УправлениеСоединенияГвардияПехотаКавалерияАртиллерияИнженерыВУЗыПрочие части


 

 

Главная

Библиотека

Музыка

Биографии

ОКПС

МВД и ОКЖ

Разведка

Карты

Документы

Карта сайта

Контакты

Ссылки


Яндекс цитирования


Рейтинг@Mail.ru


Каталог-Молдова - Ranker, Statistics


лучший хостинг от HostExpress – лучший хостинг за 1$, хостинг сайта


Яндекс.Метрика




Николаевская инженерная академия

Расположение - СПб

 

1. История и организация
2. Начальники академии и инспекторы классов

3. Постоянный состав
4. Выпускники

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

5. Знаки отличия

Нагрудный знак
Иллюстрации

Источники


 

1. История и организация
 

Организация. В 1804 г. учреждена Инженерная школа, для образования инженерных кондукторов со штатом на 5 воспитанников. В 1810 г. переименована в Инженерное училище, штат воспитанников увеличен и учрежден офицерский класс на 15 офицеров. В 1816 г. при училище открыта модельная и мастерская.

24.11.1819 г. для образования инженерных, саперных и пионерных офицеров было основано, по инициативе вел. кн. Николая Павловича, Главное инженерное училище, в состав которого вошло существовавшее с 1810 г. Инженерное училище с офицерским классом, преобразованное из учрежденной в 1804 г. Школы для образования инженерных кондукторов. Училище делилось на 2 отделения: высшее, офицерское (из 2 классов), и низшее, кондукторское (из 3 классов). Комплект высшего отделения был 48 подпоручиков, низшего — 96 кондукторов. Внутренний строй училища определился положением 1830 г., по которому оно было отнесено к учебным заведениям 3-го кл.  В 1849-1853 г. училище было подчинено ведомству военно-учебных заведений. 21.02.1855 г. училище, в память основателя, названо Николаевским, a 30.08.1855 г. офицерские классы названы Николаевской инженерной академией. В 1863 г. академия выделена из ведомства военно-учебных заведений и подчинена генерал-инспектору по инженерной части. В 1867 г. добавлено дополнительное отделение и установлено правило, что только окончание этого отделения давало право перевода в военные инженеры для службы в инженерном корпусе; окончившие же только 2 класса возвращались в строевые инженерные части. Штат обучающихся в академии был определен в 75 чел. и разрешался сверхкомплект в 15 чел. По положению на 1914 г. об академии она состояла из 2 классов: младшего и старшего и из дополнительного курса (преимущественно для практических занятий). Младший и старший классы предназначались для распространения в инженерных войсках высших специальных знаний, a дополнительный курс подготовлял к службе в корпусе военных инженеров. Академия находилась в ведении начальника Главного военно-технического управления. Начальник академии являлся и начальником Николаевского инженерного училища.

Для обсуждения вопросов по учебной и ученой части при академии имелась конференция, a хозяйственная часть и делопроизводство находились в ведении хозяйственного комитета и канцелярии. Профессорский и преподавательский состав академии был положен в числе: 7 ординарных и 7 экстраординарных профессоров, 18 преподавателей и 8 репетиторов. Общее штатное число обучающихся офицеров 110 чел.; принимались и сверх штата по разрешению военного министра. Конференция академии состояла под председательством начальника академии из инспектора классов, его помощника (он же делопроизводитель конференции) и всех профессоров. По избранию начальника академии с утверждением военного министра могли быть назначаемы членами конференции и другие лица, известные своими специальными сведениями по предметам преподавания в академии. Бывшие профессора, по выбору конференции, могли быть с Выс. соизволения назначаемы почетными членами конференции. В заседании конференции необходимо было присутствие не менее 2/3 наличного числа членов. Вопросы решались простым большинством голосов, причем голос председателя, при равенстве голосов, давал перевес. Конференция академии присуждала Михайловскую премию, a также премии инженера Березина и генералов Теляковского и Кондратенко, учрежденные при академии для выдачи ежегодно выпускаемым из дополнительного курса офицерам за лучшие проекты по строительному искусству, строительной механике и фортификации.

Поступление. Школы для образования инженерных кондукторов. Главное инженерное училище пополнялось молодыми людьми в возрасте 14-18 лет, из вольноопределяющихся, вступавших в юнкера, кондукторы и унтер-офицеры, и лучшими воспитанниками частных инженерных школ. Поступавшие держали конкурсный экзамен и соответственно познаниям принимались во все кондукторские классы и даже прямо производились в офицеры. После 1855 г. могли поступать офицеры по выпуске из училища, в чине не старше прапорщика гвардии и поручика армии. С 1867 г. для поступления в академию надо было прослужить в строю не менее 2 лет. К 1914 г. прием производится ежегодно по конкурсному экзамену в августе и сентябре офицеров всех родов войск, до поручика гвардии или штабс-капитана армии включительно, по прослужении не менее 3 лет и в строевых частях не менее 2 лет. Окончившие Николаевское инженерное училище принимались по прослужении в офицерском чине и в строевых частях не менее 2 лет. О желании поступить в академию подавали рапорты по команде, и допускаемым к экзамену выдавались особые аттестационные свидетельства. Оценка 12-балльная, причем нужно было иметь не менее 8 баллов из главных предметов и в общем выводе и не менее 6 из вспомогательных.

Обучение. В Инженерной школе (с 1804 г.) воспитанники обучались алгебре, геометрии, фортификации и первоначальным правилам гражданской архитектуры

Для преподавания были приглашены профессора университета: Чижов (механика) и Соловьев (физика и химия) и бывший впоследствии преподавателем географии Имп. Александру II профессор Арсеньев. К 1825 г. учебное дело было уже прочно поставлено. В академии читались курсы: в младшем классе — соврем. состояние долговременных фортификаций, история фортификации, артиллерия, геодезия, математика, динамика, начертательная геометрия, архитектура, оборонительные постройки, земляные работы, бетонные работы, материаловедение, основания и фундаменты, химия, сопротивление материалов, гидромеханика; в старшем классе — инженерная оборона государств, сведения о флоте, минные заграждения, стратегия, воинские здания, санитарно-строительное дело, отопление и вентиляция, мосты, статика сооружений, гидравлика и водоснабжение, термодинамика, тепловые двигатели, электротехника; на дополнительном курсе — история осад, петрография, электротехника, морские сооружения, речные сооружения, дороги, воздухоплавание. Практические занятия велись зимой: в младшем классе — укрепленные позиции, проектирование временных фортов, крепостная игра, задачи по математике и динамике, проекты по строительному искусству; в старшем классе — фортификационные проекты, задачи по статике сооружений, проекты сводов и занятия в лаборатории, проекты по строительному искусству, химический анализ; на дополнительном курсе — технический анализ, проекты: фортификационные, строительные и архитектурные, по строительной механике, по водоснабжению, по тепловым двигателям, частей машин и подъемных механизмов, практические занятия и проекты по электротехнике; летом: съемки и решение тактико-фортификационных задач и строительные работы в крепостях.

При академии имелась библиотека, музей, физический и электротехнический кабинеты, химическая, техническая и механическая лаборатории.

Выпуск. В 1833 г. выпускаемых из училища офицеров приказано делить по правам на 4 разряда при 50-балльной системе: из полного числа баллов 700 для 1-го разряда (выпускаемого в л.-гв. Саперный батальон) надо было иметь не меньше 665 баллов, 2-й разряд выпускался в военные инженеры, 3-й в саперные батальоны и 4-й (меньше 250 баллов) — в гарнизонные инженеры. В 1867 г. установлено правило, что только окончание дополнительного отделения давало право перевода в военные инженеры для службы в инженерном корпусе; окончившие же только 2 класса возвращались в строевые инженерные части. На дополнительный курс переводились все окончившие 2 класса по 1 разряду; окончившие 2 класса по 2 разряду отчислялись в инженерные войска. Успешно окончившими дополнительный курс считались получившие в общем выводе и из главных предметов и практических занятий не менее 10 баллов и из вспомогательных предметов не менее 9 баллов в среднем и не менее 7 баллов из каждого предмета в отдельности. Окончившие 2 класса академии получали право на академический знак, годовой оклад жалования по обыкновенному окладу и право на увольнение в 4-мес. отпуск в течение 3 лет после выпуска. Офицеры, успешно окончившие дополнительный курс, имели, кроме того, права: 1) им присваивалось Выс. приказом звание военного инженера независимо от того, назначались ли они на службу в корпусе военных инженеров, или обращались в войска. Это звание, как ученая степень, за ними сохранялось и в случае перевода впоследствии на службу в другие рода войск или в посторонние ведомства, и 2) награждения, по представлению начальника академии, очередным орденом, a в случае невозможности получения такового - на получение 2-го годового оклада жалованья. За обучение в академии офицеры обязаны были прослужить по 1,5 г. за каждый год пребывания в академии.



return_links();?>
 

2004-2016 ©РегиментЪ.RU