OCR, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch),
e-mail:
georgi21@inbox.ru
XIX век. Театр. На сцене – драма Шиллера «Коварство и
любовь». Президент фон Вальтер говорит своему сыну,
майору Фердинанду: «Сейчас начинается вахтпарад. Ты
явишься к леди, как только будет вручен пароль»{1}.
Вероятно, тогда многие зрители сразу схватывали
смысл этой фразы. Но вот наш современник читает в романе
О.Д. Форш «Михайловский замок»: «Сия собака стала
предерзкая, государь может один ее гладить, и она его не
кусает. Однажды она залаяла во время вахтпарада...
Императорский балет получил приказ ежедневно присылать
наряд балерин присутствовать при разводе... Несчастные
балерины, проклиная разводы и парады, принуждены были
вставать еще раньше, дабы не явиться после
государя»{2}. Вряд ли любой читатель в наше время
поймет без комментариев все детали этого изложения.
Изменилась эпоха, и вместе с ней ушло в прошлое то, что
было некогда ясным и привычным.
Вахтпарад в буквальном переводе означает «подготовка
стражи». Так в Германии
XVII в. назвали военную процедуру,
в России именуемую «развод караулов». Последний
представляет собой смотр охраны, торжественно
производимый ежедневно перед началом несения ею
караульной службы в очередные сутки. На развод выводится
личный состав караулов, а также оркестр или барабанщики.
После смотра нового караула и проверки его готовности к
несению службы должностным лицам вручаются суточные
пароли. Завершается развод прохождением личного состава
перед старшим начальником. Порядок проведения развода
регламентируется воинскими уставами{3}. Во всех армиях
мира этой процедуре издавна придавали особое значение,
чтобы подчеркнуть важность караульного дела, поднять дух
часовых и указать на чрезвычайную почетность их
обязанностей.
Исторические корни развода караулов уходят в далекое
прошлое и сопряжены со стремлением государственной
власти иметь боеспособную армию. Мы не знаем в деталях
соответствующей процедуры в России ранее XVII века. Известно, однако, что
Василий Шуйский в 1607 г. издал специальный указ о
порядке заступления новой стражи в должность, а Михаил
Романов в 1621 г. подтвердил его: «По осмотрению станов
доведется большому окольничему раздати и разделити станы
боярам и иным именитым людям, а прежде всех доведется
указати стан сторожевому голове... Сторожа столькими же
людьми обменити в полдни, и вовремя на стороже людей
прибавливати»{4}. Уточнения и дополнения были -185-
внесены при царе Алексее Михайловиче в 1647 году.
Создание Петром I регулярной армии потребовало
новых усовершенствований. По его поручению в 1698 г.
офицер из «потешных» полков Л.А. Вейде написал первый в
России воинский устав. В нем предусматривалось среди
прочих положение «О караулах, как на оные ходить и с них
подобает сходить». Самая процедура и сопровождающая ее
церемония были еще элементарными{5}. Северная война
показала малую пригодность этого устава. Длительная
работа, которую возглавлял Петр I,
увенчалась в 1716 г. принятием другого документа, почти
на все
XVIII столетие
установившего характер организации, обучения и
применения российских сухопутных вооруженных сил. В этом
«Уставе воинском» был также несколько детализирован
порядок развода караулов: «И когда барабанщики в городе,
в определенных местах сбор пробьют, тогда сбираются
солдаты перед капитанским или майорским домом, где оные
в строй поставлены, и потом на парадное место, где
губернатор или комендант живет, приведены бывают, как
учреждено и обыкновенно есть, тогда оным от майора или
от адъютанта по приказу губернаторскому или
комендантскому объявляется, где каждый свой пост и
караул иметь будет и что чинить, будучи на карауле. И
потом оные разделяются. А ежели случится, два офицера от
разных полков, которые не одинаковый походный бой имеют,
вместе на караул сойдутся, тогда надлежит у всего
караула поход одного полку бить, от которого полку
командующий офицер караул имеет». Простым выглядело
распределение позиций воинских частей на площади, а
затем их караульных постов: парадное место занимал
старший полк, остальные становились сзади, меняясь
поочередно позициями в следующие дни; майор клал значки
по числу постов в шляпу, и офицеры тащили их, кому
какой достанется по жребию, чтобы никто не обижался;
сержанты же расставляли солдат по постам, меча кости{6}.
Если сравнить этот порядок с тем, что происходило на
вахтпарадах при Павле I,
различие окажется существенным. Появилась длительная
процедура, на разных стадиях которой оркестр исполнял
специальные марши и иные мелодии; осуществлялись
сложнейшие построения и перестроения воинских частей и
подразделений; были выработаны сотни особых команд для
соответствующих движений. Развод караулов превратился в
грандиозное зрелище, мучительное для большинства его
участников, особенно если присутствовал царь. Дело в
том, что теперь развод производился в зависимости от
погоды либо торжественности дня в форме одежды
будничной, праздничной или парадной, а также с
церемонией или без нее, что определялось присутствием
«высочайшей особы». Павел же бывал при сем регулярно и
проводил церемониальные вахтпарады не только по
воскресным и праздничным дням, как прежде, но
ежедневно.
В плацпараде участвовали все генералы, штаб-офицеры и
обер-офицеры столичного гарнизона. Начиналось «действо»
по воскресеньям в 12 час, в прочие дни – в 9 час. утра
летом и в 10 час. утра с сентября по май. В морозную
погоду участников переводили с плаца в манеж, где они
неизменно занимались той же шагистикой, каждый участник
которой был не более чем «механизм, артикулом
предусмотренный»{7}. Заметное облегчение приносило всем
отсутствие царя. Картины «действа» блистательно
изображены Ю.Н. Тыняновым в новелле «Подпоручик Киже»:
«Начался развод, и Синюхаеву должно было вместе со всеми
двигаться в фигурных упражнениях... Было настоящим
счастьем, что на разводе не было по случаю жаркого
времени императора, отдыхавшего в Павловском»{8}.
Откуда же взялись в России чуждые ей некогда обычаи? Их
занесли сюда сторонники прусских порядков. В начале
XVITI
в. Берлин «славился»
вахтпарадами, которые организовывали курфюрсты Пруссии.
Король Фридрих II,
усовершенствовавший их, превратил развод караулов перед
своим потсдамским дворцом Сан-Суси в торжественную
пытку участников. Австрийцы, которые -186- враждовали
тогда с Берлином, саркастически именовали их
потсдамскими забавами{9}. Прусский режим, представлявший
собой «смесь деспотизма, бюрократизма и феодализма»{10},
нашел в России сторонников при бироновщине. Президент
Военной коллегии X.А.
Миних стал переиначивать русскую армию на немецкий
манер. Но продолжал действовать устав Петра I,
и миннховы кунстштюки вводились малыми дозами и сугубо
явочным порядком. В правление Елизаветы военные
учреждения ее отца отчасти восстановились{11}.
Однако Петр III,
благоговевший перед Фридрихом II,
опять повернул вооруженные силы России на иноземную
колею{12}. При Екатерине II армейские порядки, в целом
стабильные, не имели порою стандарта. Тут многое
зависело от конкретных командующих: в повседневной
жизни войск А.В. Суворова могло наблюдаться одно, войск
И.И. Веймарна – другое{13}.
Но вот воцарился Павел I.
Мог ли он, осмеянный екатерининскими вельможами как
неизвестно чей потомок, не демонстрировать всем и
каждому, что на деле в его жилах течет кровь его
официального отца Петра III?
Вот тут-то и развернулась колоритная эпопея вахтпарадов.
Имелась, однако, гораздо более веская причина их
введения. Павел придавал им важное государственное
значение, усматривая в парадности и регламентации с ее
формальными атрибутами, которые следовало твердо
соблюдать, одно из средств «подтянуть» Россию.
Сказывались и особенности характера: деспотические
черты, преклонение перед регламентом, любовь к слепо
повинующимся, мелочной педантизм и самодурство сложились
в Павле I
еще в юности.
Сильнейшее впечатление произвели на него поездка 1776 г.
в Берлин и знакомство с Фридрихом II.
Павел активно приближает к себе голштинских офицеров,
руководивших при его отце русской армией и двором. А
когда в 1783 г. он уединился в Гатчине, прусские
военнослужащие и дворяне быстро превратили ее в немецкую
казарму, славившуюся муштрой и жесточайшей палочной
дисциплиной. Механическую дрессировку в павловских
батальонах с витиеватыми экзерцициями и парадоманию сына
Екатерина II иронически именовала игрой в
куклы, но тщетно{14}. Гатчина стала как бы лабораторией,
в которой отрабатывались на ежедневных (уже тогда!)
вахтпарадах нормативы будущего. Когда же оно наступило,
отдельные трезвые государственные мероприятия,
осуществленные Павлом, менее всего коснулись армии.
Только Суворову, да и то вдали от столицы и лишь на поле
боя, удавалось сохранять прежние традиции. В остальные
воинские соединения проникал гатчинский дух.
Уже на следующий день после своего воцарения, 7 ноября
1796 г., Павел организовал в Петербурге гарнизонный
вахтпарад{15}. Не прошло и месяца, как церемониальный
развод караулов был возведен в степень важнейшего
события, причем царские распоряжения, отдаваемые при
вручении пароля, поведено было считать именными
указами{16}. Учредили единый штат используемых на плацу
оркестров{17}. Установили, какими должны быть при любых
оказиях, при параде и в бою, дистанции между шеренгами и
интервалы между соседями. Исключались и признавались
недопустимыми, независимо от конкретной обстановки,
какие бы то ни было случайности в поведении войск:
поступать можно было только согласно пунктам прусского
устава 1760 г., переведенного с немецкого и слепо
внедренного в российские вооруженные силы{18}.
Величайшим благом считалось для военнослужащего
соблюдение равнения в строю. От этого зависели оценка
его деловых качеств и карьера. Павел смотрел на
вахтпарады как на могучее средство воспитания армии в
стиле бездумного послушания, а всякое воспоминание о
простых правилах екатерининских разводов расценивал как
злостное преступление{19}. -187-
Одетые в сверхнеудобную униформу, участники «действа»
тоскливо ожидали его начала. Появлялся на плацу царь,
раздавались первые команды. Солдаты, боясь шелохнуться,
мертво смотрели в затылки впередистоящих. Офицеры
выполняли на месте серию упражнений с эспантонами
(командирские трости), салютовали Павлу, и шеренги
приходили в движение. Флигельманы (фланговые)
выскакивали при поворотах из рядов и производили в
воздухе ружьями изощренные выкрутасы. Расчленяясь и
вновь соединяясь, подразделения мерно маршировали тихим
шагом в разных направлениях, командиры подпрыгивали на
носках и покачивались, балансируя, а царь следил в
подзорную трубу за образующимися фигурами. При малейшем
нарушении ровности линий развод прерывался, и Павел
учинял провинившимся разнос. Если он был в благодушном
настроении, то сам хватал эспан-тон и, превратившись в
экзерцирмейстера, показывал, что и как нужно делать{20}.
Если же был не в духе, обращался с подчиненными крайне
резко. Редкий вахтпарад заканчивался без наказаний{21}.
Венцом эпопеи разводов с церемонией явился именной указ
царя от 8 октября 1800 г. «Описание о вахтпараде»,
высочайше узаконивший смесь деспотических причуд и
прусского регламента{22}.
Александр I слегка смягчил вахтпарад-ные
каноны и упростил церемониал, а также заменил немецкое
слово русским. Но и при нем одно лишь описание правил
развода занимало 14 страниц{23}. Напротив, Николай
I вновь их ужесточил и
усложнил. Теперь они составили в первой редакции 43
параграфа на 22 страницах, причем отдельно было указано,
как проводить церемонию в присутствии высочайших особ; в
следующей редакции – 67 параграфов на 52 страницах и в
третьей редакции – 168 параграфов на 74 страницах{24}.
Поражение царизма в Крымской войне отразилось на всех
сторонах армейской жизни. Еще до того, как Александр
II принял решение о военной
реформе, порядки гарнизонной и караульной служб были
изменены. Развод караулов нового варианта описывался в
104 параграфах на 24 страницах{25}. Между прочим,
повседневные церемониальные разводы были отменены и
заменены воскресными, сохранившими прежнюю парадность,
но без вычурной шагистики. Позднее было установлено,
что развод с церемонией вообще может проводиться только
по особому распоряжению{26}. Резкие упрощения
последовали за военной реформой 1874 года{27}. При
Александре III эти новые правила
дополнительно сузились, когда речь шла о повседневной
службе, и укладывались в 10 параграфов на 3 страницах;
однако развод караулов «в высочайшем присутствии» еще
носил черты былого вахтпарада и был детально расписан в
63 параграфах{28}. Почти без изменений повторяет обе
процедуры утвержденный Николаем II в 1900 г. Устав гарнизонной
службы, действовавший в сухопутных вооруженных силах
вплоть до социалистической революции{29}. -188-
Примечания
{1} Шиллер Ф. Избранные произведения. М. 1954. с.180.
{2} Форш О Исторические романы. М. 1957, с. 10, 111,
112.
{3} Советская военная энциклопедия. Т.7. М. 1979, с.40.
{4} Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до
воинской науки, состоящий в 663 указах, или статьях, в
государствование царей и великих князей Василия
Иоанновича Шуйского и Михаила Феодоровича, всея Руси
самодержцев. СПб. 1777, с. 69-70, ук. 17.
{5} Воинский устав, составленный и посвященный Петру
Великому генералом Вейде. СПб. 1841, с. 171.
{6} Устав воинский. СПб. 1737, с. 282, 286-288.
{7} Военный энциклопедический лексикон. Изд. 2-е. Т.
IX.
СПб. 1856, с. 62; Энциклопедия военных и морских наук.
Т. VI.
СПб. 1893, с. 243; Энциклопедический словарь. Т. XXVI (51). СПб. 1899, с. 136;
Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX веке. М. 1973, с. 109.
{8} Тынянов Ю. Избранные произведения. М. 1956, с.
278-279. {9} Grimm J.,
Grimm W. Deutsches Worterbuch. Bd. XIII. Leipzig. 1922,
S.198-199.
{10} Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23, с. 743.
{11} См., в частности, о разводе караулов: Военный устав
с артикулом военным. СПб. 1748.
{12} См. 2-е изд. применявшегося им устава: Устав
воинский СПб. 1766.
{13} Баиов А.К. Военное дело в эпоху имп. Павла I. В кн.
История русской армии и флота. Т. 3. М. 1991, с.14.
{14} Русский биографический словарь (РБС). Т. 13. СПб.
1902, с. 40.
{15} Шильдер Н. К. Император Павел Первый. СПб. 1901, с.
287.
{16} РБС. Т. 13, с. 46.
{17} Матвеев В. Русский военный оркестр. М.-Л. 1965, с.
33-34.
{18} Клочков М. В. Очерки правительственной деятельности
времени Павла I. Пг. 1916, с. 129.
{19} Листки из записной книжки. — Русская старина, год
7-й, 1876, с. 180. См. также Эйдельман Н.Я. Грань веков.
М. 1982.
{20} Шумигорский Е. С. Император Павел I. СПб. 1907, с.
128.
{21} Гено А. и Томич. Павел I. СПб. 1901, с. 105; РБС.
Т. 13, с. 44-46, 58; Ковалевский П.И. Император Петр
III. Император Павел I. СПб. Б. г., с. 112-113; Записки
Н.А. Саблукова о временах императора Павла I и о кончине
этого государя. Лейпциг. 1902, с. 43.
{22} Полное собрание законов Российской империи с 1649
года. Т. XXVI. СПб. 1830, с. 331-333, № 19592.
{23} О службе в гарнизоне или о разводах, караулах и
часовых. Изд. 2-е. Могилев. 1819, с. 3-16.
{24} См. Правила для развода. Б. м. 1833; Краткое
руководство к гарнизонной службе. СПб. 1837; Воинский
устав о пехотной службе. Кн. 2: О службе в гарнизоне.
СПб. 1852.
{25} Воинский устав о службе в гарнизоне. СПб. 1860, гл.
III; Справочная книжка для русских офицеров. СПб. 1869,
с. 905-916 (сжатый пересказ).
{26} Устав о службе в гарнизоне. СПб. 1871, гл. V.
{27} См. Караульная служба. СПб. 1875; Гарнизонная
служба. СПб. 1881.
{28} Воинский устав о гарнизонной службе. СПб. 1884, с.
17-19, 114-128.
{29} Сборник всех воинских уставов. Кн. 2. М. 1916, с.
224-226, 296-303.