Яцентюк П.Л. Министерская реформа 1810
- 1811 гг. и ее влияние на дальнейшее развитие системы
Министерств в России //
История государства и права, 2008, №11
Министерские реформы первой четверти XIX в. оставили
весомый след в истории государства и права России и
оказали заметное влияние на дальнейшее развитие системы
министерств. Следует различать две министерские реформы.
В результате первой из них по Манифесту от 8 сентября
1802 г. "Об учреждении министерств" было создано восемь
министерств: военных сухопутных сил, морских сил,
иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов,
коммерции, народного просвещения. В Манифесте в общем
виде были обозначены основные задачи каждого из
министерств <1>. Однако более значимой стала вторая
министерская реформа. В отличие от реформы 1802 г. она
была оформлена не одним, а по крайней мере тремя
основными законодательными актами - Манифестом от 25
июля 1810 г. "О разделении государственных дел на особые
управления с означением предметов, каждому управлению
принадлежащих", Высочайше утвержденным разделением дел
по министерствам от 17 августа 1810 г. и актом под
названием "Общее учреждение министерств" от 25 июня 1811
г.
--------------------------------
<1> ПСЗ. Собрание первое. Т. 28. N 20406.
По Манифесту от 25 июля 1810 г. "все дела
государственные в порядке исполнительном разделялись на
пять главных частей: 1) Внешние сношения: Министерство
внутренних дел; 2) Устройство внешней безопасности:
Министерство военное; Министерство морское; 3)
Государственная экономия: Министерство внутренних дел;
Министерство народного просвещения; Министерство
финансов; Государственное казначейство; Ревизия
государственных счетов; Главное управление путей
сообщения; 4) Устройство суда: Министерство юстиции; 5)
Устройство внутренней безопасности: для общего
соображения и главного управления всех предметов,
принадлежащих к государственной полиции, кои доселе
ведомы были в Министерстве внутренних дел,
восстанавливается прежде существовавшее звание
генерал-полицмейстера, под именем министра полиции. В
числе государственных дел предметы, относящиеся к
духовенству православного греко-российского исповедания,
имеют свое средоточие в Св. Синоде и не требуют в образе
главного их управления никакого дополнения. Но дела
духовенства разных других исповеданий, ныне рассеянные
по разным департаментам, требуют совокупности. В сем
уважении к числу министерств вышеозначенных
присоединяется Главное управление духовных дел разных
исповеданий" <2>. Таким образом, были обозначены те
сферы общественной жизни, в которых действовали
министерства.
--------------------------------
<2> Там же. N 24307.
В сфере внешней политики и внешней безопасности с 1802
г. действовали Министерство иностранных дел,
Министерство военно-сухопутных сил (с 1815 г. - Военное
министерство) и Министерство морских сил (с 1815 г. -
Морское министерство). Морское министерство ведало
военно-морскими силами, т.е. также было военным
министерством. Характерно, что одновременное
функционирование двух военных министерств имело место и
после установления Советской власти. В числе первых
советских народных комиссариатов (наркоматов) были
предусмотрены: Наркомат по военным делам и Наркомат по
морским делам (ст. 46 Конституции РСФСР 1918 г.) <3>. В
1923 г. был образован единый Наркомат обороны, из
которого в 1937 г. вновь был выделен Наркомат
Военно-Морского Флота СССР. В 1946 г. оба наркомата
опять были объединены в единое Министерство Вооруженных
Сил СССР. В 1950 г. указанное министерство в очередной
раз было разделено на Военное министерство и
Военно-морское министерство. В 1952 г. они оба снова
были слиты в Министерство обороны СССР, которое
просуществовало до распада СССР в 1991 г. и
правопреемником которого является Министерство обороны
Российской Федерации. Министерство иностранных дел (с
1917 по 1946 г. - Наркомат иностранных дел) действует и
по настоящее время.
--------------------------------
<3> СУ РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.
В правоохранительной сфере действовало созданное в 1802
г. Министерство юстиции, а также вновь образованное в
1810 г. Министерство полиции. Традиционно
правоохранительное ведомство - Министерство внутренних
дел - в связи с образованием Министерства полиции, по
решаемым задачам стало относиться к министерствам,
действующим в социально-экономической сфере или, по
терминологии Манифеста от 25 июля 1810 г., сфере
"государственной экономии".
В Общем учреждении министерств от 25 июня 1811 г. было
установлено: "Главный предмет Министерства внутренних
дел есть попечение о распространении и поощрении
земледелия и промышленности. Посему к Министерству сему
принадлежат дела о поощрении земледелия, колонии,
внутренние переселения и разные ветви хозяйства,
фабрики, внутренняя торговля, почты и публичные здания".
О Министерстве полиции было сказано, что оно "ведает все
учреждения, к охранению внутренней безопасности
относящиеся" <4>. По Манифесту от 25 июля 1810 г.
Министерство полиции было отнесено к сфере "устройства"
внутренней безопасности. В соответствии с предложенной
нами классификацией Министерство полиции вместе с
Министерством юстиции относились к министерствам,
действующим в правоохранительной сфере. В соответствии с
Общим учреждением министерств к ведению Министерства
юстиции было отнесено все, что "принадлежит к устройству
судебного порядка". Это еще достаточно скромная
характеристика Министерства юстиции. С самого момента
создания его глава - министр юстиции одновременно
является генерал-прокурором, главой прокуратуры. В
результате Судебной реформы 1864 г. прокуратура стала
органом уголовного преследования. По представлению
министра юстиции императором назначались на должности
судебные следователи. С 1895 г. в ведение Министерства
юстиции из Министерства внутренних дел было передано
Главное тюремное управление, т.е. в его руках
сосредоточилось управление пенитенциарными учреждениями,
исполняющими уголовные наказания. В дальнейшем переход
пенитенциарных учреждений в ведомство юстиции из
ведомства внутренних дел происходил неоднократно: в 1930
- 1934 гг., в 1953 - 1954 гг. В последний раз такая
передача состоялась уже в современной России - в 1998 г.
В настоящее время управление пенитенциарными
учреждениями осуществляет Федеральная служба исполнения
наказаний, подведомственная Министерству юстиции
Российской Федерации.
--------------------------------
<4> ПСЗ. Собрание 1. Т. 28. N 24686.
Что касается Министерства полиции, то оно
просуществовало недолго. В его состав вошли департаменты
полиции хозяйственной и полиции исполнительной, а также
Медицинский департамент. Собственно полицией как органом
охраны общественного порядка ведал только один из трех
департаментов - Департамент полиции исполнительной. Все
это привело к тому, что часть влиятельных
государственных и общественных деятелей стали считать,
что Министерство полиции стало таким же "многосложным и
непонятным", как и Министерство внутренних дел <5>. В
конечном счете в 1819 г. Министерство полиции было
упразднено с передачей его функций Министерству юстиции.
Министерство внутренних дел долгое время оставалось
многофункциональным ведомством. Правоохранительная
функция была лишь одной, хотя и самой важной, из функций
этого министерства. Только в советское время оно стало
постепенно освобождаться от многофункциональности. В
настоящее время Министерство внутренних дел Российской
Федерации - одно из главных правоохранительных ведомств
страны. В социально-экономической сфере по Общему
учреждению министерств от 25 июня 1811 г. кроме
Министерства внутренних дел были предусмотрены
Министерство народного просвещения; Министерство
финансов, Государственное казначейство, Ревизия
государственных счетов; Главное управление путей
сообщения.
--------------------------------
<5> Органы и войска МВД России. Краткий исторический
очерк. М., 1996. С. 20.
Министерство народного просвещения (в 1817 - 1824 г.
называлось - Министерство духовных дел и народного
просвещения) просуществовало до 1917 г. По Конституции
РСФСР 1918 г. был предусмотрен Наркомат просвещения. В
70-х гг. XX в. на уровне Союза ССР действовало несколько
ведомств в сфере образования: Министерство просвещения
СССР, Министерство высшего и среднего профессионального
образования СССР, Государственный комитет СССР по
профессионально-техническому образованию. В 1988 г. все
эти ведомства были упразднены и образован
Государственный комитет СССР по народному образованию
<6>. В настоящее время в Российской Федерации действует
Министерство образования и науки.
--------------------------------
<6> См.: Советское административное право. М., 1998. С.
245.
Министерство финансов (с 1917 по 1946 г. - Наркомат
финансов) действует и по настоящее время. Аналогом
Государственного казначейства Российской империи в
современной Российской Федерации является Федеральное
казначейство на правах федеральной службы,
подведомственное Министерству финансов.
Главное управление путей сообщения в 1865 г. было
преобразовано в Министерство путей сообщения. В
советское время наркомат, а с 1946 г. - Министерство
путей сообщения являлось одним из важнейших ведомств,
которое управляло железнодорожным транспортом. Указом
Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. "О
системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" Министерство путей сообщения было упразднено, а
его функции были переданы вновь образованному
Министерству транспорта и связи <7>. Следующим Указом от
20 мая 2004 г. "Вопросы структуры федеральных органов
исполнительной власти" указанное министерство было
разделено на Министерство транспорта и Министерство
связи и информационных технологий <8>. Министерству
транспорта Российской Федерации подведомственно
Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
<8> Там же. N 21. Ст. 2023.
Возвращаясь к министерской реформе 1810 - 1811 гг.,
отметим, что в 1810 г. было упразднено Министерство
коммерции. Высочайше утвержденным разделением дел по
министерствам от 17 августа 1810 г. полномочия
упраздненного министерства по коммерции по руководству
внешней торговлей были переданы Министерству финансов, а
руководство внутренней торговлей было возложено на
Министерство внутренних дел <9>. Большинство
министерств, образованных в результате министерской
реформы 1810 - 1811 гг., практически под теми же
названиями сохранились до наших дней, и именно в этом
заключается ее заметное влияние на дальнейшее развитие
системы министерств России.
--------------------------------
<9> ПСЗ. Собрание 1. Т. 28. N 24326.