Татаренко А.В.
Правовое регулирование таможенной деятельности в России
XIX века
// История государства и права,
2008, №4
Развитие капитализма в России к середине XIX в.
потребовало проведения новой кодификации таможенного
законодательства, в котором значительное место
отводилось вопросам борьбы с уклонением от уплаты
таможенных пошлин и с контрабандой. Систематизированное
законодательство об уголовной ответственности за
контрабанду в России появилось в Таможенном уставе 1819
г., откуда оно затем было перенесено в Уложение о
наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Составы
контрабанды и уклонения от уплаты таможенных пошлин не
разделялись; уголовное и таможенное законодательство
того периода применяло понятие дефраудации, включавшее
обманное, мошенническое уклонение от уплаты таможенных
пошлин и контрабанду.
Охрана государственной границы возлагалась на
таможенную, а затем пограничную стражу Министерства
финансов. Таможни и таможенные заставы учреждались по
внешней сухопутной и морской границе Империи и царства
Польского, а на северо-западе - по границе России с
Финляндией. Устав также содержал очень подробную
регламентацию таможенной службы.
Ученые России в своих работах по налогообложению
обращали внимание на проблему уклонения от уплаты
таможенных платежей, считая необходимым разделение
налоговых деликтов. Профессор В.Н. Твердохлебов к
способам незаконного уклонения от уплаты налогов и
таможенных платежей относил контрабанду, ложные
декларации и сокрытие имущества <1>. Как следствие
дальнейшей разработки этой проблемы в Таможенном уставе
1819 г., помимо контрабанды, важное место заняли
положения о таможенных пошлинах. Уголовная
ответственность наступала и в случаях контрабанды, и в
случаях уклонения от уплаты таможенных пошлин.
--------------------------------
<1> Сборник научных трудов юридического факультета
СевКавГТУ. Вып. 6. Северо-Кавказский государственный
технический университет, 2004.
Изменения Таможенного устава последовали спустя четыре
десятилетия, и в 1857 г. был утвержден новый Таможенный
устав, согласно которому все таможни в зависимости от
объема совершаемых ими операций подразделялись на три
класса.
С воцарением в 1881 г. Александра III, который был
убежденным защитником национальной промышленности,
поворот в таможенной политике России стал необратимым. В
последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались
почти каждый год, и всякий раз в сторону увеличения. При
министре финансов И.А. Вышнеградском (1887 - 1892 гг.)
была осуществлена разработка нового таможенного тарифа.
Официально провозглашались принципы таможенной политики
России на обозримую перспективу: первостепенная важность
защиты промышленных интересов перед фискальным;
равномерное покровительство всем нуждающимся отраслям
промышленности. Тариф был принят 11 июня 1891 г.
Введение тарифа 1891 г. с неизбежностью обострило
проблему контрабандного ввоза. В 1892 г. был принят
новый Таможенный устав, который состоял из 1766 статей
<2>. По нему можно не только изучить систему таможенных
учреждений России в конце XIX в., но и рассмотреть
законодательную базу по борьбе с контрабандой. Новый
Таможенный устав обновил соответствующее
законодательство: были определены различные проявления
контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная
ответственность при этом возлагалась на владельца
товара. Несостоятельным контрабандистам денежное
взыскание могло быть заменено тюремным заключением.
--------------------------------
<2> Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 6.
С. 1 - 135.
Основными санкциями Таможенного устава 1892 г. являлись
штраф и конфискация товара. Тайный ввоз и вывоз
запрещенных товаров карались конфискацией товара с
наложением денежного штрафа в размере двойной стоимости
товара (ст. ст. 1522, 1524). За тайный провоз товаров,
подлежавших обложению пошлиной, взыскивалась пятикратная
пошлина. При этом импортные товары конфисковывались, а
экспортные товары возвращались, если был уплачен штраф
(ст. ст. 1522, 1524). Если провозящий мог доказать, что
товар принадлежит другому лицу, он подвергался денежному
штрафу в размере от 30 до 60 руб., а взыскание
контрабандной пени переносилось на владельца товара (ст.
1546).
Россия в это время была разделена на 10 таможенных
округов (Санкт-Петербургский, Рижский, Калишский,
Бессарабский, Южный и др.), на территории которых
находилось 95 таможен, 64 таможенные заставы и 71
переходный пункт и пост. Таможни, таможенные заставы,
переходные пункты и посты являлись специальными
учреждениями по ввозу товаров, а также по взысканию с
них таможенных пошлин. Таможни учреждались по всей
сухопутной и морской границе Российской империи.
Руководил работой таможенных учреждений на всем
пространстве Российской империи Департамент таможенных
сборов, который входил в состав Министерства финансов.
Устав упорядочил таможенную охрану на море и в
прибрежных водах. Водное пространство в три морских мили
от российского берега признавалось морской таможенной
полосой, в пределах которой все как отечественные, так и
иностранные суда подлежали досмотру местных таможенных
властей.
Через главные складочные таможни и таможни 1-го класса
разрешалось ввозить любые не запрещенные таможенным
тарифом иностранные товары. Через таможни 2-го и 3-го
класса ввозились иностранные товары, не обложенные
пошлинами по таможенному тарифу, к тому же импортные
товары, обложенные пошлинами по таможенному тарифу, но
не подлежавшие наложению таможенных клейм, за
исключением чая, сахара, красок, аптекарских материалов,
золотых и серебряных вещей, подлежавших наложению клейм
в пробирных палатках. Через таможенные заставы можно
было ввозить только беспошлинные иностранные товары. В
то же время через переходные пункты, открытые лишь для
пропуска местных пограничных жителей по кратковременным
билетам, запрещался привоз любых импортных изделий.
Новым в уставе было то, что взыскания за его нарушения
стали едиными как для европейской, так и для азиатской
внешней торговли: "В случаях привоза иностранных
товаров, доставленных чрез порты Приморской области,
Восточной Сибири и Амурской области, а также чрез
Аянский и другие порты Охотского моря, Иркутская таможня
руководствуется, в отношении сих товаров, общим по
европейской торговле тарифом" (ст. 1383) <3>. Данное
правило свидетельствовало о процессе выравнивания
условий торговли в Европейской России и Сибири ввиду
развития железнодорожного транспорта.
--------------------------------
<3> Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 6.
С. 104.
Особого внимания заслуживает тот факт, что Таможенный
устав 1892 г. впервые ввел положение о квалифицированной
контрабанде, за которую полагалось самое строгое
наказание: "Если тайный провоз был производим скопищем и
особенно людьми, чем-либо вооруженными, то, сверх
определенных выше взысканий, главные виновные
подвергаются лишению всех особенных, лично и по
состоянию присвоенных прав и преимуществ и к ссылке на
житье в Сибирь или отдаче в исправительные арестантские
отделения, а все прочие также лишению всех особенных,
лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и к
ссылке на житье в одну из отдаленных губерний, кроме
сибирских, или заключению в тюрьме" (ст. 1544) <4>.
--------------------------------
<4> Там же. С. 117 - 118.
Денежный штраф за контрабандный ввоз товаров налагался
на их "провозителя", если тот не мог указать на хозяина
в России, а если же не было ни того, ни другого, то на
их продавца внутри страны. При изобличении в тайном
провозе товаров группы лиц штраф налагался "не порознь с
каждого лица, но со всех изобличенных в перевозе или
участии в оном при каждом особом случае, по равной
части, сколько по расчету причтется; когда одним из
виновных не внесено следующее с него взыскание, то сия
сумма разлагается на прочих соучастников в преступлении"
(ст. 1548) <5>.
--------------------------------
<5> Там же. С. 118.
В случае неуплаты виновным штрафа в течение двух недель
с того дня, как решение суда вошло в законную силу, его
имущество продавалось. Когда же этой меры было
недостаточно, то виновный подвергался тюремному
заключению или исправительным работам. Для не
сознавшихся в преступном деянии, но изобличенных в том
судом сроки заключения определялись вдвое
продолжительнее.
Таможенный устав 1892 г. закрепил протекционистскую
таможенную политику в России. Его содержание
подготовлено на основе новых подходов и определений,
соответствующих осуществляемой в стране
индустриализации, развитию внешнеэкономических отношений
и решению задач экономической защиты государства.
Представляют интерес уточнения, связанные с развитием
правовых норм борьбы с контрабандой, нормативными
актами, регулирующими ввоз и вывоз товаров.
Устав 1892 г. сделал едиными законодательство о
контрабанде для европейской и азиатской торговли,
упорядочил таможенную охрану на суше, море и в
прибрежных водах.