшем становились причиной его изменения и преобразования сис-темы местных государственных властных органов.
Анализ данной проблемы позволяет выявить особенности админист-ративных систем, сложившихся в Финляндии и Польше, их сходные черты и различия. Рассмотрение этого вопроса дает возможность более глубокого уяснения проводимой правительством политики в отношении указанных на9.08.1899циональных районов и, в частности, ее осуществления в административной сфере, а также способствует освещению межнациональной и социальной направленности действия российских властей в соответствии с проводимой ими политикой модернизации и унификации страны.
Объектом исследования являются системы государственного управ9.08.1899ления данных окраин, изучение которых невозможно без точного определе9.08.1899ния их государственно-правового положения в составе империи, а также без тщательного выявления и освещения структуры, функций и связей действо-вавших соответствующих центральных и местных учреждений.
С целью глубокого осмысления этих вопросов в работе рассматрива-;я деятельность различных временных органов, создаваемых для подго-ки и проведения проектируемых преобразований, а также взгляды на по жые вопросы высших имперских сановников, представителей местной /шнистрации и различных общественно-политических течений. При этом в юте раскрываются причины разногласий как внутри выше перечисленных пп, так и между ними в вопросе определения проводимого в Финляндии и пьше курса административных реформ. В Великом княжестве Финлянд-м к таким преобразованиям необходимо отнести следующие - сеймовые |юрмы 1869 г. и 1906 г., первые попытки слияния центральных учрежде-i края с имперскими в начале 90-х гг. XIX в., которые закончились жесткой шнистративной унификацией периода генерал-губернаторства Бобрико-целесообразно также рассмотреть развитие уездного, сельского и город-го управления, судебной системы княжества и, наконец, новую попытку аничения автономии Финляндии, предпринятую в период с 1908 по 4г.
В Царстве Польском, в свою очередь, - это ликвидация специальных ;ших и центральных учреждений края после подавления Польского вос-ния 1863г., уездная и губернская реформа 1867г., судебная реформа 5 г., городское управление и тминное самоуправление. Сюда же включа-я и рассмотрение дальнейшего совершенствования сложившейся во вто-i половине 60-70.Х гг. XIX в. административной системы Царства.
Не оставлен без внимания немаловажный вопрос об основаниях под->а контингента чиновников и их правового положения, от лояльности к ггральной власти и служебных способностей которых зависело успешное ществление поставленных перед ними правительством задач. В диссер-ии подробно анализируется институт генерал-губернаторской власти, вставлявшей собой в данный период прежде всего форму децентрали-ии управления национальными окраинами.
Хронологические и территориальные рамки работы. Данная рабо-юсвящена системе управления Великого княжества Финляндского и Цар-а Польского в период с середины 60-х гг. XIX в. и до 1914 г. Исследование атывает отрезок времени, связанный с началом административных пре-взований в Великом княжестве Финляндском, в частности с созыва в 3 г. после длительного перерыва Финляндского сейма и проведенной ед за этим сеймовой реформой, а также с началом реформы системы авления Царства Польского после подавления восстания 1863 г. и до на-ia Первой мировой войны, когда в связи с изменившимися внешнеполити-кими условиями произошло замораживание планов российского прави-ьства в отношении Финляндии и попытки определения политического бу-дего русской части польских земель оказались безрезультатными, а само )ство в 1915 г. было занято германскими войсками.
Цели и задачи исследования. В диссертационной работе, рассмат-ающей и реконструирующей системы управления, сложившиеся в Вели-
5
ком княжестве Финляндском и Царстве Польском с середины 60-х гг. XIX в. до 1914 г., ставится задача исследовать следующие вопросы: 1) проследить изменения политико-правового положения данных национальных окраин в составе Российской империи; 2) рассмотреть структуру действовавших там административных систем, выявив взаимосвязь между их элементами, очер9.08.1899тив их функции и компетенцию; 3) проанализировать институт генерал-губернаторской власти как важнейший элемент в административных систе9.08.1899мах этих национальных районов; 4) выявить как общие моменты, так и част9.08.1899ные в административной политике российского правительства в Финляндии и Польше; 5) вскрыть взаимосвязь такого правительственного курса с обще9.08.1899политической и социально-экономической обстановкой как внутри этих на9.08.1899циональных районах, так и во всем государстве; 6) осветить общие основа9.08.1899ния и тенденции, имевшие место в сфере государственной службы в Вели9.08.1899ком княжестве Финляндском и Царстве Польском.
Историография проблемы. Диссертационная тема продолжает оста9.08.1899ваться недостаточно освещенной в специальной литературе, хотя ей было уделено немало внимания публицистами, а также учеными-историками и юристами, в том числе в литературе по взаимосвязанным и более широким. темам.
Дореволюционный этап (середина XIX в. - 1917 г.) изучения даннойЧ проблемы можно условно разделить на два периода. Первый (с середины XIX в. до конца 80-х гг.) характеризовался появлением интереса к вопросу управления как Финляндии, так и Польши, проводимым там преобразовани9.08.1899ям и в особенности реформам в Царстве Польском, а также к деятельности там Н.А. Милютина. Наиболее значимым представляется подробный обзор системы управления Великого княжества Финляндского, его законодательст9.08.1899ва, судоустройства, организации государственной службы и сословных прав и привилегий, данный в работе финляндского ученого Б. Лундаля1. В книге известного французского публициста А. Леруа-Болье, основанной на пере9.08.1899писке с Н.А. Милютиным, содержатся ценные сведения о подготовке, целях и задачах проводимых в Польше реформ, при этом высоко оценивается роль самого Милютина2.
