УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Агамалян Лариса Георгиевна


Просветительские идеи в творчестве A.M.Бакунина в контексте русской культуры второй половины ХVIII - первой половины XIX века
 

24.00.02 - Историческая культурология
 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук
 

Диссертация вьполнена на кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургской государственной Академии культуры.
 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Санкт-Петербургской государственной Академии культуры.
 

Место Александра Михайловича Бакунина (1768-1854) в истории русской культуры и его вклад в нее в настоящее время не определены. Изучение его творчества отечественная наука начала с поэзии. Между тем, кроме стихов, Бакунин оставил после себя интереснейшие дневники, работы по философии, истории, праву, фольклору, сельскому хозяйству, обнаруживая разнообразие знаний, интересов и способностей.
В условиях возрастающего сегодня интереса к истории русской культуры и духовпой жизни ее носителей актуальность исследования определяется, прежде всего, необходимостью расширить представление о творческом наследии А.М.Бакунина, определить масштабы его личности и место в русской культуре. Другим важным аргументом в пользу избранной темы является потребность введения в научный оборот неопубликованных материалов по истории общественной мысли, историографии, праву, дополняющих и корректирующих с позиций объективного историзма сложившиеся представления о русской культуре эпохи Просвещения второй половины ХУШ — первой половины XIX веков и о характерном для этой эпохи типе личности просвещенного дворянина Огромное количество материала пока остается неизученным и вовсе неизвестным. Внимание науки по-прежнему сосредоточено преимущественно вокруг наиболее звучных имен. Между тем, широта интересов и пытливость ума людей, сформировавшихся в эту эпоху и зараженных ее идеалами, — свойство не только безусловных и всеми признанных талантов. Фигуры, говоря условно, второго ряда столь же важны для формирования целостного представления о культуре русского Просвещения.
Отдельный интерес представляет проект Бакунина "Условие помещика с крестьянином", являющийся попыткой решения крестьянского вопроса в рамках усадебного законотворчества Исследование актуально также в связи с возрастающим в последние годы интересом к феномену русской усадьбы как к одному из интереснейших компонентов культуры дореволюционной России.
Источниками диссертации послужили письменные документы, хранящиеся в архивах Санкт-Петербурга Это, в первую очередь, — материалы из фонда А.Н.Оленина в рукописном отделе Российской национальной библиотеки и фонда А.М.Бакунина в Институте русской
литературы (Пушкинский дом) РАН. К числу источников относятся также опубликованные сочинения А.М.Бакунина, сочинения русских мыслителей, историков, писателей, законодательные акты и исторические документы второй половины XVIII — первой половины XIX века.
Степень научной разработанности проблемы. Литература о А.М.Бакунине весьма невелика. Прежде всего - это монография А.А.Корнилова "Молодые годы Михаила Бакунина" (1915), первые главы которой посвящены истории рода и семьи будущего знаменитого анархиста. Значительное место в них уделено личности его отца. Книга Корнилова и сегодня является основным источником для всех, кто обращается к истории жизни А.М.Бакунина. Эти немногочисленные обращения в тематическом плане делятся на две группы. В связи с возрастающим интересом к русской усадьбе, в 1990 г. в журнале "Наше наследие" (N3) был опубликован цикл очерков "Премухино Бакуниных", куда вошли статьи Наталии Пирумовой ("Дворянское гнездо" и " Дым и новь-") и Б.Носика ("Отцы и дети"), посвященные прошлому и настоящему бакунинской усадьбы, а также судьбе ее обитателей. Последняя статья Н.Пирумовой "Семья Бакуниных в премухинской усадьбе" (1995) представляет собой новую, краткую редакцию публикации в "Нашем наследии" и содержит неточностей, которых не было в редакцин 1990 года: неверно указана дата смерти А.М.Бакунина и, что принципиально, время его службы в Петербурге увеличено до семи лет, вместо нескольких месяцев в 1790-ом и 1797-ом годах. Исследовательница пишет о существовании в Премухине с начала ХТХ века "глубокой просветительской традиции", что было отмечено еще Корниловым, "высокого строя умственных интересов и нравственных принципов., незаурядной одаренности, осознания себя частью общества и как следствия — общественной активности". Однако личность хозяина Премухина в этой статье оказывается заслоненной яркой фигурой Михаила Бакунина.
