Опарин Д.А.
Прокуратура в системе органов государственной власти в
период правления Петра I
// История государства и права, 2006, №11
Появлению прокуратуры в России предшествовало несколько
различных форм надзорной власти: Приказ тайных дел,
фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената и
дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того,
что надзорные функции в той или иной мере осуществляли
сам царь и Сенат. Вместе с тем единое мнение о причинах
возникновения прокуратуры в России отсутствует. Одни
ученые считают, что прокуратура в России появилась в
связи с реформированием фискальной системы надзора <1>.
Крупнейший исследователь прокуратуры Н.В. Муравьев по
этому поводу писал: "Недостаточность, а вместе с тем и
крайняя непопулярность фискального надзора, естественно,
приводили к мысли о другой, иначе организованной форме
его, которая могла бы действовать совокупно с
фискальством" <2>. Другие причиной возникновения
прокуратуры в России называют необходимость надзора за
новым государственным органом - Правительствующим
Сенатом <3>. Иначе объясняет возникновение прокуратуры
теоретик прокурорского надзора дореволюционной России
А.Д. Градовский, который связывает этот процесс с
борьбой двух начал в государственном строительстве Петра
I: коллегиальности и единоначалия. Генерал-прокурор, по
мнению А.Д. Градовского, должен был уравновесить и
объединить преимущества того или другого типа
управления, чтобы "правильность и независимость
коллегиального устройства была бы соединена с быстротою
и гибкостью единоличного состава, где лица входили бы,
однако, лишь как дополнение коллегий, составляющих
основной тип всего устройства" <4>. По мнению другого
российского ученого, Г.А. Мурашина, институт прокуратуры
стал необходимым, так как достаточно развилась система
права; возникла необходимость усиления политического
влияния центральной власти; защиты ее интересов от
влияния феодальной раздробленности; обеспечение
проведения в жизнь законов центральной власти <5>.
Особое значение для принятия решения об учреждении
должности генерал-прокурора, по высказыванию А.Ф.
Смирнова, имела борьба за власть и одновременно против
власти, так как сказывалось желание высшего
чиновничества ограничить власть царя <6>.
--------------------------------
<1> См.: Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII -
первой половине XIX в. М., 1993. С. 49; Звягинцев А.Г.,
Орлов Ю.Г. Призванные отечеством. Российские прокуроры.
1722 - 1917 гг. М., 1997. С. 5; Орлова С.А. Сенат как
высший надзорно-контрольный орган России //
Правоведение. 2000. N 2. С. 228.
<2> Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и
деятельности. М., 1889. С. 266.
<3> См.: Исаев И.А. История государства и права России.
М., 1996. С. 98; Шашков В.Я. Краткая история
государственности и государственной службы России (IX -
XX века). Мурманск, 1999. С. 93; Ерошкин Н.П. История
государственных учреждений дореволюционной России. М.,
1983. С. 76.
<4> См.: Казанцев С.М. История царской прокуратуры.
СПб., 1993. С. 30.
<5> См.: Мурашин Г.А. Органы прокуратуры в механизме
советского государства. Киев, 1972. С. 10 - 11.
<6> Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М.,
1997. С. 16 - 17.
В истории развития отечественной прокуратуры принято
выделять следующие этапы:
1. С момента образования до Судебной реформы (1722 -
1864 гг.).
2. С момента осуществления Судебной реформы до
образования РСФСР (1864 - 1917 гг.).
3. С момента образования прокуратуры РСФСР до принятия
российского закона о прокуратуре (1922 - 1992 гг.).
4. С момента принятия указанного закона по настоящее
время <7>.
--------------------------------
<7> Григонис Э.П. Государственный механизм России:
история и современность: Монография. СПб., 1999. С. 79.
Также этапы развития прокуратуры можно рассматривать
исходя из характера государственной власти.
1. Российский (царский) этап - 1722 - 1917 гг.
2. Советский этап - 1922 - 1991 гг.
3. Современный (постсоветский) этап - 1991 г. - по
настоящее время.
Прокуратура в России была учреждена 12 января 1722 г.
Петр I сам тщательно разработал документы. В именном
Высочайшем Указе Правительствующему Сенату говорилось:
"Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и
обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору,
которые должны будут рапортовать генерал-прокурору" <8>.
18 января были учреждены прокуроры и в надворных судах
<9>. Несколько позже (11 мая 1722 г.) назначен
Обер-прокурор Синода для надзора за его деятельностью.
--------------------------------
<8> Законодательство Петра I. М., 1997. С. 131.
<9> Там же. С. 133.
18 января 1722 г. состоялось назначение первого в
истории России генерал-прокурора П.И. Ягужинского.
Представляя его сенаторам, Петр I произнес: "Вот око
мое, коим я буду все видеть" <10>. 27 апреля 1722 г.
была утверждена инструкция, которая определяла
компетенцию генерал-прокурора по надзору за Сенатом и
руководству подчиненными органами прокуратуры. Этим
указом, по сути, создавалась единая централизованная
система государственных органов во главе с
генерал-прокурором, подотчетным только царю. Далее
учреждался обер-прокурор (помощник генерал-прокурора) в
Сенате, обер-прокурор Синода, затем прокуроры коллегий и
прокуроры надворных судов в губерниях. В обязанности
генерал-прокурора входило прежде всего: надзор за
Сенатом - "сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы
Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые
сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно,
ревностно и порядочно, без потеряния времени, по
регламентам и указам отправлял" <11>; надзор за
реализацией указов царя; надзор за надлежащим
исполнением принятых решений с правом опротестовать
противоречащие законам решения Сената и даже
приостанавливать их действие с немедленным докладом об
этом царю; руководство деятельностью фискалов;
руководство деятельностью сенатской канцелярии.
--------------------------------
<10> Звягинцев А., Орлов Ю. Око государево // Человек и
закон. 1997. N 1. С. 30.
<11> Государственные учреждения России в XVIII веке.
Законодательные материалы. Справочное пособие. М., 1962.
С. 19.
Таким образом, возникший новый государственный институт
- прокуратура - представлял собой стройную
централизованную систему органов, которая отличалась от
системы фискалитета. Генерал-прокурор становился
практически вторым человеком в государстве и, по мнению
русского историка В.О. Ключевского, "маховым колесом
всего управления" <12>.
--------------------------------
<12> Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели
исторической мысли / Сост., вступ. ст. и прим. В.А.
Александрова. М., 1990. С. 225.