Однако широкое внимание публицистов, а затем историков и юристов к теме управления такими национальными окраинами, как Польша и особен-но Финляндия, возникло в связи с ужесточением правительственного курса в отношении национальных районов лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. XIX в.
При этом в литературе можно выделить два основных направления. Одно - либеральное, направленное против политики русификации данных национальных территорий, за сохранение финляндской автономии или даже ее расширение, а также за возвращение автономного статуса Царству Поль9.08.1899скому и отмену антипольских мер, другое - проправительственное, которое
Лундаль Б. Руководство к законам Великого княжества Финляндского. Гельсингфорс, 1857. 2 Leroy-Beaulieu A. Un homme d'etat Russe (Nikolas Milutine). Paris, 1884.
тивио обосновывало унификаторский курс царизма по отношению к этим раинам.
Первое направление было представлено русскими учеными И.И. Ла-ревским, А. Колмогоровым, М.М. Ковалевским, В.Д. Спасовичем, А.Л. По-диным, Н.И. Кареевым, А.А. Корниловым и финляндскими учеными Л. Ме9.08.1899рином, Р. Даниельсон-Кальмари и Р. Германсоном, а также польскими 'блицистами и учеными В. Студеницким, Э. Пильцем и С. Ашкенази1,
Второе направление было представлено прежде всего М.М. Бородки->1м, К.Ф. Ординым, П.И. Мессарош, Ф.П. Еленевым, П.Д. Сергеевским, М.И. >рниловичем и М.И. Корниловым2.
Следует отметить, что большинство работ, изданных в этот период как |беральными авторами, так и монархистами имели своей целью доказать ои политические воззрения. Система государственного управления рас-(атривалась ими, за редким исключением, сравнительно мало и схематич-I. Однако постепенно стали появляться работы, имевшие своей целью от9.08.1899лить те или иные аспекты административных систем, действовавших на рриториях данных окраин. Выходит труд известного правоведа В. Иванов-ого, посвященный административному устройству окраин3. Автор призна-, что вследствие географических, национальных и культурных различий >льшая часть России управлялась на особых началах, иных, нежели те, на
Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1913; Кол-могоров А. Финляндия. (Как боролась и борется Финляндия за свою сво-боду). М., 1917; Ковалевский М. Очерки по истории политических учреж-дений России. СПб., б.г.; Спасович В.Д. Сочинения. Т. III. СПб., 1913; По-годин А. История польского народа в XIX веке. М., 1915; Корнилов А.А. Русская политика в Польше со времени разделов до начала XX века. Пг, 1915; Мехелин Л. К вопросу о финляндской автономии и основных зако-нах. Берлин, 1903; Даниельсон-Кальмари Р. Соединение Финляндии с Российской державой. Борго, 1890; Германсон Р. Письмо в редакцию. По вопросу о законах Финляндии // Вестник Европы. 1890. Кн. 6. С. 776-798; Студницкий В. Польша в политическом отношении от разделов до наших дней. СПб., 1907; Пильц Э. Русская политика в Польше. Очерк. Варшава, 1909; Askenazy S. Sto lat zarzadu w Krol'estwie Polskim. 1800-1900. Lwow, 1903 и др.
Бородкин М. История Финляндии. Время императора Александра II. СПб., 1908; Ордин К.Ф. Покорение Финляндии. В 2-х т. СПб., 1889; Мессарош П.И. О статс-секретариате Финляндии. М., 1898; Еленев Ф, Учение о Фин-ляндском государстве. СПб., 1893; Сергеевский Н.Д. К вопросу о фин-ляндской автономии и основных законах. СПб., 1902; Корнилович М.И. Очерк истории крестьян и крестьянского дела губерний Привислинского края. СПб., 1914; Корнилов М.И. Земское и городское самоуправление в Царстве Польском в 1861-1863 гг. Петроград, 1915 и др. Ивановский В. Административное устройство наших окраин // Ученые за9.08.1899писки Казанского университета. 1891. Кн. 6. С. 26-70.
основании которых было организовано управление в центральных россий-ских губерниях. Наиболее капитальным трудом по истории государственного управления Великого княжества Финляндского является двухтомная работа Э.Н. Берендтса, где даются на основе значительного числа источников де9.08.1899тальный обзор и анализ существовавших там систем управления и законо9.08.1899дательства. Он признавал необходимость ликвидации обособленности Ве9.08.1899ликого княжества, которая имела в период правления Александра II тенден9.08.1899цию к своему расширению, хотя и указывал на противоречие февральского манифеста 1899 г. основным законам края1. Особое место занимает книга Н. Рейнке, посвященная описанию законодательства Царства Польского. Не делая выводов и обобщений, Рейнке анализирует законодательные акты, регулирующие структуру и деятельность всех звеньев административного аппарата края, судебную систему и сословные права и привилегии, исполь9.08.1899зуя многочисленные нормативные материалы2.
До начала 50-х гг. XX в. советская историческая наука, пожалуй, не проявляла интереса к данной проблематике. В немногочисленных публика-циях, посвященных истории Финляндии, Польши и национальных движений, вопросы государственного управления, хотя и затрагивались, но не получа9.08.1899ли должного освещения и зачастую страдали значительной идеологизиро-ванностью оценок. Только с начала 50-х гг. прослеживается все более на9.08.1899растающий интерес к изучению истории Финляндии и Польши. Наиболее значимой из работ советских историков данного периода, посвященных ад9.08.1899министративной системе Царства Польского, является монография И.И. Костюшко, в которой выясняется структура и деятельность созданных гмин-ных самоуправления и судов, высших и центральных учреждений края3.
С конца 60-х гг. в советской исторической и юридической науке замет9.08.1899но активизировался интерес к изучению административного аппарата, соз-данного для управления национальными окраинами. В работе Н.П. Ерошки-на значительное место отведено управлению национальными окраинами. Автор верно отметил, что «специфика управления отдельными националь9.08.1899ными окраинами определялась местными задачами царизма»4. Рассмотре9.08.1899ние думской политики центральных властей в отношении Финляндии и Польши в книге А.Я. Авреха позволило автору сделать вывод о фактическом провале антифинляндского правительственного курса и политическом ха-
Берендтс Э.Н. Лекции по административному праву Великого княжества
Финляндского. В 2-х т. СПб., 1903.
Рейнке Н. Очерк законодательства Царства Польского (1807-1881). СПб.,
1902.
Костюшко И.И. Крестьянская реформа 1864 года в Царстве Польском. М.,
1962.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной
России. Изд. 3-е. М., 1983. С. 192.
trepe выделения из состава Царства Холмской губернии1.
Важное значение для изучения проблемы управления данными терри-)иями имеют труды советских правоведов Р.Н. Дусаева, К.Е. Ливанцева и -\. Ефремовой. Работы Дусаева посвящены различным сторонам админи-штивной системы Великого княжества, его государствен но-правового ста-:а и законодательства2. При этом автор опирается на широкий круг лите-гуры и законодательных актов. В исследованиях Ефремовой рассматри-отся вопросы реформирования судебной системы Царства Польского3. К. Ливанцев анализирует правовое положение городского населения в пьше к моменту реформы 1866 г."
Политика царского правительства в административной области в от-иении Финляндии конца XIX - начала XX вв. наиболее подробно изучены >аботах У.В. Тейстре. Рассмотрев деятельность различных совещатель-< учреждений, русского правительства и финляндских правящих кругов, |равленную, с одной стороны, на ликвидацию обособленности княжества, ругой - на защиту его автономного статуса, Тейстре признает, что резуль-ом правительственного курса стала фактическая ликвидация автономии жества в 1910 г.5 В своей диссертации Тейстре верно отмечает, что фев-ъский закон 1899 г. зафиксировал лишь общий принцип политики более ного «соединения» тогда, как конкретные пути претворения ее в жизнь !ывали среди российской правящей элиты серьезные разногласия6.
Из зарубежных авторов наиболее значимыми можно признать работы неких ученых О. Юссила, К. Корхонен, П. Томилла, Р. Ренвалл, Т. Полви-
\врех А.Я. Столыпин и третья дума. М., 1968.
Зусаев Р.Н. Государственно-правовой статус Великого княжества Фин-1яндского (1809-1917 гг.) // Известия высших учебных заведений. Право-!едение. 1975. № 2. С. 110-118; Его же. Уголовное уложение Великого ;няжества Финляндского. Л., 1988; Его же. Совершенствование исполни-•ельных органов Великого княжества Финляндского в XIX в. // Вестник 1ГУ. Экономика, философия, право. 1984. Вып. 1. № 5. С. 94-98; Его же. Сеймовые реформы 60-х годов XIX в. в Финляндии // Вестник ЛГУ. Эко-юмика, философия, право. 1981. Вып. 4. №23. С. 80-84 и др. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи 1802-1917 гг. Л., 1983; Его же. Проведение судебной реформы в Царстве Польском (К опросу о деятельности министерства юстиции) // Методология историко-|равовых исследований. М., 1980. С. 92-99.
Ыванцев К.Е. Правовой статус населения Королевства Польского в XIX . С«о реформы 1866 г.) // Правоведение. 1979. № 4. С. 62-67. "ейстре У.В. Вопрос об общегосударственном законодательстве и насту-лении царизма на финляндскую автономию в 1907-1910 гг. // Скандинав-кий сборник. 1972. XVII. С. 94-107.
'ейстре У.В. «Финляндский вопрос» в политике царизма в конце XIX -ачале XX вв. Дисс... канд. ист. наук. Таллин, 1980. С. 92.
нен , а также коллективные труды польских ученых правоведов, посвящен-ные истории государства и права Польши рассматриваемого периода2, В книге Полвинена нашли подробное отражение все аспекты унификации управления Финляндии, предпринятой при генерал-губернаторе Бобрикове.
На последнем этапе изучения данной проблемы (конец 80-х гг. и по настоящее время), вследствие изменения в нашей стране общественно-политической обстановки, в отечественной историографии продолжается отход от устоявшихся штампов и представлений. В исследованиях проявля9.08.1899ется большая объективность и глубина, делаются попытки переосмысления всей национальной политики в дореволюционной России. Однако следует признать, что количество специальных исследований, как и прежде, относи9.08.1899тельно невелико.
Появился ряд диссертационных исследований, рассматривающих от-дельные стороны проблемы управления данными национальными района-ми3. Наиболее ценным специальным исследованием здесь представляется диссертация Я. Козловски о системе управления Царством Польским с мо-мента восстания 1863 г. и до ликвидации института наместничества. В ней иа основе большого числа научных трудов, а также архивных материалов центральных архивов (ЦГИА, ЦГАОР) подробно анализируется созданная в ходе восстания военно-полицейская система управления, реформирования высших и центральных учреждений Царства и уделяется большое внимание реформе губернского и уездного управления. Вышла коллективная моно9.08.1899графия, посвященная развитию управления национальных окраин, где дает9.08.1899ся довольно подробный обзор административных систем Финляндии и Польши с момента их присоединения к России4. Из числа современных за-
Jussita О. Nationalism! ja vallankumous venalais-suomalaisissa suhteissa 1899-1914. Historiallisia tutkimuksia 110. Helsinki, 1979; Korhonen K. Auto-nonius Finland in the politikal thought of nineteenth centuri Russia. Turky, 1967; Tommila P. La finlande dans la politique europene en 1809-1815. Lahti, 1962; Renvalf P. The origin of Finlandes autonomt. // Introduction to Finland. Porvoo-Helsinki, 1963. S. 31-42; Его же. Семьсот лет народного представи-тельства в Финляндии // Парламент Финляндии. Порвоо-Хельсинки, 1960. С. 3-16; Полвинен Т. Держава и окраина. Н.И. Бобриков - генерал-губернатор Финляндии 1898-1904 гг. Пер. с финского. СПб., 1997. Grzyboowski К. Historia panstwa i prawa Polski. Т. IV. Od uwlaszcenia do odrodzenia panstwa. Warszawa, 1982; Бардах Ю. История государства и права Польши. М„ 1980.
Дусаев Р.Н. Кодификация уголовного законодательства Финляндии XIX века, дисс... докт. юр. наук. СПб., 1992; Я. Козловски. Система управле9.08.1899ния Царством Польским с 1863 по 1875гг., дисс... канд. ист. наук. М., 1989; Райконен Е.Е. Таможенное законодательство Великого княжества Финляндского, дисс... канд. юр. наук. СПб., 1996.
Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М., 1998.
бежных публикаций можно выделить работы М. Клинге, А. Куяла, В. Раси-и Э. Кетола1.
Анализ историографии позволяет сделать вывод о том, что несмотря серьезные успехи, сделанные отечественной наукой в изучении данной облемы, все еще имеются недостаточно изученные вопросы или требую-ie, на наш взгляд, новых оценок.
Источниковая база диссертации. Поставленные в данном исследо-нии научно-познаьыельные задачи требуют привлечения обширного кор-са источников.
Наиболее важными среди опубликованных источников для исследова-я данной проблемы являются различные законодательные акты. В отно-знии Великого княжества Финляндского правовые акты издавались в ;борнике постановлений Великого княжества Финляндского» , а затем сть из них, относящихся к периоду с 1808-1859 г., переизданы в «Собра-и Постановлений Финляндских»3. Законы и постановления, изданные для гламентации административной сферы Царства Польского, собраны пре-\е всего в «Дневнике законов Царства Польского»4. Важное значение для учения темы диссертационного исследования имеют правовые акты, |убликованные в «Полном собрании законов Российской империи» и изда-|ях «Свода законов Российской империи»5.
Ценной группой опубликованных источников являются различные до-менты, посвященные административным преобразованиям, а также харак-ризующие деятельность аппарата управления данными национальными раинами6, часть которых содержится в печатных записках, находящихся в
Клинге М. Очерк истории Финляндии. Кеуруу, 1990; Расила В. Аграрный вопрос в Финляндии & конце XIX - начале XX века // Труды X Советско-Финляндского симпозиума историков. Рига 2-4 декабря 1985г. Л., 1988; Куяла А. Россия и Финляндия в 1907-1914 годах: планы введения военно9.08.1899го положения // Вопросы истории. № 2. 1998. С. 65-74; Кетола Э. Револю9.08.1899ция 1917 года и обретение Финляндией независимости: два взгляда на проблему//Отечественная история. 1993. № 6. С. 27-45. Сборник постановлений Великого княжества Финляндского. 1860-1903. Собрание Постановлений Финляндских. Узаконение, обнародованное на русском языке. Т. МП. СПб., 1902-1904.
Дневник законов (Dziennikpraw). Т. 65-71. Варшава, 1860-1871. Свод законов Российской империи. 1892. Т, I, II, XVI; Свод законов Рос9.08.1899сийской империи. 1857. Т. II. Ч. I. Общее губернское учреждение. Гл. (. О Главных начальниках губерний; Полное собрание законов Российской империи. Второе, Третье.
Всеподданнейшая записка о произведенной в 1910 году ревизии Привис-линского края. СПб., б.г.; Материалы по делам Царства Польского. Т. II. Уездные и городские советы, 1864 г. и др.
11
Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге1. К следующей группе источников необходимо отнести воспоминания и дневники различных государственных и общественных деятелей2, позволяющих ближе познако9.08.1899миться с ходом и проектированием административных преобразований, дея9.08.1899тельностью государственных учреждений и оценкой общей политической атмосферы как внутри данных окраин, так и во всем государстве. Немало9.08.1899важную группу составляют также материалы периодической печати3.
Значительная часть документальных материалов, позволяющих более глубоко раскрыть содержание данной темы, отложились в центральных ар9.08.1899хивах Российской Федерации, из них важнейшая группа находится в фондах Российского государственного исторического архива. Наиболее ценные ма9.08.1899териалы, посвященные административному аппарату данных окраин, а так9.08.1899же его реформированию и определению их государственно-правового поло9.08.1899жения содержатся в делах Ф. 1361. - Статс-секретариата Великого княжест9.08.1899ва Финляндского, Ф. 1270. - Комитета по делам Царства Польского, Ф. 1276. - Совета Министров, Ф. 1284. - Департамента общих дел Министерства внутренних дел, Ф. 1282. - Канцелярии Министерства внутренних дел, Ф. 1405. - Министерства юстиции и Ф. 1662. - Столыпина П.А. председателя Совета Министров. Немаловажное значение имеют и сведения содержа9.08.1899щиеся в Российском государственном архиве Российской Федерации в Ф. 601. - Николая II и Ф. 586. - В.К. Плеве.
Архивные фонды содержат в себе журналы совещаний различных го-сударственных учреждений, проекты реформ, законодательные акты, вырез9.08.1899ки из газет, ведомственную переписку, петиции, отчеты генерал-губернаторов и губернаторов, их краткие изложения и различные записки, посвященные как вопросам управления, так и политическому положению в этих национальных районах.
Комплексный анализ всего корпуса приведенных источников позволяет полно и всесторонне подойти к изучению данной проблемы и решить по-ставленные в диссертационном исследовании научно-познавательные зада-чи.
Журнал высочайше утвержденного Особого совещания для обсуждения некоторых вопросов, касающихся Великого княжества Финляндского. № 1. Заседания 19 октября и 3 ноября 1907 года // Российская национальная библиотека. Русский основной фонд. Россия. Государственный Совет. Материалы. Т. 78.1910 и др.
Витте С.Ю. Воспоминания. Т. ll-lll. M., 1960; Дневник государственного секретаря А.А. Половцева. Т. II. М., 1966; Богданович А. Три последних самодержца, М., 1990; Дневник Д.А. Милютина 1873-1875. Т. I. M., 1947; Аренберг Я. Мемуары // Голос минувшего. 1916. № 5-6, с. 340-371. № 7-8, с. 289-332. № 9, с. 147-171. № 10, с. 155-183; Таганцев Н.С. Пережитое. Вып. I. Пг., 1919.
Финляндская окраина России. Сб. статей. Вып. ИМ. М., 1891-1897; Право. СПб., 1901-1914 и др.
12
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые на ос-wee широкого круга источников проведено комплексное исследование сис-•ем государственного управления двух наиболее культурных и политически >азвитых окраин Российской империи - Великого княжества Финляндского и Дарства Польского, проведен их сравнительный анализ и тем самым выяв-юны имевшие место как общие, так и частные тенденции. Выводы диссер-ации основаны на изучении широкого круга опубликованных и архивных (окументов.
Научно-практическая значимость исследования определяется тем, ITO его материалы позволяют более глубоко осветить проблему истории го-ударственных учреждений России, управления ее окраинами и националь-ого вопроса в рассматриваемый период. Результаты диссертации могут ыть использованы также в учебном процессе при подготовке лекционных и еминарских занятий, спецкурсов и учебных пособий по истории государст-енных учреждений Финляндии и Польши.
Апробация основных положений осуществлена автором в опублико-знных работах и выступлении на научно-практической конференции в Уль-новском государственном университете1.
Структура работы. Задачи исследования, его предмет и избранный етод изложения определили структуру диссертации. Она состоит из введе-ля, двух глав, заключения, списка использованных источников, а также схем оиложения.


II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объ-ст, хронологические и территориальные рамки исследования, дается исто-юграфический обзор литературы , указываются цели и задачи работы, ха-жтеризуется источниковая база, устанавливается научная и практическая ачимость диссертации.
Первая глава «Преобразование государственных учреждений Велико-княжества Финляндского и Царства Польского в эпоху буржуазных ре-эрм (сер. 60-х гг. XIX в. - 1881 г.)» состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе рассматриваются вопросы политического поло-гния данных территорий в составе Российской империи, зарождение и ладывание действовавших там партий и движений, социальная структура юеления и хозяйственной жизни окраин. Развитие автономии Великого яжества Финляндского зависело не только от непростой внутриполитиче-ой обстановки в конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в., влияния внешних фак-ров и стремления Александра II в рамках либеральных буржуазных ре-
Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Вып. 5. Тезисы докладов на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и его реализации в современных услови9.08.1899ях». Ульяновск, 1998.
13
форм в России провести преобразования в Финляндии, тем самым «отбла-годарив» ее народ за проявленную к центральному правительству лояль-ность в трудные для страны годы, чего не сделали к примеру поляки, но и от того, что «вынужденно создав автономное государственное образование в составе Империи, царизм должен был считаться с ним и с теми последст-виями в экономической и политической жизни Финляндии, которые оно по-родило»1. Государственная автономия Великого княжества Финляндского в составе Российской империи в результате преобразований 60-х- 70-х гг. XIX в. достигла своего наибольшего развития, что коренным образом отличало статус этого края от политического положения Царства Польского и других национальных окраин.
Польское восстание 1863-1864 гг. стало причиной полного уничтоже9.08.1899ния особых польских административных учреждений. К концу рассматри-ваемого периода русским правительством были окончательно ликвидирова9.08.1899ны остатки польской автономии. Непосредственной причиной, повлиявшей на принятие решения о наиболее полной инкорпорации Царства Польского в состав империи, была необходимость не допустить возможности повторения польского восстания, но главная причина заключалась в том, что Российская империя стояла перед необходимостью, вызванной развитием социально-экономических отношений, модернизации административного, правового и общественного порядка на всей территории империи. Эта модернизация и предполагала, по возможности, наиболее тесную унификацию системы управления Российского государства. Однако если в Польше такая потреб9.08.1899ность в связи с опасностью массового антиправительственного движения возникла раньше, то в Великом княжестве Финляндском царизм пока считал возможным идти на увеличение его государственной автономии, наличие которой в дальнейшем неизбежно должно было привести к столкновению между финляндскими интересами и интересами всего государства, его це-лостностью.
Одной из существенных особенностей Великого княжества Финлянд9.08.1899ского и Царства Польского, выделявших их из ряда других национальных окраин, была высокая степень экономического развития данных территорий. По важнейшим экономическим показателям они превосходили не только ок-раины, но и метрополию - Центральную Россию.
В более значительной мере и намного раньше, чем в России, в Фин9.08.1899ляндии и Польше отмирали сословные различия, быстро формировалась буржуазия и увеличивалось число лиц наемного труда как в промышленно9.08.1899сти, так и в сельском хозяйстве.
Второй параграф первой главы посвящен анализу проводившихся ре9.08.1899форм высших и центральных учреждений данных территорий, проблем вве9.08.1899дения общегосударственного языка, а также местным языкам, генерал-губернаторской власти, выступавшей формой управления окраинами и ос-
Дусаев Р.Н. Уголовное уложение Великого княжества Финляндского. Л., 1988. С. 14.
14
нованием государственной службы.
К концу 70-х гг. XIX в. на территории Варшавского генерал-губер-наторства, за исключением отдельных изъятий, действовали имперское за-(онодательство и центральные министерства и ведомства, заменявшие лик-видированные подобные учреждения Царства Польского, генерал-•убернатор, пришедший на смену независимого от общегосударственных учреждений наместника. Польша, в отличие от Великого княжества Фин-1яндского, лишенная своих правительственных учреждений, не имевшая с 1831 г. своего парламента, постепенно превратилась в несколько губерний, управлявшихся частью на основе общегосударственного законодательства, шстью специального, и объединенных властью варшавского генерал-убернатора.
Спокойная в политическом отношении Финляндия не только сохранила ;вои правительственные учреждения, но и добилась их большей независи-юсти от генерал-губернатора, а в результате сеймовой реформы 1869г. (ериодических созывов единственного парламента в самодержавной России i действительного ограничения власти российского императора, во всем го-ударстве являвшегося абсолютным монархом. Продолжали существовать и ico6oe центральное учреждение в империи - финляндский статс-;екретариат во главе с министром статс-секретарем, а также Комитет для финляндских дел - высшее в отношении Финляндии законосовещательное 'чреждение. Однако попытки дальнейшего обособления Финляндии, созда-!ие и укрепление институтов государственности наталкивалось на все юльшее сопротивление российских правящих кругов.
Третий параграф дает представление об изменениях в структуре гу-!ернского, уездного управления и местного самоуправления. В Царстве 1ольском в результате реформ губернского и уездного самоуправления ,анный уровень администрации был максимально приближен к имперскому |бразцу. Созданное Милютиным тминное и сельское управление, по замыс-1ам правительства, должно было способствовать расколу польского обще-тва. Искусственно поддерживая крестьянство в Польше, царизм пытался, аким образом, ограничить влияние польских дворянства, интеллигенции и буржуазии. Следствием явилась созданная польская всесословная гмина, "акой низшей административно-территориальной единицы с всесословными |рганами управления, очевидно, не хватало в остальных российских губер9.08.1899ниях. В этом как Царство Польское, так и Великое княжество Финляндское с то общинным самоуправлением явно превосходили общегосударственное олостное крестьянское самоуправление, даже несмотря на то, что в Поль-je тминное управление находилось в значительной зависимости и под жест-им контролем уездной и губернской администрации.
Общим недостатком системы управления этих национальных окраин ыло отсутствие выборных представительных учреждений на уездном и гу-ернском уровнях, но если в Финляндии подобное происходило по внутрен-еполитическим причинам, то в Польше это всецело зависело от политиче-
15
ского курса имперских властей и их опасениями перед возможностью ис-пользования таких органов польским обществом в борьбе за свои нацио-нальные права.
В расширении автономии Финляндии, в самом факте ее существова9.08.1899ния скрывалась дальнейшая угроза ликвидации или ограничения обособ-ленности княжества, входившего в состав государства с быстро развиваю-щимися буржуазными отношениями, требующими полного единства терри9.08.1899тории, управления и законодательства.
В четвертом параграфе анализируется процесс становления в Фин9.08.1899ляндии и Польше буржуазных судебных систем. Курс царских властей, взя9.08.1899тый в отношении судебных систем Польши и Финляндии, в целом, был зер-кальным отражением общего политического курса, взятого центральным правительством в отношении этих национальных окраин. В Финляндии ца-ризм не проявлял какого-либо интереса к преобразованиям в судебной об-ласти в рассматриваемый период. В Польше судебная реформа заняла, на-ряду с крестьянской и губернской, центральное место в планах имперского правительства. Главными здесь выступали политические соображения им-перских властей, они преобладали над собственно юридическими началами, ставилась задача наиболее полной унификации судебной системы Царства с общегосударственной, и многие демократические положения Судебных уставов 1864 г. оказались непримененными. Введение передовых Судебных уставов 1864 г., хотя и со значительными изъятиями, уменьшавшими их де9.08.1899мократический характер, еще более увеличило отрыв организации судов Царства Польского от судебной системы Великого княжества Финляндского.
Вторая глава «Развитие административного устройства Великого княжества Финляндского и Царства Польского в 1881-1914 гг.» также разде9.08.1899лена на четыре параграфа. В первом прослеживаются изменения политико-правового статуса окраин, рост их социально-экономической сферы и свя9.08.1899занный с этим подъем политической активности населения. Развитие по буржуазному пути метрополии вело к усилению ее унификаторского курса в отношении национальных окраин. Это неминуемо привело к обострению от9.08.1899ношений между центром и Финляндией, а в Польше усилило объединитель9.08.1899ные тенденции в 80 - 90-е гг. XIX в. Дальнейший ход событий показал, что царизм, который не имел сил продолжать столь жесткую политику в отноше9.08.1899нии этих двух окраин, был вынужден пойти на временные уступки им, или же, как это было в Польше, в основном, лишь обещал их. Используя россий9.08.1899ский представительный орган, царское правительство в новых условиях стремилось к серьезному ограничению финляндской автономии путем опре9.08.1899деления ее правового положения в составе империи и распространения на ее территорию действия общегосударственного законодательства. Посте9.08.1899пенно наметился процесс некоторого сближения государственно-правового положения Великого княжества Финляндского и Царства Польского.
В параграфах втором и третьем рассматривается процесс дальнейше9.08.1899го объединения управления Великого княжества Финляндского и Царства
16
Польского с общеимперским. Были упразднены последние при центральных имперских органах отраслевого управления специальные учреждения, дей9.08.1899ствовавшие в отношении Царства Польского, продолжалось распростране9.08.1899ние русского языка и введение в местную администрацию русских чиновни9.08.1899ков. Произошло некоторое усиление генерал-губернаторской власти путем придания ей широких административно-полицейских полномочий, хотя этот процесс в какой-то мере должен был ограничиваться созданием при гене9.08.1899рал-губернаторе совета. Во время беспорядков 1905 - 1907гг. и в после9.08.1899дующие годы край находился на военном положении и в положении усилен9.08.1899ной и чрезвычайной охраны, что в еще большей степени способствовало укреплению власти главного начальника края, которая теперь с окончанием проведения реформ в крае возможно уже сама становилась в определенной мере тормозом для дальнейшей унификации Царства с империей. Но была необходима в силу своих чрезвычайных полномочий и хорошего знания ме9.08.1899стных условий для борьбы с революционным и сепаратистским движением в Царстве. В Финляндии успех задуманных объединительных реформ нахо9.08.1899дился в прямой зависимости от увеличения влияния в административной системе княжества генерал-губернатора и обеспечения контроля за ней со стороны имперского правительства. Однако наличие разветвленной системы лестного управления, структура которой была совершенно отличной от об9.08.1899щегосударственной, деятельность местного парламента, сложная внутрипо-1итическая обстановка как в крае, так и в империи, не позволили русскому фавительству развить и укрепить преобразования времен Бобрикова и бо-iee того заставили пойти на временные и серьезные уступки финнам. В (альнейшем, вернувшись к прежнему в отношении Финляндии курсу, цен-ральные власти действовали уже более осторожно; сохраняя местные финляндские административные органы, они ставили их различными путями юд свой контроль и создав в целях проведение будущих объединительных «форм законом 1910г. юридическую базу, русское правительство осозна-ало, что в создавшихся условиях не может приступить к коренному преоб-азованию высших и центральных учреждений края с подчинением их обще-эсударственным учреждениям.
В Великом княжестве Финляндском структура управления губерний и ездов в 80-е гг. XIX в. и до 1914 г. не претерпела существенных изменений, э же можно сказать и о компетенции губернских и уездных учреждений, а зкже должностных лиц. Устранение выявленных недостатков происходило золюционным путем вплоть до конца 90-х гг. XIX в. без активного вмеша-гльства центрального правительства. Во время генерал-губернаторства обрикова основные усилия реформирования административных учрежде-1й княжества затронули прежде всего их высший эшелон и в значительно эньшей степени губернскую и уездную администрацию. Большинство пре->разований Бобрикова в этой сфере были отменены Октябрьским манифе-ом 1905 г.
Сложившаяся в Царстве Польском система губернского управления
17
характеризовалась отсутствием элементов самоуправления, за исключени-ем тминного (хотя в Финляндии также не было органов самоуправления на уровне уездов и губерний), мало чем отличалась от общегосударственной модели, причем в конце XIX - начале XX в. унификация управления этой на9.08.1899циональной окраины в виде ликвидации последних элементов обособленно9.08.1899сти и, с другой стороны, введения в крае некоторых общегосударственных институтов (попытка введения Городового положения, изменения в составе губернских правлений и проекты таких изменений), продолжалась.
Таким образом, одновременно имели место две тенденции. С одной стороны, продолжалось объединение данного уровня управления Царства с общегосударственной административной системой, с другой стороны, со-хранялись и совершенствовались отдельные особенные его элементы, и, как в случае с местными языками, происходило некоторое увеличение обособ9.08.1899ленности края.
В четвертом параграфе освещается развитие судебной системы Цар9.08.1899ства Польского и попытки реформирования судоустройства Финляндии. Крайне необходимая Великому княжеству судебная реформа по причине обострения политической обстановки в крае не состоялась. В Польше в этот период проявилась тенденция к совершенствованию нового судебного строя. Однако важнейшие демократические положения Судебных Уставов 1864 г. так и не были применены.
В заключении даны основные выводы исследования. В первой поло9.08.1899вине XIX в. феодальная Россия могла позволить себе сохранение старых форм управления на вновь присоединенных территориях, насколько они не противоречили ее интересам. Однако с переходом государства на буржуаз-ный путь развития положение стало постепенно меняться. Социально-экономическое развитие страны требовало ликвидации окраинной обособ-ленности, унификации большинства сторон общественной жизни и, в том числе административного единообразия. Данные процессы подстегивались тем, что в Финляндии и Польше капитализм развивался более высокими темпами по сравнению с метрополией. Это в свою очередь порождало уско9.08.1899рение развития национального самосознания как у финского, так и у поль9.08.1899ского населения, их стремление к самоопределению в рамках государствен9.08.1899ной автономии или же путем создания независимого государства. Подобное заставляло данные этносы встать на защиту именно местных государствен9.08.1899но-правовых институтов, которые ассоциировались ими с обособленностью края от империи, хотя такие учреждение вполне могли нести в себе полу9.08.1899феодальные пережитки. Таким образом, попытки унификации управления империи наталкивались на сопротивление в ее окраинах. Здесь быстрее воспринимались либеральные, а затем социалистические идеи, которые как правило имели националистическую окраску. Местные движения в защиту национальных прав становились угрозой единства империи, но неуклюжие и грубые, а самое главное непоследовательные попытки со стороны цен9.08.1899тральных властей подавить их давали обратный результат.
Конкретные проявления унификации управления в Финляндии и Польше в силу местных условий и временных периодов имели существен9.08.1899ные отличия. С середины 60-х до начала 80-х гг. XIX в. в Великом княжестве произошло существенное расширение его автономного статуса. У княжества имелись некоторые атрибуты государственности, тогда как Царство Поль9.08.1899ское в этот период окончательно теряет остатки былой автономии. Причиной столь отличной политики царских властей в этих национальных окраинах явилось то, что польское общество, его верхи, обладая солидным опытом государственности, не могли смириться с потерей независимости. В Фин9.08.1899ляндии общественная элита, в своей основе имевшая шведское происхож9.08.1899дение, вынуждена была лавировать, стремясь сохранить в княжестве свое господство между царизмом и интересами финского народа. Их противоре9.08.1899чия, которые отдельные царские чиновники склонны были преувеличивать, не всегда позволяли финляндцам единым фронтом выступить за свои авто9.08.1899номные права, а в дальнейшем за самостоятельность княжества. Экономи9.08.1899ческие и политические выгоды от вхождения в состав империи явно переве9.08.1899шивали подобные устремления, не давая им развиваться в общественной :реде. Однако это не мешало всячески укреплять обособленность княжества DT метрополии. С развитием буржуазных отношений в России в 80-е гг. XIX j. происходит изменение всей окраинной политики в сторону ужесточения >усификации, проявлявшейся в административной и культурной унификации 1краин. Соответственно изменяется и правительственный курс в отношении Финляндии. Экономическая конкуренция, расширение политической актив-'ости населения и, наконец, вынужденный характер со стороны централь-ых властей проведения в княжестве реформ 60-70-х гг. XIX в., направлен-ых на расширение его автономии, привели к началу похода против фин-яндской обособленности. Он продолжался, за исключением отката в пери-д революции 1905-1907 гг., вплоть до начала Первой мировой войны. В [арстве Польском вслед за усилением административной унификации 80-х сер. 90-х гг. XIX в. в конце XIX - нач. XX вв. под влиянием внешнеполити-эских факторов и усиления социальной напряженности в государстве также аметились изменения в этой сфере. В правительственных кругах появилось гремление заручиться поддержкой различных слоев польского населения /тем частичной ликвидации наиболее жестких и непопулярных администра-гвных мер. Так, поднимались вопросы о введении в крае Городового поло-эния, увеличения использования польского языка и о возможности созда-w земских учреждений. Однако большинство мер так и остались лишь на •маге не получив должной поддержки российских верхов, тогда как реально >оисходило уменьшение числа польских представителей в Государствен-й Думе и выделение Холмской губернии. Только с началом Первой миро-й войны началось безуспешное обсуждение политического будущего Цар-за Польского.
Хотя созданные системы государственного управления данными ок-инами справлялись с возложенными на них задачами, они все же не со-
19
всем оправдались как в Финляндии с ее широкой государственной автоно-мией, так и в Польше, где русификация достигла своего апогея. В начале XIX в. можно наблюдать тенденцию сближения правового положения Финляндии и Польши. В первом случае, шло сокращение автономных прав княжества, однако без полной ликвидации его автономии, во втором - просматривается некоторый отход от жесткой унификации управления края. Но ни тот, ни дру9.08.1899гой вариант не устраивали ни общество этих национальных окраин, ни само правительство и явно являлись переходными формами по направлению к широкой территориальной автономии и независимости или же еще большей инкорпорации в состав «единой и неделимой» Российской империи.
Приложения содержат схемы административных и судебных систем Великого княжества Финляндского и Царства Польского.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
1. Некоторые особенности управления национальными окраинами России конца XIX - начала XX вв. (на примере Кавказского края) // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Сер. Право. Вып. 1. Ульяновск, 1996. С. 22-25.
2. К вопросу эволюции системы государственного управления Царст9.08.1899ва Польского (1815 - конец XIX столетия) // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Вып. 2 (4). Государство и право. Ульяновск, 1997. С. 76-82.
3. Некоторые особенности законодательного процесса в Великом княжестве Финляндском (конец 19 - начало 20 вв.) // Ученые записки Улья-новского государственного университета. Государство и право. Вып. 5. Улья9.08.1899новск, 1998. С. 49.
4. К вопросу о применении Судебных уставов 1864 года в Царстве Польском // Постигая прошлое и настоящее. Межвузовский сб. научных тру9.08.1899дов. Вып. 9. Изд. Саратовского университета. Саратов, 1999. С. 101-106.
5. К истории вопроса сеймовой реформы 1906 г. в Великом княжест9.08.1899ве Финляндском // Ученые записки Ульяновского государственного универси-тета. Сер. Государство и право. Вып. 1 (8). Ульяновск, 1999. С. 117-120.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU