|
Баиов А. Воспитание армии и
идеи графа Л.Н. Толстого
// Новое Время. 1929. №№2552, 2553.
OCR, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a.
Sonnenmensch), e-mail:
georgi21@inbox.ru
Опыт всех воин, как
тех эпох, когда военная техника только
зарождалась, и потому была весьма слабой, так и
тех времен, когда эта техника сильно развилась и
усовершенствовалась и потому стала
могущественной, свидетельствует, что духовные
начала, нравственный элемент имеют
первенствующее значение перед всеми
материальными средствами. Поэтому естественно,
что руководители армии всегда и всеми мерами
должны стремиться к тому, чтобы при боевой
подготовке развитию духовных начал,
нравственному элементу уделялось бы возможно
более внимания. При этом нужно помнить, что в
этом отношении имеют значение не только прямые
средства, способствующие твердому установлению в
войсках тех положительных моральных оснований,
на которых зиждется нравственный элемент, но не
меньшее значение имеет также и все то, что
непосредственно противодействует укоренению
обратных влияний, способных заглушить добрый в
этом отношении посев и вырастить зловредные
плевелы.
На мерах положительных и противодействующих в
этой области основывается моральная подготовка
армии, ее воспитание.
Двадцатипятилетие со времени начала войны
1904-1905 г.г. дает основание вспомнить, как
обстоял этот вопрос перед указанной войной, и из
таких воспоминаний извлечь необходимый урок для
будущего.
Моральная подготовка русской армии, ее
воспитание, как это было и раньше, перед войной
с Японией, велась на основании формулы: "За
Веру, Царя и Отечество". Другими словами,
основами воспитания русской армии явились:
религия, воплощенная в православии; преданность
существующему государственному строю и порядку,
в частности преданность Верховной власти в лице
Монарха и патриотизм, т.е. сознательная любовь к
Родине с ее физическими свойствами,
государственным устройством, достижениями
материальной и духовной культуры и бытовым
укладом.
Эти основы наиболее отвечали исторически
развившейся идеологии русского народа, были
понятны ему, сделались ему дороги и вполне
удовлетворяли его сознание и его духовные
запросы, вытекающие из строя его души.
Вследствие этого воспитание, моральная
подготовка армии давали хорошие результаты, и
наша армия всегда, вообще говоря, могла
считаться обладающей нравственным элементом,
стоящим на должной высоте.
Но наряду с этим армия с некоторых пор
испытывала и другие воспитательные влияния,
которые перед войной с Японией стали весьма
настойчивыми и сильными.
Влияния эти явились следствием деятельности
различных революционных группировок и
прогрессивно-либеральной интеллигенции.
Преследуя свои антигосударственные и
антиправительственные цели, эти элементы прежде
всего старались подорвать правительственную
власть и ее законный источник, дискредитировать
их и уничтожить их авторитет.
Для этого нужно было расшатать те нравственные
устои, на которых покоилась вся государственная
и бытовая идеология русского народа, а значит и
армии. Религия, исповедуемая большинством
народа, правительство, как исполнительный орган
Монарха – Царя, и патриотизм, как выраже-ние
идеи Родины, Отечества, – вот против чего были
направлены все усилия революционеров разных
толков и либеральной интеллигенции, идейным
вдохновителем, нравственной опорой и духовным
вождем которой явился граф Лев Николаевич
Толстой.
В своей статье "Письмо к фельдфебелю",
напечатанной в 1902 году, граф Толстой писал:
"Вопрос в том, как могут здравомыслящие люди
верить, как верили и верят теперь все служащие
на военной службе, таковому очевидному обману,
т.е., что убивать нельзя людей вообще, но можно
по приказанию начальства?"
Ответ на этот вопрос, – дальше говорит граф
Толстой, – в том, что обманываются люди не одним
этим обманом, а с детства подготовляются к этому
целым рядом обманов, целой системой обманов,
которая называется православной верой и которая
есть ничто иное, как самое грубое
идолопоклонство.
В дальнейшем изложении этого письма граф Толстой
православную веру иначе не называет, как "ложной
верой", "ложным учением", а все изложенное в
книгах Нового и Ветхого Заветов считает ничем
иным, "как грубым смешением суеверий еврейского
народа с обманами духовенства".
Эти мысли графа Толстого, напечатанные и
распространяемые, при его признаваемом
передовыми людьми авторитете естественно могли
служить источником противорелигиозного яда,
развращающе действующего на основу духовного
естества человека, на религиозные чувства и
религиозную настроенность людей, расшатывая их
нравственные устои, заставляя их не признать
велений совести и долга, приучая их не считаться
с какими-либо моральными требованиями и позволяя
им с легкостью перескакивать через всякие
"нельзя".
Такая проповедь графа Толстого могла быть тем
более вредной, что она была направлена
непосредственно к лицам низшего командного
состава и несомненно подрывала авторитет высших
начальствующих лиц и веру в них и, таким
образом, разлагала дисциплину и вообще те
основы, на которых зиждется сила армии.
В своих брошюрах: "Патриотизм и Правительство",
изданной в 1900 г., "Рабство нашего времени",
напечатанной в 1898 г., и "Единое на потребу",
вышедшей в 1905 г., граф Лев Николаевич Толстой
чрезвычайно отрицательно и даже поносительно
относится к правительству вообще,
безотносительно какого государства и к какому
патриотизму какого бы то ни было народа.
Так, относительно правительства, как власти,
управляющей государством и охраняющей в нем тот
или иной правопорядок, граф Толстой в разных
местах названных брошюр пишет:
"Власть над другим человеком есть ничто иное,
как признанное право не только предавать других
людей мучениям и убийствам, но и заставлять
людей мучить самих себя..."
"Если правительства были нужны прежде для того,
чтобы защитить свои народы от нападения, то
теперь правительства искусственно нарушают мир,
существующий между народами, и вызывают между
ними вражду."
"Правительства заставляют свои народы разрушать
то единое, которое существует между ними и ничем
бы не нарушалось, если бы не было
правительств"...
"Всякое правительство поэтому, а тем более
правительство, которому предоставлена военная
власть, есть ужасное, самое опасное в мире
учреждение. Оно умственно и нравственно
развращает свои народы"…
"Француз, русский, поляк, англичанин, ирландец,
немец, чех – поймите, что спастись от всех наших
бедствий вы можете только тогда, когда
освободитесь от отжившей идеи патриотизма и
основанной на ней покорности правительствам..."
Этих выдержек, казалось бы, достаточно, чтобы
обрисовать то направление, в котором граф Лев
Николаевич Толстой вел свою пропаганду против
правительств, а значит, против всякой власти.
Эта пропаганда имела особенно отрицательное
значение для России, где источником всякой
власти является Самодержавный Монарх.
В связи с государственно-идеологическим
сознанием громадного большинства русских такая
пропаганда вела не только к подрыву авторитета
всякой власти и к стремлению освободиться от
внешних принудительных ее влияний, но она
способна была в полной мере дезорганизовать
людей внутренне, давая волю их анархическим
началам, которые присущи каждому человеку и
которые, не сдерживаемые внутренним чувством
необходимости подчинения для общего блага
государства той или иной власти, происходящей из
законного источника, приводят к уничтожению
солидарности, несогласованности, к разъединению
усилий всех. К разброду, развалу, к исчезновению
всякого порядка, к установлению общего
анархического беспорядка.
При таких условиях, особенно в случае войны,
армия не может выполнять своего назначения, она
не может даже существовать, как армия.
Вот такая-то пропаганда и велась революционерами
разных толков и либеральной интеллигенцией,
вдохновляемой и воодушевляемой великим писателем
земли Русской среди разных слоев населения, от
которых передавалась в армию, стремясь заложить
и разрушить все, составляющее духовный ее
элемент.
