Романов В.В. Становление и
эволюция местных подразделений политической полиции
Российской империи в 1827 г. - начале 30-х годов XIX в.
//
История государства и права, 2007, №23
Подразделения корпуса жандармов, дислоцированные в
регионах, по Положению от 28.04.1827 были представлены:
управлениями округов (§ 5), управлениями отделений (§ 6)
и оперативно подчиненными данному ведомству жандармскими
командами (§ 1) <1>. Первоначально в Российской империи
было образовано 5 жандармских окружных управлений,
обозначавшихся порядковыми номерами. Авторы Обзора о
деятельности 3-го отделения СКЕИВ и Корпуса жандармов за
25 лет (1826 - 1851 гг.) констатировали: "Округов было в
1827 г. пять (нынешние 1, 2, 4, 5 и 7); к ним
присоединены: в 1831 г. 3-й (Царство Польское) <2>, в
1833 г. нынешний 8-й (Сибирь)" <3>. Следовательно,
жандармский округ, базировавшийся на территории
анализируемого региона, именовался с 1827 по 1831 г.
пятым, с 1832 по 1837 г. - шестым. Организация
руководящего подразделения жандармского округа N 5,
функционировавшего в районе Поволжья, состояла из
окружного начальника с властью дивизионного начальника,
который осуществляет управление округом посредством
дежурства (штат которого включал в себя штаб-офицера,
аудитора, 4 писарей, 1 секретаря, 1 инвалида <4>).
Процесс формирования данных элементов организационной
структуры корпуса жандармов в одних округах прошел
быстро (в качестве примера можно привести 1-й округ), в
других был более длительным. Из переписки по поводу
отъезда А.Х. Бенкендорфа из столицы на театр войны с
Турцией с императором (март - апрель 1828 г.) видно, что
даже окружные начальники имелись только в 3 округах <5>.
Ситуация, когда данная должность длительное время
оставалась вакантной, не являлась исключением, о чем
свидетельствует содержание ряда приказов по корпусу <6>.
Так, в 5-м округе длительное время не было окружного
начальника. Только в приказе по корпусу от 22 марта 1830
г. (N 10) указывалось на назначение начальника 2-го
отделения полковника Маслова Высочайшим приказом от 5
марта исполняющим обязанности начальника 5-го округа, а
в приказе от 23 декабря 1831 г. (N 75) полковник Маслов
впервые именуется начальником 5-го округа.
--------------------------------
<1> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. С. 396, 397.
<2> Здесь составители допустили неточность: в связи с
представлением шефа жандармов императору о необходимости
учреждения округа корпуса жандармов в Царстве Польском
последний, согласившись с этим, приказал именовать его
3-м, а остальным изменить номера в порядке возрастания
на единицу, таким образом, округов стало 6. Это было
сообщено в приказе по корпусу от 26 марта 1832 г. N 35;
на то же указывает Н.П. Ерошкин, правда, датируя это
приказом от 27.02.1832 (Крепостническое самодержавие...
С. 165).
<3> ГАРФ. Ф. 109, С/А. Оп. 3а. Д. 533. Л. 107.
<4> На 1827 год руководящие подразделения в других
округах имели аналогичное строение и штаты. Только в 1-м
и 2-м округе дополнительно входили в штат генеральский
адъютант, а в последнем еще и 1 секретарь. (2 ПСЗ РИ. Т.
2. N 1062. Приложение C. С. 131, 132). Заметим, что
авторы истории Корпуса (1826 - 1901) неточно указывают
штаты окружных дежурств: 1 штаб-офицер, 1 старший
адъютант, 1 аудитор, 4 писаря, 1 инвалид, а в ряде
округов еще по 1 секретарю (ГАРФ. Ф. 110. Оп. 3. Д.
2596. Л. 31 об.).
<5> ГАРФ. Ф. 109. 1 эксп. Оп. 3 (1828). Д. 211. Л. 15
об.
<6> В частности, в приказе от 3 января 1830 г. (N 5)
констатировалось "Предлагаю гг. окружным начальникам, а
где оных нет, начальникам отделений и находящимся в
губерниях штаб-офицерам немедленно предписать
начальникам жандармских команд...", почти аналогичное
содержание в части адресатов, имеет приказ от 20 августа
1830 г. (N 23).
Начальники и управления округов должны были по Положению
1827 г. размещаться в крупных губернских городах
(например, 5-го округа - в г. Казани). Однако реальная
ситуация на начальном этапе была иной. Приказом по
корпусу жандармов от 22 марта 1830 г. назначенному
исполнять должность начальника 5-го округа полковнику
Маслову предписывалось до нового распоряжения находиться
в г. Симбирске, а после назначения всех штаб-офицеров в
губернии 2-го отделения доложить шефу жандармов. Только
через полтора года, в соответствии с приказом от 23
декабря 1831 г. (N 75), руководство округом
передислоцировалось в пункт, определенный Положением
1827 г. "Признав нужным переместить начальника 5-го
округа из города Симбирска в Казань и получив Высочайшее
соизволение, делаю известным по корпусу, что впредь
постоянное место пребывания как начальника 5-го округа,
так и управления оного будет находиться в г. Казани".
Следовательно, в полном объеме нормы о руководящих
подразделениях (комплектовании личным составом и месте
дислокации руководства) 5-го округа, определенные в
Положении 1827 г., длительное время оставались
нереализованными.
Территория жандармского округа согласно приложению к
Положению 1827 г. состояла из ряда областей или
нескольких губерний. Шестьдесят процентов окружных
управлений охватывало своей деятельностью одиннадцать,
соответственно двадцать - десять, двадцать - восемь
административно-территориальных единиц <7>. В 5-й округ
входило 9 губерний (в т.ч. Астраханская, Казанская,
Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Симбирская),
Грузия и Кавказская область <8>. По площади территория
5-го округа на 1827 год была одной из самых больших.
Таким образом, первоначально местные подразделения
института дислоцировались не более чем на половине
территории империи. В силу своего географического
положения первоначально (до 1833 г.) округ выступал как
восточная окраина распространения деятельности
института, а на протяжении всего анализируемого нами
периода как пограничный. Хотя формально только
территории двух регионов Сибири и Царства Польского не
входили ни в один из округов <9>. Причины, повлекшие
первоначально отсутствие подразделений Корпуса жандармов
на данных территориях, были различны. В Сибири,
очевидно, это обусловливалось восприятием ее как региона
второстепенного значения в политическом отношении, а в
Царстве Польском - нежеланием наместника иметь на своей
территории подразделение независимого от него института.
Однако невозможно согласиться с мнением, что следствием
образования двух новых - третьего и седьмого жандармских
округов стало сокращение районов деятельности уже
существовавших <10>.
--------------------------------
<7> Данные получены в результате статистической
обработки приложения A к Положению от 28.04.1827.
<8> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. Приложение A. С. 131.
<9> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. Приложение A. С. 130, 131.
<10> Лурье Ф.М. Полицейские и провокаторы. СПб., 1992.
С. 165.
Жандармский округ состоял из отделений: в сорока
процентах входило по шесть, в других сорока процентах -
по пять и в двадцати процентах округов - по четыре
отделения. Всего в империи было образовано 26 отделений,
а также впоследствии был назначен штаб- или обер-офицер
в г. Дерпт <11>. В частности, в состав 5-го округа
входило 6 отделений, что составляет 15% от всех в
империи <12>. Во главе отделения находился начальник,
штаб-офицер, который имел власть командира полка и
подчинялся руководству округом, а до назначения
последнего прямо шефу жандармов. Кроме него, в
управления всех отделений 5-го округа (а равно в иных
округах) включали 1 обер-офицера, 2 писарей <13>.
--------------------------------
<11> ГАРФ. Ф. 110. Оп. 3. Д. 50. Л. 53 об.
<12> Данные получены в результате статической обработки
приложения A к Положению от 28.04.1827.
<13> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. Приложение E. С. 132.
Механизм замещения должностей начальников отделений
проходил интенсивно, что видно на примере 1-го отделения
5-го округа. 29.04.1827 шеф корпуса жандармов А.Х.
Бенкендорф выслал из столицы по месту прохождения службы
начальнику 1-го отделения 5-го округа подполковнику
Новокщенову приказ "отправиться в г. Казань, назначенный
Вашим местом пребывания, и там стараться по сим
инструкциям наблюдать" <14>. О своем прибытии 15.07.1827
подполковник Новокщенов донес рапортом военному
коменданту г. Казани <15>. Как видно из донесения
подполковника Маслова руководству корпусом, еще до
прибытия его к месту службы министр внутренних дел, на
основании обращения шефа жандармов, разослал
соответствующим гражданским губернаторам для принятия к
сведению уведомления с информацией о назначении данного
офицера начальником 2-го отделения 5-го округа <16>.
Данная процедура использовалась во всех аналогичных
случаях, а следовательно, губернское руководство знало о
начале формирования данного элемента института. Процесс
замещения вакантных должностей в 5-м округе проходил
достаточно интенсивно. Если начальник 1-го отделения
15.07.1827 уже был в г. Казани, то из донесений
начальников других отделений 5-го округа можно
констатировать, что 2-го отделения - подполковник Маслов
- очевидно, прибыл к месту прохождения службы примерно в
это же время (его первый рапорт с результатами
деятельности относится к 22.07.1827) <17>, а 3-го
отделения - подполковник Янов - несколько позже (его
рапорт под N 16 от 15.08.1827) <18>.
--------------------------------
<14> НАРТ. Ф. 199. Оп. 3. Д. 2. Л. 1.1 об.
<15> НАРТ. Ф. 199. Оп. 3. Д. 2. Л. 5.
<16> ГАРФ. Ф. 109, 1 эксп. Оп. 2(1827). Д. 395. Л. 5.
<17> ГАРФ. Ф. 109, С/А. Оп. 3а. Д. 1296. Л. 1.
<18> ГАРФ. Ф. 109, С/А. Оп. 3а. Д. 1229. Л. 1.
Материалы переписки по поводу отъезда А.Х. Бенкендорфа
на театр военных действий с императором от апреля 1828
г. свидетельствуют, что в 5-м округе было якобы пять
начальников отделений (или 83% от штатной численности),
для сравнения, во 2-м округе к этому времени было
назначено три (или 50% от штатной численности) <19>. В
реальности даже управляющий 3-м отделением СКЕИВ фон Фок
не знал состояния дел с замещением должностей
начальников отделений в округах. В частности, 12 декабря
из штаба корпуса ему было возвращено уведомление,
посланное 10 октября начальнику 5-го отделения 5-го
округа, о прибытии в столицу А.Х. Бенкендорфа.
Основанием явилось то, что на данную вакансию до сего
времени никто не назначен <20>. Таким образом, через год
в 5-м округе Корпуса жандармов было замещено только
четыре должности начальников отделений из шести (или 67%
от штатной численности). Начальники всех отделений,
деятельность которых распространялась на территорию
анализируемого региона, были назначены, и, таким
образом, данный процесс был в основном завершен. В то же
время каждая третья данная должность в 5-м округе
оставалась вакантной, а следовательно, данный
организационный элемент нефункционирующим. Это
затрагивало 2 отделения, которые не управлялись
общепринятым порядком, находились на окраинах, на
территории одного из которых даже шли военные действия.
По документам 1-го отделения штаба Корпуса жандармов к
июлю 1831 г. все 6 начальников отделений 5-го округа
были назначены <21>.
--------------------------------
<19> ГАРФ. Ф. 109, 1 эксп. Оп. 3(1828). Д. 211. Л. 15
об.
<20> ГАРФ. Ф. 109, 1 эксп. Оп. 3(1828). Д. 211. Л. 39,
40.
<21> ГАРФ. Ф. 110. Оп. 2. Д. 157. Л. 15, 15 об.
Значительно сложнее проходил процесс формирования
управлений отделений. Но еще до прибытия к месту службы
в г. Казань подполковник Новокщенов приступил к решению
вопроса о замещении вакансии обер-офицера отставным
капитаном Мельгуновым (рапорт N 2). Ответ на свой запрос
он получил из Корпуса уже по новому месту службы
27.07.1827, где описывался порядок решения данного
вопроса <22>. Как вытекает из формулярного списка М.В.
Мельгунова (1831 г.), только 2 февраля 1828 г. он был
зачислен на службу в Корпус жандармов прежним чином, то
есть штабс-капитаном на должность "за адъютанта"
начальника 1-го отделения 5-го округа <23>. 18 июля он
возбудил перед руководством корпуса вопрос о
комплектовании отделения писарями. Однако последнее
исходило не из потребностей подразделений, а из буквы
закона - отвечая, что по Положению писари могут быть
только из военных канонистов, и на 1827 г. распределение
их уже утверждено императором, а на 1828 г. его еще не
было, и поэтому "рассылка писарей к местам их назначения
должна быть отложена на некоторое время" (л. 13). В
начале осени начальник штаба военных поселений сообщил
шефу жандармов, а последний через управление
подполковнику Новокщенову, что вместо 2 назначен 1
писарь из Казанского батальона военных канонистов, "и об
отправлении его распоряжение сделано" (л. 32). 24
октября 1827 г. при рапорте последнего избранный им в
штатные писари канонист Зиновий Степанов был
препровожден к начальнику 1-го отделения <24> (л. 38).
Таким образом, начальный этап процесса становления, по
самым оптимистическим оценкам, окончился не ранее конца
октября 1827 г., т.е. почти через полгода после
опубликования указа.
--------------------------------
<22> НАРТ. Ф. 199. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.
<23> ГАРФ. Ф. 110. Оп. 2. Д. 146. Л. 1, 7.
<24> НАРТ. Ф. 199. Оп. 1. Д. 2. Л. 13, 32, 38.
Управления отделений базировались в губернских городах.
В Поволжском регионе находилось руководство 4 из 6
отделений 5-го округа (1-го в г. Казани, 2-го в г.
Симбирске, 3-го в г. Нижнем Новгороде, 4-го в г.
Астрахани). По нашему мнению, данные сведения о
дислокации и количестве отделений свидетельствуют, что
правящие круги уделяли региону в этом аспекте
существенное внимание. Заметим, что место дислокации
руководства 1-го отделения и нахождения начальства 5-го
округа совпадали - г. Казань. Такое совпадение было
характерно для всех округов и вряд ли было случайным.
Это давало дополнительные основания организационной
устойчивости элементов и эффективного функционирования
руководства жандармскими округами в непредвиденных
ситуациях за счет привлечения ресурсов отделений. Район
деятельности отделения включал в себя от одной губернии
или области до трех губерний. В Поволжском регионе
ситуация в этом вопросе была типичной для России: 3
губернии (Казанская, Вятская, Пермская - в первом
отделении; Оренбургская, Симбирская, Саратовская - во
втором), 2 губернии (Нижегородская, Пензенская) в
третьем и даже одна (Астраханская) в четвертом <25>.
Формируя их, руководство ведомства, очевидно, исходило
из следующих факторов: компактности размещения, размеров
территории, численности населения и, не в последнюю
очередь, экономии расходов казны. Почти сразу выяснились
основные недостатки данной организации, которые были ей
внутренне присущи и существенны по характеру.
Руководство политической полиции уже с 1829 г.
приступило к ликвидации ряда из них и разработке новых
организационно-правовых основ исследуемого
государственного органа.
--------------------------------
<25> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. Приложение A. С. 130, 131.