Другой круг публикаций связан с поэтическим наследием А.М.Бакунина. В 1859 году в сборнике "Братчина" В.И.Панаев опубликовал его стихотворение "Жатва"(1799) вместе с письмом Державина, дающим ему краткую характеристику. В 1928 г. появилась статья Б.И.Коплана "Из литературных исканий конца XVIII — начала XIX века", посвященная поэтическому творчеству В.В.Кашшста и А.М.Бакунина, которого автор относит к числу поэтов-карамзинистов. Часть рукописного сборника стихотворений А.М.Бакунина,
подаренного в 1799 г. Н.А.Лъвову, была опубликована К.Ю.Лаппо-Данилевским в книге "Русская литература. Век XVIII. Лирика."(1990). Публикацию сопровождает краткая биографическая справка и характеристика поэтического и дружеского окружения А.М.Бакунина, так называемого львовско-державинского кружка Публикация литературного наследия А.М.Бакунина была продолжена К.Ю.Лашю-Данилевским в сборнике "Русский архив: Материалы по истории русской литературы и общественной мысли" (1994), где исследователь дает краткую характеристику общественно-политических взглядов Бакунина, отразившихся в его поэзии. К.Ю.Лаппо-Данилевский касается взглядов Бакунина также в своей более ранней статье "К вопросу о рецепции событий Великой французской революции в России 1790-х годов. (В.В.Капнист и его ближайшее окружение)" (1983), характеризуя их как "весьма умеренные, что отнюдь не исключает <...> восприимчивости к новым идеям". В интерпретации личности Бакунина автор все же остается в пределах концепции А.А.Корнилова. В 1994 году Дмитрий Олейников впервые опубликовал в "Нашем наследии" (№29-30) поэму "Осуга", написанную А.М.Бакуниным в Премухине в 1810-1830-е годы. Если не считать примечаний, сопровождающих публикацию писем Г.Р.Державина, В.В.Капниста, А.Н.Муравьева, на этом заканчивается обзор литературы, посвященной жизни и творчеству А.М.Бакунина. Без введения в научный оборот новых материалов исследователи оказываются обреченными на неизбежные повторения.
Цель исследования — выявить просветительские идеи в творчестве А.М.Бакуюша, определяющие его место в культуре русского Просвещения второй половины 18 - первой половины 19 века
Задаче исследования;
1. На основе комплексного культурологического анализа памятников общественной мысли, истории и литературы определить типологические особенности личности просвещенного русского дворянина второй половины 18 - первой половины 19 века и соотнести с особенностями личной биографии А.М.Бакунина
2. Определить объем и жанровое многообразие, проанализировать жанровую природу и проблематику творческого наследия А.М.Бакунина.
3. Выявить специфику отражения просветительских идей в мировоззрении и творческом наследии А.М.Бакунина.
4. Определигь место А.М.Бакунина в истории культуры русского Просвещения второй половины 18 - первой половины 19 века.
Объект исследования: культура русского Просвещения второй половины 18 - первой половины 19 века и роль просветительских идей в формировании творческой личности данной эпохи.
Предмег исследования: жизнь и творческое наследие А.М.Бакунина в контексте русской культуры.
Методологической основой исследования послужили труды междисциплинарного характера, исходящие из принятого в современной культурологии (С.С.Аверницев, С.Н.Артшювский, Ф.Бродель, А.Я.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, А.И.Новиков, Э.В.Соколов, В.Щученко и др.) представления о культуре как о целостной и многообразной системе сложно взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений, работы Ю.МЛотмана по типологии культуры, а также работы фиолософов, культурологов, историков (П.Н.Милюков, В.Н.Орлов, Г.А.Гуковский, Ю.М.Лотман, А.В.Предтеченский, Т.В.Артемьева, А.И.Новиков и др.) посвященные культуре Просвещения, как конкретно-историческому типу культуры.
Методы исследования. В процессе работы над диссертацией использовались методы комплексного культурологического анализа в целях воссоздания картины исследуемой эпохи; сравнительного анализа
— при определении оригинальности интерпретации просветительских идей в мировоззрении и творчестве А.М.Бакунина; типологического анализа - в целях выявления характерных особенностей мышления и поведения просвещенного русского дворянина исследуемой эпохи; историко-биографический метод - для создания творческой биографии, определения системы жизненных ценностей и ориентации А.М.Бакунина. Диссертация опирается на архивные разыскания (РО РНБ, РО ИРЛИ) с использованием разнообразных методик архивного поиска.
Научная новизна исследования проявилась:
— в системном изучении мировоззрения и творчества А.М.Бакунина — оригинального мыслителя, поэта, историка, практического деятеля культуры русского Просвещения ХУШ-ХГХ века, автора первого подробного законопроекта крестьянской реформы, основанного на идеях философии Просвещения;
— в выявлении типологических характеристик поведения и мышления, |гросвещенного русского дворянина конца 18 - начала 19 века;
—•• в новом прочтении известных и введении новых фактов в биографию А.М.Бакунина;
— во введении в научный оборот до сих пор не опубликованных и неизвестных сочинений А.М.Бакунина, важнейшими из которых являются философские "Письма к Н.А.Л." (Н.А.Львову) и "Условие помещика с крестьянином", в уточнении их датировки и жанровой природы.
Практическая значимость диссертации обусловлена, прежде всего, тем, что в ней определяется место А.М.Бакунина в истории русской культуры. Вводимые автором в научный оборот документальные материалы представляют собой важные исторические источники для изучения русской культуры в целом и, в частности, русской - русской истории и историографии, философии и общественной мысли, экономики и сельского хозяйства, законодательства и - конкретно - для истории крестьянского вопроса в России. Материалы исследования могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов истории русской культуры, русской литературы и истории, в научной работе по написанию очерков русской истории и культуры.
На защиту выносится следующие положения:
1. В культурном наследии А.М.Бакунина: в поэзии, эпистолярном наследии, философских "Письмах к Н.А.Л.", "Опыте русской мифологии" нашли отражение идеи просветительской философии и особенности просветительского способа мышления - апелляция к разуму, убежденность в действенности слова, склонность к философствованию, внимание к проблемам нравственного и физического здоровья народа. Отрицая претензии философских систем на приближение к истине, он воспринял Просвещение как способ мышления, образ жизни и руководство к практическому действию
2. В личной биографии А.М.Бакунина выявляются признаки культурно-поведенческой модели просвещенного русского дворянина конца 18 - начала 19 века: отказ от карьеры и службы; противопоставление и предпочтение уединения , жизни в деревне и творчества - придворной службе и городской цивилизации; понимание даорянского долга как долга перед отечеством.
3. Глубокое укоренение в русском культурном сознании конца ХУШ- начала XIX века идеи цареучительства, ставшего одним из компонентов поведения истинного сына отечества, своеобразным вариантом древнего народоправства или парламентаризма в
самодержавном правлении. "Условие помещика с крестьянином" (1802-1803) А.М.Бакунина как опыт цареучительства.
4. Русская культура второй половины XVIII — начала XIX века включала в себя увлечение отечественной историей, носившее всепоглощающий характер. В соответствии с просветительскими установками историческое сочинение должно было быть поучительным Характерный для культуры русского Просвещения интерес к проблемам национального характера и исторического прошлого России нашел отражение в таких сочинениях А.М.Бакунина, как «Письма к Н.А.Л.» (не ранее 1804), «Опыт русской мифологии» (1830) исторические штудии русских летописей (1826-1827). В Предисловии к проекту "Условие помещика с крестьянином" (1802-1803), исходя из идей гуманизма и рассматривая русскую историю с точки зрения крестьянского вопроса, А.М.Бакунин пишет историю рабства в России, доказывая, что вольность граждан — суть естественное право человека и благо для государства,
5. В полном соответствии с убеждениями просвещенного консерватора, Бакунин полагал, что сильная монархическая власть покоится на законе и благоденствии граждан, которое, в свою очередь, должно основываться на свободном труде свободных собственников. Особое значение культурного наследия А.М.Бакунина состоит в том, что проект "Условия помещика с крестьянином"(1802-1803) является первой в дворянском законотворчестве попыткой воплощения идей Просвещения в подробное практическое законодательство, призванное облет-чить положение крестьян, возвратя им насильственно отобранные права.
Апробация материалов диссертации состоялась на "Приютинских чтениях" (1995), на научных конференциях во Всероссийском музее А.С.Пушкина (1996, 1998), а также на международной конференции "Екатерина Великая: Эпоха российской истории" (Санкт-Петербургский научный центр РАН, 1996). По теме диссертации опубликовано три работы, две статьи находятся в печати.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Основной текст диссертации изложен на 185 машинописных страницах. Алфавитный стгисок использованной литературы включает 178 наименований.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность и научная новизна избранной темы, анализируется степень ее разработанности, определяются цель и задачи исследования.
Первая глава — "А.МБакунин. Жизнь, убеждения, творчество" вводит его личность в контекст русской культуры эпохи Просвещения.
А,М.Бакунин с девятилегнего возраста жил в Европе, с 15 лет служил переводчиком при императорских миссиях в Турине и Флоренции. В 1789 году он защитил диссертацию по гельминтологии на латинском языке в Падуанском университете и получил звание доктора философии. 4 июля 1789 года он был причислен к членам Туринской академии. Нам почти ничего не известно о взглядах А.М.Бакунина в годы, предшествовавшие Великой Французской революции. Судя но его воспоминаниям, впервые вводимым нами в научный оборот, ему был присущ исторический оптимизм, характерный для просветительских убеждений, в основе которых лежала идея общественного прогресса. Революционные события 1789 года во Франции, свидетелем которых он оказался, делают его убежденным противником любых социальных потрясений. Обаяние французской революционной мысли навсегда померкло для А.М.Бакунина — все его дальнейшее творчество и вся его жизнь — свидетельство тому. Тем не менее, ум его сформировался под влиянием философии Просвещения, он усвоил его основные понятия, терминологию, самый способ мышления и уже не мог отказаться от них. Не будучи приверженцем просветительских доктрин, часто полемизируя с ними, А.М.Бакушш в своих сочинениях и письмах находится в кругу проблем, поставленных Просвещением.
Прямым доказательством знакомства Бакунина с сочинениями европейских просветителей является его письмо к А.Н.Оленину, написанное, как удалось установить автору в начале 1803 года (РО РНЬ). В письме Бакунин излагает свои взгляды на современную философию, на роль и сущность просвещения, которое, с его точки зрения, "не иное что как благосостояние народа " "Не просвещение от наук бывает, а
10
успехи наук от просвещения",— утверждает Бакунин. Эта формулировка прямо противостоит известной идее Руссо, что просвещение должно предшествовать вольности, — идее, столь популярной в среде просвещенных консерваторов (И.Н.Болтин, М.МЩербатов, Н.МКарамзин и др.). Позиция А.М.Бакунина принципиально иная: освобождение и улучшение нравов, просвещение должны сопровождать друг друга. Бакунин убежден, что все философские системы не способны помочь человечеству. В письме развернута целая система доказательств того, что ученость, грамота не делают человека счастливым а просвещение заключается в "нравственном и физическом здоровье народов". Кратко характеризуя теории знаменитых просветителей: Монтескье, Бентама, Гельвеция, Вольтера, Руссо, Рейналя, — Бакунин отвергает их претензии на приближение к истине. "Философы и ханжи, — пишет он, — напрасно друг на друга злятся. Не с равным ли усердием они безобразят истину и бредни свои выдают за ее именныя указы? <...> Прологи и системы не равно ли укореняют невежество?"
Предубеждение против философских систем носило у Бакунина стойкий характер. Этому предмету посвящены его письма к А.Н.Муравьеву (1812-1813), обнаруженная нами заметка "Мысли о современной философии" (1839), (РО ИРЛИ). В то же время в "философском" письме к А.Н.Оленину затрагиваются многие идеи и проблемы просветительской философии: влияние климата на сознание народа, значение народных предрассудков, вопросы веры и безверия, значение и ценности национальной культуры. Эти же идеи нашли отражение в его "Письмах к Н.А.Л."(РО ИРЛИ), что расшифровывается как "К Николаю Александровичу Львову" Четыре из них озаглавлены А. М.Бакуниным: "О садах" , "О климате", "О том же", "О народом характере". Письма написаны не ранее 1804 года, что определяется по водяным знакам бумаги. Н.А.Львов, близкий друг и родственник А.М.Бакунина умер в 1803 году. Следовательно, Бакунин пишет в вечность. Датировка; а также анализ формы и содержания писем — адресат, правда, не вымышленный, но уже и не вполне реальный; указание темы-программы логически выстроенного повествования; пространные рассуждения о современной философии, русской и европейской культуре; размышления о жизни русского крестьянина, подтверждаемые
яркими зарисовками деревенского быта, — все это позволяет предположить, что перед нами особый литературный текст. Сам характер рукописи А.М.Бакунина — она испещрена поправками, отдельные страницы перечеркнуты почти целиком, а на полях появляются более точные, с точки зрения автора, формулировки и определения — присущ более черновику художественного или научного текста. Все это убеждает в том, что перед нами философские письма — жанр, столь любимый просветителями, где эпистолярная форма — чистая условность и, наоборот, особую значимость приобретает отсутствие признаков действительно написанного частного письма. Таковы, например, "Письма к другу, жительствующему в Тобольске" А.Н.Радищева, "Письма к приятелю" М.Дшгалова и В.А.Левшина. Универсальность формы позволяла создавать в эпистолярной манере политико-экономические и философские трактаты ("Письмо о Китайском торге" и "О человеке, о его смертности и бессмертии" А.Н.Радищева, "Письма из Торжка" И.П.Пнина, письма "Мелодора к Филалету" и "Фидалета к Мелодору" Н.М.Карамзина, "Философические письма" П.Я Чаадаева, "Письма о природе" А.И. Герцена и др.).
Русская дворянская культура второй половины ХУШ века включала занятия философией в число тех "свободных искусств", которые надлежало усвоить и в которых следовало преуспеть каждому ее представителю. Формируется особый тип дворянина-философа, философа-дилетанта Российское дворянство стремится осмыслить и приложить к российской жизни достижения европейской философской мысли, социологизируя и политизируя метафизические сюжеты. (М.Н.Муравьев, А.Н.Радшцев, ПЛелищев, И.П.Пнин и др.). Философскими рассуждениями наполнены "Письма русского путешественника" Н.М.Карамзина. Мемуары, дневники, письма сохранили множество свидетельств необыкновенной популярности философских сочинений в русском обществе того времени. Любопытными и весьма характерными образцами поместного философствования являются уже упоминавшиеся сочинения Михаила Данилова "Письма к приятелю, содержащие в себе краткие, но i юлезные и любопытства достойные для человека материи" и "Письмо, содержащее некоторые рассуждения о поэме г. Вольтера на разрушение Лиссабона" В.А.Левшина. Оба автора обнаруживают
и
безусловную начитанность в области философии. Философствование становится потребностью и даже формой мышления просвещенного дворянина. После войны 1812 года это направление получает свое развитие в творчестве будущих декабристов. Новое явление зафиксировала литература ("Евгений Онегин" А.С.Пушкина, 'Торе от ума" А.С.Грибоедова, "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова, "Война и мир" Л.Н.Толстого и
ДР-).
Философские письма А.М.Бакунина запечатлели склонность автора, порицающего философские системы, к метафизическим спорам. Письмо "О садах" обнаруживает влияние идей Руссо и включает изложение взглядов автора на взаимоотношения природы и искусства. В письмах "О климате" и "О народном характере" А.М.Бакунин спорт с Монтескье, развертывая пространную систему доказательств независимости народных нравов от климата, возможность появления в суровом климате выдающихся ученых и государственных деятелей. Как известно, полемика по вопросу понимания русского национального характера и русского средневековья французскими просветителями и историками велась И.Н.Болтиным, Н,И.Новиковым, А.Н. Радищевым, Н.М.Карамзиным и др. По мнению Бакунина, национальный характер трудно определить, пользуясь неким одним заданным критерием. "Все добродетели и все пороки без изъятия <...> равно принадлежат природе человеческой и ,<...> вопреки всех философических, климатических, физиологических и политических рассуждений, пороки никак и никогда не могут быть отличительной принадлежностью целого народа...". Менее всего, считает Бакунин, достоинства ншрюналъного характера связаны с уровнем просвещения в узком значении слова. Еще менее зависит от образования нравственность. По, мнению Бакунина, Просвещение — как философская система — оказалось губительным для Франции. В письме "О климате" он называет "Персидские письма" Монтескье книгой, "которая наряду с прочими глубокими книгами много способствовали к высокому фонарному просвещению и досужному изобретению гильотины". Главное свойство просвещения, считает Бакунин, — "деятельное желание пользы общественной"., результатом которого должно стать общественное благосостояние, которое заключается в воскрешении правосудия, в
истинной вере, трудолюбии, закреплении законом нрав и обязанностей власти и подвластных, среди которых — право собственности и личной независимости, в развитии наук, художеств, торговли и промьшшенности народных. Все вышеназванное "сотворит человека" Таким образом, вся представленная полемика с теми или иными мнениями, или даже с системами как таковыми обнаруживает присущий самому Бакунину просветительский тип мышления. Идеи первенства закона, прав человека, договора между членами общества, мысли о самобытной ценности национальной культуры, которыми ншюлнено его творчество, — все это проявления отрицаемого им как философская система, но воспринятого как дух времени Просвещения.
Сама жизнь Бакунина явилась своеобразным подтверждением приверженности просветительским идеалам, в частности, учению Руссо о естественном человеке. В 1797 году он окончательно выходит в отставку и поселяется в своей усадьбе Премухино, где занимает деревенским трудом, творчеством и воспитанием детей. Равнодушный к политической деятельности и борьбе, оставив мысли о придворной карьере, Бакунин создает в Премухине особый мир "по сознательно обдуманному идеалу, в основе которого лежало европейское образование в духе просвещения ХУЛ! века и сильное национальное чувство" {А.А.Корнилов). Этот идеал культивировался литературой конца XVIH - начала XIX столетия, рисовавшей "идеальный образ утопического хозяина", выдвигавшей в качестве альтернативы традиционной службе хозяйственную деятельность в усадьбе. Этот образ формировался и в реальной действительности, в создании в дворянских усадьбах идеальной модели жизни, благословенного места. Хрестоматийный пример — жизнь А.Т.Болотова. Таким местом, по замыслу Бакунина, должно было стать и Премухино. И в лирике Бакунина, и в поэме "Осуга" находим характерное для русской поэзии второй половины ХУШ - первой половины XIX века, прогивопоставление света и деревенской жизни, отразившее идеи Руссо о развращающем влиянии цивилизации и благотворности жизни на лоне природы. Не учитывая этого противопоставления, нельзя объяснить сложившееся представление об особом мире русской усадьбы, ее особой культурной среде. Отказ от государственной службы, так
14
же как и сельская, усадебная жизнь становится предметом поэтизации в русской лирике XVIII - первой половины XIX века, что имеет, конечно же, и философскую основу. Знаменательно обращение к жанру классической идиллии и горацианской оды; к идущему через Руссо от Феокрита и Горация противопоставлению цивилизации — и нетронутой природы; славы — и радостей тихого счастья, частного существования; царских богатств — и умеренности. Это противопоставление становится почти общим местом, что свидетельствует о первичности философской идеи, о заданности темы. Лирический образ мудреца, деревенского философа представлен в русской поэзии конца XVIII - первой половины XIX столетия очень широко (в творчестве М.Н.Муравьева, Н.М.Карамзина, Г.Р.Державина, Н.А.Львова, К.Н.Батюшкова, В.В.Капниста, А.С.Пушкина, МЮ.Лермонтова и др.). Ставший общим местом идеал пародируется Пушкиным в "Евгении Онегине" в образе Зарецкого.
Образцом идиллии назвал Державин "Жатву" А.М.Бакунина (1799), истинной основой которой, как и большинства горацианских од XVIII столетия, явился руссоизм. Покой и воля живут в деревне, и несовместимы с фортуной. Такова главная мысль "Эпистолы" Н.А.Львова, обращенной к А.М.Бакунину из Павловска. Указанное противопоставление пронизывает и "Осугу" Бакунина, где счастье патриархальной усадебной жизни изображено во всех милых сердцу подробностях.
Внимание Просвещения к проблемам национального характера народов, национальных культур тесно связано с интенсивным изучением истории, собиранием докуменгов и различных материалов, их публикацией. Изучение русской истории становится любимым занятием Бакунина. Список книг по русской истории в описи премухинской библиотеки (РО ИРЛИ) занимает самое большое место, причем, включает издания, начиная с середины XVIII в. В конце 1802 - начале 1803 года он пишет очерк российской истории, краткость которого (14 листов рукописи, исписанные с обеих сторон) обратнопропорциональна содержательности. Как следует из его дневника 1811-1812 годов (РО ИРЛИ) при Тверском дворе великой княгини Екатерины Павловны Бакунин знакомится с
15
Н.МКарамзиным и в спорах с ним на исторические темы чувствует себя вполне уверенно.
Творчество А.М.Бакунина обнаруживает также прямое или опосредованное влияние идей Гердера о равноценности национальных культур. В 1830-е годы он создает "Опыт русской мифологии", где утверждает мысль о самостоятельном интересе, который представляют собой русские обычаи, легенды, праздники. В "Письмах к Н.А.Л." обнаруживаются следы возможного знакомства Бакунина с учением Дидро о всеобщей чувствительности материи. И все же, проблемы натурфилософии, как и проблемы эстетики, занимают А.МБакунина настолько, насколько они связаны с социальными проблемами российской действительности, а конкретнее — с крестьянской проблемой. Общественно-политические взгляды Бакунина также впитали идеи Просвещения, о чем свидетельствует его разбор устава "Союза Благоденствия" с позиций сторонника просвещенной монархии. В рассуждениях хозяина Премухина о том, что при Российских пространствах, суровом климате и малолюдстве самодержавие представляется не столько необходимым или нужным для интересов династических, сколько потребностью для народа и безопасности государственной, слышатся отголоски философии Монтескье. Причем, и это характерно, отвергнутый в "Письмах к Н.А.Л." "географический материализм" Монтескье в той части, где речь идет о влиянии территориального фактора на политический строй государства, становится одним из аргументов в пользу просвещенного монархического правления в России.
Лагерь просвещенных консерваторов, к которому следует отнести А.М.Бакунина, объединяет естественный страх перед возможностью социальных потрясений, нежелание радикальных перемен и, в то же время, — недовольство российской действительностью, стремление воздействовать на нее доступными средствами. Эти умонастроения породили такое явление российской общественной жизни как цареучительство. Попытки действенного влияния на внутреннюю политику государя проявились в различных сферах культуры русского Просвещения: в поэзии, публицистике, историографии, законодательстве XVIII - первой половины XIX века. Описываемое явление нашло отражение и в творчестве
16
А.М.Бакунина. Свое отношение к цареучительству он формулирует в "философском" письме к А.Н.Оленину в начале 1803 года. Истоки явления он находит в знаменитой утопии Фенелона "Приключения Телемака" (1699, первый русский перевод — i786 г.), пользовавшейся большой популярностью в России. По мнению Бакунина, книга Фенелона "более учит божески царствовать, нежели человечески жить". Указывая на то, что законы Ментора основаны на чуждом человеческой природе бесстрастии государя и подданных., Бакунин называет всеобщую страсть к цареучительству "блажью". Однако, верный просветительской традиции, в это же время он пишет одно из самых замечательных своих сочинений — "Условие помещика с крестьянином" (1802-1803), также являющееся попыткой цареучительства..
Вторая глава диссертации посвящена рассмотрению проекта А.М.Ьакунина "Условие помещика с крестьянином". В первом параграфе освещается история создания и изучения проекта А.М.Бакунина (рукопись обнаружена нами в архиве А.Н.Оленина в РНБ). Отличительной особенностью русского просвещения справедливо считается идея необходимости уничтожения крепостного права. Воцарение Александра I сопровождалось оживлением обсуждения крестьянского вопроса. В 1802- начале 1803 г. Государственный совет занимался подготовкой указа "об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий, "на обоюдном согласии основанных". Инициатором указа, вошедшего в историю под названием "Указа о вольных хлебопашцах", и составителем его проекта, рассматривавшегося в Государственном совете 12 марта 1803 года, был граф Сергей Петрович Румянцев. Указ был издан 20 февраля 1803 года. О его подготовке было широко известно, что обусловило появление множества записок и законопроектов. Однако и на фоне обозначившейся общей тенденции проект А.М.Бакунина, остававшийся до сих пор неизвестным, представляется весьма интересным явлением.
Смутные сведения о некоей неизвестной "конституции", написанной Бакуниным для своих крестьян и отвергнутой ими, упоминаются А.А.Корниловым. Как устанавливается из писем к А.Н.Оленину, который с 1801 г. служит в Государственном совете и которому Бакунин пересылает проект, он начал писать
п
его в конце 1802 г. и завершил за 20 дней до издания "Указа о вольных хлебопашцах" — 30 января 1803 года. По-видимому, Оленин должен был представить проект А.М.Бакунина, идеям которого сочувствовал, либо в Государственном совете, либо министру внутренних дел, либо кому-нибудь их причастных к подготовке Указа о вольных хлебопашцах и, возможно, императору. Свидетельство тому — черновик сопроводительного письма Оленина к неустановленному лицу, где содержится оценка сочинения и дается рекомендация автору. Договор Бакунина, будучи чрезвычайно конкретным, в то же время претендует на то, чтобы восприниматься как некий образец и является самым ранним из обнаруженных памятником усадебного законотворчества начала XIX века, в котором прослеживается отчетливая просветительская тенденция.
Проект состоит из трех частей: "Предисловия", "Условия помещика с крестьянином" и "Устроения и должностей дворянского суда". Внутренняя логика ясна: историческое обоснование необходимости реформ, их содержание и правовое обеспечение. Второй параграф главы посвящен рассмотрению исторического предисловия к проекту, где автор демонстрирует избирательный подход к истории под углом зрения современности, что носит чисто просветительский характер. Российская история, в соответствии с концепцией автора, превращается в историю рабства в России. Увлечение отечественной историей — один из важнейших компонентов русской культуры второй половины XVIII - начала XDC века. Оно носит всепоглощающий характер. Историей занимаются российские ученые, специально приглашенные историки-иностранцы {Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлецер), свою версию Российской истории пишет императрица. Историческими сюжетами питается воображение писателей, поэтов, драматургов, художников. Экскурсы в историю делают критики и публицисты. История, как и философия, входит в круг "свободных искусств", которыми занимается свободное дворянство. В своем кратком историческом очерке Бакунин так или иначе касается всех спорных вопросов русской истории: происхождения русского народа, становления российской государственности, уровня просвещенности древних славян; доказывает, что времена славы и могущества России всегда связаны с вольным состоянием ее
18
народа, а рабство поселян, есть результат татарского ига и необузданного законом корыстолюбия русских князей-вотчинников и вельмож. История России под пером А.МБакунина превращается в историю Великого Новгорода — символа вольности и народоправства Древней Руси. Автор создает своеобразный новгородский свод, почти полностью игнорируя все события, связанные с первенствующей ролью Киева в правление Олега, Святослава, Владимира. В своих новгородских предпочтениях автор — продолжатель и предшественник тех русских писателей ХУШ-XIX века, которых занимала и вдохновляла особенная история Новгорода. Будучи безусловным апологетом самодержавия, сторонником сильного единого государства, А.М.Бакунин и не пытается скрыть своих симпатий к мятежному Новгороду. Следуя событийной канве "Истории Российской" В.Н. Татищева, которая, безусловно, была для него основным источником даже в наиболее спорных эпизодах, каковы, например, происхождение и статус новгородского правителя Гостомысла, его родственные связи с русо-варягами, бунг Вадима Храброго и др., в интерпретации новгородских событий Бакунин противостоит своему предшественнику. Целью исторического предисловия является утверждение исконного свободолюбия русского народа и благотворного влияния гражданской свободы на благосостояние страны. Автор демонстрирует сердечную склонность к коренным правам вольности. В деятельности российских царей он всегда выше ценит мудрую внутреннюю политику, нежели активную внешнюю. Любопытное сходство с интерпретацией новгородской темы А.Н.Радищевым обнаруживается в той части предисловия А.М.Бакунина, где он повествует о времени правления великого князя Ивана Васильевича и царя Ивана Грозного. "Царь Иоанн восхотел быть грозным, а не великим государем, <...>он ... с неимоверною жестокостью истребил нещастныя останки новгородцов и омылся в крови подданных своих" (л.9 об.), — с горечью заключает А. М. Бакунин. Главным критерием государственной мудрости является для Бакунина вольность поселян Обнаруживая прекрасное знакомство с законами государства Российского, он тщательно огслеживает, как законодательство при том или ином правлении определяло положение земледельцев.. Оценка деятельности русских
19
монархов, начиная с великого князя Иоанна Васильевича, строится А.М.Бакуниным на том, в каком положении находились при них земледельцы. Такой подход к русской истории для того времени был беспрецедентным. Обзор российской истории с точки зрения крестьянской проблемы приводит А.М.Бакунина к выводам, что рабство и невежество "не есть зло России природное и полезное", что свобода поселян есть источник государственного благосостояния, что закрепощение совершилось "корыстолюбием вельмож" и не опирается на закон и, наконец, освобождение крестьян послужит к славе Александра и благу отечества По своему лаконизму, открытой тенденциозности и публицистическому пафосу очерк А.М.Бакунина может быть сравним с запиской "О повреждения нравов в России" М.МЩербатова и "Запиской о древней и новой России" Н.М.Карамзина.
Третий параграф главы посвящен рассмотрению содержания самих условий помещика с крестьянином, их связей с законопроектами екатерининской эпохи и первых лет александровского правления. Просветительская тенденция сочинения Бакунина обнаруживает себя прежде всего в том, что законодательной основой его труда является Большой Наказ Екатерины П, который предполагал основать на началах философии Просвещения целое законодательство. Литературные источники Наказа известны: это "Дух законов" Монтескье и сочинение итальянского философа Беккариа "О преступлениях и наказаниях", вышедшее в 1764 г. С точки зрения историков, Наказ представляет передачу того, на чем в данный момент остановилась философско-юридическая мысль Запада. Главная особенность сочинения Бакунина состоит в том, что автор трактует Наказ, данный комиссии для сочинения нового закона и никогда не имевший силы закона, как закон. Договор А.М.Бакунина представляет собой попытку практического применения одной из основных идей просветительской философии — идеи общественного договора — на микроуровне помещика и крестьянина. Каждый пункт условий подкреплен ссылкой на "соизволение закона". В 13 случаях из 21 — это ссылки на статьи Наказа Каждый пункт "Условия" включает указания на пользу помещика, пользу земледельца и пользу общества Характерный
для просветительского рационального мышления принцип пользы, равной заинтересованности, уравнения прав н выгод
последовательно проводится А.М.Бакушшым через весь договор. "Простодушно" трактуя Наказ как закон, следуя сто букве, контракт Бакунина наглядно демонстрирует, какого рода реформы могли быть произведены на основании Наказа императрицы. Условиями предусматривалось:
— предоставление крестьянину земельного надела в неотъемлемое и наследуемое полезное владение, то есть недвижимой собственности;
— предоставление крестьянам движимой собственности в полное распоряжение;
— определение размеров крестьянских повинностей и ограничение пространства власти помещика;
— упразднение барщины;
— запрещение продажи крестьян без земли и поодиночке, продажи в рекруты;
— запрещение брать крестьян во двор, переводить без их согласия;
— разрешение свободы крестьянских браков;
— введение для крестьян суда равных;
— наконец, освобождение за определенный выкуп и даже без выкупа.
Кроме того, договор понуждал крестьян к земледелию, предупреждал нищенство, а помещиков обязывал заботиться о здоровье и благоустройстве земледельцев, об их просвещении, ибо для помещика, по мнению А.М.Бакунина, "полагать свою безопасность в невежестве поселян — крайнее невежество". Темный народ, — считает автор проекта, — опаснее для общества, так как "одному злодею не трудно возмутить множества слегщов и соделать их своим орудием". "Франция, — пишет Бакунин, — погибала не от просвещения народнаго, как мнят невежи, но оттого, что небольшое число грамотеев могло управлять всем безграмотным народом" (л.36). Таким образом, по мнению А.М.Бакунина, улучшение положения крестьян должно сопровождаться просвещением, а не последовать ему.
Третья часть проекта "Учреждение и должности дворянского суда" выходит за рамки условий помещика с крестьянином, то есть за рамки частного права, и претендует на реформу права -21- гражданского. А.М.Бакунин демонстрирует прекрасное знание российского законодательства. Реформа, им предлагаемая, преследует и частную цель — облегчение судебных разбирательств по крестьянским делам, возможное упрощение процедуры, приближение ее к крестьянскому миру. Многие пункты Условия сопровождаются примечаниями, где А.М.Бакунин спорит с предполагаемым оппонентом, рисует картины неприглядного настоящего и прекрасного будущего. Необходимо отметить общую гуманную тенденцию проекта А.М.Бакунина, последовательно отводящего все упреки от крестьян и объявляющего их пороки — следствием злоупотреблений помещиков и губительности рабства вообще. При ссылках на действующие законодательные акты А.М.Бакунин всякий раз толкует их в пользу крестьян, т.к. его проект призван прежде всего облегчить их положение и возвратить насильственно отобранные права.
Контракт А.М.Бакунина предвосхищал появление Указа о вольных хлебопашцах, разрешавшего помещикам освобождать своих крестьян с землей на определенных условиях. Проект Бакунина обнаруживает известное сходство и с сочинением графа Валериана Стройновского "О условиях помещика с крестьянами" (1808). В то же время, правила договора в сочинении В.Стройновского составлены с учетом, в первую очередь, интересов помещика, принимающего в расчет выгоды чисто экономического характера, которым приносятся в жертву нравственные проблемы.
Обнаруженный нами документ представляет собой любопытный памятник усадебного законотворчества начала XIX века. Характерный представитель русского просвещения, А.М.Бакунин обнаруживает замечательную широту знаний, а его сочинение представляет несомненный интерес для изучения русской истории, историографии, правоведения, сельского хозяйства. Яркие картины крестьянского быта, с которым автор, живущий в деревне более 12 лет и управляющий своим хозяйством, был прекрасно знаком, страстный антикрепостнический пафос дают основания для сопоставления "Условия" А.М.Бакунина и "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева. "Условие помещика с крестьянином", отражая все сложности вопроса, является чрезвычайно
22
интересным документальным источником по истории крестьянской реформы в России., замечательным свидетельством невидимой работы того особого типа просвещенного русского помещика, который не разделял собственное благополучие и благо отечества и потому почитал себя обязанным оправдывать "перед целым светом звание дворянина и самым делом доказывать пользу онаго".
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Л.Г.Агамалян. История России в изложении А.М.Бакунина. // Новый журнал, 1997,№2. —С.164-180.
2. Л.Г.Агамалян. Изображение дворянской усадьбы в русской поэзии конца ХУШ - 1-й половины ХГХ века. // Державинские чтения. Вып. 1. —СПб., 1997. — С. 116-125.
3. Л.Г.Агамалян. Трактат А.МБакунина "Условие помещика с крестьянином" и Наказ Екатерины П. // Российская культура глазами молодых ученых: Сб. трудов молодых ученых. Вып. 6-й. — СПб., 1998. —С.52-59.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU