УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


Военная разведка

 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


Рейтинг SIMPLETOP.NET


Яндекс.Метрика




Болгария

 

1. Описание
2. Военные агенты

 

1. Описание

 

Государство (называемое также царством), расположенное в северо-восточной части Балканского полуострова, пространством 96.000 кв. км. Северная граница Болгарии — Дунай, от устья Тимока до г. Силистрии (471 км.), отделяющий ее от Румынии. Сухопутная граница от Силистрии до Черного моря (к югу от с. Иланлык) отделяет Болгарию от Румынской Добруджи (137 км.). На западе пограничная линия проходит между Болгарией и Сербией по водораздельным хребтам и пересекает долину Нишавы (340 км.). Южная пограничная линия, отделяющая Болгарию от Турции, проходит по водораздельным хребтам и по долинам рек (946 км.). Наконец, Черноморская граница на востоке тянется на 341 км. По строению поверхности Болгарии можно разделить на 3 географических области: северную, на севере от Балкан; южную, на юге от Балкан, и юго-западную, на юге от от главного хребта Балкан и на запад от Ихтиманской их ветви, имеющей меридиональное направление.
Одна только северная Болгария имеет равнинный характер, южная же и юго-западная отличаются большим разнообразием своей поверхности. Из гор Болгарии наибольшее значение имеет Балканский хребет, или Стара-планина, который хотя и уступает другим горам царства в высоте, но развитием в длину и ширину оказывает существенное влияние на общий рельеф страны. Грандиознее Балканов — Родопский массив, от него в Болгарию входят только ветвь Рило (Рыло-Даг) и часть Родопы. Рило-планина имеет уже в значительной степени альпийский характер. Тесно связанная с Родопами, она окружена, однако, рядом котловин и широкой долиной Струмы, к которой спускается круто, и это дает ей вид отдельной, самостоятельной горной возвышенности. Средняя высота Рило-планины — 1.470 м., но на значительном пространстве она поднимается до высоту в 2.000-2.923 м. Северо-западная часть отличается голыми, скалистыми, обрывистыми террасами, среди которых много озер; но к югу склоны гораздо мягче, нет ни террас, ни озер. В юго-западной части Рила находятся самые высокие ее вершины: Мусала (2.923 м.), Чадыр-Тепе (2.781 м.) и другие; здесь тоже немало скалистых террас и озер. На Рило-планине находится знаменитый Рыльский монастырь (3.900 футов над уровнем моря), игравший видную роль в истории Болгарии. Колесное движение через Рило невозможно; единственный вьючный путь идет по отрогу от Самокова до Рыльского монастыря, a оттуда спускается к Дупницкому шоссе. Подъемы на Рило очень круты. Высокая горная цепь Родопов, половина которых принадлежит Болгарии, служит, по большей части, и границей с Турцией. Западная часть Родопы имеет такой же характер, как и Рило-планина, здесь находится самая высокая вершина — Белмекен (2.646 м.). В средней Родопе, менее высокой, находится широкое плато с прекрасными пастбищами. В восточной части, начиная от Кокез-тепе (1.538 м.), Родопы постепенно понижаются к востоку и в турецкой части, Керстали, не поднимаются выше 600 м. Переход через Родопу возможен лишь по тропам, и только на склонах восточной части имеются колесные пути. В насточщее время проводится важная в военном и торговом отношении дорога через Станимака и Чепеларе. Остальная юго-западная часть Болгарии заполнена возвышенностями, носящими название планин, a именно: Оссогова-планина, доходящая на севере до Кюстендильской котловины, дикая, служит большей частью для пастбищ; к западу от Кюстендиля, до сербско-болгарской границы, простирается громадная возвышенность Крайще, пригодна для культуры; Витоша, которая тесно связана с Рило посредством Верилы-планины, разделяющей воды Струмы и Искера и отделяющей Дупницкое поле от Самоковского. Высшие точки ее поднимаются до 1.434 м.; на высоте же 1.088 м. находятся перевалы, по которым проведены колесные дороги от г. Самокова к Дупнице и Радомиру. К востоку от Витоши, между Искером и Самоковским полем, находится низкая и широкая Илана-планина, скалистая и с многочислен. речками и ручьями. На востоке от р. Искера простирается Лозенская планина, тесно связанная с Ихтиманскими горами. Самая высокая вершина ее (1.184 м.) находится невдалеке от перевала (1.046 м.), по которому проходит дорога из Софии в Самоков. К западу от Витоши простирается тесно связанная с ней Люлин-планина. Восточная часть последней довольно широка и высока (1.231 м.), западная же часть значительно уже и сильно понижается за г. Брезником.

К югу от верхнего течения р. Струмы связывается с Витошей возвышенность Голобрдо, имеющая направление с востока на запад; западная ее часть значительно выше восточной (1.140 метров). Между Люлиной-планиной и Голым-брдом находится котловина Мошино-Перникская, где добывается каменный уголь. К западу от Люлин-планины и Голо-брдо раскинулась обширная горная местность (1.400 метров) Конявска планина, которая отделяет Радомирское поле от Кюстендильского. Переходную зону от Родопы к Балканам составляет Средняя гора, которая делится на 3 части: Ихтиманская Средняя гора, собственно Средняя гора и Восточная, или Караджадаг. Ихтиманская Средняя гора наполняет пространство между Софийским полем и низменностью р. Марицы. Значительная часть ее лежит на высоте 900-1.200 метров, но Вакарельская седловина, по которой проходит главный путь на Константинополь, достигает лишь 819 м. Собственно Средняя гора составляет северной продолжение первой; ее высота увеличивается к востоку, достигая в г. Богдане 1.573 метров. Возвышенность эта труднопроходима. Караджа-даг простирается к востоку от долины р. Стремы и достигает до р. Тунджи. Эта часть Средней горы более удобна для сообщений, чем предыдущая, особенно в северной части, где седловина Дервент, через которую идет колесный путь от Старой Загоры к Казанлыку, находится на высоте всего 469 метров. В южной Болгарии невысокие возвышенности по обоим берегам Тунджи известны под названием Тунджанского массива. В углу, образуемом течением Тунджи и Марицы, поднимается массив Сакир-планина (высшая точка - 823 метров). Далее к югу от Бургасского залива, между Черным морем и pp. Тунджой и Марицей, тянется с севера на юг Странджа-планина, большая часть которой находится в Турции. Хотя Болгария вообще гористая страна, но в ней встречается немало и равнинных пространств. Из них следует указать на Придунайскую равнину. Самая узкая часть ее, не более 30 километров, находится на западе, в средней части - ок. 60 километров, a в восточной она занимает все пространство от Дуная до Черного моря на 120 километров. Общий уровень Дунайской низменности поднимается к предгорьям Балканов. Местами она всхолмливается и достигает высоты до 480 метров над уровнем моря. В противоположность Дунайской Болгарии, которая имеет по большей части степной характер, южная и юго-западная Болгарии отличаются чрезвычайным разнообразием своего строения. В северных предгорьях Балканов встречается лишь одна котловина - Орханийское поле (долина), в южной же и юго-западной части Болгарии имеется множество больших и малых полей, большинство которых в прежнее время были озерами. Таковы: Самоковское поле; Софийское поле - самая широкая котловина юго-западной Болгарии; Радомирское поле; Кюстендильское поле и Дупницкое поле. В южной Болгарии более значительны: Ихтиманское поле, котловина в Ихтиманской Средней горе; Костенец-Баня в Родопе; Пловдивское поле, представляет огромную котловину, высота которой не превосходит 100-200 метров, что при мягком климате и плодородной почве способствует развитию богатой растительности; хлебные посевы сменяются здесь виноградниками и плодов. деревьями; Старозагорское поле, между Средней горой, Родопой и Тунджанским массивом. Между Балканами и Средней горой простирается Подбалканская долина, отличающаяся плодородием и мягким климатом. Из целого ряда котловин этой долины более значительны: Златицкое поле, отличающееся чрезвычайно мягким климатом и плодородной почвой; Карловское поле, на р. Стреме (Геопса); Казанлыкское поле, наиболее плодородное место во всей Подбалканской долине; Твардицкая котловина, продолжение Подбалканской долины; Сливенское поле, имеющее болотистый характер. Как продолжение Подбалканской долины может рассматриваться и Черноморское прибрежье. Относительно орошения Болгария находится в очень благоприятных условиях: всюду находится в изобилии прекрасная вода, которая добывается при посредстве колодцев. Озерами Болгария небогата; на морском побережье далеко в сушу вдаются лиманы, a пo берегам Дуная находятся связанные с ним болота. Более значительны лиманы, образующие Болемо-Девненское (близ Варны) и Мандренское озера (близ г. Бургаса); первое, имеющее до 20 метров глубины и занимающее пространство в 18 кв. километров., соединено искусственным глубоким каналом с морем; Мандренское же озеро, площадью в 17,7 километров, соединено с морем лишь узким и мелким протоком. Если исключить из Болгарии пограничные реки Дунай, Тимок и Арду, то источники всех других ее рек находятся в ее же пределах. Самая длинная река Болгарии, пересекающая ее из одного конца в другой, Большой Искер (Големый Искер), имеет длину всего 400 километров. Умеренное количество атмосферных осадков, отсутствие вечного снега и большинство горных озер служат причиной мелководья рек; притом же, стекая с высот, они отличаются большей частью быстрым течением; только там, где реки глубже проникают в наносные земли, они и более полноводны. Почти все реки Болгарии направляются к Дунаю и Черному морю, и лишь незначительная часть их принадлежит к бассейну Эгейского моря. Притоки Дуная, за исключением Большого Искера, вытекают из Балканов и их предгорий. Почти y всех этих рек правый берег высок, a левый низмен. Главные притоки Дуная: Тимок; Лом, дл. в 93 километров; Цибра - 55 километров, Огоста -147 километров; Б. Искер, Вит, дл. 195 километров; Осьма, дл. 264 километров; Янтра, после Б. Искера самая значительная река Болгарии, дл. 271 километров; Рущукский Лом (Кара Лом), дл. 231 километров. Из др. рек Болгарии самая значит. Марица, впадающая в Эгейское море. В верхнем течении Марица составляется из горных потоков; в среднем течении доступна сплаву леса и плоскодонным лодкам. Из притоков Марицы самый значительный - Тунджа, вытекающая из Балканов и соединяющаяся с Марицей под Адрианополем; длина ее в Болгарии -355 километров, a всего течения - 416 километров.

Вторая значительная река бассейна Эгейского моря — Струма, берущая начало в Витоше, принадлежит Болгарии на 192 километров верхнего течения, маловодна. По долине Струмы проложена теперь железных дорог из Софии к Кюстендилю и проходит кратчайший путь из Болгарии к Эгейскому морю. В Черное море текут из Болгарии лишь мелкие речки. Главная река Болгарии — Дунай, имеет между Болгарией и Румынией ширину в 700-2.200 метров; самое узкое место находится y Виддина, напротив Калафата, a самое широкое — y устья Цибры, где острова делят Дунай на рукава; от устья Тимока и до г. Силистрии насчитываются до 93 наносных островов. Глубины чаще 3-4 метра, местами 10-15, иногда до 30 метров. Высота воды меняется в разное время года, и наносные подвижные пески, меняющие часто его русло, делают нередко плавание для судов весьма затруднит. Замерзает Дунай не каждый год, но бывают зимы, когда лед держится на нем по три месяца. Ограждающее Болгарию с востока Черное море очень глубоко уже в недалеком расстоянии от берега; берег частью — высокий и обрывистый, частью — низкий, a местами и болотистый; для десанта удобных пунктов мало.

Климaт Болгарии континентальный; сред. годовая температура +10°; самый хол. месяц янв., самый жаркий июль. Более всего выпадает осадков летом, минимум — осенью. Несмотря на обилие дождей летом, нередко растительность выгорает и земля сохнет от теплого сухого "черного ветра". Климат вообще здоровый, хотя малярия в низких болот. местах сильно изнуряет население. В Б. сохранились еще большие лесные пространства на горах; под лесами находится 29,77 % всей поверхности. Наиб. лесисты округа Шуменский и Кюстендильский, менее всего — Виддинский и Врачанский округа. Глав. занятие жител. земледелие; пояс земледельч. культуры доходит в сев. Б. до выс. 1.000 мтр., a в южн. свыше 1.200 мтр. над ур. м. Из хлебных растений возделываются: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха и рис. Преимущ. сеется пшеница, которой занято 44,03 % пахотной земли, затем кукуруза (22,5 %), ячмень (10,5) овес (8,5) и рожь (8,75). Вообще страна богата и может продовольствовать значительную армию. Из домашних животных в Б. распространен осел, особенно в южн. ее части, мулы и лошади, последних больше в вост. округах, особенно в Силистрийской околии, менее на юге, лошади — под верх и вьюк. Рабочий скот — волы и буйволы. Рогатый скот более служит для работы, чем для питания населения. Главн. роль в домашнем хозяйстве принадлежит овцам и козам (овец 8.130.997, коз 1.384.166 гол.); много также свиней (465.335). Скотоводство как промысел вообще мало развито в Б.; больше им занимаются на Б-ских возвышенностях валахи. Добывание и обработка металлов и минералов развиты мало. Торговля Б. не имеет б. развития. Вывоз заключается, главн. обр., в сырых продуктах земледелия и скотоводства, в некот. фабрикатах и произведениях местной индустрии, a ввозятся более всего фабрикаты и колониальные товары. В 1908 г. торг. баланс равнялся 242.507.639 левов (франков). На порта Черн. моря приходится ввоза 37,40 %, a вывоза 47,48 %; по Дунаю же — 26,39 % ввоза и 27,25 % вывоза; на сухоп. торговлю — 36,21 % ввоза и 25,27 % вывоза. Пyти сообщения. Водяными путями служат Чер. море и Дунай. Берегом Чер. моря Б. владеет почти на 300 клм., и со времени своего освобождения болгары приложили много стараний для устройства здесь портов и заведения торг. флота. Сухопутные пути сообщения. Общая длина сети ж. д. к 1911 г. достигает 1.892 клм. Все дороги одноколейные. Эксплуатируются прав-ством. На 1.000 кв. клм. приходится 19 клм. ж. д. и на 1 мил. жит. — 430 клм. Количество подвижного состава (свед. 1911 г.): паровозов 190 (из них 30 почти негодных), вагонов пассажирских — 300, товарных — 3.869, из которых ок. 3/5 крытых. Важнейший ж.-д. узел — София; отсюда 2 ж.-д. линии направляются вдоль всего царства, по сев. и по южн. сторону Балканов к черномор. портам — Варне и Бургасу; одна линия связывается с сербской сетью ж. д. (с линией Пирот — Ниш), a следовательно, через нее — с Зап. Европой, и, наконец, 1 линия выходит через Кюстендиль к турецкой границе y Гюшево (вдоль направления на Ускюб — центр зап. Македонии). Другой важный узел — Тырново-Сеймен, от которого отделяется линия, связывающая болг. ж. д. с тур. магистралью Адрианополь — Константинополь. Линия Цариброд — София — Тырново-Сеймен — Харманли есть участок кратч. сквозного пути из Зап. Европы в Константинополь (постройка вменена в обязанность Берлинск. трактатом). В воен. отношении начертание сети болг. ж. д. выгодно для переброски войск и организации подвоза с з. на в. и обратно; менее удачно для связи сев. Болгарии с южн., так как через Балканы пока идет только одна линия (София — Лакатник) и притом не через среднюю часть хребта, a через крайнюю зап.; с окончанием строящейся линии Плачковиц — Ст. Загора будет обеспечена кратч. ж.-д. связь и через сред. Балканы. В отношении ускорения сосредоточения армии к границам начертание ж.-д. сети будет следующее: 1) к рум. границе (протяжение ок. 525 вер.) выходят пока 4 колеи на центр. участке этой границы Рущук — Никополь (фронт ок. 80 вер.); 2) к серб. границе (протяжение ок. 245 вер.) — 1 колея (Цариброд — Пирот); 3) к тур. (протяж. ок. 600 вер.) — 2 колеи (София — Кюстендиль — Гюшево и Тырново-Сеймен — Мустафа-Паша); 4) к побережью Черн. моря (ок. 190 вер.) — 2 колеи (фронт Варна — Бургас — ок. 80 вер.), разобщенных горн. хребтами вост. Балканов. Ограниченность числа ж.-д. линий, выходящих к границам Сербии и Турции, оправдывается с воен. точки зрения тем, что оба эти соседа Б. пока уступают ей в скорости мобилизации, a Турция — и в отношении числа колей, подходящих к границе (1 колея, тогда как y Б. — 2). Зато условия сосредоточения рум. армии по сравнению с таковыми болг. можно признать пока более благоприятными, т. к. Румыния подходит к болг. границе 8 колеями (против 4 болг.), распределенными равномерно, что обеспечивает свободу выбора района сосредоточения. Шоссейные грунтовые дороги. В 1907 г. шоссе имелось 7.570 клм., из коих 2.441 клм. в хорошем состоянии, 2.789 — в среднем и 2.340 — в плохом; в постройке было 3.148 клм. С ними на 1.000 жит. приходилось ок. 32 клм. шоссе, a на 100 кв. клм. — 13,5 клм. Несмотря на то, что многие из шоссе запущены, все же можно считать все удобопроходимыми для всех родов войск и колесн. обозов. На схеме показана сеть глав. шоссе и грунт. дор. Из нее видно, что Б. обеспечена ими ровно, за исключением вост. полосы, прилегающей к границе с Добруджей и к берегу Чер. моря. Существенную важность имеют колесные пути, связывающие сев. Б.с южн., т. е. пересекающие Балканы; таких путей — на протяжении 385 вер. 10, из них 4 — сквозных шоссе (Берковецкое, Араб-Конакское, Шипкинское и Котельско-Мокренское), распределенных достаточно равномерно. Перевальными путями определяются и основные операц. направления с с. на ю.: 1) от фронта Силистрия — Рущук через Котельский и Вырбишский перевалы к Ямболь, Татар-киой (тур. граница) и Адрианополь; 2) от фронта Рущук — Никополь через Твардицкий, Шипкинский, Троянский и Златицкий перевалы к фронту Тырново-Сеймен — Пловдив — Татар-Базарджик, a от этого фронта к тур. границе; важнейшим из этой группы по краткости и направлению является шоссе Систово — Габрово — Шипка — Казанлык — Тырново-Сеймен — Мустафа-Паша — Адрианополь; 3) от фронта Никополь — Лом через Златицкий, Араб-Конакский и Берковецкий перевалы к Софии; важнейшими из этой группы, ведущих от Софии к границам Сербии и зап. Македонии, являются шоссе: София — Цариброд — Пирот (направление на Белград) и София — Кюстендиль — Егри-Паланка (направление на Ускюб). Кроме этих групп путей, необходимо выделить путь вдоль Черном. побережья Каварна — Добрич — Варна — Месемврия — Бургас (или Варна — Девня — Айтос — Бургас) — Созополь. Он имеет значение для обороны побережья. По отношению к отд. возможным театрам действий пути Балканскими и Ихтиманскими горами естественно распределяются между театрами: 1) сев. — граничащим с Румынией и отчасти с Сербией, 2) южн. — граничащим с Турцией от Ч. моря до Ихтиманского хребта и 3) юго-зап. — граничащим частью с Сербией, частью с Турцией (зап. Македонией). сев. театр: основные узлы — в 1-й линии на Дунае — Силистрия, Рущук, Систово, Никополь и Орехово (Рахово), во 2-й линии — Шумла, Тырново, Ловча и Враца; от 2-й линии узлов до Дуная — 4—6 норм. переходов; через Дунай нет постоянной переправы; зап. часть театра, как включающая пути в Сербию от Лома и Виддина, имеет значение (второстепенное) по отношению действий против Сербии. Южн. театр, приобретающий значение при войне с Турцией, — основные узлы в 1-й линии Кизил-Агач — Хасково и Пловдив (Филиппополь); во 2-й линии — Ямболь и Ст. Загора. Удобнейшие пути действий в пределы Турции идут от фронта Кизил-Агач — Хасково к важнейшему ближайшему предмету действий — Адрианополю. При сосредоточении болг. армии на этой линии она может базироваться на Ямболь и Ст. Загору; окончание ж.-д. линии к послед. пункту через Балканы от Плачковиц (см. выше, жел. дороги) обеспечит питание армии с тыла; до окончания же этой линии подвоз пришлось бы организовать со стороны фланга по линии София — Тырново-Сеймен, проходящей на некот. участках в 1 переходе от тур. гр-цы. От фронта Пловдив — Татар-Базарджик идут через горы зап. Родопы в пределы Турции наиб. трудные пути, частью недоступные для колес. движения; поэтому наступление здесь главн. сил болг. армии с целью захватить долины pp. Доспат и Места едва ли возможно. Более доступную группу составляют дороги, идущие от фронта Хасково — Пловдив через ср. и вост. Родопы в дол. р. Арды. Пути эти в случае движения главн. сил на Адрианополь могут иметь вспомогат. значение. С точки зрения обороны южн. театра важен шоссейный путь Харманли — Пловдив — Момино, идущий парал-но границе и облегчающий маневрирование войск с целью обороны горн. проходов в Родопах; такое же значение имеет грунт. дорога Бургас — Кизил-Агач по отношению к обороне Дервентского хребта. В тылу театра вдоль южн. склонов главн. Балканского хребта проходит шоссе Айтос — Ст. Загора — Карлово — Златица, естественно служащее для связи в тылу театра. Центр. узлом всех путей юго-зап. театра является София, откуда идут лучшие дороги для наступления в Сербию (на Пирот-Ниш) и в зап. Македонию — на Ускюб, Штит и в дол. р. Струмы. Для обороны границ этого театра имеет важное значение шоссе Самоково — Дупница — Кюстендиль — Радомир — Сливница, проходящее парал-но границам, в 1—2 переходах от них. Haселение. По переписи 1905 г. — 4.035.575 чел. (по предварит. свед. за 1910 г. — 4.329.108 чел.); из них 2.057.092 мужч. и 1.978.483 женщ. Ср. густота составляет 41,9 на кв. клм.; наиб. густо населены округа Тырновский (54,6), Русенский (49,9) и Виддинский (49,1), a наиб. редко побережье Ч. моря и некот. возвыш. местности. Естественный годовой прирост составляет 1,38 %. Городское население составляет 19,57 %, a сельское — 80,43 %. Состав довольно однороден: около 80 % болгар; из друг. народностей — турки, греки, валахи, евреи и цыгане; иностранцев свыше 50 тыс. Турок много в числе подданных царства: в 1909 г. их было 493.313 чел.; греков же всего 7.299 чел. Главн. населен. пункты Б.: столица София — 82.621 чел., Пловдив — 45.707, Варна — 37.417, Рущук — 33.632, Сливно — 25.001, Шумла — 22.275, Плевна — 21.145, Стара Загора — 20, 788, Татар-Базарджик — 17.554, Виддин — 16.387, Бургас — 12.946 и Тырново — 12.185. Государственное устройство. Б. составляет независимое конституционное государство, управляемое царем Фердинандом из владетельного дома Кобургов. Старший сын короля, наследник престола — православный. Народное представительство — палата депутатов. Бюджет на 1909 г. — 163.183.048 левов (франков) дохода и 153.244.446 левов расхода. Страна разделена на округа, округа на околии. Общины (городские и сельские) управляются выборными советами с кметом во главе. Вооруженные силы Б. Сухопутная армия состоит из: 1) полевой армии с ее запасом, 2) резервной армии, 3) народного ополчения и 4) запасных войск. Полев. и резерв. армия предназначаются для действий в поле, ополч. — для вспомогат. действий и, лишь в крайности, для усиления полев. войск. Запасные войска образуются в воен. время для пополнения убыли в действующей армии. Постоянные кадры содержатся в мир. время лишь для полев. и — в пехоте и артил. — для резерв. армий.
Пополнение армии: воинская повинность, всеобщая и личная; мусульманам предоставлено право вместо отбывания повин. уплачивать воен. налог (от 20 до 60 левов) в течение 10 лет. Воинской повин. подлежат болг. подданные от 20- до 46-летн. возраста, причем служба распределяется так: а) под знаменами в пехоте — 2 г., a в других родах войск — 3 г.; б) в запасе соответственно — 18 или 17 л., т. е. до 40-летн. возраста; в) в ополчении — остальные 6 л., из коих 4 г. — в 1-м призыве, a 2 г. — во 2-м призыве. Льготы крайне ограничены: допускаются — отсрочка по причине физич. недоразвития или необходимости окончить образование (среднее или высшее), освобождение для неспособных физически, для единств. кормильцев в семье и для духовных лиц. Освобожденные от службы, за исключ. полных калек, уплачивают воен. налог в течение 10 лет (от 10 до 1.000 левов в год).
Система комплектования — территориальная. По числу дивизий имеется 9 областей для комплектования. Области эти разделены собственно для пополнения пехоты еще на полковые округа, a эти последние — на дружинные (бат-ные) районы. В среднем ежегодно призывается ок. 70 тыс., a принимается на службу ок. 30 тыс. % грам. среди призываемых повышается — в 1909 г. дошел до 87 %. Унт.-оф-ры подготовляются в учебн. командах при частях войск. На сверхср. службу оставляют только унт.-оф-ров — либо на 4 г., либо на 15 л. (это лишь для фельдфеб. должностей). В пехоте на роту приходится — 4—5 сверхср. унт.-оф-ров. Корпус оф-ров пополняется производством юнкеров 2-клас. Софийского воен. учил. и молодых людей, окончивших курс иностр. (б. частью русск.) воен.учебн. завед. В Софийское уч-ще принимаются окончившие ср. учебн. завед. и выдержавшие вступит. экзамен.
Подготовка офицеров по спецальностям. Генер. штаб и корпус инженеров ("воен." и "артил.") пополняется оф-рами, окончившими ак-мии или высш. уч. завед. за границей, воен.-суд. ведомство — получившими высш. юридич. образование. Для усовершенствования кавал. оф-ров имеется кавал. школа с годичным курсом. Предполагается соответствующая школа и для пехоты. Подготовка лиц с высш. и законченным ср. образованием для занятия в воен. время офиц. должностей в пехоте и арт-рии производится в особой образцово поставленной школе (близ Софии) с годичным курсом для пехоты и с 2-годичным для арт-рии. Успешное окончание дает чин подпор. зап. Офицерские чины: подпор., поруч. I и II класса (в кав-рии — ротмистр), майор, подполк., полк., ген.-м., ген.-л., полный генерал. Врачи носят офиц. чины ("санитарные" оф-ры). Всего оф-ров, без врачей, — неск. более 2 тыс. С высш. образ. — ок. 7,5 % (из них ок. 58 % получило высш. образ. в России). Предельный возраст для оф-ров: кап. — 48 л., майора — 52 л., подполк. — 55 л., полк. ком-ра полка — 58 л., полк. ком-ра бригады — 60 л., ген. — 65 л. Ремонтирование лошадьми. Мест. лошадей для армии не хватает — покупают в России и Австрии. Мест. лошадьми ремонтируются: горн. арт-рия и часть кав-рии (3-эск. полки); русскими — арт-рия; венгерскими — остальная кав-рия. Под Софией имеется конский завод, a в Кобиюке и Плевне — ремонтные депо. Устройство воен. управления. Воен. мин-ство состоит из: шт. армии, канцелярии, главн. интендантства, инспекций — кав-рии, арт-рии и воен.-инж. частей — воен.-судебн. и воен.-санит. Вопросы обороны страны сосредоточены в шт. армии, нач-к которого пользуется правом непосредственного доклада царю. Местные управления. Производством набора, учетом запасных, мобилизацией ведают "дивизионные областные упр-ния"; во главе упр-ния стоит нач-к дивизии. Дивизионные области образуют по 3 "воен.-инспекц. округа", состоящие в ведении нач-ков этих округов. Устройство сухопутных сил . Пехота. 36 полк.; в полку — 2 бат-на; в бат-не — 4 роты; в каждом полку пулеметный взвод (в мирное время 2 пулемета). Кроме того — кадр резервной части для воен. времени (8 унт.-оф-ров.). Полки сведены по 2 в бригады; 2 бриг. — в дивизию. Всего дивизий — 9. Артиллерия делится на полев., горн. и креп. Полевая — состоит из 9 полк.; полк — из 3 отделений по 3—4-орудийн. б-реи; всего в полку 36 ор. Орудия скоростр. К кажд. артил. полку будет придано по одной гаубичной скоростр. б-рее; б-реи эти, заказанные заводу Шнейдера, будут поставлены к 1912 г. Артил. полев. полки приданы, по одному, дивизиям. Горная арт-рия состоит из 3 полк.; полк — из 2 отделений; отделение — из двух 6-ор. б-рей; всего в полку — 24 горн. орудия. Крепостная арт-рия — из 3 бат-нов (Софийского, Шумлинского и Виддинского) 3-ротного состава. Ополченские части кадров в мир. время не имеют; в воен. из ополченцев образуются исключ. пех. части (дружины-бат-ны). Кавалерия состоит из семи 3-эск. полков (из них 1 — л.-гв.) и 4 полков 4-эск. состава (а всего — 37 эск.). Конница в состав дивизий в мир. время не входит, сведена в 3 бриг. (кроме гвард. п.) и подчинена инспектору кав-рии. Инженерные войска состоят из: 1) бат-нов: 3 саперных (6-рот. сост.), понтонного (5-ротн. сост.), ж.-д. (4-рот. сост.), телеграфного (3-ротн. сост.); 2) технич. рот в составе отделений: воздухоплават. автомобильн. и прожекторн. и главн. инжен. парка; 3) инжен. мастерской, 4) станций: одной — искрового телеграфа и 4 воен.-голубиных. Инжен. войска в состав див. в мирн. время не включены и подчиняются инспектору инжен. войск. Обозные войска — 9 команд, приданных в мирн. время полкам полевой арт-рии. Санитарные войска — 9 госпиталей (по 60 кров.) и 9 состоящих при них санит. рот. Пограничная стража — 16 рот, которые хотя включены в состав погранич. полков, но имеют свою особую нумерацию. Вооружение: 1) пехоты — винтовки сист. Манлихера кал. 8 мм, образца 1895 и 1888 гг. На винтовку — 200 патр. (100 носится на себе, 100 — возится в обозе); пулеметы сист. Максима; 2) кав-рии — карабины сист. Манлихера обр. 1895 г., кал. 8 мм, и шашки; на карабин — 60 патр.; 3) полев. и горн. арт-рии — пушки и гаубицы скоростр. сист. Шнейдера (Крезо) и Круппа. Лафеты со щитами. Дальность 7,5-см. полев. пушки (Шнейдера) — 5 вер. 320 сж., горн. 7,5 см. Круппа — 4 вер. 445 сж. (граната) и 4 вер. 162 сж. (шрапнель), горн. 7,5 см. Шнейдера — 4 вер. 445 сж. (граната) и 4 вер. 375 сж. (шрапнель), 15-см. гаубицы Круппа — 5 вер. 85 сж. Зарядные ящики бронированные. Резерв. артил. части получат в воен. время частью старые нескоростр. орудия (дальность для гранаты — ок. 4 вер., для шрапнели — 2 вер. 175 сж.). Обмундирование весьма близко напоминает русское; служебная форма — защит. цвета. Общая численность армии, содержимой в мирн. время, 70.000 чел., a в воен. — ок. 200 тыс. чел. и 1.000 орудий. Воен. бюджет Болгарии — 40.000.000 левов или 15 мил. руб., составляя 22—23 % общего госуд. бюджета. Довольствие офицеров и нижн. чинов (в сотнях левов): полный ген. — 140, ген.-л. — 129, ген.-м. — 120, полк. — от 72 до 93, подполк. — 60, майор — 54, кап. ротный ком-р — 45, кап. мл. оф-р — 33, пор. — 27, подпор. — 24. Обязательные вычеты из содержания около 10 %. Оклады нижн. чин. — сверхсрочные: фельдфеб. — 840 левов в год, взв. унт.-оф-р — 540; срочнослужащие: мл. унт.-оф-р — 60 левов, ефрейтор — 24, рядовой — 12. В инжен. войсках и во флоте оклады выше. Пенсии (зак. 1910 г.) даются за 20 л. службы; для потерявших здоровье при исполнении служебн. обязанностей в размере 2/3—1/2 последнего годового оклада. Боевая подготовка — высока. В армии серьезно и настойчиво работают над ее усовершенствованием. Полев. обучение проникнуто активным духом. Большинство уставов переиздано после рус.-яп. войны. Важнейшие уставы (полевой и пехотный) заимствованы преимущ. с франц., изд. после 1905 года. Армию можно считать обеспеченной материальной частью современ. образцов. В отношении изготовления оружия и б. припасов Б. находится вследствие неимения соответствующих заводов в зависимости от иностр. промышленности. Особенно вредно отсутствие снар. и порох. заводов, т. к. в воен. время приток из Германии, с заводами которой преимущ. имеет дело Б., может прекратиться. В Софии имеется арсенал с различ. мастерскими и лабораторной ротой, но в арсенале могут выполняться только ремонт. работы. Флот состоит из Дунайской (упр-ние в Рущуке) и Черноморской (упр-ние в Варне) флотилий. Дунайская — 2 транспорта, 1 яхта, 1 парусный корабль, 4 баржи, 4 пар. катера, 2 старых мин-ца и 14 понтонов. Черноморская — учебн. крейсер Надежда (717 тонн), 6 мин-сок (97 тонн), 1 электрич. и 6 пар. катеров, 1 пар. и 1 парус. яхты и 3 понтона для установки мин. В Рущуке и Варне имеются школы для подготовки минеров. Флот подчинен воен. мин-ру. Оф-ры флота подготавливаются за границей. Срок службы для нижн. чин. — 3 г. Лич. состав: 60 оф-ров и 1.000 нижн. чин. (вместе с портовыми). Не имея серьезных интересов на Ч. море, Б. все свои стремления и надежды направляет на Эгейское. Военные суды и судопроизводство. Вслед за утверждением "Органического Устава" Болгарского княжества (Тырновской конституции) в том же 1879 г. для вновь образованного болг. земск. войска б. изданы составленные по образцу русск. воен.-угол. законов "Военно-Наказательный Закон" и "Военно-Судебный Устав". Законченный в 1885 г. пересмотр воен.-суд. уст. в России вызвал в Б. также переработку воен.-угол. законов, результатом коей было издание в 1887 г. нового воен.-наказ. закона, a в 1889 г. — нового воен.-суд. закона, которые с незначит. изменениями сохраняют силу до наст. времени. Органами воен.-суд. власти являются: 1) полковые суды отдел. частей войск; 2) воен. суды в г. Софии, Рущуке и Филиппополе и 3) главн. воен.-кассац. суд в г. Софии. Состав полк. суда тот же, что и в России; воен. суд состоит из председателя (воен. юриста) и 4 врем. членов; в состав главн. воен. суда входит один постоян. член — ген. или шт.-оф-р воен.-суд. вед., члены по званию — все бриг. ком-ры и равные им по власти нач-ки и члены по назначению царя (шт.-оф-ры); председательствует в главн. суде воен. мин-р. a за его отсутствием — старший из налич. членов. Прокурорский надзор организован так же, как и в России, и подчиняется главн. воен. прокурору, стоящему во главе воен.-суд. вед. Значит. большинство статей болг. воен.-суд. закона представляет собой дословный перевод соответствующих постановлений русск. воен. суд. уст., a потому порядок судопроизводства в общ. чертах таков же. Главнейшие особенности болг. воен. процесса заключаются в след.: 1) дознание об общ. преступных деяниях, совершенных военнослужащими без участия гражд. лиц в местах, подведомств. общей полиции, производится воен. нач.; 2) шт.-оф-ры предаются суду воен. мин-ром, a ген. и бриг. ком-ры — постановлениями глав. воен.-касс.суда; 3) чинам прокур. надзора предоставлено право обращать внимание воен. судов на допущенные нарушения законов или форм и обрядов судопроизводства с тем, чтобы эти нарушения м. б. в том же заседании исправлены; 4) в воен. время, в случае прекращения сообщений, нач-ку отрезанного от армии отряда и коменданту осажд. креп. предоставляется право налагать все наказания собств. властью под лич. ответственностью. (А. Иширков, България, София, 1910 г., "Речь на министра на финансите И. Саллабашев", 1910 г.; Н. Овсяный, Болгария и болгары, 1900 г.; Léon Lamouche, La Bulgarie dans le passé et le présent, Paris, 1892; Статистически годишник на Българското царство, 1909 г.; изд. 1910 г. на болг. и франц.; К. Иречек, Княжество България, 2 части. Пловдив, 1899 г.; И. Атанасов, Статистически сборн. на княжество България, София, 1897 г.; G. Bousquet, Histoire du peuple bulgare depuis les origines jusqu'à nos jours, 1909; Drangar, La Bulgarie sous le Prince Ferdinand, 1887—1908, Bruxelles; Краев, "Практическо руководство за подсудимия и неговия защитник пред военния суд, София, 1894; Его же, Военно-наказательный закон, София, 1893).
 

2. Военные агенты

 

20.10.1901-20.04.1902 гг. - полковник Леонтович Евгений Александрович

20.04.1902-19.12.1904 гг. - генерал-майор Протопопов Николай Иванович

21.02.1911-3.09.1914 гг. - полковник Романовский Георгий (Юрий) Дмитриевич



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU