УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Михайловская артиллерийская академия

1. История и организация
2. Начальники академии
3. Постоянный состав

4. Выпускники

11.01.1825 5.01.1826 1827              
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

5. Знаки отличия
Иллюстрации

Источники


 

1. История и организация
 

Организация. Михайловское артиллерийское училище было учреждено 9.05.1820 г. и открыто 25.11.1820 г. по инициативе великого князя Михаила. 1.11.1806 г. была сформирована резервная рота лейб-гвардии Артиллерийского батальона при штате 20 юнкеров и 210 фейерверкером и рядовых. 22.02.1811 г. рота была переименована в учебную и дополнена штата офицерами и 48 юнкерами. 31.05.1812 г. переименована в 1-ю учебную роту, и сформирована 2-я учебная рота с таким же штатом. По положению училище состояло из офицерского отделения (2 класса) и юнкерского (3 класса). Штат офицерского отделения - 48 офицеров, штат юнкерского отделения - 24 портупей-юнкера и 96 юнкеров и фейерверкеров. Должности начальника училища как таковой еще не было. Военно-учебное заведение было вверено особому командиру. Однако уже существовала должность инспектора классов. Для бригады было приобретено с аукциона место и строение на берегу Невы.
Первоначально училище состояло из двух отделений: высшего — офицерского и низшего — юнкерского. В 1823 г. открыт младший офицерский класс, в 1824 г. - старший офицерский класс.

В 1845 г. во время празднования 25-летнего юбилея Артиллерийского училища его начальник О.Ф. Розен представил генерал-фельдцейхмейстеру докладную записку о коренном преобразовании ВВУЗа. В ней автор указывал на то, что, принимая в юнкерские классы юношей 14-16 лет, которые «еще вовсе не в состоянии дать себе ясный отчет, к чему они когда-либо будут чувствовать особое призвание», училище нередко выпускает офицеров, мало заинтересованных именно в артиллерийской службе. Из 1197 выпускников юнкерского отделения за первые 35 лет более 27% вообще не достигло офицерского звания, а в офицерские классы перешло меньше 50%. О.Ф. Розен полагал, что первый курс училища нужно комплектовать по собственному желанию кандидатов и по конкурсному вступительному экзамену способными выпускниками дополнительных классов кадетских корпусов, достаточно образованными для исполнения обязанностей первичных офицерских должностей в артиллерии и прослужившими в них определенный срок. Выпускникам же училища при этом предоставлять все преимущества, подобные тем, какими пользуются воспитанники Военной академии. В случае реализации предлагаемой реформы, по мнению автора, «все отрасли артиллерийской службы получат величайшие выгоды». Неутешительные итоги Крымской войны 1853-1856 гг., вызвавшие безотлагательную необходимость преобразования всего военного дела, и в первую очередь системы подготовки военных специалистов, заставили руководство страной произвести реформу военного образования, предложенную еще десять лет назад.

30.08.1855 г. Сенату был дан именной указ о преобразованиях по Военной академии, артиллерийскому и инженерному училищам. По этому указу офицерские классы военно-специальных учебных заведений преобразовывались в Михайловскую артиллерийскую и Николаевскую инженерную академии. Действующая Военная академия переименовалась в Николаевскую академию Генерального штаба.

Со дня оформления МАА должность ее начальника стала именоваться: начальник Михайловской артиллерийской академии и училища; в последующем (с 1894 до 10.1917 г. - момента прекращения деятельности артиллерийских училищ Михайловского, Константиновского, Сергиевского, Николаевского и Технического) - начальник Михайловской артиллерийской академии и артиллерийских училищ. В 1910 г. была введена должность заведующего учебной частью артиллерийских учебных заведений, которую должен был исполнять один из профессоров академии.

По ходатайству поручика лейб-гвардии Семеновского полка А.Г. Баркмана в здании Академии 27.01.1861 г. была открыта частная бесплатная школа под непосредственным наблюдением начальника МАУ. В ней для всех желающих преподавали педагоги артиллерийской и медико-хирургической академий, в частности А.В. Гадолин, П.Л. Лавров, А.Ф. Ферсман, Л.Н. Шишков. В 1862 г. в связи с распространением в школе революционных настроений, она была закрыта, преподаватели арестованы, а руководители академии наказаны

21.01.1863 г. МАУ и МАА были отчислены из подведомственности ГУВУЗу и подчинены генерал-фельдцейхмейстеру. Начальнику академии и училища были присвоены права вице-директора ГАУ, права главного начальника военно-учебных заведений перешли к товарищу генерал-фельдцейхмейстера.

Новое устройство академии, определенное положением о ней, объявленном в приказе по военно-учебным заведениям от 29.01.1862 г. за № 2948, состояло в следующем. Академия была разделена на два отдела: строевой и технический. Занятия в строевом отделе продолжались два года и состояли из теоретического и практического курсов. Занятия в техническом отделе длились три года и состояли из первого теоретического, второго теоретического и практического курсов. По штату предусматривалось 60 слушателей (20 человек - в наборе).

Одной из целей преобразования академии в 60-х годах было обеспечение подготовки артиллерийских приемщиков. Для офицеров, «назначающих себя исключительно для службы по технической части», читались факультативные лекции по металлургии. Кроме того, Артиллерийскому ведомству было предоставлено право ежегодно отбирать двух артиллерийских офицеров и прикомандировывать их к Горному институту для слушания в течение двух лет курса лекций по металлургии и сопряженным с ней наукам.

Офицеры, принятые в академию, поступали в полное распоряжение академического начальства, а о прикомандировании их к академии объявлялось в приказе по артиллерии. Они получали жалование по усиленному окладу (в 1890 г. - 70 руб. в месяц), добавочное столовое содержание, квартирные деньги; имели право на казенную прислугу, назначаемую им из команды нестроевых нижних чинов, состоящей в распоряжении Санкт-Петербургского уездного воинского начальника. Жили офицеры на вольных квартирах (за трехкомнатную квартиру с кухней, с дровами и услугами дворника они платили по 26 руб. в месяц). Слушатели обязаны были являться в академию во все дни и часы, назначенные для лекций и практических занятий.

С началом мировой войны и объявлением (17.07.1914) всеобщей мобилизации в России все учебные занятия были приостановлены 19 июля. Чины академии как переменного, так и постоянного состава, кроме небольшого числа административного персонала, были назначены частью для усиления армий, частью для технической (инженерной) службы в местных и тыловых учреждениях ГАУ. Во временно свободных помещениях по предложению академии был открыт лазарет на 50 коек для нижних чинов. Собрание офицеров приняло решение для обеспечения устройства и функционирования лазарета ежемесячно выделять 3% своего денежного содержания.

Русская революция 1917 г., в которой МАА не принимала никакого участия, застала академию в совершенно необычном виде. В начале года занятия проводились лишь в младшем классе, состоявшем из артиллерийских офицеров, принятых в академию в сентябре 1916 г. из числа раненых. Все чины МАА 31 марта присягнули «на верность службы Российскому Государству».

По приказу Военно-революционного комитета все юнкерские училища, в том числе и МАУ, были расформированы. По распоряжению командующего Петроградским военным округом с 14 ноября 1917 г. (по новому стилю) занятия в академии были возобновлены. В академию назначен первый комиссар В.П.Пирожинский. В первые годы политические комиссары сменялись в академии очень часто (через 1-8 месяцев) и не оказывали практически никакого организационного влияния. Не зная дела и личного состава, они не могли или не хотели хотя бы сберечь того, что было накоплено за целый век, не защищали ведущих ученых и педагогов от разнообразных обвинений.
Поступление. Прием в академию по экзамену, к которому допускаются офицеры всех родов войск до чина штабс-капитана армии и поручика гвардии включительно. Офицеры, окончившие курс в МАУ или в Николаевском инженерном училище по 1-му и 2-му разрядам, или на физико-математическом факультете университетов со степенью кандидата наук, допускались к экзамену после 2 лет службы в строевых частях в офицерском звании (исключая отпуска и болезни продолжительностью более 28 суток), прочие абитуриенты - после 3 лет службы. В строевой отдел поступило в 1861 г. 20 офицеров, в 1862 г. - 32, в 1863 г. - ни одного, в 1864 г. - 7; в это же время в технический отдел поступило 94 человека. На третий (практический) курс технического отдела поступление не допускалось, учиться на нем предоставлялось право лишь после успешного освоения программ двух теоретических классов. При поступлении на первый курс обоих отделов все офицеры подвергались экзаменам по тринадцати предметам: алгебре, геометрии, тригонометрии, аналитической геометрии, дифференциальному и началам интегрального исчислениям, артиллерии, тактике, фортификации, физике, химии, артиллерийскому черчению, русскому и одному из иностранных языкам. Для поступления на второй курс офицеры, кроме экзаменов по перечисленным выше предметам, подвергались проверке по предметам первого курса академии в объеме переводных испытаний слушателей.

На основании приказа по Военному ведомству 1917 г. № 484 прием в младший класс академии, ввиду исключительных условий, был произведен по конкурсу аттестатов (по средним баллам, полученным при прохождении дисциплин трехклассных артиллерийских училищ). Всего было принято 78 человек, что явилось рекордным набором в истории академии. Старший класс насчитывал 60 слушателей (набор 1916 г. и возвратившиеся с фронта, отчисленные с началом войны в 1914 г.). На третьем, дополнительном курсе числилось 29 человек. 28 октября 1917 г. (по старому стилю) в связи с вооруженным восстанием в Петрограде все занятия были прекращены, здание академии занято красногвардейским отрядом Выборгского района.

Обучение. В офицерских классах Михайловского артиллерийского училища преподавали теорию выстрела и употребления артиллерии в различных случаях, сведения из материальной и технической части иностранной артиллерии, долговременную фортификацию, тактику и стратегию, историю 3-х последних столетий, дифференциальное и интегральное исчисления, статику, динамику, физику, химию, русский, французский и немецкий языки.

С образованием Михайловской артиллерийской академии был образован самостоятельный курс артиллерийской технологии. Его возглавил («получил кафедру») преподаватель физики в академии и начальник Технической артиллерийской школы полковник Гадолин А.В. Для всестороннего изучения вопроса о разделении академии на два отдела («факультета») - строевой и технический - при академии была создана специальная комиссия под председательством А.С. Платова, в составе: профессора Н.В. Маиевского (баллистика), преподавателей П.Л. Лаврова (математика), Л.Н. Шишкова (химия), А.М. Беляева, И.А. Вышнеградкого (практическая механика), А.В. Гадолина (технология). Проект преобразования академии, выработанный этой комиссией в 1861 г., был утвержден Императором и реализован с 1861/62 учебного года открытием первых курсов обоих отделов академии. К началу 60-х годов ведущими преподавателями академии были: по артиллерии - А.С.Платов и Н.Ф.Эгерштром, по теории лафетов и повозок – А.А.Фишер, по баллистике - Н.В. Маиевский, по артиллерийскому черчению - В.К.Клодт, по тактике и истории военного искусства - А.А.Оскерка и А.И.Беренс, по фортификации - О.Б.Герн, по высшей математике и теоретической механике - П.Л.Лавров, по практической механике - И.А.Вышнеградский и А.М.Беляев, по физике - Э.Х.Ленц и А.В.Гадолин, по химии – А.А.Фадеев, В.Ф.Петрушевский и Л.Н.Шишков. Интересное нововведение было сделано при Н.А. Крыжановском - чтение в академии необязательных (факультативных) курсов, рассматриваемое как средство приучить офицеров к «мысли о свободном труде» и дать желающим возможность углубить свою научно-техническую подготовку. Читались лекции по теории вероятностей (М.В.Остроградский), металлургии сплавов (горный инженер Н.Л.Кулибин) и т.п.

Причина разделения курсов в 1862 г. технического отдела на три года заключалась в том, что доакадемическая подготовка слушателей по высшей математике, химии и физике была недостаточной. Данное обстоятельство требовало введения в перечень учебных дисциплин академии дополнительных глав по перечисленным наукам. Совместно с теоретической механикой, которая изучалась только в академии, объем этих дисциплин соответствовал почти годовому бюджету времени. На базе уже академической общенаучной подготовки требовался еще один год для изучения прикладной механики, технологии, баллистики и теории артиллерии. Курс технологии из-за большой насыщенности практическими занятиями не укладывался в один год. Баллистика с введением продолговатых вращающихся снарядов, с применением теории вероятностей к оценке стрельбы, с расширением области исследований действия пороха в орудиях в первый год могла быть изучена лишь теоретически. Обучение расчету таблиц стрельбы, проектированию артиллерийских систем с широким использованием знаний по практической механике можно было осуществлять лишь на третьем (практическом) курсе. Учреждение строевого отдела - это попытка улучшить систему комплектования офицерами артиллерийских частей. С введением нарезной артиллерии и учреждением полигонных занятий в армии возросла надобность в офицерах, имеющих более высокое специальное образование для строевой артиллерийской службы, т.е. по тактике и стратегии, фортификации и топографии, теории артиллерии. Расширение программ тактико-строевого направления было возможно лишь за счет уменьшения удельного веса дисциплин, знания которых в строевой службе не имели прямого применения (физико-химические науки, технологические предметы), поэтому было достаточно более элементарного, ознакомительного характера их преподавания. «Облегчение» программного материала могло способствовать увеличению числа желающих заниматься в строевом отделе. Однако большинство офицеров не прельстилось этим облегчением и продолжало выбирать техническое образование.

К 1875/76 учебному году сложилась следующая структура учебного плана академии: треть объема учебных занятий отводилось на артиллерию, треть - на физико-математические науки, остальное время - на практическую механику и другие дисциплины. По инициативе И.А.Вышнеградского в академии было введено курсовое выпускное (дипломное) проектирование. Благодаря его трудам курс практической механики вырос до сложной, состоящей из восьми разделов учебной дисциплины: 1) общая теория машин; 2) сопротивление материалов; 3) теория упругости; 4) детали машин; 5) водяные колеса; 6) паровые машины; 7) подъемные машины; 8) рабочие станки. С 1869 г. по его предложению в различных разделах практической механики стали применять графическую статику и излагать ее основы. Изучение каждого раздела завершалось экзаменом.

Все теоретические знания закреплялись значительными по объему времени практическими занятиями в Петербургском арсенале, Обуховском, Олонецких заводах, Колпинских кузницах, Охтинских пороховом заводе и капсюльном заведении, Сестрорецком оружейном заводе и частном заводе Л.А.Нобеля. По окончании курса эти офицеры назначались артиллерийскими приемщиками на Уральские и Оленецкие горные заводы.

У личного состава МАА и МАУ пользовались большой популярностью стрельба из ручного оружия (введена в 1858 г.) и игра в шахматы. Приказом начальника МАА № 405 от 30 октября 1867 г. в академии и училище вводятся должности преподавателей (и их помощников) по фехтованию, гимнастике, верховой езде. Офицеры постоянного и переменного состава занимались физической подготовкой самостоятельно. Они практиковались в верховой езде (на казенных или собственных лошадях), брали уроки фехтования и стрельбы, имели возможность посещать офицерское стрельбище и участвовать в соревнованиях по стрельбе и в скачках на императорские призы, быть членами Военного общества охоты.

В учебном плане академии на физическую подготовку в этот период отводилось 10 часов в неделю (1 час - гимнастика, 2 - фехтование, 6 - верховая езда, 1 - танцы). Обучаемых стали делить, исходя из уровня физической подготовленности, на три группы. Для каждой группы была разработана своя программа. Офицеры, числившиеся в третьей группе более полугода подряд, из академии исключались.

К началу XX в. предметы преподавания в академии делились на главные и вспомогательные. К главным предметам принадлежали: все разделы артиллерии (баллистика внешняя, баллистика внутренняя, взрывчатые вещества, орудия и снаряды, сопротивление орудий разрыву, теория и описание устройства лафетов и повозок, организация и тактика артиллерии, стрельбы из артиллерийских орудий, история артиллерии, ручное оружие); все разделы технологии (металлургия, чугунолитейное дело, сталелитейное дело, лафетное дело, ружейное и патронное дело); все разделы практической механики (сопротивление материалов, детали машин, подъемные машины, паровые машины, гидравлика, теория упругости). К вспомогательным предметам относили фортификацию, стратегию, высшую математику, термодинамику, электротехнику, аналитическую химию, начертательную геометрию, иностранные языки. По всем предметам предусматривались экзамены - переводные или выпускные.

Выпуск. В 1864 г. только 18 офицеров смогли закончить полный курс технического отдела, а 76 человек после второго курса были направлены в строевые части. То есть технический отдел, в программах которого из военных наук была лишь артиллерия, выпустил в строевые части больше, чем строевой отдел, в то время как по заключению Главного военно-учебного комитета «для службы строевой не настоит надобности в высшем специальном образовании». В условиях неудовлетворительного комплектования строевого отдела и неопределенности перспектив послеакадемической службы выпускников технического отдела разделение курсов МАА на два отдела было отменено уже в 1865 г. Выпускники академии распределялись также, как правило, в технические артиллерийские заведения и в Главное артиллерийское управление. Например, с 1868 по 1873 г. из 77 выпускников академии пошло в строй лишь 19. Некомплект офицеров российской артиллерии в то же время составлял 460 человек. Таким образом, Михайловские учебные заведения не полностью обеспечивали пополнение годичной убыли офицеров отечественной артиллерии, оставаясь единственными в области средств поражения вооруженной борьбы. По ходатайству Главного артиллерийского управления генерал-фельдцейхмейстером было разрешено временно выпускать прапорщиками прямо в артиллерию юнкеров военных училищ и других учебных заведений. Указанные прапорщики в период лагерного сбора интенсивно под руководством преподавателей Михайловского артиллерийского училища обучались строевой артиллерийской службе: лабораторной части, практической стрельбе холостыми и боевыми зарядами, седловке и обамуничиванию лошадей, обязанностям орудийной прислуги и пр. Каждый из офицеров, обучавшихся в МАА, обязан был прослужить в артиллерийском ведомстве (обязательно!) по полтора года за каждый год пребывания в ней. Сверх того, офицеры, поступившие в академию, не пробыв ранее на действительной службе всего обязательного срока, обязаны были дослужить этот срок по выпуску из академии.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU