Шелестинский Д.Г. Устав конвойной
службы - основной закон для чинов конвойной стражи
России
// История государства и права, 2006, №4
Уже давно назревавший вопрос об издании единого
нормативного акта, регламентирующего конвойную стражу,
получил свое дальнейшее развитие. Так, командующий
войсками Виленского военного округа заявил о
необходимости составить Свод правил конвойной службы
<*>, так как указания по этому вопросу, помещенные в
Уставе гарнизонной службы, а кроме того, в отдельно
издававшихся приказах и циркулярах, представляют весьма
обширный и сложный материал, руководствоваться которым
весьма трудно, особенно нижним чинам, недавно
поступившим на службу. Указания, касающиеся конвойной
службы, были помещены в приказах по Военному ведомству,
в циркулярах Главного штаба, Главного инспектора по
пересылке арестантов и Главного тюремного управления с
1857 г. и до начала XX в. Необходимо было упорядочить
все эти документы, выявить ошибки и противоречия,
содержащиеся в них.
* РГВИА. Ф. 400. Оп. 8. Д. 463. Л. 21.
Для этого создавалась специальная комиссия из двух
начальников конвойных команд и одного уездного воинского
начальника, имеющего в своем подчинении данное
подразделение. Таким образом, комиссия состояла из лиц,
не понаслышке знакомых с трудностями и особенностями
конвойной службы.
Постоянно шла работа по систематизации и
совершенствованию правовой базы. Так, в 1903 г. выходит
в свет брошюра "Подробный свод вопросов и ответов
конвойной службы", в которой в краткой и доступной форме
для нижних чинов конвойной стражи разъяснялись задачи,
стоящие перед конвойными командами, порядок организации
и несения службы и т.п. Каждый желающий мог купить ее
через сеть книжных магазинов.
К 1907 г. проект Устава конвойной службы был практически
готов. В разработке данного документа приняли участие
такие специалисты, как командующий конвойной стражей
генерал Сапожников. Разработка и издание этого
законопроекта были вызваны отсутствием какого-либо
официального руководства, охватывающего совокупность
правил службы по сопровождению арестантов чинами
конвойной стражи, а также трудностью нахождения
необходимых сведений в изданных в различное время
нормативно-правовых актах (приказах, циркулярах,
разъяснениях и указаниях Главного штаба, Главного
тюремного управления и Главного инспектора по пересылке
арестантов). Устав конвойной службы был призван
объединить все правила конвойной службы и дать точные
указания всем чинам при выполнении служебных
обязанностей, возложенных на них в соответствии с
Высочайшим повелением 20 января 1886 г.
10 июня 1907 г. Устав конвойной службы был утвержден и
вступил в действие - так называемое двухгодичное
испытание, которое должно было выявить возможные
недочеты при его составлении.
Как и другие военные уставы, Устав конвойной службы
четко устанавливал обязанности подразделения, порядок
препровождения арестантов, необходимое для этого
количество личного состава конвойной стражи, его форму
обмундирования и вооружения, сопроводительные документы,
порядок путевого довольствия пересылаемых и многое
другое. Кроме того, с изданием Устава конвойной службы
части полевых, резервных и местных войск также получили
руководство на случай привлечения их к конвоированию
арестантов (ст. 22 Устава).
С этого времени к обязанностям конвойных команд
относится:
а) сопровождение арестантов всех ведомств по железным
дорогам, водным путям сообщения и пешим трактам;
б) сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях
(ст. 31);
в) сопровождение арестантов при следовании их от мест
заключения гражданского ведомства к станциям железных
дорог, пароходным пристаням и обратно;
г) сопровождение арестантов в районе городов из мест
заключения гражданского ведомства: (п. п. 4, 5, 6, 7 ст.
2 Ус. Сод. под стр. изд. 1890 г.) в судебные учреждения,
к судебным и военным следователям, к должностным лицам,
производящим расследование по уголовным делам, и в
другие присутственные места, в больницу и баню,
находящиеся вне тюрем;
д) сопровождение отдельно от прочих арестантов лиц,
перечисленных в ст. 27 Устава;
ж) содействие тюремному начальству при производстве
обысков в местах заключения гражданского ведомства;
з) содействие тюремному начальству при прекращении
беспорядков среди арестантов в местах заключения
гражданского ведомства;
и) наружная охрана мест заключения гражданского
ведомства: 1) в виде постоянной меры - при условии
соответствующего увеличения штата подлежащих конвойных
команд (Высочайшее повеление 4 ноября 1886 г. п. ж. ст.
16 П.С. 3989) и 2) в исключительных случаях, в виде
временной меры, с разрешения командующих войсками в
округах.
Также четко закреплялась подчиненность конвойной стражи.
Отныне все конвойные команды по обязанностям конвойной
службы подчинялись только Главному инспектору по
пересылке арестантов.
С введением Устава конвойной службы утратил свою силу
ряд законодательных актов в сфере регулирования
конвойной службы:
1) инструкция старшему конвойному унтер-офицеру при
сопровождении арестантских партий по пешеэтапным трактам
(Циркуляр Главного штаба 1881 г. N 169);
2) ряд параграфов положения о перевозке арестантов по
железным дорогам (Приказ по военному ведомству 1877 г. N
116) ввиду замены их соответствующими статьями Устава
конвойной службы;
3) глава IV отделения III Устава гарнизонной службы;
4) другие приказы по военному ведомству Главного штаба,
циркуляры Главного тюремного управления и Главного
инспектора по пересылке арестантов, касающиеся конвойной
службы, за исключением вопросов, не освещенных в Уставе
конвойной службы.
Во второй главе Устава закреплены общие условия
конвойной службы. Так, законодатель закрепил, что
конвойный - это лицо, выполняющее служебные обязанности,
возложенные на него в соответствии с Уставом с момента
выступления из казармы и до момента доклада об окончании
командировки. Кроме того, согласно Уставу на чинов
конвойной стражи воспрещается возлагать какие-либо
поручения, не относящиеся к обязанностям конвойной
службы <*>.
* Устав конвойной службы. 1907. Ст. 21.
С введением Устава конвойной службы усилился контроль за
качеством исполнения служебных обязанностей конвойными
командами Главным инспектором по пересылке арестантов, в
обязанности которого входили личное инспектирование
команд и проверка ведения служебного делопроизводства.
Кроме того, начальники конвойных команд обращались с
представлением к Главному инспектору по вопросам
передвижения личного состава по службе, поощрения
отличившихся офицеров и нижних чинов и т.д.
Уставом конвойной службы установлены условия, которым
должно удовлетворять этапное помещение, строительство
которых велось по ходу следования арестантских партий.
Так как ранее в действовавших до 1907 г.
нормативно-правовых актах отсутствовали точные указания
относительно этапных помещений, было признано
необходимым законодательно закрепить те условия, которым
должно удовлетворять этапное здание, а именно: чтобы
помещение это устраняло возможность побега, имело
отделение для раздельного содержания арестантов разных
категорий (мужчин, женщин и детей) и было удобно для
охраны при небольшом числе постов.
Таким образом, Устав конвойной службы, регулирующий
деятельность конвоя при арестантах, предусматривает
буквально каждый шаг и каждое движение этого конвоя,
ставя его деятельность в строго определенные рамки.
К 1909 г. прошло уже более двух лет со времени введения
в действие проекта Устава конвойной службы.
Многочисленные проверки, проводимые Главным инспектором
по пересылке арестантов, должны были способствовать
усвоению требований Устава всеми чинами конвойной
стражи, а также их точному и неукоснительному
выполнению. Основная масса нарушений несения службы
сводилась к следующим нарушениям:
1) оружие, когда оно не на конвоирах, не хранится в
местах безопасных от похищения арестантами (ст. 196 УКС);
2) оставление арестантов без должного присмотра (ст.
194);
3) прием арестантов в местах заключения без обыска (ст.
122);
4) разрешение арестантам иметь при себе деньги (ст.
142);
5) наружные двери арестантских вагонов вопреки ст. 212
не всегда запираются как в пути, так и во время
остановок;
6) не соблюдается Приказ N 5 по конвойным командам за
1908 г. о необходимости конвоирам соблюдать самим и
требовать от арестантов уборки вагонов, если они грязные
<*>.
* Тюремный вестник. 1909. N 12. С. 1133.
Для устранения данных нарушений предписывалось усилить
внимание за обучением и подготовкой чинов конвойной
стражи. Кроме того, крайне важно было знать точно, в
каких случаях и при соблюдении каких правил конвой имеет
право освободить из-под стражи сданного ему арестанта,
без нарушения правил караульной службы и ответственности
по суду за освобождение. Все эти правила, а также
порядок возвращения оправданных или освобожденных от
ответственности арестантов в места заключения из суда
были указаны в ст. ст. 382, 392 - 399 Устава конвойной
службы.
Устав конвойной службы стал основополагающим актом во
всей системе пересылки арестантов, необходимость его
издания назрела уже давно. Несоответствие реалий жизни
заключенных и пересыльных тому, что было написано на
бумаге, тех принципов, которых придерживалось
государство, и тех пробелов, которые были в законах,
весьма беспокоило законодателей, и именно с помощью
Устава конвойной службы была сделана попытка исправить
ситуацию.