Так подтачивалось перед войной 1904-1905 г.г.
все то, что выражалось вторым членом формулы,
заключающей в себе три основных начала, на
которых воспитывалась армия.
Не был оставлен в покое радетелями народного
счастья по своему образцу также и третий член
этой формулы, включающий в себя понятия Родины,
Отечества и выявляющий себя в чувстве
патриотизма.
И революционеры, и передовая интеллигенция с
полным безразличием и даже с враждебностью
относились к Родине, Отечеству и презрительно
трактовали понятие патриотизма, которое питало
чувство любви и привязанности к Родине, желание
ее отстаивать от всех, кто на нее так или иначе
покушается, кто затрагивает ее материальные и
моральные интересы.
И в этом походе на патриотизм, связующий в одно
целое отдельные личности народа и дающий ему
силы защищать все дорогое, все святое для него,
тон задавал граф Лев Николаевич Толстой. Его
повторяли, ему следовали в этом, в его писаниях
находили обоснования для соответствующих
утверждений, на его авторитет опирались, ведя
определенную пропаганду.
А граф Лев Николаевич Толстой в своей уже
названной брошюре "Патриотизм и Правительство"
относительно патриотизма развивал следующие
мысли:
"Патриотизм в наше время есть чувство
неестественное, неразумное, вредное, причиняющее
большую долю тех бедствий, от которых страдает
человечество, и поэтому чувство это не должно
быть воспитываемо, как это делается теперь, а
напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми
зависящими от разумных людей средствами..."
"Все народы так называемого христианского мира
доведены патриотизмом до полного озверения..."
Вряд ли к этому нужно что-нибудь прибавить для
того, чтобы признать весь вред для армии такой
пропаганды графа Толстого и его последователей
относительно патриотизма, пропаганды,
отвергающей один из самых могущественных
стимулов для высокого служения армии, для
выполнения ею ее священных обязанностей, для
следования ею суровому и тяжелому долгу,
требующему величайшей жертвы от воина – его
жизни – в интересах своих соотечественников и
того, что составляет для него самое дорогое,
самое святое - его Родины.
Таково в общем учение графа Толстого, которое
можно формулировать в противоположность учению
"За Веру, Царя и Отечество" – "Против Веры, Царя
и Отечества" и которое граф и его просвещенные,
полупросвещенные и совершенно непросвещенные
последователи и поклонники распространяли в
народе и в армии, – он, веря в истинность своих
идей, или быть может из оригинальничания или
озорства, а другие – пользуясь ими, как одним из
средств для ниспровержения
существующего государственного строя ради своих
личных интересов.
Но на этом не останавливались гр. Толстой и его
единомышленники. В своих стремлениях они
ополчались против войны вообще и против
исполнения их служебного долга офицерами и
солдатами.
Так, в своих брошюрах: "Против войны", изданной
в 1898 году, "Рабство нашего времени" (1898 г.)
и "Одумайтесь", написанной в 1904 г. по поводу
Русско-японской войны, гр. Л.Н. Толстой войну
иначе не называет, как "простым убийством,
сопровождаемым разорением, грабежом и притом
таким убийством, которое предпринимается,
вопреки желанию большинства народа, очень
незначительным его меньшинством ради своих
личных удобств и комфорта, ради возможности
этому меньшинству жить в роскоши и праздности."
Здесь же гр. Л.Н. Толстой убеждает всех не
участвовать в этих убийствах, разорении и
грабежах и отказываться от военной службы.
Причем утверждает, что такой отказ и наказание
за него – тюрьма или изгнание – есть только
выгодное страхование себя от тех опасностей,
которые несет с собой военная служба и, как
результат ее, вероятное участие в войне.
Но, кроме расчета, выгоды отказа от военной
службы гр. Толстой видит в последнем еще
исполнение нравственного долга, т.е. таким
отказом каждый служит великую службу Богу и
людям и потому удовлетворяет требованиям своего
нравственного долга и велениям своей совести.
И поэтому гр. Толстой восхваляет всех тех, кто
отказался от военной службы и участия в войне.
В своих статьях: Офицерская памятка" и
"Солдатская памятка", напечатанных в 1901 г.,
гр. Толстой по поводу военной службы и войны
обращается непосредственно к офицерам и солдатам
и прежде всего говорит им, что та солдатская
памятка, которая, будучи составлена знаменитым
генералом М.И. Драгомировым, в общедоступной и
образной форме содержит все основные обязанности
каждого солдата и которая была вывешена во всех
казармах, что "она лишь доказывает ту ужасную
степень невежества, рабской покорности и
озверения, до которых дошли в наше время русские
люди"; и ввиду этого граф Толстой написал
обращение к солдатам и офицерам, в котором, как
он сам говорит, "старается напомнить им о том,
что они, как люди и христиане, имеют совсем
другие обязанности перед Богом, чем те, которые
выставляются в этой памятке."
В общем, службу офицера граф Толстой называет
"бесчестной" и потому рекомендует бросить ее и
даже советует, как это сделать, – он говорит:
"собрав часть, которой вы командуете, выйдите
перед нею и попросите у солдат прощения за все
то зло, которое вы им сделали, обманывая их, - и
перестаньте быть военным".
Такая проповедь Толстого и иже с ним, идущая
вразрез с тем воспитанием офицера и солдата,
которое является единственно соответствующим их
высокому назначению и отвечающим свойствам,
запросам и исторически сложившемуся сознанию
правильно мыслящего, здраво рассуждающего и
нормально чувствующего человека, принадлежащего
к определенной национальности, имеющего свою
Родину и свое Отечество, – такая проповедь графа
Толстого способна была только действовать
развращающе и разлагающе заменить сознание тех,
к которым она относилась, извратить их чувства и
в результате крайне вредно отразиться на
нравственном элементе армии, подорвать его и
сделать армию менее способной успешно вести
войну.
Как же в действительности пропаганда изложенных
выше идей гр. Толстого отразилась на армии перед
войной с Японией в 1904 г.?
В своей брошюре "Одумайтесь", изданной по поводу
Русско-японской войны, граф Толстой в связи с
неодобрительным заявлением одного крестьянина
относительно этой войны писал: "Да, совсем иное
отношение людей к войне теперь, чем то, которое
было прежде, даже недавно, в 77 году. Никогда не
было того, что свершается теперь".
Таким образом, сам граф Толстой устанавливает
большой успех своей пропаганды против войны,
против военной службы.
Мы должны, однако, сказать, что проповедь
графа-анархиста к 1904 г. еще не дала тех
результатов, которых он ожидал и которых желал.
Но все же, несомненно, она произвела свое
действие.
Она возбудила сомнение и недоверие, она влила яд
отрицания, она подготовила почву и создала
благоприятные условия для восприятия
разрушительных учений, она поколебала твердые
устои нравственного элемента в армии и, если еще
не развалила окончательно, то расшатала
настолько, что малейшая благоприятная
обстановка, легко создаваемая в войне невзгодами
физическими и моральными и тяжелыми
переживаниями, могла заставить восторжествовать
эти учения и уничтожить, или хотя бы в
значительной степени парализовать все то, что
давалось солдатам воспитанием и чем, главным
образом, и сильна, была солдатская масса. В
общем, она подрывала в основе моральную
подготовку армии, чем в громадной мере уменьшала
ее нравственную силу и ее физическую мощь.
Небывалое в прежних войнах проявление некоторыми
войсковыми частями в японскую войну
недостаточной нравственной упругости,
сказавшейся в малом проценте потерь, при которых
они теряли способность вести бой; случавшиеся
иногда массовые сдачи в плен, а также беспорядки
и волнения после заключения мира в войсках, как
находившихся в Маньчжурии, так и пребывающих
внутри России, служат ярким подтверждением этого
и являются чрезвычайно поучительными для дела
будущего строительства армии.
|